Научная статья на тему 'Применение модели келлера как один из способов формирования учебной мотивации в процессе дистанционного обучения дисциплине «Информационные технологии и компьютерная графика» студентов творческих специальностей'

Применение модели келлера как один из способов формирования учебной мотивации в процессе дистанционного обучения дисциплине «Информационные технологии и компьютерная графика» студентов творческих специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МОДЕЛЬ КЕЛЛЕРА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходолова Е.М.

В данной статье рассматривается один из методов повышения учебной мотивации (Модель Келлера) в процессе дистанционного обучения студентов, получающих высшее художественное образование, на примере разработанного электронного учебного курса «Информационные технологии и компьютерная графика» в современных условиях с учетом особенностей данного направления подготовки, развития дистанционного обучения, а также снижения учебной мотивации обучающихся дистанционно и необходимости ее повышать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение модели келлера как один из способов формирования учебной мотивации в процессе дистанционного обучения дисциплине «Информационные технологии и компьютерная графика» студентов творческих специальностей»

Освоение инноваций педагогическим коллективом активизировалось при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, тренинги личностного роста воспитателей, дискуссия, творческий семинар, круглый стол). Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед ребенком-сиротой в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, является одной из главных задач служб сопровождения.

Список литературы:

1. Психолог в учреждениях сиротского типа: опыт практической работы. - М., 2000.

2. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -М.: ТОО «Симе», 1995.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КЕЛЛЕРА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Суходолова Е.М.*

Гжельский государственный университет, г. Гжель

В данной статье рассматривается один из методов повышения учебной мотивации (Модель Келлера) в процессе дистанционного обучения студентов, получающих высшее художественное образование, на примере разработанного электронного учебного курса «Информационные технологии и компьютерная графика» в современных условиях с учетом особенностей данного направления подготовки, развития дистанционного обучения, а также снижения учебной мотивации обучающихся дистанционно и необходимости ее повышать.

Ключевые слова дистанционное обучение, мотивация, модель Келлера, электронный учебный курс.

На сегодняшний день жизнь современного человека сопровождается значительным повышением роли информации во всех сферах его деятель-

* Аспирант 1 курса. Научный руководитель: Илькевич Б.В., ректор ГГУ, доктор педагогических наук, профессор.

ности, зарождением и развитием новых технологий, высокой скоростью обновления знаний, а также появлением новых потребностей общества и видов профессиональной деятельности. В связи с этим возникает повышенный спрос на образовательные услуги, в том числе и среди безработных граждан, мигрантов, лиц, проходящих срочную службу в Вооруженных Силах России, лиц, с ограниченными возможностями, то есть всех тех категорий граждан, для которых особенно актуальными являются вопросы доступности, гибкости и модульности образования.

С этой задачей призвано справиться дистанционное обучение, под которым понимают целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [2].

Вопросы развития дистанционного обучения педагогическое сообщество обсуждает не первый год. Опубликован целый ряд работ, посвященных развитию дистанционного обучения в России и за рубежом: A.A. Андреев, В.И. Солдаткин, Е.С. Полат, Ю.В. Дементьева, В.Г. Домрачев, В.Е. Кадочки-на, М.П. Карпенко.

Но одним из главных недостатков дистанционного обучения является низкий уровень мотивации обучающихся или же постепенное снижение ее уровня в процессе обучения.

Понятие «мотивация» используется в психологии в двух значениях. Во-первых, оно обозначает систему факторов, стимулирующих поведение человека (потребности, мотивы, намерения, интересы, стремления, цели). Во-вторых, характеризует процесс, поддерживающий поведенческую активность человека на определенном уровне [3].

Увеличение за последние время количества публикаций, раскрывающих результаты поисков способов и средств воздействия на мотивационную сферу обучаемых и целенаправленной работы по формированию мотивации учащихся, свидетельствует о растущем интересе исследователей к данной проблеме. Вопрос о формировании учебной мотивации рассматривается такими психологами и педагогами как В.Г. Асеев, О.С. Гребенюк, М.В. Матю-хина, A.M. Матюшкин, Е.П. Ильин, Б.В. Илькевич, А.К. Маркова, М.П. Оси-пова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина.

Однако вопрос формирования учебной мотивации в процессе дистанционного обучения студентов, получающих творческую специальность, недостаточно освещен, несмотря на перспективы развития дистанционных методов обучения применительно к таким направлениям подготовки как «Дизайн», «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Среди всего многообразия методов и способов повышения учебной мотивации у студентов можно выделить модель, разработанную американским исследователем систем обучения Джоном Келлером.

Эффективность модели Келлера подкреплена результатами исследования: через год после внедрения этой технологии число участников, бросивших учебу, снизилось вдвое с 44 % до 22 % [4].

Основная идея данной модели (ARCS) заключается в том, что сначала нужно привлечь внимание (Attention) обучаемого, затем нужно убедить его в важности и значимости обучения (Relevance), после чего необходимо поддержать его уверенность (Confidence) в себе и, в конце концов, добиться удовлетворенности (Satisfaction) учащегося [5].

Давайте подробнее разберем каждый из данных четырех компонентов применительно к электронному учебному курсу «Информационные технологии и компьютерная графика» для студентов, обучающихся по специальностям «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Согласно исследуемой модели повышения учебной мотивации первоочередной задачей разработчика электронного учебного курса является не только привлечение внимания обучающегося, но и удержание внимания на протяжении всего процесса обучения.

Разработанный нами электронный учебный курс имеет модульную структуру, что позволяет поставить перед обучающимся более четкие цели, при этом каждый тематический блок включает в себя теоретический материал в текстовом виде, сопровождаемый ссылками на электронные видеоресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, которые позволяют обучающимся, во-первых, отдохнуть от чтения текста с монитора, а, во-вторых, получить информацию о прикладном характере преподносимых им знаний в их будущей профессиональной деятельности.

Следующей задачей, стоящей перед разработчиком электронного учебного курса является демонстрация значимости учебного курса. На протяжении всего курса обучения по данной дисциплине студент будет погружен в мир изобразительного искусства и дизайна. Все теоретические разделы данного электронного учебного сопровождаются практическими заданиями, которые построены таким образом, что позволят студентам не только закрепить полученные знания посредством повторения алгоритмов конкретных действий, но и убедиться в том, что вся выполняемая им работа является частью творческого процесса, в котором каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить себя в качестве настоящего художника или дизайнера.

Третьим способом повышения мотивации согласно модели Дж. Келлера является поддержка уверенности обучаемого в своих силах. Нужно помочь обучающимся добиться промежуточного результата, необходимо показать, что конкретные приобретенные в теоретической части знания, он может успешно применить при выполнения практической части, а в будущем и в своей профессиональной деятельности. Для поддержки уверенности в сво-

их силах в нашем курсе предусмотрены также и тестовые задания после каждого теоретического блока. Но, несомненно, одним из главных методов формирования уверенности в своих силах является онлайн-общение с преподавателем, целью которого является не только оценивание профессиональных навыков будущих художников, но и конструктивный диалог, обмен мнениями и взглядами на творчество обучающихся.

И заключительным этапом формирования учебной мотивации в процессе дистанционного обучения дисциплине «Информационные технологии и компьютерная графика» является удовлетворение обучающегося. С данной задачей в нашем курсе призваны справиться такие позитивные мотиваторы, сопровождающие наш курс, как поощрения и похвала в конце каждого успешно пройденного модуля.

Таким образом, модель повышения учебной мотивации, разработанная Дж. Келлером является вполне реализуемой для дистанционного обучения по направлениям, имеющим творческую направленность: «Дизайн», и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а каждый из четырех основных компонентов данной модели нашел свое отражение в электронном учебном курсе «Информационные технологии и компьютерная графика».

Список литературы:

1. Андреев А.А. Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. - М.: «Академия», 2009. - 192 с.

3. Keller J.M. (2006a). The ARCS model: designing motivating instruction. Confidential unpublished draft, Tallahassee, Florida: Instructional Systems Programs, 2006.

4. Шараборова Г., Михайлов А. Подвести к воде и заставить напиться: мотивация в дистанционном обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-executive.ru (дата обращения: 06.05.2015).

5. Антипова Т.А. Формирование учебной мотивации в курсе дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2012/thesis/s013/s013 -077.pdf (дата обращения: 06.05.2015).

6. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [Электронный ресурс]. -2014. - Режим доступа: http://palata-npr.ru (дата обращения: 06. 05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.