Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАНИЯ WORLDSKILLS ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

СОРЕВНОВАНИЯ WORLDSKILLS ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ КОМПЕТЕНЦИЙ WORLDSKILLS RUSSIA / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Анатольевна, Почанина Ульяна Геннадьевна

В статье освещены важнейшие инструменты в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, которыми является внедрение в образовательный процесс стандарта компетенций WorldSkills Russia. Стандарт WorldSkills - это совокупность установленных обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций. Участие в движении WorldSkills Russia - это: - визитная карточка профессиональной образовательной организации, ее педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Анатольевна, Почанина Ульяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDSKILLS COMPETITIONS BASIS FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF YOUNG SPECIALISTS

The article highlights the most important tools in the implementation of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education, is the introduction of the WorldSkills competency standard into the educational process. The WorldSkills standard is a set of established mandatory rules and requirements for the procedure for organizing and conducting events based on the assessment of professional skills in accordance with the specifications of competency standards. Participation in the WorldSkills movement is: - a visiting card of a professional educational organization and its teachers.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАНИЯ WORLDSKILLS ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Педагогика

УДК 377.5

старший преподаватель кафедры Алексеева Елена Анатольевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры Почанина Ульяна Геннадьевна «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

СОРЕВНОВАНИЯ WORLDSKILLS ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье освещены важнейшие инструменты в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, которыми является внедрение в образовательный процесс стандарта компетенций WorldSkills Russia. Стандарт WorldSkills - это совокупность установленных обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций. Участие в движении WorldSkills Russia - это: - визитная карточка профессиональной образовательной организации, ее педагогов.

Ключевые слова: стандарт компетенций WorldSkills Russia, компетенция, компетентность, профессиональное мастерство, мотивация, трудоустройство, востребованность, рынок труда.

Annоtation. The article highlights the most important tools in the implementation of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education, is the introduction of the WorldSkills competency standard into the educational process. The WorldSkills standard is a set of established mandatory rules and requirements for the procedure for organizing and conducting events based on the assessment of professional skills in accordance with the specifications of competency standards. Participation in the WorldSkills movement is: - a visiting card of a professional educational organization and its teachers.

Keywords: worldskills russia competency standard, competence, competence, professional skills, motivation, employment, demand, labor market.

Введение. WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Движение WSR объединяет молодых специалистов и признанных профессионалов, педагогов и работодателей, предприятия и образовательные организации, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству, показать, как сегодня стать лучшими в избранной ими специальности и обеспечить успешную профессиональную карьеру в будущем.

Можно с уверенностью констатировать, что конкурсная среда и дух соревнований способствуют максимальному раскрытию потенциала, как студента, так и преподавателя. 198 WorldSkills, несомненно, является «гормоном роста» для молодого специалиста. Это движение развивает не только личностно, но и дает возможность формирования профессиональных компетенций.

Одним из главных целевых ориентиров современных отечественных реформ в системе среднего профессионального образования является переход на новый качественный уровень подготовки специалистов. Для его достижения необходимы структурно-содержательные и технологические изменения образовательного процесса. Немаловажным фактором успешного освоения необходимых умений является мотивация обучающихся к их дальнейшей профессиональной деятельности, желание повышать свой уровень и знания за счет участия в конкурсах профессионального мастерства, различных мастер-классах и чемпионатах [3].

Одним из наиболее ярких представителей данного направления является конкурс молодых специалистов - WorldSkills Russia, который представляет соревнования по компетенции «Технология моды».

Международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире, посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [1]. Россия в 2012 году присоединилась к движению «WorldSkills», что явило необходимость пересмотра подхода к образованию на государственном уровне.

2019 году состоялся очередной 45-ый чемпионат мира по профессиональному мастерству «WorldSkills Kazan 2019», который успешно прошел в городе Казани c 22-27 августа 2019 года и для России оказался победным. Молодые специалисты из более чем 60 стран приехали в Россию соревноваться за звание лучшего в 56 компетенции [4].

Нижегородская область тоже выставила своего представителя на международный уровень соревнований по компетенции «Технология моды».

Изложение основного материала статьи. Привлекательность стандартов «WorldSkills Russia» состоит не только в популяризации рабочих профессий посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, но в первую очередь в возможности на практике познакомится с мировыми профессиональными стандартами. Профессиональные соревнования различного уровня организуются для молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Его внедрение в систему среднего профессионального образования, а сейчас и в систему высшего образования, является приоритетным и должно носить последовательный и систематичный характер. Мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills проходит раз в два года, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». В настоящее время это крупнейшее соревнование подобного рода.

Внедрение стандартов WorldSkills Russia в образовательный процесс влечет за собой ряд изменений, касающихся не только методического обеспечения (рабочие программы, контрольно-оценочные средства и

т.д.), но и кадрового состава, материально-технической базы, а также введение новых форм промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Формирование профессиональных компетенций по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» с учетом требований стандартов WorldSkills реализуется в «Институте пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ с 2016 года.

Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция» для отечественной педагогики относительно новые. Словарь терминов WorldSkills трактует понятие «компетенция» следующим образом:

«Профессиональная способность Участника успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности». В ходе подготовки необходимо отметить несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студента к чемпионату, но и сформировать у студента ряд личностных и профессиональных компетенций.

В ходе проведения различного рода занятий, практического обучения, самостоятельной работы, участия в различных мероприятиях, а также промежуточной аттестации обучающихся в рамках преддипломной практики.

Реализация данного направления стала возможна при последовательном вовлечении педагогического состава кафедры «дизайна, конструирования и сервисных технологий» в мероприятия, направленные на повышение культуры знаний в области стандартов WorldSkills по средством курсов повышения квалификации, трансляции опыта на научно практических конференциях, самообучении.

Поскольку приоритетной задачей является подготовка конкурентоспособных специалистов, представляет интерес показатели оценки результата обучения, в ходе промежуточной аттестации по профессиональным модулям, и проведении квалификационного экзамена с внедрением основных положений WorldSkills, то есть подготовка к демонстрационному экзамену.

В частности, были внесены корректировки в учебную документацию, пересмотрены контрольно-оценочные средства для проведения дифференцированного зачета по преддипломной практике, и внедрены некоторые элементы системы WorldSkills: - внесены изменения в ПМ 02 «Конструирование швейных изделий» в модуле МДК 02.02 «Методы конструктивного моделирования швейных изделий»; - внесены лекционные и практические занятия по модулю WorldSkills «Макетирование» (где студенты выполняют наколку изделия на манекене в соответствии с эскизом/фото модели в рамках учебных занятий). Основной упор при этом сделан на процедуру оценки уровня сформированности компетенций по профессиональному модулю, разработан оценочный лист, включающий в себя субъективные и объективные методы оценки, а также основные критерии, представленные в техническом описании по компетенции «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Для участия в соревнованиях WSR от учебного заведения выставляется 3 человека. Для вовлечения большего количества студентов в соревновательный процесс очень своевременно «пришел» Демонстрационный экзамен.

В 2018 г. в Нижегородской области проведен Демонстрационный экзамен по специальности 29.02.04 Конструирования, моделирования и технологии швейных изделий. Таким образом, эти процедуры становятся дополнением и продолжением друг друга.

Во время Демонстрационного экзамена участники должны показать себя молодыми профессионалами по модулям: макетирование, эскизирование, изготовление изделий. В процессе обучения в «Институте пищевых технологий и дизайна» у студента формируется профессиональное мышление, эстетика и креативность, добросовестность в выполнении поставленных задач. Это позволит в дальнейшем выпускникам проявлять готовность реализовывать себя в условиях быстрой смены технологий, а так же «рекламировать» себя перед потенциальными работодателями.

Формирование общих и профессиональных компетенций признается одной из значимых задач - создать условия для формирования качеств необходимых для реализации заказа потенциального потребителя.

При практическом обучении применяются различные формы самоорганизации и самостоятельности, труд становится интересным, устанавливается взаимосвязь между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Если соблюдаются все указанные условия, то выполнение заданий по стандартам WorldSkills Russia становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у студентов чувство большого морального удовлетворения.

WorldSkills - это новый толчок в развитии системы профессионального образования во всем мире и в частности в России. «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ принимает активное участие в этом движении.

Участие и результат представителей «Института пищевых технологий и дизайна» компетенции «Технологии моды» в Региональных: 2016 г. - 1 призовое место, 2017 г. - 2 призовых места, 2018 г. - 2 призовых места, 2019г. - 3 призовых места, 2020 г. - 1 призовое место. Результативность участия говорит о правильном подходе в подготовке студентов к соревновательному процессу.

И чтобы добиться призового места приходится очень много работать студентам и преподавателям в освоении новых знаний, которые не предусмотрены программой при освоении специальности. Каждый раз после проведения Регионального соревнования преподаватели кафедры анализируют конкурсное задание с целью выявить новые направления деятельности по компетенции, а также внесение изменений в программы модулей, с тем, чтобы студенты были готовы к испытаниям. Главное поставить цель и результат не заставит себя ждать.

Каждый участник чемпионата приобретает профессиональные навыки - это очень хороший стимул. Такие конкурсы очень актуальны, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда.

Те студенты, которые нацелены на участие в таких конкурсах, заранее мотивированы, чтоб в дальнейшем развиваться в данном направлении. У них есть стремление получить высшее образование тем, кто пока учится на средне-специальном, либо найти хорошую работу и показать себя хорошим специалистом.

Проанализировав трудовой путь выпускников 2016-2020 гг., участников WSR и олимпиадного движения, с удовлетворением выяснили, что практически все остались в швейной промышленности. Занимают должности конструкторов и технологов, при этом имея перспективы движения вверх по карьерной

лестнице. Выпускники 2021 г. по результатам блока производственных и преддипломной практик - имеют предложения по трудоустройству на перспективных швейных предприятиях г. Нижнего Новгорода.

Таким образом, конкурсы профессионального мастерства - это один из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности.

Проведение конкурса профессионального мастерства - это увлекательная форма соревнования среди студентов и одна из наиболее действенных форм неурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки студентов, развития и привлечения внимания к данной профессии. Особенностью, которая отличает конкурс профессионального мастерства «сегодня» от конкурса «вчера», является включение в процесс проведения и оценивания конкурсных заданий представителей работодателей. Профессионально-направленные конкурсы - эффективное средство в решении общепедагогических и профессиональных задач и мощный стимул профессионального роста студентов, который является итогом творческих усилий всего педагогического коллектива. Участие в конкурсах позволяет заявить молодым талантам о себе, сориентировать молодежь на педагогическую деятельность и воспитание любви к будущей профессии, помогает объективно оценить свои силы и возможности, нацелить на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития. На нашем примере было видно стремление студентов участвовать в таких конкурсах и достигать высот в учебе.

Конкурсы учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве подготовки студентов.

Выводы. Выполнение заданий по стандартам WorldSkills Russia делает процесс обучения увязанным с реальным проектом формирования общих и профессиональных компетенций.

В ходе формируются качества необходимые для успешного участия в Чемпионате:

- организованность, собранность, способность организовать пространство и время, коммуникативность и целеустремленность;

- умение адекватно или реально оценивать свои возможности;

- практический опыт решения поставленных задач и самостоятельного принятия решений.

Профессиональное образование, приобретая деятельностную направленность и нацеленость на

конкретную профессиональную деятельность согласно запросам работодателей, на обеспечение конкурентоспособности специалистов, соответственно переходит на качественно новый уровень инновационной деятельности.

Современные стандарты среднего профессионального образования, как и стандарты WorldSkills Russia требуют деятельностного подхода к обучению при обязательном использовании в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.

Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен на мотивацию. Прежде всего, это мотив выбора профессии, это увлеченность делом, желание показать себя и свои профессиональные умения в конкретной области, не бояться быть замеченным работодателями, а также умение анализировать плюсы и минусы своей деятельности. Если обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его мотивация всегда выше, чем тогда, когда выбрали за него.

При подготовке к чемпионату педагог старается не просто передать собственный опыт, формировать профессиональные компетенции, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладение новыми техниками, дальнейшее развитие и профессиональный рост.

Тренировка-подготовка к региональному чемпионату «Молодые профессионалы». Студенты отрабатывают навыки для успешной реализации конкурсных заданий, где большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Студенты должны уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. На этом этапе педагог-эксперт выступает в роли направляющего консультанта, советчика, который отслеживает, анализирует результаты деятельности и навыки студентов. На тренировочном этапе можно подключить тех студентов, которые уже принимали участие в чемпионате для того, чтобы показать важность отработанных действий, необходимость тренировки таких качеств, как самостоятельность, креативность, умение действовать в трудной ситуации, быстро принимать решения, стрессоустойчивость.

Интеграция профстандартов РФ и международных стандартов WorldSkills в программы подготовки квалифицированных рабочих позволяет совершенствовать уровень профессионального мастерства учащихся, повысить учебно-профессиональную мотивацию и мотивацию достижения успеха, выявить и подготовить наиболее подготовленных студентов для участия в соревнованиях WSR.

У обучающихся изменилось отношение к учению. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и скучную обязанность, а как возможность получить востребованную профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста. Литература:

1. Вставская, Н.В. Стандарты WorldSkills Россия как повышение качества среднего профессионального образования / Н.В. Вставская. - Чебоксары: ИНС «Интерактив плюс», 2020

2. Иванько, А.Ф. Новые образовательные технологии / А.Ф. Иванько, М.А. Иванько, С.С. Воронцова // Молодой ученый, 2019

3. Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин / Б.Ш. Усманов, Г.Х. Жураева, А.А. Ядгарова // Техника. Технологии, 2019

4. Сайт WorldSkills [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.worldskills.ru/

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Алиева Рукият Резвановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры

чеченской филологии Абдулазимова Тоита Хизировна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Карчаева Камила Аварьевна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье изучен процесс формирования профессиональной компетентности у студента педагогического вуза. Формирование компетенций студентов педагогических вузов, обеспечивающих их ответственность в выборе образовательных методик, саморазвитие во всех аспектах жизнедеятельности и их функциональную грамотность. При оценке компетенций педагога принято использовать критерии. Критерии обладают качественными характеристиками, с помощью анализа которых можно сформировать диагностическую модель оценки преподавателя. Насчитывается четыре вида оцениваемых критерий: мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный.

Ключевые слова: компетентность, критерий, профессиональная компетентность, студент педагогический

вуз.

Annotation. The article studies the process of forming professional competence in a student of a pedagogical university. The formation of the competencies of students of pedagogical universities, ensuring their responsibility in the choice of educational methods, self-development in all aspects of life and their functional literacy. When assessing the competencies of a teacher, it is customary to use criteria. The criteria have qualitative characteristics, with the help of the analysis of which it is possible to form a diagnostic model of the teacher's assessment. There are four types of assessed criterion: motivational, cognitive, activity, personal.

Keywords: competence, criterion, professional competence, student of a pedagogical university.

Введение. В современной психолого-педагогической науке сформировано множество содержательных идей, относящихся к понятию компетентности студентов и объективным методам оценки результатов профессионального обучения. Но, к сожалению, измерение уровня сформированных компетенций ни в России, ни за рубежом не имеет общепризнанных методов. Причиной этому послужило сложность и универсальность понятия «компетентность», а также отсутствие единой утверждённой методики измерения уровня компетентности обучающихся. Все это привело к неоднородности предложенных методов и невозможности их систематического применения.

Изложение основного материала статьи. Формирование компетенций студентов педагогических вузов, обеспечивающих их ответственность в выборе образовательных методик, саморазвитие во всех аспектах жизнедеятельности и их функциональную грамотность, широко обсуждается в современной научной литературе (Вербицкий А.А., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Б.К. Коломиец, Дж. Равен, Н.А. Селезнева, А.К. Маркова, А.И. Субетто, Н. Хомский и др.).

Компетентность - это совокупность взаимосвязанных характеристик и качеств личности: она складывается из личного опыта человека, его накопленных знаний и навыков. Эти характеристики применимы к определённой области знаний и необходимы для эффективного использования их в профессиональной деятельности.

Обобщённое понимание компетенции можно интерпретировать как способность человека использовать накопленные знания в практической деятельности и при нестандартных ситуациях. Акцент делается на деятельностном аспекте, а не только на доступности и применении знаний. По своему содержанию любая компетенция сложна, поскольку владение конкретной компетенцией определяется не объёмом приобретённых теоретических знаний, а системой практически применимых методов поиска дополнительных вариантов решения путём объединения, существующих [5, с. 106-112].

Компетенция, по мнению А.В. Хуторского, представляет из себя отчужденную, заранее заданною социальную норму (требование) к образовательной подготовке обучающегося, которая необходима для его продуктивной деятельности в определенной профессиональной сфере. В авторской интерпретации компетенция - это не только знания или умения, также это сфера межличностных отношений, существующих между знанием и практической деятельностью. О компетентности автор говорит, как об «обладании соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности, а также минимальный опыт деятельности в профессиональной сфере» [3].

Компетентность - это неотъемлемая характеристика человека, которая распадается на спектр отдельных компетенций. Если в самом общем виде компетентность определяется как свойство или качество, то компетентность можно рассматривать как обладание этим свойством, которое проявляется в профессиональной деятельности. Компетентным можно назвать специалиста, обладающего определённым набором профессиональных, личных и иных компетенций.

Анализ существенных характеристик компетенций показывает, что в обобщенном виде любая компетенция состоит из трёх компонентов [5, с. 37]:

- познавательные, относящиеся к знаниям и способам их получения;

- интегративный и деятельностный, определяет процесс формирования навыков на основе полученных знаний и способы успешной реализации этих навыков, а также обеспечивающий «перевод» существующих знаний и навыков в другие знаковые системы, что позволяет им адаптироваться к новым условиям и действовать профессионально в новых сложившихся ситуациях;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.