Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманова О. А.

В настоящее время в обучении современных педагогов становятся востребованными технологии, направленные на всестороннюю оценку результатов в различных видах деятельности и демонстрацию развития профессиональной компетентности. Разрабатываются и успешно используются профессиональные кейсы и тесты, позволяющие выявить уровень подготовки будущих педагогов. Тем не менее анализ исследований в области оценивания образовательных результатов обучающихся показал, что проблема оценки профессиональной компетентности будущих педагогов остается актуальной и является следствием недостаточной проработанности диагностического инструмента личностно-ориентированной, аутентичной системы оценивания. В последнее десятилетие в российских педагогических вузах одной из наиболее применяемых технологий оценки образовательных достижений студентов является электронный портфолио. Однако анализ исследований в области использования данной технологии показал, что до сих пор не разработана методически обоснованная система оценивания сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов с использованием электронного портфолио. Цель статьи - обосновать возможности е-портфолио для оценивания уровня развития профессиональной компетентности бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» в процедуре государственной итоговой аттестации. Новизна исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании использования е-портфолио для оценки развития профессиональной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое образование». В работе использованы качественные методы исследования: содержательный анализ научной и педагогической литературы по теме исследования, анализ продуктов учебной, профессиональной, научной деятельности студентов, анализ и интерпретация данных педагогического эксперимента. Применялись количественные методы: экспертная оценка уровня профессионального развития выпускников, методы математической статистики для обработки результатов исследования. В статье выделены компоненты профессиональной компетентности, описана возможность их оценивания с использованием материалов электронного портфолио. Представлены результаты экспертной оценки электронных портфолио выпускников педагогического бакалавриата. Сделаны выводы о целесообразности применения электронного портфолио в процедуре государственной итоговой аттестации для комплексной оценки уровня развития профессиональных компетенций выпускников. Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогическом образовании для оценивания образовательных достижений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иманова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE POSSIBILITY OF USING AN ELECTRONIC PORTFOLIO TO ASSESS THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Currently, in the training of modern teachers, technologies are becoming in demand, aimed at a comprehensive assessment of the results in various activities and demonstrating the development of professional competence. Professional cases and tests are developed and successfully used to identify the level of training of future teachers. Nevertheless, the analysis of studies in the field of assessing the educational results of students has shown that the problem of assessing the professional competence of future teachers remains relevant and is a consequence of the lack of elaboration of the diagnostic tool of a personality-oriented, authentic assessment system. In the last decade, in Russian pedagogical universities, one of the most widely used technologies for evaluating students' educational achievements is the electronic portfolio. However, the analysis of research in the field of using this technology has shown that a methodically based system for assessing the formation of professional competencies of future teachers using an electronic portfolio has not yet been developed. The purpose of the article is to substantiate the possibilities of the e-portfolio for assessing the level of development of professional competence of bachelors in the direction of training "Teacher Education", the profile "Tutor" in the procedure of state final certification. The novelty of the research lies in the theoretical and methodological justification of the use of the e-portfolio to assess the development of professional competence of students of the training direction "Teacher Education". The paper uses qualitative research methods: content analysis of scientific and pedagogical literature on the topic of research, analysis of the products of educational, professional, and scientific activities of students, analysis and interpretation of the data of the pedagogical experiment. Quantitative methods were used: expert assessment of the level of professional development of graduates, methods of mathematical statistics for processing the results of the study. The article highlights the components of professional competence, describes the possibility of their assessment using the materials of the electronic portfolio. The results of the expert evaluation of electronic portfolios of graduates of the pedagogical bachelor's degree are presented. Conclusions are drawn about the feasibility of using an electronic portfolio in the procedure of state final certification for a comprehensive assessment of the level of development of professional competencies of graduates. The results of this study can be used in teacher education to assess the educational achievements of students.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378+37.0

DOI: 10.25730/VSU.7606.20.058

Обоснование возможности использования электронного портфолио для оценивания уровня развития профессиональной компетентности будущих педагогов

О. А. Иманова

кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет. Россия, г. Красноярск. ORCID: 0000-0002-0846-3101. E-mail: romolga66@mail.ru

Аннотация. В настоящее время в обучении современных педагогов становятся востребованными технологии, направленные на всестороннюю оценку результатов в различных видах деятельности и демонстрацию развития профессиональной компетентности. Разрабатываются и успешно используются профессиональные кейсы и тесты, позволяющие выявить уровень подготовки будущих педагогов.

Тем не менее анализ исследований в области оценивания образовательных результатов обучающихся показал, что проблема оценки профессиональной компетентности будущих педагогов остается актуальной и является следствием недостаточной проработанности диагностического инструмента личностно-ориентированной, аутентичной системы оценивания.

В последнее десятилетие в российских педагогических вузах одной из наиболее применяемых технологий оценки образовательных достижений студентов является электронный портфолио. Однако анализ исследований в области использования данной технологии показал, что до сих пор не разработана методически обоснованная система оценивания сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов с использованием электронного портфолио.

Цель статьи - обосновать возможности е-портфолио для оценивания уровня развития профессиональной компетентности бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» в процедуре государственной итоговой аттестации.

Новизна исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании использования е-портфолио для оценки развития профессиональной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое образование».

В работе использованы качественные методы исследования: содержательный анализ научной и педагогической литературы по теме исследования, анализ продуктов учебной, профессиональной, научной деятельности студентов, анализ и интерпретация данных педагогического эксперимента. Применялись количественные методы: экспертная оценка уровня профессионального развития выпускников, методы математической статистики для обработки результатов исследования.

В статье выделены компоненты профессиональной компетентности, описана возможность их оценивания с использованием материалов электронного портфолио. Представлены результаты экспертной оценки электронных портфолио выпускников педагогического бакалавриата. Сделаны выводы о целесообразности применения электронного портфолио в процедуре государственной итоговой аттестации для комплексной оценки уровня развития профессиональных компетенций выпускников.

Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогическом образовании для оценивания образовательных достижений обучающихся.

Ключевые слова: электронный портфолио, педагогическое образование, бакалавриат, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, электронное обучение, оценивание образовательных результатов.

Ключевым ориентиром современного образования является качество подготовки обучающихся, которое, безусловно, зависит от уровня профессиональной компетентности педагога, развития его рефлексивных навыков, способности к проектированию и организации учебного процесса.

Таким образом, возникает необходимость в разработке нового содержания подготовки высококвалифицированного педагога, позволяющего концептуально и методически обеспечить образовательный процесс; в создании условий, благодаря которым осуществляется анализ полученного опыта в педагогической практике; использовании средств адекватной оценки профессиональных качеств, которые необходимы будущему педагогу для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации разработан целый ряд государственных документов, направленных на модернизацию отечественного образования и, как следствие,

© Иманова О. А., 2020

на изменение основного содержания подготовки современного педагога. Введение ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» [26] и Профессионального стандарта педагога [15] является отражением новых требований к подготовке педагогических кадров.

Важным направлением современного российского образования является изучение и использование международного опыта, расширение отечественных разработок, направленных на создание и реализацию инструментов оценивания, отвечающих запросам современного общества.

Проблеме оценивания образовательных результатов обучающихся посвящены работы российских и зарубежных ученых. Многоаспектность данного вопроса представлена в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна (оценочная функция]; Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева (социокультурная роль оценивания]; В. П. Беспалько, В. И. Загвязинского (оценочная деятельность в учебном процессе]; Л. А. Байковой, Н. Л. Баженовой, Н. В. Кузьминой (подготовка будущих педагогов к профессиональному оцениванию] и др. Проводятся исследования в сфере измерения компетенций в рамках идеологии компетентностного подхода (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, В. А. Кальней, Г. И. Ибрагимов, А. Г. Каспржак, Т. М. Ковалева, А. М. Новиков, М. В. Рыжаков, И. А. Фрумин, А. А. Хуторской, В. Д. Шадриков, Р. Х. Шакуров, С. Е. Шишов и другие].

Но, несмотря на значительное количество исследований в данной сфере, проблема оценивания профессиональной компетентности будущих педагогов остается актуальной. В настоящее время необходима система, не только ориентированная на балльно-рейтинговые итоги образовательного процесса, но и содержащая такие средства, которые позволяют включать студентов в процессы целеполагания, выстраивания собственной образовательной траектории, планирования своей деятельности по достижению образовательных результатов, востребованных в динамично меняющемся мире, а также оценивать эти результаты и достижения.

Использование технологии электронного портфолио является возможным способом решения этой проблемы и способствует решению задач профессионального развития будущих педагогов.

Электронный портфолио является перспективной педагогической технологией оценивания образовательных достижений, профессионального развития и трудоустройства, и уже в течение более 20 лет успешно используется в Америке, Европе, Австралии и других странах мира. Е-портфолио применяется в международной образовательной практике как средство демонстрации компетенций и рефлексии, как инструмент развития в образовательной и профессиональной сфере и как способ продвижения на рынке труда. Е-портфолио рассматривается как способ цифровой идентификации в электронном пространстве, средство построения имиджа и продвижения индивида или организации (П. С. Абрами, Х. Барет и др.]

Коул, С. Райан и Ф. Кик подчеркивают возможности электронного портфолио в пролонгированной аутентичной оценке индивидуальных достижений студентов, востребованных в условиях бурно меняющихся технологий современной экономики [30]. Хелен Баррет считает, что артефакты портфолио отражают достижение определенных целей и полученных компе-тентностей. Также электронный портфолио - рефлексивный инструмент, демонстрирующий развитие компетентностей [29].

С точки зрения С. Мейселс и Д. Стил, портфолио позволяют обучающимся участвовать в оценке их собственной работы, отслеживать индивидуальный прогресс и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной работы [31]. Дж. Артери, В. Спэндэл считают, что портфолио используется как осознанное, подчиненное определенной цели собрание работ обучающихся, которое показывает автору портфолио или другим участникам образовательного процесса его усилия и достижения в одной или более областях [28].

Таким образом, с точки зрения зарубежных авторов, электронный портфолио рассматривается как средство демонстрации полученных обучающимся компетентностей, как рефлексивный инструмент, позволяющий отслеживать динамику индивидуального прогресса студентов и осуществлять пролонгированную аутентичную оценку их индивидуальных достижений.

Существенный вклад в разработку основных концептуальных положений и научно-педагогических основ использования технологии электронного портфолио на разных ступенях образования в Российской Федерации внесли такие исследователи, как Т. Г. Новикова, А. А. Пинский, М. А. Пинская, Е. С. Полат, А. С. Прутченков, И. Н. Титова, Е. Е. Федотов и другие, в трудах которых рассматривается использование портфолио при оценивании образовательных достижений обучающихся в системе среднего образования.

Применение технологии портфолио в подготовке педагогических кадров представлено в исследованиях Л. С. Колодкиной, А. Г. Могилевской, А. А. Семенова, О. Г. Смоляниновой, Э. Х. Тазутдиновой и др. Оцениванию учебно-профессиональных достижений будущих педагогов средствами портфолио посвящены работы Ж. А. Байтуголовой, Е. В. Игониной, О. Г. Смоляниновой и др.

В диссертационных исследованиях, монографиях и других публикациях рассмотрены следующие виды портфолио, используемые в высшем образовании РФ: карьерного продвижения студента (О. Г. Смолянинова, Д. В. Шестакова); мониторинга учебно-профессиональной деятельности студента (Е. В. Игонина, Л. С. Колодкиной, А. Г. Могилевской, А. А. Семенова и т. д.]; учебный портфолио будущего педагога (Э. Х. Тазутдинова); оценки образовательных результатов в системе бакалавриата и магистратуры (О. Г. Смолянинова].

Анализ исследований российских авторов показал, что цели создания электронного портфолио определяют его функции. В работах Е. В. Игониной [8], И. А. Кныш, И. П. Пастуховой [9], Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевской [6], Т. Г. Новиковой, М. А. Пинской, А. С. Прутченкова [13; 14], О. Г. Смоляниновой [17-23, 27], Э. Х. Тазутдиновой [25] и других исследователей электронный портфолио характеризуется как способ отслеживания результатов обучения, мониторинга достижений студентов и динамики их профессионального становления; форма альтернативного экзамена и дополнение к традиционным контрольно-измерительным материалам; технология оценивания и самооценки собственных достижений.

Результаты анализа официальных сайтов вузов РФ, научных публикаций в рамках различных конференций и семинаров, диссертационных исследований, авторефератов и монографий российских ученых показывают, что имеются определенные принципы и позиции по использованию портфолио в практике российской высшей школы, а именно: нормативность применения данной технологии в виде локальных актов в конкретных вузах; наличие электронных портфолио на сайтах высших учебных заведений; структурированность содержания электронного портфолио и определение требований к его оформлению; фиксация результатов различных видов деятельности студентов - образовательной, научной, общественной, профессиональной и др.

Проведенный анализ показал, что в научной литературе определены основные направления применения данной технологии: информирование о различных видах деятельности студента, о предметах, курсах и практиках, пройденных в ходе обучения; демонстрация индивидуальных достижений студентов за выбранный период обучения (курс, семестр, учебный год и пр.]; рефлексия профессионального опыта; оценка знаний, умений и компетентностей по отдельным курсам в различных образовательных программах; пролонгированный мониторинг образовательных программ; демонстрация уровня профессиональных компетенций потенциальному работодателю. Однако отсутствует единая концепция использования технологии электронного портфолио для оценивания профессиональной компетентности студентов.

В нашем исследовании е-портфолио рассматривается как средство оценивания уровня развития профессиональной компетентности бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» на всех этапах обучения.

Для реализации основной цели исследования были определены следующие задачи:

- провести анализ работ по содержанию, структуре и вопросам развития профессиональной компетентности педагога;

- проанализировать исследования в области использования электронного портфолио как средства оценки образовательных достижений обучающихся;

- выделить компоненты педагогической компетентности, которые будут оценены с использованием электронного портфолио;

- представить критерии оценивания общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов средствами электронного портфолио;

- обобщить результаты экспертной оценки содержания электронного портфолио, направленной на выявление уровня развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников педагогического бакалавриата.

Необходимо отметить, что содержание, структура и вопросы развития профессиональной компетентности педагога исследовались многими российскими учеными: В. А. Адольфом [1; 2], А. В. Гуторовой [4], А. А. Вербицким [3], Э. Ф. Зеером [5], И. А. Зимней [6], А. К. Марковой [10; 11], Л. М. Митиной [12], В. А. Сластениным [16], С. В. Соколовой [24].

По мнению А. К. Марковой, «в труде учителя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций» [11, с. 44].

По мнению Л. М. Митиной, под педагогической компетентностью понимается гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры] педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

С точки зрения автора, «данное определение дает возможность представить в структуре педагогической (психолого-педагогической] компетентности три подструктуры: деятельност-ную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности]; коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения]; личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования]» [12, с. 40].

Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий [3], А. В. Гуторова [4], С. В. Соколова [24] выделяют мо-тивационно-ценностный, операционно-деятельностный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты профессиональной компетентности специалиста.

В нашем исследовании рассматриваются следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационный, деятельностный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный.

Важную роль в развитии профессиональной компетентности студентов педагогического бакалавриата играет адекватная оценка уровня ее сформированности на всех этапах обучения.

В работе рассматривается оценивание вышеуказанных компонентов профессиональной компетентности будущего педагога (табл. 1].

Таблица 1

Критерии оценки компонентов профессиональной компетентности_

Компонент профессиональной компетентности Содержание Критерии оценки

Мотивационный Осознанное отношение к деятельности педагога, мотивы и цели получения данной профессии Мотивы, цели, потребности освоения профессии педагога

Деятельностный Деятельность по реализации учебного процесса; использование различных средств, методов и форм обучения Совокупность умений и навыков для практического решения педагогических задач

Когнитивный Совокупность психолого-педагогических, методических и технологических знаний, необходимых для успешной педагогической деятельности Готовность применить психолого-педагогические, методические и технологические знания в образовательном процессе

Коммуникативный Продуктивная коммуникация с субъектами образовательного процесса; успешное сотрудничество с членами профессионального сообщества в сфере педагогической, проектной и научной деятельности Способность к продуктивной коммуникации будущего педагога во всех сферах своей профессиональной деятельности

Рефлексивный Оценка дефицита собственных знаний и умений и нахождение способов их восполнения; анализ собственной деятельности и деятельности обучающихся; самооценка личностных и профессиональных ресурсов Степень развития самооценки и самоанализа результатов собственной деятельности, ответственности за результаты как своей, так и деятельности обучающихся, познания себя и самореализации в профессиональной деятельности

Выделим материалы электронного портфолио, которые способствуют оцениванию уровня сформированности компонентов профессиональной компетентности бакалавров -будущих педагогов (см. табл. 2].

Таблица 2

Материалы е-портфолио для оценивания уровня сформированности компонентов _профессиональной компетентности_

Компоненты профессиональной компетентности Материалы е-портфолио, способствующие оцениванию

Мотивационный Образовательные и профессиональные планы, ожидания от обучения в университете, эссе, индивидуальная образовательная траектория и др.

Деятельностный Отчеты по практикам, задания по дисциплинам, проектные работы; дипломы, грамоты, благодарности за достижения в профессиональной педагогической деятельности и т. д.

Коммуникативный Проектные групповые работы, методические разработки, отзывы руководителей практик и др.

Когнитивный Задания по дисциплинам, методические разработки, отчеты по практикам, достижения в учебной деятельности (грамоты, дипломы) и др.

Рефлексивный Оценка личностных ресурсов, ожидания от обучения в университете, самооценка уровня сформированности компетенций, рефлексивные отчеты, отзывы руководителей практик.

В настоящее время во многих вузах Российской Федерации активно используется технология электронного портфолио (е-портфолио]. Цели использования данной технологии различны и зависят от специфики подготовки специалистов, но возможности оценивания профессиональных компетенций студентов средствами электронного портфолио являются неоспоримым фактом для всех уровней и направлений подготовки.

В Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета более десяти лет проводятся исследования по использованию электронного портфолио в образовательном процессе на уровне бакалавриата и магистратуры.

«В педагогическом бакалавриате создание и развитие е-порфтолио осуществляется через выявление студентом собственных дефицитов знаний, умений и компетенций и выстраивании с учетом такой рефлексии собственной образовательной траектории; через планирование собственной образовательной деятельности и профессионального развития [20, с. 64].

Проведем краткий анализ использования технологии электронного портфолио в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ с 2009 по 2019 год.

Согласно учебным планам подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование», название дисциплины для изучения технологии электронного портфолио менялось в соответствии с профилями: «Технология е-портфолио» (профили «Информатика в начальной школе», «Педагог дополнительного образования»]; «Е-портфолио в развитии и оценивании образовательных результатов» (профиль «Информатика и информационные технологии в образовании»]; «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» (профиль «Тьютор»].

Основное содержание данных дисциплин направлено на освоение студентами методологии создания, развития и использования е-портфолио в школе, в вузе и в практике трудоустройства. При этом содержание рабочих программ дисциплин постоянно обновлялось и пересматривалось в соответствии с требованиями новых ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога и профиля подготовки.

Например, при подготовке будущих учителей информатики основной акцент делался на информационную составляющую электронного портфолио. На развитие деятельностной компоненты педагогической компетентности, умения студентов работать с информацией, использовать различные программные среды для создания е-портфолио и представления в нем необходимых документов. Авторами исследования были рассмотрены и другие составляющие профессиональной компетентности.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные дисциплины, направленные на освоение технологии электронного портфолио и использование электронного портфолио для оценки и презентации профессиональных компетенций будущих педагогов, представлены в системе электронного обучения Сибирского федерального университета, организованной на платформе Moodle в виде электронных обучающих курсов.

Остановимся подробнее на дисциплине «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии». Данная дисциплина, как было сказано выше, включена в учебный план подготовки будущих тьюторов и реализуется с 2016 года.

Дисциплина «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» в большей степени рассчитана на практическую деятельность студентов. В рамках освоения данной дисциплины большое внимание уделяется развитию рефлексивной компоненты профессиональной компетентности будущего педагога. Студенты выполняют задания, направленные на анализ как собственного потенциала, так и дефицита своих знаний, умений и компетенций. В соответствии с этим они выстраивают образовательные планы на ближайший период обучения в вузе и траекторию своего профессионального развития.

Например, в рамках данной дисциплины студенты пишут эссе на различные темы: «Мои ожидания от обучения на бакалавриате», «Рефлексивный отчет по практике», «Е-портфолио в профессиональной деятельности тьютора» и др.

В связи с тем, что бакалавры являются будущими педагогами-тьюторами, в рамках дисциплины они приобретают первый опыт разработки е-портфолио тьюторанта, планируют его структуру и содержание, анализируют проблемы и возможности его использования, апробируют е-портфолио тьюторанта при прохождении педагогической практики.

Важно отметить, что не только в рамках освоения курса, но и в течение всего периода обучения на бакалавриате студенты продолжают пополнять свой электронный портфолио.

Первоначальный опыт разработки электронного портфолио бакалавры приобретают при его создании на сайте Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Бакалавры проходят процедуру регистрации на сайте института в соответствии с разработанной преподавателем инструкцией.

Необходимо отметить, что на практических занятиях дисциплины «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» бакалавры коллективно обсуждают структуру электронного портфолио будущего педагога.

Содержание электронного портфолио студентов представлено следующим образом:

Приветствие - приветственная фраза, фамилия, имя, отчество и фото.

Резюме - Ф.И.О., дата рождения, образование, владение иностранными языками, профессиональные и личностные качества, опыт профессиональной деятельности.

Достижения - результаты по учебным дисциплинам (выполненные задания]; результаты по различным видам практик (отчет и фотоотчет по практике, разработки мероприятий в рамках практики, рефлексивные материалы, отзывы и оценка руководителей практики]; научные достижения (перечень публикаций]; общественные достижения (сканированные документы, подтверждающие успехи в различных видах деятельности: грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма, иные материалы].

Рефлексия - самоанализ личностных ресурсов, проблемных зон; цели и ожидания от обучения на бакалавриате, личностные и карьерные планы; дальнейшие образовательные и профессиональные планы и др.

Личное - хобби студента; фотографии, связанные с профессиональной деятельностью; краткая автобиография.

Контакты - телефон, e-mail, ссылка на профиль в «ВКонтакте» либо другие социальные сети.

Электронные портфолио студентов на сайте Института педагогики, психологии и социологии находятся в открытом доступе. На сайте ИППС СФУ представлен пример электронного портфолио бакалавра направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» (2016 г. н.)1.

Перед ГИА проводится качественный и количественный анализ продуктов учебной, профессиональной, научной деятельности студентов. Материалы электронного портфолио оцениваются экспертами в соответствии с критериями оценки ОПК и ПК бакалавров (табл. 3].

Таблица 3

Критерии оценивания ОПК и ПК бакалавра направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» по материалам е-портфолио

ОПК и ПК Оцениваемые материалы e-портфолио студента

ОПК-4. Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования Дисциплина «Правовые основы организации тьюторской деятельности»: задание по анализу ФГОС ВО. Дисциплина «Информационный менеджмент»: задание по разработке должностной инструкции педагога-тьютора.

1 Институт педагогики, психологии и социологии: портфолио бакалавров : сайт / Сибирский федеральный университет. Красноярск. URL: http://ipps.sfu-kras.ru/node/14428 (дата обращения: 20.03.2020].

Продолжение табл. 3

ОПК и ПК Оцениваемые материалы e-портфолио студента

Дисциплина «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве»: анализ трудовых функций и действий педагога-тьютора в контексте реализации профессиональных стандартов. Достижения: отзывы с мест практик, сертификат о прохождении юридически-правового диктанта, удостоверение по программе «Вожатый»

ОПК-6. Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся Дисциплина «Оказание первой медицинской помощи»: презентация. Достижения: отчет по практике по проведению спортивных мероприятий, отзыв от руководителя практики от образовательной организации, мед. книжка, удостоверение по программе «Вожатый», курсы по информационной безопасности

ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов ПК-4. Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дисциплина «ЭО и ДОТ в работе тьютора»: задание по разработке электронного образовательного ресурса (ЭОК, блог, сайт]. Дисциплина «Основы тьюторских практик»: задание по разработке ресурсной карты. Дисциплина «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве»: задание «Разработка индивидуальной видеопрезентации будущего педагога-тьютора». Отчеты по практикам (разработка образовательных мероприятий, занятий, фотографии, видеоматериалы]. Достижения: сертификаты по курсам; сертификаты МООК

ПК-2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение школьников в учебно-воспитательном процессе»: задание «Подбор диагностических методик для индивидуального сопровождения школьника». Дисциплина «Педагогическое проектирование»: задание «Разработка ИОП, характеристика тьюторанта». Дисциплина «Технология е-портфолио»: разработка структуры е-портфолио обучающегося с особыми образовательными потребностями»; создание индивидуальной ИОТ/ ИОМ/ ИОП будущего педагога-тьютора, обучающегося. Дневники практик: характеристика тьюторанта. Курсовые работы, отчеты по практикам, дипломная работа

ПК-3. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса Дисциплина «Тьюторское сопровождение в дополнительном образовании»: задание вариации: листы наблюдений, фото. Отчеты по практикам: культурно-просветительская практика 4 семестр (музей образования - Ягодина]. Дисциплина «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве»: рефлексивного эссе по результатам обучения дисциплине «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве». Дисциплина «Технология е-портфолио»: написание мини-эссе «Мои впечатления от культурно-просветительской практики»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПК-5. Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся Дисциплина «Социальная педагогика»: лабораторные работы. Дисциплина «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве: задание «Разработка электронного кейса по использованию е-портфолио будущими педагогами тьюторами»

ПК-6. Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса Дисциплина «Педагогическое проектирование»: практикум 3. «Взаимодействие с детьми, родителями, сотрудниками образовательных и прочих учреждений и организаций при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута». Отчеты по практикам. Сертификаты участия: в форуме «Профессии и профессионалы будущего» (г. Ярославль);

Окончание табл. 3

ОПК и ПК Оцениваемые материалы e-портфолио студента

в Савенковском фестивале; в Международной летней молодежной школе «Поликультурная медиация в образовании» 2017, 2018

ПК-7. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности Отчеты по практикам. Сертификаты по Международной летней молодежной школе «Поликультурная медиация в образовании» 2017, 2018

ПК-8. Способность проектировать образовательные программы Дисциплина «Тьюторское сопровождение в дополнительном образовании». Дисциплина «Педагогическое проектирование»: задание «Разработка ИОМ тьюторанта». Дисциплина «Тьюторское сопровождение»: задание «Разработка ИОП тьюторанта». «Дисциплина «Информационный менеджмент»: задание «Разработка программы дополнительного образования». Отчеты по практикам

ПК-9. Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся Дисциплина «Тьюторское сопровождение в дополнительном образовании». Дисциплина «Педагогическое проектирование»: задание «Разработка ИОМ тьюторанта». Отчеты по практикам

ПК-10. Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития Дисциплина «Педагогика»: задание «Профессиограмма тьютора». Отчеты практик: проекты индивидуальных ИОТ

ПК-11. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования Отчеты по практикам. Достижения: научные статьи из раздела «Научные достижения» е-портфолио.; сертификаты «Honors College»

ПК-12. Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся Дисциплина «Научная коммуникация»: сертификат о прохождении курса на лекториуме

ПК-13. Способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп Дисциплина «Музейная педагогика»: задания на тему: «Роль музея в ... воспитании ...» (например, «Роль музея в экологическом воспитании дошкольников»]. Достижения: сертификаты по этнографическому диктанту сертификаты по МЛМШ «Поликультурная медиация в образовании» 2017, 2018

ПК-14. Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы Дисциплина «Музейная педагогика»: задания на тему: «Роль музея в ... воспитании ...» (например, «Роль музея в экологическом воспитании дошкольников»]; отчет по летней практике (3 семестр «конспект мероприятия»]; фото-видео-материалы по разработке и реализации мероприятий; культурно-просветительская практика (проектирование экскурсии]

В соответствии с разработанными уровнями сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов эксперты осуществляют анализ и оценку уровня профессионального развития будущих педагогов.

Во время прохождения государственной итоговой аттестации студенты презентуют индивидуальный электронный портфолио, представляя свои лучшие достижения за весь период обучения и демонстрируя способности эффективной коммуникации и презентации.

В процессе исследования на основе таксономии Б. Блума были разработаны уровни сформированности профессиональных и общепрофессиональных компетенций бакалавра.

Конструктивный уровень (синтез, суждение). Студент владеет методами, способами и приемами профессиональной деятельности для решения нестандартных педагогических задач и готов самостоятельно находить новые нетрадиционные решения (5 баллов].

Продуктивный уровень (применение, анализ). Студент демонстрирует профессиональные компетенции; владеет методами, способами и приемами профессиональной деятельности; умеет находить продуктивные решения основных педагогических задач (4 балла].

Репродуктивный уровень (знание, понимание). Студент демонстрирует отдельные элементы профессиональных компетенций; знает основные методы, способы и приемы профессиональной деятельности; умеет находить решения основных педагогических задач при наличии заданных типовых условий (3 балла].

Сформированность компетенций отсутствует - 2 балла.

Максимальный балл за каждый представленный артефакт портфолио, демонстрирующий сформированность профессиональных или общепрофессиональных компетенций, - 5 баллов.

Максимальная сумма баллов, которая может быть получена студентом в процессе экспертной оценки, - 85 баллов. Рассчитывается средний балл. Причем сформированность компетенций может быть на разном уровне.

Представим пример экспертной оценки электронного портфолио бакалавра направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», которая осуществлялась в рамках государственной итоговой аттестации.

По результатам экспертной оценки электронного портфолио бакалавра: всего баллов: 68 средний балл: 4,6.

Сформированность компетенций представлена на следующих уровнях: конструктивный уровень компетенций: ОПК-6, ПК-3, ОПК-3, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-14;

продуктивный уровень компетенций: ОПК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-11, ПК-13; репродуктивный уровень компетенций: у студента данный уровень сформированности профессиональных и общепрофессиональных компетенций не выявлен.

Заключение эксперта: артефакты электронного портфолио демонстрируют высокий уровень подготовки бакалавра, способность и готовность к профессиональной деятельности тьютора. По результатам экспертизы е-портфолио сформированность профессиональных и общепрофессиональных компетенций студента только на конструктивном и продуктивном уровнях, что свидетельствует о полной подготовленности студентки к педагогической деятельности. Представленные в данном е-портфолио материалы отличает высокий уровень языковой грамотности и грамотности в области использования информационных технологий.

Итак, в ходе исследования был проведен анализ научных работ по проблеме развития профессиональной компетентности будущего педагога и использованию электронного порт-фолио как средства оценки образовательных достижений студента; выделены компоненты профессиональной компетентности будущего педагога, оценка которых осуществляется с использованием электронного портфолио; представлены критерии и описана процедура оценивания компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов рассматриваемым способом; разработаны уровни сформированности ПК и ОПК бакалавра.

Описана возможность использования электронного портфолио в рамках государственной итоговой аттестации для комплексной оценки уровня развития профессиональных компетенций выпускников наряду с демонстрацией ими теоретических знаний по освоенным дисциплинам и выпускной квалификационной работой. Количественные результаты экспертизы е-портфолио студентов дополняют баллы, полученные студентами на государственном экзамене, и являются основными показателями итоговой экзаменационной оценки.

Таким образом, авторами статьи представлена возможность использования электронного портфолио как средства оценивания уровня развития профессиональной компетентности бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» при проведении государственной итоговой аттестации.

Список литературы

1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 1998. 310 с.

2. Адольф В. А. Профессиональная компетентность как условие формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности // Оценивание качества педагогического образования : сборник материалов конференции. Красноярск, 2004. С. 53-59.

3. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 79 с.

4. Гуторова А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 159 с.

5. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / / Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

6. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61-63.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

8. Игонина Е. В. Применение студенческого портфолио в диагностике профессиональных компетенций студентов вуза / / Образование и наука. 2011. № 10 (89). С. 123-132.

9. Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69-71.

10. Маркова С. М., Полунин В. Ю. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2013. № 4. С. 40-44.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Знание, 1996. 308 с.

12. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 376 с.

13. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2. С. 32-35.

14. Пинская М. А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.

15. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 N 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556 (дата обращения: 18.03.2020).

16. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 18-25.

17. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Оценка профессиональных компетенций будущих педагогов средствами е-портфолио // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. C. 61-66.

18. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Проблемы и перспективы использования технологии е-портфолио в подготовке педагогических кадров / / Информатика и образование. 2012. № 6. С. 96-100.

19. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Разработка е-портфолио студента средствами веб-приложения Mahara // Информатика и образование. 2013. № 5. С. 12-15.

20. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Разработка е-портфолио студента средствами веб-приложения Mahara // Информатика и образование. 2013. № 5. С. 12-15.

21. Смолянинова О. Г. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средствами е-портфолио / О. Г. Смолянинова, О. А. Иманова, В. В. Трофимова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://www.science-education.rU/pdf/2014/1/179.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

22. Смолянинова О. Г. Проблема оценивания образовательных достижений: технология е-портфо-лио // Информатика и образование. 2016. № 1. С. 55-63.

23. Смолянинова О. Г. Практики использования дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих педагогов-тьюторов: опыт Сибирского федерального университета / О. Г. Смоля-нинова, Е. А. Безызвестных, О. А. Иманова // Информатика и образование. 2018. № 2 (291). С. 3-8.

24. Соколова С. В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя (на примере подготовки преподавателя педагогических дисциплин) : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 226 с.

25. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 200 с.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» от 15.03.2018 N 121. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата_обращения: 17.04.2020).

27. Электронный портфолио в образовании и трудоустройстве : коллективная монография / О. Г. Смолянинова , Н. В. Бекузарова , О. А. Иманова [и др.]. Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2012. 152 с.

28. Arter J., Spandel V. Using portfolios of student work in instruction and assessment. Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 199.

29. Barret H. Researching electronic and learning engagement: The REFLECT initiative Journal of Adolescent and Adult Literacyю 2007. № 50 (6). Рр. 436-449.

30. Cole D. J., Rayn C. W., KickF. Portfolios across the curriculum and beyond. Thousand Oaks. CA : Corwin Precc, 1995.

31. Meisels S., Steele D. The Early Childhood Portfolio Collection Process. Ann Arbor, MI: Center for Human Growth and Development, University of Michigan, 1991.

Justification of the possibility of using an electronic portfolio to assess the level of development of professional competence of future teachers

O. A. Imanova

PhD in Pedagogical Sciences, associate professor, Siberian Federal University.

Russia, Krasnoyarsk. ORCID: 0000-0002-0846-3101. E-mail: romolga66@mail.ru

Abstract. Currently, in the training of modern teachers, technologies are becoming in demand, aimed at a comprehensive assessment of the results in various activities and demonstrating the development of professional competence. Professional cases and tests are developed and successfully used to identify the level of training of future teachers.

Nevertheless, the analysis of studies in the field of assessing the educational results of students has shown that the problem of assessing the professional competence of future teachers remains relevant and is a consequence of the lack of elaboration of the diagnostic tool of a personality-oriented, authentic assessment system.

In the last decade, in Russian pedagogical universities, one of the most widely used technologies for evaluating students' educational achievements is the electronic portfolio. However, the analysis of research in the field of using this technology has shown that a methodically based system for assessing the formation of professional competencies of future teachers using an electronic portfolio has not yet been developed.

The purpose of the article is to substantiate the possibilities of the e-portfolio for assessing the level of development of professional competence of bachelors in the direction of training "Teacher Education", the profile "Tutor" in the procedure of state final certification.

The novelty of the research lies in the theoretical and methodological justification of the use of the e-portfolio to assess the development of professional competence of students of the training direction "Teacher Education".

The paper uses qualitative research methods: content analysis of scientific and pedagogical literature on the topic of research, analysis of the products of educational, professional, and scientific activities of students, analysis and interpretation of the data of the pedagogical experiment. Quantitative methods were used: expert assessment of the level of professional development of graduates, methods of mathematical statistics for processing the results of the study.

The article highlights the components of professional competence, describes the possibility of their assessment using the materials of the electronic portfolio. The results of the expert evaluation of electronic portfolios of graduates of the pedagogical bachelor's degree are presented. Conclusions are drawn about the feasibility of using an electronic portfolio in the procedure of state final certification for a comprehensive assessment of the level of development of professional competencies of graduates.

The results of this study can be used in teacher education to assess the educational achievements of students.

Keywords: electronic portfolio, teacher education, bachelor's degree, professional competence, professional competencies, general professional competencies, e-learning, evaluation of educational results.

References

1. Adolf V. A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo uchitelya [Professional competence of a modern teacher]. Krasnoyarsk. Krasnoyarsk State University. 1998. 310 p.

2. Adolf V. A. Professional'naya kompetentnost' kak uslovie formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya k pedagogicheskoj deyatel'nosti [Professional competence as a condition for the formation of the future teacher's readiness for pedagogical activity] // Ocenivanie kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya : sbornik materialov konferencii - Evaluating the quality of pedagogical education : collection of conference materials. Krasnoyarsk. 2004. Pp. 53-59.

3. Verbickij A. A., Bakshaeva N. A. Razvitie motivacii studentov v kontekstnom obuchenii [Development of students' motivation in contextual learning]. M. Research center for problems of quality of training of specialists. 2000. 79 p.

4. Gutorova A. V. Formirovanie professional'noj pozicii u studentov pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of a professional position among students of a pedagogical university : dis. ... PhD in Pedagogical Sciences]. Volgograd. 1998. 159 p.

5. Zeer E., Symanyuk E. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya [Competence-based approach to the modernization of vocational education] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2005. No. 4. Pp. 23-30.

6. Zelenko N. V., Mogilevskaya A. G. Portfolio budushchego pedagoga [Portfolio of the future teacher] // Standarty i monitoring v obrazovanii - Standards and monitoring in education. 2009. No. 1. Pp. 61-63.

7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of modern education] // Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today. 2003. No. 5.

8. Igonina E. V. Primenenie studencheskogo portfolio v diagnostike professional'nyh kompetencij studentov vuza [Application of the student portfolio in the diagnosis of professional competencies of university students] // Obrazovanie i nauka - Education and science. 2011. No. 10 (89). Pp. 123-132.

9. Knysh I. A., Pastuhova I. P. Portfel' individual'nyh dostizhenij kak kontrol'no-ocenochnoe pedagog-icheskoe sredstvo [Portfolio of individual achievements as a control and evaluation pedagogical tool] // Srednee professional'noe obrazovanie - Secondary vocational education. 2008. No. 1. Pp. 69-71.

10. Markova S. M., Polunin V. Yu. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya: teoreticheskie osnovy [Theory and methodology of professional education: theoretical foundations] // Vestnik MGGU im. M. A. Sho-lohova - Herald of Moscow State University n. a. M. A. Sholokhov. 2013. No. 4. Pp. 40-44.

11. Markova A. K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. M. Znanie. 1996. 308 p.

12. Mitina L. M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub'ektov obrazovaniya [Psychology of personal and professional development of subjects of education]. M. ; SPb. Nestor-Istoriya, 2014. 376 p.

13. Novikova T. G., Pinskaya M. A., PrutchenkovA S. "Portfolio" - novyj i effektivnyj instrument ocenivaniya ["Portfolio" is a new and effective assessment tool] / / Direktor shkoly - Headmaster of the school. 2008. No. 2. Pp. 32-35.

14. Pinskaya M. A Portfolio kak instrument ocenivaniya obrazovatel'nyh dostizhenij uchashchegosya v usloviyah profll'nogo obucheniya: avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Portfolio as a tool for evaluating the educational achievements of a student in the context of specialized training : abstract. dis. ... PhD in Pedagogical Sciences]. M. 2007. 22 p.

15. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" dated 18.10.2013 544h. Available at: https://base.garant.ru/ 70535556 (date accessed: 18.03.2020 (in Russ.).

16. Slastenin V. A., Mishchenko A. I. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo uchitelya [Professional and pedagogical training of a modern teacher] // Sovetskaya pedagogika - Soviet pedagogy. 1991. No. 10. Pp. 18-25.

17. Smolyaninova O. G., Imanova O. A. Ocenka professional'nyh kompetencij budushchih pedagogov sredstvami e-portfolio [Assessment of professional competencies of future teachers by means of e-portfolio] // Sibirskijpedagogicheskijzhurnal - Siberian Pedagogical Journal. 2012. No. 7. Pp. 61-66.

18. Smolyaninova O. G., Imanova O. A Problemy iperspektivy ispol'zovaniya tekhnologii e-portfolio vpodgotovke pedagogicheskih kadrov [Problems and prospects of using the e-portfolio technology in the training of pedagogical personnel] // Informatika i obrazovanie - Information technologies and education. 2012. No. 6. Pp. 96-100.

19. Smolyaninova O. G., Imanova O. A. Razrabotka e-portfolio studenta sredstvami veb-prilozheniya Mahara [E-portfolio Development of a student's web application by means of web application Mahara] // Informatika i obrazovanie. 2013. No. 5. Pp. 12-15.

20. Smolyaninova O. G., Imanova O. A. Razrabotka e-portfolio studenta sredstvami veb-prilozheniya Mahara [E-portfolio Development of a student's web application by means of web application Mahara] // Informatika i obrazovanie - Information technologies and education. 2013. No. 5. Pp. 12-15.

21. Smolyaninova O. G. Razvitie i ocenka social'nyh kompetencij studenta pedagogicheskogo vuza sredstvami e-portfolio [Development and assessment of social competencies of a student of a pedagogical university by means of e-portfolio] / O. G. Smolyaninova, O. A. Imanova, V. V. Trofimova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. 2014. No. 1. Available at: http://www.sden-ce-education.ru/pdf/2014/1/179.pdf (date accessed: 10.04.2020).

22. Smolyaninova O. G. Problema ocenivaniya obrazovatel'nyh dostizhenij: tekhnologiya e-portfolio [The problem of evaluating educational achievements: e-portfolio technology] // Informatika i obrazovanie - Information technologies and education. 2016. No. 1. Pp. 55-63.

23. Smolyaninova O. G. Praktiki ispol'zovaniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij pri podgotovke budushchih pedagogov-t'yutorov: opyt Sibirskogo federal'nogo universiteta [Practice of using distance learning technologies in the training of future teachers-tutors: the experience of the Siberian Federal University] / O. G. Smolyaninova, E. A. Ignorant, O. A. Imanova // Informatika i obrazovanie - Information technologies and education. 2018. No. 2 (291). Pp. 3-8.

24. Sokolova S. V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti budushchego prepodavatelya (na primere podgotovki prepodavatelya pedagogicheskih disciplin) : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of pedagogical competence of a future teacher (on the example of training a teacher of pedagogical disciplines) : dis. ... PhD in Pedagogical Sciences]. Volgograd. 2004. 226 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Tazutdinova E. H. Uchebnyj portfolio v sisteme podgotovki studenta k budushchej pedagogicheskoj deyatel'nosti: dis.... kand. ped. nauk [Educational portfolio in the system of preparing a student for future pedagogical activity : dis. ... PhD in Pedagogical Sciences]. Kazan. 2010. 200 p.

26. Federal state educational standard of higher education-a bachelor in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education, from 15.03.2018 N 121. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (date accessed: 17.04.2020) (in Russ.).

27. Elektronnyj portfolio v obrazovanii i trudoustrojstve : kollektivnaya monografiya - Electronic portfolios in education and employment : collective monograph / O. G. Smolyaninova , N. V. Bekuzarova, O. A. Imanova [and others]. Krasnoyarsk. Siberian Federal University. 2012. 152 p.

28. Arter J., Spandel V. Using portfolios of student work in instruction and assessment. Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 199.

29. Barret H. Researching electronic and learning engagement: The REFLECT initiative Journal of Adolescent and Adult Literacy^ 2007. No. 50 (6). Pp. 436-449.

30. Cole D. J., Rayn C. W., Kick F. Portfolios across the curriculum and beyond. Thousand Oaks. CA : Corwin Precc, 1995.

31. Meisels S., Steele D. The Early Childhood Portfolio Collection Process. Ann Arbor, MI: Center for Human Growth and Development, University of Michigan, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.