Научная статья на тему 'Философия искусства и мотивирующее обучение будущих художников'

Философия искусства и мотивирующее обучение будущих художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВИРУЮЩИЕ КАРТЫ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PHILOSOPHY / ART / PEDAGOGY / STUDENTS OF ART SPECIALTIES / MOTIVATING TRAINING / MOTIVATIONAL CARDS / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Усманова Лариса Тимофеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы философии искусства, высшего художественного образования и обучения студентов художественных специальностей. Синтез философских, педагогических и психологических понятий привел авторов к пониманию использования мотивирующих карт в качестве инструмента реализации технологии мотивирующего обучения студентов художественных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Усманова Лариса Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF ART AND FUTURE ARTISTS’ MOTIVATING TRAINING

This article discusses the current issues of philosophy of art, higher art education and training of students of art specialties. Synthesis of the philosophical, pedagogical and psychological concepts has led authors to understanding the use of motivational cards as a tool for implementing technology of motivating training of art specialties students.

Текст научной работы на тему «Философия искусства и мотивирующее обучение будущих художников»

Б.И. Илькевич, Л.Т. Усманова

(Московская область)

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ

PHILOSOPHY OF ART AND FUTURE ARTISTS' MOTIVATING TRAINING

В статье рассматриваются актуальные вопросы философии искусства, высшего художественного образования и обучения студентов художественных специальностей. Синтез философских, педагогических и психологических понятий привел авторов к пониманию использования мотивирующих карт в качестве инструмента реализации технологии мотивирующего обучения студентов художественных специальностей.

Ключевые слова: философия, искусство, педагогика, студенты художественных специальностей, мотивирующее обучение, мотивирующие карты, научное исследование.

This article discusses the current issues of philosophy of art, higher art education and training of students of art specialties. Synthesis of the philosophical, pedagogical and psychological concepts has led authors to understanding the use of motivational cards as a tool for implementing technology of motivating training of art specialties students.

Key words: philosophy, art, pedagogy, students of art specialties, motivating training, motivational cards, scientific research.

Философия искусства является разделом или сегментом общей философии культуры, основой которого выступает эстетика - философская наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, а также о сущности и формах творчества по законам красоты [7, с. 369]. В свою очередь, искусство рассматривается неоднозначно.

Искусство - это одновременно:

- форма общественного сознания, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

- подсистема духовной сферы жизни общества;

- интегрирующая форма культуры, наряду с религией и философией;

- способ эстетического освоения мира.

- форма преобразовательной, творческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель [4, с. 682].

Жажда творчества породила искусство, а философия не могла не оставить без внимания, без своего обобщения ту область человеческой деятельности, которая способна изменить и спасти мир. Рассмотрение искусства в качестве средства самовыражения человека определяет и предмет искусства. Им выступают:

- взаимоотношения человека и мира;

- сам человек во всех его измерениях -философско-нравственном, социально-психологическом и даже бытовом.

Гуманитарные науки тоже занимаются исследованием человека, но они, как правило, рассматривают его с определенной, сознательно ограниченной точки зрения. И только философия и искусство могут рассматривать человека в его нерасторжимой целостности. Поэтому искусство наряду с религией и философией выступает интегрирующей формой культуры. Но в отличие от

всех других форм общественного сознания, искусство способно, по мнению А.Г. Спирки-на, «затрагивать все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна из тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться» [6, с. 682].

Изучить язык искусства, сформировать мотивацию профессиональной деятельности художника - являлось целью исследований, которые проводились и проводятся в Гжельском государственном университете со студентами художественных специальностей [2]. Дисциплиной, которая могла бы реализовать данную цель, была избрана «Философия», которая обладает мощным мировоззренческим, смыслообразующим потенциалом и познавательными возможностями, что для студента-художника выступает залогом успешной профессиональной деятельности.

Вобрав в себя все наиболее существенные достижения человечества, включая науку, философия по праву является квинтэссенцией культуры. Она единственная из всех областей культуры смогла через века пронести свой синкретический, целостный характер, проявляющийся в единстве науки и культуры. Наиболее ярко эта целостность философского знания проявляется в педагогической деятельности. Объединяя все изучаемые дисциплины методологией и мировоззренческой целостностью, философия позволяет не только передавать знания от одного поколения к другому, но и развивать мыслительные способности обучаемых, развивать культуру теоретического мышления.

Результатом целостного, философского видения и осмысленного толкования исторического процесса является открывающаяся перед молодым человеком возможность более четкой ориентации в потоке научной информации, в том числе и по глобальным проблемам современности. Можно говорить о том, что, формируя представления о цикличности истории, о взаимосвязи событий, значении личности и ее ответственности перед обществом, философия помогает

оберегать подрастающее поколение от повторения ошибок.

Качество преподавания философии в университетах связано с успешным решением важнейшей задачи высшей школы, то есть подготовкой высококвалифицированных специалистов. Общая компетентность выпускника вуза предполагает:

- четкое видение места своей специальности в общей структуре научного знания;

- видение места науки в структуре общества;

- умение руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями и др.

Большинство проблем, связанных с формированием компетенций студентов вузов, в значительной степени может быть решено только благодаря союзу с философией и философскими дисциплинами. Без этой науки о всеобщем невозможно выработать целостное и системное представление о реальном месте человека и общества в структуре мирозданья.

Для будущего специалиста-художника философская культура становится полноправной составляющей его профессионализма. Она не только способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность, но и, при условии использования особых методов, например составления интеллект-карт, способной эффективно преобразовать процесс познания изучаемого материала, при этом одновременно формируя творческие профессиональные навыки будущего художника.

Экспериментальное исследование эффективности методики «Мотивирующее обучение философии студентов художественных специальностей» позволило доказать, что обучение философии будущих художников с помощью систематического составления многомерных конспектов или мотивирующих карт ведет к совершенствованию механизма мышления посредством созда-

ния условий, в которых у студентов рождается «знание-мысль», а не просто передается «знание-информация». Опираясь на правила составления интеллект-карт Т. Бью-зена, студенты-художники иллюстрируют свои мотивирующие карты рисунками-ассоциациями и в результате, совершенствуя свое профессиональное мастерство, создают мини-произведения искусства. Сделанные выводы соответствуют философским учениям И. Канта, Г. Гегеля, Н. Бердяева и др., которые утверждали, что «становление философского знания - это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя другие действия» [5, с. 14]. Именно развитие механизма рождения собственной живой мысли, как синтеза философского понятия и художественного образа, как пример ра-диантного, полнополушарного мышления, и является в проведенном исследовании основой развития творческих способностей у студентов художественных специальностей [1, 3].

Использование методики мотивирующего обучения превращает философию в культуру универсального миропонимания посредством развития умения понимать и структурировать новое, своевременно отказываясь от стереотипов; развивать способность видеть и визуализировать типичное в явлениях и событиях; замечать особенное и индивидуальное, не отбрасывая его в ходе размышления и познания, а отображая в форме художественного образа. На уровне магистратуры философия обеспечивает студентам специальностей «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн» методологическую подготовку, то есть учит методам научного исследования, анализа и преобразования действительности и умению ими пользоваться в своей художественно-педагогической деятельности. Метод структурирования и визуализации сложного философского материала дисциплины «Философские проблемы науки и техники» с помощью многомерных конспектов или мотивирующих карт позволяет педагогу-художнику успешно освоить философский категориальный аппарат, научить конкретности мышления,

умению понимать самую суть вещей и кратко и точно излагать понятое.

Аналогии Ф.Б. Кона, который сравнивал человека, владеющего методом, с путником, идущим по ровной и прямой дороге, тогда как человек, не имеющий методологической подготовки, подобен хромому, блуждающему по бездорожью, очень подходят к мотивирующим картам, овладение техникой составления которых значительно повышает философскую грамотность.

Использование элементов изобразительного искусства в процессе составления мотивирующих карт превращает философию в творческий предмет, преподавание которого строится, согласно разработанной авторами методике мотивирующего обучения, на практической, деятельностной основе. В обучении философии, точно так же, как и в любой науке, эксперимент и практика рассматриваются в качестве источника знания. Они и исходный пункт учебного познания, и критерий истины - завершающий этап учебного познания [4].

Одновременно использование новых методов преподавания философии определяется ситуацией в стране, которая требует увеличения в вузе интеллектуальной, нравственной, эстетической и антропологической проблематики. В этом плане концептуальная задача преподавателя заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли эту культуру и приобщить к ней студентов с помощью методов обучения, которые повышают художественную, профессиональную мотивацию, мотивацию к изучению философии и одновременно развивают их интеллектуальные способности. Эти задачи решались авторами в ходе внедрения в учебный процесс Гжельского государственного университета результатов исследования проблемы мотивирующего обучения философии студентами художественных специальностей.

В процессе продолжительной опытно-экспериментальной работы было доказано, что использование мотивирующих карт на семинарах по философии обеспечивает развитие интеллектуально-ценностной сферы сознания студентов худо-

жественных специальностей, мотивирует их к изучению философии, пробуждает познавательный и профессиональный интерес при условии реализации программы поэтапного развития умственных действий. Исследования, проведенные в Гжельском государственном университете, выявили существенную разницу в показателях положительной динамики развития интеллекта (24,2%), мотивации (27,7%) и успеваемости (34,5%) у студентов экспериментальных групп [3].

Выставка мотивирующих карт, организованная на конференции ГГУ «Философия

как интегрирующая форма культуры России и Греции», проведенная в марте 2019 года в рамках объявленного президентом РФ В.В. Путиным перекрестного года «Литературы и языка России и Греции», является не только результатом работы научно-педагогической школы Б.В. Илькевича, но и наглядной иллюстрацией к словам Д.С. Гусмана: «Самый главный инструмент художника, который формируется благодаря постоянной тренировке, - это вера в свою способность творить чудеса тогда, когда это необходимо» [11].

Литература

1. Афанасьевский В.Л., Фролов В.А. Место философии в современном образовательном пространстве // Вестник Самарской государственной экономической академии [Электронный ресурс] - 2000. - № 2-3 (3-4). - С. 215-223. - Режим доступа: ИрУ/й^о!'. historic.ru/books/item/f00/s01/z0001070/st000.shtml.

2. Губин В.Д. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 336 с.

3. Илькевич Б.В., Усманова Л.Т. Основы мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа: моногр. - Гжель: ГГУ, 2018. - 196 с.

4. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. - М.: Педагогическая академия, 2010. - 193 с.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008. - 736 с.

7. СычевА.А. Основы философии: учеб. пособ. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2008. - 368 с.

8. Усманова Л.Т., Илькевич Б.В. Использование интеллектуально-мотивирующих карт в процессе обучения философии студентов художественных специальностей: учеб. пособ. - Гжель: ГГУ, 2016. - 63 с.

9. Усманова Л.Т. Исторические аспекты становления философии как фундамента педагогики XX и XXI веков // Человек и образование. - 2013.- № 3 (36). - С. 169173.

10. Философский словарь / ред. И.Т. Фролов. - М.: Политическая литература, 1991. -590 с.

11. Цитаты о творчестве писателей. Афоризмы и цитаты о творчестве [Электронный ресурс] / уои-1оШ - Режим доступа: https://you-loto.ru/citaty-o-tvorchestve-pisatelei-aforizmy-i-citaty-o-tvorchestve/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.