Научная статья на тему 'Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев'

Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОБУДИТЕЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CULTURE OF THE HUMANITIES STUDENTS / EDUCATING TRAINING / ORGANIZATIONAL LEARNING / MOTIVATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Б.

В статье описаны педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки. Представлены педагогические технологии воспитывающего, организационного и побудительно-мотивирующего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT INTELLECTUAL CULTURE HUMANITIES STUDENTS

This article describes the technologies of the development educational intellectual culture of humanities students vocational high school training. Presented pedagogical technologies of educating, organizational and motivating learning.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев»

Библиографический список

1. Волкова, Н.В. Образовательное событие - феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2010. - № 36.

2. Шпарага, О. Феноменология опыта: опыт как “почва и горизонт” познания // Логос. - 2001. - № 2.

3. Всемирная энциклопедия: Философия / науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Современный литератор, 2001.

4. Чередниченко, И.П. Экзистенциальный опыт реального существования // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 4.

5. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М.: Наука, 1986.

6. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Наука, 1989.

7. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева. - Ярославль, 2003.

8. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

9. Прозументова, Г.Н. Феноменология образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству: феноменология образовательных инноваций. - Томск: ТГУ, 2005. - Ч. 1.

Bibliography

1. Volkova, N.V. Obrazovateljnoe sobihtie - fenomen i rekonstrukciya innovacionnogo obrazovateljnogo opihta // Sibir-skiyj psikhologicheskiyj zhurnal. - Tomsk, 2010. - № 36.

2. Shparaga, O. Fenomenologiya opihta: opiht kak “pochva i gorizont” poznaniya // Logos. - 2001. - № 2.

3. Vsemirnaya ehnciklopediya: Filosofiya / nauch. red. i sost. A.A. Gricanov. - M.: Sovremennihyj literator, 2001.

4. Cherednichenko, I.P. Ehkzistencialjnihyj opiht realjnogo suthestvovaniya // Gumanitarnihe i socialjnihe nauki. - 2010. - № 4.

5. Platonov, K.K. Struktura i razvitie lichnosti / otv. red. A.D. Glotochkin. - M.: Nauka, 1986.

6. Ancihferova, L.I. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti // Chelovek v sisteme nauk / pod red. I.T. Frolova. - M.: Nauka, 1989.

7. Ivanova, N.L. Socialjnaya identichnostj i professionaljnihyj opiht lichnosti / N.L. Ivanova, E.V. Koneva. - Yaroslavlj, 2003.

8. Zeer, Eh.F. Lichnostno orientirovannoe professionaljnoe obrazovanie. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1998.

9. Prozumentova, G.N. Fenomenologiya obrazovateljnihkh innovaciyj // Perekhod k Otkrihtomu obrazovateljnomu prostranstvu: fenomenologiya obrazovateljnihkh innovaciyj. - Tomsk: TGU, 2005. - Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 19.05.11

УДК 378

Plotnikova E.B. PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT INTELLECTUAL CULTURE HUMANITIES STUDENTS. This article describes the technologies of the development educational intellectual culture of humanities students vocational high school training. Presented pedagogical technologies of educating, organizational and motivating learning.

Key words: pedagogical technologies of the development of intellectual culture of the humanities students, educating training, organizational learning, motivational training.

Е.Б. Плотникова, проф. МаГУ, канд. пед. наук, г. Магнитогорск, E-mail: plotnikova747@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

В статье описаны педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки. Представлены педагогические технологии воспитывающего, организационного и побудительно-мотивирующего обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев, воспитывающее обучение, организационное обучение, побудительно-мотивирующее обучение.

Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки - это социально-педагогическая система, которая направлена на интеллектуальную социализацию обучающихся, в результате которой происходит преобразование интеллектуальной компетентности, интеллектуальной чувствительности, интеллектуальной воспитанности адресатов. Перечисленные качества необходимы будущему служащему социальногуманитарной сферы для эффективного выполнения профессиональных задач в условиях набирающей темп интеллектуализации профессиональной деятельности, требующей от работников предприятий и организаций достаточного уровня и прочности знаний, качеств и опыта.

Развитие знаний, качеств и опыта студентов осуществляется в процессе технологизации профессионального образования, обогащения педагогических технологий, наиболее актуальными из которых на текущем этапе являются: технологии личностно-ориентированного, проблемно-профессионального, диалогового, активного, игрового, рейтингового обучения.

Рассматриваемые нами педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев имеют некоторые различия в сравнении с существующими. Они: 1) усиливают социализирующий смысл процесса про-

фессионального обучения, позволяют расставить акценты в процессах интеллектуализации профессиональной деятельности студентов;2) сублимируют в себе моделирование необходимого и возможного поведения студентов в интеллектуальной деятельности с учетом представлений об идеальном и реальном ее образе, функционирующем в различных экономических условиях; 3) отражают такие трактовки интеллектуальной культуры студентов, которые обусловлены единством процессов развития опыта познавательной, коммуникативной, творческой и пробной практической деятельности обучающихся в контексте когнитивной, гуманитарной и рыночной культур.

Состав педагогических технологий развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев имеет свою иерархию, обусловленную последовательностью процессов развития у обучающихся интеллектуальной культуры. Пропедевтическое значение (достраивание первичных признаков интеллектуальной культуры - элементарных, общих, применительно к социальному опыту студентов) имеет педагогическая технология воспитывающего обучения. Значение этапа формирования вторичных признаков (применительно к профессиональному опыту) - педагогическая технология организационного обучения. Значение этапа интеграции признаков, их

проекции на интересы и потребности личного успеха студентов в профессиональной деятельности с учетом разнообразия интересов и потребностей общества (применительно к профессиональному опыту, формируемому для реализации в различных социально-экономических условиях) - педагогическая технология побудительно-мотивирующего обучения.

Разработка и реализация в гуманитарном вузе педагогической технологии воспитывающего обучения предусматривает постановку цели развития у студентов чувствительности к педагогическому управлению, адекватности реагирования на него; чувствительности к моральным ценностям, к противоречиям и осложненным обстоятельствам. Важное место в реализации технологии имеют декларативные знания, когнитивные умения, мировоззренческие универсалии культуры, что исходит из «технологии личностно-ориентированного обучения». На них сосредоточено внимание участников образовательного взаимодействия, их формированию посвящен дидактический процесс [1].

Студенческий возраст предполагает переход во взрослую жизнь, стремление отказаться от опеки, в том числе в интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, именно эта деятельность нуждается в непрерывном развитии и педагогической поддержке. Обеспечивает ее воспитывающее обучение, которое направлено на развитие интеллектуальной воспитанности студентов в сумме таких качеств как: чувствительность к педагогическому управлению, адекватность реакций на него, моральная просвещенность и активность когнитивной энергии.

Воспитывающее обучение актуализирует в понятии о культуре интеллектуального труда понятие об ограничениях и нормах интеллектуального поведения, о дисциплине и контроле интеллектуальных поступков, что в тоже время встречается в понятийном аппарате «технологии рейтингового обучения». Служащему социально-гуманитарной сферы это необходимо для обеспечения качественного выполнения профессиональных задач с учетом тенденций общекультурного развития человечества и опасности последствий плохо контролируемого профессионального творчества служащих-гуманитариев [2].

Воспитывающее обучение ориентировано на культурное взросление обучающихся, их моральный рост, усиление нравственной устойчивости. При наличии этих атрибутов интеллектуальной культуры студент становится полноценным и актуальным субъектом культуросообразной деятельности в выбранной им профессиональной сфере.

Реализация педагогической технологии воспитывающего обучения, предваряется обязательным комплексом предварительных процедур компаративного анализа, выполняемых организатором образовательного процесса. Это анализ: Западной и Восточной моделей обучения и воспитания студентов; традиционных и инновационных практик обучения и воспитания студентов; идеального представления и реального опыта обучения и воспитания студентов.

Ключевые понятия технологии воспитывающего обучения: культура (культуры), интеллектуальная культура, ее цели, ценности, требования; мировоззрение и его универсалии; идеология и ее культурное значение, идеология интеллектуальной культуры; культуросообразный труд, культуросообразный интеллектуальный труд; источники и профилактика бескультурья, интеллектуального бескультурья; иммунитет против разрушающих интеллектуальную культуру источников.

Принципы воспитывающего обучения: сочетание задач и методов педагогического управления с задачами и методами самоуправления познавательной деятельностью студентов; сочетание задач и методов морального просвещения и интеллектуального воспитания студентов; сочетание социально-педагогических новаций и национальных социальнопедагогических традиций; создание поля образовательного взаимодействия на договорной основе; сочетание методов упражнения и воспитывающей ситуации; ориентация на результат.

Принципы воспитывающего обучения студентов обеспечивают процесс усвоения студентами целей, ценностей и требований интеллектуальной культуры, переход на следующую ступень интеллектуально-нравственного взросления - на ступень пробной реализации полученных знаний, умений и качеств в избранной профессии.

В инструментарий воспитывающего обучения входят группы методов: педагогического управления, экзистенциального нажима, «легких подталкиваний», транслирования информации и знаний, ознакомления с нормативными моделями интеллектуального действия, маркирования субкультуры интеллектуальной элиты. Методы направлены на: развитие убеждений и взглядов обучающихся (мировоззрения, ценностных ориентаций в сочетании космизма и национальной идеи); развитие способности к компромиссу (склонности к логоцентризму, не исключающему интуитивизма, к обобщениям, не исключающим уточнений, к объективным оценкам и суждениям, не исключающим, а уточняющим долю их субъективизма);развитие межсистемных знаний (межпредметных, межкультурных, межнаучных, межотраслевых).

Формы воспитывающего обучения студентов: лекция, беседа, просеминарское и семинарское (практическое) занятие, интеллектуально-нравственный тренинг, воспитывающая ситуация, ролевая игра, «круглый стол», самостоятельная работа, коллоквиум, тестирование.

Разработка и реализация педагогической технологии организационного обучения направлена на обеспечение вступления студентов в фазу присвоения целей, ценностей и требований интеллектуальной культуры, перевода полученных на предыдущем этапе знаний, умений и качеств из потенциальных профессиональных в актуальные- в готовые к применению на практике с целью пробы деловых отношений и взаимодействий.

Организационное обучение как понятие применимо в менеджменте. Его сущность заключается в приведении в порядок активов и ресурсов предприятия. По оценке специалистов, приведению в порядок помимо других активов и ресурсов подлежат знания и опыт персонала. Они являются достоянием личности и коллектива, а при хорошей организации - это средство продуктивного общения и взаимодействий. Организационное обучение формирует организационное знание. В формировании такого знания очевидна сила социальнопедагогической традиции (развитие и использование продуктов коллективного разума). На предприятии организационное знание - это тот опыт, который подлежит формализации и хранению в определенном формате. В гуманитарном вузе -это то, что мы называем индивидуальным и коллективным когнитивным опытом студентов, обеспечиваемым также средствами «диалоговой педагогической технологии» [3].

Развитие интеллектуальной культуры студентов, обеспечиваемое педагогической технологией организационного обучения, предполагает формирование у обучающихся организационного знания как существенного дополнения к декларативному знанию. При реализации педагогической технологии организационного обучения в процессе социальногуманитарного образования осуществляется адаптации студентов к профессии, формируется «опыт обмена опытом».

Ключевые понятия педагогической технологии организационного обучения: организация, ее структура, статус, функции, интеллектуальная организация; организационное знание, база, карта, диаграмма знаний, каталог компетенций и опыта персонала, интеллектуальный капитал (ресурс) организации; организационные отношения, внешняя и внутренняя среда организации; организационное обучение, обмен опытом, деловое общение и взаимодействие; объект организации, субкультура организации, объект и субкультура интеллектуальной организации; организационные инновации, перспективы, тенденции, технологии и регламенты развития организации, технологии и регламенты развития интеллектуальной организации.

Принципы организационного обучения студентов: кооперации, сотрудничества, диалога, сочетания индивидуального и

коллективного действия; активных форм интеллектуальной деятельности, взаимодействия; нормирования интеллектуального взаимодействия в познании, творчестве, общении; многовариантности организационных и интеллектуальных действий; адаптации интеллектуального действия к ситуации.

В инструментарий организационного обучения студентов входят группы методов: картографирования знаний и опыта, обмена опытом, активизации мышления, имитации организационных отношений, деловой и ролевой игры, построения прогнозных сценариев, адаптивной и активной деятельности. Методы направлены на развитие у студентов: понимания объемов и качества когнитивного опыта, используемого в организационных отношениях; навыка адекватного восприятия организационных знаний и организационной культуры; лидерской позиции; опыта организационного взаимодействия.

Формы организационного обучения: лекция, пресс-

конференция, семинар-дискуссия, семинар-исследование, спецсеминар, исследовательская ситуация, консультация, ролевая и деловая игра, экспресс-встреча, самостоятельная работа, тренинг самоменеджмента, тренинг принятия решений, практика, «круглый стол», коллоквиум.

Разработка и реализация педагогической технологии по-будительно-мотивирующего обучения нацелена на обеспечение перехода студентов к более высокому уровню интеллектуальной деятельности - сознательной, активной, инициативной, ответственной.

Мотивация необходима человеку в процессе познания, общения, творчества, труда. Она есть залог успеха предприятия или организации. С помощью мотивации достигаются высокие результаты деятельности в образовании. Посредством мотивированного интеллектуального поведения минимизируются риски неэффективного восприятия обучающимися информации и знаний. В состав компонентов мотивации входит побуждение. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, потребности, имеющей определенную направленность.

В методической системе развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев побудительно-мотиви-рующее обучение выполняет функцию актуализации побуди-тельно-мотивирующих факторов. Результат реализации данной функции: мотивационный отклик студентов на побуди-тельно-мотивирующие действия преподавателя, на внешние побудительно-мотивирующие воздействия; повышенный интерес к осваиваемым профессиональным знаниям и техно-

логиям; рефлекс возникновения осознанной цели совершенствования в профессии, приложения сил в конкретной сфере.

Ключевые понятия технологии побудительно-мотивирующего обучения: мотивационный процесс, его этапы, импульсы; мотиваторы (побудители) успеха, достижений, развития, приложения сил в социально-гуманитарной сфере; факторы, сдерживающие развитие мотивов приложения сил в социально-гуманитарной сфере; мотивационный отклик (реакции) обучающихся на мотивирующее воздействие; мотивационный профиль обучающегося; карта изменения мотивов обучающихся.

Принципы побудительно-мотивирующего обучения студентов: соответствия затраченных усилий, полученного результата, справедливого вознаграждения и удовлетворенности обучающихся своей деятельностью в познании, общении, творчестве; индивидуального подхода в сочетании с коллективными методами организации образовательного процесса; применимости в образовательном процессе моделей мотивации личности, заимствованных из теории и практики кадрового менеджмента; сочетания задач и методов побудительно-мотивирующего обучения студентов и организации мотивированной профессиональной деятельности; вероятностного, ожидаемого характера мотивационных реакций студентов.

В инструментарий побудительно-мотивирующего обучения входят группы методов: признания и вознаграждения студентов, создания ситуаций личного успеха с поправкой на его соответствие коллективным интересам, поощрение интеллектуальной инициативы и контроль ее результатов, делегирование роли, составление и анализ мотивационного профиля. Очевидна в нем актуальность методов «игровой педагогической технологии» [4]. Методы побудительно-мотивирующего обучения направлены на развитие у студентов: стремления к достижениям в познании, общении, творчестве, к совершенствованию объекта своего профессионального внимания; умений контролировать мотивы деятельности и влиять на них; потребностей в результативных действиях, в достижении целей, приложении усилий и успехе; мотивов возвышения потребностей; умений адекватно реагировать на внешние побудительно-мотивирующие факторы; потребностей в улучшении условий деятельности.

Формы побудительно-мотивирующего обучения: лекция, семинарское занятие, экспресс-консультация, экспресс-встреча, воспитывающая ситуация, исследовательская ситуация, ситуация-преобразование, тест, самостоятельная работа, коллоквиум и др.

Библиографический список

1. Акопян, М.А. Моделирование личностно-ориентированных коммуникативных технологий / М.А. Акопян, Н.К. Карпова // Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности: материалы 11-ой международной научно-практической конференции. -Ростов н/Д, 2002.

2. Русских, Г.А. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. - 2004. - № 12.

3. Горовая, В.И. Диалог как активный метод обучения в подготовке специалиста / В.И. Горовая, М.В. Гулакова // Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт. - Краснодар, 1998.

4. Гулакова, М.В. Деловая игра в учебном процессе современного вуза // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. - Карачаевск, 1999.

Bibliography

1. Akopyan, M.A. Modelirovanie lichnostno-orientirovannihkh kommunikativnihkh tekhnologiyj / M.A. Akopyan, N.K. Karpova // Lichnostnihyj podkhod v vospitanii grazhdanina, cheloveka kuljturih i nravstvennosti: materialih Il-oyj mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Rostov n/D, 2002.

2. Russkikh, G.A. Tekhnologiya reyjtingovogo obucheniya // Dopolniteljnoe obrazovanie. - 2004. - № 12.

3. Gorovaya, V.I. Dialog kak aktivnihyj metod obucheniya v podgotovke specialista / V.I. Gorovaya, M.V. Gulakova // Pedagogi-cheskie novovvedeniya v vihssheyj shkole: tekhnologii, metodiki, opiht. - Krasnodar, 1998.

4. Gulakova, M.V. Delovaya igra v uchebnom processe sovremennogo vuza // Sravniteljnaya pedagogika i problemih obrazovaniya v sovremennom mire. - Karachaevsk, 1999.

Статья поступила в редакцию 31.05.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.