http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378
Ольга Анатольевна Смолина,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами "WorldSkiNs"
Оценка качества образования в настоящее время является одним из актуальных вопросов развития не только системы образования, но и экономики страны в целом. Необходимость изменения подходов к оценке квалификации является одной из самых обсуждаемых тем в научно-педагогическом сообществе. Существует разрыв между требованиями к квалификации персонала и требованиями к знаниям, навыкам и компетенциям, получаемыми в результате образования. Оценка компетенций -новая для профессионального образования задача, которую невозможно решить лишь с помощью традиционных методов контроля и инструментов оценки. В России начинает зарождаться система новых инструментов эффективной внешней оценки качества профессионального образования. В неё входят такие механизмы и инструменты, как различные системы аккредитации и инновационные проекты, например "WorldSkiNs". В данной статье рассматривается одна из форм итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных учреждений. Анализируются принципы реализации практической направленности на государственной итоговой аттестации студентов в формате "WorldSkills". Демонстрационный экзамен по стандартам "WorldSkills" предусматривает определение уровня знаний и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями. Успешная сдача экзамена в таком формате означает готовность студента к профессиональной деятельности в выбранной области.
Ключевые слова: квалификация, результаты обучения, система независимой оценки квалификаций, профессиональное образование, компетентностный подход, практико-ориентированный экзамен, демонстрационный экзамен
Введение. Направления развития профессионального образования диктуются нарастающей интернационализацией общественных и социально-экономических отношений всех сфер человеческой деятельности. Основной императив отечественного профессионального образования в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию, присоединением к Болонскому процессу направлен на разработку оценочных моделей и методов в профессиональном образовании. Генеральное соглашение по торговле услугами (в том числе и образовательными), международные концептуальные подходы по вопросам оценки качества образования и обеспечения гарантии качества, договорённости ЮНЕСКО и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о разработке руководящих принципов обеспечения качества в контексте интернационализации образования определяют необходимость того, чтобы образовательные организации были готовы принять международные правила оценки качества образования, оценки квалификаций, научились осуществлять образовательную деятельность в условиях нарастающей конкуренции как на отечественном, так и на зарубежных рынках образовательных услуг1.
1 Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании [Электронный ресурс] / Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. - Париж, 2006. - 25 с. - Режим доступа: http://www.unesdoc.unesco.org/images/0014/001433/143349r.pdf (дата обращения: 19.09.2017).
Ценность независимой оценки качества образования и гарантии качества образования заключается в том, что независимая оценка является результативным инструментом, предоставляющим необходимую информацию как для улучшения управления качеством образования и обеспечения гарантии качества образовательных программ, так и для потребителей образовательных услуг
В результате социально-экономических и политических изменений в стране исчезла система подготовки специалистов, основанная на планировании, благодаря которой присутствовали крепкие контакты профессиональных образовательных учреждений с предприятиями, практика доучивания выпускников на предприятиях в качестве молодых специалистов, которая способствовала получению более высокой квалификации.
В настоящее время система доучивания невыгодна работодателям, а низкие и средние квалификации, которые получают выпускники при окончании большинства профессиональных образовательных учреждений, не удовлетворяют рынок труда.
Методология и методы исследования. Цель данного исследования: выявление научно-методических особенностей нормативной организации и регулировки независимой оценки подготовки выпускников образовательных организаций. Задачи исследования включают: - выявление особенностей прикладных педагогических исследований по независимой оценке качества образования;
© Смолина О. А., 2017
87
- определение нормативно-правовых особенностей итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с международными стандартами '^ог^У^".
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория деятельностного подхода, обеспечивающего систему научно-методически обоснованных оценочных процедур, объективно необходимых при оценивании освоенных трудовых действий согласно требованиям профессиональных квалификаций;
- теория правовой деятельности, отражающая характеристику процесса нормотворчества и его особенности в образовательной сфере.
В ходе исследования проделана следующая работа:
- проведение исследования особенностей системы независимой оценки квалификаций движения '^ог^У^";
- выявление педагогических условий проведения демонстрационного экзамена по стандартам '^ог^кП^".
Результаты исследования и их обсуждение. Вхождение России в мировое образовательное сообщество, социальные экономические реалии XXI века, обострение конкуренции внутри системы профессионального образования и давление отечественного и международного рынка труда на практическую применяемость знаний выдвигают новые требования к качеству профессионального образования. Одной из задач профессионального образования в этой связи является новое понимание того, что есть качественное образование. Изучение зарубежного опыта и международных принципов и подходов по вопросам оценки качества образования способствует анализу зарубежных и отечественных традиций, модели, опыта оценки качества и обеспечения гарантий качества образования в профессиональном образовании1.
Разработанные ЮНЕСКО и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на основе документов ООН и ЮНЕСКО «Руководящие принципы обеспечения качества в трансграничном высшем образовании» определяют основные направления для выработки всеми странами понимания важности гарантий качества образования, чтобы противостоять вызовам коммерциализации высшего образования. Руководящие принципы содержат практические рекомендации по защите студентов и других заинтересованных сторон, имеющих отношение к высшему образованию, от низкого качества
1 Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании [Электронный ресурс]/ Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. - Париж, 2006. - 25 с. - Режим доступа: http://www.unesdoc.unesco.org/images/0014/001433/143349r.pdf (дата обращения: 19.09.2017).
образовательных услуг. В контексте данных руководящих принципов получают рекомендации по обеспечению качества не только органы государственного управления, высшие учебные заведения, студенческие организации, но и учреждения, занимающиеся признанием академических квалификаций и оценкой, обеспечением гарантий качества высшего образования. Так, для профессиональных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, рекомендуют установление, разработку и применение критериев и процедур оценки для сравнительного анализа программ и квалификаций; определяют требования в отношении организации процесса обучения и учебных материалов.
Руководящие принципы носят добровольный характер и служат ориентиром для заинтересованных сторон рынка образовательных услуг, которые фокусируются на вопросах оценки и гарантии качества образования и обусловленного им феномена конкурентоспособности образовательной системы и её субъектов. Они дают практические рекомендации не только для развития национального потенциала, но и для международного сотрудничества в области оценки качества и обеспечения качества профессионального образования2.
Приоритетные направления государственной политики в области профессионального образования определяются нормами Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»3 и Федерального закона № 238-ФЗ от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»4.
Традиционно цели профессионального образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Достаточно хорошо выработанная система педагогических измерений в формальном профессиональном образовании, а именно - классическая квалиметрия знаний, умений и навыков,не даёт ожидаемого результата при установлении профессиональной квалификации. Образовательные результаты указывают на уровень образованности, но не говорят об уровне готовности к профессиональным действиям. Сумма результатов оценивания знаний, умений и навыков не даёт возможности судить о том, может ли человек применять их в реальной трудовой деятельности. На сегодняшний день этого недостаточно. Нужны выпускники, которые
2 Там же.
3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14017 (дата обращения: 12.09.2017).
4 Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_20048 (дата обращения: 12.09.2017).
способны практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений, навыков, а от некоторых дополнительных качеств, новообразований, для обозначения которых и употребляются сегодня понятия «компетенции» и «компетентность», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Компетентностный подход, как основной методологический подход при рассмотрении вопросов обеспечения качества профессионального образования и подготовки специалистов, делает акцент на оценке профессиональной компетентности студентов, что определяет необходимость проектирования современных систем оценки профессиональной компетентности будущих выпускников, поскольку профессиональная компетентность выступает основным образовательным результатом подготовки студентов [4]. Основные направления оценки профессиональной компетентности студентов обосновываются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который определяет требования к качеству образования; качество условий образовательного процесса и его результатов.
В международной и российской практике профессионального образования в последние годы активно внедряется подход learning outcomes (результаты обучения), основанный на принципе целесообразности. Результат обучения сегодня - это приобретение квалификации, которая важна для рынка труда и обосновывается на объективных требованиях трудовой деятельности. Упор на результаты обучения выводит на первое место операциональную составляющую профессиональной готовности. Нужна интегральная оценка степени владения способами деятельности и готовности применять знания и умения на практике [1].
Потребность в изменении подходов к оценке квалификации является актуальной для системы профессионального образования. Законодательные и нормативные основы в области образования актуализируют проблему оценивания результатов обучения и определяют педагогические условия оценки качества подготовки специалистов.
В настоящее время всё чаще на уровне Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ поднимается вопрос о проведении итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций по методикам "WorldSkills".
Практико-ориентированные экзамены по стандартам международного конкурса профессионального мастерства "WorldSkills" ориентированы на проверку практических навыков и прикладных компетенций. На экзамене студенты решают максимально приближенную к реально-
сти задачу, которая взята из банка существующих конкурсных заданий "WorldSkills". В зависимости от количества и объёма заданий экзамен длится 6-8 часов, что является фактически имитацией реального рабочего дня. Задание может носить комплексный характер и требовать применения компетенций, приобретённых в нескольких учебных курсах, практиках и проектах. В связи с этим по результатам сдачи экзамена могут выставляться оценки по нескольким дисциплинам [6; 8].
Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Вор-лдскиллс Россия» по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации разработана методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных органи-заций1.
Проведение демонстрационного экзамена в 2017 году реализуется в пилотном формате в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Вор-лдскиллс Россия» предназначена для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере профессионального образования, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, иным организациям и предприятиям, участвующим в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам "WorldSkills Russia".
Цель демонстрационного экзамена заключается в установлении у выпускников уровня знаний, умений, навыков, дающих возможность осуществлять профессиональную деятельность в определённой сфере и работать по конкретным профессиям или специальностям в соответствии со стандартами "WorldSkills Russia". Демонстрационный экзамен по стандартам "WorldSkills Russia" в формате государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций является моделью независимой оценки качества подготовки кадров и качественной экспертной оценкой.
Выпускники получают возможность одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образо-
1 Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» [Электронный ресурс] // Приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 г. № ПО/19. - М., 2016. -Режим доступа: http://www.collegepss.ru/files/metodicheskaya/ metodika_demonstrcionnogo_ekzamena.pdf (дата обращения: 06.09.2017).
вательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов "WorldSkiNs" без прохождения дополнительных аттестационных испытаний. Образовательные организации получают возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, направления своей деятельности для дальнейшего развития. Предприятия, которые принимают участие в оценке экзамена, могут оценить на практике профессиональные умения и навыки будущих специалистов и осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала [3; 5].
Основными задачами по результатам проведения демонстрационного экзамена являются: совершенствование форм и методов закрепления полученных знаний, оценка степени обучен-ности и мастерства будущих специалистов, определение кандидатов для участия в чемпионатах "WorldSkiNs". Данный экзамен демонстрирует уровень профессиональных компетенций и включает практические модули, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и требованиям международного движения "WorldSkills". Задание для экзамена утверждает национальный эксперт "WorldSkills Russia", результаты вносятся в международную информационную систему "Compétition Information System" (CIS), в качестве главного эксперта на площадке проведения экзамена может быть только сертифицированный эксперт "WorldSkills Russia".
При проведении демонстрационного экзамена по стандартам "WorldSkills Russia" разработанные задания, применяемые оценочные средства и инфраструктурные листы утверждаются национальными экспертами по компетенциям и являются едиными для всех лиц, сдающих демонстрационный экзамен; площадки, на которых проводится демонстрационный экзамен, материально-техническая база обяза-
тельно должны соответствовать требованиям Союза "WorldSkills Russia"; оценка результатов осуществляется исключительно экспертами "WorldSkills Russia"; регистрация участников и экспертов демонстрационного экзамена выполняется в электронной системе мониторинга, сбора и обработки данных (eSim). Демонстрационный экзамен проводится в несколько этапов. Это застройка конкурсной площадки; проверка конкурсной площадки и настройка оборудования; инструктаж участников и экспертов; сам экзамен; внесение результатов в CIS ("Compétition Information System" - специализированное программное обеспечение для обработки информации во время демонстрационного экзамена); подведение итогов1.
Демонстрационный экзамен по стандартам "WorldSkills" позволяет смоделировать реальные производственные условия презентации выпускниками профессиональных умений и навыков.
Заключение. Для системы профессионального образования появляется возможность мониторинга образовательных организаций по качеству подготовки выпускников. В перспективе, благодаря данному мониторингу, можно будет сравнивать результаты с мировым уровнем и определять точки роста профессионального образования (педагогический состав, материальная база, образовательные программы).
Демонстрационный экзамен по стандартам "WorldSkills" позволяет эффективно внедрять мировые стандарты в программу профессиональных образовательных организаций, что влечёт за собой более совершенный и качественный уровень подготовки кадров, в соответствии с современными требованиями индустрии.
При проведении процедуры оценивания важна не только техническая сторона этого вопроса, но также необходимо обеспечивать соответствующую подготовку всех участников этой процедуры. Применение выявленных условий позволит создать информационно-оценочное пространство при реализации технологии оценки качества подготовки выпускников, а, следовательно, повысить эффективность процесса оценки качества подготовки будущих специалистов.
Список литературы
1. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Концепция оценивания квалификаций // Образование и наука. 2012. № 10. С. 46-67.
2. Китызина С. А. Усовершенствование содержания профессиональных образовательных программ в соответствии со стандартами WorldSkills // Научный альманах. 2016. № 11. С. 70-73.
3. Петров А. А. Значение и роль демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе профессионального образования // Наука и образование: новое время: науч.-метод. журн. 2017. № 3. С. 77-78.
4. Рагозина Е. В. Реализация компетентностного подхода при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации в формате WorldSkills // XVI Ершовские чтения: сб. науч. ст. с междунар. участием. Ишим: Ишим. пед. ин-т им. П. П. Ершова, 2016. С. 123-126.
5. Сергеев Г. Г., Берестова О. А. Анализ методик организации современной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций и чемпионатов по системе WorldSkills // Вестник научных конференций. 2016. № 2-1. С. 90-94.
6. Филиппович А. Практико-ориентированные экзамены на основе требований // Качество образования. 2016. № 9. С. 30-33.
1 Союз «Ворлдскиллс Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.WorldSkills.ru (дата обращения: 05.09.2017).
7. Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов / под ред. Д. Д. Дугаровой. Чита: ЗабГУ, 2016. 246 с.
8. Чикунов И. М. Практико-ориентированные экзамены в формате WorldSkills // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX Междун. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 438-443.
9. Bryan Maguire Issues arising from qualifications frameworks in Europe // National Qualifications Frameworks and the European Overarching Frameworks: Supporting Lifelong Learning in European Education and Training: Irish Bologna Expert Conference (15 April 2010). Dublin: Dublin Castle, 2010. 25 p.
Статья поступила в редакцию 20.09.2017; принята к публикации 22.10.2017
Библиографическое описание статьи
Смолина О. А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами "WorldSkills" // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 87-91.
Olga A. Smolina,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e'mail: [email protected]
Features of Final Attestation of Professional Educational Institution Graduates in Accordance with "WorldSkills International" Standards
Assessment of the quality of education is currently one of the most important issues concerning the development of not only the education system, but the country's economy as a whole. The need to change approaches to qualification assessment is one of the main topics for discussion in the scientific and pedagogical community. There is a gap between the requirements for the personnel's qualification and the requirements for knowledge, skills and competencies acquired as a result of education. Assessment of competencies is a new challenge for professional education, which cannot be solved only by means of traditional control methods and assessment tools. A system of new tools for efficient external quality assessment starts to emerge in Russia. It includes such mechanisms and tools as different accreditation systems, and innovative projects, such as "WorldSkills". This article reveals one of the forms of final attestation of professional educational institution graduates. It analyzes the principles of realizing a practice orientation character at the state final attestation of students in the form of "WorldSkills". The "WorldSkills" demonstrational examination defines the level of the graduates' skills and knowledge according to International requirements. Successful passing of the examination in this format means the readiness of the student for professional activity in the chosen field.
Keywords: qualification, learning outcomes, independent qualification assessment system, professional education, competence approach, practical examination, demonstrational examination
References
1. Blinov V. I., Batrova O. F., Esenina E. Yu., Faktorovich A. A. Kontseptsiya otsenivaniya kvalifikatsii // Obrazovanie i nauka. 2012. № 10. S. 46-67.
2. Kityzina S. A. Usovershenstvovanie soderzhaniya professional'nykh obrazovatel'nykh programm v sootvetstvii so standartami WorldSkills // Nauchnyi al'manakh. 2016. № 11. S. 70-73.
3. Petrov A. A. Znachenie i rol' demonstratsionnogo ekzamena po standartam WorldSkills v sisteme professional'no-go obrazovaniya // Nauka i obrazovanie: novoe vremya: nauch.-metod. zhurn. 2017. № 3. S. 77-78.
4. Ragozina E. V. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda pri podgotovke vypusknikov k gosudarstvennoi itogovoi attestatsii v formate WorldSkills // XVI Ershovskie chteniya: sb. nauch. st. s mezhdunar. uchastiem. Ishim: Ishim. ped. in-t im. P. P. Ershova, 2016. S. 123-126.
5. Sergeev G. G., Berestova O. A. Analiz metodik organizatsii sovremennoi itogovoi attestatsii vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii i chempionatov po sisteme WorldSkills // Vestnik nauchnykh konferentsii. 2016. № 2-1. S. 90-94.
6. Filippovich A. Praktiko-orientirovannye ekzameny na osnove trebovanii «WorldSkills» // Kachestvo obrazovaniya. 2016. № 9. S. 30-33.
7. Formirovanie vostrebovannoi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya i obrazovatel'nykh rezul'tatov / pod red. D. D. Dugarovoi. Chita: ZabGU, 2016. 246 s.
8. Chikunov I. M. Praktiko-orientirovannye ekzameny v formate WorldSkills // Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy IX Mezhdun. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2016. S. 438-443.
9. Bryan Maguire Issues arising from qualifications frameworks in Europe // National Qualifications Frameworks and the European Overarching Frameworks: Supporting Lifelong Learning in European Education and Training: Irish Bologna Expert Conference (15 April 2010). Dublin: Dublin Castle, 2010. 25 p.
Received: September 20, 2017; accepted for publication: October 22, 2017
Reference to the article
Smolina O. A. Features of Final Attestation of Professional Educational Institution Graduates in Accordance with "WorldSkills International" Standards // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 87-91.