DOI: 10.12731/2218-7405-2018-11-219-241 УДК 377.8
НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлева Э.Н., Воителева Г.В., Красилова И.Е.
Цель. Настоящая статья посвящена проекту, в реализации которого приняло участие ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», по разработке и внедрению демонстрационного экзамена по компетенции WorldSkiПs «Преподавание в младших классах» в систему подготовки педагогических кадров. Анализ состояния системы независимой оценки квалификации будущих учителей начальных классов в РФ показывает, что в настоящее время эта система остро нуждается в едином инструментарии, позволяющем объективно оценить качество подготовки выпускников. Такой инструментарий задают стандарты WorШSkiUs. Демонстрационный экзамен по компетенции «Преподавание в младших классах» представляет собой новый формат оценки результатов профессиональной подготовки в системе среднего профессионального педагогического образования.
Материалы и методы проведения работы. В ходе исследования в рамках проекта были использованы методы сопоставления и анализа отечественной и зарубежной практики независимой оценки компетенций будущих педагогов, осуществлен педагогический эксперимент (в форме пилотного проекта) по подготовке и проведению демонстрационного экзамена в формате WorldSkills, проведен комплексный анализ полученных результатов.
Результаты. В результате проведенного исследования были разработаны материалы и методика проведения демонстрационного экзамена по компетенции WSR «Преподавание в младших классах».
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть интересны педагогам, методистам, исследователям в области подготовки педагогических кадров, оценки профессиональных компетенций.
Ключевые слова: педагогическое образование; преподавание в младших классах; компетенции; независимая экспертная оценка; демонстрационный экзамен; Ворлдскиллс Россия.
NEW APPROACH TO ASSESSMENT OF COMPETENCES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL TEACHER TRAINING
Yakovleva E.N., Voiteleva G.V., Krasilova I.Y.
Introduction. The article is about the project with the participation ofthe State University of Humanities and Technology which was targeted at the development and application of demonstration examination in the WorldSkills competence Primary School Teaching to the system of teacher training. The analysis of the present conditions for the system of independent qualification assessment of future primary school teachers in the Russian Federation shows that now this system is in great demand of uniform tools for objective assessment of graduates 'professional training quality. Such tools are set by WorldSkills standards. Demonstration examination in the competence Primary School Teaching represents a new format of assessment of vocational training results in the system of secondary vocational teacher training.
Materials and Methods. Working at the project the researchers used comparison and analysis methods of Russian and foreign practice of independent assessment of future teacher competences, a pedagogical experiment (conducted in the form of a pilot project) in preparation and holding demonstration examination in the WorldSkills format, complex analysis of the received results.
Results. As the result of the conducted research, materials and the technique of holding demonstration examination in the WSR competence Primary School Teaching were developed.
Practical implications. The results of the research can be interesting to teachers, methodologists, researchers in the field of teacher training, assessment of professional competences.
Keywords: teacher training; primary school teaching; competences; independent expert assessment; demonstration examination; WorldSkills Russia.
Введение
Для достижения масштабных целей, поставленных перед нашей страной Президентом РФ Путиным В.В. на период до 2024 г., таких как осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [2], необходимо обеспечить существенное повышение качества образования в целом и качества подготовки педагогических кадров в частности.
Педагогическое образование, процесс его модернизации неизменно остаются в центре общественного внимания, несмотря на тот факт, что специальности педагогического профиля пока еще не входят в ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессией РФ. Важность социального заказа в области профессионального образования обусловлена необходимостью обеспечить: соответствие системы подготовки педагогических кадров требованиям динамично меняющегося в контексте федеральных стандартов общего образования; создание условий для реализации деятельност-ного профессионально-ориентированного подхода [11, с. 4].
Важным аспектом процесса повышения качества реформируемого педагогического образования, обеспечения готовности молодых учителей к профессиональной деятельности является совершенствование системы независимой оценки квалификации выпускников вузов и профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы педагогической направленности. Проблема заключается в том, что в настоящее время оценку качества подготовки выпускников осуществляют сами образовательные ор-
ганизации. Это препятствует реализации принципа независимости оценочных процедур, который необходимо соблюдать для организации контроля качества профессионального образования [8, с. 147]. Несмотря на тот факт, что в этих процедурах формально участвуют работодатели, традиционно используемые оценочные средства не дают полного представления о сформированности компетенций. Это касается как общих, так и профессиональных компетенций.
В последнее время в нашей стране набирает популярность новый формат независимой оценки квалификаций в рамках движения WorldSkills [6]. Россия интегрируется в международное образовательное сообщество, развивает свою систему профессиональной подготовки, используя лучший опыт, имеющийся в других странах. Технологии организации конкурсного движения WorldSkills International, направленного на достижение высоких стандартов профессионального обучения и образования, отрабатывались в зарубежных странах в течение десятилетий. Доказано, что международное движение WorldSkills оказывает влияние на системную работу по подготовке будущих профессиональных кадров, а также является независимой системой оценки квалификации [7, с. 23]. Это приносит пользу не только непосредственным участникам соревнований, но и их образовательным организациям, преподавателям и наставникам, работодателям и в целом всему обществу [15].
РФ интегрировалась в движение WorldSkills совсем недавно, в 2012 году [17]. Первоначально движение WorldSkills позиционировалось в нашей стране исключительно как конкурс рабочих профессий, но с изменениями на рынке труда, с одной стороны, появился целый ряд новых профессий, а с другой, повысились требования к уже давно известным. Закономерно, что одна из самых массовых профессий в РФ и в то же время одна из самых социально значимых, а именно педагог, не осталась без внимания в национальной рамке чемпионата.
Получив серьезную государственную поддержку, конкурсное движение WorldSkills Russia охватило практически все регионы нашей страны. Оно рассматривается, прежде всего, как эффективный
инструмент развития среднего профессионального образования с опорой на передовой отечественный и международный опыт, позволяющий унифицировать систему преподавания и обучения в рамках стандарта подготовки к Национальному чемпионату WorldSkills Russia. Однако следует отметить, что российские вузы в настоящее время также заинтересованы в освоении данного опыта.
Приходится констатировать, что российские показатели качества профессиональной подготовки отличаются от лучших мировых стандартов. Принимая во внимание имеющуюся инфраструктуру и показатели экономического роста страны, образовательные программы для профессионального развития должны ежегодно обновляться в соответствии с рыночным спросом. В ближайшем будущем будут пользоваться спросом следующие компетенции: способность к развитию, умение сосредоточиться на решении проблемы, способность мыслить сложными категориями, способность к лидерству, умение творчески подходить к делу, владение новыми технологиями, способность работать в международном контексте, ответственность [17, с. 4]. Во многих странах эти компетенции признаны как наиболее важные компоненты профессиональной компетентности [16, с. 95].
Участие в международных соревнованиях позволяет образовательным организациям, осуществляющим профессиональную подготовку, сравнивать качество обучения, компоненты своих образовательных программ и программ образовательных организаций других стран, развивать умения, международные компетенции как своих студентов (например, через сетевое взаимодействие), так и педагогов (благодаря совместной работе по разработке заданий для соревнований, помощи участникам состязаний совместно с экспертами из других стран, приобретению нового взгляда на профессиональное обучение в соответствии с лучшими мировыми стандартами) [16, с. 97].
По итогам 2018 года, 29 304 студента и выпускника из 752 колледжей и вузов прошли процедуру государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Испытания прошли в 64 регионах России, среди которых в тройке лидеров Московская область. В количественном рейтинге компетен-
ций по итогам проведения демонстрационного экзамена в 2018 году компетенция «Преподавание в младших классах» занимает 5-ю позицию из 84-х имеющихся. В соответствии с действующей программой, в Российской Федерации к 2025 будет ежегодно увеличиваться количество соревнований и прочих мероприятий в рамках движения WorldSkills на региональном уровне, а также будет расширяться участие россиян в международных соревнованиях [18, с. 7].
На смену квалификационным характеристикам и должностным инструкциям, содержащим формальные требования, приходит в 2019 году профессиональный стандарт педагога, который, по мнению одного из разработчиков стандарта Е.Я. Ямбурга, «призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [14, с. 89].
Ещё на стадии обучения у будущего учителя должны формироваться компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в профессиональной деятельности, осуществления осознанного выбора из вариантов решения с последующей ответственностью за сделанный выбор. Осуществляя профессиональную деятельность, специалист по работе с детьми младшего школьного возраста должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни.
Среднее профессиональное образование, ставшее региональным, остро нуждалось в едином инструментарии, позволяющем объективно оценить качество подготовки выпускников, содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми возможно определить точки роста и дальнейшего развития, с опорой на лучшие мировые и отечественные практики.
В 2014 году в экспериментальном режиме педагогические колледжи начали интегрироваться в движение WorldSkills Russia, в рамках которого удалось выработать единые подходы к оценке общих и про-
фессиональных компетенций обучающихся. Важным стимулом для внедрения стандартов WSR в подготовку педагогов стала система рей-тингования учебных заведений СПО, которая мотивирует колледжи развиваться с учетом лучших отечественных и зарубежных практик [3].
Методы проведения исследования
В области образования работы по интегрированию российских профессиональных образовательных организаций в международное движение WorldSkills начались около пяти лет назад. В 2014 году Казанским педагогическим колледжем (Республика Татарстан) была разработана компетенция «Дошкольное воспитание» (R 4) (http://kazanpedcollege. ru/). В 2015 году по инициативе Московской области (ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево -http://www.ggtu.ru/) стартовал проект по разработке новой педагогической компетенции «Преподавание в младших классах» (R 21), второй по популярности специальности, реализуемой колледжами РФ. Цель проекта заключалась в создании и апробации инструментария независимой оценки качества подготовки студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах [1] в рамках четко заданных «Стандартов спецификации Worldskills», определяющих знания, понимание и навыки, которые лежат в основе лучшего международного опыта профессиональной подготовки.
С применением методов эмпирического исследования был разработан пакет документации для Национального чемпионата WSR 2016 года, который соответствовал требованиям строго заданного формата Технического описания компетенции (ТО). В него вошли следующие компоненты: документ, определяющий название компетенции, требования к профессиональным навыкам участников, конкурсные задания и критерии их оценки. Документация компетенции разрабатывалась с учетом компетентностного подхода ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
В основу требований к профессиональным навыкам участников конкурсных испытаний был положен в том числе и профессиональный стандарт педагога как «инструмент реализации стратегии об— 225 —
разования в меняющемся мире», «инструмент повышения качества образования и выхода его на международный уровень», «объективный измеритель квалификации педагога» [14, с. 91]. В ходе работы над конкурсной документацией учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт сертификации и аттестации учителей [13].
Конкурсные задания в рамках 5 модулей направлены на диагностику общекультурного и общепрофессионального развития ф), навыков общения с участниками образовательного процесса (^ и разработки собственных методических средств ф), способностей к самообразованию и саморазвитию
Экспериментальным путем была отработана критериальная база оценки результатов выполнения заданий. Особый акцент был сделан на понимании молодыми профессионалами обновленной дидактики ФГОС, которая «сдвигает акцент с понимания процессов обучения (формы, методы, средства, условия и т.п.) на достижение непосредственных результатов» [10, с. 37]. Критериальная база по компетенции «Преподавание в начальных классах» не перестает совершенствоваться и в настоящее время.
Особую трудность представляла разработка объективных критериев оценки навыков конкурсантов. Участникам предлагались следующие конкурсные задания:
• разработка и проведение внеурочного занятия c элементами робототехники;
• подготовка и проведение интерактива (деловая игра, интерактивная игра тд.) для родителей первоклассников;
• разработка учебной презентации для методического обеспечения образовательного процесса;
• подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя (цель: продемонстрировать умение работать с персональным сайтом учителя);
• решение ситуативной педагогической задачи и т.д.
Конкурсные задания обновляются ежегодно. Неизменным остается лишь задание в рамках общепрофессионального блока «Подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания)
в начальных классах по одному из учебных предметов». Причем основной акцент делается на оценке деятельностного характера фрагмента урока, «где ученик не просто выслушивает и запоминает сказанное учителем, а вместе с педагогом добывает и осваивает новое» [10, с. 286]. В этой связи особую актуальность приобретают следующие критерии оценки фрагмента урока: «учитель мотивирует к учебной деятельности», «учитель вовлекает учащихся в процесс постановки целей и задач учебной деятельности», «учитель вовлекает учащихся в организацию урока (через определение последовательности действий на уроке)».
Получив массовую поддержку регионов РФ, компетенция «Преподавание в младших классах» вошла в перечень основных компетенций WSR в 2016 году. По мнению заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, высказанного на заседании оргкомитета 45-го мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019, опыт развития компетенции на территориях РФ наглядно демонстрирует «чрезвычайную важность присоединения как можно большего количества образовательных учреждений к движению WorldSkills». Чемпионат WorldSkills Competition, который пройдет в 2019 году в России, призван стать не только соревнованием молодых специалистов мирового уровня, но и открытым заявлением нашей страны о переходе отечественного профессионального образования на высокие стандарты, принятые в передовых странах [8, с. 146].
Таблица 1 демонстрирует рост интереса к компетенции R21 «Преподавание в младших классах».
Таблица 1.
Данные об участии регионов РФ в чемпионате worldSkills Russia по компетенции R21
Год Количество регионов РФ, поддержавших компетенцию R21 Количество экспертов Количество участников региональных чемпионатов
2016 53 320 346
2017 57 342 384
2018 69 410 448
В 2017 году в нашей стране стартовал пилотный проект по проведению демонстрационного экзамена в формате WSR, основной целью которого стало массовое внедрение стандартов движения в подготовку специалистов в системе среднего профессионального образования.
Правовой основой эксперимента стал перечень поручений Президента РФ Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ по итогам встречи с членами национальной сборной по профессиональному мастерству в качестве основного поручения значилось внедрение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в качестве государственной итоговой аттестации [5].
О своем участии в эксперименте заявили 26 субъектов РФ. Предполагалось, что регионы будут внедрять новую форму аттестации выпускников по специальностям, вошедшим в ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессий. Тем не менее, в числе заявленных регионами специальностей для проведения демонстрационного экзамена фигурировали и педагогические специальности.
Целью эксперимента, в котором приняли участие 4 региона РФ (Москва, Московская область, Самарская область, Челябинская область), было внедрение демонстрационного экзамена как одной из дополнительных форм проведения государственной итоговой аттестации специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах [1]. Наглядно это представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Количество участников пилотного проекта по проведению демонстрационного экзамена в формате WSR
Регион Количество участников
Москва 317
Московская область 100
Самарская область 72
Челябинская область 30
Всего 519
Демонстрационный экзамен в 2017 году проводился на основе заданий Финала IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2016. Обязательным для использования в полном объеме были контрольно-измерительные материалы и инфраструктурные листы, разработанные профессиональным сообществом компетенции.
Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:
• квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
• промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
• практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих [12].
Проведение демонстрационного экзамена в экспериментальном режиме как в 2017 году, так и в 2018 не отменяло оценку качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена в традиционном формате ВКР.
Результаты
Успешная реализация проекта по разработке и внедрению демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» в соответствии со стандартами WorldSkills Russia показала правильность выбранного направления поиска нового подхода к оценке компетенции будущих учителей начальных классов.
Исследование показало, что участие компетенции WSR «Преподавание в младших классах» в эксперименте по апробации нового формата ГИА стало возможным благодаря выполнению целого ряда обязательных условий:
1. Процедура выполнения заданий демонстрационного экзамена и их оценки проводилась в образовательных организациях, материально-техническая база которых соответствовала требованиям Союза «Ворлдскиллс Россия». На основе конкурсного отбора таким колледжам присваивался статус Центров проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (далее - ЦПДЭ) [9].
В 2017 году, среди первых, на статус ЦПДЭ были аккредитованы следующие образовательные организации: ГБПОУ города Москвы «Педагогический колледж № 18 Митино», ГАОУ ВО МГПУ «Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинско-го», ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ), ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», ГАПОУ СО «Тольяттинский социально-педагогический колледж», ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».
2. Готовность территорий к проведению итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена определялась количеством сертифицированных экспертов, а также экспертов, имеющих свидетельства на право проведения регионального чемпионата и на право участия в демонстрационном экзамене.
Сформированное экспертное сообщество компетенции сделало возможным организацию независимой оценки в ходе экзамена. Всего в демонстрационном экзамене 2017 года приняло участие 50 экспертов. В целях соблюдения принципов объективности к государственной итоговой аттестации, не допускались эксперты, принимавшие участие в подготовке выпускников или представляющие одну с экзаменуемыми образовательную организацию.
3. Регистрация участников экзамена, информирование о сроках и порядке его проведения экзамена осуществлялись образовательными организациями, выполняющими функции ЦПДЭ. Колледжи, принявшие решение об участии своих выпускников в процедуре проведения демонстрационного экзамена не менее чем за 2 месяца до планируемой даты проведения экзамена, направляли в адрес ЦПДЭ список студентов и выпускников, сдающих демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия. ЦПДЭ организовывал регистрацию всех заявленных участников в системе eSim, а также обеспечивал заполнение всеми участниками личных профилей не позднее чем за два месяца до начала экзамена. Обработка и хранение персональных данных осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». Информирование зарегистрированных участников
демонстрационного экзамена о сроках и порядке проведения демонстрационного экзамена осуществлялось ЦПДЭ.
4. Формирование итогового документа о результатах выполнения экзаменационных заданий по каждому участнику выполнялось автоматизировано с использованием систем CIS и eSim, посредством которых. осуществлялась автоматизированная обработка внесенных баллов, синхронизация с персональными данными, содержащимися в личных профилях участников, и формируется электронный файл по каждому участнику, прошедшему демонстрационный экзамен в виде таблицы с указанием результатов экзаменационных заданий в разрезе выполненных модулей. Каждый участник мог ознакомиться с результатами выполненных экзаменационных заданий в личном профиле в системе eSim.
5. В целях обеспечения информационной открытости и публичности при проведении демонстрационного экзамена был организован свободный доступ зрителей для наблюдения за ходом проведения экзамена с учетом соблюдения всех норм техники безопасности, а также правил проведения демонстрационного экзамена. В обязательном порядке пользовались ресурсы, позволяющие организовать видеотрансляции в режиме онлайн на площадках демонстрационного экзамена, в том числе «Facebook Live» и др. сервисы с возможностью обратной связи с аудиторией и др. полезными опциями.
6. С целью выявления успешных практик проведения демонстрационных экзаменов и сопутствующих мероприятий экспертным сообществом Ворлдскиллс Россия в лице сертифицированных экспертов Ворлдскиллс и должностными лицами Союза «Ворлдскиллс Россия» проводился аудит экзаменов. Во время аудита рассматривалось качество организации мероприятий, проведенных ЦПДЭ, степень вовлеченности работодателей в процедуре проведения экзамена,
С целью более полного информирования экспертного сообщества были разработаны Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Преподавание в младших классах» (R 21 Primary School Teaching).
Методические рекомендации включают следующие разделы: пояснительную записку, введение, общие положения, содержание демонстрационного экзамена, методические рекомендации по подготовке и выполнению модулей конкурсного задания, оценивание результатов демонстрационного экзамена.
В пояснительной записке представлена нормативно-правовая база организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Во введении сформулированы цель и задачи проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» (R21 Primary School Teaching).
Общие положения методических рекомендаций содержат: основные понятия и их определения, сокращения и термины, относящиеся к организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия; обязательные условия для признания результатов демонстрационного экзамена международным и российским сообществом WorldSkills, определенные Союзом «Ворлд-скиллс Россия»; этапы подготовки и проведения демонстрационного экзамена; обеспечение информационной открытости и публичности проведения демонстрационного экзамена.
В разделе «Содержание демонстрационного экзамена» представлено модульное содержание демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» (R21 Primary School Teaching) и ожидаемые результаты по каждому модулю.
Методические рекомендации по подготовке и выполнению модулей конкурсного задания содержат как теоретические аспекты каждого модуля, так и практические рекомендации по подготовке выпускников к выполнению данного модуля с учетом компетенций, которыми должен обладать учитель начальных классов.
Критерии оценивания по каждому модулю с указанием максимального балла составляют содержание раздела «Оценивание результатов демонстрационного экзамена».
По итогам демонстрационного экзамена был проведен экспертный опрос организаторов, участников и экспертов, в том числе и
со стороны работодателей, который наглядно продемонстрировал положительную оценку нового формата независимой оценки квалификаций. В таблице 3 представлены сравнительные характеристики двух форм государственной итоговой аттестации.
Таблица 3.
Сравнительные характеристики ГИА в традиционной форме
и в форме демонстрационного экзамена wSR
Традиционная форма экзамена В форме демонстрационного экзамена wSR
Оценка знаний, умений и навыков выпускников преподавателями этой же образовательной организации Независимая оценка компетенций выпускников экспертами других образовательных организаций и экспертами-работодателями
Контрольно-измерительные материалы разрабатываются образовательными организациями Единые модули разрабатываются экспертным сообществом
Проверка теоретических знаний выпускников и отсутствие практики Демонстрация умений и навыков выпускников в условиях, приближенных к реальным
Отсутствие механизмов использования результатов ГИА Мониторинг и генерация результатов в системе CIS (eSim)
В 2018 г. по компетенции «Преподавание в младших классах» в демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия принял участие 1421 человек из 23 субъектов РФ, 52 образовательных организаций. Количество центров проведения демонстрационного экзамена достигло 32 (https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/itogi-2018.html). Данные статистики подтверждают позитивную динамику внедрения демонстрационного экзамена как нового формата проведения итоговой независимой оценки квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций.
Заключение
Результаты демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» 2018 года подтвердили выводы, к которым пришли участники проекта, реализованного с активным участием ГГТУ в 2016-2017 гг. Среди основных выводов можно выделить следующие:
• демонстрационный экзамен выступает как новый стандартизированный формат государственной итоговой аттестации, который не входит в противоречие с существующим традиционным форматом;
• в ходе подготовки и проведения демонстрационного экзамена реализуется принцип открытости инструментария и результатов аттестации для всех заинтересованных сторон;
• оценка осуществляется по единому регламенту с использованием единых оценочных материалов; полученные в ходе экзамена оценки сформированности отдельных компетенций суммируются в оценку освоения профессиональной деятельности, зафиксированную в документе единого формата (Skills-паспорте);
• итоговое оценивание выпускников в формате демонстрационного экзамена является «внешним», независимым от организаций, предоставляющих образовательные услуги.
О перспективности широкого внедрения демонстрационного экзамена в качестве формы итоговой аттестации выпускников свидетельствует и факт признания его результатов работодателями, причем не только на территории РФ, но и ряда зарубежных стран.
Таким образом, с 2016 года в сфере специального среднего образования педагогов в нашей стране успешно апробируется новый формат стандартизированной оценки компетенций выпускников, который планируется отразить в новом ФГОС. Демонстрационный экзамен выпускников педагогических колледжей позволяет единообразно на всей территории РФ фиксировать уровень достижения результатов профессиональной подготовки будущих учителей. Демонстрационный экзамен в формате WorldSkills Russia обеспечивает независимую и объективную оценку, учитывающую, в том числе, и запросы работодателей. Это открывает новые возможности использования результатов демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» в процедурах контроля качества системы среднего профессионального образования. Успехи, достигнутые на уровне специального среднего образования, являются
объектом изучения и специалистов в области профессиональной подготовки педагогов на уровне высшего образования, что свидетельствует о перспективности нового подхода к оценке компетенций в системе педагогического образования.
Немаловажным фактором, способствующим широкому внедрению демонстрационного экзамена, является и положительное отношение к нему выпускников. Сам дух международного движения WorldSkills оказывает мотивирующее воздействие на молодое поколение. Стремление к профессиональному росту, совершенствованию в своей профессии, желание и умение учиться на лучших примерах, и в то же время готовность делиться своими достижениями со своими сверстниками, членами профессионального сообщества, становятся прекрасными качествами выпускников.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: Приказ Минобр-науки России от 27 октября 2014 г. № 1353 / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: httpsV/миноб-рнауки.рф/документы/7668 (дата обращения 27.11.2018).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 2014 / Российская газета - Федеральный выпуск № 75601 (97) от 09.05.2018 г. URL: https://rg.ru/2018/05/08/ president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения 27.11.2018).
3. О проведении в 2017 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО: Приказ Минобрнауки от 05.04.2017 № 308 / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнау-ки.рф/документы/9884 (дата обращения 27.11.2018).
4. О пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 году: Приказ Союза «Ворлдскиллс Россия» от «30» ноября 2016 г. No ПО/19. URL: http://
tgtk-tula.ru/wp-content/uploads/2017/ОЭ/Приказ-ДЭ-с-приложениями-yTB^H-carna.pdf (дата обращения 27.11.2018).
5. Перечень поручений по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству (9 декабря 2016) [Электронный ресурс] / Сайт «Президент России». URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682 (дата обращения 27.11.2018).
6. Золотарева Н.М. Присоединение России к Worldskills International // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №2(10). С. 19-23.
7. Кочетков В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания.
2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-worldskills-russia-kak-sistema-nezavisimoy-otsenki-kvalifikatsiy (дата обращения 27.11.2018).
8. Михайлова А.В., Новикова А.П. От профессионального конкурса по стандартам Worldskills Russia - к первичной аккредитации специалиста // Система менеджмента качества: опыт и перспективы.
2017. Вып. 6. С. 146-150.
9. Порядок отбора центров проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия: принят Союзом «Агенство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» 27 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] / Сайт WorldSkills Russia. URL: https://worldskills.ru/ nashi-proektyi/demonstraczionnyij -ekzamen/pilotnaya-aprobacziya-2017/ dokumentyi.html (дата обращения 27.11.2018).
10. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования /М.М. Поташник, М.В. Левит. Москва: Педагогическое общество России, 2014, 320 с.
11. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Аналитическая справка о ходе реализации проекта. МГППУ, НИУ ВШЭ, Москва, 2015. 38 с.
12. Факторович А.А. Демонстрационный экзамен - новый формат подведения итогов обучения [Электронный ресурс] / Сайт Академии
профессионального развития. 2017. URL: https://academy-prof.ru/ blog/demonstracionny-ekzamen-v-spo (дата обращения 27.11.2018).
13.Яковлева Э.Н., Красилова И.Е. Из опыта сертификации педагогов в зарубежных странах // Образование и наука. 2015. №9 (128). 147160.
14.Ямбург Е.Я. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.Я. Ямбург. М: «Просвещение», 2014. 175 с.
15. Mayhew K., James S., Chankseliani M., Laczik A. (2013). Benefits of Developing Vocational Excellence through Skills Competitions. Research Brief. Oxford. 7 p.
16. Pylvas L., Nokelainen P. (2017). Finnish WorldSkills achievers' vocational talent development and school-to-work pathways // International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). Vol. 4, Issue 2. 95-116.
17. Short collection of best skills development practices in BRICS countries. (2015). Agency for Strategic Initiatives. Moscow. URL: https://www. bibb.de/dokumente/pdf/AB12_GOVET_Short_Collection_of_Best_ Practices_BRICS_.pdf (accessed November 27, 2018).
18. WorldSkills vision 2025. Stategic plan. Website of Worldskills. URL: https://api.worldskills.org/resources/download/8337 (accessed November 27, 2018).
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta srednegoprofessional'nogo obrazovanijapo special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah [About the approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in specialty 44.02.02 Primary School Teaching]. Order No. 1353 of October 27, 2014. Website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. https://минобрнауки.рф/документы/7668 (accessed November 27, 2018).
2. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Fed-eracii naperiod do 2024 goda [About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024 ]. Order
of the President of the RF of 07.05.2018 № 2014. Rossijskaja gazeta -Federal issue № 75601 (97) от 09.05.2018 г. https://rg.ru/2018/05/08/ president-ukaz204-site-dok.html (accessed November 27, 2018).
3. O provedenii v 2017 godu monitoringa kachestva podgotovki kadrov v obrazovatel 'nyh organizacijah, realizujuwih programmy SPO [About carrying out in 2017 the monitoring of personnel training quality in educational organizations realizing secondary vocational education programs]. Order No. 308 of 05.04.2017. Website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. https://M™o6pHay^^/ документы/9884 (accessed November 27, 2018).
4. Opilotnoj aprobaciiprovedenija demonstracionnogojekzamenapo stan-dartam Vorldskills Rossija v 2017 godu [About the pilot approbation of holding demonstration examination according to WorldSkills Russia standards in 2017]. Order No. PO/19 of 30.11.2016. Website of WorldSkills Russia. http://tgtk-tula.ru/wp-content/uploads/2017/03/Приказ-ДЭ-с-приложениями-утв-для-сайга^£
5. Perechen'poruchenij po itogam vstrechi s chlenami nacional'noj sbor-noj Rossii po professional'nomu masterstvu [List of assignments based on the results of the meeting with the members of the national team of Russia on professional skills]. (December 9, 2016). Website «President of Russia». http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682 (accessed November 27, 2018).
6. Zolotareva N. Prisoedinenie Rossii k Worldskills International [Professional education and youth employment]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013. №2(10). pp. 19-23.
7. Kochetkov V.V. Dvizhenie WorldSkills Russia kak sistema nezavisi-moj ocenki kvalifikacij [WorldSkills Russia movement as a system of independent assessment of qualifications]. Istorija ipedagogika estest-voznanija. 2016. №1, pp. 23-25. https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhe-nie-worldskills-russia-kak-sistema-nezavisimoy-otsenki-kvalifikatsiy (accessed November 27, 2018).
8. Mikhaylova A.V., Novikova A.P. Ot professional'nogo konkursa po stan-dartam Worldskills Russia - k pervichnoj akkreditacii specialista [From a professional competition according to Worldskills Russia standards to
initial accreditation of the expert]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt iperspektivy. 2017. Vol. 6, pp. 146-150.
9. Porjadok otbora centrov provedenija demonstracionnogo jekzamena po standartam Vorldskills Rossija [Order about selection of Centers for holding demonstration examination according to WorldSkills Russia standards]. 2016. Website of WorldSkills Russia. https://worldskills.ru/ nashi-proektyi/demonstraczionnyij -ekzamen/pilotnaya-aprobacziya-2017/ dokumentyi.html (accessed November 27, 2018).
10. Potashnik M.M., Levitte M.V. Kakpomoch'uchitelju v osvoenii FGOS. Posobie dlja uchitelej, rukovoditelej shkol i organov obrazovanija [How to help the teacher master FSES]. Moscow. Pedagogical Society of Russia. 2014. 320 p.
11. Programma «Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii». Analiticheskaja spravka o hode realizacii proekta [Program for Modernization of Pedagogical Education in the Russian Federation. The research paper on the course of the project implementation]. 2015. MSPPU, HSE. Moscow, 38 p.
12. Faktorovich A.A. Demonstracionnyj jekzamen - novyj format podve-denija itogov obuchenija [Demonstration examination - a new format of summing up training results]. 2017. https://academy-prof.ru/blog/ demonstracionny-ekzamen-v-spo (accessed November 27, 2018).
13. Yakovleva E.N., Krasilova I.Y. Iz opyta sertifikacii pedagogov v zarubezhnyh stranah [From the experience of teacher certification in foreign countries]. Obrazovanie i nauka. 2015. №9 (128), pp. 147-160.
14. Yamburg E.Ya. Chtoprinesjot uchitelju novyjprofessional'nyj standart pedagoga? [What the new professional standard of the teacher will bring to the teacher?]. Мoscow. «Prosveshcheniye», 2014. 175 p.
15. Mayhew K., James S., Chankseliani M., Laczik A. (2013). Benefits of Developing Vocational Excellence through Skills Competitions. Research Brief. Oxford. 7 p.
16. Pylvas L., Nokelainen P. (2017). Finnish WorldSkills achievers' vocational talent development and school-to-work pathways. International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). Vol. 4, Issue 2, pp. 95-116.
17. Short collection of best skills development practices in BRICS countries. (2015). Agency for Strategic Initiatives. Moscow. https://www.bibb.de/ dokumente/pdf/AB12_GOVET_Short_Collection_of_Best_Practices_ BRICS_.pdf (accessed November 27, 2018).
18. WorldSkills vision 2025. Stategic plan. Website of Worldskills. https:// api.worldskills.org/resources/download/8337 (accessed November 27, 2018).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Яковлева элина Николаевна, проректор по научной работе, кандидат филологических наук, доцент, менеджер компетенции R21 «Преподавание в начальных классах» ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
ул. Зеленая, 22, г. Орехово-Зуево, Московская область, 142611,
Российская Федерация
Воителева Галина Викторовна, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук, сертифицированный эксперт компетенции R21 «Преподавание в начальных классах» ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
ул. Зеленая, 22, г. Орехово-Зуево, Московская область, 142611, Российская Федерация
Красилова Ирина Евгеньевна, доцент кафедры английской филологии и переводоведения, кандидат педагогических наук
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
ул. Зеленая, 22, г. Орехово-Зуево, Московская область, 142611, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Yakovleva Elina Nikolaevna, Vice-rector for Scientific Work, Ph.D. in Philology, Professor, Manager of Competence R21 'Primary School Teaching'
State University of Humanities and Technology
22, Zelenaya Str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611,
Russian Federation
Voiteleva Galina Viktorovna, Associate Professor of the Department of the Theory and Methodology of Primary and Preschool Education, Ph.D. in Pedagogy, Certified Expert of competence R21 'Primary School Teaching'
State University of Humanities and Technology
22, Zelenaya Str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611,
Russian Federation
Krasilova Irina Yevgenevna, Associate Professor of the Department of English Philology and Translatology, Ph.D. in Pedagogy
State University of Humanities and Technology
22, Zelenaya Str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611,
Russian Federation