Научная статья на тему 'Национальные образы мира в творчестве студентов Гжельского государственного университета'

Национальные образы мира в творчестве студентов Гжельского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТВОРЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / FOLK ARTS AND CRAFTS / GZHEL STATE UNIVERSITY / CREATIVITY / EDUCATION / NATIONAL IMAGES OF THE WORLD / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коршунова И. В.

В статье представлено исследование традиций народной культуры, интерпретированных в выпускных квалификационных работах студентов Гжельского государственного университета. Это традиции народного костюма, праздников, устного народного творчества, которые будущие художники-керамисты воплощают в керамических изделиях из фарфора, фаянса, майолики и шамота. Подчеркивается важность соединения обучающимися в работах традиционных мотивов и собственного творческого замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National images of the world in the works of students of Gzhel state University

The article presents a study of the traditions of folk culture, interpreted in the final qualifying works of students of Gzhel State University. It is the tradition of folk costumes, festivals, folklore, which future artists-potters make pottery out of porcelain, faience, majolica and chamotte. The importance of combining traditional motives and one's own creative idea by students in the works is emphasized.

Текст научной работы на тему «Национальные образы мира в творчестве студентов Гжельского государственного университета»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 651-655

Национальные образы мира в творчестве студентов Гжельского государственного университета

И.В. Коршунова

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: народные художественные промыслы, Гжельский государственный университет, творчество, обучение, национальные образы мира, культурное наследие.

Key words: folk arts and crafts; Gzhel State University; creativity; education; national images of the world, cultural heritage.

Резюме: В статье представлено исследование традиций народной культуры, интерпретированных в выпускных квалификационных работах студентов Гжельского государственного университета. Это традиции народного костюма, праздников, устного народного творчества, которые будущие художники-керамисты воплощают в керамических изделиях из фарфора, фаянса, майолики и шамота. Подчеркивается важность соединения обучающимися в работах традиционных мотивов и собственного творческого замысла. Abstract: The article presents a study of the traditions of folk culture, interpreted in the final qualifying works of students of Gzhel State University. It is the tradition of folk costumes, festivals, folklore, which future artists-potters make pottery out of porcelain, faience, majolica and chamotte. The importance of combining traditional motives and one's own creative idea by students in the works is emphasized.

[Korshunova I.V. National images of the world in the works of students of Gzhel state University]

В настоящее время мы наблюдаем разносторонний и глубокий интерес к национальному культурному наследию народов России и зарубежных стран. Этот интерес заметно отразился в работах учащихся Гжельского государственного университета. «Ведь всякий, входящий в этот гигантский Космос национальных особенностей, оглушен, ослеплен пестротою и лишь по частям начинает разбираться, что к чему» (Гачев, 1988: 8).

Изучение таких дисциплин, как «История искусств», «Теория и история народной художественной культуры», «Народный костюм», «Народная игрушка», «Народный

орнамент» и др. открыли и продолжают открывать для студентов учебного заведения новые интересные перспективы. В художественных работах студентов представлены разные явления национальной культуры народов мира - народный костюм, традиционные праздники и обряды, устное народное творчество и др.

Студентам удается не только изучить и постигнуть особенности традиционной национальной культуры то или другого народа, но и свои впечатления и знания выразить в керамике - фарфоре, фаянсе, шамоте.

Значительный ряд дипломных работ выпускников художественного направления ГГУ отражает традиции Гжельского художественного промысла и русской народной культуры. Например, скульптурные композиции «Красная горка» и «Деревенские праздники», камин «Русские сказки», чайные сервизы «Свадебный» и «Тридевятое царство», часы «На завалинке» и др., представленные в музейных экспозициях ГГУ. Эти работы теснейшим образом связаны с огромным пластом русской традиционной празднично-обрядовой культуры.

Объектами особого интереса студентов становятся русские народные праздники и обряды, даты православного календаря. Тематика и приемы формообразования и декорирования работ чрезвычайно разнообразны. Рассмотрим некоторые выпускные работы подробнее. В первую очередь, заслуживают внимания те, которые отражают традиции русской празднично-обрядовой культуры. Например, подарочные наборы «Пасхальный» и «Светлое Воскресенье», посвященные одному из самых главных и ярких праздников в русском православном календаре. С празднованием Пасхи связано много обычаев и обрядов, сохранившихся и в настоящее время: посещение родственников и близких людей, христосование, угощение куличами и крашеными яйцами, пожелания добра и счастья. В течение всего праздника звучит торжественный колокольный звон. Особенность и величественность Светлого Воскресенья звучит и в студенческих работах, выполненных в фарфоре с подглазурной кобальтовой росписью. Их отличает нарядный декор и насыщенные орнаментальные мотивы, плотно

покрывающие поверхность. В декорировании предметов преобладают цветочные мотивы. Деликатная роспись золотом усиливает торжественность наборов.

Вызывает большой интерес декоративная композиция «Красная горка», выполненная из шамота и декорированная цветными эмалями и пигментами. В оригинальной работе нашли отражение традиции самобытного русского народного праздника, который отмечался весной в первое воскресенье после Светлой Седмицы (Пасхальной недели). Особенно был любим этот весенний праздник молодежью, так как сопровождался многочисленными обрядами (играли, водили хороводы, ходили с песнями по дворам) и считался счастливым для заключения брака. Но в работе отсутствует прямое заимствование лубочных сюжетов, русского орнамента. Единый художественный образ создан благодаря хорошему синтезу формы и своеобразной росписи. Художественный эффект достигнут благодаря удлиненным скульптурным формам и включению в роспись изображений птиц.

Мы видим традиционное соединение синего и белого цветов в кофейном фарфоровом сервизе «Свадебный». Данная работа посвящена традиционному русскому обряду - свадьбе, самобытному сложному комплексу ритуальных действий. Этапы и свадебные эпизоды, такие, как сватовство, сговор, девичник, торжественный выезд всех участников свадьбы к венцу, княжий пир, имели символический, магический и игровой характер. Мотив росписи сервиза - букеты цветов -принадлежит к числу излюбленных сюжетов гжельских мастеров. В декорировании сервиза деликатно используется золочение.

В декоративной композиции «Купеческое чаепитие» представлено разнообразие художественных материалов, технических приемов декорирования: фарфор, ткань, тесьма. Оригинальная декоративная композиция воспроизводит характерную для XIX века бытовую сцену - традицию русского чаепития, распространившуюся в России и ставшуюнеотъемлемой частью русского застолья. Две фарфоровые куклы-купчихи сидят за столом, традиционно накрытым скатертью. На столе стоит самовар, чайный сервиз,

угощение - баранки. Все предметы сервировки выполнены из фарфора.

«Гжельцы» - многофигурная композиция, продолжающая линию русской народной празднично-обрядовой культуры. В данной работе воспроизведен сюжет, изображающий ярмарочные сценки. Композиция состоит из нескольких фарфоровых скульптурных групп: купец с купчихой, мастер-гончар за работой, женщина, расписывающая керамические изделия, городовой, женщина, торгующая гончарным товаром, мать с сыном, дворник, крестьянский дом, усадьба, окруженная деревьями. Все скульптуры отличаются тонкостью росписи и скрупулезной передачей особенностей и деталей традиционной русской одежды. Вне всякого сомнения, образцом для студентки послужили скульптурные композиции старых мастеров Гжели конца ХУШ - начала XIX веков.

Традиционному русскому досугу - молодежным посиделкам-посвящена работа керамические часы «На завалинке». Часы выполнены в декоративной манере, украшены затейливо изогнутыми деталями, на боковых частях размещены скульптурные композиции. Жанровые сценки отображают не только жизнь русского народа, в частности, время, свободное от будничных забот, но и такие виды русского народного творчества, как традиционный костюм и народный музыкальный инструмент - гармонь. В этой работе автор постарался использовать весь арсенал технических приемов и способов орнаментации майоликовых изделий, сложившихся в Гжели к началу XIX века. Часы расписаны в традиционной для майолики Гжели гамме - использованы желтый, синий, зеленый и коричнево-фиолетовый цвета.

Сказочная составляющая вдохновила одну из выпускниц на создание фарфорового сервиза «Тридесятое царство». Единство формы и подглазурной росписи насыщенным темным кобальтом неразрывно. Форма предметов обогащена причудливым рельефом, напоминающим детали старинных русских хором, крышки увенчаны скульптурными образами популярных сказочных героев - медведя и петуха. Необходимо отметить совершенство росписи сервиза - на чайнике, чашках и сахарнице изображены сказочные города.

Интерес к русскому устному народному творчеству привел к созданию работы с рельефной моделировкой -питьевого набора «За Русь Святую». Здесь воспроизведен популярный мотив былин киевского цикла, воспевающих подвиги и прославляющих былинных героев, защищающих свою Родину. В работе присутствует мифологический образ русского воина - богатыря Ильи Муромца. В основе художественного оформления лежит монохромное декорирование глухой эмалью черно-коричневого цвета с металлическим отблеском.

Несомненно, среди работ студентов выделяется и привлекает внимание еще одна скульптурная композиция из шамота - «Мать и дитя», созданная в монументальной форме и включенная в интерьер вуза. Материнство - основной сюжет в русской традиционной культуре. Древний мотив матери и младенца звучит во всех видах русского народного творчества. Особенно он популярен в народном декоративно-прикладном искусстве - народной вышивке и народной игрушке. В данной композиции просматривается влияние русской северной вышивки.

Таким образом, традиционная народная художественная культура, имеющая древние истоки, является одним из художественных источников, питающих в настоящее время творчество студентов Гжельского государственного университета. Выпускные работы с широкой палитрой технических приемов в оформлении изделий имеют достаточно высокий уровень художественного и этнокультурного содержания.

ЛИТЕРАТУРА

Гачев Г. Д. 1988. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский.

Болгарский. Киргизский. Армянский. М.: Советский писатель. 445 с.

Получена /Received: 20.09.2018 Принята/Accepted: 23.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.