Научная статья на тему 'Использование современных технологий в образовательном процессе колледжа'

Использование современных технологий в образовательном процессе колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОЛЛЕДЖ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / COLLEGE / EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATIONS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / TECHNOLOGIES / VOCATIONAL TRAINING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолякова Д. К.

Представлены результаты социологического исследования, позволяющие оценить опыт использования современных технологий в образовательном процессе ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли». ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» придерживается в своей деятельности курса на инновационность и технологичность. С учетом инновационных подходов к подготовке выпускника строится Программа развития ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» как инструмента профессионально-личностного становления и развития высококвалифицированного специалиста, преподаватели обладают инновационными инициативами, а студенты готовностью восприятия инноваций. ГБОУПО «Колледж услуг и коммерции Севастополя» обладает нереализованным потенциалом для совершенствования системы использования современных образовательных и образовательных технологий в образовательном процессе. Однако, по мнению студентов, основными препятствиями для внедрения новых образовательных технологий в колледже являются слабая техническая оснащенность процесса обучения, недостаточная подготовка преподавательских кадров и особая консервативная общественная осознанность по отношению к учебному процессу. Изучение опыта студентов Севастопольского колледжа сервиса и торговли в сочетании с использованием современных образовательных технологий помогут выявить перспективные направления в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MODERN TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COLLEGE

The results of a sociological study that allows us to evaluate the experience of using modern technologies by students in the educational process of the Sevastopol College of service and trade have been presented. Sevastopol College of service and trade adheres to the course of innovativeness and processability in its activities. Taking into account innovative approaches to graduate training, the Sevastopol College of service and trade development Program is being built as a tool for professional and personal formation and development of a highly qualified specialist, teachers have innovative initiatives, and students are ready to accept innovations. College of services and Commerce of Sevastopol has an unrealized potential for improving the system of using modern educational and educational technologies in the educational process. However, according to students, the main obstacles to the introduction of new educational technologies in the College are weak technical equipment of the learning process, insufficient training of teaching staff and a special conservative public awareness of the educational process. Studying the experience of students of the Sevastopol College of service and trade in combination with the use of modern educational technologies will help to identify promising areas in this area.

Текст научной работы на тему «Использование современных технологий в образовательном процессе колледжа»

УДК 376

Смолякова Дарья Кирилловна

преподаватель, ГБО УПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли», г Севастополь, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-7979-9334 e-mail: daria.smolyakova@gmail.com

Smolyakova Daria

Lecturer, Sevastopol College of Service and Trade, Sevastopol, Russia ORCID: 0000-0001-7979-9334 e-mail: daria.smolyakova@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2020-9-153-157

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Представлены результаты социологического исследования, позволяющие оценить опыт использования современных технологий в образовательном процессе ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли». ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» придерживается в своей деятельности курса на инновационность и технологичность. С учетом инновационных подходов к подготовке выпускника строится Программа развития ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» как инструмента профессионально-личностного становления и развития высококвалифицированного специалиста, преподаватели обладают инновационными инициативами, а студенты готовностью восприятия инноваций. ГБОУПО «Колледж услуг и коммерции Севастополя» обладает нереализованным потенциалом для совершенствования системы использования современных образовательных и образовательных технологий в образовательном процессе. Однако, по мнению студентов, основными препятствиями для внедрения новых образовательных технологий в колледже являются слабая техническая оснащенность процесса обучения, недостаточная подготовка преподавательских кадров и особая консервативная общественная осознанность по отношению к учебному процессу. Изучение опыта студентов Севастопольского колледжа сервиса и торговли в сочетании с использованием современных образовательных технологий помогут выявить перспективные направления в этой области. Ключевые слова: инновации, колледж, образовательный процесс, обучение, профессиональная подготовка, социологическое исследование, среднее профессиональное образование, технологии.

Цитирование: Смолякова Д.К. Использование современных технологий в образовательном процессе колледжа// Вестник университета. 2020. № 9. С. 153-157.

USING MODERN TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COLLEGE

Abstract. The results of a sociological study that allows us to evaluate the experience of using modern technologies by students in the educational process of the Sevastopol College of service and trade have been presented. Sevastopol College of service and trade adheres to the course of innovativeness and pro-cessability in its activities. Taking into account innovative approaches to graduate training, the Sevastopol College of service and trade development Program is being built as a tool for professional and personal formation and development of a highly qualified specialist, teachers have innovative initiatives, and students are ready to accept innovations. College of services and Commerce of Sevastopol has an unrealized potential for improving the system of using modern educational and educational technologies in the educational process. However, according to students, the main obstacles to the introduction of new educational technologies in the College are weak technical equipment of the learning process, insufficient training of teaching staff and a special conservative public awareness of the educational process. Studying the experience of students of the Sevastopol College of service and trade in combination with the use of modern educational technologies will help to identify promising areas in this area. Keywords: college, educational process, innovations, secondary vocational education, sociological research, technologies, vocational training, training.

For citation: Smolyakova D.K. (2020) Using modern technologies in the educational process of the college. Vestnik universiteta. I. 9, pp. 153-157. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-9-153-157

Практическое использование современных образовательных технологий в процессе обучения студентов в средних профессиональных учебных заведениях является одним из показателей его престижа и конкурентных позиций на рынке образовательных услуг. Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» поставлена одна из важнейших задач трансформации образования, заключающаяся в обеспечении

© Смолякова Д.К., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

экономики знаний высококвалифицированными кадрами [2]. Действующей Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. предусмотрено поступательное развитие информатизации национальной образовательной системы и всестороннее внедрение электронных услуг в образовательном процессе [1].

Развитие современного среднего профессионального образования неразрывно связано с процессами его модернизации, реформирования и интеграции образования, науки и практики, цель которых заключается в создании и совершенствовании условий для профессионально-личностного становления специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих как специалистов новой формации с уровнем профессиональной компетентности, соответствующей запросам инновационной цифровой экономики.

Средние профессиональные учебные заведения являются одними из важнейших и значительных сегментов российского профессионального образования, в котором в настоящее время действуют более 2,5 тысяч организаций (государственных и частных), а численность студентов превышает 2 млн чел. [4]. Одна из важнейших задач развития профессиональной образовательной организации - воспитание человека с инновационным поведением, коррелирующим с динамично развивающимся социумом, экономикой России и региона, соответствующего запросам рынка труда [5; 7].

ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» (далее - Колледж) придерживается в своей деятельности курса на инновационность и технологичность. С учетом инновационных подходов к подготовке выпускника строится Программа развития Колледжа как инструмента профессионально-личностного становления и развития высококвалифицированного специалиста [3].

Изучение опыта студентов Колледжа в сочетании с использованием современных образовательных технологий помогут выявить перспективнее направления в этой области. Современные информационные технологии, которые можно определить, как «...новейшие технологические внедрения и компьютерные технологии, которые позволяют нам переходить к качественно новым формам сбора, обработки, передачи и хранения. информации для реализации новых форм коммуникации, которые были недоступны или не были внедрены при условии предшествующего качества оборудования и технологий», особенно интересны в этом контексте [8, с. 1134].

В социологическом исследовании, позволяющем оценить опыт использования студентами колледжа современных технологий в образовательном процессе, участвовали 243 респондента, из них 211 студент первого и второго курсов очной формы обучения и 32 штатных преподавателя. Опрос проводился при помощи онлайн-платформы Google Forms, которая позволяет мгновенно записывать и обрабатывать полученные ответы. Вопросы анкет как для студентов, так и для преподавателей, затрагивали три аспекта образовательного процесса: организационный, учебно-коммуникационный и технологии обучения.

Проведенное социологическое исследование позволило выявить следующие особенности их отношения к использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе Колледжа.

Менее половины респондентов (39,9 % учащихся и 43,4 % преподавателей) указали, что помимо традиционных форм (электронные лекции, электронные учебные пособия, реферативные источники) они используют современные образовательные технологии (онлайн-курсы, профессиональные дистанционные образовательные онлайн-сервисы и платформы, услуги по созданию и обработке презентационных и текстовых материалов, облачные технологии и вычисления (cloud computing), мессенджеры, smart-технологии, портфолио, Moodle и т. д.).

Результаты исследования показали, что в Колледже обучение строится по принципу профессиональной и практической направленности и оценивается по классической системе. Это связано с отраслевой принадлежностью образовательного учреждения. Однако заявленные инновационные технологии, используемые в образовательном процессе Колледжа применяются в малом объеме (рис. 1).

В ходе исследования выяснилось, что современные образовательные технологии в восприятии студентов выступают как необходимый атрибут их повседневной жизни и развлечений, образ жизни, способ хорошо провести время, но не как учебный процесс в его обычном понимании. Интерес студентов к использованию инновационных технологий заключается в мобильности общения в процессе обучения вследствие высокой скорости обновления и потребления информационных ресурсов, вариативности их применения, что в свою очередь указывает на развитие цифровой грамотности, неограниченное академическими часами образовательных программ.

100 -,

ИКТ Игровые Инновационные Оценка. Практическая и

технологии технологии поощрение профессиональная

направленность

Образовательные технологии ■■ преподаватели (п = 32) студенты (п = 211)

Составлено автором по материалам исследования источника [6] Рис. 1. Отношение преподавателей и студентов к использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли»

Большая часть опрошенных студентов колледжа (79 %) технически и психологически готовы использовать современные образовательные технологии в процессе обучения и рассматривают новые возможности для их эффективного использования. Однако стереотипность суждений студентов Колледжа относительно образовательного потенциала современных образовательных технологий, таких как технологии дистанционного обучения, интернет-ориентированные педагогические технологии обучения, игровые технологии, в том числе кейс-технологии, технологии проблемного обучения с использованием интерактивных досок, мультимедийных систем, выражается в том, что по их мнению, дистанционные образовательные онлайн-сервисы и платформы в свободном доступе не обладают качественным образовательным потенциалом, только платные ресурсы смогут восполнить этот пробел; во-вторых, онлайн-курсы не дают фундаментальных теоретических знаний, а лишь воспринимаются учащимися как дополнительный контент к традиционному обучению; в-третьих, с использованием инновационных технологий в колледже педагогическое влияние преподавателя отсутствует.

В то же время выявленная стереотипность суждения студентов Колледжа не оценивается негативно, но придает свою специфику практическому использованию современных инновационных образовательных технологий для обучения и воспитания.

Студенты высоко оценивают инициативность преподавателей по внедрению как инновационных, так и информационных технологий в процесс обучения, направленную на повышение заинтересованности обучающихся к изучаемым дисциплинам, а также облегчение процесса изучения образовательных программ посредством оперативного онлайн-общения студентов с преподавателями. При этом они отмечают, что бессистемное использование современных образовательных технологий в процессе обучения является важнейшим препятствием для их внедрения в качестве полноценной части образовательной программы и процесса вовлечения студентов в их реализацию.

Большинство опрошенных студентов и преподавателей отметили, что несовершенство материально-технической базы колледжа (некачественное оборудование, низкая скорость интернет-соединения, недобор преподавателей, которые используют и внедряют современные образовательные технологии в образовательное пространство колледжа, и своего рода «консерватизм» обучения, а именно ценность среднего профессионального образования и традиционная модель «преподаватель-студент»), которые с внедрением информационных технологий в образовательный процесс могут быть нарушены, являются основными проблемными областями в образовательной сфере Колледжа.

В целом результаты социологического исследования показали, что студенты проявляют высокую заинтересованность в использовании инновационных и современных информационных технологий в образовательном процессе и демонстрируют свою готовность и желание использовать и внедрять новые образовательные технологии, основанные на собственных идеях и проектах. В то же время желание студентов совершенствовать учебный процесс на основе таких технологий без согласования с руководством колледжа не установлено.

В целом руководство Колледжа систематически работает над внедрением новых инновационных и информационных образовательных технологий в учебный процесс, преподаватели представляют личные инициативы и идеи, а обучающиеся с готовностью их принимают. У Колледжа имеется нереализованный потенциал для улучшения системы использования современных образовательных и воспитательных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, проведенное социологическое исследование практического использования современных технологий в образовательном процессе, открыло не только узкие места ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» в их внедрении, но и множество предпосылок для улучшения этого процесса. Уже сегодня студенты и преподаватели имеют уникальный опыт использования технологий, личную мотивацию и осознание важности и выгод от необходимых изменений в учебе.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.05.2017 № 20 ст. 2 901 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 27.06.2020).

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/ (дата обращения: 27.06.2020)

3. Концепции развития ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» на 2017-2020 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://skst.edusev.ru/activity/program_development (дата обращения: 27.06.2020).

4. Вилкова, И. А. Современные образовательные технологии в обучении студентов учреждений среднего профессионального образования // Царскосельские чтения. - 2016. - № XX [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-obuchenii-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.06.2020).

5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. -8-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 208 с.

6. Смолякова, Д. К. Социальные риски при внедрении инновационных технологий обучения в колледже // Вестник университета. - 2019. - № 6. - С. 180-183. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-6-180-183.

7. Шанин, С. В., Жуковский, В. П., Ерофеева, М. А. [и др.]. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. - 84 с.

8. Ямалетдинова, А. М., Медведева, А. С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе // Вестник Башкирского университета. - 2016. - Т. 1, № 4. - С. 1134-1141.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. No. 203 "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2030 gody" [Decree of the President of the Russian Federation "Оп the Strategy for the Development of Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" No. 203, dated on May 9, 2017]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 maya 2017 g. No. 20, st. 2901 [Collection of legislation ofthe Russian Federation, dated on May 15, 2017, No. 20, article 2901]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 27.06.2020).

2. Pasport natsional'noi programmy "Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16) [Passport ofthe national program "Digital economy of the Russian Federation (approved by Presidium of the Council under the President of the Russian Federation No. 16, dated on December 24, 2018)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: https://base. garant.ru/72190282/2020 (accessed 27.06.2020).

3. Kontseptsii razvitiya GBOUPO "Sevastopol'skii kolledzh servisa i torgovli" na 2017-2020 gg. [Development concepts of Sevastopol College of service and trade for 2017-2020]. Available at: https://skst.edusev.ru/activity/program_development (accessed 27.06.2020).

4. Vilkova I. A. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v obuchenii studentov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazo-vaniya [Modern educational technologies in teaching students of secondary vocational education institutions]. Tsarskosel'skie chteniya, 2016, no. XX. Available at: https://cyberlenmka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-obuchenii-stu-dentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 27.06.2020).

5. Zakharova I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya [Information technologies in education: textbook for students of high professional education institutions], 8-e izd., pererab. i dop. Moscow, Izd. tsentr "Akademiya", 2013. 208 p.

6. Smolyakova D. K. Sotsial'nye riski pri vnedrenii innovatsionnykh tekhnlogii obucheniya v kolledzhe [Social risks in the implementation of innovative technologies of College education]. Vestnik Universiteta, 2019, no. 6, pp. 180-183. DOI: 10.26425/18164277-2019-6-180-183.

7. Zhukovskii V. P., Shanin S. V., Erofeeva M. A. [et al]. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v professional'nom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie [Modernpedagogical technologies in professional education]. Saratov, GAU DPO "SOIRO", 2018. 84 p.

8. Yamaletdinova A. M., Medvedeva A. S. Sovremennye informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v uchebnom protsesse [Modern information and communication technologies in educational process]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. 2016, vol. 1, no. 4, pp. 1134-1141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.