Научная статья на тему 'Регионоведческий компонент в преподавании иностранных языков студентам художественных специальностей и направлений подготовки'

Регионоведческий компонент в преподавании иностранных языков студентам художественных специальностей и направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ГЖЕЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE / STUDENTS / REGIONAL COMPONENT / GZHEL / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильчинская Е.П.

Автор исследует значение регионального компонента в формировании коммуникативных компетенций при преподавании иностранного языка студентам, обучающимся по направлениям подготовки Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, Дизайн. В работе представлен анализ педагогического опыта по внедрению регионального компонента в учебный процесс Гжельского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильчинская Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional studies component in the teaching of foreign languages to students of art specialties and areas of training

The author explores the importance of the regional component in the formation of communicative competence in the teaching of a foreign language to students studying in the areas of arts And crafts, Design. The paper presents an analysis of pedagogical experience in the implementation of the regional component in the educational process of Gzhel State University.

Текст научной работы на тему «Регионоведческий компонент в преподавании иностранных языков студентам художественных специальностей и направлений подготовки»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1043-1047

Регионоведческий компонент в преподавании иностранных языков студентам художественных специальностей и направлений подготовки

Е.П. Ильчинская

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: иностранный язык, обучающиеся, региональный компонент, Гжель, художественное образование.

Key words: foreign language, students, regional component, Gzhel, art education. Резюме: Автор исследует значение регионального компонента в формировании коммуникативных компетенций при преподавании иностранного языка студентам, обучающимся по направлениям подготовки Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, Дизайн. В работе представлен анализ педагогического опыта по внедрению регионального компонента в учебный процесс Гжельского государственного университета.

Abstract: The author explores the importance of the regional component in the formation of communicative competence in the teaching of a foreign language to students studying in the areas of arts And crafts, Design. The paper presents an analysis of pedagogical experience in the implementation of the regional component in the educational process of Gzhel State University.

[Ilchinskaya E.P. Regional studies component in the teaching of foreign languages to students of art specialties and areas of training]

Дисциплина «Иностранный язык» вошла в базовую часть гуманитарного, социального и экономического циклов всех федеральных государственных образовательных стандартов. Владение иностранным языком рассматривается как одно из основных условий успешной интеграции России в мировое образовательное пространство.

В рамках дисциплины «Иностранный язык» идет формирование коммуникативной, речевой, языковой и других компетенций. Одним из условий их полноценного формирования является введение в преподавание лингвострановедческого аспекта, необходимость которого продиктована временем и требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам. Сегодня уже мало того, чтобы молодой

экономист или работник сферы туризма, управленец или художник просто владел иностранным языком. Для него становится необходимым «.. .обладать определенными знаниями о стране, на языке которой он говорит, о ее культуре, нравах и обычаях народов, проживающих там, уметь правильно вести себя с носителями языка исходя из специфики национального речевого поведения» (Robinson, 1957).

Огромным потенциалом в формировании коммуникативных компетенций обладает региональный компонент, который очень часто связывают с краеведением (Топленкина, 2007). Гжель имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические особенности. С Гжелью связаны лучшие достижения народного керамического искусства. Использование материалов, рассказывающих об истории Гжели, о развитии керамического производства, о духовной жизни и об интересных людях этого региона, об истории художественного образования позволяет делать занятия по иностранному языку более интересными, эмоциональными, способствует общему культурному развитию студентов и осознанию ими ценности обучения именно в этом вузе.

Гжельский государственный университет нацелен на формирование творческой личности, воспитание которой в университете организовано на основе уважения и любви к отечественным ценностям, бесценным богатствам его культуры, в ее сохранении и приумножении.

В настоящий момент Гжельский государственный университет проводит работу по расширению культурных связей на международном уровне. В нашем вузе учатся студенты из Сальвадора, Гватемалы, Египта, Кубы. Преподается четыре иностранных языка: английский, немецкий, французский и испанский. Поскольку для современного специалиста уровень владения иностранным языком в различных сферах деятельности. Иноязычное лингвистическое образование является личной ценностью конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Использование регионального компонента на занятиях позволяет решить ряд важнейших задач, стоящих перед

преподавателем:

1. Обеспечение решения проблемы формирования мотивации к изучению иностранного языка:

- содержание обучения иностранному языку, весь материал должен быть познавательно-информативным и способствовать развитию языковых умений и навыков;

- подбор материала должен осуществляться с учетом профессиональных интересов студентов и в соответствии с теми задачами, с которыми выпускники столкнутся в будущем;

- использовать методы обучения, которые будут направлены не только на развитие речевых умений и навыков студентов, но и потребуют от них профессионального знания и способностей его использования;

- студенту постоянно создавать проблемные ситуации, в которых активизируются полученные знания, положительные мотивы и цели речевых действий;

- при изучении языка широко использовать межпредметные связи, как в научно-исследовательской деятельности, так и во время аудиторной и внеаудиторной работы;

- знакомить студентов с литературой, которая раскрывает культурное наследие страны изучаемого языка, в частности, традиционное декоративно-прикладное искусство народов Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса, научить их читать эту литературу на иностранном языке.

Для того, чтобы весь материал был познавательно-информативным и соответствовал профессиональным интересам студентов, преподавателями было решено интегрировать региональный компонент в процесс обучения иностранному языку. При разработке учебных программ были включены такие темы, как «Гжель. История, традиции и современность», «Художники народного промысла Гжель», «Керамическое производство», «Фарфор, майолика, подглазурная роспись», «Перспективы развития и значение художественных промыслов», «Народный художественный промысел России».

Исследования, проведенные на базе ГГУ, показали, что большая часть студентов-первокурсников (66,7 %), обучающихся по специальностям Декоративно-прикладное

искусство и народные промыслы, Дизайн, имеют высокий или средний уровень внутренней мотивации к изучению английского языка. Это вполне объяснимо тем фактом, что для многих первокурсников, особенно пришедших в вуз со школьной скамьи, наступает совершенно новый этап в их жизни. Пока им все интересно, и они полны уверенности, что теперь их будут учить по-другому, и они смогут быть вполне успешными во всем.

В условиях, когда иностранный язык не является профильным предметом, преподавателю важно не просто сформировать у студентов внутреннюю мотивацию к его изучению, но поддержать ее на достаточно высоком уровне. Для выполнения этой задачи ему необходимо, в первую очередь, поддерживать у студентов интерес к дисциплине, чему способствует использование регионального компонента в аудиторной и внеаудиторной работе по иностранному языку.

2. Развитие исследовательских умений и навыков. Использование регионального компонента позволяет студентам приобщиться к исследовательской работе и ощутить себя причастными к «написанию истории Гжели». В процессе подготовки так или иначе учащиеся обращаются к знаниям, полученным на занятиях по другим дисциплинам, связанным со спецификой гжельского региона, например, «История гжельского промысла». Возможна и обратная связь, когда, готовясь к урокам иностранного языка или на самих занятиях, они получают совершенно новую для себя информацию. Такая интеграция учебных дисциплин демонстрирует студентам прикладную значимость иностранного языка.

3. Приобщение к методам и приемам научного познания. В ходе подготовки к занятиям или работы в рамках научно-исследовательской деятельности студенты не только приобретают навыки работы с источниками, но и умения их анализировать, делать выводы, приводить аргументации.

4. Развивает творческие способности студентов. Многообразие тем позволяет использовать разнообразные формы работы не только в аудитории, но также во внеурочное время: сообщения, презентации, виртуальные экскурсии, круглый стол, участие в создании англоязычного сайта и прочее.

Следовательно, студенты получают возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать неординарное мышление, умение работать в группе. При выполнении коллективных работ и проектов даже те студенты, которым с большим трудом даются устные выступления на уроках, способны проявить свои знания по иностранному языку (Сороковых, 2007).

Таким образом, использование регионального компонента в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе является одним из необходимых средств формирования у студентов как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

Сороковых Г.В. 2007. Региональный компонент как составляющая содержания обучения иностранному языку. - Иностранные языки в школе. 1: 63-69. Топленкина И.П. 2007. Региональный компонент на уроках иностранного

языка. - Иностранные языки в школе. 3: 51-53. Robinson A. 1957. Linguistic Across Cultures: Applied Linguistic for Language Teachers. Ann Arbor: The University of Michigan Press. 141 pp.

Получена /Received: 24.08.2019 Принята/Accepted: 31.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.