Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление в контексте профессионально-мотивирующего обучения студентов художественных специальностей'

Студенческое самоуправление в контексте профессионально-мотивирующего обучения студентов художественных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ВОЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ / SELF-GOVERNMENT / PROFESSIONALLY-MOTIVATING EDUCATION / STUDENTS OF ART SPECIALTIES / WILL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крапивина В.В.

В статье рассматриваются вопросы специфики профессионально-мотивирующего обучения в контексте включения их в студенческое самоуправление и развитие у них волевых процессов. Предлагается учитывать специфику профиля подготовки студентов художетвенно-промышленных вузов, обращая особое внимание на организацию их внеаудиторной деятельности и содействие развитию мотивационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student self-government in the context of professional-motivating education of students of art specialties

The article deals with the specifics of vocational training in the context of their inclusion in the student government and the development of their volitional processes. It is proposed to take into account the specifics of the profile of training students of arts and industry universities, paying special attention to the organization of their extracurricular activities and promoting the development of the motivational sphere.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление в контексте профессионально-мотивирующего обучения студентов художественных специальностей»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1063-1067

Студенческое самоуправление в контексте профессионально-мотивирующего обучения студентов художественных специальностей

В.В. Крапивина

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: самоуправление, профессионально-мотивирующее обучение, студенты художественных специальностей, воля, профессиональное становление и саморазвитие.

Key words: self-government, professionally-motivating education, students of art specialties, will, professional development and self-development. Резюме: В статье рассматриваются вопросы специфики профессионально-мотивирующего обучения в контексте включения их в студенческое самоуправление и развитие у них волевых процессов. Предлагается учитывать специфику профиля подготовки студентов художетвенно-промышленных вузов, обращая особое внимание на организацию их внеаудиторной деятельности и содействие развитию мотивационной сферы.

Abstract: The article deals with the specifics of vocational training in the context of their inclusion in the student government and the development of their volitional processes. It is proposed to take into account the specifics of the profile of training students of arts and industry universities, paying special attention to the organization of their extracurricular activities and promoting the development of the motivational sphere. [Krapivina V.V. Student self-government in the context of professional-motivating education of students of art specialties]

В современных условиях профессиональное образование наряду с общим является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности. Организация внеаудиторной деятельности студентов, направленной на разностороннее развитие личности обучающихся, формирование профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств является одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Формирование и развитие у студентов художественных специальностей направленности на профессиональный успех, поддержка социальной активности

требует системной и комплексной работы.

Студенческое самоуправление поможет обучающимся художественных направлений и специальностей сформировать и развить необходимые в будущем профессиональные и личностные компетенции. Представление обучающихся о смысле их деятельности влияет на процесс принятия решений через выполнение конкретных обязанностей. Для студентов самоуправление означает, что они представляют студенческое мнение: представители студенческого самоуправления взаимодействуют с обучающимися, чтобы получать представление о перспективах своей работы и обеспечить точность мнений и пожеланий студентов. Взаимодействие со студентами и представление студенческого мнения администрации университета призвано создать благотворное влияние на студенческое сообщество. Основная ответственность участников студенческого самоуправления - это подотчетность студенческому сообществу в представлении интересов студентов и обеспечении того, чтобы мнение студентов всегда учитывалось в процессе принятия решений в университете.

Студенческое самоуправление добилось прочного присутствия в высшем образовании. При постоянной поддержке со стороны преподавателей, сотрудников и администрации студенческое самоуправление может продолжать повышать свою значимость и эффективность в отношении участия в институциональном управлении.

Изучение участия студенческого самоуправления через призму теорий развития студентов помогает получить представление о развитии навыков, опыте обучения, социальном и эмоциональном развитии студентов. Когда студенты участвуют во внеаудиторных мероприятиях, в том числе в студенческом самоуправлении, они получают больший объем опыта и личностного развития.

Участие в студенческом самоуправлении также способствует удержанию студентов, создавая ощущение связи со своим учреждением, повышая уверенность и улучшая общую успеваемость. Итак, студенческое самоуправление участвует в процессе совместного управления в качестве заинтересованной стороны.

Студенческое самоуправление в контексте профессионально-мотивирующего обучения важно

рассматривать с позиций развития мотивов и воли.

Волевые процессы определяют мотивы учения студентов. Все многообразие мотивов учения студентов можно разделить на две большие группы: непосредственные - мотивы, включенные в сам процесс деятельности и соответствующие ее социально заданным целям и ценностям; опосредованные -мотивы, связанные с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющимися. Непосредственные мотивы имеют большее значение, чем опосредованные. При этом среди непосредственных мотивов наиболее значимы для обучающихся вузов мотивы развития личности, а среди опосредованных -достижения. В блоке познавательных мотивов самое большое значение имеет мотив «стремление получить глубокие профессиональные знания и умения». В целом познавательные мотивы выражены у студентов намного слабее, чем можно было бы ожидать (Илькевич, Илькевич, Воскресенский, 2014).

Мотивы, включенные в «социальный блок», в основном имеют невысокое значение. Однако один из них - мотив самоутверждения, успеха имеет достаточно большой вес. Понятие «успех» является обобщенным и включает в себя и деньги, и карьеру, и статус в обществе. В списке наиболее значимых ценностей «успех» лидирует. Как позитивный момент следует отметить возрастание значимости в глазах студентов «качественного образования», обеспечивающего

конкурентоспособность выпускников. Обобщая

вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время формируется новый тип личности учащегося вуза, который по своим чертам принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях коллективной морали. Специфические черты современных студентов: желание добиться успеха, сделать карьеру, готовность к риску, способность рассчитывать на свои силы (творческие способности, образованность, интеллект), умение приспосабливаться (Илькевич, Илькевич, 2010).

Некоторые ученые предлагают всю совокупность

мотивации учения разделить на дальнюю, связанную с перспективами послевузовской деятельности, и ближнюю, обусловливаемую качеством учебного процесса. По опросу, проводимому профессором Б.В. Илькевичем среди студентов Гжельского государственного художественно-промышленного университета, дальняя мотивация более значима для респондентов, чем ближняя. Однако в современной нестабильной социально-экономической обстановке дальняя мотивация не может играть решающей роли. При отсутствии дальней мотивации следует шире использовать возможность формирования ближней мотивации. По мнению многих авторов, создание и эффективное использование мотивирующих факторов в ходе учебного процесса позволит сохранить традиции высшей школы. К таким мотивирующим факторам следует отнести, в первую очередь, элемент творчества в учебном процессе. Средствами формирования мотивации учения студентов являются также педагогическое мастерство преподавателя, индивидуализация обучения, проблемный характер обучения и т. д.

Таким образом, анализ исследований позволяет утверждать, что мнения об особенностях мотивации учения в высшем учебном заведении достаточно разнородны. И все же, в деятельности обучающихся вузов в настоящее время преобладают узкие социальные мотивы и цели, которые имеют различные проявления. Творческие познавательные мотивы выражены гораздо слабее, но именно они представляют потенциальную значимость для развития мотивационной сферы. По мере роста благосостояния населения и повышения уровня цивилизации все большее значение для человека начинают приобретать не соображения успеха или карьеры, а стремление к самовыражению, самосовершенствованию, получению удовлетворения не только от частной жизни, но и от работы и учебы.

Процесс профессионально-мотивирующего обучения студентов художественных специальностей важно рассматривать в контакте волевых процессов. Мотивация - это повод к действию, а воля - это устремление через преодолевание , т. е. воля всегда мотивирована. На личностном уровне воля

проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., которые формируются в процессе активной деятельности в студенческом самоуправлении. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

ЛИТЕРАТУРА

Гордеева Т.О. 2006. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.:

Смысл; Изд. центр «Академия». 333 с. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. 2010. Основы художественно-промышленного

образования: монография. Гжель: ГГХПИ. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б., Воскресенский А.В.2014. Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения. - Высшее образование сегодня. 11: 16-23. Сурикова Я.А. 2015 Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста. - Молодой ученый. 22: 908-909. Шопенгауэр А. 2011. Мир как воля и представление. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 224 с.

Получена /Received: 25.08.2019 Принята/Accepted: 09.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.