Научная статья на тему 'Моделирование интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа'

Моделирование интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРИНЦИП / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩАЯ КАРТА / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА / УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MODEL / PRINCIPLE / TEACHING / INTELLECTUALLY MOTIVATING MAP / STUDENTS OF ARTS SPECIALTIES OF A COLLEGE / MENTAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Лариса Тимофеевна

Автор обосновывает сущностную основу моделирования интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа как важного условия реализации принципа интеллектуально-мотивирующего обучения. Ведущим педагогическим приемом, обеспечивающим наполнение компонентов модели интеллектуально-мотивирующим содержанием и обеспечивающим мотивацию и развитие интеллекта является интеллектуально-мотивирующая карта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усманова Лариса Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF INTELLECTUALLY MOTIVATING TEACHING PHILOSOPHY TO STUDENTS OF ARTS SPECIALTIES OF A COLLEGE

The author works out the basic principles of modeling of intellectually motivating teaching philosophy to students of arts specialties of a college as an essential condition of intellectually motivating training. The leading pedagogical method for the realization of model components of intellectually motivating content and provision of motivation and development of intelligence is an intellectually motivating map.

Текст научной работы на тему «Моделирование интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа»

УДК 37.016:1

ББК Ю0/8р ГСНТИ 14.33.09 Код ВАК 13.00.02

Усманова Лариса Тимофеевна,

аспирант кафедры психологии и педагогики, преподаватель, Гжельский государственный художественно-промышленный институт; 140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, д.67; e-mail: usmanovalara@mail.ru.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель; принцип; обучение; интеллектуально-мотивирующая карта; студенты художественных специальностей колледжа; умственные действия.

АННОТАЦИЯ. Автор обосновывает сущностную основу моделирования интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа как важного условия реализации принципа интеллектуально-мотивирующего обучения. Ведущим педагогическим приемом, обеспечивающим наполнение компонентов модели интеллектуально-мотивирующим содержанием и обеспечивающим мотивацию и развитие интеллекта является ин-теллектуально-мотивпрующая карта.

Usmanova Larisa Timofeyevna,

Post-graduate Student of Department of Psychology and Pedagogy; Assistant Lecturer of Gzhel State Art and Industrial Institute, Elektroizolyator, Russia.

MODELLING OF INTELLECTUALLY MOTIVATING TEACHING PHILOSOPHY TO STUDENTS OF ARTS SPECIALTIES OF A COLLEGE

KEY WORDS: model; principle; teaching; inlelleclually motivating map; students of arts specialties of a college; mental actions.

ABSTRACT. The author works out the basic principles of modeling of intellectually motivating teaching philosophy to students of arts specialties of a college as an essential condition of intellectually motivating training. The leading pedagogical method for the realization of model components of inlelleclually motivating content and provision of motivation and development of intelligence is an inlelleclually motivating map.

Реализации «широкого» подхода к образованию, который не только вбирает в себя профессиональную подготовку человека, но и рассматривает полученное образование как необходимый фактор включения специалиста в культуру современного информационного общества, представляется в наше время невозможным без овладения методологическим, понятийным, интеллектуально-развивающим потенциалом философии. Общеобразовательная и профессиональная подготовка студентов художественного отделения колледжа предполагает интеллектуальное развитие и воспитание мотивации учебной деятельности, исходя из социального заказа общества. Социальный заказ в художественно-промышленном образовании предъявляет к будущему специалисту определенные требования, которые, по мнению Б. В. Илькевича, сводятся к следующему: «Художник НХП должен, с одной стороны, иметь высокий интеллект, необходимый для создания высокотехнологических утилитарных произведений искусства ... , а с другой стороны - быть гармонично развитой личностью» [5, с.55]. Из учебных дисциплин, которые преподаются студентам художественного отделения колледжа, философия является одной из немногих, которые при определенной организации учебного про© Усманова Л. Т., 2015

цесса способны реализовать эти требования. «Вооружая человека методом познания, философия позволяет упорядочить и связать воедино все знания других наук и тем самым учит студента получать удовлетворение от постижения истины, от развитого навыка индивидуального, самостоятельного мышления» [12, с. 171].

Перед преподавателем философии в колледже, который проводит занятия со студентами художественных специальностей, стоит ответственная задача: не просто учить и воспитывать, но и научить учиться, развивая при этом навыки наглядно-образного мышления и постепенно переводя его на уровень понятийно-образного мышления, а также развивая возможности творческого самовыражения, сформировать навыки профессионального саморазвития и самовоспитания. Для реализации поставленных задач преподаватель должен задействовать мотивационный потенциал всех компонентов учебного процесса, его содержание, методы, формы и средства и создать соответствующие педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к изучению философии, т. е. вопрос заключается в интеллектуально-мотивирующем обучении философии студентов художественных специальностей колледжа. Интеллектуально-мо-

тивирующее обучение - это процесс, основой которого является деятельность преподавателя философии, в ходе которого реализуется направленность всех компонентов обучения на развитие интеллекта студентов художественных специальностей с опорой на профессионально-художественную и познавательную мотивацию. Руководящей идеей, которая, реализуясь в компонентах учебного процесса, приводит к развитию интеллекта студента через чувственность и эстетическую восприимчивость, учит самостоятельно находить в философском знании личностно-профессиональную основу для будущего творчества, является в нашем исследовании принцип интеллектуально -мотивирующего обучения.

Первым теоретическим условием реализации принципа ИМО является проектирование, конструирование и моделирование педагогического процесса обучения философии. Для того, чтобы успешно применять принципы обучения на практике, необходимо разработать идеальную дидактическую модель интеллектуально-мотивирующего обучения, повышающую успешность учебной деятельности, уровень интеллекта и внутренней мотивации к изучению философии и развивающей понятийно-образное мышление студентов художественных специальностей колледжа. Охватывая различные стороны процесса обучения, методика дидактического моделирования как метода исследования понималась в различные периоды по-разному. Так, В. В. Краевский считал, что в процессе моделирования « на основе исходных абстракций создается мысленно конкретное представление об объекте » [7, с. 135], а в трудах В. А. Штоффа мы нашли более развернутое определение: «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте» [13, с. 44]. А. В. Кулаков видит модель как мысленно и практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме [8]. Дидактическая модель нами будет рассматриваться как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования. При этом мы опираемся на анализ трудов педагогов-исследователей и методологов, таких как А. М. Новиков, В. А. Штофф, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др. Наша «модель содержит общее представление о том, что должно быть сделано для достижения лучших результатов» [7, с. 134] в обучении философии студентов художест-

венных специальностей колледжа. Модель обучения философии студентов художественных специальностей колледжа - это мысленная идеализированная система процесса обучения философии, в которой отражаются реальные объекты (компоненты обучения, цели, условия, результаты) и выполняются исходные принципы общей и художественной дидактики и выведенные из них законы. Дидактическая модель обучения философии студентов художественного отделения колледжа рассматривается нами как абстрактный образ исследуемого реального процесса обучения философии, как промежуточное звено между теорией и действительностью, как идеализированная система, в которой выполнение законов, сформулированных в теории, не нарушается и не затемняется никакими случайностями конкретного учебно-воспитательного процесса. За основу нашей модели мы взяли «Модель структуры педагогического процесса», разработанную П. И. Пидкаси-стым [11, с.2 38.] и описание базовых моделей художественно-промышленного образования Б. В. Илькевича [5, с. 204], наполнив компоненты системы обучения интеллектуально-мотивирующим содержанием и адаптировав модель к особенностям учебной дисциплины и контингенту обучаемых студентов.

Модель обучения философии студентов художественного отделения колледжа - это мысленная идеализированная система процесса обучения философии, в которой отражаются реальные объекты (компоненты обучения, цели, условия, результаты) и выполняются исходные принципы общей и художественной дидактики и выведенные из них законы. В основу построения модели заложены основные педагогические закономерности, определяющие ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии» и три подхода к учебной деятельности: системно-деятельностный (системное, организационное взаимодействие педагога и студента в учебной деятельности), личностно ориентированный (учет субъективных, психологических особенностей студентов художественных специальностей колледжа) и развивающий (развитие интеллекта, эмоциональной и волевой сферы).

Использование названных подходов предоставило нам возможность описать модель ИМО философии студентов художественного отделения колледжа посредством следующих блоков: целевого, методологического, содержательно-процессуального, опе-рационно-деятельностного, критериально-уровневого и результативного.

Вторым теоретическим условием реализации принципа ИМО является наполне-

ние всех компонентов модели интеллектуально-мотивирующим содержанием. При подготовке к занятию по философии со студентами художественных специальностей колледжа преподаватель опирается не только на требования ФГОС СПО, требования программы, содержание учебных пособий, но и учитывает особенности восприятия, уровень развития интеллекта, мотивации и ценностные приоритеты будущих художников, т. е. готовится сделать процесс обучения интеллектуально-мотивирующим по содержанию. Под интеллектуально-мотивирующим методом обучения философии студентов художественных специальностей колледжа подразумевается способ достижения целей интеллектуально-мотивирующего обучения, представляющий собой систему последовательных и целенаправленных действий преподавателя, организующего с помощью интеллект-карт и др. способов воздействия познавательную, интеллектуально-мотивирующую, профессионально и личностно значимую деятельность учащихся по усвоению философских знаний и жизненно-значимого, социально-профессионального опыта их приобретения.

Третьим теоретическим условием реализации принципа ИМО является определение роли и места интеллектуально-мотивирующих карт в процессе реализации интеллектуально-мотивирующей составляющей компонентов учебного процесса. Интеллектуально-мотивирующая карта рассматривается нами как:

- прием обучения, основанный на технике представления информации и любого мыслительного процесса в комплексно-систематизированной и наглядной форме;

- как способ изображения процесса понятийно-образного мышления с помощью схем и ассоциаций;

- как инструмент переработки информации в осознанно усвоенное знание, позволяющий за счет развития интеллекта сформировать у студентов способность эффективно работать с учебной информацией, выделять главное, обобщать, сравнивать и целостно представлять изучаемую тему.

Интеллектуально-мотивирующая карта по определенной теме дисциплины «Основы философии» для будущего художника - это своеобразная художественно-проблемная ситуация, которая предполагает вариативность художественно-изобразительных решений, художественный поиск подходящей ассоциации и, следовательно, активизацию профессионально-познавательных и учебно-познавательных мотивов. Использование интеллектуально-мотивирующих карт на различных этапах урока не только выступает в качестве средства разви-

тия интеллекта, но и мотивирует будущего художника к изучению философии в целом, пробуждая познавательный и профессиональный интерес.

Четвертым теоретическим условием реализации принципа ИМО является разработка системы поэтапной отработки действия развития понятийно-образного мышления в процессе составления интеллектуально-мотивирующих карт по философии.

Проанализировав монографии отечественных (А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, Е. П. Ильин, А. К. Маркова и др.) и зарубежных (А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.) ученых, посвященные мотивации и мотивам; выявив основные подходы к исследованию мотивации учащихся, а также изучив основные теории развития интеллекта (А. Н. Леонтьев, P.C. Немов, П. Я. Гальперин, А. В. Брушлинский, Б. Б. Богоявленская, Д. А. Подкопаев, Н. Ц. Бадмаева и др.) и применение в обучении интеллект-карт (Т. Бьюзен, М. Е. Бершадский, Е. В. Боков и др.), мы извлекли наиболее ценную информацию, которая необходима для построения стройной, целостной, непротиворечивой системы интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа. За основу этой системы мы взяли концепцию П. Я. Гальперина [4] о поэтапном формировании умственных действий, адаптировав ее к использованию для обучения философии студентов художественных специальностей колледжа. Принцип ИМО направлен на повышение успеваемости по философии за счет мотивации интеллекта студентов художественных специальностей колледжа, а его реализация, по нашему мнению, может привести к успешному решению задач данного исследования. Под интеллектом нами подразумевается способность человека абстрактно мыслить, превращать восприятия в новые знания и эффективно использовать их в ходе учебно-познавательной деятельности.

Уровень развития интеллекта может определяться соответствующим уровнем развития мышления, при условии изучения его в единстве с другими познавательными процессами, такими как внимание, восприятие, память, воображение, речь и т. п. Значит, развивая внимание, способности к восприятию, память, воображение и мышление в процессе поэтапного формирования умственных действий, мы можем оказать влияние на развитие интеллекта студентов художественных специальностей колледжа. Элементы теории поэтапного формирования умственных действии в нашем исследовании выступают в качестве педагогического инструмента, позво-

ляющего реализовать интеллектуально-мотивирующие возможности компонентов системы обучения философии студентов художественного отделения колледжа по развитию внимания, памяти, воображения и мышления. Усвоение философских ЗУНов, по нашему мнению, осуществляется в результате последовательного перехода от одного к другому этапу формирования умственного действия с опорой на интеллектуально-мотивирующие карты.

Первоначально осуществляется формирование мотивации действия по изучению философии с опорой на интеллектуально-мотивирующие карты. Продуктивность этого этапа обеспечивается реализацией программы формирования положительного философски-познавательного мотива у студентов художественных специальностей колледжа с помощью интеллектуально-мотивирующих карт и других факторов мотивации. Под мотивацией учения мы подразумеваем различные побуждения (субъективно-объективные ценности, интересы, замыслы), вызывающие активность обучаемого, определяющие его направленность на отдельные стороны учебной деятельности, которые в случае их ин-териоризации могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами.

Программа формирования положительного философски познавательного мотива, выполняющего в нашем исследовании функцию смыслообразования, включает в себя:

- привлечение внимания к философскому знанию с помощью наглядности; начав с внешнего действия контроля (внимания) по выявлению ошибок в готовых интеллектуально-мотивирующих картах по философии (мы организованно переводим это действие во внутренний план и управляемым поэтапным порядком вырабатываем «автоматически работающий механизм» [4, с. 290 ], оказывая положительное влияние на развитие внимания);

- создание интереса на основе произвольного внимания к модели заданного действия, усиливаемого преподавателем интересом к культурно-историческому и художественно-образному материалу, что ведет к развитию воображения студентов, вследствие поиска нового способа действия, связанного с нахождением оригинального сочетания формальных элементов, образов-ассоциаций составляемой карты;

- трансформация интереса к философии в желание визуализировать, систематизировать и структурировать знание, которое усиливается за счет творческих упражнений по составлению интел-

лектуально-мотивирующих карт, предполагающих использование осмысленной, логической памяти, знаковых и символических средств запоминания;

- повышение активности, ведущее к осуществлению реального действия и формирование умения связно, логично излагать тему, опираясь на свою творческую работу, которая объединяет образ, понятие и действие в одно целое; этот этап связан с развитием понятийно-образного мышления, под которым мы подразумеваем процесс отражения в сознании окружающего мира, основанный на образовании и непрерывном пополнении запаса понятий, суждений и умозаключений, использовании и преобразовании представлений и образов, хранящихся в долговременной памяти или непосредственно формирующихся в ходе восприятия действительности. Повышение уровня развития интеллекта за счет регулярных упражнений с интеллект-картами, которые мотивируют будущего художника к поиску смысло-жизненной и профессионально ценностной составляющей дисциплины «Основы философии» в нашем случае свидетельствуют о достижении поставленных целей исследования.

Для того, чтобы успешно применять принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей на практике, необходимо соблюдать ряд практических условий его реализации.

Знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития интеллекта, мотивации и успеваемости учащихся.

Оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по уровню успеваемости, развитию интеллекта и формированию мотивации к изучению философии.

Для выполнения практических условий реализации принципа ИМО нами создавались соответствующие условия (самостоятельность, выбор, ощущение собственной компетентности), применялись рекомендованные педагогические приемы (работа по составлению интеллект-карт по программе поэтапного формирования умственных действий и др.), направленные на развитие интеллекта и мотивации к изучению философии.

Для измерения степени интеллектуальности использовались тест - ШТУР (Школьный тест умственного развития) [9, с. 5], оба варианта которого мы адаптировали к студентам художественного отделения колледжа и тест Векслера.

До начала эксперимента был проведен анализ мотивационной сферы студентов 24 группы и 2Ж группы колледжа ГГХПИ. С

этой целью в сентябре 2013 г. был проведен опрос по методике А. А. Реан и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», адаптированной к условиям подготовки студентов художественных специальностей колледжа. Контроль мотива-ционной сферы позволял нам обращать внимание на педагогические условия, сопутствующие их изменениям, делать выводы об эффективности используемых методов и средств стимулирования активности; способствовал максимальному использованию и всемерному развитию мотивацион-ных составляющих компонентов системы ИМО, совершенствованию педагогических приемов формирования положительной мотивации к изучению философии. Методика А. К. Марковой [ю, с. 69] по выявлению у каждого студента наличия определенного уровня мотивации, привлекалась к оценке уровней сформированное™ мотивации. Для анализа успеваемости использовались показатели среднего балла за прошлый год обучения и результаты проведенного контрольного среза знаний.

Сопоставив результаты выполнения заданий по определению интеллектуального развития студентов художественного отделения колледжа и показатели их успеваемости в начале и в конце эксперимента, был сделан вывод о том, что применяемая методика ИМО философии, основанная на использовании интеллектуально-мотивирующих компонентов обучения, на приме-

нении организационных форм, способствующих развертыванию активной мыслительной деятельности на занятиях по философии, с учетом возрастных, интеллектуальных возможностей студентов художественных специальностей колледжа способствуют повышению уровня интеллектуального развития студентов и их успеваемости в большей степени, чем традиционная система обучения.

Таким образом, мы провели исследование эффективности реализации принципа интеллектуально-мотивирующего обучения философии путем моделирования учебного процесса. Наполнив компоненты модели интеллектуально-мотивирующим содержанием и использовав прием создания интеллект-карт, нами были достигнуты поставленные цели интеллектуально-мотивирующего обучения философии, обеспечивающие повышение уровня развития интеллектуальных способностей, мотивации и успеваемости студентов художественного отделения колледжа. Философствовать можно, по мнению И. Канта, «научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума» [6. с.281]. Эту актуальную мысль немецкого философа мы и пытались доказать, реализуя на практике принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии будущих художников, применяя в качестве метода исследования моделирование учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивациоииого фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ : ВСГТУ, 2004. С. 5.

2. Бершадский М. Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. 2012. №6. С. 203-212.

3. Бьюзен Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. Минск : Поппури, 2010.

4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. Учебное издание. Изд.4-е. М.: АКТ: КДУ, 2007.

5. Илькевич Б. В., Илькевич К. Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель : ГГХПИ, 2013. С. 149.

6. Кант И. Сочинения. В 8 т. Т.8. М.: Чоро, 1994.

7. Краевский В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994.

8. Кулаков А. В. Моделирование профессиональной компетентности преподавателя колледжа // Среднее профессиональное образование. 2014. №5. С. 3~6.

9. Лучшие психологические тесты / сост. М. В. Олейникова. М.: ACT; СПб.: Сова, 2011.

10. Маркова А К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации обучения. М. ,199°-

11. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2008.

12. Усманова Л. Т. Исторические аспекты становления философии как фундамента педагогики XX и XXI веков // Человек и образование. 2013.NQ 3 С.169-174.

13. Штофф В. А Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.

Статью рекомендует канд. филол. наук, доцент М. Б. Ворошилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.