УДК 378.514
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИКЛЕ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ
Л О о л
В.М. Камчаткина1, Г.А. Иващенко2, В.И. Якунин3, Е.В. Мещерякова4
124,- -
'' Братскии государственный университет, 665709, г. Братск, ул. Макаренко, 40.
3Московский авиационный институт (Государственный технический университет), 125993, г. Москва, ГСП-3, Волоколамское шоссе, 4.
Проблема формирования профессиональных компетенций, на наш взгляд, недостаточно изучена с позиции профессионально-мотивирующего обучения. В статье приводится система педагогических мероприятий профессионально-мотивирующего обучения в цикле графических дисциплин, содействующих формированию профессиональной компетентности бакалавров направления «Строительство». Установлено, что выявленные мероприятия способствуют развитию профессиональных компетенций и повышают эффективность учебного процесса. Ил. 10. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: профессионально-мотивирующее обучение; мероприятия профессионально-мотивирующего обучения; профессиональные компетенции; дисциплины графического цикла.
IMPLEMENTATION OF PROFESSIONALLY MOTIVATING TRAINING IN THE SERIES OF GRAPHIC DISCIPLINES TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCES WITH BACHELORS-BUILDERS V.M. Kamchatkina, G.A. Ivaschenko, V.I. Yakunin, E.V. Mescheryakova
Bratsk State University'
40 Makarenko St., Bratsk, 665709.
Moscow Aviation Institute (State Technical University),
4 Volokolamskoe Shosse, GSP-3' Moscow, 125993.
The problem of professional competence formation requires additional study from the standpoint of professionally motivating training. The article provides a system of educational activities of professionally motivating training in the series of graphic disciplines that contribute to the formation of professional competence with the bachelors of direction "Civil Eng i-neering". It is determined that the identified activities stimulate the development of professional competences and increase educational process efficiency. 10 figures. 1 table. 3 sources.
Key words: professionally motivating training; professionally motivating educational activities; professional competences; discipline, series of graphic disciplines.
Целью профессионального образования на современном этапе развития Российского государства становится подготовка бакалавра, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, обладающего устойчивыми компонентами творческого, неординарного стиля мышления, способного к эффективной профессиональной деятельности, к систематическому обновлению знаний и коммуникативным
отношениям. К перечисленным требованиям необходимо добавить требования к его коммуникабельности, этическим и психологическим качествам.
Несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме формирования профессиональной компетентности, анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной остается проблема обучения, ориентиро-
1Камчаткина Варвара Михайловна, соискатель, помощник декана инженерно -строительного факультета, тел.: 89149514140, e-mail: [email protected]
Kamchatkina Varvara, Competitor for a scientific degree, Assistant of the Dean of Construction Engineering Department, tel.: 89149514140, e-mail: [email protected]
2Иващенко Галина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики, тел.: 89501241622, e-mail: [email protected]
Ivaschenko Galina, Doctor of Pedagogical sciences, Professor of the Department of Engineering Geometry and Computer Graphics, tel.: 89501241622, e-mail: ivashenko.home @ mail.ru
3Якунин Вячеслав Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной геометрии, тел.: 89264801635, e-mail: [email protected]
Yakunin Vyacheslav, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Applied Geometry, tel.: 89264801635, e-mail: [email protected]
4Мещерякова Елена Владимировна, соискатель, инженер-программист кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики, тел. 89501172784 e-mail: [email protected]
Mescheryakova Elena, Competitor for a scientific degree, Programming Engineer of the Department of Engineering Geometry and Computer Graphics, tel. 89501172784 e-mail: [email protected]
ванного на развитие профессиональной мотивации, в процессе которого формируется профессиональная компетентность. Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями:
- возрастающими требованиями к качеству образования выпускников современных вузов и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с развитием профессиональной мотивации в процессе обучения для становления профессиональной компетентности будущих выпускников;
- необходимостью формирования профессиональной компетентности будущего выпускника и недостаточной разработанностью педагогических мероприятий профессионально-мотивирующего обучения для эффективности данного процесса.
Установленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: разработка и формирование системы педагогических мероприятий профессионально-мотивирующего обучения, содействующих успешному формированию профессиональной компетентности бакалавров направления «Строительство».
Целью исследования является проектирование педагогической модели профессионально-мотивирующего обучения, ее научное обоснование и проверка эффективности для формирования профессиональной компетентности бакалавров-строителей при изучении дисциплин графического цикла.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что профессиональная мотивация для учебной деятельности имеет решающее значение, соответственно целенаправленное формирование у обучающихся мотивации учебно-
профессиональной деятельности необходимо.
Наша исследовательская работа показала, что в структуре мотивов студентов всех курсов инженерно-строительного факультета (ИСФ) ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет» ведущее место занимают профессиональные мотивы, связанные с совершенствованием и самоопределением. Необходимо отметить значительное преобладание внутренней мотивации студентов над внешней. Это говорит об интересе студентов непосредственно к процессу обучения, а также о том, что студенты вовлекаются в учебную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград [3].
Под основными компетенциями профессиональной деятельности бакалавра-строителя мы понимаем: общепрофессиональную, включающую познавательную, предпринимательскую и компетенцию ориентации на работодателя; узкопрофессиональную, включающую изыскательскую, проектно-конструкторскую, производственно-технологическую и производственно-управленческую; креативную, состоящую из исследовательской и проблемно-креативной компетенций; коммуникативно-информационную, включающую коммуникативно-организаторскую и информационную компетенции; профессионально-личностную, включающую профессионально-этическую и компетенцию непрерывного самообразования и самосовершенствования.
Для первого курса актуально развитие познавательной, предпринимательской, исследовательской, проблемно-креативной, коммуникативно-
организаторской, информационной и профессионал ь-но-личностной компетенций (таблица).
Требования к результатам освоения компетенций
Компетенция Требования к результатам освоения компетенций на первом курсе
Познавательная способность к получению фундаментальных, не отделенных друг от друга новых знаний и умений, и овладение на деятельностном уровне комплексной процедурой их получения, возможность использования приобретенных знаний в дальнейшей учебной деятельности
Предпринимательская способность и готовность к самозанятости
Исследовательская интерес к научно-технической информации, отечественному и зарубежному опыту по профилю деятельности; способность составлять отчеты по выполненным работам
Проблемно-креативная мотивация к постоянному творческому процессу, к высоким достижениям в учебной деятельности, способность к поиску новых или альтернативных решений, к планированию своей деятельности
Коммуникативно-организаторская владение навыками устной и письменной речи, классификаторами и понятийным аппаратом, применяемым в профессиональной деятельности, умение работать в коллективе
Информационная умение работать с документацией, технической и экономической литературой для получения информации о новейших достижениях в интересующей области, владение новыми информационными технологиями
Профессионально-личностная обеспечивается совокупностью компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер: память, рефлексия, аналитическое и творческое мышление, деловая организованность и настойчивость, наблюдательность, тяга к знаниям, решительность и требовательность, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, толерантность
способность к непрерывному самообразованию и совершенствованию
Для реализации профессионально-мотивирующего обучения необходимы:
- целенаправленность на конечные и промежуточные результаты обучения, осознанный образ результата, постановка и реализация студентом цели означает его внутреннее саморазвитие;
- ориентация на профессиональные притязания (стремление достичь результата определенного уровня в профессиональной деятельности) - уровень сформированности профессиональной компетентности, оцениваемый студентом на основании своих результатов на предыдущих этапах развития, в настоящем и может запланировать на будущее.
Многие педагоги, отмечают равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, способы, условия обучения. Зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к интенсификации передачи информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий. Проблема заинтересованности личности в обучении, профессиональной ее подготовки требует осмысления важнейших элементов обучения (средств, форм, методов) и утверждает в мысли, что основным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только получения общих знаний в изучаемой дисциплине, но личностной осмысленности применения получаемых знаний в своей будущей учебной и профессиональной деятельности.
Для формирования понимания важности графических дисциплин для будущей профессиональной деятельности нами предлагается такая форма педагогического воздействия, как активизация интереса студентов к изучаемой дисциплине и будущей профессиональной деятельности с помощью демонстрации примеров применения учебной информации тем в реальной профессиональной деятельности - демонстрационный эксперимент. Как вспомогательное средство демонстрационный эксперимент применяется в практических методах обучения. Необходимость сочетания объяснения преподавателем изучаемой темы с демонстрацией примеров применения в реальной профессиональной деятельности объясняется тем, что в демонстрационном эксперименте даже показ одного из примеров сопровождается обилием чувственно воспринимаемых деталей. Главное и второстепенное, существенное и случайное, объект наблюдения и вспомогательные детали предстают перед учащимся одновременно. Требуется направляющее слово преподавателя, которое концентрирует внимание на главном, существенном в объекте наблюдения. Слово не только руководит зрительным восприятием, но и помогает студентам делать выводы, формулировать заключения. Наконец, слово преподавателя кодирует зрительные образы в понятия.
Например, при изучении темы «Многогранные по-
верхности» преподаватель комментирует последовательное появление на доске графического изображения усеченной призмы; натуральной величины сечения; развертки поверхности. Так, три проекции усеченной четырехгранной призмы (рис. 1) являются соответствующими фасадами и планом крыши кинотеатра; натуральная величина сечения позволяет определить количество строительного материала для покрытия кровли кинотеатра; по развертке боковой поверхности усеченной призмы можно судить о количестве материала для облицовки фасадов.
Рис. 1. Усеченная призма: 1 - три проекции усеченной призмы; 2 - наглядный вид сечения; 3 - развертка поверхности
В изучении темы «Пространственные кривые линии» предлагается наглядный тематический материал, демонстрирующий применение получаемых знаний в профессиональной деятельности. В архитектурной практике цилиндрические и конические винтовые линии (рис. 2, 3) применяются для образования контуров каркаса и поверхностей винтовых лестниц, винтовых пандусов для въезда автомашин в многоэтажных гаражах, для устройства развязок в двух уровнях на пересечении магистралей и т.п.
При изучении «поверхностей вращения» отмечается, что они с давних времен получили широкое применение в архитектуре и строительстве. Части сферической поверхности - сферические сегменты - образуют купола и сферические покрытия зданий (рис. 4).
Изучение темы «Взаимное пересечение поверхностей» сопровождается представленными изображениями (рис. 6), демонстрирующими изучаемую тему в практике архитектурных решений различных зданий.
Приведенные примеры направлены на развитие и активизацию познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности [1].
Преподаватель с помощью указанных примеров развивает у студентов способность к получению фундаментальных, не отделенных друг от друга новых знаний, указывает на возможность их использования в
дальнейшей учебной деятельности и таким образом способствует формированию познавательной компетенции. Проблемно-креативная компетенция формируется посредством активизации творческой активности учащихся, подразумевает устремленность студентов к теоретическому осмыслению знаний, интенсивному проявлению познавательных интересов.
Развитие способностей качественного решения графических задач и применения их в профессиональной деятельности осуществляется организацией поэтапного усвоения учебной информации дисциплины в привязке к применению в профессиональной деятельности. Примером могут служить профессионально-ориентированные упражнения, тесты и задачи.
По нашему мнению, профессиональное содержание знаний должно иметь форму теоретического зна-
познавательная деятельность, открывающая «основы» геометро-графических дисциплин, организована через решение познавательных задач, включенных в содержание профессиональных задач как построение их ориентировочной основы.
В обучающей системе задач и упражнений для бакалавров по направлению «Строительство» традиционные задания нами заменены на авторские с элементами профессиональной направленности. Вот некоторые из них:
Тема «Проецирование точки» (рис. 6).
1. Построить проекции точки Р, расположенной:
а) ниже конька кровли (ВС), правее пересечения (О) конька кровли пристройки и ендовой (Ей) и дальше от наблюдателя, чем стропило (АВ);
б) правее от наблюдателя конька кровли (ВС),
ния об объекте и ориентировать студента в решении выше ендовой (Ей) и лежащей дальше от наблюдате-разнотипных задач. Таким образом, специфическая ля, чем стропило (АВ).
Рис. 2. Цилиндрическая винтовая линия
Рис. 3. Коническая винтовая линия
Тема «Проецирование плоскости» (рис. 7).
2. Построить на ортогональном чертеже по три проекции заданных стилизованных зданий.
Тема «Взаимное положение прямой линии и плоскости» (рис. 8).
3. На наглядном изображении построить точку пересечения конька кровли пристройки t и плоскости ската крыши а заданного стилизованного здания. Начертить ендову.
В процессе многолетних психолого-педагогических исследований выявлено, что в связи с сокращением образовательными стандартами учебных часов, отводимых на изучение дисциплин графического содержания, студенты не успевают приобрести соответствующий опыт чтения ортогональных проекций, а также развить пространственное мышление. Это является существенным препятствием при чтении не только ортогональных видов простейших геометрических объектов в разделе «Проекционное черчение», но и чертежей, фасадов, разрезов зданий и сооружений в разделе «Строительное черчение» [2].
Традиционно в курсе дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» при изучении темы «Виды» (и многих других) студенты выполняют упражнения на построение ортогональных видов, в которых используются абстрактные детали. Студенты со слабой графической подготовкой не всегда успешно справляются с поставленной проблемой. Нами предлагается ряд упражнений для построения ортогональных проекций, например (рис. 9):
4. Выбрать соответствующее наглядное изображение (I, II, III, IV) для указанных видов стилизованных зданий (А, Б, В), начертить три основных вида для оставшегося здания.
С помощью приведенных заданий развивается познавательная компетенция, студенты видят возможность использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативно-организаторская компетенция осваивается посредством представленного в заданиях понятийного аппарата: «конек кровли», «фронтон», «стропило», «ендова», «подкос», «стропильная нога», «стойка» и т.п. Посредством применения профессиональных терминов студенты вовлекаются в профессиональную область будущей не только учебной деятельности на старших курсах, но и послевузовской деятельности. Реализуя подобранные задачи и упражнения, существует реальная возможность тренировать осознанные элементы психической деятельности мыслительного процесса при решении профессиональных проблемных ситуаций. Комплекс задач и упражнений направлен на развитие творческого мышления, представляет собой систему проблемных ситуаций, решение которых производится с соблюдением определенной последовательности выполнения мыслительных операций, способных вырабатывать автоматизм при выполнении профессиональной деятельности, что в свою очередь формирует проблемно-креативную компетенцию.
Л Mi-о в,
аЛ> Vу\ь
Рис. 6. Задание на тему «Проецирование точки»
Рис. 7. Задание на тему «Проецирование плоскости»
Рис. 8. Задание на тему «Взаимное положение прямой линии и плоскости»
Рис. 9. Задание на тему «Виды»
В течение трех лет (2008—2011 гг) проводился эксперимент. Материал лекций профессионально-направленного содержания излагался студентам специальности «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС) Братского государственного университета. Для студентов специальности «Городское строительство и хозяйство» (ГСХ) материал лекций предлагался в традиционной форме изложения.
Мы проанализировали успеваемость студентов первого курса специальностей ПГС и ГСХ на разных этапах изучения дисциплин графического цикла. Первая контрольная точка - первая аттестация в первом
2008-2009 гг.
семестре (1.1 А); вторая - вторая аттестация в первом семестре (1.2 А); третья - итоговый зачет в первом семестре (Итог за 1 семестр); четвертая контрольная точка - первая аттестация во втором семестре (2.1 А); пятая - вторая аттестация во втором семестре (2.2 А); шестая - экзамен во втором семестре (Итог за 2 семестр).
На рис. 10 показано распределение средних баллов успеваемости студентов групп ПГС и ГСХ (вертикальная шкала) за периоды обучения графическим дисциплинам (горизонтальная шкала).
2009-2010 гг.
4,5
3,5
—♦
V
—■
1.2 А Итог за 1 2.1 А семестр
2.2 А Итог за 2 семестр
1.2 А Итог за 1 2.1 А семестр
2.2 А Итог за 2 с еме стр
4,5
3,5
2010-2011 гг.
— \а
\
\ V
V
1.1 А 1.2 А Итог за 12.1 А 2.2 АИтог за 2 семестр семестр
Рис. 10. Успеваемость студентов групп ПГС и ГСХ на разных этапах изучения дисциплин графического цикла
5
5
4,5
4
4
3,5
3
3
.1 А
.1 А
ПГС-09
5
4
3
ПГС-10
Данные, полученные в ходе анализа успеваемости показывают, что при реализации поставленной задачи с помощью профессионально-ориентированных лекций студенты лучше усваивают предъявляемый учебный материал. Средние баллы по результатам промежуточных и итоговых аттестаций значительно выше у студентов групп ПГС, чем у студентов групп ГСХ, в которых лекционный материал излагался в традиционной форме.
Такой подход к подбору и структурированию учебной информации развивает профессиональную мотивацию студентов, что в свою очередь повышает качество усвоения материала дисциплины.
Профессионально-мотивирующее воздействие направлено на:
-актуализацию ранее сложившихся мотивов (то есть не разрушать, а укреплять и поддерживать);
- создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности).
Подобранное соответствующим образом содержание учебного материала и разработанные на этой основе познавательные задания, как показали результаты эксперимента, способствуют развитию профессиональных компетенций и повышают эффективность учебного процесса.
Библиографический список
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2003. 416 с.
2. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.А., Корнилова Е.А. Графическая подготовка студентов строительных специальностей как элемент образовательной технологии формирования профессиональной компетенции и профессионального творчества // Деп. НИИВО «Высшая и средняя профессио-
нальная школа в России и за рубежом». 2005. Вып. 3. Поз. 5. № 23. 18 с.
3. Камчаткина В.М., Иващенко Г.А., Мещерякова Е.А. Исследование профессиональной мотивации выпускников строительных специальностей // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 5-12.
УДК 323 (477.75)
КРЫМСКО-ТАТАРСКИЙ ЭТНОС: ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ К КОМПРОМИССУ
1 9
Е.А. Корнеева1, К.А. Корнеев2
1Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29. 2Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 130.
Рассматривается феномен этничности и его роль в этнополитическом конфликте на полуострове Крым. Сделан акцент на крымско-татарский этнос как на наиболее агрессивно настроенную этническую группу. Проводится сравнительный анализ государственной национальной политики Великобритании в колониях и России, в Республике Крым. Особое значение придается точке зрения Сиднея Вебба - лидера английского Фабианского общества (умеренной социалистической группы) - по проблематике взаимодействия метрополий с зависимыми от них национально-государственными образованиями. На основе представленного анализа делаются выводы по возможности регулирования существующего на данный момент этнополитического конфликта на полуострове Крым. Библиогр. 18 назв.
Ключевые слова: этнополитический конфликт; этничность; крымско-татарский этнос; Фабианское общество; Сидней Вебб; колониализм; ментальность; этнонациональные стереотипы; надэтническая солидарность; принцип этнокультурного самоопределения.
CRIMEAN TATAR ETHNIC GROUP: FROM CONFRONTATION TO COMPROMISE E.A. Korneeva, K.A. Korneev
St. Petersburg State Polytechnic University,
29 Politehnicheskaya St., St. Petersburg, 194021.
Institute of Energy Systems named after L.A. Melentyev SB RAS,
130 Lermontov St., Irkutsk, 664033.
The phenomenon of ethnicity and its role in the ethno-political conflict on the peninsula of Crimea is discussed. The Crimean Tatar ethnic group is emphasized as the most violent ethnic group. A comparative analysis of the state national policy of Great Britain in colonies and Russia in the Republic of Crimea is carried out. Particular importance is given to the point of view of Sidney Webb, who was the leader of the English Fabian Society (a moderate socialist group), on the problems of interaction of mother countries with dependent national state entities. On the basis of the presented analysis
1 Корнеева Елизавета Анатольевна, аспирант, тел.: 89817600959, e-mail: [email protected] Korneeva Elizaveta, Postgraduate, tel.: 89817600959, e-mail: [email protected]
2Корнеев Константин Анатольевич, кандидат исторических наук, сотрудник международного исследовательского центра
«Энергетическая инфраструктура в Азии», тел.: 89501015009, e-mail: [email protected]
Korneev Konstantin, Candidate of History, member of an international research center "Energy Infrastructure in Asia",
tel.: 89501015009, e-mail: [email protected]