► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 796.077.5 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-135-140
ББК 74.47
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ASSESSMENT OF THE COMPETENCIES OF PRE-SERVCE SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE FURTHER EDUCATION SYSTEM
Артемова Мария Александровна
Аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева E-mail: [email protected]
Artemova Maria A.
PhD postgraduate student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev
E-mail: [email protected]
Аннотация. На сегодняшний день перед учреждениями среднего профессионального образования стоит задача в подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего комплексом компетенций, отвечающих требованиям рынка труда. Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность как в теоретическом, так и практическом плане. В статье рассматриваются механизмы и этапы оценки общих и профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования. Приводится пример разделения компетенций на элементы и соответствующие
Abstract. To date, institutions of further education face the task of training a competitive specialist with a set of competencies that meet the requirements of the labor market. The measurability of competencies as a subject of learning outcomes control is currently of the highest difficulty both in theoretical and practical terms. The article discusses the mechanisms and stages of assessing the general and professional competencies of pre-service specialists in physical culture and sports in the system of further education. The example of dividing the competencies into elements and the corresponding descriptors of their assessment are given. The article presents
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Артемова М. А., 2022
этим элементам дескрипторы их оценки. В статье представлены требования к фонду оценочных средств, процедуре оценки общих и профессиональных компетенций. Также в статье рассмотрена оценка компетенций по результатам освоения учебных циклов образовательной программы по данным накопительной системы и оценка по результатам специально организованных контрольных процедур.
the requirements for the assessment funds, the procedure for assessing general and professional competencies. The article also considers the assessment of the competencies based on the results of mastering the training cycles of the curriculum according to the data of the accumulative system and the assessment based on the results of specially organized tests.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, оценка компетенций, профессиональные и общие компетенции, фонды оценочных средств, портфолио, квалификационный экзамен.
Keywords: further vocational education, assessment of competencies, professional and general competencies, assessment funds, portfolio, a qualifying exam.
Для цитирования: Артемова М. А. Оценка компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 135-140. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-135-140.
Cite as: Artemova M. A. Assessment of the competencies of pre-servce specialists in physical culture and sports in the further education system. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 135-140. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-135-140.
В настоящее время перед российской системой среднего профессионального образования стоит задача в создании новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности, а также системы подготовки конкурентоспособного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации, обладающего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда.
Потребность общества в компетентных специалистах стимулировала поиск путей повышения качества профессионального образования, в результате чего была проведена инновационная перестройка отечественной системы среднего профессионального образования. Трансформация основана на идее перехода к оценке уровня подготовки выпускников в форме измерения их компетенций.
Методологической основой оценки результатов освоения образовательной программы подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования составляют Федеральные государственные образовательные стандарты, которые ориентированы по двум направлениям: оценка уровня освоения учебных дисциплин и оценка общих и профессиональных компетенций.
Анализируя требования ФГОС и практику реализации образовательной программы, можно увидеть различные подходы к оценке компетенций будущих специалистов по
физической культуре и спорту. Тем не менее выделяются общие особенности оценки компетенций: отсутствие оценок, обучающий характер, наличие специфической процедуры, предусматривающей разработку показателей оценки и сравнение результатов с критериями.
Вопросы, связанные с оценкой качества образования, стояли перед человечеством с древних времен, так как обучение невозможно без оценивания, процесс обучения обязательно должен заканчиваться результатом. В современной педагогической науке получила развитие теория оценки качества образования, представленная отечественными учеными: В. С. Аванесовым, В. П. Беспалько, М. П. Пальяновым. Проблемами качества обучения занимались В. Н. Максимова, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто. Понимание категории оценки в системе качества было рассмотрено в работах таких авторов, как Э. М. Коротков, Г. Н. Мотова, В. П. Панасюк, Т. И. Шамова, С. Е. Ши-шов. Методологию оценки качества в системе среднего профессионального образования рассматривали такие авторы, как В. А. Кальней, С. Е. Шилова, А. Н. Майоров.
В целях формирования целостной системы оценки результатов освоения образовательной программы, обеспечения преемственности между оценкой уровня освоения дисциплин и оценкой компетенций осуществляется процедура разделения общих и профессиональных компетенций: в каждой общей и профессиональной компетенции выделяются элементы и соответствующие этим элементам дескрипторы их оценки с учетом примерной образовательной программы [1, с. 51].
Например, для профессиональной компетенции «Проводить учебно-тренировочные занятия» могут быть предложены следующие дескрипторы ее оценки:
• применение профессиональной терминологии при проведении учебно-тренировочного занятия;
• осуществление контроля за техникой безопасности при проведении учебно-тренировочного занятия;
• демонстрация исходных положений для всех упражнений при проведении учебно-тренировочного занятия;
• демонстрация техники всех двигательных действий при проведении учебно-тренировочного занятия;
• осуществление контроля за дозировкой нагрузки при проведении учебно-тренировочного занятия;
• целесообразность расстановки субъектов в процессе демонстрации двигательных действий при проведении учебно-тренировочного занятия;
• соблюдение принципа методической стройности «от простого к сложному» при проведении учебно-тренировочного занятия;
• соблюдение временного регламента при проведении учебно-тренировочного занятия.
Показатели сформированности общих компетенций могут быть различны в зависимости от конкретных условий их проявления. Например, для общей компетенции «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» могут быть использованы следующие показатели оценки:
• самостоятельное оформление отчета, включающего описание экспериментальной или практической работы, ее результаты и выводы в соответствии с поставленными целями;
• оформление тетради, письменных работ, комплексов упражнений в соответствии с предъявляемыми требованиями;
• работа с основными компонентами текста (оглавлением, текстом, схемами, таблицами, диаграммами);
• обработка и интерпретация инструкций, регламентов, положений, в том числе на иностранном языке и с использованием компьютерных программ;
• оформление профессиональной документации для проведения учебно-тренировочных занятий.
В образовательной программе подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту определяются результаты освоения всех учебных дисциплин и профессиональных модулей учебного плана с учетом разработанных дескрипторов оценки общих и профессиональных компетенций:
• общеобразовательные учебные дисциплины: личностные, метапредметные, предметные результаты; элементы общих и профессиональных компетенций;
• учебные дисциплины циклов образовательной программы подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту: знания, умения, элементы общих и профессиональных компетенций;
• профессиональные модули: знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции.
Важными структурными составляющими образовательной программы подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту являются также:
• план внеурочной деятельности, ориентированный на достижение образовательных результатов и включающий объемы образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность обучающихся;
• курсы и мероприятия внеурочной деятельности дисциплинарной и профессиональной направленности (по выбору обучающихся);
• план воспитательной работы (деятельность органов студенческого самоуправления, студенческий спортивный клуб и иное).
В соответствии с ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей [2, с. 43].
Фонд оценочных средств должен соответствовать следующим общим требованиям:
• оценочные задания должны включать в себя профессионально-ориентированную деятельность, обеспечивающую комплексность оценки;
• объектом оценки может выступать процесс практической деятельности;
• оценка может осуществляться через непосредственное наблюдение, оценку процесса практической деятельности или оценку представленных документов (план-конспект учебно-тренировочного занятия);
• оценка проводится на основе критериев выполнения оценочных заданий.
Оценка профессиональных и общих компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту принципиально не отличается, но имеет некоторую специфику.
Подходы к механизму оценки профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту определяются тем фактом, что они, в отличие от общих компетенций, ориентированы на конкретный вид профессиональной деятельности. Вывод о сформированности блока профессиональных компетенций может быть сделан по результатам комплексной оценки освоения междисциплинарного курса, практики на квалификационном экзамене по соответствующему профессиональному модулю.
Для оценки общих компетенций учреждение СПО вправе выбрать оценку по результатам освоения учебных циклов образовательной программы по данным накопительной системы оценки компетенций (рейтинг, портфолио) [3, с. 25] или оценку по результатам специально организованных контрольных процедур [4; 5].
Простым и эффективным механизмом реализации накопительной оценки компетенций является технология «портфолио».
Оценка портфолио обучающихся может быть включена в процедуры:
• дифференцированного зачета по производственной практике (по профилю специальности), преддипломной практики;
• квалификационного экзамена по профессиональному модулю, что должно быть закреплено соответствующими оценочными средствами.
Вывод о сформированности компетенций может быть сделан на основе всех отчетных документов по результатам промежуточной и итоговой аттестации, предусмотренной учебным планом образовательной программы. К достоинствам такого механизма оценки общих компетенций с нашей точки зрения относится:
• организация компетентностно-ориентированной деятельности обучающихся с последующей оценкой результатов;
• встраивание оценивания в процесс обучения без организации дополнительных оценочных процедур.
Если говорить об оценке по результатам специально организованных контрольных процедур, необходимо разработать комплекс компетентностно-ориентированных заданий, например, заданий сценарного типа с профессиональным контекстом. Стан-дартизированность таких заданий сделают их инструментом, дающим объективную оценку общих компетенций в динамике их сформированности. Но высокие временные затраты на проведение специальных оценочных процедур сдерживают внедрение данного подхода к оценке общих компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования.
Таким образом, результативная система оценки освоения образовательной программы будущими специалистами по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования предусматривает:
• создание и утверждение в учреждении среднего профессионального образования локального акта о механизмах оценки компетенций;
• формирование фонда оценочных средств для оценки результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Список литературы
1. Митрофанова Э. П., Хабибрахманова Р. Н. Практические аспекты оценки профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2020. № 12 (304). С. 51-53.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 № 976. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70633202/ (дата обращения: 27.10.2021).
3. Мусенова Э. А., Есенков Ю. В. Проблема оценки сформированности общих и профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. 2015. № 11. С. 24-29.
4. Ефимова С. А. Региональная модель системы аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2016. № 5. С. 20-25.
5. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 43-52.
References
1. Mitrofanova E. P., Khabibrakhmanova R. N. Prakticheskie aspekty otsenki professionalnykh kompetentsiy v sisteme srednego professionalnogo obrazovaniya. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2020, No. 12 (304), pp. 51-53.
2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya, utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 11.08.2014 No. 976. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70633202/ (accessed: 27.10.2021).
3. Musenova E. A., Esenkov Yu. V. Problema otsenki sformirovannosti obshchikh i professionalnykh kompetentsiy. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2015, No. 11, pp. 24-29.
4. Efimova S. A. Regionalnaya model sistemy attestatsii obuchayushchikhsya po programmam srednego professionalnogo obrazovaniya. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2016, No. 5, pp. 20-25.
5. Ibragimov G. I., Ibragimova E. M. Otsenivanie kompetentsiy: problemy i resheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016, No. 1 (197), pp. 43-52.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2
Статья поступила в редакцию 28.10.2021 The article was received on 28.10.2021