Научная статья на тему 'Философия творчества и искусства в мотивирующем обучении будущих художников'

Философия творчества и искусства в мотивирующем обучении будущих художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ / ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВИРУЮЩИЕ КАРТЫ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CREATIVITY / PHILOSOPHY / ART / PEDAGOGY / STUDENTS OF ART SPECIALTIES / MOTIVATING LEARNING / MOTIVATING CARDS / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Б.В., Усманова Л.Т.

В статье рассматриваются актуальные вопросы философии творчества и искусства, высшего художественного образования и обучения студентов художественных специальностей. Синтез философских, педагогических и психологических понятий привел авторов к пониманию использования мотивирующих карт в качестве инструмента реализации технологии «Мотивирующего обучения студентов художественных специальностей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of creativity and art in motivating training of future artists

The article deals with topical issues of philosophy of creativity and art, higher art education and training of students of art specialties. The synthesis of philosophical, pedagogical and psychological concepts led the authors to understand the use of motivational maps as a tool for the implementation of the technology of “Motivating teaching students of art specialties”.

Текст научной работы на тему «Философия творчества и искусства в мотивирующем обучении будущих художников»

Философия творчества и искусства в мотивирующем обучении будущих художников

Б.В. Илькевич1, Л.Т. Усманова2

1,2Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: творчество, философия, искусство, педагогика, студенты художественных специальностей, мотивирующее обучение, мотивирующие карты, научное исследование.

Key words: creativity, philosophy, art, pedagogy, students of art specialties, motivating learning, motivating cards, scientific research.

Резюме: В статье рассматриваются актуальные вопросы философии творчества и искусства, высшего художественного образования и обучения студентов художественных специальностей. Синтез философских, педагогических и психологических понятий привел авторов к пониманию использования мотивирующих карт в качестве инструмента реализации технологии «Мотивирующего обучения студентов художественных специальностей». Abstract: The article deals with topical issues of philosophy of creativity and art, higher art education and training of students of art specialties. The synthesis of philosophical, pedagogical and psychological concepts led the authors to understand the use of motivational maps as a tool for the implementation of the technology of "Motivating teaching students of art specialties".

[Ilkevich B.V.1, Usmanova L.T.2 Philosophy of creativity and art in motivating training of future artists]

Творчество всегда является превышением исходного уровня деятельности и одновременно уникальным, но чрезвычайно эффективным образом. Любые творческие профессии требуют наличия, помимо научно фиксируемой методологии деятельности, ещё и «искусства», т. е. личностной неповторимости специалиста в процессе своей профессиональной реализации.

Профессии художника и дизайнера объединяет то, что существует принципиальная возможность продуктивного осуществления данных профессиональных функций дилетантами. «Продуктивный» дилетантизм принципиально невозможен, например, в бухгалтерском деле, в инженерной

профессии вследствие преобладания линейных, равновесных связей, которые можно поддерживать только на основе усвоенных репродуктивных знаний и навыков.

В искусстве, философии, педагогике наблюдается преобладание отношений неравновесности. Это преобладание неравновесности структурных отношений системы на уровне существования личности, характеризуется в педагогике понятиями «саморазвитие», «самореализация», «наращивание когнитивного потенциала», «реализация творческой одаренности» и т. п. Расширенное саморазвитие, самосовершенствование и есть творчество личности.

Изучить язык искусства, сформировать мотивацию профессиональной деятельности художника являлось целью исследований, которые проводились и проводятся в Гжельском государственном университете со студентами художественных специальностей (Горохов, Розин, 1998). Дисциплиной, которая могла бы реализовать данную цель, была избрана «Философия», которая обладает мощным мировоззренческим потенциалом и познавательными возможностями, что для студента-художника выступает залогом успешной профессиональной деятельности.

Экспериментальное исследование эффективности методики «Мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей» позволило доказать, что обучение философии будущих художников с помощью систематического составления многомерных конспектов или мотивирующих карт ведет к совершенствованию механизма мышления посредством создания условий, в которых у студентов рождается «знание-мысль», а не просто передается «знание-информация». Опираясь на правила составления интеллект-карт Т. Бьюзена, студенты-художники иллюстрируют свои мотивирующие карты рисунками-ассоциациями и в результате, совершенствуя свое профессиональное мастерство, создают мини произведения искусства. Развитие механизма рождения собственной живой мысли как синтеза философского понятия и художественного образа, как пример радиантного, полнополушарного мышления, и является в проведенном исследовании основой развития творческих способностей у студентов художественных специальностей (Афанасьевский,

Фролов, 2000; Губин, 2001).

Использование элементов изобразительного искусства в процессе составления мотивирующих карт превращает философию в творческий предмет, преподавание которого строится, согласно разработанной авторами методике мотивирующего обучения, на практической, деятельностной, основе. В обучении философии, точно так же, как и в любой науке, эксперимент и практика рассматриваются в качестве источника знания.

В процессе продолжительной опытно-экспериментальной работы было доказано, что использование мотивирующих карт на семинарах по философии обеспечивает развитие интеллектуально-ценностной сферы сознания студентов художественных специальностей, мотивирует их к изучению философии, пробуждает познавательный и профессиональный интерес при условии реализации программы поэтапного развития умственных действий. Исследования, проведенные в Гжельском государственном университете, выявили существенную разницу в показателях положительной динамики развития интеллекта (24,2 %), мотивации (27,7 %) и успеваемости (34,5 %) у студентов экспериментальных и контрольных групп (Илькевич, Усманова, 2018).

В Гжельском государственном университете в марте 2019 в рамках объявленного президентом РФ В.В. Путиным перекрестного года «Литературы и языка России и Греции» было проведено научно-познавательное мероприятие - Круглый стол: «Философия как интегрирующая форма культуры России и Греции». Целью его было вовлечение молодежи в процесс обобщения и распространения культурно-философского, языково-литературного наследия греческого и русского народов.

Наиболее интересные положения докладов участников круглого стола позволили сделать ряд историко-философских выводов:

1) свобода и демократия явились предпосылками возникновения Античной философии, которая превратилась в дальнейшем в интегрирующую форму культуры;

2) носителем культуры народа стал греческий язык, на

основе которого и сформировались философские категории;

3) выдающиеся деятели русской культуры по достоинству оценили философию Античности. В своих художественных произведениях к историко-философскому наследию Древней Греции в свое время обращались: М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин и многие др.

Свои обобщающие выводы об устройстве мира и месте в нем человека выдающиеся философы классического периода Античной философии представили нам в форме философских трактатов. Труды Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки и др. являются не только весомым вкладом в историю философии, но и жанром древнегреческой литературы.

В своих докладах студенты Гжельского государственного университета попытались представить древнегреческую культуру в лицах исторических деятелей, философов и политиков.

В процессе работы круглого стола можно было ознакомиться с выставкой творческих работ, мотивирующих карт (многомерных конспектов занятий), подготовленных студентами художественных специальностей. Сами карты являются своеобразным итогом внедрения в учебный процесс результатов многолетнего исследования проблемы «Мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей».

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьевский В.Л., Фролов В.А. 2000. Место философии в современном образовательном пространстве. - Вестник Самарской государственной экономической академии. 2-3 (3-4): 215-223. Горохов В.Г., Розин В.М. 1998. Введение в философию техники: учеб.

пособие. М.: Инфра-М. 224 с. Губин В.Д. 2001. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В. Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: Тон-Остожье. 704 с.

Илькевич Б.В., Усманова Л.Т. 2018. Основы мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа: монография. Гжель. 196 с. Илькевич Б.В., Усманова Л.Т. Использование интеллектуально-мотивирующих карт в процессе обучения философии студентов художественных специальностей. Гжель, 2016. 63 с.

Ломов С.П. 2010. Дидактика художественного образования. М.:

Педагогическая академия. 103 с. Мамардашвили М.К. 1990. Как я понимаю философию. М.: Прогресс 366 с. Спиркин А.Г. 2008. Философия: учебник. М.: Гардарики. 736 с. Сычев А.А. 2008. Основы философии: учебное пособие. М. 368 с. Усманова Л.Т. 2013. Исторические аспекты становления философии как фундамента педагогики XX и XXI веков. - Человек и образование. 3 (36): 169-173.

Философский словарь: под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986.

590 с. '

Энгельмейер П.К. 2007. Теория творчества. М.: Книжный дом «Либроком». 208 с.

Получена /Received: 25.08.2019 Принята/Accepted: 10.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.