История становления движения Worldskills Russia
Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна,
доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма E-mail: gdautova@mail.ru
Герасимова Евгения Олеговна,
аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет
E-mail: anti96@bk.ru
Заячук Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма E-mail: tatyana-zayachuk@yandex.ru
Статья освещает историю становления и развития движения Worldskills Russia в России. В ней рассмотрены структура Worldskills Russia. Авторы подчеркивают, что ядром Worldskills являются чемпионаты профессионального мастерства, именно благодаря необходимости участия в международных соревнованиях были выявлены недочеты в подготовке кадров и необходимость внедрения изменений и адаптации международных стандартов под российские реалии. В статье представлен понятийный аппарат движения «Worldskills Russia», раскрыта сущность таких терминов как: «компетенции», «методический пакет компетенции», электронная система интернет-мониторинга eSim, специализированное программное обеспечение для обработки информации на соревнованиях, инструмент ввода оценок для экспертов система CIS, «Стандарты Worlskills», региональный координационный центр РКЦ. Описана документация, регламентирующая проведение чемпионатов и их структура, основные направления организации Wordskills Russia: региональная, корпоративная и вузовская линейка чемпионатов и др.
Ключевые слова: Worldskills Russia, движение WSR, Союз «Молодые профессионалы, компетенции, техническое описание компетенции
Введение
В 2020 году движение Worldskills Russia (WSR) это 215 компетенций относящийся к различным блокам: сфера услуг, информационные и коммуникационные технологии, образование, производство и инженерные технологии, творчество и дизайн, транспорт и логистика, строительство и строительные технологии. [1]
Миссией движение является повышение стандартов подготовки кадров. Изменения, произошедшие в системе образования после вступления страны в движение «Worldskills international» неоспоримы: открыты центры опережающей профессиональной подготовки, регионально-координационные центры, специализированные центры компетенций, создан перечень профессий ТОП-50, внедрен демонстрационный экзамен, разработаны и реализуются курсы профессиональной переподготовки «Навыки мудрых» для категории граждан старше 50 лет и программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих для пострадавших от Covid19, разработан и внедрен проект ранней профориентации школьников «билет в будущее». За период с 2013 года к движению WSR присоединились все 85 регионов РФ.
Основная часть
Структура WSR имеет множество направлений и подразумевает разноуровневые изменения во всей системе образования. Ядром Worldskills являются чемпионаты профессионального мастерства, именно благодаря необходимости участия в международных соревнованиях были выявлены недочеты в подготовке кадров и необходимость внедрения изменений и адаптации международных стандартов под российские реалии.
Исходной точкой в развитии стал чемпионат 2013, в котором национальная сборная России впервые приняла участие в Международных соревнованиях WorldSkills International в Лейпциге. В соревнованиях было задействовано 1000 участников, 52 страны и 46 компетенций, Россия заняла 41 место. По словам экспертов, принимающих участие в чемпионате, для национальной сборной в первую очередь это была апробация, получен ценный опыт участия, что позволило углубиться в международные стандарты и ознакомиться со стратегией различных государств в области формирования «профессионализма».
Провожая первую сборную РФ на соревнования WorldSkills International в Лейпциге, Дмитрий Пе-
сз о
о Л о
о сз о в
сков - директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, сказал ребятам, что «скорее всего, выиграть никому из них не удастся, и настраивал их на то, чтобы они как можно больше смотрели на чужой опыт и учились у других» [2]. Результат национальный сборной подтвердил предварительный прогноз, что привело к значительным прогрессивным изменениям в следующие 7 лет.
К 2020 году в Российской Федерации сформирован перечень компетенций, по которым идет подготовка кадров, они так же имеют взаимосвязь с чемпионатным циклом, в классификации выделяются:
1. «Номерные» компетенции - компетенции, входящие в список Чемпионата Мира;
2. Компетенции, входящие в список чемпионатов Европы;
3. RU-Компетенции;
4. Презентационные компетенции (имеет первичное экспертное сообщество и опыт проведения чемпионатов, имеет право принимать участие в чемпионатах регионального и национального уровней);
5. Компетенции Future Skills (Навыки будущего -вклад России в международное движение WSI). Для каждой компетенции экспертным сообществом формируется и актуализируется по мере необходимости методический пакет документов, протоколов и форм. Главным документом, позволяющим ознакомится с компетенцией, является «Техническое описание», именно в техническом описании в разделе спецификация стандартов (WSSS) дана информация о том какие знания, умения и навыки проверяются в процессе соревнований у конкурсанта. Техническим описанием регламентирован объем и содержание работ, ход соревнований, требования к технике безопасности особые для каждой компетенции. Документ описывает процессы разработки, отбора, оценки, внесения изменений и обнародования конкурсного задания и определяет техническое оснащение и материалы, которые должны быть представлены конкурсанту и экспертам.
Методический пакет документов так же включает:
- Конкурсное задание;
- Критерии оценки;
- План застройки площадки;
- инфраструктурный лист - перечень материалов и оборудования, офисного оснащения и принадлежностей, необходимых для проведения соревнований;
- тулбокс - список инструментов и расходных материалов, применимый для участия в соревнованиях, который привозит с собой участник;
- Охрана труда и техника безопасности компетенции. [3]
е Основными регламентирующими документами М чемпионатов по стандартам WorldSkills являются: регламент чемпионата, кодекс этики, техническое ° описание компетенции, конкурсное задание чем-5в пионата.
Результаты каждого участника попадают в систему сквозного мониторинга. Система позволяет сравнить результаты выступлений участников разных чемпионатов по каждой компетенции, провести анализ и выявить динамику развития компетенции исходя из итоговых баллов участников, технически, сравнение возможно и по модулям а также итоговым баллам.
Для отслеживания результатов и индивидуальной траектории развития, изначально эксперты и участники чемпионатов вносятся в базу данных eSim - электронная система интернет-мониторинга, предназначенная для сбора информации о проведении мероприятия, по оценке профессионального мастерства. После чего данные о, экспертах и участниках переносятся в CIS - специализированное программное обеспечение для обработки информации на соревновании, инструмент ввода оценок для экспертов. Использование CIS обязательно при проведении официальных чемпионатов по стандартам WorldSkills. Доступ к системе предоставляется Союзом ВСР по официальному запросу от организатора чемпионата. Сбор данных о конкретном чемпионате, компетенции, экспертах и участниках, обеспечение прозрачности процедур в соответствии со стандартами WS, вычисление результатов, подготовка базовой аналитики является задачами системы CIS. [4] В структуре чемпионатов Wordskills Russia выделяется три основных направления:
- Региональная линейка чемпионатов, которая проходит в три этапа: региональные чемпионаты, отборочный тур, национальный финал России «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия)». Демонстрационный экзамен так же является продуктом региональной линейки.
- Корпоративная, отраслевая линейка чемпионатов, состоящая из отборочных туров на предприятиях и финала России для отраслей промышленности HiTech.
- Вузовская линейка чемпионатов, проходящая в два этапа: Вузовские чемпионаты и Финал Межвузовского чемпионата. Организатором российских национальных
и региональных чемпионатов профессионального мастерства по стандартам WorldSkills является некоммерческая организация Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскил-лс Россия)». Организацией региональных чемпионатов занимается РКЦ - региональный координационный центр - юридическое лицо, являющееся кандидатом в ассоциированные партнеры либо ассоциированным партнером (членом) Союза, уполномоченное решением органа исполнительной власти, курирующего профессиональное образование в субъекте Российской Федерации, представлять субъект Российской Федерации в Движении «Молодые профессионалы». Целью РКЦ является осуществление деятельности, способствующей развитию профессионального образования в субъекте Российской Феде-
рации для обеспечения экономики региона высококвалифицированными кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии субъекта Российской Федерации.
Помимо организации чемпионатов, Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему средне-специального и высшего образования. [6-9]
В результате внесенных изменений в систему подготовки кадров страна вышла на принципиально новый уровень, уже в 2015 году на Генеральной Ассамблее WorldSkills International 2015 в Сан-Паулу Россия выиграла право проведение чемпионата международного уровня, который проходит каждые 2 года. Основными соперниками России за возможность проведения чемпионата была Франция и Бельгия.
45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству прошел в Казани в 2019 году. Впоследствии чемпионату был присвоен статус «самого масштабного» в истории движения. В чемпионате были задействованы 1354 участников из 63 стран, 3,5 тысячи волонтеров из разных стран в возрасте от 14 до 80 лет. Соревнования проходили по 56 компетенциям, в неофициальном общекомандном зачете Российская Федерация заняла второе место, завоевав 4 бронзовых 4 серебряных и 14 золотых медалей. Первое место в общекомандном зачете у сборной Китая, третье место - у Кореи. [5]
Национальная сборная России не только смогла в разы повысить свой результат в соревнованиях, но и по инициативе России внедрила новшество непосредственно в само интернациональное движение. Вместе с основным составом сборной в возрасте от 16 до 22 лет на чемпионате были представлена линейка Worldskills Junior разработанная для школьников от 14 до 16 лет. Также Россия инициировала проведение в рамках чемпионата состязания по ключевым навыкам экономики будущего Future Skills, которые будут востребованы в перспективе.
Заключение
Стандарты Worldskills - это совокупность установленных Союзом обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций. Стандарты Worldskills представлены в виде обобщения лучших мировых практик и детально описаны для каждой компетенции, внедрение стандартов в образовательный процесс способствует становлению системы единой оценки универсальной для любого региона РФ.
В 2013 году Россия столкнулась лицом к лицу с проблемой того, что в стране отсутствуют квалифицированные кадры, это подтвердило 41 место в соревнованиях среди стран, за период 7 лет в стране произошла глобальная реорганизация
в системе профессионального образования, изменения коснулись не только среднего профессионального образования, но и образования в ВУЗах и школах. По всей стране под эгидой «Worldskills» была создана единая структура взаимодействия между школами, СПО и ВУЗами различных регионов, что позволяет отслеживать динамику развития профобразования в стране, намечать дальнейшую стратегию в образовании и раскрывать потенциал нового поколения.
Литература
1. Блоки компетенций [Электронный ресурс] URL: https://esat.worldskills.ru/competencies/ (дата обращения: 28.10.2020)
2. Всемирный чемпионат рабочих профессий (WorldSkills 2013) как зеркало российских технологий [Электронный ресурс] URL: https://asi. ru/news/10299/ (дата обращения: 28.10.2020)
3. Приказ об утверждении и введении в действие Регламента ввода новых компетенций и их развития [Электронный ресурс] URL: https://worldskills.ru/assets/ docs//1311/11.06.2019-1%20s%20pril-new.pdf / (дата обращения: 28.10.2020)
4. Система CIS [Электронный ресурс] URL: https:// worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/sistema-cis.html / (дата обращения: 28.10.2020)
5. В Казани завершился чемпионат мира WorldSkills 2019 [Электронный ресурс] URL https://ria.ru/20190828/1557970807.html /(дата обращения: 28.10.2020)
6. Гиниятуллина Д.Р., Фахрутдинова Г.Ж. Педагогическое наследие арабского просветителя в контексте реализации принципа диалога культур // Казанская наука. 2013. № 9. С. 254256.
7. Fahrutdinova G.Z., Konovalov I.E., Boltikov Y.V. Pedagogical model of formation of readiness of people with health disabilities to integration into the educational environment of a higher education institution// Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Т. 12. № 5. С. 607618.
8. Fahrutdinova G.Z., Solovyova E.G. Formation of the value-oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space //Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 272-276.
9. Фахрутдинова Г.Ж., Ботова Л.Н., Заячук Т.В., Шамарданова Г.Ф. Гуманизация педагогического процесса в условиях поликультурного пространства общеобразовательной школы // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 137-139.
HISTORY OF THE WORLDSKILLS RUSSIA MOVEMENT
Fahrutdinova G. Zh., Gerasimova E.O., Zayachuk T.V.
Kazan (Volga region) Federal University, Volga State Academy of physical culture, sports and tourism
The article covers the history of the formation and development of the Worldskills Russia movement. It examines the struc-
C3
о
о Л о
о сз о в
ture of Worldskills Russia. The authors emphasize that the core of Worldskills are the championships of professional skills, due to the need to participate in international competitions were revealed shortcomings in training and the need to introduce changes and adapt international standards to Russian realities. The article presents the concept apparatus of the "Worldskills Russia" movement, reveals the essence of such terms as: "competence," "methodical competence package," electronic internet monitoring system eSim, specialized software for processing information at the competition, the instrument of assessment input for experts system CIS, "Worlskills Standards", regional coordination center. The documentation regulating the holding of championships and their structure, the main directions of the organization Wordskills Russia: regional, corporate and university line of championships is described.
Keywords: Worldskills Russia, WSR movement, Union Young Professionals, Competence, Technical Description.
References
1. Competence Blocks [E-resource] URL: https://esat.worldskills. ru/competencies/ (address date: 28.10.2020)
2. World Workers' Championship (WorldSkills 2013) as a mirror of Russian technology [E-resource] URL: https://asi.ru/ news/10299/ (address date: 28.10.2020)
3. Order to approve and enact the Regulations for the introduction of new competencies and their development[E-resource] URL: https://worldskills.rU/assets/docs//131 1/11.06.2019-1%20 s%20pril-new.pdf /(address date: 28.10.2020)
4. CIS system [E-resource] URL: https://worldskills.ru/o-nas/doku-mentyi/sistema-cis.html /(address date: 28.10.2020)
5. WorldSkills 2019 World Cup ends in Kazan [address date] URL: https://ria.ru/20190828/1557970807.html /(address date: 28.10.2020)
6. Ginyatullina D.R., Fahrutdinova G. Zh. The pedagogical heritage of the Arab educator in the context of the principle of cultural dialogue // Kazan Science. 2013. № 9. С. 254-256.
7. Fahrutdinova G.Z., Konovalov I.E., Boltikov Y.V. Pedagogical model of formation of readiness of people with health disabilities to integration into the educational environment of a higher education institution// Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Т. 12. № 5. С. 607-618.
8. Fahrutdinova G.Z., Solovyova E.G. Formation of the value-oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space //Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 272-276.
9. Fahrutdinova G. Zh., Botova L.N., Zayachuk T.V., Shamardano-va G.F. Humanization of the pedagogical process in the conditions of the multicultural space of the secondary school // Modern Pedagogical Education. 2019. № 11. С. 137-139.
e
u
CM CO