Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА'

ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / НАВЫКИ XXI В / DIGITAL ART / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / INTEGRATION OF GENERAL AND VOCATIONAL TRAINING / PERSONAL DEVELOPMENT / 21ST CENTURY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляев Юрий Юрьевич, Паршина Мария Михайловна

В данной статье рассматривается возможность использования элементов цифрового искусства в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования, влияние цифрового искусства на интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также значение цифрового искусства для развития личности студентов. Авторы подготовили краткий обзор существующих методик применения элементов цифрового искусства в образовании, в том числе на примере высшей школы, а также провели эксперимент по внедрению элементов цифрового искусства в учебный план дисциплины «Информатика» для учащихся колледжа. Результаты исследования показали, что внедрение элементов цифрового искусства в образовательный процесс содействует развитию гармоничной личности учащегося, развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, повышает мотивацию студентов к учебе. При этом показано, что цифровое искусство можно также с успехом применять в обучении специальностям, не связанным напрямую с искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуляев Юрий Юрьевич, Паршина Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ART AS AN INTEGRATION TOOL GENERAL EDUCATION AND VOCATIONAL TRAINING AND STUDENT PERSONALITY DEVELOPMENT

This article discusses the possibility of using elements of digital art in the educational process in institutions of secondary vocational education, the impact of digital art on the integration of general education and vocational training, as well as the importance of digital art for the development of students’ personalities. The authors prepared a brief overview of existing methods of applying the elements of digital art in education, including the example of higher education, and also conducted an experiment to introduce elements of digital art into the curriculum of the discipline «Computer Science» for college students. The results of the study showed that the introduction of elements of digital art in the educational process contributes to the development of a harmonious personality of the student, the development of creative skills and the ability to work independently with information, and increases the motivation of students to study. It has been shown that digital art can also be successfully used in teaching specialties not directly related to art.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2020. №2

Цифровое искусство как инструмент интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки и развития личности студента

Ю. Ю. Гуляев, М. М. Паршина

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])

В данной статье рассматривается возможность использования элементов цифрового искусства в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования, влияние цифрового искусства на интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также значение цифрового искусства для развития личности студентов. Авторы подготовили краткий обзор существующих методик применения элементов цифрового искусства в образовании, в том числе на примере высшей школы, а также провели эксперимент по внедрению элементов цифрового искусства в учебный план дисциплины «Информатика» для учащихся колледжа. Результаты исследования показали, что внедрение элементов цифрового искусства в образовательный процесс содействует развитию гармоничной личности учащегося, развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, повышает мотивацию студентов к учебе. При этом показано, что цифровое искусство можно также с успехом применять в обучении специальностям, не связанным напрямую с искусством.

Ключевые слова: цифровое искусство; среднее профессиональное образование; интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки; развитие личности; навыки XXI в.

На сегодняшний день во многих областях всё более востребованными становятся специалисты широкого профиля, гармонично развитые личности, умеющие не только выполнять определенный набор операций, но и готовые работать на стыке нескольких специальностей, способные к непрерывному самообучению и совершенствованию своего уровня подготовки . Особое внимание в процессе подготовки молодых специалистов следует уделять формированию таких важных навыков и умений XXI в . как: 1) способность к размышлению и умение учиться; 2) готовность к непрерывному самообразованию; 3) культурные компетенции, навыки общения и самовыражения; 4) мультиграмотность; 5) умение работы с ИКТ; 6) навыки трудовой деятельности и предпринимательства [20]. Особую помощь в этом может оказать внедрение элементов цифрового искусства в образовательный процесс, причем это может происходить как на уроках, так и во внеурочное время .

Авторами данной статьи предпринята попытка оценить возможности использования цифрового искусства в процессе подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования, рассмотреть накопленный практический опыт внедрения элементов цифрового искусства в учебный процесс, а также выявить влияние цифрового искусства на развитие личности студента и интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования в России .

1. Цифровое искусство в образовании

Цифровое искусство, как пишет в своей книге куратор и исследователь новых медиа, профессор Школы исследований медиа в Новой школе Нью-Йорка, куратор искусства новых медиа в Музее Уитни в Нью-Йорке Кристиана Пол, подразделяют на две крупные категории: 1) искусство, «в котором цифровые технологии используются как инструмент для создания более или менее традиционных произведений -фотографий, гравюр, скульптур», 2)»подлинно цифровое искусство, которое создается, хранится и распространяется с помощью цифровых технологий» [8].

Существует несколько подвидов цифрового искусства: цифровая живопись, цифровая фотография, векторная графика, трехмерная графика и анимация, фрактальная графика, типографика, создание объектов виртуальной реальности, анимационный дизайн и компьютерная анимация . Все они по-своему значимы и могут применяться в учебном процессе

Хотя уже проводились некоторые исследования, посвященные применению цифрового искусства в образовательных целях, они не рассматривали вопросы интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования . В то же время эти исследования дают основу для размышлений о возможностях использования цифрового искусства, в том числе и в среднем профессиональном образовании

Так, например, исследователи из ФГБОУ ДПО Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России приводят очень важное для понимания определение цифровой педагогики: «цифровая педагогика - это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения при помощи информационных технологий и интернета», подчеркивая при этом, что «цифра» является только средством, механизмом инновационного развития образовательного процесса [11]. Кроме того, те же авторы перечисляют и основные риски внедрения цифровой педагогики:

• «цифровое рабство» (использование цифровых данных для управления поведением обучающихся);

• неготовность преподавательского состава к массовому внедрению ИКТ в учебный процесс;

• риск негативных последствий воздействия информационных технологий на человека;

• «цифровой разрыв» - разрыв в цифровом образовании, обусловленный различиями в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам в зависимости от уровня благосостояния обучающихся, а также места их проживания [11]

Исследователь Ю-тиан Йе из Института Искусств в провинции Хубэй в Китае приводит данные об использовании виртуальной лаборатории, основанной на технологии виртуальной реальности, в обучении студентов и подготовке преподавателей Данная лаборатория может применяться в обучении различным предметам [22].

Есть также ряд исследований, посвященных внедрению элементов цифрового искусства в процесс обучения специальностям, тесно связанным с искусством Например, сотрудники учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им . А . И . Герцена разработали образовательную концепцию и систему подготовки современного педагога-музыканта, базирующуюся на использовании музыкально-компьютерного инструментария [3; 4]. Группа исследователей из ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет разработала многоуровневую модель цифрового образования по предметам эстетического цикла для студентов института культуры и искусств Проект представлял собой открытый научно-популярный справочный интернет-ресурс по истории западноевропейской и русской музыкальной культуры для студентов и широкого круга читателей, главная направленность которого определялась образовательными и просветительскими задачами [2]

И . Л . Сиротина из Национального исследовательского Мордовского государственного университета им Н П Огарева в г Саранске проанализировала соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров и сделала вывод о том, что этнодизайн в формате цифрового искусства - это особое, весьма перспективное направление в процессе обучения дизайнеров [10].

Однако более интересными с точки зрения вопросов интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки являются исследования, которые проводились в процессе обучения специальностям, не связанным напрямую с искусством . В период с 2013 по 2016 гг. был реализован европейско-российский проект «Улучшение российского

креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами Европейского союза», осуществленный в рамках программы Темпус, софинансируемой Европейским союзом (Еи) . В данном проекте принимали участие университеты Финляндии, Великобритании и Португалии, а также десять крупных российских учебных заведений высшего образования . Проект был нацелен на развитие магистерской ступени дизайн-образования в области цифрового искусства [7]. В рамках данного проекта были разработаны курсы «Экология и цифровое искусство» и «Цифровое искусство в стратегическом градостроительстве», предназначенные для студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по направлению 07.04.04 «Градостроительство» [6, 9]. Отметим, что эти курсы предназначены для студентов университета, однако, было бы интересно распространить этот опыт и на учащихся учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по похожим специальностям

Исследователи из Китая отмечают необходимость тесного сотрудничества между школами, предприятиями и технологическими платформами, так как существует проблема отставания деятельности в области профессионального образования от развития индустрии цифрового искусства В этом контексте подчеркивается важность сотрудничества школ и предприятий и сбора данных [21].

Группа ученых из университета г Турку в Финляндии приводит данные о применении цифровых методов в обучении биологии . Наиболее широко используемыми цифровыми методами обучения были виртуальная экскурсия и онлайн-лаборатория . Обучение отличалось интерактивностью, гибкостью и безопасностью Цифровые методы обучения развили индивидуальное управление знаниями и мышление учащихся, особенно в отношении фактических знаний и концепций [23].

В то же время исследователи из разных стран сходятся во мнении, что сейчас в образовательной среде преобладает ошибочная тенденция полагать, что интеллектуальное образование важнее эстетического . Об этом пишет Цуй Яньцин из Университета Биньчжоу, Колледжа искусств провинции Шаньдун в Китае [19]. Российские исследователи Е . М . Акишина и Е . Н . Пирязева отмечают: «В наибольшей степени развитию творческих способностей содействует приобщение личности к искусству . Именно постижение искусства - наиболее естественный способ развития креативности Формируя способность находить новые, неординарные пути решения задач различной сложности, искусство одновременно воздействует на эмоциональную сферу человека, обеспечивая полноценное духовное, нравственное, эстетическое и этическое воспитание обучающихся» [1]

Таким образом, анализ имеющихся данных о внедрении цифрового искусства в образовательный процесс показывает, что на сегодняшний день цифровое искусство в образовании используют только для решения узкоспециальных задач профессиональной подготовки кадров, либо при изучении отдельных предметов, почти никак не связывая между собой профессиональную и общеобразовательную подготовку Однако обучая студентов, необходимо заботиться и об интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки, и о развитии личности учащихся

Цель этой статьи - начать заполнять этот пробел в применении цифрового искусства в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования с целью развития личности учащихся

2. Материал исследования

Нами был проведен подробный анализ действующих нормативных документов в области начального и среднего профессионального образования в России по специальностям 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», 08 02 01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 07.02.01 «Архитектура», 27.08.43 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 27 02 02 «Техническое регулирование и управление качеством», а также по профессиям 23 01 07 «Машинист крана (крановщик)» и 23.01 .06 «Машинист дорожных и строительных машин» [12-18].

В эксперименте участвовали студенты колледжа, обучающиеся по специальности 09.02.01, 23.01 .07 и 23.01 .06. В качестве контрольной группы выступали учащиеся, обучающиеся по специальности 27 02 02 В группе 09.02.01 было 30 учащихся, в группах 23.01.07 и 23.01 .06 было по 15 учащихся, в контрольной группе 27.02.02 было 25 учащихся .

3. Проведение исследования

В первой части исследования нами был проведен эксперимент со студентами колледжа, обучающимися по специальности 09 02 01 «Компьютерные системы и комплексы» на 1-м курсе по разработке 3D-моде-лей игровых персонажей на уроках информатики, а также по созданию изображений фрактальной графики Выполнение данных заданий было добровольным, так как 3D-моделирование не входит в рабочую программу по дисциплине «Информатика»

Также нами был проведен эксперимент с двумя группами учащихся начального профессионального образования, получающих профессии 23 01 07 «Машинист крана (крановщик)» и 23 01 06 «Машинист дорожных и строительных машин» Следует отметить, что по сравнению с первой группой учащихся, студенты этих двух групп имели более слабую компьютерную подготовку, а студенты группы, обучающейся по профессии 23 01 07 «Машинист крана (крановщик)», также в большинстве своем имели и серьезные проблемы с поведением на занятиях и мотивацией к учебе . Со студентами этих двух групп было проведено ознакомительное

занятие о видах цифрового искусства, а затем им было дано задание сделать постер на тему «Цифровое искусство» в программе PowerPoint . Следует отметить, что освоение программы PowerPoint входит в учебный план дисциплины «Информатика» для этих профессий .

4. Результаты исследования

Учащиеся группы 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» восприняли предложенные им задачи с большим интересом, активно самостоятельно искали информацию в сети про существующие программы по созданию объемных моделей, изучали видео-уроки, задавали преподавателю вопросы, консультировались друг у друга и смогли представить модели, сделанные самостоятельно . Для этого они с помощью видеоуроков на Youtube и советов учителя освоили основы работы в программе CINEMA 4D . Большой интерес также вызвала фрактальная графика, так как ранее учащиеся не были знакомы с понятием «фрактал», многие из них стали искать в интернете информацию о видах фракталов, их геометрической составляющей, свойствах самоподобия . Это дало отсылку к дисциплине «Математика», которая также входит в учебный план специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» . Некоторые студенты попробовали нарисовать фрактал в программе Adobe Photoshop, а для этого им пришлось самостоятельно искать информацию о том, как работать в этой программе . По сравнению с контрольной группой учащиеся группы 09 02 01 «Компьютерные системы и комплексы» показали большую заинтересованность в изучении предмета после получения данных заданий, чем учащиеся, которые выполняли стандартные задания Кроме того, в дальнейшем студенты группы 09 02 01 «Компьютерные системы и комплексы» демонстрировали более высокие навыки умения работы с информацией, поиска новой информации . В целом, данная работа способствовала выработке навыков самостоятельной работы и поиска информации, самообразования, коммуникативности, развитию креативности и творческого мышления

Студенты, получающие профессии 23.01.07 «Машинист крана (крановщик)» и 23.01 .06 «Машинист дорожных и строительных машин» также с интересом восприняли предложенное им задание . Ранее они не были знакомы с термином «Цифровое искусство», однако это понятие их заинтересовало, и они также активно стали искать в сети информацию о видах и использовании цифрового искусства Постеры, посвященные цифровому искусству, студенты делали с большим интересом и вдохновением, попутно задавая преподавателю вопросы, как лучше реализовать свои творческие замыслы в программе PowerPoint Это способствовало и развитию профессиональных компетенций, и творческих навыков студентов, а также расширению кругозора . Таким образом, в ходе выполнения данного задания открылись возможности и для экологического воспитания студентов

5. Выводы

По результатам анализа нормативных документов в области начального и среднего образования в России мы выделили три класса профессий, которые можно получить в колледже: 1) профессии, которые непосредственно связаны с искусством (дизайнеры, архитекторы, музыканты и т.д. ), 2) профессии, которые, на первый взгляд, к искусству не имеют отношения (электрики, автомеханики и т. д .), 3) профессии, тесно связанные с компьютером (системные администраторы, программисты и т д )

С первым типом профессий особых сложностей не возникает: достаточно внедрить элементы цифрового искусства в учебную программу по профессиональным предметам, создать возможности для развития компьютерного творчества . Например, получение специальности 08.02.01 . «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предполагает изучение учебной дисциплины «Архитектурно-строительный дизайн» . В учебном плане специальности 07.02.01. «Архитектура» присутствуют как общепрофессиональные дисциплины, такие как «Рисунок и живопись», «История архитектуры», «Типология зданий», так и профессиональные модули - «Проектирование объектов архитектурной среды», «Планирование и организация процесса архитектурного проектирования» . Учащийся может создать собственный графический проект с помощью таких компьютерных программ, как Apophysis (программа для создания фракталов), ArtRage (программа для художников), Hornil StylePix (универсальный графический редактор), TwistedBrush (программа для дизайнеров и художников) и многих других программ Это интересные, современные, практически полезные знания . Кроме того, работа в подобных программах способствует развитию творческого мышления и самовыражения

Рассмотрим теперь, как цифровое искусство может помочь в подготовке специалистов другого профиля, не связанного с графикой или музыкой. Например, откроем учебный план для специальности 27.08.43 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» . Обязательная часть углубленной подготовки будущих электриков должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», а также «Информатика» Объединить эти 4 дисциплины, сделать занятия интересными и увлекательными поможет цифровое искусство Например, можно предложить учащимся создать компьютерную 3D-модель какого-либо значимого архитектурного сооружения (как вариант, недавно печально сгоревший собор Парижской Богоматери или какую-либо местную городскую архитектурную достопримечательность) учащиеся могут самостоятельно выбрать архитектурный объект Студенты могут работать в командах, это позволит им

улучшить коммуникативные навыки В процессе работы можно обсудить с учениками необходимость свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий (это вопросы, которые обсуждаются в рамках дисциплины «Основы философии»). Таким образом, мы обеспечим интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также сделаем уроки интересными .

Третий тип специальностей, которые можно получить в российском колледже, тесно связан с компьютерами Например, получение специальности 09 02 01 «Компьютерные системы и комплексы» включает в себя изучение таких учебных дисциплин как «Основы программирования и баз данных», «Инженерная компьютерная графика» И здесь открывается широкий простор для внедрения цифрового искусства в образовательный процесс .

6. Заключение

Цифровое искусство в образовательном процессе предоставляет широкие возможности для интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся учреждений среднего профессионального образования . Деятельность студентов, связанная с освоением цифрового искусства, открывает широкие перспективы для развития гармоничной личности студента, способствует развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, быстро находить и осваивать новую информацию, повышает мотивацию студентов к учебе, а также создает возможности, в том числе, и для экологического воспитания учащихся . Следовательно, внедрение цифрового искусства в образовательный процесс среднего профессионального образования способствует развитию навыков и умений специалиста XXI в . , способного поддерживать усилия по обеспечению устойчивого развития в мире

Литература

1. Акишина Е. М., Пирязева Е. Н. Современное цифровое искусство как фактор творческого развития личности . Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019» (International conference «Education Environment for the Information Age - 2019») (EEIA - 2019): сборник научных трудов / под ред . С . В . Ивановой . М . : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2019 . С. 1187-1198.

2. Артемова Е. Г., Бодина Е. А., Телышева Н. Н. Разработка многоуровневой модели цифрового образования по предметам эстетического цикла // Педагогика искусства. 2019. № 1 . С. 8-13 .

3. Горбунова И. Б., Панкова А. А. Комплекс образовательных дисциплин информационной подготовки педагога-музыканта: структура, содержание, принципы формирования . // Теория и практика общественного развития . 2015. № 18. С. 287-291.

4. Горбунова И. Б., Орлова Е. В. Музыкально-компьютерные технологии как основа новых самостоятельных образовательных направлений. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 307-309.

5. Заплатникова В. А., Балалов В.В., Ткалич С.К. Развитие дизайн-образования с помощью цифровых технологий. Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар . науч . - практ . конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г. ) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. 2016. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». № 3 (8). С. 59-62.

6. Кукина И.В., Осадчук М. А. Цифровое искусство в стратегическом градостроительстве . Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Российское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС». 2016. М. : Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. С. 183-191.

7. Курасов С. В., Лаврентьев А. Н., Мясникова Л. Г. Цифровое искусство в России Направления развития и опыт школ дизайна и архитектуры Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Российское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС», М. : Московская государственная художественно-промышленная академия им . С . Г . Строганова . 2016 . С. 9-18 .

8. Пол Кристиана Цифровое искусство . 2017 . Изд-во Ад Маргинем Пресс . 460 с .

9 . Рабочая программа по дисциплине «Экология и цифровое искусство» . Материалы Международной научно-практической конференции «Российское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС», (Москва, 29-30 сентября 2016 г ) 2016 М . : Изд-во Московская государственная художественно-промышленная академия им С Г Строганова С 394-399

10. Сиротина И. Л. Соотношение элементов традиционной этнической куль -туры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки . 2018. т. 20. № 6. С. 81-84.

11. Шестак Н. В., Крутий И. А., Карнаушенко П. В. Цифровая педагогика в учебном процессе медицинского образования . // Виртуальные технологии в медицине . 2019 . № 2 (22). С . 54-56.

12. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования

13. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 07 02 01 «Архитектура»

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 27. 08.43 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09. 02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

16 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про-

фессионального образования по специальности 27. 02. 02 «Техническое регулирование и управление качеством»

17 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про-

фессионального образования по профессии 23 01 07 «Машинист крана (крановщик)»

18 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про-

фессионального образования по профессии 23 01 06 «Машинист дорожных и строительных машин» 19. Cui Yanqing Innovative Exploration of Aesthetic Education Teaching in Colleges and Universities in the Era of Digital Media. // Transactions on Computer Science and Technology. 2019 . Vol . 7(1). pp . 5-9 .

20 . Lonka Kirsti Phenomenal Learning From Finland Helsinki, Edita Publishing

Oy. 2019. P. 224.

21 . Tan Jun Research on Data Mining Model of Digital Art Education under the

Background of School-Enterprise Cooperation . // Materials of the 3rd International Conference on Economics, Management Engineering and Education Technology (ICEMEET 2019). Francis Academic Press, UK. 2019 . pp. 1671-1675. DOI: 10. 25236/icemeet. 2019. 340

22. You-tian Ye Design and Implementation of Digital Art Teaching System Based on Interactive Virtual Technology. URL: http://www. i-jet . org iJET 2016 . Vol. 11 . Is. 11 . pp .49-54. https://doi .org/10.3991/ijet. v11i11. 6254 23 . Yli-Panula E , Jeronen E. , Inkinen J . , Sohlman S. Digitaaliset opetusmenetelmat biologian opetuksessa ja oppimisessa (Digital teaching methods promoting biology learning), 2019 . P . 425-443. In . M . Rautiainen, & M . Tarnanen, (Eds . ) (2019). Tutkimuksesta luokkahuoneisiin . Ainedidaktisia tutkimuksia . URL: http://hdl . handle . net/10138/298542

сведения об авторах

Гуляев Юрий Юрьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected], guliev8364@ yandex.ru

Паршина Мария Михайловна - аспирантка факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

Digital art as an integration tool general education and vocational TRAINING and STUDENT PERSoNALITY DEVELoPMENT

Yu.Yu. GuLYAEV, M. M. PARSHINA

This article discusses the possibility of using elements of digital art in the educational process in institutions of secondary vocational education, the impact of digital art on the integration of general education and vocational training, as well as the importance of digital art for the development of students' personalities. The authors prepared a brief overview of existing methods of applying the elements of digital art in education, including the example of higher education, and also conducted an experiment to introduce elements of digital art into the curriculum of the discipline «Computer Science» for college students. The results of the study showed that the introduction of elements of digital art in the educational process contributes to the development of a harmonious personality of the student, the development of creative skills and the ability to work independently with information, and increases the motivation of students to study. It has been shown that digital art can also be successfully used in teaching specialties not directly related to art.

Key words: digital art; secondary vocational education; integration of general and vocational training; personal development; 21st century skills.

References

1 . Akishina E. M . , Piryazeva E. N . Sovremennoye tsifrovoye iskusstvo kak faktor tvorcheskogo razvitiya lichnosti . Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Obrazovatelnoye prostranstvo v informatsionnuyu epokhu - 2019» (International conference «Education Environment for the Information Age - 2019») (EEIA - 2019): sbornik nauchnykh trudov. (Ed ) S . V . Ivanova . M . : FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO». 2019. pp. 1187-1198.

2. Artemova E . G. , Bodina E . A . , Telysheva N . N . Razrabotka mnogourovnevoy modeli tsifrovogo obrazovaniya po predmetam esteticheskogo tsikla . Pedagogika iskusstva . 2019 . № 1. pp . 8-13 .

3 . Gorbunova I. B. , Pankova A . A . Kompleks obrazovatelnykh distsiplin informatsionnoy podgotovki pedagoga-muzykanta: struktura . soderzhaniye . printsipy formirovaniya . Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya . 2015. № 18. pp. 287-291.

4. Gorbunova I . B . . Orlova E . V . Muzykalno-kompyuternyye tekhnologii kak osnova novykh samostoyatelnykh obrazovatelnykh napravleniy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018. № 2 (69). pp .307-309.

5. Zaplatnikova V. A. , Balalov V . V . , Tkalich S . K. Razvitiye dizayn-obrazovaniya s pomoshchyu tsifrovykh tekhnologiy. Pedagogicheskiy opyt: teoriya . metodika. praktika: materialy VIII Mezhdunar. nauch . - prakt . konf.

(Cheboksary. 13 iyunya 2016 g. ) (ed. ) O . N . Shirokov . Cheboksary: TsNS «Interaktiv plyus». 2016. № 3 (8). pp. 59-62.

6. Kukina I. V. . Osadchuk M. A . Tsifrovoye iskusstvo v strategicheskom gradostroitelstve. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiyskoye kreativnoye obrazovaniye v oblasti tsifrovogo iskusstva v sootvetstvii so standartami ES». 2016. M . : Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya im . S. G. Stroganova . pp . 183-191.

7 . Kurasov S . V . , Lavrentyev A . N . , Myasnikova L . G. Tsifrovoye iskusstvo v

Rossii Napravleniya razvitiya i opyt shkol dizayna i arkhitektury Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiyskoye kreativnoye obrazovaniye v oblasti tsifrovogo iskusstva v sootvetstvii so standartami ES». 2016. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya im S. G. Stroganova. pp. 9-18 .

8 . Pol Kristiana Tsifrovoye iskusstvo . 2017 . Izd-vo Ad Marginem Press . 460 p .

9 Rabochaya programma po distsipline «Ekologiya i tsifrovoye iskusstvo» Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiyskoye kreativnoye obrazovaniye v oblasti tsifrovogo iskusstva v sootvetstvii so standartami ES» . (Moskva . 29-30 sentyabrya 2016 g . ). 2016 . Moscow: Izd-vo Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya im S G Stroganova pp 394-399

10 . Sirotina I . L. Sootnosheniye elementov traditsionnoy etnicheskoy kultury

i tsifrovykh tekhnologiy v protsesse professionalnoy podgotovki dizaynerov Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk Sotsialnyye, gumanitarnyye, mediko-biologicheskiye nauki. 2018. Vol. 20. № 6 . pp . 81-84.

11 Shestak N V , Krutiy I A , Karnaushenko P V Tsifrovaya pedagogika v uchebnom protsesse meditsinskogo obrazovaniya Virtualnyye tekhnologii v meditsine . 2019. № 2 (22). pp. 54-56.

12. Federalnyiy Gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart srednego obschego obrazovaniya

13 Federalnyy Gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 07 02 01 «Arkhitektura»

14 Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 27 08 43 «Montazh naladka i ekspluatatsiya elektrooborudovaniya promyshlennykh i grazhdanskikh zdaniy»

15 Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 09 02 01 « Kompyuternyie sistemyi i kompleksyi»

16. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 27. 02. 02 «Tehnicheskoe regulirovanie i upravlenie kachestvom»

17. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya po professii 23. 01. 07 «Mashinist krana (kranovshchik)»

18. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya po professii 23. 01.06 «Mashinist dorozhnykh i stroitelnykh mashin»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Cui Yanqing Innovative Exploration of Aesthetic Education Teaching in Colleges and Universities in the Era of Digital Media . Transactions on Computer Science and Technology. 2019 . Vol . 7(1). pp . 5-9 .

20. Lonka Kirsti Phenomenal Learning From Finland. 2019 . Helsinki, Edita Publishing Oy. P . 224.

21 . Tan Jun Research on Data Mining Model of Digital Art Education under the Background of School-Enterprise Cooperation . Materials of the 3rd International Conference on Economics, Management Engineering and Education Technology (ICEMEET 2019). 2019. Francis Academic Press, UK pp . 1671-1675. DOI: 10.25236/icemeet .2019. 340

22. You-tian Ye Design and Implementation of Digital Art Teaching System Based on Interactive Virtual Technology. iJET - 2016. Vol. 11. Is. 11 . pp .49-54. https://doi . org/10. 3991/ijet . v11i11. 6254 23 . Yli-Panula E. , Jeronen E. , Inkinen J. , Sohlman S . Digitaaliset opetusmenetelmat biologian opetuksessa ja oppimisessa [Digital teaching methods promoting biology learning], pp .425-443. In . M . Rautiainen, & M . Tarnanen, (Eds . ) 2019. Tutkimuksesta luokkahuoneisiin. Ainedidaktisia tutkimuksia. URL: http://hdl . handle . net/10138/298542 (Accessed 02. 05. 2020)

About the authors

Gulayev Yuri Yuryevich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of History and Philosophy of Education of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected], [email protected]

Parshina Maria Mikhailovna - Postgraduate student of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.