Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/121PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 12.12.2018; опубликована 08.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Стаина О.А., Чиняева Н.Н. Проблемы взаимодействия учебных профессиональных организаций в системе непрерывного образования в области театрального искусства // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/121PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Staina O.A., Chinaeva N.N. (2018). Problems of interaction of educational professional organizations in the system of continuing education in the field of theater. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/121PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 37,377 ГРНТИ 14.27.05
Стаина Ольга Алексеевна
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства», Екатеринбург, Россия
Доцент кафедры «Социокультурного развития территории»
Кандидат педагогических наук E-mail: staina@inbox.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=775492
Чиняева Надежда Николаевна
ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры», Екатеринбург, Россия Председатель предметно-цикловой комиссии «Театральное творчество»
E-mail: chinyaeva.n@gmail.com
Проблемы взаимодействия учебных профессиональных организаций в системе непрерывного образования в области театрального искусства
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы непрерывного образования в области театрального искусства. Авторы указывают на то, что непрерывное образование является целостным процессом. На всех ступенях образовательного процесса в области искусства («ДШИ - СПО - творческий вуз»), должны быть согласованы цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации воспитания и обучения. В системе современного непрерывного профессионального образования в области театра определяется место и значение детской школы искусств в подготовке профессиональных кадров. Однако, основные проблемы в системе непрерывного образования связаны с выстраиванием организационно-педагогического процесса на всех уровнях. Авторы анализируют научные статьи по проблеме непрерывного образования, в том числе обращаются вопросам, обсуждавшимся на Всероссийской научно-практической конференции «Театральная педагогика: условия реализации, проблемы, стратегия развития». В формате конференции обсуждались актуальные темы и проблемы современного состояния театральной педагогики: перспективы образования в области театрального искусства, подготовка специалистов-преподавателей, разработка новых программ и технологий обучения. Указывают на необходимость преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области театрального искусства. В статье описывается опыт по организации практики в
https://mir-nauki.com
Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Свердловском колледже искусств и культуры» с целью обеспечить непрерывность образования. Приводится опыт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный институт культуры», где создан «Совет по непрерывному художественному образованию». Авторы приходят к выводу о необходимости планирования работы всех субъектов образовательного процесса, с целью изменения и укрепления связей профессиональных учебных заведений культуры и искусства.
Ключевые слова: непрерывное образование; театральное искусство; детские школы искусств; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; театральная педагогика
В системе и структуре непрерывного образования дополнительное образование в области искусства занимает важное место. Оно выполняет задачи профессионального становления личности и преемственности в развития творческих способностей и воспитания общей культуры детей и взрослых [1]. «Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности» и «он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы» [2, с. 162]. На всех ступенях образовательного процесса в области искусства («ДШИ - СПО - творческий вуз»), должны быть согласованы и связаны цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации воспитания и обучения. Также обязательным условием организационно-педагогического процесса непрерывного образования является диагностика, необходимая для выявления эффективности и результативности, а также взаимодействие субъектов системы непрерывного образования [3].
Публикации последних лет, в которых рассматриваются вопросы, связанные с организацией непрерывного образования в сфере культуры и искусства, свидетельствуют об актуальности проблемы [2-7]. Например, в статье О.В. Стукаловой и И.В. Жгенти «Особенности становления российского профессионального образования в сфере культуры и искусства в начале XXI века» указывается, что «возникает проблема сохранения культурной идентичности и специфики российской образовательной системы, в частности, непрерывности и многоступенчатости художественного образования, централизации управления образовательными учреждениями» [4, с. 2]. Особое место в системе непрерывного образования занимают детские школы искусств, которые «являются основным, базовым звеном отечественной трехуровневой системы художественного образования («ДШИ - училище -творческий вуз»), а их историческое предназначение заключается в массовом обучении детей разным видам искусств посредством многолетнего упорядоченного учебного процесса, с системой контроля качества получаемого детьми образования» [1, с. 197].
Активное обсуждение проблемы непрерывного образования в области театрального искусства состоялось на Ьом Открытом Всероссийском форуме театральных школ и театральных отделений детских школ искусств «Территория творчества», который прошел в г. Екатеринбурге в январе 2018 г. Главным мероприятием форума стала Всероссийская научно-практическая конференция «Театральная педагогика: условия реализации, проблемы, стратегия развития» [8]. В формате конференции обсуждались актуальные темы и проблемы современного состояния театральной педагогики: перспективы образования в области театрального искусства, подготовка специалистов-преподавателей, разработка новых программ и технологий обучения. Одна из проблем, связанная с непрерывным образованием в
https://mir-nauki.com
области театрального искусства обсуждалась в рамках секции «Театральная педагогика: непрерывное образование»1.
Например, вопросы, связанные с развитием системы непрерывного образования в области театрального искусства, осветила В.И. Манина, директор МАУ ДО «Детская театральная школа» (г. Краснокамск). А.С. Левин, преподаватель МАУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств №4 «АртСозвездие», студент 5 курса ФГБОУ ВО «Екатеринбургский государственный театральный институт» (г. Екатеринбург) поделился с коллегами личным опытом получения образования в системе «школа искусств -педагогический колледж - творческий вуз». С.В. Асташенкова, директор МАОУ ДО «Детская театральная школа города Мурманска» (г. Мурманск), выделила принципы преемственности в обучении и указала, что они являются основой образовательной модели детской театральной школы.
Коллеги акцентировали внимание на вопросах объединения усилий и согласования целей и задач непрерывного театрального образования и констатировали тот факт, что система непрерывного образования в области театрального искусства недостаточно выстроена. Взаимодействие субъектов системы не имеет единых подходов, как в организации педагогического процесса, так и в определении единых целей, задач, содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания [9].
Одной из причин такой ситуации, на наш взгляд, является некая «инерция» в понимании целей и задач в подготовке профессиональных кадров на уровне высшей школы и профессионального специального образования. Несколько лет назад, существовало два основных направления образования в сфере театрального искусства: профессиональное образование, куда входили только средние специальные учебные заведения и театральные вузы, подготавливающие деятелей театра и дополнительное образование для детей и юношества. При этом необходимо заметить, что первые театральные отделения в школах искусств и театральные школы появились около 30 лет назад. Основной целью работы с детьми в театральных школах и на театральных отделениях школ искусств, было в первую очередь, воспитание «профессионального зрителя» умеющего анализировать и оценивать произведения театрального искусства [6, с. 254]. Педагоги ставили задачи связанные с развитием воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных навыков. Приоритетным было «эстетическое» воспитания личности. Поэтому задачи, связанные с подготовкой учащихся к поступлению в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального театрального образования перед преподавателями школ искусств не ставились.
Изменения в системе непрерывного образования произошли в первую очередь с принятием Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2, в котором была изменена система подготовки в детских школах искусств и наряду с общеразвивающими программами (которые воспитывают «профессионального» зрителя) были введены программы предпрофессиональной подготовки [10].
«Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:
1 Программа первого открытого Всероссийского форума театральных школ и театральных отделений детских школ искусств «Территория творчества» http://bgekb.ru/smc/teatrforum/.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 10.11.18 г.).
Страница 3 из 8
121PDMN618
• преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений»3.
После принятия закона «Об образовании в Российской Федерации», 12 марта 2012 г. был опубликован Приказ № 157 Министерство культуры Российской Федерации «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства "искусство театра" и сроку обучения по этой программе» в школах искусств»4.
С этого момента в театральных школах и на театральных отделениях школ искусств реализуются предпрофессиональные программы в области «искусство театра», одной из основных целей которых становится подготовка обучающихся к поступлению в театральные учебные организации среднего и высшего образования. Следовательно, требования к подготовке детей изменились, помимо общекультурного развития, необходимо готовить детей к обучению профессиональной деятельности в области театрального искусства. Еще один немаловажный плюс предпрофессиональных программ, это гарантированное государством обеспечение образовательного процесса, т. е. за счет «бюджетных средств».
Обучения по предпрофессиональным программам начинается с достижения ребенком 6-9 лет. Таким образом, предполагается, что ребенок (а, как правило, выбор за ребенка делают родители), пришедший заниматься театральной деятельностью в младшем школьном возрасте (если программа 8-летняя) одарен в данной области искусства и в последующем выберет профессию «актер театра» или «руководитель театрального коллектива, режиссер». Что не противоречит «формальной логике» выстраивания непрерывного образования, т. к. в свою очередь, в высших и средних профессиональных организациях в области искусства, по окончанию обучения выпускники получают диплом об образовании, в котором будет указана специальность: «актер театра» или «руководитель театрального коллектива, режиссер», «преподаватель»5.
Но за этим следует следующий комплекс серьезных вопросов, связанных с дальнейшим профессиональным определением. «Наученный», овладевший определенными навыками и умениями ребенок, по окончании школы искусств, делает попытки поступления в театральный колледж или ВУЗ. И зачастую сталкивается с тем, что приемная комиссия (мастер, набирающий курс) не берет его, мотивируя тем, что им нужен «белый лист».
3 Там же.
4 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 853 г. Москва "О внесении изменений в приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. N 157 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства "Искусство театра" и сроку обучения по этой программе" [Электронный ресурс]. URL https://rg.ru/2012/11/26/teatral-site-dok.html/ (дата обращения 10.11.18 г.).
5 Федеральный государственный образовательный стандарт Среднего профессионального образования по специальности 52.02.04 актерское искусство [Электронный ресурс]. URL http://docplayer. ru/32415450-Federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart- (Дата обращения 11.12.18).
Страница 4 из 8
121PDMN618
И это самый серьезный парадокс в системе непрерывного образования детей в области театрального искусства. Но из этого тупика возможен выход - координация и взаимодействие всех заинтересованных субъектов образовательного процесса.
В контексте обозначенной проблемы необходимо рассмотреть опыт, накопленный в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Свердловском колледже искусств и культуры». Наиболее апробированные направления и формы сотрудничества с образовательными организациями являются следующие:
1. Показ и обсуждение творческих работ студентов колледжа и учащихся ДШИ и театральных студий на площадках учебных заведений;
2. Участие студентов колледжа в театральных фестивалях любительского творчества в качестве волонтёров - кураторов коллективов - участников фестиваля;
3. Организация учебной и производственной практики студентов колледжа в учебных заведениях дополнительного образования детей (ДТШ и ДШИ, театральные студии Домов творчества и Дворцов культуры).
Первое направление во многом зависит от личной инициативы преподавателей образовательных учреждений, задач и потребностей учебной группы на конкретном этапе обучения. Планирование данного вида сотрудничества не требует решения сложных организационных вопросов и легко вписывается в график учебного процесса.
Второе направление является более сложным с точки зрения организации, так как предполагает вмешательство в график учебного процесса другого образовательного учреждения. Данный вид сотрудничества апробирован на двух театральных фестивалях любительского творчества, проводимых в г. Екатеринбурге: Всероссийском фестивале детско-юношеских любительских театров «Театральный перекрёсток» (директор фестиваля Е.З. Крайзель) и открытом городском фестивале детских и молодёжных любительских театральных коллективов «Маленький Большой театр» (директор фестиваля О.П. Макутенене). Анализ отзывов студентов и участников фестиваля свидетельствует об эффективности и значимости данного направления для всех участников сотрудничества.
Третье направление является частью ФГОС по подготовке специалистов среднего звена. В Свердловском колледже искусств и культуры создана рабочая программа по учебной и производственной практике. Реализация рабочей программы практики предполагает наличие баз практики, прежде всего в г. Екатеринбурге и/или близлежащих муниципальных образованиях Свердловской области.
При выборе базы практики используются объективные критерии. К таковым можно отнести следующее:
• профиль основной деятельности организации должен соответствовать содержанию программы обучения по специальности;
• образовательная организация обеспеченна квалифицированными кадрами (педагогами, режиссерами) и оснащена современным оборудованием;
• в своей деятельности преподаватели используют современные методики и технологии.
Также необходимым условием для организации практики студентов является возможность получения материала для выполнения курсовых работ.
Соответствие базы практики вышеперечисленным критериям позволяет создать условия для формирования у студентов профессиональных компетенций, приобретению практического опыта.
Данный вид сотрудничества предполагает взаимные обязательства сторон, юридически оформленные договорённости между учреждениями, чёткое регламентирование графика учебного процесса. Существует необходимость создания «банка данных» учреждений дополнительного образования города и области, готовых стать базой практики студентов колледжа и соответствующих требованиям, предъявляемым базе практики.
Одним из способов решения проблем, связанных с организацией взаимодействия в системе непрерывного образования, является создание на базе учреждения высшего образования структуры, которая бы координировала процесс. Такой опыт взаимодействия по вопросам непрерывного образования существует на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный институт культуры», где создан «Совет по непрерывному художественному образованию»6. Основные задачи совета по непрерывному художественному образованию определены следующим образом:
• «обеспечение творческого, учебно-методического и организационного сотрудничества ПГИК с учреждениями дополнительного образования в сфере культуры и искусства, учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования, координация их деятельности в интересах сохранения и развития, повышения эффективности региональной системы непрерывного художественного образования;
• целевая работа с одаренными детьми и юношеством в рамках довузовской профессиональной подготовки (в том числе посредством заключения договоров с учреждениями дополнительного образования, средними специальными учебными заведениями сферы художественного образования Пермского края);
• выработка рекомендаций по организации, развитию и совершенствованию системы непрерывного художественного образования в вузе (Концепция непрерывного художественного образования, программы дополнительного образования детей и юношества, переподготовки кадров и повышения квалификации, послевузовское образование)».
Необходимо отметить, что совет по непрерывному образованию также будет заниматься прогнозированием перспективных направлений подготовки специалистов в сфере художественного образования.
Анализируя опыт взаимодействия образовательных организаций, также следует обратиться к системе подготовки кадров в сфере художественного образования в Кемеровской области. «Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров» [11].
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости и возможности планирования работы всех субъектов образовательного процесса, с целью изменения и укрепления связей профессиональных учебных заведений культуры и искусства. Дальнейшие пути организации непрерывного образования в области театра, в первую очередь, лежат в плоскости решения
6 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный институт культуры". Положение о Совете по непрерывному художественному образованию [Электронный ресурс]. URL: http://www.psiac.ru/creation/upravl/dep/2614 (дата обращения 10.11.18 г.).
организационных проблем. Необходимо выстаивать образовательный процесс в режиме диалога всеми заинтересованными организациями. Это первоочередная задача, за которой последует дальнейшая работа по определению критериев эффективности и результативности системы непрерывного образования в области театра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракелова А.О. Детские школы искусств Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41-1. С. 196-210.
2. Форкин Р.Б. Непрерывное профессиональное образование в сфере культуры и искусства. Проблемы преемственности и межуровневой интеграции // Труды. -Санкт-Петербург СПбГУКИ, 2011. - Т191. - С. 160-174.
3. Мангер Т.Э. Моделирование системы непрерывного образования в социально-культурной сфере // Вестник ТГУ. 2011. №12. C. 114-120.
4. Стукалова О.В., Жгенти И.В. Особенности становления российского профессионального образования в сфере культуры и искусства в начале XXI века [Электронный ресурс] // Педагогика искусства № 1, 2015 - URL http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения 01.11.2018 г.).
5. Бородай А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа // Знание. Понимание. Умение. 2013. №2. С. 24-29.
6. Корнилова С.В., Слуцкая Е.А. Театральное образование как аспект современного культурологического образования: проблемы и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2013. №1. С. 254-256.
7. Тополевский В.Ю. Потенциал педагогической деятельности в театральной школе // Наука. Искусство. Культура. 2016. №1 (9).
8. Театральная педагогика: условия реализации, проблемы, стратегия развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 19 января 2018 г.) / науч.ред. И.А. Ахьямова, О.А. Стаина. - Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. - 208 с.
9. Стаина О.А. Всероссийская научно-практическая конференция «Театральная педагогика: условия реализации, проблемы, стратегия развития (19 января 2018 г. Екатеринбург) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2018. №1. С. 178-184.
10. Львова Л.С. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.m/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-i-vzroslyh-v-federalnom-zakone-rossiyskoy-federatsii-ot-29-dekabrya-2012-g-273-fz-ob-obrazovanii-v (дата обращения: 10.11.2018).
11. Зауэрвайн Л.Т. Детские школы искусств в системе многоуровневого художественного образования // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37. Ч. II. С. 171-175.
Staina Olga Alekceevna
Ekaterinburg academy of contemporary art (institute), Ekaterinburg, Russia
E-mail: staina@inbox.ru
Chinaeva Nadezhda Nikolaevna
Sverdlovsk college of arts and culture, Ekaterinburg, Russia E-mail: chinyaeva.n@gmail.com
Problems of interaction of educational professional organizations in the system of continuing education in the field of theater
Abstract. The article deals with the issues of continuing education in the field of theater. The authors point out that continuing education is a holistic process. At all stages of the educational process in the field of art ("CSA - SPO - creative University"), must be consistent goals, objectives, content, methods, means, forms of organization of education and training. In the system of modern continuous professional education in the field of theater, the place and importance of children's art school in the training of professional personnel is determined. However, the main problems in the system of continuing education are related to the building of organizational and pedagogical process at all levels. The authors analyze scientific articles on the problem of continuing education, including the issues discussed at the all-Russian scientific-practical conference "Theater pedagogy: conditions of implementation, problems, development strategy". The conference discussed topical issues and problems of the current state of theatre pedagogy: prospects of education in the field of theatre art, training of specialists-teachers, development of new programs and technologies of education. They point to the necessity of continuity of pre-professional programs and basic professional educational programs of secondary professional and higher professional education in the field of theater arts. The article describes the experience in the organization of practice in the state budget professional educational institution of Sverdlovsk region "Sverdlovsk College of arts and culture" in order to ensure the continuity of education. The experience of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Perm state Institute of culture", where the "Council for continuing art education" was established, is given. The authors come to the conclusion that it is necessary to plan and coordinate the work of all subjects of the educational process, to agree on the goals, objectives, content, methodology of training for theater personnel and strengthen the links between professional educational institutions of culture and art.
Keywords: continuing education; theatre arts; children's art schools; secondary vocational education; higher professional education; theatre pedagogy