Научная статья на тему 'КЕРАМИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

КЕРАМИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Крамаренко Мария Вячеславовна

В данной статье рассмотрены проблемы активизации творческого саморазвития обучающихся. Авторы анализируют философскую, психологическую и методическую литературу, рассматривают процесс «активизации творческого саморазвития средствами керамики», при использовании эффективных методов работы (метод стимулирования обучающихся на участие в выставках, творческие задания, анализ работ художников, наглядный метод, метод изучения художественного опыта керамистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Крамаренко Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERAMICS AS A MEANS OF ACTIVATING THE CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS

This article discusses the problems of activating the creative self-development of students. The authors analyze philosophical, psychological and methodological literature, consider the process of "activating creative self-development by means of ceramics", using effective methods of work (the method of stimulating students to participate in exhibitions, creative tasks, analysis of artists' works, visual method, method of studying the artistic experience of ceramists).

Текст научной работы на тему «КЕРАМИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Выводы. Таким образом, постановка учебного процесса в целом может нацеливать или не нацеливать детей к активному обучению. В процессе восприятия обучающимися нового учебного материала уделяется внимание подготовке их к активному восприятию новых знаний, которая должна состоять в том, чтобы вызвать движущие силы обучения этих детей. (Эту роль выполняет проблемная ситуация). Главным условием осознанного восприятия нового материала обучающимися составляет логичность преподнесения его педагогом. Именно проблемные ситуации помогают построить такую логичность объяснения нового материала, которая укажет на логику изучаемой науки, дидактически преломленную относительно уровня мышления обучающихся определенного возраста. Правильная логика объяснения нового материала, способствующая указанию на логику науки, приводит к тому, что ситуации меняются естественным образом, опираясь на взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений.

Литература:

1. Вопросы проблемного обучения в школе / Под ред. М.И. Махмутова. - Казань: Изд. Казанского гос. ун-та. -2004. - 195 с.

2. Ибрагимов Г.И. О роли и месте проблемного обучения в современном высшем образовании / Г.И. Ибрагимов // Альма-матер, 2016. - № 12. - С. 21-26.

3. Кретова Д.А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - № 6. - С. 35-37.

4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М.: «Знание», 2010. - 80 с.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-312.htm.

6. Оконь В. Основы проблемного обучения. URL: http://www.twirpx.com/file/166580/

7. Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018 г.): сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - 384 с.

8. Чошанов, М.А. Дидактика и инженерия / М.А. Чошанов. - 4-е изд. (эл.). - Москва: Лаборатория знаний, 2020. -251 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214552

9. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. - 3-е изд. (эл.). - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 242 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214553

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка Крамаренко Мария Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

КЕРАМИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы активизации творческого саморазвития обучающихся. Авторы анализируют философскую, психологическую и методическую литературу, рассматривают процесс «активизации творческого саморазвития средствами керамики», при использовании эффективных методов работы (метод стимулирования обучающихся на участие в выставках, творческие задания, анализ работ художников, наглядный метод, метод изучения художественного опыта керамистов).

Ключевые слова: активизация, творческое саморазвитие, метод стимулирования, анализ произведений, творческое задание.

Annotation. This article discusses the problems of activating the creative self-development of students. The authors analyze philosophical, psychological and methodological literature, consider the process of "activating creative self-development by means of ceramics", using effective methods of work (the method of stimulating students to participate in exhibitions, creative tasks, analysis of artists' works, visual method, method of studying the artistic experience of ceramists).

Keywords: activation, creative self-development, method of stimulation, analysis of works, creative task.

Введение. В современном мире стала достаточно актуальна тема саморазвития как взрослых, так и детей. Каждый родитель хочет дать возможность своему ребенку попробовать себя в разных сферах, чтобы выявить наклонности, таланты и предпочтения ребенка. Особенно для родителей важно, чтобы ребенок творчески развивался и мог раскрыть себя и свои идеи творя что-то руками. Иными словами - самовыражаясь. А для этого ребенку нужно грамотное построение учебного процесса и помощь опытного педагога.

Изложение основного материала статьи. Перед современной педагогикой остро встал вопрос о необходимости раскрытия творческого потенциала обучающегося и активизации его творческого саморазвития. И в этой связи большинство педагогов настроены на поиск новых путей организации учебного процесса, новых подходов к обучению. Для того что бы разобраться что такое «творческое саморазвитие», нужно понять, что такое «саморазвитие». В современном словаре профессионально-педагогических понятий термин «саморазвитие» трактуется так: «саморазвитие» - это склонность и способность к инициативному самообучению, самообразованию, самовоспитанию и самоуправлению [2].

Так же в справочном пособии для студентов говорится, что «саморазвитие» — это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала [6].

Исследователь Андреев В.И. делает акцент в определении «саморазвитие» на самопознании, самоопределении самоуправлении, в процессе которых происходит творческая самореализация и самосовершенствование личности [1].

Н.П. Толстолуцких обращает внимание на то что, в процессе творческого саморазвития немаловажным выступает внешняя среда, которая оказывает воздействие на самодвижущийся и саморазвивающийся процесс изменения личности [8].

Из этого следует, что творческое саморазвитие личности - это процесс саморазвивающийся и может возникнуть как самостоятельно, благодаря каким-то внутренним ощущениям, так и от каких-то внешних факторов.

По мнению же А.И. Шаршова творческое саморазвитие личности представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [10].

Таким образом, из анализа существующей литературы следует, что в современных условиях творческое саморазвитие требует самостоятельной внутренней мотивации от личности, которая может получить благоприятное развитие при положительном воздействии окружающей среды, условий жизни человека, организации обучения и воспитания.

Известно, что творческое саморазвитие может происходить в разных сферах, это может быть как музыка, литература, изобразительное искусство, так и керамика. Благодаря творческой деятельности ребенок познает свои возможности, воплощает свои идеи в реальность, другими словами, познает себя и мир.

Одним из эффективных направлений творческого саморазвития является керамика. Благодаря ей происходит формирование художественно-творческих потребностей, необходимых для раскрытия творческого потенциала личности.

Благодаря занятиям керамикой развивается не только мелкая моторика пальцев, но, а также ассоциативное и образное мышление, креативность, самостоятельность и так далее. Керамика помогает ребенку понять, что ему нравится, например, плоскостная композиция или объемная. Помогает воплощать свои необычные идеи, свою фантазию в реальность, не бояться пробовать и ошибаться.

Керамика, являясь одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства, считается древнейшим видом народного промысла. В наше время керамика стала очень популярной не только у художников, но и у обычных людей, так как она достаточно доступна. Глина очень пластичный материал, поэтому работать с глиной может даже ребенок. Обучающиеся самовыражаются, творчески развиваются, а также у них активируется фантазия и пространственное мышление, что тоже способствует активизации творческого саморазвития. Благодаря основным приемам и способам лепки обучающиеся приобретают основные навыки работы с глиной, понимание как с ней работать.

Самое главное на занятиях керамикой это то, что можно почувствовать материал, какой он, что из него можно создать. Как сказал керамист Тугаринов Дмитрий, керамика - это самый древний, самый доступный, простой и удобный для скульптора материал [9].

По мнению художников-керамистов глина как материал имеет свою особенность (пластичность) не только в художественно-практической деятельности обучающихся, но и оказывает терапевтическое воздействие на их здоровье (улучшается эмоциональное состояние, развивается моторика рук, происходит воздействие на активные акупунктурные точки находящиеся на кистях рук), что благотворно влияет на общее состояние обучающихся [3].

Поэтому, благодаря взаимодействию с глиной человек погружается в свой внутренний мир, использует воображение и увлекается процессом создания изделия. В результате на занятиях керамикой у человека активируется творческое самовыражение, воображение и так далее.

Отличительной особенностью методики обучения керамики является развитие у обучающихся способности пространственного мышления, формирование эстетического вкуса и развития о обучающихся чувства формы, пластики и так далее.

Для создания будущей работы требуется достаточно высокий уровень воображения, знание приемов и способов лепки, а также достаточно четкое представление обучающихся о том, что они будут делать, как работа будет выглядеть в итоге, какие материалы использовать. Не мало важен и тот факт, что в процессе лепки возможно внести изменения в работу, корректируя свое изделие, действуя иногда интуитивно и таким образом активируя творческое саморазвитие.

То есть, обучающиеся в процессе лепки мысленно представляют какую форму они ходят придать глине, какие приемы подойдут для реализации того или иного элемента скульптуры и так далее.

Для создания работы обучающемуся требуется не только знание техники исполнения, но и насмотренность, поиск идей в окружающем мире, изучение трудов художников и дополнительной литературы. Исследования Л.Б. Ермолаевой-Томиной, О.И. Никифоровой и др. убедительно доказывают важность целенаправленного научного познания окружающей действительности в поиске идеи и образного замысла будущей работы [11].

Очень важно понимание обучающимися того, что они делают, какой замысел вкладывают в свое произведение, чем вдохновились, изучали ли художественный опыт керамистов, анализировали работы художников и так далее, все это способствует творческому саморазвитию.

Очень хорошо для этого подходит возраст от 7 до 12 лет. Достигая этого возраста у ребенка, появляется стремление самовыразиться, пробовать делать что-то самостоятельно без помощи родителей, изучать этот мир, какой он.

Так же это период интенсивного физиологического развития, происходит активизация обучающей способности, формируется мышечная масса, улучшается работоспособность, что создает все предпосылки для работы с глиной [5].

Кроме того, в этом возрасте у детей уже хорошо развито наглядно-образное мышление, так же им хочется все потрогать руками, какое все на ощупь, что внутри и так далее. Ребята очень любят фантазировать, придумывать что-то новое, свое.

По мнению психологов, для этого возрастного периода характерна ярко выраженная эмоциональность восприятия, что позволяет ребенку быстрее запоминать увиденные образы и прочнее сохранять в памяти запоминающиеся образы окружающей действительности [7].

Таким образом, педагогу важно помогать развивать высокий познавательный интерес у детей этого возраста, богатую фантазию, наглядно-образное мышление и помогать в процессе обучения на занятиях керамикой реализовывать свои замыслы, а также способствовать их творческому саморазвитию.

Для успешного процесса активизации творческого саморазвития на занятиях керамикой, педагог должен применять определенные методы, строить занятия так, чтобы обучающимся было интересно работать не только на уроках, но и самостоятельно творить, развиваться, изучать художников и их творения.

Для активизации творческого саморазвития на занятиях керамики, мы выделили следующие методы:

- метод творческих заданий поможет развить фантазию обучающихся, научить новым техникам и приемам лепки, а также заинтересует ребят на самостоятельную работу;

- наглядный метод способствует развитию насмотренности, помогает обучающимся правильно понять форму и вдохновит на новые идеи;

- метод анализа работ художников помогает узнать поближе художника и его творчество, понять в каком направлении обучающемуся хочется развиваться;

- метод изучения художественного опыта керамистов стимулирует на самостоятельный поиск информации, выявление новых техник, приемов и так далее и применение их в своих работах;

- метод стимулирования обучающихся на участие в выставках поможет проявить себя, представить свою работу, рассказать о ней.

Главной задачей педагога является активизировать творческое саморазвитие обучающихся, дать толчок к самостоятельному изучению предмета, самостоятельной работе и экспериментам.

Таким образом, для проведения опытно-поисковой работы стоит уточнить определение активизация творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой - это побуждение к целенаправленному процессу обучения на занятиях

керамикой, содействующих навыкам передачи формы и объема, навыкам стилизации, владение материалом в процессе создания керамических изделий.

Нами была проведена опытно-поисковая работа по апробации выделенных методов активизации творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой на базе детской школы искусств «Гармония» города Тюмени. В исследовании приняли участие обучающиеся (3 класса) в количестве (7) человек. На первом этапе была проведена диагностика начального уровня активизации творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой. На втором, стимулирующем этапе, были разработаны и реализованы развивающие уроки по теме исследования, направленные на повышение активизации творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой. На итоговом, третьем этапе опытно-поисковой работы, была проведена итоговая диагностика уровня активизации творческого саморазвития на занятиях керамикой у обучающихся детской школы искусств «Гармония».

В результате проведения анализа психологической, методической и педагогической литературы, учитывая возраст обучающихся, на основании уточненного понятия «Активизация творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой», были выведены показатели и критерии данного качества у учащихся, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели, диагностические задания по определению уровня активизации творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой

Критерий

Активизация творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой - это побуждение к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой, содействующих навыкам передачи формы и объема, навыкам стилизации, владение материалом в процессе создания керамических изделий.

Показатели

Побуждение (мотивация) к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой._

Навыки передачи формы и объема, стилизации, владение материалом в процессе создания керамических изделий.

Диагностические методы

Тестирование

Творческое задание

Для каждого показателя были разработаны диагностические задания, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Для проверки первого критерия побуждение (мотивация) к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой, был использован следующий метод - тестирование. Целью тестирования было выявить интерес обучающихся к керамике, знание основных терминов. На выполнение тестирования дается 10 минут.

Для данного показателя были определены уровни (высокий, средний, низкий).

Результаты первого показателя диагностики побуждение (мотивация) к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой показал, что у некоторых обучающихся при прохождении тестирования возникли затруднения, и они даже оставляли вопросы без ответов. После сдачи теста некоторые ребята подходили и задавали вопросы по тесту, просили им рассказать то, что их интересовало.

При проверке теста было выявлено что большая часть обучающихся выполнила работу на низком и среднем уровне.

С помощью метода творческого задания было разработано второе диагностическое упражнение, направленное на выявление навыков передачи формы и объема, стилизации, владение материалом в процессе создания керамических изделий. Обучающимся было предложено слепить стилизованную птицу с помощью скульптурного пластилина.

Результаты диагностики, на начальном этапе были определены следующие:

Показатель «побуждение (мотивация) к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой» составил В (высокий) - 0%, С (средний) - 43%, Н (низкий) - 57%;

Показатель «навыки передачи формы и объема, стилизации, владение материалом в процессе создания керамических изделий» составил В - 23%, С - 47%, Н - 30%;

Выводы. На основании данных результатов, можно сказать, что показатели исследуемого качества младших подростков находятся на среднем и ниже среднего уровнях. В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:

- необходимо дать обучающимся базовые знания о керамике;

- создать условия для повышения мотивации к целенаправленному процессу занятий керамикой;

- изучить приемы лепки керамических изделий (разминание, отщипывание, сплющивание, разрезание, скатывание, раскатывание, вдавливание, соединение деталей, заострение и т. п.), способы лепки, приемы стилизации (упрощение формы и объема предмета, добавление деталей несуществующих в жизни, гиперболизация), разработать творческие задания и упражнения для отработки специальных навыков;

- помочь овладеть материалом в процессе создания керамических изделий.

Таким образом, нами было установлено, что активизация творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой возможна при создании благоприятных условий, а именно целенаправленное изучение приемов и способов лепки керамических изделий, приемов стилизации, использование в практике работы педагога эффективных методов активизации творческого саморазвития обучающихся на занятиях керамикой (метод стимулирования обучающихся на участие в выставках, творческие задания, анализ работ художников, наглядный метод, метод изучения художественного опыта керамистов), которые будут способствовать освоению новых техник лепки, стимулировать творческому развитию.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 288 с. (дата обращения 20 сентября 2021)

2. Гладких В.Г., Желтикова И.А. Проблема творческого саморазвития педагога профессиональной школы https://elibrary.ru/item.asp?id=17855303 (дата обращения 28 сентября 2021)

3. Занятия керамикой как арт-терапия и просто удовольствие http://www.okeramike.ru/news/item/fD0/s04/n0000478/index.shtml (дата обращения 29 октября 2021г.)

4. Мягкая сила глины Юлия Владимировна Виноградова https://www.ng.ru/style/2017-02-17/12_6932_glina.html (дата обращения 20 октября 2021)

5. Радченко С.В Физиологические особенности детей школьного возраста https://infourok.ru/fiziologicheskie-osobennosti-detey-shkolnogo-vozrasta-1126052.html (дата обращения 25 сентября 2021)

6. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1637824915&tld=ru&lang=ru&name=kalennikova_slovar-psixologo-pedagogicheskix-ponyatii.pdf&text (дата обращения 20 октября 2021)

7. Терехин В.А. Методические рекомендации по проведению занятий с родителями. Особенности детей 9-12 лет (физиологические, психологические, социальные). https://starogorodkovskay.odinedu.ru/school_life/Psiholog/Родителям/Особенности%20%20детей%209-12%20лет.pdf (дата обращения 10 ноября 2021)

8. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.П. Толстолуцких. - Саратов, 1997. - 22 с. (дата обращения 28 сентября 2021)

9. Тугаринов Дмитрий Никитович Керамика и фарфор в работе скульптора // Искусство Евразии. - 2019. - №2 (13). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/keramika-i-farfor-v-rabote-skulptora (дата обращения: 01.10.2021).

10. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И.А. Шаршов. - Тамбов, 2003. - 198 с. (дата обращения 20 сентября 2021)

11. Шокорова Л.В. Активизация творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства https://www.dissercat.com/content/aktivizatsiya-tvorcheskogo-samorazvitiya-studentov-bakalavrov-dekorativno-prikladnogo-iskuss (дата обращения 24 сентября 2021)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка Юшкова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы приобщения к творческому наследию родного края. Авторы анализируют философскую, психологическую и методическую литературу, рассматривают процесс «приобщения обучающихся к творческому наследию родного края» средствами живописи, при использовании эффективных методов работы (метод анализа живописного произведения, метод анализа изображаемых предметов народного быта, метод упражнений, метод творческого задания).

Ключевые слова: приобщение, творческое наследие, метод, анализ произведений, упражнение, творческое задание.

Annotation. This article discusses the problems of familiarization with the creative heritage of the native land. The authors analyze philosophical, psychological and methodological literature, consider the process of "introducing students to the creative heritage of their native land" by means of painting, using effective methods of work (the method of analyzing a painting, the method of analyzing depicted objects of folk life, the method of exercises, the method of creative tasks).

Keywords: introduction, creative heritage, method, analysis of works, exercise, creative task.

Введение. В российском обществе, на фоне развития информационных, цифровых технологий, где происходит подмена культурных ценностей (стирание культурных различий), становится особенно актуальным приобщение обучающихся к творческому наследию родного края, которое связано с сохранением исторически сложившегося культурного наследия. Подрастающее поколение, находящееся в современных реалиях «массовой культуры» нуждается в ознакомлении с творчеством предшественников.

Изложение основного материала статьи. Вопросы приобщения к наследию родного края уже стали предметом исследования многих современных научных деятелей таких как: философы (Бердяев Н.А. и др.), психологи (Братченко С.Л., Д. Мацумото и мн. др.), педагоги (Кашекова И.Э., Флерина Е.А., Эльконин Д.Б., Шабанова М.Н. и др.).

В трудах русского философа Н.А. Бердяева спецификой приобщения является его познавательный смысл, приобщение понимается как необходимая ступень к познанию, к поиску идей, смыслов [1].

Таким образом, термин приобщение в философии может пониматься как формирование духовного стрежня человека, воспитание эстетического и этического самосознания.

В психологии понятие приобщение рассматривается как «процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры» [3].

Базовую теоретико-методологическую базу дает выдающийся советский психолог Д.Б. Эльконин, который процесс приобщения рассматривает в более широком значении для человека, где приобщение есть процесс присвоение (или овладение) индивидом исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности - основа его поэтапного психического развития [6].

Автор обращает внимание, что включение индивида в деятельность, направленную на создание качественно нового, не обходится без процесса приобщения к опыту и культуре предшественников.

Современный российский психолог Братченко С.Л. опираясь на теорию Эльконина, рассматривает приобщение как процесс общения человека через мир материальный с миром духовным [2].

Из этого следует, что психология акцентирует свое внимание на механизмах приобщения, присвоение рассматривает как сложный процесс, включающий в себя овладение индивидом способами родовой человеческой деятельности, общение мира материального с миром духовным, обучение и усваивание норм поведения и манеры, принятые в родной культуре.

В области педагогики исследователи рассматривают возможности процесса приобщения в качественном изменении характеристик человека (обучающегося, ученика), при котором обучающий и воспитывающий процесс приобщения оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие человека.

Так, доктор педагогических наук Е.А. Флерина активно ратовала за включение народного искусства в развитии детского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.