Л. Т. Усманова
(г. Воскресенск, Московская обл.)
Интеллектуально-мотивирующее обучение философии
студентов художественного отделения колледжа
В статье рассматривается принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа. Автор обосновывает положение о том, что достижение целей ФГОС СПО по философии может осуществляться благодаря мотивирующим механизмам формирования и развития интеллекта студентов художественного отделения колледжа.
Законы и закономерности, дающие преподавателям философии понимание общей картины объективного развития дидактических процессов, не содержат указаний для непосредственной практической, учебной деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее научно-педагогической технологии. Современный же педагог пользуется практическими указаниями по осуществлению обучения, которые закреплены в дидактических принципах и правилах их реализации. Направляя деятельность педагогов, принципы обучения реализуют нормативную функцию дидактики, являясь обобщающим теоретическим положением, применимым ко всем явлениям, охватываемым дидактикой.
Из множества подходов к пониманию сущности принципов обучения, нам представляется наиболее приемлемым подход В. И. За-гвязинского [4], который под принципом подразумевает инструментальное выражение педагогической концепции, данное в категориях деятельности. Следовательно, под принципом обучения подразумевается знание о сущности обучения, его закономерностях, выраженное в форме правил деятельности, рекомендаций о путях достижения целей практического обучения.
В результате теоретического анализа трудов В. И. Загвязинского, Б. В. Илькевича, Л. Д. Столяренко [4, 5, 12] и др. мы получили следующие уточненные определения:
Педагогический принцип - это центральное понятие педагогики, основание педагогической системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо научно-дидактического положения на все явления образо-
вания и воспитания, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Исходя из данного определения, под принципом обучения философии мы будем подразумевать фи-лософско-педагогическое понятие, основание системы обучения философии, представляющее собой обобщение правил и приемов преподавания дисциплины и распространение их на весь процесс обучения философии, следование им помогает наилучшим образом достигать поставленных дидактических целей.
Для выявления ведущего принципа обучения философии студентов художественного отделения колледжа мы изучили и проанализировали исследования Н. Ц. Бадмаевой [1, с. 5] о влиянии мотивационного фактора на развитие умственных способностей, Р. С. Не-мова [9] о развитии практического, теоретического и творческого мышления, Б. В. Ильке-вича [5] по проблеме профессионально-мотивирующего, художественно-промышленного образования; А. Я. Кудрявцева [7], М. И. Мах-мутова [8] и Г. И. Худяковой [14] по вопросу профессиональной направленности обучения и взаимосвязи общего и профессионального образования; Л. Д. Столяренко [12] по теме профессиональной целесообразности обучения; В. В. Канащенковой [6] по вопросу развития художественного мышления и др. В результате обзора указанных подходов, мы пришли к выводу, что принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения в нашем исследовании будет основным положением, определяющим компоненты системы обучения философии в соответствии с общи-
ми целями и закономерностями интеллектуально-мотивирующей направленности философского образования. Являясь одной из категорий дидактики, принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения дает возможность охарактеризовать способы использования закономерностей в соответствии с намеченной в стандарте целью философского образования, сформулировать рекомендации о регулировании отношений между преподавателем и студентом, о способах разрешения возникающих противоречий и путях достижения гармонии в учебно-воспитательном процессе.
Сущность принципа интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения состоит в следующем:
- достижение целей ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии» осуществляется благодаря мотивирующим механизмам формирования и развития интеллекта студентов художественного отделения колледжа;
- деятельность преподавателя дисциплины «Основы философии»» должна быть направлена на развитие мотивационно-интел-лектуальной составляющей компонентов системы обучения;
- стимулирование учебно-познавательной мотивация к изучению философии позволяет преподавателю развивать интеллект студента и осуществлять перевод его мышления с практического, наглядно-образного уровня на уровень теоретический, понятийно-образный;
- путем развития и совершенствования теоретического понятийно-образного мышления студентов художественного отделения колледжа являются постоянные упражнения по составлению интеллект-карт, выполнению программированных заданий, понятийных диктантов, которые развивают у студентов навыки структурирования, классификации и обобщения философского материала при условии подкрепления этого процесса положительными эмоциями успеха и ощущения собственной компетентности;
- преподаватель постоянно контролирует динамику и степень сформированности мо-тивационной сферы студентов, развитие мыслительных способностей, процессов трансформации познавательных, общекультурных и профессиональных, художествен-
ных мотивов и вносит поправки в основные компоненты учебного процесса.
Принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа призван обеспечить интеллектуальную и мотивирующую направленность обучения и достижение намеченной в стандарте цели философского образования, эффективное взаимодействие преподавателя со студентами в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа нацеливает на разрешение следующих противоречий:
- между потребностью общества в специалистах-художниках, обладающих умением выражать обобщенные философские знания в образах и отсутствием потребности у студентов художественного отделения колледжа приобщаться к философским знаниям;
- между имеющимся уровнем развития мотивации к изучению философии и необходимым;
- между имеющимися мотивационными установками и функциональными возможностями студента художественного отделения колледжа;
- между наличным наглядно-образным мышлением студента художественного отделения колледжа и необходимым художнику понятийно-образным мышлением, которое позволит ему выявлять типичные черты своих художественных персонажей.
Рассматривая мотивационную сферу студента художественного отделения колледжа как основу интеллектуальной деятельности, разворачивающейся в процессе обучения философии, и принимая во внимание, что развитию интеллекта способствуют такие мотива-ционные механизмы, как самостоятельность, свобода выбора и ощущение собственной компетентности можно говорить о том, что в соответствии с данным принципом усилия преподавателя должны быть направлены на:
- выделение базовых мотивационных факторов, влияющих на развитие способностей человека к продуктивной умственной деятельности;
- выявление особенностей формирования учебно-познавательной мотивации студентов художественного отделения колледжа и влияния различных мотивов на продуктив-
Усманова Л. Т. Интеллектуально-мотивирующее обучение философии студентов художественного
ность интеллектуальной деятельности студентов в процессе обучения философии;
- развитие навыка работы по составлению интеллект-карт как метода обучения, усиливающего влияние разных видов мотивации на развитие интеллектуальных способностей и личности в целом, способствующих постепенному переходу от преобладания неосознаваемых (эмоционально-аффективных) процессов к преобладанию осознаваемых (смыслообразующих, рационально-логических) мотивов учебно-познавательной деятельности, к преобразованию и взаимодействию как внешней, так и внутренней мотивации [1, с. 5];
- формирование общеобразовательных, профессиональных навыков и умений высокого уровня обученности, обусловленных развитием мотивационной сферы студентов и уровнем интеллекта.
Таким образом, принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения - это педагогическое основание системы обучения философии студентов художественного отделения колледжа, направленное на формирование профессионально и личностно значимых ценностей, внутренних профессионально-познавательных мотивов, эстетических установок в процессе перехода с наглядно-образного типа мышления к теоретическому, образно-понятийному.
Принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа способствует формированию позитивного отношения к философии через стимулирование внутренней мотивации к художественному творчеству с опорой на жизненно важные интересы личности, развитие наглядно-образного мышления и последовательный переход на уровень теоретического понятийного и образного мышления, формирующего у студентов понимание глубинной сущности художественного образа и красоты умственного труда.
Этот принцип отражает прикладную направленность обучения философии и возможность применения комплекса методических средств, в том числе интеллект-карт, для обучения студентов использованию системы научных философских знаний при изучении специальных дисциплин и в будущей профессиональной деятельности художника. Опираясь на основные положения этого принципа, являющегося основой установления взаимосвязи предметов профессионально-специального цикла, преподаватель может эффективно формировать не только философские, но и профессионально значимые знания и умения, а также личностные качества, то есть то, что сегодня принято называть общими компетенциями.
Литература
1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: моногр. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2004.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 311.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
5. Илькевич Б. В., Илькевич К. Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. - Гжель: ГГХПИ, 2013. - С. 149.
6. Канащенкова А. А. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте / / Вектор науки ТГУ. -2011. - № 2(5). - С. 104-107.
7. Кудрявцев А. Я. К проблеме принципов обучения // Советская педагогика. - 1981. - № 8. - С. 100-106.
8. Махмутов М. И. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах (Проблемы процесса обучения) // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах. - М., 1981. - С. 5-22.
9. Немов Р. С. Психология: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
10. Николаенко Н. Н. Психология творчества: учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2007. - 277 с.
11. Сидоренко В. Ф. Эстетика проектного творчества. - М.: ВНИИТЭ, 2007. - 135 с.
12. Столяренко Л. Д. Педагогика: учеб. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - С. 196.
13. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. - То же : [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы*р://епс-dic.com/pedagogics/Principy-Obuchenija-1365/
14. Худякова Г. И. Системообразующая роль принципа профессиональной направленности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. - 2009 - № 4. - С. 115-119.
15. Эстетика: словарь / ред. А. А. Беляев [и др.]. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.