БРАЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЗРОСЛЫХ
С. Л. Фролова
(Москва)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА
В качестве действенного стимула и мотива учения и самовоспитания в статье рассматривается профессиональный идеал. Автор предлагает новое понимание категории «модель специалиста» - как образа профессионального идеала, выполняющего стимулирующую и мотивирующую роль в образовательном процессе. В статье описана технология разработки модели специалиста
Сегодня одной из актуальных проблем профессионального образования, волнующей всех субъектов образовательного пространства: преподавателей, студентов, родителей и социальных заказчиков (работодателей), - является проблема качества подготовки выпускников. Эта проблема никогда не теряла своей актуальности, но сегодня приобрела особую остроту в связи с реформированием системы высшего профессионального образования, связанного с подписанием Российской Федерацией Болонской декларации.
Для реализации некоторых основных требований Болонской декларации, таких как «разработка индивидуальной образовательной траектории», «непрерывное образование в течение всей жизни», а также для повышения уровня подготовки специалистов нужна сильная мотивация на качество деятельности и действительная заинтересованность в получении лучших результатов.
Выдвижение на первый план проблемы мотивации учения обусловило смещение приоритетов целей образования в плоскость воспитания. Приоритет воспитательных целей предполагается при реализации компетентностного подхода, рассматриваемого в условиях модернизации системы российского образования в качестве основного.
Под компетенцией в макете федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования понимается «способность применять знания, уме-
ния и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [3]. Однако очевидно, что одних профессиональных знаний и умений для того, чтобы соответствовать новому стандарту, недостаточно: нужно быть готовым применять полученные знания и умения при решении профессиональных задач и быть способным нести ответственность за выбранное решение. Для этого необходимо обладать совокупностью профессионально важных, социально значимых и нравственных личностных качеств, т.е. быть профессионально, социально и нравственно воспитанным человеком.
Несмотря на самоочевидность данного факта, он признается далеко не всеми преподавателями, которые сужают свою цель до формирования знаний по читаемым дисциплинам, часто не задаваясь вопросом, зачем и в каком объеме эти знания нужны будущему специалисту. В результате полученные знания ложатся мертвым грузом после сдачи зачета или экзамена по тому или иному предмету, и в целом образовательный процесс как бы теряет смысл.
Таким образом, мы снова возвращаемся к проблемам целей и качества образования. Образование как процесс и результат может быть эффективным и качественным, если есть четко сформулированные конкретизированные образовательные цели и они приняты как личност-но значимые всеми участниками образовательного процесса.
Переосмысление периодически приобретающего актуальность вопроса о целях образо-
вания приводит к изменению подходов к содержанию образования или организации образовательного процесса.
В связи со смещением приоритетов с зна-ниевого на компетентностный подход, при котором решаются задачи формирования профессиональных компетенций («знаний в действии»), необходимых для успешного решения профессиональных задач, ученые обращаются к проблеме моделирования желательных результатов образования.
Поскольку под моделью в научных исследованиях понимается «любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» [1], то желательным результатом профессионального образования выступает образ специалиста-про-фессионала. В связи с этим в терминологическое поле педагогики было включено понятие «модель специалиста».
Следует заметить, что, употребляя вошедший в педагогическую науку и практику термин «модель специалиста», автор статьи подразумевает не выпускника специалитета как одного из уровней высшего профессионального образования, в отличие от бакалавриата и магистратуры, а модель выпускника высшего учебного заведения.
Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных проблеме моделирования, до сих пор не прояснен смысл вышеуказанной категории. Чаще всего модель специалиста представляет собой документ, содержащий перечень необходимых профессиональных знаний, умений и навыков (компетенций), которыми должен обладать специалист, чтобы заниматься той или иной профессиональной деятельностью. На основе модели специалиста строятся модель подготовки, модель деятельности и модель личности специалиста, первые две из которых устанавливают процессуальные требования к организации учебно-воспитательного процесса в вузе и осуществлению эффективной профессиональной деятельности на производстве. Сложнее всего определить понятие «модель личности специалиста», что обусловлено сложностью и неоднозначностью трактовки термина «личность». Слово «личность» имеет корень «лич», восходящий к «лику», т.е. чему-то необщему, единичному, индивидуальному. Это личностные мировоззренческие и социальные установки: ценности, идеалы, убеждения, социальные ориентации и личностные качества - индивидуальные психиче-
ские процессы, образования и свойства. Из такого понимания личности следует, что сочетание «модель личности» внутренне противоречиво и создать модель личности, служащую эталоном для всех, значимую для всех, невозможно, поэтому чаще в педагогической науке и практике используется термин «модель специалиста», что на лексико-семантическом уровне обез«лич»ивает ее, делает надличностной, надындивидуальной.
Сложность содержания и структуры модели специалиста обусловлена тем, что эта категория рассматривается на стыке нескольких наук: психологии труда, акмеологии, психологии профессионализма, профессиоведения, профессио-графии, профессиологии и педагогики.
Часть исследователей, особенно среди психологов, выделяет в структуре модели специалиста такую составляющую, как профессио-грамма [5], представляющую собой описание научно обоснованных психологических норм и требований к деятельности и качествам личности специалиста. Поскольку в разработке про-фессиограммы должны участвовать профессиональные психологи, целесообразнее считать ее отдельным самостоятельным документом, на основе которого участниками образовательного процесса в рамках соответствующей отрасли разрабатывается модель специалиста.
В обобщенном виде модель специалиста -это целостный совершенный образ специалиста с высшим образованием; под словом «целостный» понимается совокупность профессионально важных личностных качеств и компетенций специалиста, необходимых для решения профессиональных задач, а под словом «идеальный» подразумевается высокий уровень профессионально-нравственной воспитанности и профессиональной компетентности, что определяет конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда, экзистенциальную удовлетворенность личности собой, результатами своей деятельности и, в целом, окружающей действительностью, что придает уверенность в завтрашнем дне и формирует оптимистичное и творчески ориентированное мировосприятие.
Модель специалиста выполняет следующие важные функции в учебно-воспитательном процессе вуза:
- определяет стратегию развития вуза на основе интересов и потребностей социальных заказчиков (работодателей) и с учетом динамики развития тех сфер, для которых вуз готовит специалистов;
- служит основой для разработки образовательных программ, рабочих учебных планов,
учебно-методических комплексов дисциплин, концепций воспитательной работы со студентами и позволяет согласовать конечные цели всех субъектов образовательного процесса;
- делает учебно-воспитательный процесс более осмысленным, упорядоченным, рефлексивным, а значит, более эффективным;
- способствует интеграции усилий субъектов образовательного процесса по ее реализации и является одним из условий, обеспечивающих возможность синергизма образовательной системы;
- обеспечивает активное включение всех субъектов в образовательный процесс и увеличивает степень их ответственности за результат.
И, наконец, главное, модель специалиста, представляющая собой перечень профессиональных качеств и компетенций, служит эталоном качества подготовки специалиста, ценностной целью профессионального образования, что позволяет использовать модель в системе мониторинга качества образования.
Таким образом, модель специалиста, выполняя направляющую, ориентирующую, программную, интегрирующую, прогностическую и контрольную функции, является необходимым компонентом образовательного процесса и используется как основа для построения образовательной траектории и критерий качества образования.
Однако в подходе к целям образования с позиции модели специалиста есть ряд существенных недостатков, возможно, определивших тот факт, что, несмотря на большое количество авторитетных разработок проблемы, массового внедрения моделей в практику образования не последовало. К недостаткам модели специалиста в ее традиционном понимании относятся:
1) трудоемкость разработки, требующей привлечения большого количества специалистов;
2) внешний по отношению к образовательному процессу характер модели; модель находится «извне», непосредственно не включена в образовательный процесс;
3) чрезмерная объемность, затрудняющая демонстрацию модели субъектам образовательного процесса;
4) надындивидуальный и надличностный характер модели: студенту сложно в модели увидеть себя.
Четвертый недостаток обусловливает факт, что модель, какой бы содержательной и научно обоснованной она ни была, не может быть принята обучающимися и обучающими как лично-стно значимая цель, а значит, модель специали-
ста в ее традиционном понимании не обладает мотивирующим и стимулирующим действием, которое обеспечило бы ее включенность в реализацию цели повышения качества образования.
Традиционная модель не учитывает и не может учитывать интересы, потребности, цели, личностные и индивидуальные психические особенности конкретного студента. Надличностная и надындивидуальная сущность модели, отсутствие в ее содержании эмоционального компонента препятствует ее включению в процесс личностно-профессионального становления студентов: они остаются по отношению к модели индифферентными, воспринимая ее как нормативный документ.
Учитывая, что одним из важнейших положений личностно ориентированного образования является требование личностно значимой цели, необходимо преобразование сущности, формы и содержания модели специалиста, которая должна стать стимулом и мотивом личностнопрофессионального становления студентов.
Решение вопроса о сущности модели специалиста в рамках концепции идеалоориентированного образования осуществлялось с позиций личностно-ориентированной (Е. В. Бонда-ревская, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, В. И. Сло-бодчиков, П. Г. Щедровицкий, И. С. Якиманская и др.) и экзистенциальной (М. И. Рожков) педагогики, т.е. с позиций личностных смыслов и значений, с позиций права обучающегося на личностный выбор и ответственности за него, с позиций понимания и принятия студента как творца своей жизни и карьеры, а преподавателя как со-участника всех происходящих со-бытий. Именно поэтому наша модель специалиста - это образ профессионального идеала, на основе которого студент должен построить свой собственный идеал.
В профессиональном образовании личност-но значимой целью является профессиональный идеал. Под профессиональным идеалом в широком педагогическом смысле слова понимается представление носителя идеала о высококвалифицированном специалисте, конкурентоспособном и востребованном на рынке труда.
Решение вопроса о форме модели специалиста как образа профессионального идеала было найдено в процессе теоретического и эмпирического исследования. Согласно философской трактовке идеал - это образ совершенства, поэтому обладает огромной эмоциональной силой и притягательностью, управляя глубокими и важными сферами личности: экзистенциальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической и сферой саморегуля-
ции, поэтому очевидно, что модель специалиста как образ профессионального идеала должна отражать содержание этих важных сфер. В ходе интервью с успешными в карьере сотрудниками выяснилось, что их профессиональный идеал имеет описательный характер и затрагивает сферу смыслов, приоритетов и целей профессиональной деятельности (экзистенциональная и потребностно-мотивационная сфера); сферу профессионально важных личностных качеств; сферу профессиональных знаний, умений и навыков, или компетенций (предметно-практическая сфера). Таким образом, в ходе сбора информации получила подтверждение гипотеза о целесообразности разработки формы модели специалиста на основе сферного подхода к пониманию структуры личности [2], поскольку профессиональный идеал отражает и аккумулирует содержание сущностных сфер личности, обеспечивая их развитие и совершенствование.
Понимание сущности и содержания категории «профессиональный идеал» определило подходы к наполнению содержания модели:
- с позиций сущности профессионального идеала используется ценностный подход, позволяющий охарактеризовать ценностное поле личности, ядро которого составляют ценности, наиболее значимые в профессиональной деятельности и личностно значимые для субъектов образовательного процесса;
- с позиций содержания профессионального идеала используется компетентностный подход, позволяющий определить профессионально важные качества личности и профессиональные компетенции, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала опирается на интегративный и рефлексивный подходы, где под интеграцией понимается объединение субъектов образовательного пространства на деятельностном уровне, а под рефлексией - обращение субъектов к сферам личностных смыслов, значений и целей. Реализация идеи лично-стно значимой, а значит, мотивирующей цели требует привлечения к разработке модели специалиста всех заинтересованных лиц, поскольку участие каждого субъекта образовательного пространства в общем деле - залог его успешности. Включенность в общее дело наполняет участника осознанием собственной значимости и способствует повышению степени ответственности за результат. Рефлексивный подход в технологии разработки модели специалиста как образа профессионального идеала требует
использования рефлексивных методик, направленных на стимулирование поиска личностных смыслов профессиональной деятельности, на строительство профессионального идеала и дальнейшее самостроительство личности в соответствии с ним.
Модель специалиста как образ профессионального идеала отвечает требованиям, предъявляемым к образовательным моделям:
а) «ингерентность» модели, т.е. «согласованность создаваемой модели со средой»;
б) «простота модели»;
в) «адекватность модели» [6].
Сущностные характеристики модели специалиста как образа профессионального идеала следующие:
- индивидуально-личностная значимость содержания модели для всех субъектов образовательного пространства;
- учет специфики образовательной среды учебного заведения;
- целостность и единство и взаимосвязь всех компонентов модели;
- динамичность и возможность оперативной корректировки содержания модели;
- компактность модели и простота ее демонстрации, восприятия и репродукции;
- доступность чтения содержания модели;
- мотивирующее значение модели;
- измеримость составляющих содержание модели компонентов.
Как уже было сказано, ключевой идеей в разработке модели специалиста в рамках концепции идеалоориентированного образования является идея идеального образа, имеющего побудительное значение. Эта идея при разработке модели определила ряд последовательных операций, которые представлены в табл. 1.
Описанная технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала апробирована в Институте сервиса (филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва), Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, ГОУ ВПО «Государственный университет управления», НОУ ВПО «Международный независимый экологополитологический университет».
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала применима в профессиональных образовательных учреждениях разного типа и различного профиля, экономична в плане использования материальных средств и ресурсов времени.
Таблица 1
Этапы технологии разработки модели специалиста как образа профессионального идеала
Цель Этап Операция Метод Результат
Определение собственных подходов к проблеме моделирования Теоретический (может быть опущен в случае принятия описываемой технологии) Изучение научной литературы по проблеме модели специалиста, теоретический анализ и синтез психолого-педа-гогических концепций, разработка инновационных подходов к проблеме Изучение научной литературы и педагогической практики использования моделей специалиста в системе подготовки кадров в вузе Технология построения модели специалиста
Разработка программы и методического инструментария исследования Эвристический Выбор методов исследования, подбор и адаптация методик изучения профессиональных идеалов [9], профессиональных предпочтений к условиям проведения эксперимента, подготовка материалов для сбора информации, ориентация в образовательном пространстве и выбор субъектов для проведения опроса Изучение научной литературы Программа разработки модели специалиста как образа профессионального идеала, методический инструментарий исследования
Получение информации по проблеме исследования Исследова- тельский Установление контактов с источниками информации, сбор информации Анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, сочинение Эмпирический материал для обработки и анализа
Выявление ключевых позиций содержания модели Аналитиче- ский Обработка, анализ эмпирического материала, интерпретация полученных результатов и сопоставление их с имеющимися теоретическими разработками и нормативными документами: классификациями профессий, про-фессиограммами, гОс ВПО и т. п. Ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка Накопление материала для содержательного компонента модели специалиста
Построение модели специалиста как образа профессионального идеала Моделирую- щий Разработка вариантов модели специалиста и выбор оптимального из них, отвечающего требованиям ингерентно-сти, простоты и адекватности Моделирование Модель специалиста как образ профессионального идеала
Демонстрация модели специалиста и принятие ее субъектами образовательного процесса Этап принятия модели специалиста Экспертный анализ модели, корректировка и утверждение содержания и формы модели Метод экспертных оценок Включенность модели специалиста в образовательный процесс
Литература
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Словари.299.ру : сайт - URL: http://slovari.299.ru/
2. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. - Калининград: КГУ, 1995. - 93 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
4. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] // Российское образование: федеральный портал : сайт. -URL: http://www.edu.ru/db/ portal/ spe/3v/ 220207m.htm.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма - М.: Международный гуманитарный. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека : сайт. - URL: http://www.pedlib.ru/ Books/ 3/ 0234/3_0234-37.shtml.
7. Смирнова Е. Э. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием : сб. типовых методик. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 198 с.
8. Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста (В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее). - М.: Знание, 1986.
9. Фролова С. Л. Диагностика профессиональных идеалов // Преподавание истории в школе. - 2009. - №1. - С.48-50.