Упражнение 11. Напишите о вашем ежедневном передвижении по городу. Постарайтесь использовать бесприставочные и приставочные глаголы движения в вашем рассказе.
(Каждый день я просыпаюсь в 07:00. Вьхожу из дома в 08:00. Я приезжаю на работу на автобусе в 08:45).
В целом можно констатировать, что при обучении глаголам движения нужен национально ориентированный подход, поскольку каждый язык имеет уникаль-
Библиографический список
ный лексико-грамматический строй. Кроме того, в преподавании нужен семантический подход, который классифицирует приставочные глаголы по семантическим признакам. Следует объяснять каждую особенность любого приставочного глагола движения с учетом родного языка учащегося. Система практических заданий не должна состоять только из подстановочных упражнений. Ее нужно разделить на три стадии: рецептивную, репродуктивную и продуктивную. Такой подход будет способствовать формированию коммуникативной компетентности.
1. Панков Ф.И. Функционально-коммуникативная грамматика и русская языковая картина мира. Мир русского слова. 2013; № 2: 72 - 80.
2. Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. Москва, 2015.
3. Гюнеш Б. Особенности семантики глаголов движения в русском и турецком языках. Русский язык за рубежом. 2013; № 3: 66 - 72.
4. Глаголы движения с приставкой при- и у-. 4 000 наиболее употребительных слов русского языка. Москва, 1981.
5. Битехтина ГА., Юдина Л.П. Система работы по теме «Глаголы движения». Москва, 1985.
6. Юдина Л.П. Система глаголов движения и их функционирование. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный. Москва, 2009; Глава 34: 511 - 540.
7. Рожкова Г.И. Изучение глаголов движения в русском языке. Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. Москва, 1958: 39 - 60.
8. Уйти. Rusga Modern Sözlük. Стамбул, 2011.
9. Скворцова ГЛ. Глаголы движения - без ошибок. Москва, 2015.
10. Savignon S.J. Communicative Language Teaching: State of the Art. TESOL Quarterly. 1991; № 25 (2): 261 - 277.
11. Kanselaar G. The Didactics of Foreign Language Teaching with Multimedia. Journal of Information Technology for Teacher Education. 1993; № 2 (2): 251 - 265.
12. Куриленко В.Б., Щербакова О.М., Бирюкова Ю.Н. Глаголы движения: стратегии обучения на начальном этапе. Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018; № 4: 14 - 20.
References
1. Pankov F.I. Funkcional'no-kommunikativnaya grammatika i russkaya yazykovaya kartina mira. Mirrusskogo slova. 2013; № 2: 72 - 80.
2. Miloslavskij I.G. Kratkaya prakticheskaya grammatika russkogo yazyka. Moskva, 2015.
3. Gyunesh B. Osobennosti semantiki glagolov dvizheniya v russkom i tureckom yazykah. Russkijyazykza rubezhom. 2013; № 3: 66 - 72.
4. Glagoly dvizheniya s pristavkoj pri- i u-. 4 000 naibolee upotrebitel'nyh slov russkogo yazyka. Moskva, 1981.
5. Bitehtina G.A., Yudina L.P. Sistema raboty po teme «Glagoly dvizheniya». Moskva, 1985.
6. Yudina L.P. Sistema glagolov dvizheniya i ih funkcionirovanie. Kniga o grammatike. Russkij yazykkakinostrannyj. Moskva, 2009; Glava 34: 511 - 540.
7. Rozhkova G.I. Izuchenie glagolov dvizheniya v russkom yazyke. Voprosy metodikiprepodavaniya russkogo yazyka nerusskim. Moskva, 1958: 39 - 60.
8. Ujti. Rusga Modern Sözlük. Stambul, 2011.
9. Skvorcova G.L. Glagoly dvizheniya - bez oshibok. Moskva, 2015.
10. Savignon S.J. Communicative Language Teaching: State of the Art. TESOL Quarterly. 1991; № 25 (2): 261 - 277.
11. Kanselaar G. The Didactics of Foreign Language Teaching with Multimedia. Journal of Information Technology for Teacher Education. 1993; № 2 (2): 251 - 265.
12. Kurilenko V.B., Scherbakova O.M., Biryukova Yu.N. Glagoly dvizheniya: strategii obucheniya na nachal'nom 'etape. Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2018; № 4: 14 - 20.
Статья поступила в редакцию 10.03.20
УДК 377.5
Dyachenko N.S., postgraduate, methodologist, Khakass Polytechnic College (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Karabanova L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Center for Professional Education Development, Khakass Polytechnic College (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Halimova N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department of Psychological and Pedagogical Education, Khakass State University
n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETITIVE MOVEMENT AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPO STUDENTS. The
article reveals issues of relevance of organization of competitive movement in the system of secondary professional education in modern conditions. The leading role of WorldSkills competitions in the development of professional competencies is shown. Experience in organizing and conducting professional competitions and events in the Republic of Khakassia is presented. A model of competitive movement for the development of professional competencies among students of professional educational organizations, created on the basis of regional practice, is proposed. The effectiveness of the model implementation, forms and effects of its application are presented.
Key words: professional education, WorldSkills standards, competitive movement, professional competitions, professional competences, competitive movement model, forms of professional competence development.
Н.С. Дьяченко, аспирант, методист, Хакасский политехнический колледж, г. Абакан, E-mail: [email protected]
Л.Б. Карабаноеа, канд. пед. наук, зав. Центром развития профессионального образования Хакасского политехнического колледжа, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
Н.М. Халимоеа, д-р пед. наук, доц., проф., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО
В статье раскрываются вопросы актуальности организации конкурсного движения в системе среднего профессионального образования в современных условиях. Показана ведущая роль конкурсов по методике WorldSkills в развитии профессиональных компетенций. Представлен опыт по организации и проведению профессиональных конкурсов и мероприятий в Республике Хакасия. Предложена модель конкурсного движения по развитию профессиональных компетенций у студентов профессиональных образовательных организаций, созданная на основе региональной практики. Представлена результативность реализации модели и эффекты ее применения.
Ключевые слова: профессиональное образование, стандарты WorldSkills, конкурсное движение, профессиональные конкурсы, профессиональные компетенции, модель конкурсного движения, формы развития профессиональных компетенций.
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года объявлено национальной целью для развития образования. В программе развития образования обозначены содержательные вызовы системе образования в целом. Это связано с тем, что образо-
вание должно отвечать на глобальные вызовы не только дня сегодняшнего, но и дня завтрашнего, то есть иметь опережающее развитие. Одной из задач целевой программы развития образования является «модернизация профессионального образования» [1]. Кроме этого, в Послании Федеральному Собранию от 4 дека-
бря 2014 года Президента Российской Федерации сформулировано требование, в котором четко обозначено, что «развитие системы подготовки рабочих кадров должно происходить в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями» [2].
Повышение качества и конкурентоспособности профессионального образования, а также обеспечение квалифицированными кадрами экономики регионов осуществляется в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование». Реализация проекта «Молодые профессионалы» направлена на обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами, в том числе стандартами WorldSkills Россия.
Выполнение задач национальных программ и проектов требуют изменения подхода к организации подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Структура и качество подготовки профессиональных кадров должны ориентироваться на новые технологии в производстве.
Качество в системе среднего профессионального образования измеряется уровнем сформированности компетенций студентов. Таким образом, Е.С. Богаче-ва отмечает: «В развитии современного российского среднего профессионального образования главным образом выражена направленность на принципиально новое качество профессионального образования, основные социальные смыслы которого заключаются в том, что у обучающихся в процессе профессионального обучения должны быть сформированы общие и специальные профессиональные компетенции, удовлетворяющие современные потребности государства, общества, рынка труда и потребности развития потенциала личности каждого обучающегося» [3].
«Профессиональная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков сотрудника, позволяющих ему эффективно и продуктивно выполнять профессиональные задания в своей предметной области» [4].
Обеспечение конкурентоспособности российского образования предполагает соответствие качества подготовки кадров мировым стандартам и развитие профессиональных компетенций студентов до уровня мировых стандартов, что предусматривает изменение содержания и условий обучения, максимально приближенных к условиям высокотехнологичного производства, введение системы независимой оценки компетенций и др.
Одним из направлений работы по введению системы независимой оценки компетенций является конкурсное движение. Проанализировать, насколько студенты профессиональных образовательных организаций готовы к самостоятельной профессиональной деятельности, и оценить уровень сформированно-сти профессиональных компетенций позволяют конкурсы профессионального мастерства.
Профессиональный конкурс традиционно считается универсальным механизмом, позволяющим выявить «лучших». В любом профессиональном конкурсе помимо соревновательной части присутствует оценка уровня развития профессиональных компетенций. В этом случае конкурс - это поиск наиболее эффективных методик оценки профессиональной деятельности. Многие исследователи отмечают, что конкурс - это и новая технология повышения квалификации специалистов, и новая методика подготовки эффективных лидеров в профессиональной сфере.
В аналитическом докладе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» отмечено, что применительно к среднему профессиональному образованию до сих пор не разработаны мониторинговые инструменты, аналогичные тем, что используются на уровне общего образования (PISA, TIMSS, PIRLS). Институтом, формирующим единую «систему координат» и позволяющим оценить качество подготовки студентов системы СПО из разных стран, является WorldSkills International (WSI) [5, с. 49].
«WorldSkills International (WSI) - международное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, распространение современных квалификационных стандартов по всему миру. Со времени своего возникновения в 1953 году WorldSkills International организует международные конкурсы профессионального мастерства. Соревнования проводятся по нескольким десяткам компетенций, все они соответствуют современным технологическим стандартам. Конкурсные задания, требования к оборудованию, используемому участниками, правила оценки - все элементы соревновательной процедуры четко нормированы и обеспечивают единство требований к организации соревнований и оценке результатов участников» [6].
Неотъемлемой частью повышения качества подготовки специалистов является формирование в каждом регионе системы профессиональных конкурсов и мероприятий с целью предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста, развития компетенций и демонстрации способностей и готовностей к профессиональной самореализации.
Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства, в том числе по стандартам WorldSkills Russia, является одним из основных показателей национального (регионального) проекта «Молодые профессионалы», где к 2020 году в конкурсное движение должно быть вовлечено 50% студентов профессиональных образовательных организаций [1].
Возникает проблема: как обеспечить развитие профессиональных компетенций на уровне стандартов WS не менее чем у 50% студентов професси-
ональных образовательных организаций, если подготовка к конкурсам профессионального мастерства - это организация работы с ограниченным числом профессионально одаренных студентов по индивидуальным образовательным траекториям в рамках дополнительного образования.
Анализ научных подходов, российского опыта по внедрению конкурсного движения по развитию профессиональных компетенций студентов позволил установить определенные акценты в работе.
Например, в Челябинской области, в Копейском политехническом колледже «система подготовки экспертов и участников чемпионатов реализуется в рамках проекта - «Открытие Центра конкурсной подготовки». Центр конкурсной подготовки (функционирует с сентября 2017 года на правах структурного подразделения колледжа) занимается разработкой программ дополнительного образования с учетом содержания конкурсных заданий чемпионатов WorldSkills, организацией тренировочного процесса в ходе подготовки к чемпионатам, развитием кадрового потенциала колледжа, осуществляемого посредством обучения и расширения состава регионального экспертного сообщества в разрезе профессиональных компетенций. Показателем успешности деятельности центра служат результаты участия студентов колледжа в чемпионатах WorldSkills. Таким образом, конкурсное движение прочно вошло в практику подготовки студентов СПО, но пока не является напрямую образовательной областью» [7].
Проблемное поле по развитию профессиональных компетенций студентов СПО на уровне стандартов WorldSkills в Республике Хакасия характеризуется несоответствием условий организации труда в приоритетных отраслях региональной экономики, а значит отсутствием потребности в кадрах, способных к выполнению профессиональной деятельности на высокотехнологическом оборудовании. Устаревшая материально-техническая база системы СПО, недостаточное владение педагогических кадров современными технологиями производства приводит к низкой активности в развитии профессиональных компетенций по стандартам WorldSkills и в результате - к низкой мотивации студентов в освоении компетенций на мировом уровне.
Сегодня в системе СПО соотносят требования Федеральных государственных образовательных стандартов с требованиями профессиональных стандартов, а также с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Учет обозначенных требований позволяет реализовать установки формирования профессиональных компетенций на уровне стандартов WorldSkills Russia и интересы работодателей в части освоение основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.
Цель статьи - описание региональной практики организации конкурсного движения с применением методики WorldSkills для развития профессиональных компетенций студентов профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия.
В 2016 году отдел профессионального образования Министерства образования и науки Республики Хакасия (МОиН РХ) поставил перед Хакасским институтом развития образования (ХакИРОиПК) задачу по внедрению конкурсного движения в образовательный процесс профессиональных колледжей, техникумов и училищ Республики Хакасия.
Организация региональных конкурсов профессионального мастерства -это совместная работа МОиН РХ, Совета директоров профессиональных образовательных организаций и команд «ведущих» образовательных организаций, имеющих площадки, оснащенные современным оборудованием. Статус «Ведущий региональный колледж (техникум)» в Республике Хакасия имеют семь из семнадцати профессиональных образовательных организаций.
«Ведущие» организации играют особую роль при организации и проведении конкурсов. На их базе ежегодно с 2017 года организуются соревнования Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенциям WorldSkills Russia. Опыт подготовки и проведения 4 региональных чемпионатов находит отражение в модели конкурсного движения по развитию профессиональных компетенций в Республике Хакасия, организации конкуров и мероприятий в регионе, системы оценивания компетенций на уровне требований стандартов WorldSkills.
Разработанная нами модель состоит из блоков и уровней развития профессиональных компетенций (далее - ПК), что находит отражение в ее описании и схематическом представлении (рис. 1).
Реализация модели представлена по блокам, а взаимосвязь элементов блоков по горизонтали и по вертикали:
Блок А. Организаторы конкурсов. Организаторами конкурсов и мероприятий в Республике Хакасия выступают (см. Блок А, столбец 2):
- Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - МОиН
РХ);
- Региональный координационный центр WorldSkills Russia Республики Хакасия, действующий на базе ХакИРОиПК с 2016 по 2019 гг., с 2019 г на базе Хакасского политехнического колледжа (далее - РКЦ WSR в РХ);
- Региональный координационный центр «Абилимпикс» Республики Хакасия, действующий на базе ГБПОУ РХ ХКПТЭС;
- профессиональные образовательные организации, имеющие статус «Ведущий региональный колледж (техникум)» по приоритетным областям подготовки кадров в Республике Хакасия (далее - «ведущие» ПОО);
Модель конкурсного движения по развитию профессиональных компетенций в Республике Хакасия
Блок С. Приоритетные области подготовки кадров Блок B. Целевой уровень профессиональных компетенций (ПК)
Строительство Студенты Граждане Школьники Педагоги
Промышленные и инженерные технологии Обслуживание транспорта и ^ логистика / Искусство, дизайн и / сфера услуг Блок E. Уровни 5. Международные Блок G. Формы развития ПК
Чемпионат Конкурсы Чемпионат Junior WSR, Юниор WSR Конкурсы
Информационно-коммуникационные технологии / 4. Всерос-сий-ские Блок Е. Задачи Оценка Модели Олимпиады, конкурсы, чемпионат WSR Конкурсы Чемпионат Junior WSR, Юниор WSR Обучение в МЦК, стажировка
3. Отраслевые Внешняя оценка ПК, отбор проф.одаренных, трудоустройство Конкурсы, стажировка, практики Конкурсы Экскурсии на предприятия Стажировка по профилю
2. Сетевые (регио-нальные) Развитие ПК с применением сетевых форм взаимодействия и принципов внешней оценки Декады, недели компетенций, конкурсы, олимпиады, чемпионат WSR, ДЭ, Абилимпикс Конкурсы, проф. обучение, ДПО Проф. пробы, кружки доп. образования в ПОО, олимпиады, конкурсы Стажировка по проф.стандарту «педагог», конкурс «Мастер года» по WSR
1.Внутрен-• ние ^ Формирование ПК, выявление и отбор одаренных участников Тренинги, практики, проф. обучение, конкурсы по модулям Тренинги, проф. обучение Дни СПО: квесты, деловые игры, проф. пробы Мастер-классы, " тренинги
Блок А. Организаторы
ПОО МОиН РХ, ведущие ПОО, РКЦ WSR РХ, РКЦ Абилимпикс Предпри-я-тия МЦК, ФУМО, ВО, предприятия Союз WSR, предпри-ятия
Блок D. Ведущие региональные колледжи (техникумы): ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» (ГБПОУ РХ ХПК); ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономик и сервиса» (ГБПОУ РХ ХКПТЭС); ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» (ГБПОУ РХ ТКХиС); ГБПОУ РХ «Абаканский строительный техникум» (ГБПОУ РХ АСТ); ГБПОУ РХ «Черногорский техникум торговли и сервиса» (ГБПОУ РХ ЧТТиС); ГАПОУ РХ «Саяногорский политехнический техникум» (ГАПОУ РХ СПТ); ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» (ГАПОУ РХ АТ)
Рис.1. Модель организации и проведения конкурсов и мероприятий по развитию профессиональных компетенций
в Республике Хакасия
- профессиональные сообщества и предприятия реального сектора экономики.
Научно-методическое сопровождение осуществляет ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» - центр развития профессионального образования.
Блок Б. Целевой уровень профессиональных компетенций (ПК). Участниками профессиональных конкурсов и мероприятий являются обучающиеся по программам СПО, педагогические работники СПО, работающие граждане, школьники, работодатели и другие представители сектора экономики.
Блок С. Приоритетные области подготовки кадров. В блоке представлены пять областей подготовки кадров в соответствии с приоритетными проектами и задачами развития экономики Республики Хакасия. В каждой области выделены «ведущие» ПОО, отвечающие за развитие профессиональных компетенций в регионе.
Блок D. Ведущие региональные колледжи (техникумы). В блоке представлен перечень «ведущих» ПОО. «Ведущие» ПОО выступают как главные центры сети, обеспечивают сотрудничество с ПОО - сетевыми партнерами по формированию и развитию компетенций, со школами, с предприятиями отрасли экономики, межрегиональными центрами компетенций, федеральными учебно-методическими объединениями по укрупненным группам специальностей, организациями высшего образования (см. Блок А, столбцы 1, 3, 4, 5). Данные организации оснащены современным оборудованием и являются основными площадками проведения конкурсов и мероприятий, региональных этапов чемпионата WorldSkills, всероссийских и международных конкурсов.
Блок E. Уровни. Модель организации и проведения профессиональных конкурсов и мероприятий по развитию профессиональных компетенций в Республике Хакасия представлена пятью уровнями. Развитие ПК начинается с уровня 1. Внутреннего (внутренние конкурсы и мероприятия ПОО). Победители внутренних конкурсов принимают участие в региональных конкурсах, в отраслевых конкурсах по областям подготовки кадров и получают рекомендации к участию в конкурсах профессионального мастерства на уровне России. У победителя по-
является возможность войти в сборную российскую команду и стать участником конкурса на международном уровне. В модели движение по уровням показано направлением движения стрелки.
Блок F. Задачи. В блоке представлены задачи по организации профессиональных конкурсов и мероприятий на каждом из пяти уровней. Первоочередной задачей является развитие ПК с применением сетевых форм взаимодействия и принципов внешней оценки. Задача усложняется к уровню организации отраслевых чемпионатов и включает организацию внешней оценки ПК, отбор профессионально одаренных обучающихся и их трудоустройство. Основной задачей высшего, пятого уровня является оценка реализации модели, то есть оценка работы всей системы СПО республики по развитию профессиональных компетенций.
Блок G. Формы развития ПК. Реализация модели осуществляется «ведущими» ПОО, что отражает направление движения «стрелки» в Блоке В. В целевом уровне «Студенты» представлены формы работы по каждой целевой группе модели. Формами работы являются тренинги, мастер-классы, квесты, деловые игры, фестиваль профессий «Дни СПО» и другие практико-ориентированные мероприятия.
В республике сложился определенный порядок реализации модели. Контрольной точкой является региональный этап чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который проходит в январе - феврале с 2017 года. В первом полугодии после чемпионата «ведущие» ПОО организуют «методические декады» по областям подготовки кадров. Декады начинаются с организации регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена. Затем для обучающихся проводятся региональные конкурсы по профмодулям («Лучший автомеханик», «Агроспециалист» и другие), олимпиады по учебным дисциплинам («Материаловедение», «Черчение», «Инженерная графика» и другие), творческие конкурсы (например, защита портфолио достижений), деловые игры, мастер-классы. К участию в мероприятиях приглашаются школьники. Декады заканчиваются конференциями с приглашением работодателей и учителей
школ. Проводятся круглые столы, семинары, заседания учебно-методических комиссий. На секциях конференции студенты и школьники защищают проекты и исследовательские работы.
Во втором полугодии «ведущие» ПОО организуют «недели по компетенции», которые проходят ежемесячно. Разрабатывается программа, в которой количество «недель по компетенции» равно количеству модулей конкурсного задания по компетенции чемпионата WorldSkills. Каждая программа недели предусматривает тренинги для студентов и преподавателей по выполнению конкурсного задания по модулю. В ноябре - декабре проводятся отборочные конкурсы по компетенциям, например, «Арт-объект» по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», «Бизнесмены» - «Предпринимательство», «Планета мастерства» - «Парикмахерское искусство» и другие. Для участия в неделях по компетенции в каждом ПОО - сетевом партнере - проводятся внутренние предварительные конкурсы среди обучающихся по программам СПО.
Представленный порядок реализации модели составлен на основе опыта работы команды педагогов по компетенции «Сварочное производство» ГБПОУ РХ ТКХиС с учетом опыта других «ведущих» ПОО. Данный порядок находится в апробации по компетенциям: «Столярное дело», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Парикмахерское искусство».
Модель охватывает и педагогов СПО (см. Блок В. Целевой уровень - педагоги). Для развития профессиональных компетенций на уровне стандартов WorldSkills преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального цикла в Республике Хакасия в ноябре - декабре проводится конкурс профессионального мастерства «Мастер года». С 2017 года конкурс проводится на базе ПОО, являющимися площадками регионального этапа чемпионата WorldSkills по заданиям чемпионата. Главным экспертом на площадке конкурса оргкомитетом назначается сертифицированный или региональный эксперт по компетенции. К оцениванию результатов выполнения заданий по модулям привлекаются работодатели. Участие в конкурсе позволяет педагогам и работодателям на практике освоить методику оценивания компетенций по требованиям WorldSkills.
Работа с будущими абитуриентами (см. Блок В. Целевой уровень - школьники) также относится к одному из направлений реализации модели. Ежегодно в начале ноября во всех ПОО проходит региональный фестиваль профессий «Дни СПО». В школах республики формируются группы для знакомства с компетенциями. Составляется график посещений. Программа фестиваля предусматривает мастер-классы, квесты, профессиональные пробы. Мероприятия проводятся обучающимися СПО. Осуществляется набор на программы дополнительного образования (технические кружки «Умный дом», «Робототехника», «Школа парикмахеров», «Энергоотряды» и другие), программы профессионального обучения (например, трактористов в ГАПОУ РХ АТ). «Ведущие» ПОО организуют профессиональные пробы по заявке школ, являются площадками по компетенциям WorldSkills Юниор.
Имеется первый опыт проведения конкурсов совместно с работодателями (см. Блок В. Целевой уровень - граждане). ГБПОУ РХ ТКХиС был инициатором и площадкой конкурса «Лучший мастер ЖКХ», ГАПОУ РХ СПТ - площадкой регионального этапа Международного чемпионата по технологической стратегии в металлургии «Metall cup», открытого молодежного форума ТИМ «Бирюса-2017», конкурса «Лига рабочих специальностей CASE-IN» и другие.
На протяжении 2017 WorldSkills Юниор 2020 гг. осуществлялся эксперимент по апробированию модели организации и проведения конкурсов и мероприятий по развитию профессиональных компетенций в Республике Хакасия.
Данные об эффектах внедрения разработанной модели были получены путём сравнения результатов регионального чемпионата за 4 года.
Количество компетенций регионального чемпионата WorldSkills в Республике Хакасия каждый год увеличивается. По сравнению с 2017 годом число компетенций выросло с 10 до 31, что связано с введением дополнительных актуальных компетенций, а также соревнований WorldSkills Юниор в возрастной категории 14 - 16 лет и «Навыки мудрых» в возрастной категории 50+.
Количество участников выросло на 108%. За четыре года в чемпионате приняли участие более 500 конкурсантов, среди которых боролись за победу обучающиеся СПО в возрастной категории от 16 до 22 лет, школьники в возрастной
Библиографический список
категории 14 - 16 лет, молодые специалисты в возрасте до 22 лет, а также конкурсанты в возрасте старше 50 лет
На 14,3% увеличилось количество образовательных организаций, принявших участие в IV Региональном чемпионате.
Анализ персональных результатов участников по компетенциям регионального чемпионата 2019 года показал, что 37% участников профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия, принявших участие в чемпионате, показывают подготовку выше среднего результата, в 2020 году этот показатель составил 39,5%. Рост эффективности подготовки участников к чемпионату обусловлен организацией регулярных тренировок по отработке навыков в конкретной компетенции, отборочных соревнований в рамках подготовки к региональному чемпионату, участием в открытых чемпионатах других регионов; работой с обучающимися по индивидуальному образовательному маршруту.
Количество награжденных медалями в 2019 году увеличилось на 30,6% по сравнению с 2018 годом. Количество золотых медалей увеличилось на 43,8%. Наличие золотых медалей дает право участия в отборочных чемпионатах по компетенциям на федеральном уровне.
1,9% из общего числа обучающихся в системе СПО Республики Хакасия приняли участие в чемпионате 2019 года, до 2,6% показатель увеличился в 2020 году.
Наиболее значимыми персональными достижениями обучающихся по программам СПО является участие в финале Национального чемпионата WbrldSkills Russia. В 2017 году конкурсант в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» занял 2 место (526 баллов) в рейтинге из 10 участников.
В 2018 году 2 конкурсантов из Республики Хакасия прошли отборочные соревнования в финал Национального чемпионата, студентка ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» заняла 1 место в рейтинге из 12 (540 баллов) по компетенции «Технологии моды».
Растет активность предприятий, которая заключается в оказании спонсорской помощи в приобретении материалов и оборудования, необходимых для проведения соревнований, а также участие в конкурсах в качестве независимых экспертов.
Основным эффектом организации профессиональных конкурсов и мероприятий является 100% трудоустройство участников профессиональных конкурсов и мероприятий как признание достижений и результатов конкурса работодателями.
Таким образом, реализация модели конкурсного движения по развитию профессиональных компетенций в Республике Хакасия пока не позволила решить главную из поставленных задач, согласно которой к 2020 году в конкурсное движение должно быть вовлечено 50% студентов профессиональных образовательных организаций, но решены такие задачи, как:
- определены профессиональные конкурсы и мероприятия, исходя из приоритетных задач развития экономики Республики Хакасия;
- обеспечены возможности демонстрации профессиональных компетенций на региональном, федеральном и международном уровнях для различных возрастных и профессиональных категорий граждан;
- выявлен, обобщен и транслируется актуальный опыт по организации профессиональных конкурсов и мероприятий в средствах массовой информации;
- обеспечена внешняя оценка профессиональных компетенций и признание работодателями уровня и качества выявления активностей, лучших практик и уникальных ресурсов профессиональных образовательных организаций;
- в развитие чемпионатного движения вовлечены работодатели и другие представители реального сектора экономики.
В соответствии с развитием приоритетных отраслей экономики Республики Хакасия, таких как промышленное производство, строительные работы, сельское хозяйство, растет спрос на рабочие профессии. Работодатель концентрирует свое внимание на профессиональных знаниях и умениях специалиста, способности работать на более технологичном оборудовании, и система среднего профессионального образования взяла на себя ответственность подготовки кадров с учетом лучших мировых практик, в том числе через организацию конкурсного движения с применением методики WbrldSkills.
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/
3. Богачева Е.С. Среднее профессиональное образование: компетенции как институциональные параметры качества. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новочеркасск, 2011.
4. Кузьмина А.А., Матвеева Т.Ю. Разработка системы мониторинга профессиональных компетенций персонала организации. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/razrabotka-sistemy-monitoringa-professionalnyh-kompetentsiy-personala-organizatsii/viewer
5. Абанкина И.В., Беликов А.А., Гапонова О.С., Дудырев Ф.Ф. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Институт образования. 2017; Выпуск 3 (20): 49.
6. WorldSkills в России. Available at: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills
7. Малиновский Е.С., Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации. Профессиональное образование и рынок труда. 2018; Выпуск 3: 38 - 43.
References
1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federaciina period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
2. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 04.12.2014 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/
3. Bogacheva E.S. Srednee professional'noe obrazovanie: kompetencii kak institucional'nye parametry kachestva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novocherkassk, 2011.
4. Kuz'mina A.A., Matveeva T.Yu. Razrabotka sistemy monitoringa professional'nyh kompetencij personala organizacii. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-monitoringa-professionalnyh-kompetentsiy-personala-organizatsii/viewer
5. Abankina I.V., Belikov A.A., Gaponova O.S., Dudyrev F.F. i dr. Global'naya konkurentosposobnost' rossijskogo obrazovaniya. Materialy dlya diskussii Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Institutobrazovaniya. 2017; Vypusk 3 (20): 49.
6. WorldSkills v Rossii. Available at: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills
7. Malinovskij E.S., Konkursnoe dvizhenie WorldSkills kak mehanizm innovacionnogo razvitiya professional'noj obrazovatel'noj organizacii. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2018; Vypusk 3: 38 - 43.
Статья поступила в редакцию 05.03.20
УДК 796.332:(796.015.134+796.015.136):796.08
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov
(Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetzova Zh.V, senior teacher, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)
Yermokhin A.V., senior teacher, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS BASED ON GAME TASKS. The article discusses a problem of preparing a football sports reserve. The idea of the leading role of technical and tactical training for young football players is justified. The main content of the study is dedicated to the development of a technique for the technical and tactical training of young football players based on set of game tasks in the training process. The proposed sets of game tasks, which are based on elements of technical skills, not only develop physical skills of young football players, but also contribute to development of technical skills in playing soccer. Such approach will be interesting to coaches and specialists working in the field of studying the training of young football players. The article analyses the scientific research of considered problem made by leading authors, identifies reasons of unsuccessful performances of the country national team and suggests ways to solve it. In conclusion, the results of the research and its analysis are disclosed.
Key words: football, techniques, passing ball, hitting ball, taking away ball, dummies, game technique, movement abilities, game tasks.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E -mail: [email protected]
Ж.В. Кузнецова, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан
А.В. Ермохин, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф., Катанова г. Абакан, E-mail: [email protected]
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
В данной статье рассматривается проблема подготовки спортивного резерва в футболе. Обосновывается идея о том, что ведущее значение в подготовке юных футболистов принадлежит технико-тактической подготовке. Основное содержание исследования посвящено разработке технико-тактической подготовке юных футболистов на основе комплексов игровых заданий в тренировочном процессе. Предложенные комплексы игровых заданий основаны на элементах технических приемов, которые не только развивают двигательные способности у юных футболистов, но и способствуют освоению технического мастерства игры в футбол. Такой взгляд будет интересен тренерам и специалистам в области изучения подготовки юных футболистов. В статье анализируются научные исследования ведущих авторов по изучаемой проблеме, выясняются причины неудачных выступлений национальной сборной страны и предлагаются пути решения данной проблемы. В заключение представляются результаты исследования и их анализ.
Ключевые слова: футбол, технические приемы, передачи мяча, удары по мячу, отбор мяча, финты, техника игры, двигательные способности, игровые задания.
В настоящее время выступления молодёжной и юношеской сборных команд нашей страны на крупных международных соревнованиях неутешительны. Многие специалисты отмечают отсутствие ярких, технически и тактически подготовленных молодых игроков, что отражает уровень подготовки спортивного резерва в футболе. Подчеркивают, что в футболе наблюдаются технические приемы координационной сложности, и это связано с большими тренировочными нагрузками.
Поэтому необходимо в тренировочном процессе расширять возможности целенаправленного подбора средств и методов для технической подготовки игры юных футболистов. В последние годы в научной литературе стали публиковаться подробные методические рекомендации по технике, тактике и методике подготовки футболистов. Во многих работах обобщался передовой практический опыт проведения учебно-тренировочной работы, намечалась цикличность тренировки, этапы подготовки. Но эти рекомендации в основном касаются мастеров высокого класса, а не юных футболистов.
Целью работы является обоснование эффективности применения разработанных нами комплексов игровых заданий в тренировочном процессе. Важную роль в изучении технической подготовки игроков сыграли научные труды профессора Н.А. Бернштейна, который успешно разрабатывал методы изучения движений, развитие координационных способностей, построение движений по уровням. Его работы являются настольной книгой для подготовки спортсменов в современном спорте. Другой исследователь, Лобановский В.В., утверждает, что при подготовке юных футболистов необходимо уделять внимание не только общефизической, но и (и это главное) технико-тактической подготовке, так как она является основным компонентом игры [1]. Другой автор, Адамбеков К.И., изучая подготовку футболистов, выделяет в ней технику полевого игрока и тех-
нику вратаря, в которых рассматриваются техники передвижений и владения мячом, способствующие повышению спортивного мастерства. Он считает, что техническая подготовка с использованием целесообразных средств и методов поможет в дальнейшем решении проблемы повышения качества техники юных футболистов [2]. Научные исследователи, такие как Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. изучают командные, групповые и индивидуальные действия в тактической подготовке юных футболистов. Они в своих работах выделяют особенности построения тренировки на разных этапах подготовки с учётом возрастных закономерностей развития футболиста и уровня физической подготовленности. Использование разносторонности техники и тактики игры в тренировочном процессе и соревновательной деятельности способствуют регулированию объёма физической нагрузки [3].
Другие авторы, такие как Герасименко А.П., Рогачев, А.Ф., Князев, В.Д., установили необходимость соблюдать соответствие уровня подготовки юного футболиста возрастным закономерностям развития его организма и структуры соревновательной деятельности. Они предусматривают необходимость целенаправленного построения тренировочного процесса по периодам и циклам [4]. Золотарев А.П. в научных работах исследует вопрос подготовки спортивного резерва в футболе, начиная с младшего школьного возраста и базовых основ технической подготовки [5].
Игроки в футболе должны владеть разнообразными техническими приемами игры, поэтому, используя игровые приемы и их разновидности в сочетании с другими упражнениями, мы обосновали критерии оценки игровых приемов и их характеристик (табл. 1).
Анализ научных исследований дает основание говорить о том, что подготовка футболистов рассматривается с различных сторон (физической, техниче-