Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1131-1136
Модель формирования профессиональной культуры художника народного промысла у студентов колледжа
И.В. Сивова
Гжельский государственный университет
140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University
Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессиональная культура, народные художественные промыслы, художник декоративно-прикладного искусства,
образовательная модель.
Key words: professional culture, folk arts and crafts, arts and crafts artist, educational model.
Резюме: Автор статьи анализирует проблемы формирования профессиональной культуры художников декоративно-прикладного искусства. Разработаны основные элементы модели профессиональной культуры художников народных художественных промыслов при обучении студентов колледжа по специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Abstract: The author analyzes the problems of formation of professional culture of arts and crafts artists. The basic elements of the model of professional culture of artists of folk arts and crafts in the training of College students in the specialty of arts And crafts and folk crafts.
[Sivova I.V. Model of formation of professional culture of the artist of national craft at students of College]
На сегодняшний день в России острым является вопрос о воспитании в подрастающем поколении национальных культурных традиций. Совершенствование профессионального образования в России в области традиционного прикладного и народного искусства должно быть направлено на сохранение и развитие духовных ценностей нации. Искусство, безусловно, является частью культуры.
Основу народного художественного творчества составляют многочисленные и разноплановые художественные ремесла. Но другой их составной частью являются художественные промыслы, образованные на достаточно широком круге профессий, объединенных между собой по следующим признакам:
- высокой степени сходства содержания выполняемой
работы - преобладание ручного труда;
- технологического единства - выполнение работ по индивидуальным заказам;
- основным орудиям труда - инструменты, приспособления и механизмы;
- нормативно-технологической документации, отличающейся большим однообразием;
- высокой общности организационно-экономической деятельности;
- соблюдением правил профессиональной деятельности;
- художественной и эстетической ценностью результата труда (продукта);
- специфической деятельностью на основе индивидуально-бригадного характера труда, широкого спектра функций (от проектирования до приготовления изделий и их реализации) (Максяшин, 2012).
Народное художественное творчество опирается на традицию. Это исторически сложившийся элемент социально-культурного наследия (обычай, навык, правило, художественный принцип, норма, образ прошлого), передающийся из поколения в поколение, выраженный в определенных стереотипах и сохранившийся в определенном обществе в течение длительного времени.
Основа традиции - правильное отношение к национальному наследию - всего искусства прошлого, базирующегося на опыте народа, способного по-новому жить в современности. В общем смысле традиция есть система многих требований к субъекту деятельности, которая обосновывается самим фактом их существования в прошлом. Традиция - это присутствие прошлого в настоящем, поэтому традицию рассматривают как особую связь индивидов и групп общества, содержание которой состоит в воспроизведении из поколения в поколение содержательных ценностно-значимых форм, которые фиксируют накопленный опыт и регламентируют освоение нового (Максяшин, 2012).
Одной из форм художественного творчества являются народные художественные промыслы, в которых наиболее полно и плодотворно сохраняются лучшие традиции прошлого.
При создании модели формирования профессиональной культуры художника народного художественного промысла необходимо обращаться к ранее сформулированному на основе анализа научных исследований данного вопроса понятию «профессиональная культура художника народного художественного промысла».
Профессиональная культура художника народного художественного промысла - это объединение в одной личности таких качеств, как высокая культура и высокая профессиональная подготовка, наличие глубоких систематических знаний, умений и навыков по специфике и технологии создания изделий конкретного НХП, мотивация к работе на промысле, к поддержанию и развитию его традиций, духовно-нравственная индивидуальность, интеллект, любовь к своему народу и к русской народной культуре, к культуре определенного НХП, знания, умения и навыки в области социально-экономических и гуманитарных дисциплин, проявляющихся в активной профессиональной деятельности и приносящих ожидаемый результат.
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) студент, освоивший курс базовой подготовки за срок обучения 2 года 10 месяцев, получает квалификацию «Художник народных художественных промыслов».
Художник народных художественных промыслов готовится к следующим видам деятельности:
Творческая и исполнительская деятельность (изготовление изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения).
Производственно-технологическая деятельность
(изготовление бытовых предметов прикладного характера на традиционных художественных производствах, в организациях малого и среднего бизнеса).
Решая проблему формирования профессиональной культуры художника народного художественного промысла, целесообразно исходить из целей и содержания
профессиональной подготовки студентов.
По мнению ученых Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.И Сластенина, строго представленная модель выражает простоту в построении и сложность в отражении, а ее основа создается теорией подобия, которая требует соблюдения определенных условий при моделировании:
- модель должна дать корректное описание основ функционирования системы;
- используемые для построения постулаты должны соответствовать реальным свойствам, элементам моделируемых систем и взаимосвязям элементов.
По мнению Л.К. Гребенкиной, модель личности профессионала должна включать следующие компоненты: развитое мышление, ценностные ориентиры, высокую профессиональную компетентность, развитые способности, высокие личностные и профессиональные качества, сформированность эмоционально-чувственной сферы личности, творчество и мастерство, высокий уровень общей и профессиональной культуры, владение инновационными технологиями, индивидуальный стиль, продуктивность деятельности, потребность в совершенствовании (Гребенкина, 2004).
В условиях современного рынка труда предъявляются высокие требования к профессиональной подготовке художников. Государственные образовательные стандарты подготовки специалистов являются основой содержания профессиональной образовательной программы по какой-либо специальности и определяют квалификационные характеристики выпускника, который освоил образовательную программу. Квалификационная характеристика выпускника в ГОС представлена в виде совокупности конкретных требований к знаниям, навыкам и умениям, полученным или сформированным в процессе освоения образовательной программы.
Модель формирования профессиональной культуры художника НХП студентов колледжа рассматривается как идеализированная система процесса обучения, которая строится на основе принципа мотивирующего обучения.
Основой модели является мотивация. Для правильного формирования у студента качеств, отражающих наличие сформированной профессиональной культуры художника НХП, необходимо наличие внутренней мотивации.
Целевой блок данной модели включает в себя цели и задачи обучения, ведущим пунктом в содержании которых является формирование профессиональной культуры художника НХП, основывающейся на внутренней мотивации студента.
Содержательный блок модели состоит их характеристики предлагаемого к изучению материала, отбор которого осуществляется преподавателем с учетом особенностей будущих художников НХП. Содержание обучения должно вызывать профессиональный и художественный интерес к изучению традиций, технологических особенностей НХП, пробуждать желание развивать промысел, поддерживать традиции прошлого в настоящем: копирование и варьирование традиционных образцов; групповое и индивидуальное проектирование и разработка новых декоративных и пластических решений, которые будут отвечать традиционным технологическим и художественным требованиям; посещение музеев и выставок НХП; встречи, круглые столы и конференции, посвященные развитию НХП; создание оригинальных методических пособий для проведения мастер-классов и презентаций.
Результативный блок включает в себя перспективный результат реализации педагогической работы, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций, наличие у выпускника профессиональной культуры художника НХП.
Общество и народные художественные промыслы нуждаются в высококвалифицированных специалистах, профессионалах, которые обладают, помимо знаний, умений, навыков и опыта, профессиональной культурой художника НХП. Только такой специалист может сохранять, передавать и развивать такое уникальное явление российской национальной художественной культуры, как народный художественный промысел.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (с изменениями и дополнениями).
Гребенкина Л.К. 2004. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. СПб.
Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. 2013. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель.
Лазарев М.А. 2013. Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя. Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. М.: ФГНУ Институт художественного образования РАО. 211 с.
Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2015. Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования. - Вестник Московского университета МВД России. 11: 254-259.
Максимович В.Ф. 2008. Народное искусство России - это национальный факт. - В сб.: Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. М.: ИПТИ.
Максяшин А.С. 2012. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие. Екатеринбург.
Сазонова С.А. 2011. Формирование в вузе профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08. Москва.
Уляев С.И. 2002. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь.
Получена /Received: 25.08.2019 Принята/Accepted: 09.09.2019