Научная статья на тему 'Профессионально-мотивирующее обучение студентов в регионе народного художественного промысла Гжель'

Профессионально-мотивирующее обучение студентов в регионе народного художественного промысла Гжель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ГЖЕЛЬ / ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONALLY-MOTIVATING EDUCATION / FOLK ARTS AND CRAFTS / PAINTING / TOURISM / EXCURSION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицына Т.Б., Коржанова А.А.

В статье представлен анализ содержания и компонентов профессионально-мотивирующего образования в районе народного художественного промысла Гжель. Авторы анализируют особенности подготовки обучающихся по направлению Туризм с учетом регионального компонента содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-motivating training of students in the region of folk arts and crafts Gzhel

The article presents an analysis of the content and components of professional-motivating education in the area of folk art craft Gzhel. The authors analyze the features of training students in the direction of Tourism, taking into account the regional component of the content of education.

Текст научной работы на тему «Профессионально-мотивирующее обучение студентов в регионе народного художественного промысла Гжель»

Профессионально-мотивирующее обучение студентов в регионе народного художественного промысла Гжель

Т.Б. Лисицына1, А.А. Коржанова2

1,2Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: профессионально-мотивирующее обучение, народные художественные промыслы, Гжель, туризм, экскурсионная деятельность. Key words: professionally-motivating education, folk arts and crafts, painting, tourism, excursion activity.

Резюме: В статье представлен анализ содержания и компонентов профессионально-мотивирующего образования в районе народного художественного промысла Гжель. Авторы анализируют особенности подготовки обучающихся по направлению Туризм с учетом регионального компонента содержания образования.

Abstract: The article presents an analysis of the content and components of professional-motivating education in the area of folk art craft Gzhel. The authors analyze the features of training students in the direction of Tourism, taking into account the regional component of the content of education.

[Lisitzina T.B.1, Korzhanova А.А.2 Professional-motivating training of students in the region of folk arts and crafts Gzhel]

Содержание профессионального туристского образования зависит от действия общепедагогических и специфических факторов и условий, которые определяют как общие, так и особенные его черты. Учитывая региональные особенности, детерминирующие профессиональную мотивацию, было разработано содержание подготовки студентов в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.

Однозначного ответа на вопрос о количестве и сущности принципов, лежащих в основе построения содержания профессионального туристского обучения не существует. Анализ большого числа педагогических исследований (работ Ю.К. Бабанского, Ю.И. Евсеева, В.И. Ильинича, Б.В. Илькевича, В. В. Краевского, М.А. Лазарева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, А.Д. Новикова, А.В. Петровского П.И. Пидкасистого,

В.П. Подвойский и др., И.П. Подласого и других ученых) позволил сформулировать следующие принципы формирования содержания профессионально-мотивирующего обучения: принцип соответствия содержания подготовки в сфере туризма во всех ее элементах и на всех уровнях конструирования общим и дисциплинарным целям профессионально-мотивирующего обучения; принцип единства содержательной и процессуальной сторон профессионально-мотивирующего обучения; принцип структурного единства содержания профессионально-мотивирующего обучения на всех уровнях его формирования; принцип направленности содержания профессионально-мотивирующего обучения на реализацию требований квалификационных характеристик; принцип соответствия содержания профессионально-мотивирующего обучения содержанию основных видов профессиональной деятельности педагога (Зорин, 2005). Обоснуем содержание профессионально-мотивирующей подготовки в сфере туризма.

Развитие природных, социальных и культурных начал бакалавра по направлению Туризм должно осуществляться посредством содержания подготовки, имеющего прежде всего государственную (общественную) ценностную ориентацию. Содержание подготовки можно считать профессионально-мотивирующим, если оно развивает у студента стремление овладеть профессией. Только в этом случае содержание подготовки обеспечит удовлетворение духовных и физических потребностей молодого человека, предоставит возможность самореализации в системе непрерывного туристского образования (Ильин, 2000).

Содержание подготовки студентов по направлению Туризм в регионе с развитыми НХП на всех уровнях состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной профессиональной деятельности,

фиксированной в форме ее результатов - туристских знаний; опыта осуществления известных способов профессиональной деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения; опыта осуществления эмоциональных отношений - в форме личностных ориентаций.

Поскольку главной задачей профессионально-мотивирующего обучения является формирование профессиональной мотивации студентов, то основное место в его содержании должно принадлежать последнему структурному элементу, обеспечивающему передачу соответствующего мотивационно-ценностного отношения.

Среди функций содержания профессионально-мотивирующего обучения студентов по направлению Туризм особое место, конечно, принадлежит профессионально-мотивирующей функции подготовки в сфере туризма, которая отражает направленность туристской деятельности на формирование профессиональной мотивации с помощью раскрытия мотивирующих возможностей содержания профессиональной подготовки. Реализация профессионально-мотивирующей функции подготовки в сфере туризма обеспечивает интеграцию материального и формального подходов к формированию содержания обучения, поскольку профессиональная мотивация является и результатом развивающей подготовки в сфере туризма, и средством, обеспечивающим эффективное усвоение знаний. Государственные требования к минимуму содержания профессиональной подготовки излагаются в государственных образовательных стандартах.

Программа профессиональной подготовки определяет научное содержание, методическое обеспечение дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам занятий. На основе программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, который является основным рабочим документом профессиональной подготовки и преподавателя. Тематический план конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно-методических указаний по проведению и обеспечению каждого занятия.

Можно сказать, что если речь идет об обосновании, проектировании и конструировании содержания профессионально-мотивирующего обучения (первые три этапа построения содержания), то подготовка специалистов по

направлению Туризм - это туристская педагогика. При формировании содержания профессионально-мотивирующего обучения необходим творческий подход, учитывающий цели формирования мотивационной сферы туристской деятельности, степень сформированности у студентов профессиональной и общей мотивации туристской деятельности.

В учебные планы, учитывая региональные особенности Гжели, возможно включить дисциплины: «История развития Гжельского промысла», «Организация технологии отрасли керамического производства», «Музейное дело», «Сервисное обслуживание экскурсантов и туристов в Гжели», «Анимационная деятельность (встреча экскурсантов и туристов в Гжели)», «Туристское регионоведение России».

В учебные программы некоторых дисциплин можно включить специальные разделы, блоки тем, посвященные изучению особенностей Гжельского региона. Например, дисциплина «Туристское регионоведение России» изучает туристские ресурсы Гжели, студентами создаются творческие проекты, разрабатываются туристские маршруты. В завершение изучения дисциплины «Туристское регионоведение России» можно провести студенческую туристскую выставку «Гжель: туризм, спорт, отдых», на которой студенты под руководством преподавателей разрабатывают туристские маршруты, изучают и описывают инфраструктуру Гжели, дают информацию о развитии туризма в Гжели, предлагают анимационные программы и т. д.

Изучение дисциплины «Экскурсионная деятельность» поможет студентам проводить экскурсии по ГГУ для школьников и студентов, разрабатывать свои экскурсионные программы для туристов, приезжающих в Гжель.

Дисциплина «Индустрия гостеприимства»

предусматривает прохождение практики в гостинице, пансионате, санатории. Отдельный раздел дисциплины посвящен особенностям встречи и размещения туристов в Гжели.

Профессионально-мотивирующее обучение

осуществляется в любой из организационных форм, принятых в учебном заведении. В зависимости от организационной формы

подготовки в сфере туризма определены методы, приемы и

средства формирования профессиональной мотивации.

ЛИТЕРАТУРА

Зорин И.В. 2005. Профессиональное образование и карьера в туризме. М. 123 с.

Ильин Е.П. 2000. Мотивация и мотивы. СПб. 512 с.

Лазарев М.А., Подвойский В.П., Стукалова О.В. 2016. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход. Монография. Под общей редакцией В.П. Подвойского. Москва: Международная академия образования; Даугавпилс: Даугавпилсский университет. 152 с.

Подвойский В.П., Бутов А.Ю., Оленев С.М., Лазарев М.А. 2012. Коэволюция как инновационная идея в системе психолого-педагогических наук. -Гуманитарное пространство. 1 (1): 163-174.

Получена /Received: 25.08.2019 Принята/Accepted: 09.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.