DOI: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.34
Б. В. Илькевич, О. А. Первозванская,
Гжельский государственный университет
УДК 378.14
Подготовка художников-керамистов в контексте церковного искусства (на примере Гжельского государственного университета)
Значение исторического наследия отечественного искусства, имевшего церковный храм своим интегрирующим центром, не может не заставить педагогов задумываться о России и месте в ней православной культуры не только в прошлом, но и в будущем. Одна из важнейших задач современного художественно-промышленного образования состоит в том, чтобы не разрывать связи многообразных областей христианского искусства. Более того, необходимо обеспечивать их целостность на всех уровнях: личностном, в рамках отдельных церковных и светских образовательных учреждений, масштабах сотрудничества церковных и светских структур.
Важно также формирование характера произведений всех видов церковного искусства и зодчества как соответствующих своему времени, но в русле традиций церковного и народного творчества. Это достаточно сложная задача, решение которой невозможно ни в кабинетах чиновников, ни в мастерских художников. Развитие христианского искусства возможно только при полном приятии его результатов как священнослужителями, так и художниками-профессионалами, всем народом. Моделируя учебно-воспитательный процесс, нужно помнить, что искусство церкви - это удивительно благоприятная среда для воцерковления и одухотворения жизни нашей молодежи. Одним из
возможных путей ее духовно-нравственного воспитания в учебном заведении является внедрение знаний о православной культуре посредством изучения предметов профессиональной деятельности.
Приобщение к православной культуре особенно необходимо для духовно-нравственного воспитания художников традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов. Эта задача приобрела высокую актуальность на современном этапе восстановления и строительства православных храмов в России. Однако подавляющее большинство образовательных программ подготовки художников не предполагает раскрытия глубины и духовного значения церковного искусства, церковной архитектуры, внутреннего убранства храмов, священных предметов, используемых на богослужении. Вследствие этого древнерусское и византийское искусство, которое почти все является церковным, в ряде случаев понимается поверхностно. Между тем именно эти пласты культуры являются основой для современного церковного искусства.
Для профессиональной деятельности в области украшения храмов, изготовления священных сосудов и предметов, употребляемых при богослужении, необходимо не только ориентироваться в стилях, знать терминологию, эстетические категории и принципы искусства, но
и обладать глубокими познаниями в области православной культуры, понимать значения тех или иных символов, образов, быть знакомым со Священным Писанием и православным богослужением.
С задачами восстановления и строительства православных храмов вполне могли бы справиться художники, получившие светское образование, но прошедшие определенную подготовку в области искусства церкви. В частности, зная основы декоративно-прикладного искусства, техники изготовления изделий из керамики, основы тектоники и формообразования, принципы формирования декоративного художественного образа, студент может реализовывать себя в процессе выполнения предметов религиозного назначения.
В настоящее время дисциплина «Церковное искусство» преподается только в духовных учебных заведениях. Дореволюционной основой этой дисциплины является «Церковная археология», которой обучались в духовных академиях (Московской, Санкт-Петербургской, Казанской, Киевской и др.) с середины XIX века до 1917 года. Это была учебная дисциплина, раскрывающая студентам духовных академий два раздела в историческом и богословском развитии: - «Литургика» (изучение христианского церковного богослужения);
© Илькевич Б. В., Первозванская О.А., 2017
I
БОРИС
ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬКЕВИЧ
доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государственного университета. Сфера научных интересов: модернизация высшего образования, традиции и развитие художественно-промышленного образования. Автор 230 публикаций
Ж
ОЛЬГА АНТОНОВНА
ПЕРВОЗВАНСКАЯ
старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Гжельского государственного университета. Сфера научных интересов: православие в произведениях мастеров народных художественных промыслов. Автор 5 публикаций
Рассматриваются актуальные вопросы подготовки художников-керамистов в русле православных традиций. На примере деятельности Гжельского государственного университета обосновывается значимость введения в учебный план дисциплины «Церковное искусство», способствующей формированию ценностных ориентаций молодых художников и познанию ими идеалов православия.
Ключевые слова: православие, церковное искусство, художественно-промышленное образование, художник-керамист.
The article is devoted to topical issues of training of artists-ceramists in line with Orthodox traditions. On the example of the Gzhel State University explains the importance of introduction in the curriculum of the discipline «Church art», contributing to the formation of value orientations of young artists and the knowledge of the ideals of Orthodoxy.
Keywords: Aristian^, Aurch art, industrial arts education, artist-ceramist.
- изучение религиозных памятников искусства (вещественных памятников).
По мысли профессора Н. В. Покровского, церковная археология может рассматриваться только «в связи с историей христианского искусства» [8]. Церковная археология опирается и на догматику, так как знание догматического учения церкви позволяет правильно оценить иконографические образы, понятия и символику. Преподавание литур-гики в рамках церковной археологии не случайно, так как искусство, служащее церкви, неотделимо от ее функции, а значит, и от богослужения. В круг изучаемых объектов попадают храм и его внутреннее убранство как пространственно-изобразительный комплекс, священные предметы, обряды, таинства, литургические тексты, письменные источники древнего христианства и др.
Как отмечает исследователь М. С. Строгалев, преподавание церковной археологии тесно связано с появившимся во второй половине XIX века интересом к наследию Византийской империи. Активная научная, археологическая работа привела к открытию памятников культуры на юге Российской империи (Крым, Кавказ, Северное Причерноморье).
Профессорско-преподавательский состав духовных академий трудился над составлением трудов по истории церкви, переводом и толкованием текстов. И, как следствие, в духовном образовании того времени появилась необходимость в специальной дисциплине, позволяющей раскрыть богатство и значение наследия христианской культуры [9, с. 10].
В 1844 году в Московской духовной академии была образована кафедра церковных древностей. К 1860-м годам накопились знания о памятниках христианского искусства (материалы собирались в ходе поездок по греческим монастырям), был организован комитет по сохранению памятников, работали археологические общества [9, с. 10-11]. А 1869 год был ознаменован первым Археологическим съездом в Москве. На съезде обсуждался вопрос о месте преподавания церковной археологии: в светских университетах или духовных академиях, свои авторитетные мнения на этот счет высказали Ф. И. Буслаев, М. П. Погодин, И. И. Срезневский, Н. А. Попов, Ф. Н. Фортунатов, П. С. Казанский. К единому мнению пришли после доклада Ф. И. Буслаева, когда было решено оставитьэту дисциплину в составе учебных программ духов-
ных академий. При этом церковную археологию стали изучать совместно с литургикой. В 1911 году по инициативе Н. В. Покровского и в соответствии с указом Священного синода «Церковная археология» стала самостоятельной дисциплиной. Однако, как уже отмечалось, после Октябрьской революции 1917 года ее преподавание прекратилось.
В ходе изучения дисциплины «Церковная археология» использовались следующие издания [4]:
- «Скрижаль», изданная патриархом Никоном;
- книга митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) «О служении и чиноположении Православной Греко-Российской Церкви»;
- книга архиепископа Нижегородского Вениамина, озаглавленная «Новая Скрижаль»;
- перевод сочинения Иозефа Бинг-мана, выполненный одним из первых исследователей в области церковного искусства иеромонахом Иродионом Вертинским;
- учебное пособие для духовных семинарий «Церковная археология в вопросах и оглавлениях», составленное по примеру православного катехизиса (это отмечает исследователь А. Е. Мусин) [6];
- учебник профессора Н. В. Покровского «Церковная археология в связи с историей христианского искусства», изданный в 1916 году. Он предназначался для студентов академий, семинарий и учеников церковно-при-ходских школ;
- «История Русской Церкви». Труд Е. Е. Голубинского, в котором отдельные главы посвящены церковному искусству;
- курс лекций по церковной археологии проф. А. П. Голубцова (издан посмертно в 1918 году). Необходимо отметить следующие основные формы организации занятий:
- чтение лекций и их обсуждение (лекции сопровождались показом иллюстраций с помощью проекционного фонаря);
Рис. 1. Декоративная тарелка на тему «Пейзаж с церковной архитектурой».
Работа студентки 4 курса К. Ю. Иголкиной
- групповые занятия в музеях, соборах, храмах.
Все это использовал в своей педагогической деятельности профессор Московской духовной академии А. П. Голубцов. Его занятия были увлекательны и плодотворны. К каждому занятию составлялась подборка иллюстраций из фолиантов или диапозитивов. К сожалению, посмертно изданный курс лекций остался неиллюстрированным. Свои занятия профессор часто проводил в стенах кремлевских соборов, Оружейной палаты, Троице-Сергиевой Лавры. Он понимал, что для глубокого изучения церковного искусства важно видеть и ощущать обстановку храма. Результатом основательной подготовки и любви к своему предмету была высокая мотивация студентов. Примечательно, что одним из учеников, помогавших ему при ведении лекций, был П. А. Флоренский [2, с. 23].
Материалы церковной археологии, деятельность исследователей христианских древностей,
в свою очередь, дали мощный импульс развитию светского искусствознания древнерусского и византийского наследия. Различия в методологических подходах (цер-ковно-археологического и искусствоведческого) не помешали ученым XX века открыть тайны русского церковного искусства. В свою очередь, преподавание дисциплины «Церковная археология» явилось способом приобщить к науке о древностях молодых учащихся. Учениками Н. В. Покровского были Д. А. Григоров и Н. А. Сперовский, кандидатскими сочинениями которых явились превосходные работы «Русский иконописный подлинник» и «Старинные русские иконостасы» [1].
О синтезе светского и церковного искусствознания, светского и церковного образования свидетельствуют следующие факты.
По рекомендации В. О. Ключевского в 1898 году профессор Московской духовной академии А. П. Голубцов был взят штатным препо-
давателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где читал лекции по церковной археологии [2, с. 19].
С 1860 года в Санкт-Петербургской академии художеств преподавал археолог В. А. Прохоров. Он занимался изучением древнерусского искусства, основал ряд музеев, в том числе древнехристианский музей при Санкт-Петербургской академии художеств. Иллюстрации для его монографий были выполнены учениками светского образовательного учреждения - Строгановского училища.
Светское и духовное образование, полученное В. А. Прохоровым в Херсонской семинарии и в Санкт-Петербургской академии художеств, дали ему возможность плодотворно работать в качестве исследователя, знатока церковной истории, а также реализовывать себя в качестве художника. Замечательным трудом Василия Александровича явилось издание журнала «Христианские древности и археология», для которого он сам готовил рисунки [1].
В. А. Прохоров, сын священника Орловской губернии, в 1872 году предложил совету Академии художеств курс лекций по истории древнерусского искусства. Вначале курс был успешно внедрен в качестве факультативного, а с 1876 года вошел в обязательную академическую программу. Это было началом систематического преподавания древнерусского искусства в светских художественных заведениях.
В настоящее время в Гжельском государственном университете в рамках подготовки бакалавров по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы развиваются лучшие традиции российского художественного образования. Элементы церковного искусства, истории церковного искусства, церковной археологии успешно изучаются в процессе преподавания следующих профессиональных дисциплин: «Основы производственного мастерства», «Проектирование»,
Рис. 2. Разработка керамического предмета для интерьера православного храма.
Работа студентки 3 курса О.А. Первозванской
Рис. 3. Проект керамического декора фасада православного храма.
Работа студентки 3 курса В. П. Скотниковой
«Архитектурная керамика», «Специальное проектирование».
Вся аудиторная работа по дисциплине «Основы производственного мастерства» (дисциплина относится к базовой части учебного плана подготовки бакалавров по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы) представляет собой практическую деятельность, направленную на овладение мастерством в области изготовления и декорирования предметов декоративно-прикладного искусства (рис. 1). Задания носят творческий характер, поэтому в качестве предмета деятельности студентам предлагаются различные типы изделий, в том числе на церковную тематику (для художников-керамистов, например, керамические лампады, светильники, посудные изделия для церковного обихода и др.).
Разработка проектов керамических изделий в рамках дисциплины «Проектирование», которая относится к базовой части учебного плана по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, часто осуществляется в связи с архитектурным пространством (панно, объемно-пространственные композиции). В этой ситуации в качестве объекта проектирования может быть выбрана церковная утварь в пространстве храма (рис. 2). Изделия посудной группы, проектируемые на занятиях, также могут быть функционально связаны с богослужебным действием православного храма.
Одним из вариантов выполнения учебного задания «Проектирование керамического декора для фасада здания», выполняемого по дисциплине «Архитектурная керамика» из вариативной части учебного плана по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, является проект керамического убранства экстерьера православного храма. Для выполнения этой работы студент изучает исторические и археологические материалы о роли керамики
в украшении экстерьера храма, выполняет зарисовки и копии фрагментов изразцов, керамических икон. Творчески синтезируя по-
лученный материал, обучающийся выполняет проект. Пример такой работы представлен на рис. 3. Чтобы качественно выполнить это за-
t
Рис. 4. Выпускная квалификационная работа «Подарочный набор "Святой праздник"». Выполнена студенткой А. С. Антроповой
Рис. 5. Выпускная квалификационная работа «Футляр для Евангелия».
Выполнена студенткой А. Сычевой
дание, студент должен изучить памятники христианской древности. Как результат - рост уровня знаний, профессионализма в области церковного искусства, возможность выполнять другие проекционные задачи в этой сфере.
Дисциплина «Специальное проектирование» из вариативной части учебного плана по направлению Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы обладает большим потенциалом раскрытия конструктивных и художественных особенностей керамических изделий церковной направленности. Тематические задания, как правило, носят исследовательский характер и сочетаются с практическим применением знаний, умений и навыков. В ходе специального проектирования цер-
ковное искусство может сочетаться с искусством традиционных народных промыслов, а предметом исследований становится поиск оптимального эстетического согласования этих направлений культуры и творчества.
Пожалуй, самым важным этапом профессиональной подготовки бакалавра является выполнение выпускной квалификационной работы. Полученные во время обучения знания о христианском искусстве, церковной археологии позволяют студентам проявить свой творческий потенциал, добиться хороших результатов, которые могут быть применены в будущей профессиональной деятельности. Варианты выполнения выпускных квалификационных работ на православную тематику студентами Гжельского государственного университета представлены на рис. 4-6.
Разработка комплекта предметов для богослужения может быть рассмотрена на примере выпускной квалификационной работы «Набор для православного храма», выполненной студенткой О. А. Первоз-ванской под руководством старшего преподавателя В. Д. Московского (рис. 7). Главным предметом композиции является дарохранительница, ее дополняют светильники (лампада и подсвечники).
На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы были проведено изучение назначения:
- священных предметов в богослужебной практике;
- различных форм и типов дарохранительниц, священных сосудов;
- иконографии, образов, символов на примере византийских и русских священных предметов;
- архитектуры православного храма (на примере византийской и русской архитектуры).
В ходе исследования студенткой был проведен анализ публикаций в области церковной археологии Н. П. Кондакова, Н. В. Покровского,
материалов журнала «Христианские древности» Л. А. Беляева, в том числе «Истории христианских древностей» и др., а также литературы по православному богослужению (пособий по изучению церковного устава, настольной книги священнослужителя и др.). Кроме того, были изучены и зарисованы вещественные памятники христианского искусства (сионы, дарохранительницы, кадила и др.).
Создаваемое керамическое произведение декоративно-прикладного искусства предназначено для богослужения, поэтому О. А. Пер-возванская постаралась сочетать внешнюю декоративность с выражением литургического смысла дарохранительницы, что ей удалось путем выполнения рельефных изображений иконографического типа. Эта выпускная квалификационная работа, посвященная церковной тематике, дает основание говорить об успешном начале профессиональной деятельности светского художника в этой области искусства.
Необходимо отметить, что для успешной подготовки художников-керамистов в контексте церковного искусства требуется соответствующая подготовка преподавательского состава, личная деятельность наставников по изготовлению предметов церковного декоративно-прикладного искусства. При этом воцерковленность преподавателя в значительной степени определяет и вовлеченность студентов в процесс изучения искусства православной церкви. В Гжельском университете большинство педагогов-художников нравственно и профессионально готовы к деятельности в контексте церковного искусства. В музее университета представлены работы преподавателей на православную тематику, они ежегодно экспонируются на традиционных международных фестивалях керамики, проводимых в вузе (рис. 8, 9).
Преподавательский состав и студенты Гжельского университета
Рис. 6. Выпускная квалификационная работа «Декоративно-пластическая композиция "Троица"». Выполнена студенткой Н. С. Бычковой
Рис. 7. Выпускная квалификационная работа «Набор для православного храма».
Выполнена О.А. Первозванской
понимают, что, следуя древней традиции богатого декоративного украшения православного храма, необходимо разрабатывать и изготавливать высокохудожественные предметы религиозного назначения. Как и прежде, предметы декоративно-прикладного искусства играют важную роль в интерьере храма и, помимо своего функционального, символического значения, способствуют торжественности церковной службы, оказывая на присутствующих сильное эмоциональное воздействие. Поэтому для работы в этой области одних теоретических знаний мало, необходимо стремление к совершенствованию нравственности, духовному возрождению. Выбор церковной тематики для учебной деятельности должен быть свободным и осознанным. В противном случае будет отсутствовать мотивация, и творчество потеряет смысл.
Получая художественно-промышленную подготовку в контексте церковного искусства, студент соприкасается с такой духовно возвышенной областью, что это Рис. 8. Фарфоровые лампады для православного храма. вряд ли оставит его равнодушным.
Автор: преподаватель ГГУ В. Е. Сидоренко Выполнив проект или изделие для
ЛИТЕРАТУРА
1. Вздорное Г И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. URL: http:// http://art-con.ru/node/3175 (дата обращения: 20.03.2017).
2. Голубцов С.А. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. 319 с.
3. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель, 2013. 214 с.
4. Колпакова Ю.В. К. Т. Никольский о составлении первого русского руководства по церковной археологии // Метаморфозы истории. 2003. № 3. URL: http://cyber[eninka.ru/artic[e/n/k-t-niko[skiy-o-sostav[enii-pervogo-russkogo-rukovodstva-po-tserkovnoy-arheoLogii (дата обращения: 28.08.2017).
5. Копировский А. М. Церковное искусство: изучение и преподавание. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. 232 с.
6. Мусин А. Е. К вопросу о перспективах изучения русской церковной культуры в российской археологии // Археологические вести. СПб., 1993. Вып. 2.
7. Первозванская О.А. Педагогические основы и история дисциплины «Церковная археология» в системе духовного и художественного образования XIX - начала XX веков // Образование. Наука. Культура: материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции (21 ноября 2014 года): сб. науч. ст. / под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича. Гжель, 2015. С. 356-360.
8. Покровский Н. В. Желательная постановка церковной археологии в духовных академиях // Христианское чтение. 1906. № 3. С. 333-349.
9. Строгалев М. С. Условия формирования неовизантийского стиля в русской культуре второй половины XIX века. URL: http://cyberLeninka.ru/articLe/n/usLoviya-formirovaniya-neovizantiyskogo-stiLya-v-russkoy-kuLture-vtoroy-poLoviny-xix-veka#ixzz3JdCOozxn/ (дата обращения: 20.04.2017).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) от 12 января 2016 года.
11. Хрушкова Л. Археология христианская, византийская, церковная: термины, предмет, современное состояние // Точки. Puncta: ежекварт. католический журнал, посвященный проблемам религии, культуры и общества. 2001. № 3-4(2). С. 192-211.
церкви, подбирая образы для своей работы, обучающийся имеет возможность посредством красоты приобщиться к православию. По окончании деятельности приходит ощущение внутренних положительных перемен, результаты художественного творчества отражаются и на духовно-нравственном состоянии, и на профессиональном уровне будущего художника-керамиста.
С учетом изложенного в рамках реализации концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования, в университете рассматривается вопрос о введении в образовательный процесс отдельной дисциплины «Церковное искусство», включающей в себя теоретические, практические материалы и задания. Предполагается, что это будет способствовать дальнейшему повышению уровня подготовки бакалавров по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, познанию идеалов православия и, как следствие, формированию ценностных ориентаций художника - патриота своей Родины [3].
Рис. 9. Декоративно-пластическая композиция на основе иконописного образа Святителя Петра, митрополита Московского. Автор: преподаватель ГГУ О. В. Ершов.
LITERATURA
1. Vzdomov G. I. ^оп]а otkrytijа i izuchenijа russkoj srednevekovoj zhivopisi. XIX vek. URL: 1"|Ир:// http://art-con.ru/node/3175 (с^а оЬгаБЬ^еп^'а: 20.03.2017).
2. GolubcovБ.А. Бр1ос11еппуе veroj, naCezhCoj, lyubov'yu i гоСот. М., 1999. 319 б.
3. Il'kevich ВУ, Il'kevich К.В. Рк^еББЮпаШю-т^мшуиБЬ^ее huСozhestvenno-promyshlennoe obгazovanie. Gzhel', 2013. 214 Б.
4. Коракоуа Yu. V. К. Т. ^кз^й]' o sostavl.enii pervogo russkogo rukovoСstva po cerkovnoj arheolog¡¡ // Metamorfozy {Б!^!. 2003. № 3. и^: http://cyberleninka.ru/article/n/k-t-nikolskiy-o-sostavlenii-pervogo-russkogo-rukovoСstva-po-tserkovnoy-arheologii(Сata obrashhen¡jа: 28.08.2017).
5. Kopirovskij А.М. Cerkovnoe iskusstvo: izuchenie ! prepoСavanie. М.: Svjаto-Filaretovskij pravoslavno-hristianskij ¡ПБЙШ! 2016. 232 б.
6. М^т А.Е. К voprosu o perspektivah izuchenijа russkoj cerkovnoj kul'tury v rossiiskoj arheologii // Arheolog¡chesk¡e vesti. SPb., 1993. Vyp. 2.
7. Pervozvanskajа О.А. PeСagog¡chesk¡e osnovy ! istorijа С¡sc¡pl¡ny «Cerkovnajа arheologijа» v Б!Б!ете Сuhovnogo ! huСozhestvennogo obrazovanijа XIX - nachala XX vekov // Obrazovan¡e. Nauka. Kul'tura: materialy VI MezhСunar. nauch.-prakt. konferencii (21 nojаbrjа 2014 goСa): бЬ. nauch. Б!. / poС obshh. reС. prof. В.У. Il'kevicha. Gzhel; 2015. S. 356-360.
8. Pokrovskij N. V. Zhelatel'najа postanovka cerkovnoj arheologii v ^Ь^ПУЬ! akaСemijаh // Hristianskoe chtenie. 1906. № 3. S. 333-349.
9. Б^да^М.Б. иБ^^а form¡rovan¡jа neovizantiiskogo БЩа v russkoj ^'^ге vtoroj poloviny XIX veka. и^: http://cyberleninka. ru/article/n/usloviya-formirovaniya-neovizantiyskogo-stilya-v-russkoy-kulture-vtoroy-poloviny-xix-veka#ixzz3JСCOozxn/(Сata obrashhenijа: 20.04.2017).
10. FeСeral'nyj gosuСarstvennyj obrazovatel'nyj stanСart vysshego obrazovanijа po napravleniyu poСgotovki 54.03.02 Dekorat¡vno-priklaСnoe iskusstvo ! naroСnye promysly (uroven' bakalavriata) ot 12 jаnvarjа 2016 goСa.
11. Hrushkova L. Arheolog¡jа hristianskajа, vizantiiskajа, cerkovnajа: terminy, preСmet, sovremennoe sostojаnie //Tochki. Puncta: ezhekvart. katolicheskij zhurnal, posvjаshhennyj problemam religii, kul'tury ! obshhestva. 2001. № 3-4(2). S. 192-211.