Научная статья на тему 'Аксиологические основания профессионально-мотивирующего обучения'

Аксиологические основания профессионально-мотивирующего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Б. В.

В статье дается характеристика аксиологического аспекта современного профессионального образования. Формулируются основные идеи концепции профессионально-мотивирующего обучения, позволяющего обеспечить необходимое развитие профессиональной мотивации будущих специалистов. Рассматриваются цели, принцип и правила профессионально-мотивирующего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания профессионально-мотивирующего обучения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 355

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В статье дается характеристика аксиологического аспекта современного профессионального образования. Формулируются основные идеи концепции профессионально-мотивирующего обучения, позволяющего обеспечить необходимое развитие профессиональной мотивации будущих специалистов. Рассматриваются цели, принцип и правила профессионально-мотивирующего обучения.

Ключевые слова: профессионально-мотивирующее обучение, профессиональное образование, цели и ценности профессионального образования, принципы и правила обучения.

Анализ аксиологического аспекта профессионального образования показал, что его государственная и общественная ценность в настоящее время не осознается. Это не позволяет понять причины ослабления уровня подготовки специалистов, выходящие за рамки кадрового и материально-технического обеспечения учебного процесса. По результатам проведенного социологического опроса можно заключить, что проблемы образования не занимают ведущее место в сознании учащихся государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, уступая проблемам уровня жизни, размера и своевременной выплаты заработной платы, сокращения кадров и т.д. Большинство студентов готово получить оценку любой ценой, при этом качество профессионального образования волнует немногих. При существующем подходе к профессиональному образованию (ПО) как ценности образовательные учреждения вряд ли будут готовить высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества, развития техники. Но самое главное - выпускники учреждений ПО не будут патриотами России, обладающими высокой нравственностью, воспитанными на принципах гражданственности, любви к труду.

Образовательный процесс должен удовлетворять потребность личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формировать способность к труду, жизни и т.д. В то же время характерной чертой законодательных документов является занижение социальной области человеческой жизнедеятельности. В частности, формулировки целей и задач образования не содержат общественно-полезного смысла профессиональной компетентности. Не учитывается, что специалист может быть высокообразованным, высококвалифицированным, способным к труду, профессиональному росту в современном мире, но при этом не любить свою профессию и не работать по специальности. Между тем многие авторы указывают на отсутствие взаимосвязи личностного и профессионального компонентов сознания студентов и выпускников учреждений профессионального образования. Отмечается, например, что собираются работать по специальности немногим более половины студентов и выпускников как столичных, так и периферийных вузов и колледжей. В сложившейся ситуации общественные деньги выбрасываются на ветер, а система профессионального образования готовит много специалистов, способных к профессиональной деятельности, но не

Б.В. Илькевич

Гжельский

государственный

художественно-

промышленный

институт

e-mail:

ilk_bv@mail.ru

желающих работать в соответствующей сфере. По данным Российского Союза ректоров еще несколько лет назад финансовые потери, связанные с тем, что значительное количество выпускников вузов работают не по специальности, оценивались в 18 миллиардов рублей в год (примерно 40 % бюджетных расходов на высшее образование).

Одной из главных отрицательных сторон Государственных образовательных стандартов, квалификационных требований и моделей специалиста является слабое внимание к социально-психологическим и личностным качествам выпускников. Данные документы нельзя назвать адекватными и личностно-ориентированными, поскольку они, с одной стороны, не обеспечивают максимального соответствия между сформулированными требованиями и практической деятельностью выпускника образовательного учреждения, психологической основой которой является профессиональная мотивация, а с другой - не позволяют дифференцировать профессиональное образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями учащихся. Личностные качества специалиста, его морально-психическое состояние, мотивы профессиональной деятельности проявляются в ходе учебно-воспитательного процесса на этапе достижения профессиональной компетентности. И именно поэтому так важна социально-психологическая составляющая модели специалиста, позволяющая оценить результат развития профессиональной мотивации, а значит и степень профессиональной подготовленности выпускника.

В сложившихся социально-политических условиях на первый план выдвигается личная ценность профессионального образования, понимание которой находится в тесной связи с внутренними (познавательными) и внешними (социальными) мотивами образовательной и самообразовательной активности учащегося. Внутренние мотивы определяются генетической потребностью человека к самореализации в соответствии с врожденными способностями. В этом смысле профессиональное образование как личная ценность осознается всегда. Однако развитие внутренних мотивов получения образования во многом определяется учебно-воспитательной системой, в которую попадает обучаемый. Внешние мотивы обусловлены материальными и социальными соображениями, степенью сформированности в обществе и государстве отношения к образованию как ценности. Внешние мотивы в должной мере не стимулируют профессиональное развитие студента, превращают обучение в вынужденную деятельность, лишенную аксиологического смысла. Понимание профессионального образования как личной ценности невозможно без формирования внутренней профессиональной мотивации (ПМ), которое должно осуществляться в процессе непрерывной учебно-воспитательной деятельности. Исследования показали, что внешняя мотивация получения специальности у студентов развита сильнее, чем внутренняя. Внутренние мотивы выражены гораздо слабее, но именно они представляют потенциальную значимость для развития мотивационной сферы.

В настоящее время по отношению к целям обучения цели формирования мотива-ционно-ценностной ориентации занимают, как правило, подчиненное место. Положительная мотивация в данном случае является лишь средством и условием достижения целей обучения: мотивационные состояния способствуют активному овладению знаниями, умениями, навыками и способами познавательной деятельности. При таком подходе основа деятельности специалиста - профессиональная мотивация - не является приоритетной целью обучения в учреждении профессионального образования, что обусловливает низкую эффективность учебного процесса, одним из главных результатов которого должно являться устойчивое стремление студента к выполнению профессиональных обязанностей.

Низкая профессиональная мотивация студентов и выпускников образовательных учреждений профессионального образования (ОУПО) является следствием упущений в учебно-воспитательном процессе, в немалой степени обусловленных непродуманностью доктринальных принципов развития образования, несовершенством концепции, педагогической системы профессионального образования и Государственных образовательных стандартов. Негосударственный, внесоциальный подход к определению целей профессионального образования, недостатки педагогической системы, обусловившие нахождение профессионального образования в так называемой зоне неэффективного бюджетного финанси-

рования, несовместимы с начавшейся комплексной реформой бюджетного процесса. Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных средств на общественно значимые, измеряемые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики, в том числе в сфере профессионального образования. Безусловно, преобладающее значение в стратегии ПО как части культуры должно принадлежать высшим человеческим ценностям, однако нельзя превращать обучение в государственном образовательном учреждении в космополитическое. Специалист, получивший профессиональное образование за счет общества - это прежде всего гражданин определенного государства, а уже потом человек мира и Вселенной. В этом смысле ПО должно быть прежде государственным и социальным, а потом личностным. Когда речь идет о согласовании личных и государственных (социальных) образовательных ценностей выпускника государственного образовательного учреждения ПО, то акцент необходимо делать на государственных (социальных) идеалах, основой которых является высокая профессиональная мотивация. Только такое соотношение аксиологических элементов профессионального образования создает необходимые условия для воспитания патриотов Отечества, обладающих высокими профессиональными и морально-психологическими качествами [1].

Необходимого развития профессиональной мотивации можно добиться в ходе профессионально-мотивирующего обучения (ПМО). Процесс формирования профессиональной мотивационно-ценностной ориентации должен включать в себя определение целей развития мотивационной сферы будущего специалиста, выбор компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм и средств) и обоснование дидактических условий их использования, обеспечивающих развитие непрерывно-количественной, процессуальной (характеризующей связь мотивации и деятельности) и дискретно-качественной (характеризующей относительно стабильные свойства личности) сторон профессиональной мотивации студента.

Концепция ПМО вытекает из анализа образовательных ценностей, потребностей и мотивов, сущностных, содержательных характеристик компонентов профессионального образования, особенностей действия закона социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения в современных условиях. Исходный постулат (аксиома) концепции профессионально-мотивирующего обучения: в новых условиях жизни России, строящей гуманистическое, демократическое общество с рыночной экономикой, обучение в образовательном учреждении профессионального образования должно стать качественно иным, соответствующим основным запросам «потребителей» профессионального образования - государства, общества и личности.

Основные идеи концепции профессионально-мотивирующего обучения: а) обучение студентов в ОУПО должно быть прежде государственным и социальным, а потом личностным. Когда речь идет о согласовании государственных (социальных) и личных образовательных ценностей, акцент необходимо делать на государственных (социальных) идеалах. Только такое соотношение между собой аксиологических элементов профессионального образования создает необходимые условия для обучения и воспитания специалиста с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами, готового трудиться ради интересов государства и общества; б) высокую профессиональную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения, вытекающие из аксиологической сущности профессионального образования. Одним из основных направлений совершенствования подготовки студентов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней ПМ, что позволит, с одной стороны, обеспечить гарантированное, устойчивое комплектование народного хозяйства страны специалистами, а с другой - приблизиться к продуктивной, гуманистической парадигме образования, обеспечить субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом; в) познавательные (внутренние) мотивы, интерес к содержанию обучения не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное усвоение знаний, умений и навыков, развитие личности студента. Необходимо обеспечить взаимную трансформацию познавательных общеобразовательных и профессиональных мотивов, без которой невозможны осознание личной ценности профессио-

нального образования и высокий уровень профессиональной мотивации выпускника образовательного учреждения.

Концепция ПМО обеспечивает реализацию гуманистической парадигмы образования в условиях социально-экономического кризиса в России, ставшей на путь построения демократического общества. Смещение акцента учебно-воспитательной деятельности в сторону формирования психологических качеств личности, государственно и общественно значимых мотивационно-ценностных устремлений позволяет исключить административные и финансово-экономические меры, направленные на то, чтобы заставить выпускника работать по специальности. Профессионально-мотивирующее обучение обеспечивает изменение типа социализации студента: достигается необходимая мера его свободы в пределах существующих политических и социально-экономических обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации образовательной практики, становления нового типа отношений между участниками учебного процесса.

В контексте основных идей концепции ПМО могут быть сформулированы три общие цели обучения в ОУПО, которые по существу идентичны целям образования, имеющего профессионально-мотивирующую направленность. Первая (государственная) цель - удовлетворение потребности народного хозяйства страны в специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма, стремящихся работать по специальности. Вторая (социальная) цель — воспитание социально активной, социально адаптивной и социально мобильной личности с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами. Третья (личная) цель - создание условий для углубления и расширения образования, овладения профессиональной деятельностью и получения квалификации, позволяющей человеку трудиться в соответствии с его интересами и способностями. Указанные цели профессионального образования определяют качества специалистов, которые необходимо формировать (развивать) в ходе учебно-воспитательного процесса. Одним из основных психологических качеств, обеспечивающих положительный результат профессионального образования и позволяющих считать его государственной и общественной ценностью, является профессиональная мотивация, которая может быть оценена современными психолого-педагогическими методами. Выделение ПМ в качестве отдельной составляющей цели профессионального образования и ПМО вызвано первостепенной важностью осознанных мотивов в поведении человека, а также тем, что профессиональная мотивация, любовь и интерес к профессиональной деятельности являются основой для формирования и развития специалиста.

Из концепции ПМО следует, что модели специалистов должны быть личностно-ориентированными, отражающими необходимость профессионально-мотивирующей направленности обучения студента. Личностно-ориентированная модель выпускника ГОУ, как цель и критерий результата ПМО, отличается от существующей модели детальной разработкой личностной компоненты и наличием смысла и целеполагания профессиональной деятельности. При этом требование по формированию ПМ придает личностно-ориентированной модели специалиста целостный характер. Под целостностью модели следует понимать ее адекватность триединой (государственной, социальной и личной) цели ПМО в течение всей трудовой деятельности. Ключевым словом в определении понятия «целостность» является развитие, постоянное развитие определенных образовательными целями качеств специалиста, его профессиональных мотивов и интересов.

В качестве нормы педагогической деятельности, соответствующей концепции ПМО, выступает принцип профессионально-мотивирующего обучения, который заключается в следующем: 1) формирование внутренней ПМ студентов следует считать приоритетной, основополагающей целью и главным результатом обучения; 2) деятельность педагога прежде всего должна быть направлена на развитие мотивационной составляющей компонентов системы обучения; з) в ходе учебного процесса преподавателю нужно концентрировать усилия на формировании внутренней (познавательной) мотивации, обеспечивая при этом взаимную трансформацию общеобразовательных и профессиональных мотивов учения; 4) необходимо постоянно контролировать степень сформированности

профессиональной составляющей мотивационной сферы студентов и вносить необходимые коррективы в компоненты учебно-воспитательной системы и учебный процесс.

Профессиональные и общеобразовательные мотивы (познавательные и социальные), являясь новообразованиями учебной деятельности студента, выступают одновременно продуктом взаимных трансформаций и обусловливают как дальнейшее развитие друг друга, так, и во многом, развитие самой учебной деятельности. Общеобразовательные и профессиональные мотивы учения не должны быть альтернативными по своему содержанию и статусу в мотивационной сфере студента. Они проявляются одновременно, взаимодействуют и должны стать смыслообразующими, ведущими в мотивационной сфере. Полная удовлетворенность студента учебными достижениями, отношение его к полученным знаниям как к личной ценности возможны только при преобладании познавательных мотивов. Если преобладают социальные мотивы учения, то знания становятся просто средством для достижения чего-то и не представляют сами по себе ценности и цели. Кроме того, если познавательные мотивы являются источником развития студента, стимулируют получение общественно-значимых профессиональных знаний, то социальные мотивы актуализируют сугубо личные интересы, подавляют коллективистские устремления.

Действия преподавателей в процессе профессионально-мотивирующего обучения определяются следующими правилами, вытекающими из принципа профессионально-мотивирующего обучения: а) в ходе обучения необходимо постоянно анализировать мотивационную сферу студентов, выявлять уровень сформированности общеобразовательной и профессиональной мотивации; б) задачи и цели учебно-воспитательного процесса следует формировать с учетом приоритетности мотивационной составляющей обучения. Каждодневные процессуальные цели формирования мотиваци-онной сферы специалиста необходимо подчинять конечной триединой (государственной, общественной и личной) цели профессионально-мотивирующего обучения; в) для эффективного формирования мотивации учения и профессиональной деятельности нужно знать, учитывать и активно развивать мотивационные возможности компонентов системы обучения, правильно выбирать методы и средства стимулирования учебной и профессиональной деятельности, анализировать степень их соответствия целям профессионально-мотивирующего обучения; г) выбор и применение приемов развития и формирования мотивационной сферы должны обеспечивать взаимную трансформацию внутренних мотивов учебной и профессиональной деятельности, для чего следует использовать влияние всех компонентов учебно-воспитательной системы [см., например, 2, 3]; д) преподавателю необходимо взаимодействовать со студентом на уровне «субъект-субъектных» отношений, в то же время следует учитывать структуру учебно-профессиональной деятельности и уровень развития мотивационной сферы, чтобы исключить доминирование инициативы студента над инициативой педагога, личных образовательных ценностей - над государственными, индивидуального опыта - над общественным, непосредственных запросов - над перспективными целями профессионально-мотивирующего обучения; е) необходимо постоянно анализировать результаты формирования мотивационной сферы обучаемых, обращать внимание на дидактические условия, сопутствующие ее изменениям, делать выводы об эффективности методов и средств стимулирования профессиональной познавательной активности, совершенствовать дидактические приемы для формирования высокого уровня профессиональной мотивации.

На основе концепции профессионально-мотивирующего обучения была разработана система дидактических подходов, принципов, правил и условий, позволяющая спроектировать цели и компоненты (содержание, методы, средства и формы) профессионально-мотивирующего обучения гуманитарным, специальным и тактико-специальным дисциплинам курсантов вузов Министерства обороны и Министерства внутренних дел РФ. В ходе педагогического эксперимента подтвердилась гипотеза, что применение комплекса средств профессионально-мотивирующего обучения обеспечит развитие мотивов профессиональной деятельности и повышение уровня умения учиться. В целом результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой в вузах указанных министерств и Гжельском государственном художественно-промышленном институте, структурным

подразделением которого является колледж, реализующий программы среднего профессионального образования, позволяют говорить о состоятельности концепции профессионально-мотивирующего обучения, принципа ПМО и вытекающих из него правил.

В заключении необходимо отметить, что предлагаемые педагогические подходы относятся, прежде всего, к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, выполняющих государственное задание на подготовку специалистов для работы в «непристижных» трудовых сферах (сельское хозяйство, военное дело, образование и т.д.). Однако при необходимости профессионально-мотивирующее обучение может эффективно осуществляться в любых государственных и негосударственных образовательных учреждениях профессионального образования.

Список литературы

1. Илькевич Б.В. Аксиологический и целевой аспекты военного образования // Педагогика. 2001. № 8.

2. Илькевич Б. Интегрированная подготовка инженеров // Высш. обр. в России. 2000. № 4.

3. Илькевич Б. Формирование профессиональной мотивации // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2001. № 8.

AXIOLOGICAL BASE OF PROFESSIONAL AND MOTIVATIONAL TRAINING

Gzjel State Industrial Institute

B.V. Ilkevich

The article characterizes axiological aspects of modern professional education and the main conceptual ideas of motivation in the process of professional training. The work examines goals, principles and rules of professionally motivated training.

e-mail: ilk_bv@mail.ru

Key words: professionally motivated training, professional education, goals and values of professional education, principles and rules of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.