Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда'

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3086
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СТАНДАРТЫ ВОРЛДСКИЛЛС / WORLDSKILLS / МОЛОДЫЕ ПРОФЕС-СИОНАЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КВАЛИФИЦИРО-ВАННЫЕ РАБОЧИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумкина Валерия Анатольевна

Статья посвящена вопросам организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс нововведению, призванному на государственном уровне дать квалификационную оценку знаниям, умениям и навыкам выпускников профессиональных учебных заведений с оценкой по международным стандартам. Показана важность этого вида и формата экзамена как для выпускников профобразовательных учреждений, так и для отраслей промышленности и производства, в которых востребованы квалифицированные рабочие кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумкина Валерия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда»

44 |

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда

НАУМКИНА

Валерия Анатольевна,

заместитель международного эксперта по компетенции «Производство мебели», менеджер компетенции Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», Москва

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс — нововведению, призванному на государственном уровне дать квалификационную оценку знаниям, умениям и навыкам выпускников профессиональных учебных заведений с оценкой по международным стандартам. Показана важность этого вида и формата экзамена как для выпускников профобразовательных учреждений, так и для отраслей промышленности и производства, в которых востребованы квалифицированные рабочие кадры

Ключевые слова:

демонстрационный экзамен, стандарты Ворлдскиллс, WorldSkШs, молодые профессионалы, профессиональные квалификации, квалифицированные рабочие кадры

Классический анекдот: студент — это уникальное творение природы, которому дается полгода, чтобы он за одну ночь перед экзаменом выучил любой материал.

В случае с демонстрационным экзаменом по стандартам Ворлдскиллс это анекдотическое, но не лишенное некоторой правдивости определение дает сбой: мастерство за ночь не появляется. Что же это за невиданный зверь такой, «демонстрационный экзамен», откуда он взялся и зачем нужен?

Представьте, вы работодатель, которому необходимы работники. Мы знаем, что современный рынок труда остро нуждается в высококвалифицированных рабочих кадрах, шагающих в ногу со временем. Казалось бы, студент, только что завершивший обучение по нужной вам профессии, идеальный кандидат: молод, знания, умения и навыки свежи и отточены. Так ли это? Совмещает ли выпускник теорию и практику? Как без дополнительных усилий и материальных затрат повысить уровень подготовленности молодого рабочего и его профессиональную пригодность, доверить важную работу, допустить к сложному оборудованию, к самому ценному ресурсу — клиентам? Что может сразу же служить инструментом проверки знаний и умений вчерашнего студента и его готовности к работе на реальном производстве?

Именно здесь и проявляется нужность и практичность демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс — это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. На практике это моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков, а вот привычных «двоек» и «пятерок» здесь нет.

Каким же образом можно удостовериться в честности оценки, понять, что результаты не подтасованы и не приписаны? Скорее всего, нас сбивает с толку слово «экзамен» — закрытое таинство, на котором присутствуют только экзаменаторы и экзаменуемые, узкий круг лиц, допущенных к священнодействию, причем мы не знаем, что именно, кем и как проверяется за этими закрытыми дверями.

Наумкина В. А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. — № 3. — С. 44-48.

Здесь все иначе!

Во-первых, задания экзамена для каждой профессии формируются, исходя из реальных требований и ситуаций в отрасли: сантехнику, например, необходимо установить трубы и смеситель, кровельщику — подготовить и обить крышу, парикмахеру — сделать красивую прическу, мебельщику — изготовить конкретное изделие. Все это нужно сделать за ограниченное время, используя то оборудование и материалы, с которыми, с большой долей вероятности, предстоит иметь дело в реальной рабочей ситуации. Вы, как производственник, можете внести в задание свой вклад, еще более приблизив его к своим реалиям, а то и вовсе провести экзамен на своих мощностях, если таковые соответствуют актуальным требованиям и инфраструктурному листу.

Задания демоэкзамена, конечно, требуют серьезной подготовки учащихся колледжей. Оборудование, применяемое для экзамена, зачастую превосходит имеющееся на некоторых предприятиях, ведь «инфраструктурный лист» — список всего необходимого для реализации заданий — формируется по последнему слову современной техники. Многие профессиональные учебные заведения, подключившиеся к проведению демонстрационного экзамена, существенно обновили или полностью переоснастили свой станочный парк, приобрели современное специальное оборудование, сформировали среду актуальной профподготовки.

Во-вторых, проверка осуществляется по 100-балльной шкале, баллы присуждаются за множество аспектов, в формулировке каждого из которых отражено определенное умение, знание или навык — их список по стандартам Ворлдскиллс для каждой профессии свой, сверенный с лучшими мировыми практиками и стандартами. Таким образом, определение уровня знаний, умений и навыков выпускников происходит в соответствии с международными требованиями.

В-третьих, выполненное студентом задание оценивается независимыми экспертами, включая экспертов из числа представителей предприятий. Важно отметить, что максимально возможная оценка в 100 баллов — это уровень высочайшего мастерства в каждой профессии, ведь задания создаются таким образом, чтобы даже опытный специалист отрасли, эксперт, смог бы справиться с ними за отведенное время с большим трудом, максимально проявив свой профессионализм.

Публичность и открытость экзамена — один из принципов его проведения. Да, непосредственно на площадку проведения экзамена вы не пройдете — это территория, на которую допускаются только аккредитованные лица — учащиеся, сдающие экзамен, эксперты, его принимающие, и технический эксперт, отвечающий за обеспечение площадки необходимыми материалами и исправным оборудованием и инструментами. И сделано это как в целях «чистоты» — ничто не должно помешать студенту, так и в целях безопасности — во многих профессиях оборудование требует не только умелого обращения, но и применения средств индивидуальной и коллективной защиты. Но при этом есть специальная зрительская зона, откуда можно наблюдать за ходом экзамена. Также можно следить за проведением экзамена онлайн — с каждого из них ведется live трансляция на специальных интернет-ресурсах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

46 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

По окончании профессионального обучения и по результату прохождения демонстрационного экзамена выпускнику, наряду с выдачей диплома государственного образца о среднем профессиональном образовании, в единой Электронной системе интернет-мониторинга (eSim) формируется Skills Passport — электронный паспорт профессионала, имеющий международный статус и признаваемый во всех 75 странах-участницах движения WorldSkills International. Ознакомиться с паспортом можно, получив доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена.

Вы, как потенциальный работодатель, сможете произвести поиск в системе по региону, по компетенции, по диапазону баллов (увидеть, сколько баллов и за какие именно профессиональные умения и навыки получил выпускник), по статусу, по конкретным образовательным организациям. В итоге вы сможете сделать предложение о приеме на работу тем, кто наиболее полно соответствует вашим производственным требованиям, и, возможно, в дальнейшем сотрудничать с определенными образовательными организациями в области подготовки и развития персонала.

Впервые термин «демонстрационный экзамен» можно встретить, рассматривая систему профобразования и повышения квалификации рабочих кадров в строительной отрасли в Финляндии [2], но формат его несколько иной. Выпускников или рабочих, повышающих свою квалификацию, для определения их профессионального уровня направляют на производство, где на основе реального производственного задания и на оборудовании конкретного предприятия они получают возможность дополнительно учиться, показать себя и, в случае успешной сдачи экзамена, стать работниками этого предприятия, переквалифицироваться (в зависимости от программы обучения), стать более опытными или занять руководящие должности.

В России же с помощью демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс не только осуществляются современные и эффективные методы оценки квалификации в различных отраслях, подбора квалифицированного персонала на производства, проверки уже полученных профессиональных навыков, но и форматируется сама система подготовки рабочих кадров по множеству специальностей, видоизменяется подход и структура профессионального обучения.

Первый, пилотный, запуск демонстрационного экзамена в РФ, проходившего на добровольной основе, состоялся в 2017 году и сразу с широким размахом: 26 субъектов РФ, 244 образовательных организации; 13904 студента сдавали демоэкзамен в 188 центрах проведения демонстрационного экзамена по 73 компетенциям. При этом 17,31% учащихся, сдававших экзамен, соответствовали стандартам Ворлдскиллс Россия [3].

В 2018 году охват экзаменом вырос практически в два раза: 58 субъектов РФ, 730 образовательных организаций, примерно 30000 студентов по 84 компетенциям, и уже 30,28% из них соответствуют стандартам Ворлд-скиллс Россия. При этом указанная цифра соответствия усредненная, в отдельных регионах процент соответствия существенно выше. Так, на-

пример, из 1224 студентов Татарстана 735 прошли по высоким стандартам Ворлдскиллс, а это 60%, в Башкирии и того больше — 62% [1].

Сегодня партнерами демоэкзамена являются Росатом, МИФИ, Рус-гидро, Федерация рестораторов и отельеров, Торгово-промышленная палата Московской области, Фонд развития промышленности, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Челябинский трубопрокатный завод, Фонд развития моногородов, DMG MORI и другие предприятия и организации.

У этого важного начинания уже есть весомые результаты. Так, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве и Ворлдскиллс Россия договорились о сотрудничестве в сфере подготовки и оценки кадров. Соответствующее соглашение 22 мая 2018 года подписали генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов и председатель Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве Александр Козлов. В будущем эксперты СПК ЖКХ будут участвовать в оценке результатов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, как это уже происходило в 2018 году, при необходимости определять дополнительные задания демонстрационного экзамена, а выпускники с лучшими показателями на демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс будут включены в кадровый резерв специалистов сферы ЖКХ. Это и другие мероприятия внесены в дорожную карту по взаимодействию сторон в части проведения демонстрационных экзаменов по стандартам Ворлдскиллс.

Весома и нормативная база демонстрационного экзамена:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (http://kremlin.ru/acts/bank/36698);

- Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года от 5 декабря 2014 года № Пр-2821 (http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/47182);

- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 29 декабря 2016 года (http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/53682);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 марта 2015 года №349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» (http://government.ru/docs/17088);

- Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденный протоколом заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 (http:// government.ru/projects/selection/644);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 года №968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

48 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

среднего профессионального образования» (https://rg.ru/2013/11/13/ obrazovanie-dok.html);

- Основные характеристики ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (https://spo. mosmetod.ru/docs/Osnovnye_harakteristiki_FGOS_SPO_po_naibolee_ vostrebovannym_i_perspektivnym_professijam_i_specialnostjam.pdf);

- Регламентирующие документы Ворлдскиллс International, Ворлдскиллс Россия (https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/pilotnaya-aprobacziya-2017/dokumentyi.html).

В настоящее время демоэкзамен обязателен для студентов, поступивших на обучение по новым ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям в рамках процедуры государственной итоговой аттестации. К 2020 году подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями должна осуществляться как минимум в половине колледжей России.

В заключение отметим, что подобное реформирование экзаменационной практики назрело давно. В стремительно меняющемся современном мире особенно важно создавать «конструктор» навыков, чтобы специалисты могли конкурировать на кадровом рынке, получая и развивая именно те умения, которые востребованы порой на стыках профессий. Это обоснованно влечет за собой увеличение часов практической части профессионального обучения в учебных заведениях, совершенствование образовательных стандартов, предоставляет работодателям возможность осуществлять подбор рабочих кадров с помощью эффективного инструмента проверки уровня их подготовки и квалификации.

Литература

1. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills: предварительные итоги и возможности масштабирования [Электронный ресурс] // WorldSkills Russia. URL: https://goo-gl.ru/DsQ.

2. Перти К. Демонстрационный экзамен // Строительство и образование. — 2008. — №1. — С. 29-31.

3. Пилотная апробация проведения демонстрационного экзамена по стандартам Вордскилс Россия в 2017 году [Электронный ресурс] // WorldSkills Russia. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/ demonstraczionnyij-ekzamen/pilotnaya-aprobacziya-2017/pilotnyie-regionyi.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.