Научная статья на тему 'Структурные компоненты модели профессиональной подготовки художников к творческой деятельности в сфере церковного искусства'

Структурные компоненты модели профессиональной подготовки художников к творческой деятельности в сфере церковного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ARTS AND CRAFTS / CHURCH ART / FOLK ARTS AND CRAFTS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первозванская О.А.

Исследование содержит обоснование и разработку модели профессиональной подготовки художников в сфере церковного искусства. Автор анализирует содержание обучения художников в сфере церковного искусства в контексте содержания образования в целом. Рассматривается вопрос о готовности художников к деятельности в сфере церковного искусства. Делается вывод о необходимости внедрения разработанной модели в учебный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural components of the model of professional training of artists for creative activity in the sphere of Church art

The study contains the substantiation and development of a model of professional training of artists in the field of Church art. The author analyzes the content of the training of artists in the field of Church art in the context of the content of education in General. Discusses the willingness of artists to work in the field of ecclesiastical art. It is concluded that it is necessary to implement the developed model in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты модели профессиональной подготовки художников к творческой деятельности в сфере церковного искусства»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1101-1105

Структурные компоненты модели профессиональной подготовки художников к творческой деятельности в сфере церковного искусства

О.А. Первозванская

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, церковное искусство, народные художественные промыслы, обучающиеся. Key words: arts and crafts, Church art, folk arts and crafts, students. Резюме: Исследование содержит обоснование и разработку модели профессиональной подготовки художников в сфере церковного искусства. Автор анализирует содержание обучения художников в сфере церковного искусства в контексте содержания образования в целом. Рассматривается вопрос о готовности художников к деятельности в сфере церковного искусства. Делается вывод о необходимости внедрения разработанной модели в учебный процесс вуза.

Abstract: The study contains the substantiation and development of a model of professional training of artists in the field of Church art. The author analyzes the content of the training of artists in the field of Church art in the context of the content of education in General. Discusses the willingness of artists to work in the field of ecclesiastical art. It is concluded that it is necessary to implement the developed model in the educational process of the University. [Pervozvanskaya O.A. Structural components of the model of professional training of artists for creative activity in the sphere of Church art]

Сфера церковного искусства - определенное пространство, целостный мир, имеющий свои закономерности и определенный центр. Неслучайно употребление понятия «сфера». Центром церковного искусства в религиозном понимании можно назвать «Божественную Истину», вокруг которой образуется «пространственно-изобразительный комплекс» церковного искусства. Имея равное удаление от Центра, все виды искусств, соединяются в едином целеполагании, единении принципов. Внутри сферы церковного искусства более строгое каноническое устроение, которое не позволяет произвольных интерпретаций в изображении

священного (храмовая архитектура, иконопись, церковное богослужение, малые формы церковного искусства и пр.).

По мере отдаления от Центра в искусстве проявляется большая вариативность и своеобразие подходов, в сочетании с потерей сакрального качества. На периферии сферы церковного искусства можно предположить его плотное соприкосновение с народной культурой. Отсюда возникает разнообразие форм народного выражения духовных переживаний средствами художественного языка, которые непосредственно связаны с учением и жизнью Церкви, но имеют более земной характер (имеются в виду произведения народного искусства во всем разнообразии типов и форм от архитектуры до игрушки).

Свобода личности и свобода творчества позволяют художнику декоративно-прикладного искусства работать как внутри этой сферы (создание церковной утвари), так и с внешней стороны (изделия, связанные с христианской тематикой). Однако специфика творческого метода и следование канону обуславливают определенное состояние художника, при котором деятельность в сфере церковного искусства будет плодотворна для культуры, принята Церковью и полезна для субъекта труда, т. е. для личностного духовного, нравственного уровня человека.

В эпоху, когда истинных линий преемственности культуры сохранилось немного, важным является роль художественного образования, являющегося истинным продолжением передачи культурного опыта.

С целью усиления взаимодействия художников и православной культуры, намечается необходимость корректировки художественного образования (направления подготовки Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы).

В ходе изучения образовательного стандарта, учебных планов, программ по которым производится подготовка бакалавров ДПИНП, было выявлено, что знакомство студентов с областью «Церковного искусства» весьма поверхностно. В основном происходит в рамках учебного курса «История искусства», проходит в историографическом изложении. Анализ рабочих программ выявил, то что вопросы, раскрывающие или

акцентирующие внимание на смысловом содержании предметов церковного искусства рассматриваются кратко. Таким образом, возникает сложность выпускникам художественного вуза работать над изготовлением предметов ДПИ для Православного храма. Вероятно, что это может оставить неисследованной для будущих художников ДПИ такую обширную область применения своих профессиональных компетенций.

Исходя из потребностей личности к самореализации в профессиональной сфере, а также из условий социального заказа на подготовку высококвалифицированных художников в области декоративно-прикладного искусства, способных работать также над созданием изделий религиозного значения, была предпринята попытка составления модели профессиональной подготовки.

При определении структурно-содержательного компонента модели формирования будущего художника ДПИ к профессиональной деятельности в сфере церковного искусства был выбран путь интеграции изучаемых предметов. Педагогической основой процесса формирования готовности студентов ДПИ к профессиональной деятельности в области церковного искусства, является: последовательность и комплексность изучения дисциплин, мотивация к обучению, организация творческой образовательной среды, интеграция теории и практики в процессе обучения.

Условно можно разделить модель на блоки:

1. Целевой блок (цель, задачи, концептуальные основы).

2. Содержательный блок (содержание, формы, методы, средства).

3. Технологический блок (процессуальный).

4. Оценочно-результативный блок (критерии оценки, результат).

Содержательным блоком модели формирования готовности студентов ДПИ к профессиональной деятельности в области церковного искусства выступают: дисциплины основной образовательной программы; профильный факультатив «Церковное искусство», введенный в структуру подготовки художников ДПИ, сочетающий теоретическую подготовку (по основам церковного искусства) и практическую

деятельность по проектированию и изготовлению предметов ДПИ для Православного храма. Факультатив имеет целью расширение, углубление знаний обучающихся по дисциплинам учебного плана. Предусматривается укрепление полученных умений при прохождении творческой практики, ведении творческой и исследовательской деятельности.

Данная модель должна функционировать в условиях существующей педагогической системы художественно-промышленного образования. Деятельность участников педагогического процесса в предполагаемой модели должна осуществляться с учетом особенностей взаимодействия субъекта и объекта образовательного процесса подготовки творческой личности (Лазарев, Подвойский, Стукалова, 2016).

Готовность является одним из важнейших профессиональных качеств личности. Ее формирование должно проходить на двух уровнях:

I уровень - организации определенного психологического состояния, «настроя»;

II уровень - профессиональная подготовка.

Готовность к творческой деятельности в области

церковного искусства представляет собой развитую систему отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, установок и настроенности поведения. Для целенаправленного формирования такой готовности необходима система и комплексное использование разнообразных принципов, средств, форм, методов воспитания и обучения.

Процесс формирования готовности художников ДПИ к профессиональной деятельности в области Церковного искусства, является подсистемой целостного образовательного процесса по направлению подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Структурные компоненты разрабатываемой

педагогической модели являются звеньями этого процесса. От правильного обоснования и реализации каждого из них зависит результат профессиональной подготовки, а также результаты творческой деятельности будущих профессиональных художников ДПИ.

Реализация основного содержательного блока

представленной модели возможна на этапе развития профессионально значимых качеств личности (соответствует 23 курсам обучения в вузе). В то же время достижение результата данной модели будет осуществлено только при получении комплексной подготовки профессионального художника на уровне бакалавриата. Совершенствование результата возможно на следующих образовательных уровнях (магистратура, аспирантура).

ЛИТЕРАТУРА

Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. 2014. Профессионально-мотивирующее

художественно-промышленное образование. Гжель. 204 с. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. 2015.Формы и средства непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования. Гжель. Лазарев М.А., Подвойский В.П., Стукалова О.В. 2016. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход. Монография. Под общей редакцией В.П. Подвойского. Москва: Международная академия образования; Даугавпилс: Даугавпилсский университет. 152 с.

Лодатко Е.А. 2014. Типология педагогических моделей. - Вектор науки ТГУ.

Серия: Педагогика, психология. № 1(16): 126-128. Митасова С.А. 2007. Взаимодействие русской православной культуры и культового искусства. Автореф. дис. ... кандидат культурологии: 24.00.01. Красноярск, (ВСГАКИ). 22 с. Никитин О.Д. 2017 Педагогическая модель креативного развития студентов педагогических вузов: монография. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО». 216 с.

Получена /Received: 25.08.2019 Принята/Accepted: 10.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.