Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

УЧАСТИЕ В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

461
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS RUSSIA / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ И ФИТНЕС» / МАСТЕРСКИЕ WORLDSKILLS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE “PHY- SICAL CULTURE / SPORTS AND FITNESS” / WORLDSKILLS WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Р. В., Кетриш Е. В.

Рассматриваются особенности движения WorldSkills Russia как одного из основных векторов развития системы среднего профессионального образования. Приведены факты из истории возникновения компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», проанализированы основные этапы ее трансформации и развития в рамках вузовских, межвузовских и национальных чемпионатов WorldSkills Russia. Представлена идея сотрудничества организаций высшего и среднего профессионального образования по вопросам подготовки студентов для участия в чемпионатах WorldSkills различного уровня, будущих педагогов для системы среднего профессионального образования, владеющих знаниями и умениями по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», способных транслировать эти знания и умения, а также опыт профессиональной деятельности обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Р. В., Кетриш Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION IN THE WORLDSKILLS MOVEMENT AS THE MAIN DEVELOPMENT VECTOR OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article examines the features of the WorldSkills Russia movement as one of the main development vectors of the secondary vocational education system. Facts about the history of competence “Physical culture, sports and fitness” are presented and the main stages of its transformation and development within the framework of WorldSkills Russia University, Interuniversity and National Competitions are analyzed. The article presents the idea of cooperation between organizations of the system of higher and secondary vocational education in the framework of training students for participation in WorldSkills competitions at various levels as well as for the preparation of future teachers of secondary vocational educational institutions, who possess knowledge and skills included in the competence “Physical culture, sports and fitness” and have the ability to transfer knowledge, skills and professional experience to their students

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 377

УЧАСТИЕ В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Р. В. Сафронова

магистрант, преподаватель кафедры физического воспитания

reginasafronova94@mail.ru

Свердловский областной педагогический колледж, Екатеринбург, Россия

Е. В. Кетриш

кандидат педагогических наук, доцент

evgeniya.ketrish@yandex.ru

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Рассматриваются особенности движения WorldSkills Russia как одного из основных векторов развития системы среднего профессионального образования. Приведены факты из истории возникновения компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», проанализированы основные этапы ее трансформации и развития в рамках вузовских, межвузовских и национальных чемпионатов WorldSkills Russia. Представлена идея сотрудничества организаций высшего и среднего профессионального образования по вопросам подготовки студентов для участия в чемпионатах WorldSkills различного уровня, будущих педагогов для системы среднего профессионального образования, владеющих знаниями и умениями по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», способных транслировать эти знания и умения, а также опыт профессиональной деятельности обучающимся.

Ключевые слова: WorldSkills Russia, среднее профессиональное образование, компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес», мастерские WorldSkills.

18

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

PARTICIPATION IN THE WORLDSKILLS MOVEMENT AS THE MAIN DEVELOPMENT VECTOR OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

R. V. Safronova

master's student, teacher of the Department of Physical education reginasafronova94@mail.ru

Sverdlovsk regional pedagogical college, Ekaterinburg, Russia E. V. Ketrish

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor evgeniya.ketrish@yandex.ru

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article examines the features of the WorldSkills Russia movement as one of the main development vectors of the secondary vocational education system. Facts about the history of competence "Physical culture, sports and fitness" are presented and the main stages of its transformation and development within the framework of WorldSkills Russia University, Interuniversity and National Competitions are analyzed. The article presents the idea of cooperation between organizations of the system of higher and secondary vocational education in the framework of training students for participation in WorldSkills competitions at various levels as well as for the preparation of future teachers of secondary vocational educational institutions, who possess knowledge and skills included in the competence "Physical culture, sports and fitness" and have the ability to transfer knowledge, skills and professional experience to their students.

Keywords: WorldSkills Russia, secondary vocational education, competence "Physical culture, sports and fitness", WorldSkills workshops.

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 г. и с того времени активно участвует в мероприятиях по продвижению его идей и ценностей.

В 2020 г. в г. Москве с 6 по 21 сентября прошел Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Его финал стал поистине масштабным мероприятием, собравшим более 3 тыс. участников и около 700 экспертов. В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией чемпионат проходил в дистанционно-очном формате, и это стало для организаторов серьезным вызовом. Однако новая технология проведения соревнований была отработана на очень высоком уровне.

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

19

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова подчеркнула: «Движение WorldSkills прочно вошло в нашу жизнь, в национальные приоритеты, стало частью национальных проектов "Образование", "Демография", входит в нац-проект "Производительность труда". Все показали очень высокие результаты, и все демонстрируют, что это продвижение нашей молодежи вперед, к профессиональному треку. Еще в 2018 г. количество девушек и юношей, которые поступали в средние специальные организации в России, составляло 963 тыс. чел. Сегодня, в 2020-2021 уч. г., мы ожидаем уже 1 млн 200 тыс. чел. И этому способствовало движение WorldSkills» [11].

Современная ситуация на предприятиях реального сектора экономики характеризуется усилением конкурентной борьбы как за ключевых клиентов и долю на рынке, так и за эффективный, с высоким потенциалом роста квалифицированный персонал [3]. В настоящее время рабочие профессии становятся все более популярными среди молодежи. Абитуриенты осознанно выбирают систему среднего профессионального образования, рассчитывая на то, что в будущем этот выбор исключительно в положительном ключе скажется на их профессиональной карьере [2, 5, 11].

В ответ на серьезный всплеск заинтересованности молодого поколения в получении рабочей профессии в развитии инфраструктуры организаций среднего профессионального образования произошли большие изменения. По данным Министерства просвещения Российской Федерации, на сегодняшний день в системе СПО действуют более 3500 тыс. организаций, в которых обучается более 3 млн чел. [6].

По словам первого заместителя Министра просвещения Дмитрия Глушко, «современный колледж - это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам среднего профессионального образования, в колледжах России свыше 2 млн чел. проходят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования, реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, а также для лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции» [6].

20

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

Если говорить о связи системы среднего профессионального образования и движения WorldSkills, то тут появилось большое количество актуальных проектов, направленных на профориентацию и профессиональную мотивацию молодежи: это и демонстрационный экзамен, позволяющий дать независимую оценку практических навыков студентов и выпускников СПО, и профориентационный проект для школьников «Билет в будущее», и конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», а также национальные и международные чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills/WorldSkills International [6, 8, 11].

В проекте Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 г., представленном первым заместителем Министра просвещения Дмитрием Глушко на заседании коллегии Минпросвещения России, было анонсировано развитие пяти следующих приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований [6].

При этом первым шагом разработчики Стратегии считают улучшение инфраструктуры, повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам.

Всего до 2024 г. в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» планируется создать порядка 5000 современных мастерских. При этом до конца 2020 г. запланировано открытие 774 мастерских в 150 образовательных организациях 70 субъектов России.

Свердловская область активно участвует в мероприятиях и чемпионатах разного уровня, проводимых организаторами WorldSkills Russia. В подтверждение этого можно привести следующий факт: 22 октября 2020 г. на базе Свердловского областного педагогического колледжа открылись мастерские WorldSkills по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес».

Для открытия мастерских колледжу потребовался не один год, и путь был этот достаточно нелегким. После трех лет безуспешных попыток Свердловский областной педагогический колледж получил

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

21

грант на открытие мастерских по 4 компетенциям, в том числе по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» (рис. 1) [9].

Мастерские, созданные в рамках национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16), оснащены современным оборудованием и средствами обучения, которые отвечают требованиям технического описания компетенции (рис. 2, 3).

Рис. 1. Мастерская WorldSkills по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»

Рис. 2. Оборудование мастерской WorldSkills: многофункциональная рама

Рис. 3. Оборудование мастерской WorldSkills: анализатор тела InBody

22

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

Целью деятельности мастерских является практическая подготовка специалистов соответствующего уровня и профиля с учетом современных стандартов и передовых технологий, в том числе стандартов WorldSkills Russia.

Основные функции мастерской [11, с. 153]:

• образовательная деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки), по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых, в том числе по стандартам WorldSkills Russia;

• обеспечение условий для оценки компетенций и квалификации;

• проведение профориентационных мероприятий для обучающихся образовательных организаций, в том числе с целью получения первой профессии.

В настоящее время мастерская по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» осуществляет деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, реализуемым с использованием существующей материально-технической базы.

Мастерские становятся местом усовершенствования программ профессиональных модулей основной образовательной программы СПО согласно требованиям чемпионатного движения и запросам работодателей, программ профессиональной ориентации школьников, получения дополнительных компетенций, в том числе и в сетевой форме, подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства различных уровней, сопровождения молодых специалистов [5].

На базе мастерской были проведены демонстрационные экзамены по специальности «Физическая культура». С 2017 г. Свердловский областной педагогический колледж является основной площадкой проведения открытых региональных чемпионатов по стандартам WorldSkills, а в 2020 г. здесь состоялся национальный чемпионат WorldSkills Russia.

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

23

В данный момент в колледже ведется деятельность по обновлению содержания подготовки специалистов среднего звена, включающих в себя рабочие программы профессиональных модулей, программы учебной и производственной практик, контрольно-оценочные средства, методики и технологии с учетом требований стандартов WorldSkills.

В программы вводятся новые темы, такие как «Разработка и проведение фрагмента физкультурно-оздоровительного занятия с использованием новых видов оборудования»; «Разработка и проведение фрагмента занятия комплексной направленности на учебной группе»; «Разработка и проведение экспресс-консультации по привлечению разных возрастных групп населения к здоровому образу жизни с использованием информационно-компьютерных технологий».

Для учителей физической культуры стартовала работа по обновлению банка дополнительных профессиональных программ. Разрабатываются следующие программы: «Использование интерактивного оборудования в учебной и внеучебной деятельности», «Методика организации и проведения занятий по новым видам спорта в школе», «Разработка и проведение урока физической культуры с применением электронного обучения».

Несмотря на достаточную оснащенность, в мастерских WorldSkills продолжается развитие по следующим направлениям:

• повышение уровня материально-технической оснащенности -за счет нового гранта создан еще один учебный класс на базе спортивного центра колледжа, в настоящее время осуществляется закупка оборудования;

• расширение перечня программ повышения квалификации - за счет выделения отдельных направлений (работа с интерактивным оборудованием, фитнес-браслетами, диагностика физических качеств и др.);

• обновление основной профессиональной образовательной программы СПО - с включением вариативных модулей по вышеуказанным направлениям;

• расширение социального партнерства с организациями высшего образования и физкультурно-спортивными организациями - в первую очередь через систему дополнительного образования.

24

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

Сложность открытия мастерских, работающих по стандартам WorldSkills, во многом обусловлена тем, что компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес» в настоящий момент еще не вышла на международный уровень. В планах у менеджера компетенции и команды экспертов - работа с партнерами для выхода на международный этап соревнований. Для этого сегодня осуществляется поиск стратегического партнера компетенции для обеспечения функционирования площадки, а также стран-партнеров для участия в чемпионатах Euroskills.

История компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» начинается с 2016 г., когда в г. Тольятти в рамках проведения I Открытого регионального чемпионата WorldSkills Russia впервые была представлена компетенция под названием «Педагог по физической культуре». В том же году была проведена проектная сессия по компетенции «Физическая культура и спорт», в которой приняли участие представители более чем двадцати регионов Российской Федерации. Октябрь 2017 г. считается для названной компетенции поворотным, поскольку именно тогда она была «переведена из разряда презентационных в основной состав» [4, с. 383]. Позднее состоялась очередная проектная сессия, посвященная ознакомлению с конкурсной документацией. В дальнейшем 32 субъекта Российской Федерации провели соревнования по компетенции «Физическая культура и спорт» с учетом стандартов WorldSkills [7, с. 9].

В г. Москве 13-16 февраля 2020 г. в специализированном центре компетенций на базе Педагогического колледжа № 18 (Митино) прошла очередная проектная сессия для представителей порядка 30 вузов по обновленной компетенции, которая в настоящее время имеет название «Физическая культура, спорт и фитнес». Свердловскую область на сессии представляли делегаты трех вузов: Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина и Уральского государственного педагогического университета.

Команда сертифицированных экспертов определила цель проектной сессии - ознакомление с вузовской линейкой чемпионатов WorldSkills, что включает изучение нормативных документов, в том

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

25

числе стандартов и регламента проведения чемпионатных мероприятий; презентацию конкурсных заданий по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»; приобщение к опыту подготовки педагогов-экспертов и студентов-участников к чемпионатам на разных этапах.

В рамках проектной сессии были подробно рассмотрены вопросы, касающиеся организации вузовских чемпионатов по стандартам WorldSkills и подготовки соответствующих рабочих документов, для представителей вузов были проведены следующие практические мероприятия:

• процедура тестирования волонтера во время выполнения конкурсного задания по организации индивидуальной тренировочной деятельности с занимающимися;

• разработка и демонстрация фрагмента основной части физкультурно-оздоровительного занятия с использованием новых видов оборудования;

• разработка и демонстрация экспресс-консультации по привлечению разных возрастных групп населения к здоровому образу жизни с использованием современных цифровых технологий;

• разработка и демонстрация фрагмента основной части учебного занятия по физической культуре для обучающихся школьного возраста (9-11-й класс).

Вышеизложенное открывает перспективы сотрудничества между организациями высшего и среднего профессионального образования по вопросам подготовки студентов для участия в чемпионатах разного уровня по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», будущих педагогов для системы СПО, владеющих знаниями и умениями в рассматриваемой области, а также деятельности, направленной на дальнейшее развитие движения WorldSkШs в Свердловской области. Кроме того, проведение вузовского чемпионата по стандартам WorldSkills с учетом опыта, наработанного в организациях системы среднего профессионального образования, предоставит возможность организациям высшего образования принять участие в национальном чемпионате WSR МЕЖВУЗ по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», который традиционно проходит в г. Москве.

26

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

Список литературы

1. Егорова, И. А. Повышение качества профессионального образования с использованием стандартов «World Skills» / И. А. Егорова. Текст: электронный // Концепт. 2017. Т. 25. С. 29-30. URL: http:// e-koncept.ru/2017/770488.htm.

2. Золотарева, Н. М. Присоединение России к WorldSkills International / Н. М. Золотарева. Текст: электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 19-23. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international.

3. Лыжин, А. И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров / А. И. Лыжин. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 15-24.

4. Мамедова, Э. Р. Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес»: опыт участия в региональном чемпионате WorldSkills / Э. Р. Мамедова. Текст: непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием: в 3 томах, Казань, 26 апр., 2019 г. Казань: Изд-во Поволж. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2019. Т. 1. С. 383-386.

5. Методические материалы по профессии «Педагог» с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура и спорт»: рабочая тетрадь. Тольятти: Академия, 2018. 61 с. Текст: непосредственный.

6. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru. Текст: электронный.

7. Овсянникова, Т. В. Общая характеристика движения WorldSkills International «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и компетенции D1 «Физическая культура, спорт и фитнес» / Т. В. Овсянникова, О. Г. Борзых. Текст: непосредственный // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 6. С. 7-11.

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

27

8. Петров, А. А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлд-скиллс Россия / А. А. Петров. Текст: непосредственный // Научно-методическая работа в образовательной организации. 2018. № 3 (3). С. 104-106.

9. Свердловский областной педагогический колледж: официальный сайт. URL: https://sopkekb.ru. Текст: электронный.

10. Соллогуб, С. А. Мастерские как современное средство организации практико-ориентированной образовательной среды колледжа в формате Ворлдскиллс Россия для подготовки конкурентоспособных педагогических кадров / С. А. Соллогуб. Текст: непосредственный // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 26 дек., 2019 г. Новосибирск: Агентство международных исслед., 2019. С. 152-154.

11. WorldSkills Russia: официальный сайт. URL: https://worldskills.ru. Текст: электронный.

28

ИНСАЙТ. 2020. № 3 (3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.