Обеспечение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства на
основе воспроизводства кадрового потенциала индустрии The provision of enterprise's competitiveness in the hospitality industry. based on the reproduction of the personnel industry potential
/1 московский
mm экономический
журнал
УДК 331.54 УДК 337.3 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15077 Семенова Людмила Валерьевна,
кандидат экономических наук, доцент Института рекреации, туризма и физической культуры ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» (Калининград), e-mail: [email protected] V. Semenova,
PhD, assistant professor, Immanuel Kant Baltic Federal University
Аннотация: Современные требования динамичного развития экономики в Российской Федерации диктуют условия интенсивному развитию деятельности как хозяйствующих субъектов, так и повышению уровня конкурентоспособности работников, занятых на производстве и в сфере услуг. Одним из базисов успешности работника является не только высокий уровень полученного профессионального образования, но быстрая адаптация его к реальным рыночным условиям, способность активно влиться в производственный процесс и тем самым минимизировать для работодателя затраты на производственное обучение, переобучение или повышение профессионального мастерства на рабочем месте. Одним из инструментов, содействующих этому должна стать независимая оценка квалификации на соответствие определенному уровню профессионального мастерства и профессиональных навыков, а также оценка уровня владения работником практическими навыками. В статье представлено обоснование необходимости внедрения независимой оценки и демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в обучающий процесс образовательных организаций, так как именно они являются основным поставщиком трудовых ресурсов и от качества этих
ресурсов зависит успешность деятельности предприятия и отрасли в целом. Апробация внедрения независимой оценки проводилась в экспериментальном режиме проводилась в нескольких образовательных организациях, в том числе и на на базе Института рекреации, туризма и физической культуры ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта».
Summary: Modern requirements for the dynamic economy development in the Russian Federation dictate intensive development conditions for both: economic entities and for the increase in the competitiveness level of workers employed in production and services. The foundation for the success of an employee is not only a high level of vocational education, but also his quick adaptation to real market conditions, his ability to join the production process actively and thereby minimize the costs of on-the-job training or professional development for the employer. An independent qualification assessment for compliance with a certain level of professional mastery should be one of the contributing tools, another tool is assessment of employee's practical skills level. The article presents reasoning for the introduction of an independent assessment and demonstration exam on WorldSkills standards into the educational process of educational organizations, since they are the main supplier of labor resources. Success of each enterprise and the industry as a whole depends on the quality of these resources. Approbation of the implementation of an independent evaluation was carried out in an experimental mode. It was carried out in several educational organizations, including the Institute of Recreation, Tourism and Physical Culture in Immanuel Kant Baltic Federal University.
Ключевые слова: независимая оценка квалификаций, центр оценки квалификаций, профессиональные компетенции, демонстрационный экзамен, конкурентоспособность выпускника, профессиональный стандарт, индустрия гостеприимства. Keywords: independent qualifications assessment, center for the qualifications assessment, professional competence, demonstration exam, graduate competitiveness, professional standart, hospitality industry.
1. Независимая оценка квалификаций: теоретические аспекты
Независимая оценка квалификации работников - процесс, продиктованный сложившейся ситуацией как на рынке трудовых ресурсов, так и в экономике в целом. Значительный разрыв между уровнем образования выпускников большинства образовательных организаций и требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам стали катализатором изменений как в образовательной деятельности, так и в процессе взаимодействия работника и работодателя. В связи этим в последние годы
делается основной акцент на формирование специалиста, способного быстро и с наименьшими затратами для работодателя адаптироваться к требованиям рынка труда [1]. В связи с этим, одна из траекторий развития практикоориентированного образования -активное вовлечение практических работников в образовательную деятельность, а также в процедуру оценки качества и уровня подготовки специалистов. Всеми признано, что такая оценка должна быть объективной и беспристрастной и должна служить с одной стороны инструментом, регулирующим рынок труда и формирующим пул конкурентоспособных специалистов, а, с другой стороны, стать мотиватором для постоянного совершенствования самих соискателей [2 ; 3].
Международная практика уделяет значительное внимание вопросам оценки квалификаций. Необходимо отметить, что базовые требования по формированию системы оценки квалификаций различных государств разрабатываются с учетом положений международных стандартов.
EN ISO/IEC 1724:2003 разработан для формирования единого порядка аттестации организации по оценке квалификации персонала, гарантирующего соответствие работников профессиональным требованиям в конкретной сфере деятельности. Этот стандарт описывает комплекс необходимых для оценки квалификации, процедур и правил ее проведения и пр. [4].
Например, в Чили разработана государственная программа «Национальная система трудовых компетенций» (National System of Labour Competencies), в которой определено, что независимая оценка квалификации работника проводится независимо от наличия у соискателя академического диплома (формального образования) [5].
Система оценки квалификации Норвегии включает в себя семь уровней и охватывает общее, профессиональное и высшее образование. Разрабатывает и внедряет нормативные акты, связанные с процедурами и вопросами оценки квалификации Министерство образования и науки Норвегии, о оперативную деятельность осуществляет Норвежский координационный центр (Nasjonalt Kompetansesenter for utenlandsk utdanning) (NOKUT) [6].
В Финляндии профессиональная квалификация работника оценивается путем сдачи последним демонстрационного экзамена, а общую координацию независимой оценки осуществляет Национальное управление образования Финляндии. Германия согласно действующему законодательству регулирует процедуру оценки и признании профессиональных квалификаций в области регулируемых профессий, таких как сфера
медицины, социальная работа, образование, а также математические, информационные, естественно-научные направления, а также технологии [7].
В Австралии нет единой государственной структуры, которая оценивает или признает все квалификации. Соответственно, нормативная основа весьма разнообразна. Единым документом, имеющим влияние на территории всей страны, является Рамка квалификаций Австралии (далее - РКА), принятая в 2011 году. РКА рассматривается как инструмент национальной политики в области регулируемых квалификаций в системе образования Австралии [8].
В январе 2017 года вступил в силу разработанный Министерство труда и социальной политики Российской Федерации федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», в соответствие с которым предусматривается проведение независимой оценки квалификации работников или тех граждан, которые хотят заниматься определенными видами трудовой деятельности [9].
В соответствие федеральным законом Российской Федерации № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» «Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности -процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций» [10]. Компетенции, которыми должен обладать работник, чтобы эффективно выполнять обязанности в соответствие с занимаемой должностью, специальностью и профессией описаны в профессиональных стандартах. По данным Министерства труда и социальной политики Российской Федерации к концу 2017 года количество принятых стандартов составило более 1000 [11].
Как указано в Законе, основания для оценки работника, основывающейся на принципах единства, информационной интеграции, учета профессиональной специфики и самостоятельности профессиональных сообществ и объединений работодателей -профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда. Независимость же оценки обеспечивается, в первую очередь, процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации - при ведущей роли профессиональных объединений. Кроме вышесказанного, необходимо отметить, что независимая оценка квалификаций несет положительный эффект для разных стейкхолдеров (рис. 1).
Московский экономический журнал №5(2) 2018
№
♦ псдгЕермденые прид-:Еннг хеллииклццн;
♦ предфкжение ъ префзссии:
♦ рост зарзсогнсй плать;;
♦ большие ЕОЗМ-эжнсстп трудоус тронеть 1 н др.
И
щ эдтЕерзяеные
редут щт:
£ г-
»денкрентн-ое
1 г^еимутгегтЕС
дрд ;-частд е
торг ак;
»экдшшна при
одооре
раоэтжшооЕ;
•и озыгдаше
эфф^КТ^ЕН-ОСТИ
уппаапення
трудезьыд
ресу^кщз!
органы иллш
«
• управление БЕЛцелаЕмьозс подготэз:у кадрсз:
» фэрМИрОБаНДЁ ФЦП £ спсрэн Н2 данный о качестае 1рудоЕьт рес;-рссЕ ретткшз!
» -Ггу^.гД---3тту,т црц
рзспредеденид 5:-сх=иегнык средств п прсзедедия зл:гупга;;
• ГТЯВЕЛ-ПВ--ТГЯ
кшесгидн-окшш прнвпекаггелъшкти региснсЕ у. странь: е
• ^[кщунареднэе Е^аимрдейстЕнг з сфере кзалхфикац™ на труда
т Л
■ СЕИдетелъсгаа ьдчктза осразозагзльных продало! 00:
■ регпталлгя среди раоетсдагелед и органе?!- зласти д управления:
■ профессионален о-эсшестъенная аккредитация правами:
■ реет ъсшгурентсспэс ноета на рьп-лое осразоззгЕльных
Рис. 1. Бенифициары процедуры независимой оценки квалификаций
Из рисунка 1 видно, что независимая оценка окажет положительное влияние на многие заинтересованные группы потребителей. Кроме этого, она позволит кадровым службам и ИЯ-отделам предприятия и организации выбирать самых лучших специалистов среди претендентов на должность, а также поможет выстраивать карьерные маршруты для уже нанятых работников в соответствии с уровнем их знаний, умений, навыков и компетенций.
Необходимо отметить, что утвержденные профессиональные стандарты постоянно проходят апробацию, которую проводят непосредственно работодатели и профессиональные сообщества. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с советами по профессиональными квалификациями, бизнес-объединениями и профессиональными сообществами в 2015 году начал апробацию профстандартов в рамках оценки профессиональных образовательных стандартов и программ в рамках профессионально-общественной аккредитации образовательных программ [12].
Законодатель также предусмотрел и финансовый механизм, обеспечивающих независимость оценки квалификации. В постановлении Правительства предусмотрен перечень источников финансирования системы независимой оценки квалификаций (рис. 2). К таким источникам, в частности относятся денежные средства, полученные от проведения профессиональных экзаменов, средства, полученные от проведения профессионально-общественной аккредитации, которую проводят профессиональное
сообщество, а также благотворительные взносы объединений работодателей и отдельных
компаний.
Особый акцент ставится на обязательной независимости оценки квалификаций работника. Для этого были утверждены основные требования к органам, уполномоченным проводить независимую оценку - Центрам оценки квалификации (ЦОК). Согласно этого документа, ЦОК - юридическое лицо или его структурное подразделение, прошедшее отбор Совета по профессиональным квалификациям и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификации. Единственным ограничением к форме ЦОК является то, что он не может быть образовательной организацией. По замыслу законодателей, только в ЦОК работник сможет определить уровень своей квалификации, а работодатель — соответственно, уровень квалификации приходящих кандидатов и уже работающих сотрудников. Направить на нее работодатель сможет только при условии письменного согласия самого работника и на основании соответствующего договора между работодателем и работником. При этом на период прохождения оценки квалификации за работником сохраняются место работы и средняя заработная плата [14].
Независимо от сферы профессиональной оценки персонала процедура деятельности любого направления по оценке квалификации персонала будет проходит в соответствие с разработанным регламентом и процедурами, закрепленными в нормативных документах, а итогом оценки становится выдача специального документа — свидетельства о
профессиональной квалификации, удостоверяющего профессиональную квалификацию соискателя в соответствии с положениями профессионального стандарта и подтверждённую в ходе профессионального экзамена. Также законодателем прописана процедура и механизм проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена (рис. 3).
Все вышеизложенное позволит сделать вывод, что происходящие процессы способны привести к уменьшению дисбаланса требований к квалификации работников на рынке труда и на рынке появятся специалисты, более подготовленные к новым требованиям. 2. Опыт проведения независимой оценки квалификаций в вузах
В современных условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг одним их ключевых фактором успешности является возможность адаптации к требованиям, предъявляемым профессиональным сообществом к выпускникам. Чем активнее работодатели включатся в образовательный процесс, тем ярче будут успехи не только бывших студентов, но и субъектов всей отрасли. В постановлении Председателя Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям А. Н. Шохиным отмечено, что одним из критериев оценки образовательных программ, реализуемых образовательной организацией при профессионально-общественной аккредитации является успешная сдача выпускниками экзамена в форме независимой
оценки квалификаций, наличие востребованности выпускников образовательной программы на рынке труда. Здесь же отмечено необходимое участие работодателя в формировании и планировании образовательной программы, организации проектной деятельности учащихся, разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов ее прохождения, а также в формировании тех выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих отраслей профессиональной деятельности [14].
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» (далее -БФУ им. И. Канта) - один из ведущих образовательных организаций и крупнейший образовательный, научный, культурный, просветительский центр самого западного региона России, входящий в проект «5-100» по повышению международной конкурентоспособности российских университетов. Статус федерального университет предполагает высокий уровень образовательных программ, постоянно развитие и повышение собственной конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а также активное участие в образовательных проектах, направленных на создание и апробацию новых образовательных траекторий для студентов, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда [15 ; 16].
Так в 2018 году БФУ им. И Канта стал одним из участников пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills и базовой площадкой апробации проведения первичной независимой оценки квалификации в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами. Как уже было отмечено ранее, законодатель предусмотрел возможность прохождения процедуры независимой оценки квалификации в Центре оценки квалификации, и тот факт, что в декабре 2017 года на базе Союза «Молодые профессионалы» был создан Центра оценки квалификаций в индустрии гостеприимства позволил одновременно с прохождением демонстрационного экзамена провести первичную оценку квалификации студентов. Одновременно с демонстрационным экзаменом по стандартам Worldskills студенты сдавали тесты на соответствие определенному уровню квалификации. Эта процедура проходила по инициативе БФУ им. И. Канта на базе Института рекреации, туризма и физической культуры и здесь были представлены две компетенции «Туризм» и «Администрирование отеля». Таким образом можно сказать, что БФУ им. И. Канта стал одним из первых вузов, который провел комплексную оценку компетентности студентов, совместившую проверку практических и теоретических навыков, полученных в процессе обучения (рис. 5).
Московский экономический журнал №5(2) 2018
Рис. 5. Принципиальная схема оценки компетентности студента
Рассмотрим процедуру проведения оценки подробнее. В первую очередь необходимо отметить, что «демонстрационный экзамен - это форма государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования» [18]. Эта форма предусматривает:
моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
- определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
Пилотная апробация внедрения демонстрационного экзамена по стандартам Волдскиллс в образовательный процесс была начата в 2017 году. На этом этапе были вовлечены, в основном, предприятия СПО в 26 субъектах Российской Федерации. В 2018 году для пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена было заявлены компетенции:
- в области строительной сферы - 12 компетенций;
- информационные и коммуникационные технологии - 6 компетенций;
- творчество и дизайн - 7 компетенций;
- в сфере промышленного производства - 10 компетенций;
- сфера услуг - 10 компетенций;
- обслуживание гражданского транспорта - 6 компетенций [14].
Кроме этого заявлено 16 российский компетенций (КО) и 5 компетенций FutureSkills (рис. 6).
Рис. б. Распределение компетенций для проведения демонстрационного
экзамена в 2018 году
В БФУ им. Иммануила Канта в 2018 году проводился демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills по компетенциям «Геодезия», «Туризм», «Администрирование отеля», «Холодильная техника и системы кондиционирования». Как уже отмечалось ранее, по компетенции «Туризм» и «Администрирование отеля» проводилась и первичная независимая оценка квалификаций. В ходе демонстрационного экзамена каждый участник выполнял задание, в процессе которого должен был продемонстрировать свои знания и умения, таким образом демонстрационный экзамен фактически выполняет две основные задачи: студенты демонстрируют свои знания по профессии, тем самым подтверждая профессионализм преподавателей [19]. Задания демонстрационного экзамена позволяют оценить уровень подготовки студента в разрезе нескольких преподаваемых дисциплин,
что создает основу для развития содержательных междисциплинарных связей и интеграции дисциплин в крупные модули, а также для серьезного изменения форматов государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников с учетом требований к демонстрационным экзаменам. (рис. 7). Идеальной, при этом вполне достижимой моделью может быть модель системной замены формата традиционной защиты выпускной квалификационной работы в рамках ГИА на формат демонстрационного экзамена.
ТУРИЗМ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОТЕЛЯ
Модуль А1: Оформление и обработка заказа клиента по Модуль А: Телефонные переговоры, бронирование по телефону, заселение
подбору пакетного тура гостя
- География - Основы психолопш и интеркультурной
Туристско-рекреационно е проектирование адаптации - Психология гостеприимства
организация туристской - Психология делового общения
деятельности - Офисные технолопш и документальное
туристское ресурсоведение и обеспечение деятельности
курортология -Деятельность СПИР в гостиничных
комплексах
Модуль В1: Разработка Модуль Н: Процедура выселения
программы тл*ра по заказу клиента гостей
- Экономика и статистика туризма Экономика и статистика гостиничного
Документальное обеспечение предприятия
туристской деятельности - Профессиональная этика и сервисная
- Туристские формальности деятельность
- -Деятельность СПИР в гостиничных комплексах - Конфликтология
Модуль С1: Технология продаж и продвижение тур продукт а
- Реклама в туристской индустрии - Маркетинг и продажи в туризме
Рис. 7. Соотнесение модулей демонстрационного экзамена по стандартам \Vorldskills компетенция «Туризм» и дисциплин образовательной
программа «Туризм»
Независимая оценка квалификаций позволяет оценить теоретико-практическую подготовку студентов в разрезе требований определенного уровня квалификации соответствующего профессионального стандарта. Одновременно с проведением демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Центр оценки квалификаций индустрии гостеприимства, созданный на базе Союза Ворлдскиллс, проводил процедуру независимой оценки квалификации. Экспертами-экзаменаторами в обоих случаях были заранее обученные для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс профессионалы индустрии гостеприимства, которые с помощью приглашенного международного эксперта Ворлдскиллс оценивали выполнение заданий. Из 320 участников процедуры независимой оценки квалификации индустрии гостеприимства в России, обучающихся по программам СПО, включающей в себя теоретический экзамен и практический демонстрационный экзамен, успешно справились с двумя этапами 4,06 %, 12,81 % - только демонстрационным экзаменом и 13,75 - успешно
сдали только теоретическую часть экзамена (рис. 8).
Проведенный эксперимент показал, что студенты - участники независимой оценки квалификаций не в полной мере подготовлены в реальным трудовым условиях и не всегда их уровень подготовки соответствует запросам профессионального сообщества (рис. 9).
Рис. 9. Сравнение результатов проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскипс Россия среднего СПО и НОК по компетенциям
сферы гостеприимства
Из таблицы видно, что независимая оценка квалификации везде ниже, чем оценка преподавательского сообщества. В разрезе специальностей ниже всего оценили студентов по компетенциям «Поварское дело» (1,48%), «Администрирование отеля» (17,7%) и «Туризм» (28,57 %). Выше всего оценили участников экзамена по компетенции «Кондитерское дело» (100%) и «Хлебопечение» (71,43%). Однако, неравномерность распределения количества участников в разрезе компетенций не позволяет говорить об безусловной репрезентативности данного исследования. Вместе с тем даже эти результаты имеют немаловажное значение для планирования и реализации образовательного процесса по направлениям подготовки в сфере гостеприимства, для содержательной трансформации подготовки специалистов для туристической отрасли на основе модульности, междисциплинарности, практикоориентированности, комплексного подхода, а также для изменений в форматах организации обучения - переход на интерактивные обучающие технологии в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности студентов. Иными словами, независимая оценка квалификаций как «вершина» в оценке специалиста является инструментом изменения системы подготовки кадров.
В заключение необходимо отметить перспективность внедрения демонстрационного экзамена в образовательный процесс, так как оценивание таким образом компетенции выпускника позволяет в одной стороны определить его профессиональную пригодность, а
с другой стороны студенты могут продемонстрировать свои качества перед потенциальными работодателями и возможно найти место будущей работы.
Список литературы
1. Ельцова Л. Ю. Ключевая роль в разработке профстандартов принадлежит работодателям : выступление на круглом столе посвященному обсуждению справочника профессий. URL: https://rosmintrud.ru/labour/standard/1 (дата обращения: 18.07.2018 г.).
2. Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты : разработка и внедрение : доклад на заседании АСИ [Электронный ресурс]. URL:http://prof-standart.org (дата обращения: 20.07.2018 г.).
3. Зайцева Н. А., Ушанов Ю. В. Национальная система профессиональный квалификаций организационно-методические основы создания : монография. М. : Русайнс, 2016. - 184 с.
4. EN ISO/IEC 1724:2003 : International standard. URL: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:1724:ed-4:v1:en (дата обращения: 15.07.2018 г.).
5. National System of Labour Competencies. URL: http://www.chiletransforma.cl/wp-content/uploads/2016/05/PPT-CPIE-Alta-Ley- 17012016.pdf (дата обращения: 21.07.2018 г.).
6. The national qualifications framework in Norway. URL: https://www.nokut.no/ (дата обращения: 21.07.2018 г.).
7. The Implementation and Impact of National Qualifications Frameworks: report of a study in 16 countries / International Labour Office. Geneva, 2010. URL: www.ilo.org
8. Australian Qualification Framework. Council for the Ministerial Council for Tertiary Education and Employment. 2011. 110 p.
9. Ельцова Л. Ю. К концу текущего года будет утверждено более одной тысячи профессиональных стандартов. URL:https://www.kdelo.ru/news/ 378966-qqn-17-m3-k-kontsu-goda-budet-utverjdeno-bolee-tysyachi-professional-nyh-standartov (дата обращения: 20.07.2018 г).
10. О независимой оценке квалификации [электронный ресурс] : федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена [электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Национальное агентство по развитию квалификаций : официальный сайт. URL: https://nark.ru/ (дата обращения: 19.07.2018 г.).
13. Ельцова Л. Ю. Интервью журналу «Кадровое дело» о применении профессиональных стандартов. URL https://rosmintrud.ru/labour/1 (дата обращения: 15.07.2018 г.).
14. Решение Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10) : [электронный ресурс]. http://nspkrf.ru/news-nspk/item/31-desyatoe_zase-danie.html (дата обращения: 15.08.2018 г.).
15. Semenova L.V., Zaitseva N.A., Rodinova N.P. et. all. Improving the training of personnel based on the model of interaction between educational organizations and centers for assessing qualifications //Modern journal of language teaching methods. 2018. Iss. 3, № 3. Р. 356-368.
16. 16. Semenova L.V., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Senyugina I.A.,Ivanova E.V., Polozhentseva I.V. Development of a system of quantitative and qualitative indicators for assessing the competitiveness of the hospitality industry // Espacios. 2018. № 22(39). Р. 9-22.
17. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия в сфере гостеприимства в 2018 году : доклад на финале национального чемпионата по стандартам Ворлдскиллс. Сахалин 8-12 августа 2018 г. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/ (дата обращения: 15.08.2018 г.).
18. Ворлдскиллс Россия (Молодые профессионалы) : официальный сайт. URL: worldskills.ru (дата обращения: 10.07.2018 г.).
19. Korneevets V., Semenova L. Specifics of forming the competitive hotel complex in the Kaliningrad Region of Russia // Asian Social Science. 2015. Т.11, №3. Р. 289-295.