Научная статья на тему 'Студенческое творческое бюро как форма профессионально-мотивирующего обучения художников'

Студенческое творческое бюро как форма профессионально-мотивирующего обучения художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS ARTISTICALLY INDUSTRIAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONALLY MOTIVATING EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN EDUCATIONAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Илькевич Константин Борисович, Соловьева Наталия Владимировна

Рассматривается проблема проектирования эффективных организационных форм профессионально-мотивирующего обучения в системе непрерывного художественно-промышленного образования на примере деятельности студенческого творческого бюро. Представлен опыт реализации в Гжельском государственном университете инновационных творческих проектов, основанный на интеграции проектных и конкурсных образовательных технологий, формирующих готовность художников традиционного декоративно-прикладного искусства к профессиональной деятельности.The article considers the problem of projecting of effective organizational forms of professionally motivating education in the continuous artistically industrial education system on the example of Students’ Creative Bureau activities. The experience of innovative creative projects in Gzhel State University is presented. This experience is based on the integration of project and competitive educational technologies which form the readiness of traditional decorative and applied art artists for their professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Илькевич Константин Борисович, Соловьева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое творческое бюро как форма профессионально-мотивирующего обучения художников»

УДК 378.14

Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич, Н.В. Соловьева,

Гжельский государственный университет

Студенческое творческое бюро как форма профессионально-мотивирующего обучения художников

Вопросам формирования у студентов профессиональной художественно-промышленной мотивации посвящено немало публикаций [1-5]. Цели, содержание и методы непрерывного профессионально-мотивирующего обучения рассмотрены в учебном пособии «Компоненты непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования» [6]. Однако проблема проектирования организационных форм профессионально-мотивирующего обучения не нашла еще должного отражения в педагогических исследованиях.

Одним из наиболее эффективных методов организации непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования является студенческое творческое бюро, которое является перспективной формой внеучебной научной и творческой работы студентов. Студенческое творческое бюро - это творческое общественное объединение, основанное на принципах добровольности, само-организации,творческой мотивированности. Его цель - развитие художественно-промышленной мотивации, творческого потенциала и художественного мастерства, творческого мышления и навыков в организации и выполнении творческих проектов студентов художественно-промышленных (художественных) вузов (факультетов), профессиональ-

Открытие выставки конкурсных работ на VII Международном фестивале «Художественная керамика» (22 мая 2015 года). Слева направо: посол Республики Никарагуа Х.Э. Васкес, председатель сельского поселения Новохаритоновское Н.А. Ширенина, ректор Гжельского государственного университета Б.В. Илькевич, председатель сельского поселения Гжельское Г.Н. Голинкова, посол Восточной республики Уругвай А.К. Сегалебра, посол Республики Гватемала Э.М. Коронадо

ных художественно-промышленных компетенций,воспитание патриотизма, любви к традиционному декоративно-прикладному искусству, утверждение гражданского самосознания в деле сохранения традиций и развития инноваций в сфере народных художественных промыслов России.

Студенческое творческое бюро решает следующие задачи:

- формирование высокой и стойкой художественно-промышленной мотивации, потребности в самостоятельном повышении профессионального мастерства;

- содействие глубокому изучению и освоению студентами вузов (факультетов) декоративно-прикладного искусства и дизайна, художественных отделений колледжа дисциплин учебного плана;

- помощь студентам в овладении методиками и навыками разработки самостоятельных творческих проектов;

- содействие в подготовке из числа наиболее успевающих студентов резерва научно-педагогических кадров, специалистов в области народного искусства.

© Илькевич Б.В., Илькевич К.Б., Соловьева Н.В., 2015

БОРИС

ВЛАДИМИРОВИЧ

ИЛЬКЕВИЧ

доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государственного университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Сфера научных интересов: модернизация высшего образования, традиции и развитие художественно-промышленного образования. Автор более 200 публикаций

Студенческое творческое бюро способствует развитию творческой инициативы обучающихся, материально-технической поддержке студенческих проектов, выработке творческого подхода к будущей профессиональной деятельности, мотивации к инновационной профессиональной деятельности, активизации творческой работы студентов.

Деятельность студенческого творческого бюро курируется проректором по научной работе университета. Координатором деятельности бюро является заведующий научно-исследовательским отделом. Управление его деятельностью осуществляет совет студенческого творческого бюро. Совет бюро является коллегиальным

КОНСТАНТИН

БОРИСОВИЧ

ИЛЬКЕВИЧ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Гжельского государственного университета. Сфера научных интересов: содержание и методы высшего образования, профессионально-мотивирующее обучение. Автор более 50 публикаций

органом, к компетенции которого относится рассмотрение и решение всех вопросов, связанных с организацией работы студенческого творческого бюро.

Основными функциями совета студенческого творческого бюро являются: контроль над выполнением задач развития творческой работы студентов; обеспечение участия максимального числа обучающихся вуза в творческих мероприятиях; организация творческих мероприятий для обучающихся в вузе; поддержка их участия в творческих мероприятиях на базе внешних организаций; выдвижение наиболее активных членов бюро на различные поощрения; освещение деятельности бюро в средствах массовой информации, в Интерне-

те, популяризация достижений обучающихся в сфере художественного творчества.

Работу совета студенческого творческого бюро возглавляет председатель совета, выбираемый из числа наиболее инициативных студентов - членов бюро. Состав совета бюро утверждается общим собранием его членов. Срок полномочий действующего совета бюро - учебный год. Совет бюро осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями вуза, в первую очередь с имеющими творческую направленность (кафедрами, факультетами, лабораториями, мастерскими и др.), а также с подразделениями, которые несут ответственность за организацию и осуществление научно-исследовательской деятельности студентов.

Для осуществления всех видов функциональной деятельности вуз предоставляет бюро право пользоваться соответствующими помещениями, инвентарем, материалами, станками, компьютерами, оргтехникой и другими средствами художественно-промышленной деятельности.

Членом бюро может стать любой студент художественного факультета (факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна), художественных отделений колледжа, занимающийся творческой деятельностью и желающий стать членом бюро.

Члены студенческого творческого бюро имеют право: избирать и быть избранными в совет бюро; своевременно получать информацию о мероприятиях бюро; пользоваться учебно-лабораторной базой кафедр для выполнения творческих работ в соответствии с утвержденной темой; представлять свои творческие работы, одобренные кафедрой, на конкурсы, фестивали и другие мероприятия различного уровня; публиковать информацию о результатах собственных творческих проектов.

НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА СОЛОВЬЕВА

кандидат филологических наук, доцент, заведующая научно-исследовательским отделом Гжельского государственного университета. Сфера научных интересов: теория и методология художественно-промышленного образования, менеджмент в художественно-промышленном образовании. Автор более 30 публикаций

Рассматривается проблема проектирования эффективных организационных форм профессионально-мотивирующего обучения в системе непрерывного художественно-промышленного образования на примере деятельности студенческого творческого бюро. Представлен опыт реализации в Гжельском государственном университете инновационных творческих проектов, основанный на интеграции проектных и конкурсных образовательных технологий, формирующих готовность художников традиционного декоративно-прикладного искусства к профессиональной деятельности. Ключевые слова: непрерывное художественно-промышленное образование, профессионально-мотивирующее обучение, образовательные технологии, современная парадигма образования.

The article considers the problem of projecting of effective organizational forms of professionally motivating education in the continuous artistically industrial education system on the example of Students' Creative Bureau activities. The experience of innovative creative projects in Gzhel State University is presented. This experience is based on the integration of project and competitive educational technologies which form the readiness of traditional decorative and applied art artists for their professional activities.

Key words: continuous artistically industrial education, professionally motivating education, educational technologies, modern educational paradigm.

L

Для того чтобы общеобразовательный (общенаучный) аспект стал мощным средством мотивации студентов к самостоятельной творческой работе по специальности, следует неукоснительно выполнять следующие дидактические условия.

1. Необходимо создание ситуации свободного выбора, при этом она не должна отождествляться с ситуацией вседозволенности. В отличие от вседозволенности, предоставление студентам свободного выбора темы творческой работы предполагает четкое структурирование педагогом той ситуации, в которой обучаемые могут совершить этот свободный выбор. Иными словами, преподаватель должен дать четкую информацию относительно условий, возможностей и следствий выбора той или иной темы. Необходимо помнить, что в этой ситуации вступает в действие психологический механизм осмысления студентом любых педагогических воздействий, и руководство преподавателя может быть воспринято им либо как поддержка автономии, либо попытка установления контроля над поведением. Преподавателю нельзя давать почувствовать студентам, какой выбор он ожидает, ибо в этом случае мотивация учения станет в большей степени социальной, и интерес к самостоятельной творческой деятельности как к таковой будет угасать. При определении условий выбора педагогическое воздействие должно показывать смысл информации, а не контроля над поведением.

2. Два параметра деятельности студента - требования и способности к выполнению творческой работы - должны соответствовать друг другу, т.е. требования не должны превышать способности, а способности - требования. Динамический баланс требований и способностей - это важнейшая характеристика и условие ре-

ализации профессионально-мотивирующей функции такой формы профессионально-мотивирующего обучения, как студенческое творческое бюро. При несоблюдении этого условия у студента будет развиваться состояние скуки или тревожности. В первом случае требования деятельности ниже способностей, а во втором, напротив, требования деятельности превышают уровень способностей.

3. В информации об условиях выбора преподавателю следует указать, что не будут применяться какие бы то ни было виды поощрения за тот или иной выбор темы (направления) работы. Это должно исключить понижающий эффект внешней (социальной) мотивации. Известно, что если обучаемых поощрять за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряют интерес к ним гораздо быстрее, чем обучаемые, которых ничем не поощряют. По всей видимости, это объясняется отсутствием ситуации свободного выбора, так как поощрение может восприниматься студентом как попытка лишить его автономии в творчестве.

4. Исключение понижающего эффекта внешней мотивации это не отказ от существующих в ходе творческой работы позитивных обратных связей (похвала, одобрение, сопереживание успеха и др.). Эти связи должны идти от самой деятельности, тогда внутренняя мотивация усиливается за счет ощущения студентами собственной компетентности. Необходимо учитывать, что восприятие студентом условий своей деятельности неоднозначно: одно и то же обстоятельство может быть воспринято и как свидетельство возрастающей компетентности, усиливающее внутреннюю мотивацию, и как проявление внешнего контроля за поведением, приводящее к потере автономии и ослабляющее внутреннюю мотивацию. Для исключения последнего необходимо, чтобы по-

Студент факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна Гжельского государственного университета В.Голубин, лауреат VII Международного фестиваля «Художественная керамика» (2015 год), участник мастер-классов на всероссийских выставках «Ладья», IV Всероссийском фестивале науки за работой в мастерских университета

хвала имела смысл информации. В этом случае она обеспечивает обратную связь, усиливает чувство автономности, личностной причинности и компетентности. Если поощрение приобретает смысл контроля над поведением («молодец, ты сделал так, как я хотел»), то оно воспринимается как внешнее давление, вынуждающее действовать, думать и чувствовать в определенном направлении, и, следовательно, снижает познавательную мотивацию. При подведении итогов работы важно не просто выставить оценку, но и прокомментировать ее. Преподавателю нужно предусмотреть комментарии-стимулы для слабоуспевающего в художественной деятельности студента, при этом следует указать, что причина его неудачи одна - недоста-

Студенты факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна Гжельского государственного университета М. Белоус и В. Неделина проводят мастер-класс на V Всероссийском фестивале науки (2015 год)

точность усилий. Таким образом, в общении со студентом должны преобладать позитивные обратные связи. Если будут преобладать негативные обратные связи (критические ситуации и оценки, свидетельствующие о некомпетентности обучаемых), то познавательная мотивация снизится. Подобный эффект имеют также нестабильные и случайные (не обусловленные реальными достижениями студентов) обратные связи.

5. В творческой художественно-промышленной деятельности следует избегать ситуаций цейтнота, необходимости выполнения работы к жестко фиксированному сроку и постоянного надзора за ней. Все эти факторы обычно интерпретируются студентами как различные проявления внешнего контроля за их поведением. Естественно, что в таких условиях они начинают воспринимать работу в студенческом творческом бюро как вынужденную, обусловленную извне, т.е. как социально мотивированную. Конечно, учеба в вузе осуществляется успешно под влиянием внешних факторов. Однако использование студенческо-

го творческого бюро как формы профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования предназначено для формирования познавательной (внутренней) мотивации. Ее преимущество перед социальной (внешней) мотивацией учения заключается в том, что последняя основана на поощрениях и наказаниях, и как только они ослабевают, а внешний контроль устраняется, прекращается и сама творческая деятельность, поскольку она утрачивает смысл достижения внешних результатов. Мотивирующее обучение предполагает усиление роли самоконтроля, поэтому его результаты не выносятся на обсуждение коллектива. Преподавателю следует вмешиваться в творчество студента только по его просьбе. Не следует торопить его, обращать внимание на отставание от товарищей. Если педагог видит, что студент не справляется с выбранной темой, необходимо помочь или скорректировать тему, предоставить ему больше возможностей индивидуальной работы.

6. Существуют ситуации, в которых студенты начинают воспринимать себя как бы со стороны (например, ситуации просмотра, представления своего произведения, публичного выступления на научной конференции и др.). Эти условия актуализируют ощущение подконтрольности, утраты автономии и самодетерминации и, как следствие, усиливают социальную и ослабляют познавательную мотивацию. По возможности следует исключить такие негативные последствия.

Кроме того, для многих сла-боподготовленных студентов необходимость демонстрации своих достижений в творческой деятельности является мощным демотивирующим фактором. Поэтому преподавателю нецелесообразно комментировать причины, по которым студент отказывается от представления результатов своей работы. Однако есть студенты с ярко выраженной внешней мотивацией, которым постоянно требуются внешние стимулирующие воздействия. К ним необходимо применять поощряющие действия в ходе публичных выступлений (демонстраций), даже если участие в подобных мероприятиях представляет значительную трудность.

7. Одно из основных условий эффективного использования студенческого творческого бюро для формирования художественно-промышленной мотивации -это личный пример преподавателя. Маловероятно, что студенты будут стремиться к творческой художественно-промышленной деятельности, если преподаватель знает свой предмет, но тяготится необходимостью использования имеющихся и получения дополнительных художественно-промышленных знаний. В ситуации, когда преподаватель внутренне далек от научно-исследовательских (творческих) художественно-промышленных проблем, не интересуется ими, студенты обязательно

почувствуют это и могут прийти в результате общения с таким педагогом к выводу, что художественно-промышленная деятельность лишена смысла.

Кроме того, если преподаватель демонстрирует исключительно внешнюю мотивацию, то студенты могут подумать, что творчество само по себе не стоит внимания и необходимо лишь как средство достижения других благ (наград, денег и т. п.). Нужно помнить, что обучение и воспитание предполагает наряду с передачей знаний также и передачу смыслов. Знание (информация) транслируется с помощью компьютера, книги и др. Трансляция смыслов в процессе творческой работы студентов практически невозможна в отрыве от реальной совместной творческой деятельности. Поэтому смысл и целесообразностьхудо-жественно-промышленной деятельности нельзя передавать непосредственно, их можно лишь демонстрировать студентам в деятельности преподавателя.

Научно-исследовательская и творческая работа студентов позволяет преподавателям реализовать один из наиболее универсальных принципов гуманистического обучения: максимальное использование ресурсов процесса обучения, всевозможных форм обучения и создание особых условий, облегчающих использование студентами этих ресурсов. Но они должны быть педагогами, стремящимися перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, самостоятельную творческую работу, организацию самого преподавания в ходе творческой работы студентов не в смысле трансляции информации, а как активизацию и стимуляцию мотивации учения, художественно-промышленной мотивации.

8. Общеобразовательный художественный (общенаучный) аспект может быть мощным средством мотивации студентов в ходе

самостоятельной творческой (научно-исследовательской) учебно-профессиональной деятельности. При этом основными педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию побуждающей функции общеобразовательной составляющей в рамках работы студенческого творческого бюро, являются следующие:

- синтез требований, ориентированных на субъективные творческие достижения, и требований, направленных на решение реальных задач, решаемых в студенческом творческом бюро. Например, студентам предлагается тема «Разработка чайного сервиза в традициях народного художественного промысла Гжель». При этом подчеркивается, что опытный образец сервиза может быть изготовлен в учебно-производственных мастерских и внедрен в производство при получении положительных экспериментальных результатов;

- высокое качество знаний по общенаучным и общепрофессиональным художественным дисциплинам в процессе самостоятельных долгосрочных творческих работ. Это условие реализуется за счет самостоятельного изучения студентом интересующих его вопросов, чтения журналов, участия в работе конференций, форумов, фестивалей. Кроме того, студент должен овладеть методами познавательной деятельности, поиска и использования необходимой информации;

- достаточные навыки в использовании компьютерных программ, что обеспечивает мотивацию к применению современных инновационных программных продуктов и развитие профессиональной компетентности. Выполнение этого педагогического условия обеспечивается деятельностью преподавателя -руководителя кружка студенческого творческого бюро. Однако

Декоративная композиция «Гжельцы». Заняла 1-е место на V Международном фестивале «Художественная керамика» (2013 год) в номинации «Традиционная керамика» (фарфор). Автор - Г. Сливкова, выпускник факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна Гжельского государственного университета, лауреат премии приоритетного национального проекта «Образование» Министерства образования и науки Российской Федерации по итогам Всероссийского смотра-конкурса «Молодые дарования - 2013»

Декоративная композиция «Цапли» (шамот). Заняла 3-е место на V Международном фестивале «Художественная керамика» (2013 год) в номинации «Декоративная керамика» (шамот). Автор - Н. Будылева, выпускник факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна Гжельского государственного университета, лауреат Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (2013 год), Всероссийского фестиваля детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели» (2013 год), обладатель научного гранта губернатора Московской области (2013 год)

совершенствование знаний в этой области и навыков работы на компьютере осуществляется в основном самим студентом.

К решению художественно-промышленных проблем в ходе самостоятельной творческой деятельности склонны,конечно, студенты с выраженной мотивацией к исследовательской работе. Однако работа в студенческом творческом бюро развивает эту потребность, поэтому не исключено привлечение к самостоятельной результативной творческой деятельности студентов, первоначально к ней равнодушных.

Эта форма профессионально-мотивирующего обучения художников успешно использует-

ся в Гжельском государственном университете. Студенческое творческое бюро участвует в различных федеральных и региональных программах развития художественного творчества молодежи и студентов, выставках и фестивалях различного уровня, организует выставки художественных работ, мастер-классы (вузовские, межвузовские, региональные, международные), взаимодействует со студенческим научным обществом, учебными, научными, воспитательными и другими подразделениями университета.

В частности, студенческое творческое бюро Гжельского государственного универси-

тета организует международные научные и творческие мероприятия.

Международный фестиваль «Художественная керамика» в университете - это важный фактор развития творческих способностей молодых художников-керамистов из художественно-промышленных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, а также возможность зрелых авторов, художников-преподавателей продемонстрировать свое мастерство и поделиться опытом с молодыми мастерами. Этому способствуют формы его проведения. Обучающиеся из художественно-промышленных учебных заведений разных городов и стран имеют возможность представить на конкурс свои творческие проекты в различных номинациях, что стимулирует дальнейшее совершенствование их мастерства. Кроме этого обучающиеся могут ознакомиться с опытом реализации творческих проектов зрелых авторов. Мастер-классы, которые показывают на фестивале художники и студенты из разных стран, способствуют раскрытию граней их таланта и дают прекрасную возможность для обмена творческим опытом.

Формы организации мероприятий фестиваля основаны на педагогических принципах осуществления преемственности и непрерывности в системе художественно-промышленного образования, интеграции проектных и конкурсных образовательных технологий, формирующих готовность художников традиционного декоративно-прикладного искусства к профессиональной деятельности.

Фестиваль включает комплекс научно-творческих мероприятий педагогической направленности. Прежде всего это выставка-конкурс творческих проектов художников-профессионалов и обучающихся высших и средних

специальных учебных заведений в категориях «профессионал», «студент вуза», «студент колледжа» по номинациям: «традиционная керамика (майолика, фаянс)», «традиционная керамика (фарфор)», «декоративная пластика (скульптура)», «декоративная пластика (рельеф)», «декоративная пластика (панно)», «декоративная керамика (шамот)», «дизайн в керамике».

В категории «профессионал» принимают участие художники-преподаватели высших и средних учебных заведений, индивидуальные авторы, предприятия керамики.

В категориях «студент вуза» и «студент колледжа» представляют свои творческие достижения обучающиеся художественно-промышленных колледжей и вузов.

Фестиваль «Художественная керамика» активно развивается,

и в 2015 году, в день его проведения, состоялось открытие II Международного студенческого фестиваля ART STUDENTS, где студенты представили на конкурс творческие проекты в различных номинациях.

В рамках фестиваля студенты и зрелые художники, как отечественные, так и зарубежные, проводят мастер-классы по художественной росписи, гончарному искусству, живописи и графике.

С каждым годом растет число участников фестиваля, расширяется его география. Фестиваль объединил художников разных стран и континентов, которые посещают Гжельский университет, чтобы продемонстрировать свое мастерство.

Студенты Гжельского государственного университета - члены студенческого творческого бюро представляют свои творче-

ские работы на всероссийские и международные выставки, конкурсы, фестивали. В 2014/2015 учебном году они стали лауреатами таких конкурсов, как «Российская Неделя Искусств», «Заводной апельсин», «Золотая линия», «Молодые дарования», «Фестос», «Православие в произведениях народных мастеров промыслов», «За сохранение традиций народного искусства» и многих других.

Анализ высоких результатов творческой деятельности обучающихся Гжельского государственного университета позволяет сделать вывод, что студенческое творческое бюро имеет большое значение не только как форма профессионально-мотивирующего обучения, но и как фактор развития современной парадигмы художественно-промышленного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илькевич Б.В. Ценностная характеристика художественно-промышленного образования // Философия образования. 2011. № 3. С. 58-61.

2. Илькевич Б.В. Проблемы и перспективы развития художественно-промышленного образования // Педагогика. 2012. № 6. С. 80-88.

3. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование: монография. Гжель: ГГХПИ, 2013. 204 с.

4. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образова-

ния // Высшее образование сегодня. 2014. № 1. С. 8-18.

5. Илькевич Б.В., ИлькевичК.Б., ВоскресенскийА.В. Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 16-23.

6. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Компоненты непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования: учеб. пособие. Гжель: ГГХПИ, 2014. 100 с.

LITERATURA

1. Il'kevich B.V. Cennostnaja harakteristika hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovanija // Filosofija obrazovanija. 2011. № 3. S. 58-61.

2. Il'kevich B.V. Problemy i perspektivy razvitija hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovanija // Pedagogika. 2012. № 6. S. 80-88.

3. Il'kevichB.V., Il'kevichK.B. Professional'no-motiviruyushhee hudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie: monografija. Gzhel': GGHPI, 2013. 204 s.

4. Il'kevich B.V., Il'kevich K.B. Celi professional'no-motiviruyushhego hudozhestvenno-promyshlennogo

obrazovanija // Vysshee obrazovanie segodnja. 2014. № 1. S. 8-18.

5. Il'kevichB.V., Il'kevichK.B., Voskresenskii A.V. Formirovanie professional'noi gotovnosti hudozhnikov tradicionnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva v hode professional'no-motiviruyushhego obuchenija // Vysshee obrazovanie segodnja. 2014. № 11. S. 16-23.

6. Il'kevich B.V., Il'kevich K.B. Komponenty nepreryvnogo professional'no-motiviruyushhego hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovanija: ucheb. posobie. Gzhel': GGHPI, 2014. 100 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.