€
Искусствознание Исследования молодых ученых
А. Ю. Бодров
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-КЕРАМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье рассматриваются особенности выстраивания педагогического процесса по профессиональной подготовке художника-керамиста, взаимосвязь специальных дисциплин в подходе к созданию педагогической модели профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства - художественной керамике. Ключевые слова: искусствознание, педагогический процесс, профессиональное образование, художник-керамист, декоративно-прикладное искусство, художественная керамика.
In article features of forming of pedagogical process on vocational training of the artist on ceramics are considered, interrelation of special disciplines in the approach to creation of pedagogical model of vocational training in area is decorative - an applied art - art ceramics. Keywords: pedagogical process, vocational training, the artist on ceramics, decorative - an applied art, art ceramics.
Обучение художника-керамиста требует особого, комплексного характера подготовки, то есть соединения теории одних учебных предметов c практикой других дисциплин. Подготовка такого специалиста складывается в процессе изучения им целого ряда специальных предметов, в их числе: «История художественной керамики», «Материаловедение», «Технология и производственное обучение», «Основы композиции», «Проектирование», «Макетирование и конструирование», «Национально-региональный (вузовский) компонент», курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом). Только в их тесной взаимосвязи можно добиться повышения качества обучения, развития творческих способностей студентов, а также сформировать умение ориентироваться в новых условиях.
Курс «Проектирование» является ведущей специальной дисциплиной, важнейшей составляющей профессиональной подготовки художника декоративно-прикладного искусства - художника-керамиста. Главная задача проектирования художественной керамики состоит в умении использовать знания технологии производства так, чтобы добиться возможности реализации художественного замысла, изображенного на проекте, в материальном произведении. И эта задача недостижима без наличия огромного комплекса знаний в области материалов и технологий, поскольку именно совокупность химико-физического состава и свойств материалов, способов и приемов их обработки, технологических режимов и составляет богатейшую палитру профессионала - художника-керамиста. Художник декоративно-прикладного искусства, не представляющий себе поведение материала, рискует встретиться с большими неожиданностями: проект, блестяще нарисованный на ватмане, будет катастрофически меняться в процессе выполнения в материале. Комплексный характер построения учебных дисциплин направлен на
ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.
преимущественное овладение технологиями изготовления художественной керамики, что входит в цели и задачи курса «Материаловедение, технология и производственное обучение». В проектной разработке больше внимания должно уделяться конструкции изделия, способу изготовления, поведению в обжиге, дальнейшей де-корировке и т.п., то есть должна быть предложена последовательная технологическая схема.
Курсы «Макетирование и конструирование» и «Основы композиции», которые изучаются параллельно с изучением курса «Проектирование», направлены на овладение дополнительных специальных знаний и навыков, способствующих выполнению проекта на высоком техническом и художественном уровне. Создание качественного макета — путь к разработке конструктивной рабочей модели для последующего воплощения изделия в материале - керамике.
Курс «Материаловедение, технология и производственное обучение» является материальной основой профессиональной подготовки художника декоративно-прикладного искусства - художника-керамиста, одна из главных задач которого состоит в умении подобрать необходимые технологии так, чтобы добиться художественного эффекта изображенного на проекте. В каждом деле важен профессионализм. Эта азбучная истина становится нетривиальной в таком технологически сложном виде прикладного искусства, как художественная керамика. В этом случае в качестве ведущего учебного предмета выступает «Производственное обучение», и комплексный характер построения учебных дисциплин направлен на преимущественное овладение технологиями изготовления художественной керамики.
Художник-профессионал, осмыслив идею, образ и имея при этом хорошую технологическую подготовку, всегда сможет выполнить художественное изделие на высоком профессиональном уровне.
В процессе освоения курса «История художественной керамики» студенты должны ознакомиться с истоками зарождения и основными движущими силами развития керамики, установить связи, которые имеет керамика с ремесленным трудом и декоративным искусством. Студенты должны усвоить, что производственная деятельность, опираясь на инженерно-технические и естественнонаучные знания, широко использует понятия философии, культурологии, социологии, психологии и др. Студенты должны понять специфику и особенности восприятия керамических изделий в единстве с окружающей средой, архитектурой, скульптурой, монументальным и декоративным искусством, развивая этим свой художественный вкус.
Знание своих исконных национальных, региональных народных художественных промыслов и производств раскрывает духовные горизонты искусства, приобщает к языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени. И здесь курс «Национально-региональный (вузовский) компонент» необходим как значимое дополнение к знаниям в области истории искусства - Истории художественной керамики.
Целью изучения цикла специальных дисциплин является формирование у студентов:
— знаний, профессиональных приёмов, умений и навыков в области материаловедения и технологии керамического производства, опирающихся на современные технологии;
— творческого подхода в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики;
— необходимых знаний для проектирования технологичного изделия;
— знаний об истории, традициях и современном состоянии производства кера-
мики в мире и России, различий и общих черт;
— аналитического подхода к разработке художественных изделий;
— пространственного и образного мышления, креативного, творческого подхода к работе.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
— овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми художнику декоративно-прикладного искусства (художественная керамика);
— научиться анализировать произведения в различных видах декоративно-прикладного искусства (художественная керамика);
— овладеть знаниями методов организации творческого процесса художников декоративно-прикладного искусства (художественная керамика);
— приобрести опыт реализации художественного замысла в практической деятельности художника декоративно-прикладного искусства;
— приобрести реальные представления о процессе художественно-промышленного производства (художественная керамика);
— овладеть навыками научно-исследовательской деятельности в области декоративно-прикладного искусства (художественная керамика).
Но самой главной задачей при освоении цикла специальных дисциплин является развитие художественно-творческой активности студентов. Разработка содержания, форм и методов преподавания данной дисциплины, способствующих развитию художественно-творческой активности студентов, приобретает в настоящее время особую актуальность.
Для успешного развития художественно-творческой активности в рамках такой дисциплины, как «Художественная керамика», необходима методика, содержание которой строилось бы с учетом профессионально-педагогической и художественно-творческой направленности обучения на художественных факультетах. В соответствии с этим преподавание дисциплины «Художественная керамика» должно не только опираться на научные основы педагогики и психологии, но и отвечать требованиям, предъявляемым к современному декоративно-прикладному искусству. Поэтому решению проблемы развития художественно-творческой активности студентов на занятиях по данной дисциплине должны способствовать изучение и анализ научных материалов педагогики, психологии, философии и искусствознания. Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносторонне развитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу преподавания учебной дисциплины «Художественная керамика».
Используя педагогический опыт работы на занятиях по дисциплине «Художественная керамика», кафедрой декоративного искусства Московского городского педагогического университета, в результате анализа научной и искусствоведческой литературы, учебной деятельности, была сформулирована методика ее преподавания. Согласно концепции этой методики, эффективное развитие художественно-творческой активности студентов может успешно осуществляться при выполнении следующих условий:
— поддержания у студентов устойчивого интереса к предмету путем создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях, использования содержательного учебного материала, вариативности в применении методов и средств обучения, предоставления студентам возможности работы с разнообразными декоративными техниками;
— осуществления педагогического воздействия на систему мотивационно-цен-ностных ориентаций студентов путем разработки содержания обучения с учетом
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.
его направленности на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую деятельность;
- формирования у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для грамотного выполнения учебно-творческих заданий по дисциплине «Художественная керамика» на высоком художественном и техническом уровне;
- подбора содержания каждого учебного занятия по дисциплине «Художественная керамика» с опорой на имеющиеся у студентов знания, полученные при изучении других предметов художественного цикла: рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, с последующим их усложнением;
- применения в обучении эффективных методов и средств, способствующих творческому подходу при выполнении учебных заданий: привлечению студентов к исследовательской поисковой работе, решению проблемных задач и предоставлению им возможности экспериментирования с художественными материалами, осуществлению взаимосвязи между теорией и практикой, использования на занятиях разнообразного наглядного материала: методических плакатов, художественных изделий, иллюстраций, технических средств обучения;
- предоставления студентам возможности для проявления самостоятельности в процессе обучения дисциплине «Художественная керамика», развития способности к самоорганизации своей деятельности;
- осуществления педагогического руководства учебно-творческой деятельностью на занятиях по дисциплине «Художественная керамика» с применением контроля над процессом выполнения практических заданий и оценки результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, предоставления им возможности для достижения успехов в преодолении трудностей, максимального проявления способностей, знаний, технического мастерства при постепенном повышении требований к ним.
Анализируя специфику современной подготовки художника-керамиста, следует отметить, что для его успешной подготовки необходимо использовать возможности всех дисциплин. Их взаимообусловленность и взаимопроникновение, построенные в системе межпредметных связей, помогут будущим специалистам приобрести высокий профессиональный уровень.
С. В. Кириллов
М. ГОТЛИБ. КОНЦЕРТ ДЛЯ САКСОФОНА-АЛЬТА С ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ
Данная работа посвящена исполнительскому анализу Концерта для саксофона-альта с духовым оркестром М. Д. Готлиба. Автор анализирует внешнюю (двигательно-игровую) и внутреннюю (эмоционально-психологическую) стороны исполнительской деятельности, которые должны находится в неразрывном единстве. На этой основе рассматриваются функции технических компонентов, участвующих в игровом процессе саксофониста, а также тонкости технологии звукоизвлечения на саксофоне. Ключевые слова: искусствознание, исполнительский анализ, саксофон-альт, М. Д. Готлиб.
The given work is devoted to the performing analysis of the Concert for a saxophone-alto with M. D. Gotliba's wind band. The author analyzes, as indissoluble unity, external (move-play) and internal (emotional-psychological) the parties of performing activity. On this basis functions of the technical components participating in game process of the saxophonist, and also a subtlety of technology of startsound on a saxophone are considered. Keywords: performing analysis, M. D. Gotliba, functions of the technical components, saxophone-alto.