Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / СТУДЕНТ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ИКТ / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Фатимат Махмудовна

В статье рассмотрен процесс формирование цифровых навыков у студентов при использовании ИКТ в процессе обучения информатике. Организация обучения информатике будущих специалистов с учетом формирования цифровых навыков позволяет решить проблемы планирования, организации и проведения учебных занятий, предоставит новый подход к разработке заданий по информатике, направленные на важнейшие навыки современного века - цифровые. дано определение понятия «цифровые навыки», рассмотрены типы цифровых навыков: базовые промежуточные и продвинутые. Показана роль использования технологий, которые открывают огромные перспективы для обучения и развития навыков, а внедрение и использование компьютеров и интернета в вузах одним из основных двигателей инноваций в образовательную практику, наблюдавшейся в последнее десятилетие в странах. Автор подчеркивает значимость образовательного программного обеспечения, что предоставляет больше возможностей для персонализации обучения, и позволяет учитывать конкретные потребности учащихся и информировать педагогов об успеваемости учащихся, тем самым позволяя им адаптировать свои собственные методы обучения. Пришел к выводу, что процесс формирования цифровой грамотности студентов не должен ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла, а должен приобрести междисциплинарный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабова Фатимат Махмудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' DIGITAL SKILLS USING ICT IN THE PROCESS OF TEACHING INFORMATICS

The article deals with the process of students' digital skills formation in the process of informatics teaching. Arrangement of future specialists' computer science education with regard to formation of digital skills allows solving problems of planning, organization and conduction of training sessions, providing new approach to development of computer science tasks, aimed at the most important skills of the modern century - digital skills. The definition of "digital skills" was given and the types of digital skills: basic intermediate and advanced ones were considered. The role of technology use is shown, which offers great prospects for learning and skills development, and the introduction and use of computers and the Internet in higher education is one of the main drivers of innovation in educational practices observed over the past decade in the countries. The author stresses the importance of educational software, which provides more opportunities to personalise learning, and allows students' specific needs to be taken into account and informs educators about students' progress, thus allowing them to adapt their own teaching methods. Concluded that the process of formation of digital literacy of students should not be limited to the study of disciplines of the information cycle, but should acquire interdisciplinary character.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ»

заложено в основу решения творческих задач, которое требует от студентов осознания конфликта между требованиями и условиями. Моделирование подобных задач отличается большими затруднениями, однако их роль в развитии творческого потенциала учащихся сложно переоценить. Обычно именно они приводят к возникновению коммуникации между всеми участниками мыслительной активности. Согласно замечанию К.А. Ремизовой, основанные на изучении познавательных процессов модели искусственного интеллекта позволяют установить взаимосвязь между обучающимися, преподавателями и научными деятелями с эффективными образовательными ресурсами в онлайн-среде, тем самым играя важнейшую роль в преподавании и обучении [5].

Напоследок представляется важным обращение к некоторым положениям исследования, посвященного вопросу влияния искусственного интеллекта на область современного образования. К.С. Итинсон и В.М. Чиркова описывают функции, определяющие эффективность применения технологий в ходе обучения, включая преподавательскую деятельность:

• автоматизация несложных базовых задач, в число которых входит проведение аттестации, планирование учебного расписания и ряд других, позволяет преподавателям сэкономить время для осуществления более фундаментальной деятельности, например, активного взаимодействия с обучающимися;

• интеграция предполагает объединение принятых для искусственного интеллекта решений с прочими инициативами в сфере информатизации образования, например, интеллектуальными технологиями и сетями, управляемыми так называемым Интернетом вещей, с целью обеспечения тренда на персонализированное обучение и принятия индивидуальных решений для обучающихся;

• идентификация заключается в применении аналитики данных, опирающейся на адаптивные решения инновационных технологий и способной оказать помощь в установлении критических аспектов как для студентов высшей школы, так и для участников педагогического звена. Координация возможностей искусственного интеллекта и надежной системы контроля и управления доступом окажет содействие в своевременном нахождении и предотвращении ожидаемых проблем;

• акклимация подразумевает выступление инновационных технологий в качестве неотъемлемого компонента образовательной среды, облегчающего адаптацию всех сторон учебного процесса относительно стремительных темпов технологической трансформации;

• разграничение основывается на привлечении аналитических возможностей искусственного интеллекта, которые способны обнаружить появление критических моментов, свидетельствующих о несоответствии потребностей обучающихся предлагаемому педагогами материалу, связанному с установленными приоритетами образовательных программ. Выявленные показатели, в свою очередь, помогут преподавателям разработать и привнести в учебный процесс наиболее актуальные и практичные сведения, отвечающие требованиям цифровой трансформации [2].

Выводы. Проведенный обзор теоретических статей по заявленной теме позволяет с уверенностью говорить об исключительной значимости искусственного интеллекта в образовании в целом и реализации педагогической деятельности в частности. Столь стремительные темпы его внедрения требуют кардинального пересмотра организационных и методологических аспектов учебного процесса. Роль инновационных технологий в контексте преподавания психологических дисциплин объясняется, прежде всего, междисциплинарным характером последних.

Неоспоримым остается тот факт, согласно которому достижения в области цифровых технологий, машинного обучения и искусственного интеллекта открывают новые перспективы и возможности для всех участников образовательных отношений. С их применением связывают наиболее эффективную трансляцию необходимого материала, повышение качества подготовки будущих специалистов, расширение интеллектуальной и творческой составляющих, облегчение адаптации всех сторон обучения к цифровой трансформации и многое другое. Однако не стоит забывать о сопутствующих проблемах и вызовах, брошенных высшему образованию. В связи с этим важно придерживаться ориентации образовательных программ непосредственно на участников процесса, а также сфокусироваться на рисках и угрозах применения технологий и возможностях их устранения.

Литература:

1. Афанасьева, Ж.С. Методологические подходы к преподаванию искусственного интеллекта в техническом вузе / Ж.С. Афанасьева, А.Д. Афанасьев, О.Л. Подлиняев // Успехи гуманитарных наук. - 2022. - № 1. - С. 194-201

2. Итинсон, К.С. К вопросу о влиянии искусственного интеллекта на сферу современного образования / К.С. Итинсон // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - №. 1 (34). - С. 299-301

3. Кукина, Н.В. Внедрение современных цифровых технологий в преподавание курса «Политическая психология» / Н.В. Кукина // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 176-178

4. Павельева, Н.В. Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса / Н.В. Павельева // Образование. Карьера. Общество. - 2010. - №. 3 (29). - С. 30-37

5. Ремизова, К.А. Использование искусственного интеллекта в обучении психологии / К.А. Ремизова // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. - 2017. - С. 38-42

6. Чемякина, А.В. К вопросу о совершенствовании процесса обучения студентов факультета психологии / А.В. Чемякина // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 321-323

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Информационные системы и программирование» Раджабова Фатимат Махмудовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирование цифровых навыков у студентов при использовании ИКТ в процессе обучения информатике. Организация обучения информатике будущих специалистов с учетом формирования цифровых навыков позволяет решить проблемы планирования, организации и проведения учебных занятий, предоставит новый подход к разработке заданий по информатике, направленные на важнейшие навыки современного века - цифровые. дано определение понятия «цифровые навыки», рассмотрены типы цифровых навыков: базовые промежуточные и продвинутые. Показана роль использования технологий, которые открывают огромные перспективы для обучения и

развития навыков, а внедрение и использование компьютеров и интернета в вузах одним из основных двигателей инноваций в образовательную практику, наблюдавшейся в последнее десятилетие в странах. Автор подчеркивает значимость образовательного программного обеспечения, что предоставляет больше возможностей для персонализации обучения, и позволяет учитывать конкретные потребности учащихся и информировать педагогов об успеваемости учащихся, тем самым позволяя им адаптировать свои собственные методы обучения. Пришел к выводу, что процесс формирования цифровой грамотности студентов не должен ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла, а должен приобрести междисциплинарный характер.

Ключевые слова: формирование, цифровые навыки, студент, использование, ИКТ, процесс, обучение, информатика.

Annotation. The article deals with the process of students' digital skills formation in the process of informatics teaching. Arrangement of future specialists' computer science education with regard to formation of digital skills allows solving problems of planning, organization and conduction of training sessions, providing new approach to development of computer science tasks, aimed at the most important skills of the modern century - digital skills. The definition of "digital skills" was given and the types of digital skills: basic intermediate and advanced ones were considered. The role of technology use is shown, which offers great prospects for learning and skills development, and the introduction and use of computers and the Internet in higher education is one of the main drivers of innovation in educational practices observed over the past decade in the countries. The author stresses the importance of educational software, which provides more opportunities to personalise learning, and allows students' specific needs to be taken into account and informs educators about students' progress, thus allowing them to adapt their own teaching methods. Concluded that the process of formation of digital literacy of students should not be limited to the study of disciplines of the information cycle, but should acquire interdisciplinary character.

Key words: formation, digital skills, student, use, ICT, process, learning, computer science.

Введение. В современной социокультурной среде информационные технологии нашли активное применение во всех сферах жизнедеятельности.

Цифровые навыки и механизмы их эффективного формирования остаются актуальной проблемой для высшего образования. Существует несколько проектов, направленных на развитие цифровых навыков студентов. По свидетельству учёных [1-5 и др.], развитые учебные сети могут поддерживать обучение студентов, либо когда студенты становятся ведущими своего обучения (например, через учебные платформы, Википространства, онлайн-рабочие пространства и т.д.), и использовать эти технологии для посредничества в общении со своими сверстниками и педагогами, чтобы реконструировать тему и переосмыслить свое понимание данного предмета, или путем расширения этих цифровых технологий для формирования более продвинутых комбинаций виртуальных сред и цифровых технологий (например, видео, аудио, вещания, опроса и скринкастов). Исследователи так же отмечают, что объединение цифровых технологий способствует не только изучению предмета, но и формированию у обучаемых цифровых навыков.

Изложение основного материала статьи. Так, тема исследования является актуальной, поскольку возрастают требования, предъявляемые к уровню подготовки будущих специалистов, что в свою очередь, отражается на образовательном процессе, особенно при обучении информатике и информационным технологиям. Организация обучения информатике будущих специалистов с учетом формирования цифровых навыков позволит решить проблемы планирования, организации и проведения учебных занятий, предоставит новый подход к разработке заданий по информатике, направленные на важнейшие навыки современного века - цифровые.

Цифровой навык это не просто как способ использования цифрового инструмента, но и осознанное понимание того, как применять его для достижения конкретного результата, решения задачи в быту или профессиональной деятельности, а также как намерение индивидуума приобрести соответствующие знания и опыт [3].

Типы цифровых навыков можно условно разделить по следующим уровням:

• базовому,

• среднему,

• продвинутому.

Базовые цифровые навыки необходимы для выполнения основных простейших задач в профессиональной деятельности и включают в себя функциональную цифровую грамотность.

Базовые навыки включают в себя:

• систему навыков работы с цифровым оборудованием (использование клавиатуры и сенсорного экрана др.);

• владение технологиями программного обеспечения (управление файлами на ноутбуках, цифровую обработку текстов, управление конфиденциальностью настройки на мобильных телефонах и др.);

• владение основными онлайн-операциями (умение пользоваться электронной почтой, заполнять онлайн-формы и др.).

Владение цифровыми навыками на среднем уровне позволяют использовать цифровые технологии еще более осмысленно и выгодно, включая способность критически оценивать технологию или создавать контент [6].

Данный уровень владения включает в себя следующие цифровые навыки:

• уметь работать в условиях автоматизированного рабочего места,

• осуществлять издательскоедело на цифровых платформах,

• осуществлять цифровой графический дизайн и цифровой маркетинг и др.

Продвинутые навыки необходимы специалистам в таких профессиях в области ИКТ, как компьютерное программирование и управление сетями в Интернете.

Использование технологий открывает огромные перспективы для обучения и развития навыков, а внедрение и использование компьютеров и интернета в вузах было одним из основных двигателей инноваций в образовательную практику, наблюдавшейся в последнее десятилетие в странах.

Повышение доступности инфраструктуры ИКТ и возможности подключения к Интернету лежало в основе цифровой стратегии в образовании России.

Использование компьютерного обучения или образовательного программного обеспечения или дало более многообещающие результаты (чем вмешательства, направленные на расширение доступа к ИКТ дома и в школе), особенно в математике.

В отличие от программ, нацеленных на общие инвестиции в компьютеры или Интернет, подключение для расширения доступа, обучение с помощью компьютера фокусируется на «четко определенном использовании конкретных прикладных приложений.

В отличие от общих инвестиций в ресурсы ИКТ, образовательное программное обеспечение предоставляет больше возможностей для персонализации обучения, что позволяет учитывать конкретные потребности учащихся и информировать педагогов об успеваемости учащихся, тем самым позволяя им адаптировать свои собственные методы обучения.

Онлайн-лаборатории (удаленные или виртуальные) предоставили новые возможности обучения и преподавания в области STEM. Виртуальные онлайн- лаборатории дают возможность для моделирования научных экспериментов. Удаленные лаборатории предоставляют студентам доступ к лабораторному оборудованию, расположенному в другом месте, через подключение к Интернету. Оба вида онлайн лабораторий предлагают преимущества с точки зрения ограничения затрат на доступ к экспериментальному обучению, гибкость (например, с точки зрения учебного времени) и обучению студентов. Действительно, такие лаборатории могут служить как дополнением или даже заменой лабораторий при условии, что студенты и преподаватели имеют доступ к интернет [4].

Технологии предоставляют новые средства для расширенного совместного обучения, будь то на больших расстояниях или между студентами разных культур.

Совместная работа на основе технологий демонстрирует большое количество потенциальных преимуществ с точки зрения расширенного официального использования. Гибкость (например, совместное работа над одним документом студентами в любое время и из любого места), культурное разнообразие (например, за счет увеличения масштабов трансграничного сотрудничества), обучение студентов (хотя и не обязательно больше, чем при личном общении), взаимодействие и вовлеченность студентов, а также навыки мышления. Сотрудничество, основанное на технологиях, может повысить доверие студентов, а также их производительность.

Развитие искусственного интеллекта открыло новые возможности для персонализации обучения и увеличило учебные материалы, тем самым еще больше повышая эффективность компьютерных инструкция. Систему искусственного интеллекта можно определить как «систему на основе машин», которые могут для данного набора целей, определенных человеком, делать прогнозы, рекомендации или принимать решения, оказывающие влияние на реальную или виртуальную среду.Системы искусственного интеллекта предназначены для работы с различными уровнями автономии». искусственного интеллекта открывает огромные перспективы для персонализации обучения: приложения искусственного интеллекта позволяют идентифицировать материалы и подходы в соответствии с потребностями каждого студента и, опираясь на данные студентов, сделать прогноз и рекомендации о том, как проводить учебную деятельность.

Как уже упоминалось, цифровые навыки развиваются в непрерывном процессе, и они постоянно обновляются в соответствии с изменениями в технологиях. Цифровые навыки занимают свое место в более широкой структуре, которую часто называют «навыками 21 века».

Согласно отчету Всемирного экономического форума, навыки 21 века состоят из трех «столпов»: базовых навыков, компетенций и качеств характера. Иногда навыки 21 века называют «мягкими навыками». Цифровые навыки подпадают под категорию базовых. Это подчеркивает огромную важность связимежду цифровыми навыками и другими компетенциями и качествами характера - все это в рамках общей системы обучения на протяжении всей жизни.

Цифровые технологии быстро развиваются в последние десятилетия, изменяя то, как мы получаем доступ к информации, а также человеческое взаимодействие и общение. Однако самое главное, что они также преобразовали и различные рабочие места, влияя на глобальную экономику и общество. Информатика - это широкая дисциплина, требующая владения различными языками программирования и их применение для обеспечения желаемой цифровой функциональности в различных областях, которые постоянно развиваются.

Конкретные языки программирования и алгоритмы проектирования требуют разных навыков, таких как умение разрабатывать цифровые инструменты для разных отраслей; разрабатывать аппаратное и программное обеспечение для работы интернет-протоколов, облачных архитектур, веб-сайтов и мобильных приложений; или для запуска автоматических навигационныхсистем беспилотных автомобилей или сенсорных сетей ферм.

Также востребованы разработка математических алгоритмов, определяющих процесс принятия решений в различных отраслях, или создание и настройка роботов и других человеко-машинных интерфейсов.

В научном квалификационном исследовании мы говорим о нехватке цифровых навыков и рабочей силы и ее эволюцию с новыми технологиями, а также адаптацию образования к новым рабочим местам. Мы можем утверждать, что цифровые навыки необходимы как пользователям, так и создателям цифровых технологий. По современным прогнозам, базовые и промежуточные цифровые навыки будут все более востребованы на нетехнических должностях, потому что оцифровка промышленности потребует овладения цифровыми технологиями, и что более продвинутые цифровые навыки станут необходимы на должностях, которые отвечают за создание и поддержание новых поколений цифровые инструменты, необходимые в разных отраслях, включая экономику.

Системы образования во всем мире искали оптимальный подход к внедрению цифрового обучения с точки зрения соответствующего возраста и методологии (Resnick et al., 1988; Resnick, 1993). Это очень важно точно определить, чему следует учить на каждом этапе учебной программы, чтобы обеспечить цифровые компетенции для профессий, требующих цифровых навыков. Для этого важно иметь наиболее точные прогнозы рабочих мест, требующих цифровые навыки, и каждая отрасль должна активно согласовывать свои планы по цифровому повышению квалификации своей рабочей силы со своими бизнес-целями. Система образования также должна предоставить необходимое цифровое обучение новым и активным работникам [2].

Языки программирования обязательны для программистов, разрабатывающих программное обеспечение, а знание некоторых языков программирования также желательно для работы, не связанной с программированием.

Используются цифровые решения, функциональные возможности которых необходимо адаптировать. Однако языки программирования часто не нужны для других работ, требующих других цифровых навыков и использующих инструменты, не требующие адаптации. Кроме того, разработка программного обеспечения неизбежно приведет к появлению нового поколения языков с упрощенным синтаксисом и кодированием, облегчающим быстрое и легкое изучение [1].

Представлены подходы к приобретению цифровых навыков. Кроме того, пандемия подстегнула инновации, в цифровых инструментах и платформах и увеличила оцифровку бизнес-процессов, продуктов и сервисов. В свете последних событий в мире, все большее внимание уделяется использованию цифровых технологий [5].

Мы определяем цифровые навыки как набор технологических способностей, которые могут быть полностью или частично приобретены до поступления на работу.

Некоторые цифровые навыки используются для проектирования, создания и обслуживания инструментов и решений для различных отраслей. Разные навыки создают разные категории цифровых пользователей и профили должностей.

Выводы. Таким образом, процесс формирования цифровой грамотности студентов не должен ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла, а должен приобрести междисциплинарный характер. В содержании программы должно быть предусмотрено освоение всех общих и профессиональных компетенций. То есть все компетенции должны найти место в содержании программ профессиональных модулей, дисциплин.

Литература:

1. Власов, А.Ю. Организация образовательного процесса по информатике в среде дистанционного обучения Moodle / А.Ю. Власов, С.А. Деева // Образование и наука в современных условиях. - 2016. - № 3 (8). - С. 51-54

2. Губарь, Л.Р. Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики / Л.Р. Губарь // Педагогическое мастерство Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 129-133

3. Исследовательский спецпроект «Цифровая грамотность для экономики будущего» // Аналитический центр НАФИ, 2018. (https://nafi.ru/projects/sotsialnoerazvitie/tsifrovaya-gramotnost-dlya-ekonomikibudushchego/)

4. Колобов, А.Н. Совершенствование обучения математике и информатике с использованием информационных технологий / А.Н. Колобов // Электронный научныйжурнал. - 2016. - № 5 (8). - С. 253-257

5. Лихачева, Т.Г. Принципы, применяемые в процессе непрерывного обучения дисциплинам «Информационные технологии в менеджменте» и «Информационные технологии в управлении персоналом» на факультете ЭМИТ В ВГТУ / Т.Г. Лихачева // Управление строительством. - 2017. - № 1 (9). - С. 54-58

6. Сафарли, М.С. Использование современных образовательных технологий в деятельности молодого педагога / М.С. Сафарли, Э.В. Гиниятова // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 1. - С. 212-216

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и технологий начального образования, декан факультета начальных классов Рамазанова Эльмира Алиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (Махачкала)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрено декоративно-прикладное искусство как инструмент развития навыков самостоятельной работы учащихся. Изучение и творческое осмысление опыта народных художественных промыслов может стать серьезным подспорьем в работе преподавателя декоративного искусства в новых общеразвивающих и предпрофессиональных программах детских школ искусств. В процессе освоения стилистических и технических приемов изготовления предметов декоративного искусства, младшие школьники получают возможность применить знания и умения, полученные ими на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. В процессе самостоятельной работы происходит изменение в соотношение между активностью учителя и детей, где активность детей значительно выше. В самостоятельной деятельности существенно расширяются мыслительные операций, в зависимости от которых находится сознательность усвоения. Автор приходит к выводу, что в процессе обучения учитель дает возможность приобрести детям тот опыт творчества, который необходим для создания интересных и красивых изделий.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, инструмент, развитие, навык, самостоятельная работа, учащиеся.

Annotation. This article deals with the decorative and applied art as a tool to develop students' skills of independent work. Studying and creative comprehension of folk arts and crafts experience can be a great help in the work of decorative art teacher in the new general and pre-professional curricula of children schools of art. In the process of mastering of stylistic and technical skills of decorative art subjects the junior schoolchildren get the opportunity to apply the knowledge and skills acquired during their decorative and applied art classes. In the process of independent work there is a change in the ratio between the activity of the teacher and children, where children's activity is much higher. In independent activity there is a significant expansion of thought operations, depending on which is the consciousness of assimilation. The author concludes that in the process of learning, the teacher gives children the opportunity to acquire the experience of creativity, which is necessary for creating interesting and beautiful products.

Key words: arts and crafts, tools, development, skill, independent work, pupils.

Введение. Современная эпоха не только порождает новые системы образования, новые программы образования, но и вскрывает проблемы и сложности усвоения этих программ. И другие проблемы, вызванные усложнением технологической, социальной и общественной жизни, но и открывает новые возможности, через использование современных наглядных образовательных инновационных технологий и межпредметных связей, мотивирующих на развитие воображения и фантазии учащихся младших классов. Сегодня в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается приоритет авторского начала в художественной культуре, то же происходит и с авторскими программами обучения детей.

На сегодняшний день педагогическая наука значительно расширила исследовательскую деятельность в области педагогики, психологии и методологии обучения. Результаты научных поисков, активизация и совершенствование известных методов свидетельствуют о стремлении ученых и педагогов поставить процесс обучения на прочную научную основу, отвечающую требованием педагогической теории и практике.

Изложение основного материала статьи. Научные работы в области психологии и дидактики принадлежат Б.Г. Ананьеву, С.П. Ломову, В.П. Зинченко, В.С. Кузину, В.А. Сластенину.

Определенные успехи в области психологии и физиологии способствовали методической науке более фундаментально опираться на исследования П.К. Анохина, П.П. Блонского, А.В. Запорожца, К.П. Павлика, Н.П. Сакулиной, А.Г. Хрипковой, М.С. Шехтера.

Изучением народного творчества и декоративного искусства занимались, профессор Н.К. Хроменков, профессор Корешков В.В., выдающиеся педагоги-художники А.В. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, И.Я. Богуславская, Г.Л. Дайн, Л.А. Динцесс, Е.Л. Флерина, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова, М.А. Некрасова.

Этнограф Ю.В. Бромлей, который писал «Нельзя забывать, что традиции, передающиеся из прошлого в настоящее, есть важнейшие функционирующие компоненты каждого жизнедействующего общества» [6, С. 23].

Вопросы декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования раскрываются в работах: Н.Н. Анисимова, Л.А. Буровкиной, Т.В. Гановой, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, С.П. Ломова,

A.А. Прищепы, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова и др.

Все больше исследователей занимались проблемами изобразительной деятельности детей: Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Н.Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов.

Пространственными и композиционными вопросами занимались ученые и педагоги: Т.Ф. Беляева, О.И. Галкина, И.П. Глинская, Т.Д. Донцова, Г.Г. Ивашова, Н.П. Криченко, В.К. Лебедко, А.А. Люблинская, Ю.М. Мухина,

B.М. Непомнящий, Г.Ф. Хакимов, И.С. Якиманская.

Изучение и творческое осмысление опыта народных художественных промыслов может стать серьезным подспорьем в работе преподавателя декоративного искусства в новых общеразвивающих и предпрофессиональных программах детских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.