Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1912
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаблиева Светлана Руслановна

Статья посвящена вопросу формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов педагогических специальностей. Рассматриваются понятия цифровой грамотности и цифровых навыков, а также классификация цифровых навыков. Автором предложены показатели и критерии оценивания цифровых навыков, а также теоретическая и практическая подготовка студентов, представленная в виде нескольких модулей. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения процессов информатизации и цифровизации, а также особенности использования современных информационных технологий в образовательном процессе. Были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, описательный метод, метод обобщения, системно-структурный анализ, метод интерпретации и смысловой реконструкции педагогических источников. Рассмотренные в статье методические подходы к формированию цифровых навыков образуют взаимосвязанную структуру, которая удовлетворяет всем требованиям ФГОС. Одно из таких требований - это знание цифровых технологий. В частности, педагог должен уметь пользоваться инструментами и средствами ИКТ, интерактивными технологиями, цифровыми учебными лабораториями. Выработка цифровых навыков должна происходить пошагово. Следует получить базовые навыки, которые позволят овладеть промежуточными либо продвинутыми навыками. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами цифровизации образования, для высших учебных заведений, организаций дополнительного профессионального образования, а также компаний, заинтересованных в развитии цифровых навыков у сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаблиева Светлана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN APPROACHES TO FORMING DIGITAL SKILLS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article is devoted to the issue of the formation of digital skills in the process of teaching students of pedagogical specialties. The concepts of digital literacy and digital skills are considered, as well as the classification of digital skills. The author proposes indicators and criteria for evaluating digital skills, as well as theoretical and practical training of students, presented in the form of several modules. The choice of research methods is due to the peculiarities of studying the processes of informatization and digitalization, as well as the peculiarities of using modern information technologies in the educational process. The following methods were chosen: analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, descriptive method, generalization method, system-structural analysis, method of interpretation and semantic reconstruction of pedagogical sources. The methodological approaches to the formation of digital skills considered in the article form an interconnected structure that meets all the requirements of the Federal State Educational Standard. One of these requirements is knowledge of digital technologies. In particular, the teacher should be able to use ICT tools and tools, interactive technologies, digital educational laboratories. The development of digital skills should occur step by step. You should get basic skills that will allow you to master intermediate or advanced skills. The results of the study may be of interest to specialists dealing with the problems of digitalization of education, for higher educational institutions, organizations of additional professional education, as well as companies interested in developing digital skills among employees.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ»

VJTK" 881 1 l/^i iTi f® l©2022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 o.oo 1.1 |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27128474 2022 11 03 07 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

ОСНОВНЫЕПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ

© Автор(ы) 2022

ХАБЛИЕВА Светлана Руслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова 362025, Россия, Владикавказ, svetlana-hablieva@yandex.ru

SPIN: 4769-3778

AuthorlD: 809835

ORCID ID: 0000-0002-5304-9997

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов педагогических специальностей. Рассматриваются понятия цифровой грамотности и цифровых навыков, а также классификация цифровых навыков. Автором предложены показатели и критерии оценивания цифровых навыков, а также теоретическая и практическая подготовка студентов, представленная в виде нескольких модулей. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения процессов информатизации и цифровизации, а также особенностями использования современных информационных технологий в образовательном процессе. Были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, описательный метод, метод обобщения, системно-структурный анализ, метод интерпретации и смысловой реконструкции педагогических источников. Рассмотренные в статье методические подходы к формированию цифровых навыков образуют взаимосвязанную структуру, которая удовлетворяет всем требованиям ФГОС. Одно из таких требований - это знание цифровых технологий. В частности, педагог должен уметь пользоваться инструментами и средствами ИКТ, интерактивными технологиями, цифровыми учебными лабораториями. Выработка цифровых навыков должна происходить пошагово. Следует получить базовые навыки, которые позволят овладеть промежуточными либо продвинутыми навыками. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами цифровизации образования, для высших учебных заведений, организаций дополнительного профессионального образования, а также компаний, заинтересованных в развитии цифровых навыков у сотрудников.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, цифровые навыки, классификация цифровых навыков.

MAIN APPROACHES TO FORMING DIGITAL SKILLS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

© The Author(s) 2022

KHABLIEVA Svetlana Ruslanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary and Preschool Education North Ossetian State University named after Kost Levanovich Khetagurov 362025, Russia, Vladikavkaz, svetlana-hablieva@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the issue of the formation of digital skills in the process of teaching students of pedagogical specialties. The concepts of digital literacy and digital skills are considered, as well as the classification of digital skills. The author proposes indicators and criteria for evaluating digital skills, as well as theoretical and practical training of students, presented in the form of several modules. The choice of research methods is due to the peculiarities of studying the processes of informatization and digitalization, as well as the peculiarities of using modern information technologies in the educational process. The following methods were chosen: analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, descriptive method, generalization method, system-structural analysis, method of interpretation and semantic reconstruction of pedagogical sources. The methodological approaches to the formation of digital skills considered in the article form an interconnected structure that meets all the requirements of the Federal State Educational Standard. One of these requirements is knowledge of digital technologies. In particular, the teacher should be able to use ICT tools and tools, interactive technologies, digital educational laboratories. The development of digital skills should occur step by step. You should get basic skills that will allow you to master intermediate or advanced skills. The results of the study may be of interest to specialists dealing with the problems of digitalization of education, for higher educational institutions, organizations of additional professional education, as well as companies interested in developing digital skills among employees.

Keywords: digitalization, digital literacy, digital skills, classification of digital skills.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Одной из основных целей современного образования является формирование у обучающихся навыков, необходимых для цифрового общества. Для того, чтобы быть востребованным в современном мире, недостаточно иметь диплом о высшем образовании. На практике важны конечные результаты образовательного, воспитательного, обучающего процессов - «навыки».

Одним из «стратегических направлений в достижении нового качества образования является трансформация традиционной модели обучения. Фокус внимания смещается на расширение пространственно-временных границ учения, реализацию индивидуального образовательного пути и увеличение самостоятельности обучающегося в формировании передовых компетенций, необходимых для общества в ближайшее будущее» [1, с. 51] По мере того, как мир становится все более цифровым, важная роль в достижении целей образования отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), цифровым технологиям. В настоящее время

тенденции развития образования определяют важность использования цифровых образовательных технологий, цифрового обучения, развитие цифровой грамотности и формирования цифровых навыков. Эти показатели являются ключевыми показателями качественного процесса в образовании. Внедрением цифровых технологий является переход от бумажной к цифровой образовательной среде. Цифровая трансформация представляет собой основной тренд на сегодняшний день. Она способствует кардинальному преобразованию всех областей социальной жизнедеятельности. Сейчас каждый человек в той или иной степени оказывается вовлеченным в процесс цифровизации, так как цифровые технологии являются важным элементом бытовой жизни, и стремление остаться в стороне от взаимодействия с ними - это стремление уйти от действительности. Цифровая трансформация образования в широком смысле понимается как преобразование системы образования за счет внедрения цифровых технологий для расширения возможностей и повышения качества оказания образовательных услуг.

Наша зависимость от цифровых технологий и соответствующий стремительный рост цифрового контента

подчеркивают исключительную важность формирования цифровых навыков. Инновационные технологии внедряются и применяются в образовательном процессе и эффективное использование цифровых инструментов невозможно без формирования у будущих учителей и уже работающих соответствующих цифровых навыков.

Однако многие по-прежнему не пользуется всеми возможностями, предоставляемыми ИКТ. Для того чтобы пользоваться многочисленными возможностями, которые предоставляют ИКТ, необходимо обладать различными видами цифровых навыков. При этом цифровая компонента, которую необходимо увеличивать в образовательном процессе, является очень востребованной для приоритетных отраслей экономики с высокой степенью цифровизации.

Если учителя владеют цифровыми технологиями, они воспринимают технологии как источник творческого потенциала, а не как то, чему необходимо учиться. Цифровая грамотность помогает учителям находить новые инструменты обучения, чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения. Обучение с помощью цифровых технологий может удовлетворить потребности всех трех типов учащихся: аудиалов, визуалов и кинестетиков. Поэтому необходимо чтобы цифровые навыки были сформированы как у преподавателей, так и учащихся. Образовательный процесс будет проходить эффективно благодаря использованию цифровых технологий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Прежде чем рассматривать вопрос о формировании цифровых навыков, необходимо, вначале определиться с понятиями «цифровые навыки», «цифровая грамотность» и «цифровая компетентность».

Цифровая компетенция - это «совокупность нескольких цифровых навыков и полученных знаний для постоянного применения в профессиональной деятельности» [6, с. 62].

Цифровую компетентность относят к набору знаний, навыков и установок, которые позволяют человеку достигать различных жизненных целей с помощью цифровых технологий. В системе образования цифровизация диктует педагогам две задачи по развитию собственных цифровых компетенций, а также по развитию компетенций, необходимых учащимся для функционирования в цифровом мире [7]. Важно «уметь в новых условиях изучать цифровые следы деятельности субъектов, извлекать из цифровых действий новые знания» [1, с. 52].

По мнению ряда исследователей [11], занимающихся изучением цифровых навыков, под такими навыками следует понимать компетенции в сфере пользования ПК и интернета, а также готовность человека получить соответствующие знания и практику.

По словам Н.Н. Трофимовой, цифровые навыки представляют собой умение пользоваться имеющимися навыками и знаниями при анализе, выборе и осмыслении данных. Таким образом, это способность пользоваться информационными технологиями для взаимодействия с данными с целью их эффективного использования и обеспечения большой производительности и эффективности предприятия [10, с. 79].

Согласно дефиниции ЮНЕСКО [12, с. 3], цифровые навыки следует рассматривать в виде континуума пользования коммуникационными приложениями, цифровыми устройствами в целях поиска и управления данными. Также эти навыки позволяют формировать и распространять цифровой контент, обеспечивать сотрудничество и взаимодействие и решать разного рода проблемы в рамках успешной творческой самореализации, образования, трудовой деятельности и общественной активности вообще.

По словам Л.Л. Босовой [9], цифровая компетентность представлена навыками и умениями, обеспечива-

ющими эффективное и безопасное пользование цифровыми технологиями и Интернет-ресурсами. По ее словам, цифровая грамотность основана на цифровых компетенциях, таких как способность к решению большого круга задач в сфере применения ИКТ. Также это умение обеспечивать цифровое сотрудничество, безопасность, решать проблемы.

В цифровую компетентность входят навыки и умения взаимодействовать:

- с данными, представляющими собой цифровой контент. В частности, необходимо уметь искать данные в интернете, анализировать и осмысливать полученные сведения, трансформировать цифровой контент, хранить данные, используя, помимо всего прочего, облачные технологии;

- с ПК. В частности, необходимо знать, как устроен компьютер и его программное обеспечение;

- с медиа информацией. В частности, это разнообразные виды информации - в форме текста, изображений, аудио- и видеофайлов. Необходимо уметь проводить анализ их качества, надежности, истинности, возможностей использования, учитывая воздействие медийного контента на людей;

- с онлайн-площадками. В частности, можно получать разнообразные услуги на сайтах государственного и муниципального уровня (регистрироваться и работать в личном кабинете), применять интернет-банкинг (технологи, обеспечивающие удаленное банковское обслуживание), выбирать и заказывать продукцию и услуги на интернет-площадках, формировать маршруты для путешествий, приобретать билеты на самолёты и поезда, использовать социальные сети и мессенджеры для коммуникации. Также необходимо уметь защищать свои персональные данные, проходить публичные открытые онлайн-курсы (Massive open online course, MOOC) и пользоваться образовательными онлайн-площадками для обучения на протяжении всей жизнедеятельности [8].

Обычно цифровая компетентность включает в себя цифровые навыки, т.е. устойчивые модели поведения (технические, интеллектуальные и личные), основанные на знаниях о цифровых данных [9]. При этом можно пользоваться электронными устройствами либо коммуникационными приложениями для доступа к информации с целью управления ею [9].

Цифровая грамотность дает педагогу возможность поиска новых средств и методов обучения в виде под-кастов и видео, которые заинтересуют школьников.

В понятие цифровой грамотности входит расширенный круг знаний и навыков, компетенций и умений, применяемых в бытовой жизни и при обучении и работе в условиях цифрового сообщества. В данном случае речь идет о:

- цифровой идентичности и благополучии, или самоактуализации;

- цифровом образовании, профессиональном и личностном росте;

- цифровых коммуникациях, участии и взаимодействии;

- цифровом творчестве, науке и инновациях в цифровом пространстве;

- медиаграмотности и информационной компетентности [10, с. 81-82].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель исследования - теоретически обосновать основные подходы к формированию цифровых навыков.

Используемые методы, методики и технологии.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения процессов информатизации и цифро-визации, а также особенности использования современных информационных технологий в образовательном процессе. Были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литерату-

ры, описательный метод, метод обобщения, системно-структурный анализ, метод интерпретации и смысловой реконструкции педагогических источников.

Основными источниками для подготовки данной статьи стали последние публикации отечественных и зарубежных ученых по вопросам информатизации, цифро-визации, использования цифровых технологий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для повышения готовности педагогов к реализации цифрового образования Л.М. Андрюхина, Н.О. Садовникова, С.Н. Уткина, А.М. Мирзаахмедов выделяют следующие возможности использования цифровых технологий:

- обработка больших массивов информации (big data);

- возможность использования информационных ресурсов, формирование открытого образовательного пространства;

- преодоление пространственных, временных и культурных барьеров в коммуникации: доступность и возможность работы в различных культурных средах и пространствах для каждого обучающегося и педагога;

- несоизмеримо возрастающие масштабы и возможности участия в совместной творческой деятельности любого человека. Многомерность и открытость образовательного пространства [2, с. 136-137]

Отметим также, что цифровые технологии являются не только новым информационным инструментом, позволяющим решить старые задачи. Это, в том числе, новая среда и новые образы мышления. В качестве одного из результатов цифровой трансформации выступает формирование цифрового образовательного пространства.

П.А. Лис считает, что цифровая трансформация - это осознанное решение о коренном изменении любого процесса с помощью современных информационных технологий и внедрения программного кода [3].

Цифровые технологии «привели к формированию новой информационной экосистемы с совершенно новыми параметрами. На смену дефициту информации пришла ее доступность для всех, функции контроля информации были перераспределены, машины стали предоставлять все больше возможностей, а способы взаимодействия людей с этими машинами, информацией и друг с другом претерпели значительные изменения» [4, с. 22].

При повсеместном использовании цифровых технологий, цифровых устройств необходимо наличие определенного уровня цифровой грамотности. Это напрямую связано с понятиями цифровых навыков и цифровых компетенций.

К преимуществам цифровых технологий в образовании Х.Н. Ашимова относит следующее:

- обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками;

- помогают педагогу автоматизировать или упросить выполнение ряда утомительных обязанностей;

- позволяют использовать дидактические средства в разных формах получения образования;

- способствуют формированию информационной культуры;

- обеспечивают большую доступность образования путем использования дистанционного образования [5].

Цифровые навыки необходимы для поиска образовательного контента, его оценки, создания собственных цифровых образовательных ресурсов с помощью цифровых устройств, умения применять эти ресурсы применения в профессиональной деятельности. Цифровые навыки являются неотъемлемой частью повседневной деятельности и жизни всех людей, независимо от возраста и профессии: использование смартфонов, цифровых финансовых услуги, Интернета, дистанционное обучения,

подготовка и представление учебных материалов.

Для большего числа профессий в современном обществе требуются цифровые навыки, а цифровой контент становится все более распространенным, поэтому возникает потребность в определенном уровне цифровой грамотности.

Использование цифровых навыков в большой степени обусловлено интеграцией в процесс обучения инновационных видов и инструментов обучения, подразумевающих информационные технологии. К примеру, речь идет об использовании мобильных телефонов, приложений, в основе которых лежат гибкие пользовательские интерфейсы (чат-боты), искусственном интеллекте, технологиях виртуальной и дополненной реальности и пр. [13, с. 49] Современные достижения науки и техники обладают огромными возможностями - они позволяют обновить среды цифрового образования и улучшить его качество в целом. Новая система видов образования представлена форматами, разработанными до того, как мобильная связь получила распространение, и на сегодняшний день не являются адаптированными. К ним относятся: вебинары, веб-обучение, виртуальные классы, видеоконтент, подкасты, онлайн-опросники, открытые образовательные ресурсы, онлайн-оценка и многое другое. «Свободное распространение учебных ресурсов в интернете, их бесплатность и доступность могут способствовать преодолению существующего неравенства в образовательных возможностях и социальному прогрессу в области образования в целом» [ 14, с. 184].

В силу возрастания числа и сложности цифровой информации возникает необходимость в структурированных подходах к определению уровней цифровых навыков, организации будущих потребностей.

Современные цифровые навыки часто называют цифровой компетентностью или информационными компетенциями, и включают в себя знания о том, как использовать информационные и цифровые технологии для достижения целей в своей личной и профессиональной жизни.

Принимая во внимание скорость, с которой меняются технологии и возможности работы в цифровом пространстве, цифровые компетенции указывают на все возрастающий круг навыков, который постоянно меняется. Цифровые компетенции - это комплекс, в который входят умение аналитически мыслить, свойства характера, рабочие привычки, знания, опыт, типы поведения. То есть они представлены как техническими, так и когнитивными умениями и некогнитивными социальными навыками (межличностное взаимодействие и коммуникация).

Соответственно у современных студентов уже сформированы базовые цифровые навыки и необходимо формировать промежуточные и продвинутые навыки. Отдельно стоит выделить преподавателей, особенно тех, кто обладает большим опытом работы. Эти преподаватели являются носителями академических знаний, а студенты - цифровых навыков. Наиболее эффективно и правильно будет совместить все это, организовав между ними взаимодействие.

Необходимо установить уровень существующих цифровых навыков, а также текущих и предстоящих потребностей в них.

Для того, чтобы оценить цифровые навыки в пределах самооценки, респондентам следует выявить свои собственные показатели знаний, умений, уверенности либо пользования. Обычно используются вопросы со шкалой оценки, значения которой заранее заданы (к примеру, шкала от 1 до 5), вопросы, к которым предлагается несколько вариантов ответа и вопросы, подразумевающие лишь утвердительный или отрицательный ответ. При оценивании навыков самооценка проходит в форме анкетирования. Так как самооценка может быть произведена достаточно быстро, ее иногда сочетают с остальными видами оценки. Объем этой оценки и круг

оцениваемых навыков могут разниться. Самооценкой может быть охвачен почти безграничный объем навыков, включая как базовые, так и продвинутые.

Таблица 1 - Показатели и критерии оценивания, шкалы оценивания цифровых навыков

Уровень сфор-мированности компетенции Критерии и показатели

Начальный Компетенция развита слабо. Отчасти проявляет умения, являющиеся частью данной компетенции. Человек стремится к проявлению требующихся навыков, осознает их важность, однако ему не всегда это удается

Базовый Уверенное владение навыками. Человек может использовать конкретные навыки в обстоятельствах неопределенности или в затруднительных обстоятельствах

Продвинутый У человека имеются сложные навыки. Он может активно воздействовать на сложившуюся ситуацию, использовать необходимые навыки в сложных обстоятельствах

Профессиональный У человека сформированы сложные навыки, он может находить новые решения затруднительных проблем, в которых сочетается множество разнообразных факторов. Может выдвигать новые идеи, активно воздействовать на ситуацию, проявлять требующиеся навыки в затруднительных обстоятельствах

Формирование цифровых навыков должно осуществляться поэтапно. Теоретическая и практическая подготовка студентов представлена нами несколькими модулями:

Модуль 1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение формирования цифровой культуры педагога.

1. Современные тенденции развития образования.

2. ФЗ №273 «Об образовании в РФ»: основные положения и изменения, внесенные в 2020 г. Стандарты в образовании: профессиональные и образовательные.

3. Образовательный стандарт как основа проектирования основной образовательной программы образовательной организации, примерная основная образовательная программа, образовательная программа образовательной организации.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Модуль 2. Теоретические основы применения цифровых, медиа и дистанционных образовательных технологий.

1. Индивидуальные, психологические и возрастные особенности обучающихся.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся в условиях реализации цифровых и медиа технологий.

3. Цифровая культура. Цифровая грамотность. Цифровая компетентность. Цифровая безопасность. Цифровые навыки.

4. Новые социальные запросы педагогов - набор базовых знаний и умений (цифровых, правовых, финансовых) - цифровые компетентности.

5. Составляющие цифровой грамотности учителя/ преподавателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Цифровая грамотность педагога: основные понятия и термины. Опыт региона по реализации электронного обучения, обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Проблемы и перспективы развития.

Модуль 3. Медиатехнологии в обучении с применением дистанционных образовательных технологий

Медиатехнологии в обучении.

Эффективная коммуникация в интернете.

Использование социальных сетей и мессенджеров.

Сетевая этика участников цифрового образовательного процесса. Основные правила и приемы.

Обзор популярных платформ для организации дистанционного обучения.

Интеграция графического планшета в онлайн-обуче-ние. Использование графического планшета на онлайн-уроке.

Обзор онлайн-досок с возможностью совместной работы в реальном времени. Онлайн доска для совместной работы в режиме реального времени: интерфейс, панель инструментов, настройки, особенности использование на онлайн-уроках.

Модуль 4. Дидактические, психологические, гигиенические требования к онлайн-уроку (4 часа)

Дидактические основы построения образовательного процесса на уроке с применением ДОТ. Техника проведения дистанционного урока. Алгоритм действий педагога по подготовке к дистанционному уроку. Постановка целей урока. Основные этапы дистанционного урока. Интеграция цифровых образовательных ресурсов в урок. Планирование результатов дистанционного урока. Требования к организации рабочего места обучающегося и учителя. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток. Требования СанПин в аспекте применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Организация и проведение онлайн-видеоурока (Zoom, Microsoft Teams, др.)

Практика смешенного обучения. Практика смешенного обучения (ученики дома и в школе). Как родителям помочь детям в учебе?

Модуль 5. Разработка цифровых образовательных ресурсов

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках (обзор ресурсов по предметным областям)

Технологические основы использования ЦОР в предметной области

Обзор сервисов для разработки интерактивных заданий и тестов Web 2 - LearningApps.org, Web-квестов (https://joyteka.com/). Сервисы для разработки онлайн-те-стов: Мастер-тест, Конструктор тестов.ру. Регистрация в сервисах, интерфейс, настройки, особенности создания тестов.

Разнообразие сценариев для прохождения web-квестов позволит будущим педагогам не только усовершенствовать свои навыки в области применения информационно-коммуникационных технологий, «прокачать» свои цифровые навыки. Использование на практике web-квестов во время внеурочной деятельности в образовательных организациях показывает, что школьники учатся грамотному поведению в сети, отрабатывают и анализируют смоделированные ситуации [20].

Модуль 6. Облачные сервисы

Облачные хранилища: Google Диск, Яндекс.Диск. Основные принципы работы, учетные записи, веб-доступ, локальный агент.

Инструменты для обмена файлами. Хранилища данных. Работа с инструментами Google: диск, презентации. Формы работы с инструментами Яндекс: диск, документы, интерактивные презентации. Цифровые сервисы (Canva, Prezi и др.)

Работа с документами, таблицами. Основные принципы использования облачных сервисов работы с документами. Создание, редактирование документов с помощью облачных сервисов. Сохранение документа на локальном носителе информации.

Совместная работа. Ограничение доступа, предоставление доступа, настройка уровней доступа.

Google Формы. Основные принципы работы: создание, хранение, сохранение, настройка доступа.

Модуль 7. Современные программные продукты как средство создания организационной документации

Технологии и средства обработки текстовой ин-

KHABLIEVA Svetlana Ruslanovna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

MAIN APPROACHES TO FORMING DIGITAL ... 2022. T. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

формации. Основные объекта текста: слово, абзац, раздел, страница. Шрифты, начертания шрифтов, размер. Оформление текста: выравнивание, отступы, интервал. Создание, сохранение, печать документа.

Технологии работы с электронными таблицами. Основные объекты электронных таблиц: книга, лист, столбец, строка, ячейка, диапазон. Информация, хранимая в ячейке: текст, число, дата, формула. Относительная и абсолютная адресации. Форматирование, условное форматирование. Фильтры, сортировка. Диаграммы.

Создание презентации. Понятие презентации, слайда. Основные элементы: текст, таблица, диаграмма. Режимы просмотра презентации.

Модуль 8. Основы цифровой безопасности (начальный уровень)

Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Понятие персональных данных. Правила хранения, обработки персональных данных. Агент обработки персональных данных. Права субъекта персональных данных. Вредоносные программы. Защита компьютера от несанкционированного доступа. Правила безопасного поведения.

Информационная безопасность (расширенный уровень).

Системы безопасности, защита паролями, правила формирования, системы безопасного хранения информации.

Реализация представленных в модуле занятий проходит более успешно, если она обеспечена методическим сопровождением.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

H.Д. Берман, рассматривая теоретические перспективы, лежащие в основе необходимости обучения цифровым навыкам, выделил следующие:

I. Цифровые технологии трансформируют содержание и способы обучения.

2. Цифровые навыки являются важной возможностью для обучения.

3. Преподаватели должны играть активную роль в процессе обучения студентов в цифровой среде [18].

Выработка цифровых навыков должна происходить пошагово. Следует получить базовые навыки, которые позволят овладеть промежуточными либо продвинутыми навыками.

В зависимости от цели использования информационных технологий Г.И. Абдрахманова, Г.Г. Ковалева выделяют две категории цифровых навыков: профессиональные и пользовательские. Профессиональные навыки представлены навыками специалистов в области развития, функционирования и обслуживания информационных систем (управление, обслуживание, поддержка, эксплуатация, установка, разработка, дизайн, оценка научных исследований и разработки в сфере информационных технологий). Под пользовательскими подразумевают навыки, обеспечивающие успешное использование потенциала ИКТ в трудовой, образовательной деятельности, а также в личной сфере [11].

О.В. Борисова отмечает, что студент с высшим образованием должен обладать основополагающими цифровыми навыками. В частности, эти навыки могу быть общеобразовательными, базовыми (специальными и общими) и факультативными [15]. Она говорит о том, что развитие общеобразовательных навыков должно проводиться еще в период школьного обучения. У ребенка должна быть сформирована компьютерная грамотность - он должен уметь пользоваться ПК, интернетом с личными и образовательными целями. Студент, окончивший вуз, должен обладать основными цифровыми навыками. Общими навыками должны обладать все, независимо от того, какой является их специальность. При помощи специальных цифровых навыков человек может осуществлять конкретные трудовые обязанности. Эти 40

навыки нуждаются в постоянном развитии в последующем. Выработка факультативных цифровых навыков должна происходить у работников на их рабочих местах.

Под пользовательскими цифровыми навыками подразумевается способность пользоваться приложениями и устройствами, обеспечивающими доступ к онлайн-платформам, а также осознанное пользование цифровыми технологиями при решении бытовых и профессиональных задач.

Под специализированными цифровыми навыками подразумеваются профессиональные компетенции представителей высокотехнологичных специальностей, таких как веб-дизайнеры, программисты, разработчики, аналитики больших объемов информации и пр. [8].

Пользовательские цифровые навыки необходимы для эффективного использования компьютерных технологий всеми людьми: использование программного обеспечения, поиск и обработка информации, анализ и обработка данных [16]

Эти навыки могут быть базовыми, промежуточными и продвинутыми.

Базовые цифровые навыки - это основа пользования информационно-коммуникационными технологиями. В ряде сообществ данные навыки используются только на сотовых телефонах. В остальных сообществах, изучая эти навыки, необходимо работать с рядом разных устройств. Базовые навыки подразумевают способность:

- пользоваться клавиатурой либо сенсорным экраном при управлении устройством;

- пользоваться программным обеспечением, загружая приложения и создавая документы;

- проводить основные онлайн-операции, в частности, искать информацию в интернете, отправлять и получать сообщения по e-mail, заполнять формы.

Указанные навыки можно получать при формальном обучении, изучать их самостоятельно или при помощи сотрудников. Эти навыки обеспечивают межличностную коммуникацию, позволяют быстрее и легче получить частные и государственные услуги.

Некоторые ученые к базовым цифровым навыкам относят: прохождение онлайн-курсов, стремление использовать технологии для работы, для хобби или для демонстрации вашей работы в интернете, совершенствование методов онлайн-общения, увеличение присутствия в интернете, обучение цифровым навыкам других, отработка навыков со временем, постоянное отслеживание современных технологических трендов [7].

Промежуточные навыки позволяют использовать цифровые технологии в «существенной и выгодной форме». И если базовые навыки являются более универсальными, то промежуточные могут потребоваться человеку в зависимости от рода его деятельности и потребностей. К примеру, если того требует работа, человек должен уметь работать не только с текстовым редактором, но и разбираться в графическом дизайне. По мере того как меняются и совершенствуются технологии, количество лиц, владеющих промежуточными навыками, неуклонно возрастает. Не так давно дистанционное сотрудничество между работниками подразумевало лишь пересылку друг другу сообщений по электронной почте. Сейчас в рабочих группах могут применяться голос, текст, видеозаписи на разнообразных платформах. Человек получает промежуточные навыки в процессе формального обучения, при помощи сотрудников либо самостоятельно - к примеру, используя онлайн учебники.

Продвинутые навыки. Люди, работающие в сфере ИКТ, пользуются узкоспециализированными, продвинутыми навыками в ряде специальностей - в частности, в области компьютерного программирования, создания программного обеспечения, анализа информации и управления сетями. По аналогии с промежуточными навыками, количество и объем продвинутых навыков и профессий, в которых они требуются, постоянно увеличиваются. Самые современные комплексы навыков

представлены искусственным интеллектом (ИИ), крупными данными, кибербезопасностью, цифровым предпринимательством, интернетом вещей (1оТ), виртуальной реальностью

Для получения продвинутых навыков в основном необходимо формальное образование высшего уровня, но есть и иные способы их получения - в частности, курсы для новичков в кодировании либо онлайн-образование [17].

Для того, чтобы выработать цифровые навыки и требующуюся для работы квалификацию, следует пользоваться современными стратегиями и инновационными подходами.

Необходимо принимать во внимание, что на сегодняшний день у учащихся школы при прохождении курса «Информатика и ИКТ» большинство базовых навыков является сформированным. В соответствии с ФГОС основного общего образования [19], при изучении учебной дисциплины «Искусство» школьникам необходимо узнать разнообразные виды художественной деятельности. Это, помимо прочего, виды, в основе которых лежат ИКТ. Речь идет об анимации, мультипликации, компьютерной графике, видеозаписи, цифровой фотографии и пр. Осваивая дисциплину «Технология», ребенок должен научиться пользоваться технологиями предоставления, трансформации и применения данных, анализировать потенциал и сферы использования инструментов и методик ИКТ в рамках нынешнего производства и сферы обслуживания. Ключевые результаты изучения математики и информатики заключаются в следующем. У ребенка должна быть выработана алгоритмическая и информационная культура; также он должен понимать, что ПК - это универсальный инструмент для обработки данных. Кроме того, у ребенка должны быть выработаны ключевые умения и навыки пользования компьютерными устройствами. Важно также, чтобы школьник знал алгоритмические конструкции, логические значения и операция; владел каким-либо языком программирования; необходимо выработать у него умение систематизировать данные, правильно подбирать способ их представления в зависимости от стоящей задачи - в виде диаграмм, графиков, схем, таблиц, применяя требующиеся программные инструменты обработки информации. Следует также, чтобы школьник умел правильно и безопасно вести себя, работая с той или иной компьютерной программой в интернете, следовал правилам информационной этики и права.

Выработка способности пользоваться инструментами ИКТ, решая организационные, коммуникативные и когнитивные задачи, учитывая при этом эргономику, технику безопасности, гигиены, ресурсосбережения, этические и правовые установления, также предусматривает ФГОС среднего общего образования [19]. Для поддержания этого метапредметного результата существуют определенные требования к изучению предметной сферы «Математика и информатика» на уровне среднего общего образования. В рамках этого курса необходимо выработать у школьника представления о значении информатики и информационно-коммуникационных технологий в современно жизни. Необходимо, чтобы учащиеся знали правовую базу пользования компьютерными программами и работы в интернете. Также важно, чтобы у учащихся имелось представление о том, как информационные технологии влияют на жизнь современных людей; чтобы они знали физиологический, медицинский, эргономический, природный, юридический, культурный, политический, экономический и социальный аспекты ИТ; осознавали этические стороны ИТ, понимали ответственность человека, участвующего в разработке и использовании информационных систем, распространении данных [19].

ВЫВОДЫ

Социальное развитие, изменения в системе образования, обусловленные повсеместной информатизацией

и применением ФГОС, предъявляют множество требований к педагогу на сегодняшний день. Одно из таких требований - это знание цифровых технологий. В частности, педагог должен уметь пользоваться инструментами и средствами ИКТ, интерактивными технологиями, цифровыми учебными лабораториями, формировать цифровые образовательные ресурсы.

В настоящее время происходит активное развитие и совершенствование информационных технологий. Поэтому существующий уровень владения ИКТ педагогами не является достаточным. Это приводит сложностям в применении образовательных инструментов, направленных на использование ИКТ: мультимедийных образовательных программ, образовательных Интернет-ресурсов, удаленной системы образования, интерактивных технологий, цифровых лабораторий, электронных образовательных ресурсов. На этом основании, обучая будущих педагогов, необходимо предусмотреть в системе получения высшего образования вопросы, способствующие формированию цифровых навыков, позволяющих реализовать профессиональную деятельность в условиях качественно нового цифрового образовательного пространства.

В настоящей работе рассмотрены основные подходы к формированию цифровых навыков.

Ретроспективный анализ существующих цифровых инструментальных средств показал, что они являются наиболее перспективными, позволяющими эффективно реализовать потенциал цифровых технологий. Важно, чтобы освоение цифровых технологий было доступным и для этого не были нужны специальные знания в сфере программирования [20]. При этом они должны обеспечивать формирование полноценных интерактивных цифровых образовательных ресурсов. В частности, речь идет о сервисах Web 2.0: интерактивных плакатах, ментальных картах, интерактивных презентациях, интерактивных учебно-методических пособиях, on-line-тестах, интерактивных картах, лентах времени, «облаке» слов, схемах, Облачных сервисах Web 2 - LearningApps.org, Web-квестов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Куликова С.С., Яковлева О.В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов. Образование и наука. 2022;24(2):48-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-48-83

2. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука. 2020;22(3):116-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

3. Лис П. А. Проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики. Цифровая трансформация образования. Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции. 2018: 461-464.

4. Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК (пер. с англ.). Вопросы образования. 2018;4:21-43. DOI: 10.17323/1814-95452018-4-21-43

5. Ашимова Х.Н. Цифровые технологии как метод формирования информационных навыков студентов в процессе обучения. Globus. 2020;3(49):13-16.

6. Дмитриев Я. В., Алябин И. А., Бровко Е. И., Двинина С. Ю., Демьянова О. В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто. Университетское управление: практика и анализ. 2021; 25(2): 59-79. DOI 10.15826/umpa.2021.02.015.

7. Sudershan K.P. Enhancing digital skills in teaching / Bulletin of Osh State University. 2021;4(4): 128-132. DOI: 10.52754/16947452_202 1_4_4_128

8. Дерюгина И.А. Цифровые навыки студентов для цифрового мира. Тогу-старт: Фундаментальные и прикладные исследования молодых. Материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 2020: 202-207.

9. Босова Л.Л. О подходах к формированию цифровых навыков обучающихся на уровне общего образования. Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (в образовании). материалы международного научного конгресса. Минск, 2020:47-58.

10.10.Трофимова Н.Н. Цифровая грамотность и цифровые навыки в контексте трансформации системы образования. Альманах Крым. 2021;(27):78-86.

11. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Цифровые навыки населения. Цифровая экономика: экспресс-информация. 2017;1(58):1-4.

12. Навыки для взаимосвязанного мира. Концептуальная записка.

Неделя мобильного обучения 2018. Юнеско.

13. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 — 136 с.: ил., табл.

14. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер. Вопросы образования. 2017;3:с.184 DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3183-201

15. Борисова О.В. Модель цифровых и надпрофесиональных навыков финансового менеджера в цифровой экономике. Финансовая жизнь. 2020;1:89-92.

16. Магомедова М.А., Гамматаева С.Л. Значение развития цифровых навыков в образовании. Modern Science. 2022; 6-2:72-74.

17. Руководство по оценке цифровых навыков - ITU Academy

18. Берман Н.Д. Обучение в цифровой среде: необходимость формирования цифровых навыков преподавателей и студентов. Европейский педагогический форум. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020:64-68.

19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». М.: СПС Консультант Плюс, 2020:50.

20. Николаева М.А., Авдюкова А.Е. Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллин-га. Педагогический журнал Башкортостана. 2020;3 (88). DOI: 10.21510/1817-3992-2020-88-3-93-109

Received date: 19.11.2022 Revised date: 01.12.2022 Accepted date: 10.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.