Научная статья на тему 'СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS RUSSIA / СТАНДАРТЫ / ЧЕМПИОНАТ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова С. С., Тарасова О. В., Шалева Л. Б.

В статье представлены результаты исследования подготовки и проведения Межвузовского чемпионата WorldSkills Russia (компетенция «Преподавание в младших классах») в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева; сформулированы возможности использования указанной формы работы для подготовки высококвалифицированного педагога в начальных классах с учетом стандартов WorldSkillsRussia (компетенция «Преподавание в младших классах»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова С. С., Тарасова О. В., Шалева Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS AS A TOOL OF ADVANCED FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER

The article presents the results of a study of the preparation and conduct of the Intercollegiate championship WorldSkills Russia (the competence «Teaching in Junior high») in Orel State University named after I.S. Turgenev; formulated use specified forms of work training primary school teachers to meet the standards of WorldSkills Russia (the competence “Teaching in the early grades»)

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 378

СТЕПАНОВА С.С.

кандидат биологических наук, координационный центр Молодые профессионалы», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТАРАСОВА О.В.

доктор педагогических наук, Институт педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ШАЛЕВА Л.Б.

кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики начального общего образования, Институт педагогики психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC378 STEPANOVA S.S.

Candidate of Biology, WorldSkillsRussia, Orel State

University

E-mail: [email protected] TARASOVA O.V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Institute of Pedagogy and Psychology, Orel State University E-mail: [email protected] SHALEVA L.B.

Candidate of Pedagogical Sciences, Department of the Theory and Methods of Primary General Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Orel State University E-mail: [email protected]

СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS AS A TOOL OF ADVANCED FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER

В статье представлены результаты исследования подготовки и проведения Межвузовского чемпионата WorldSkills Russia (компетенция «Преподавание в младших классах») в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева; сформулированы возможности использования указанной формы работы для подготовки высококвалифицированного педагога в начальных классах с учетом стандартов WorldSkillsRussia (компетенция «Преподавание в младших классах»)

Ключевые слова: WorldSkills Russia, стандарты, чемпионат, опережающая подготовка, компетенция, учитель начальных классов, критерии оценки.

The article presents the results of a study of the preparation and conduct of the Intercollegiate championship WorldSkills Russia (the competence «Teaching in Junior high») in Orel State University named after I.S. Turgenev; formulated use specified forms of work training primary school teachers to meet the standards of WorldSkills Russia (the competence "Teaching in the early grades»)

Keywords: WorldSkills Russia, standards, championship advanced training, competence, primary school teacher, evaluation criteria.

Современной школе с программами обучения, соответствующими требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, необходимы учителя с принципиально новой подготовкой, ориентированной, в основном, на организацию самостоятельной деятельности школьников; готовые к принятию самостоятельных решений практико-ориентированных задач и к ответственности за результаты своей деятельности; умеющие методически грамотно составлять образовательные и рабочие программы, планы уроков. Преуспеть на этом непростом пути может лишь тот учитель, который научился четко ставить перед собой цели, умеет организовать путь своей профессиональной деятельности к их реализации, выполняет анализ хода работы, формулирует результативность своих действий. Обозначенные цели ставят перед преподавателями высшей школы задачу не только подготовить высококвалифицированных выпускников, но и выйти на новый уровень подготов-

ки будущих учителей, соответствующих требованиям мировыхстандартов.

В процессе достижения поставленных целей одним из механизмов совершенствования педагогического образования в высшей школе становится реализация методики, основанной на опережающей подготовке педагогических кадров в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. В данном случае опережающая подготовка рассматривается как ускоренная подготовка высококвалифицированных специалистов для начальной школы [1].

WorldSkills Russia - структурная единица WorldSkills International (WSI), являющейся некоммерческой, независимой и неправительственной ассоциацией, которая развита во всем мире и ведет сотрудничество со странами, активно стремящихся повысить престиж и популярность рабочих профессий.

Российская Федерация присоединилась к международному движению «WorldSkills» в 2012 году, что

© Степанова С.С., Тарасова О.В., Шалева Л.Б. © Stepanova S.S., Tarasova O.V., Shaleva L.B.

позволило войти в числошестидесяти стран-участниц движения.Российские конкурсанты смогли принять участие уже в четырех мировых и трех европейских чемпионатах по стандартам WorldSkills Russia, доказав своими призовыми местами высокий уровень подготовки специалистов в самых различных сферах [2].

В настоящее время участие в движении WorldSkillsRussia приобрело большую популярность, оно позволило развивать большое число профессиональных компетенций, помимо востребованных, входящих в топ 50, повысить престиж рабочих профессий, продемонстрировать абсолютную необходимость формирования компетентности на ранних этапах обучения, формируя мотивацию к росту и развитию личного успеха. Разработана целая система отбора конкурсантов для участия в мировых первенствах: отбор с помощью организации региональных и межвузовских чемпионатов, организация отборочных соревнований в расширенный состав сборной России, затем соревнования для отбора в основной состав, который и будет представлять страну на мировом чемпионате. Участники проходят серьезную подготовку, совершенствуя свои навыки в шести блоках профессий: информационные и коммуникационные технологии,строительная отрасль, творчество и дизайн, промышленное производство, сфера услуг и обслуживание гражданского транспорта.

Компетенция «Преподавание в младших классах», разработанная и внедренная в список компетенций WorldSkillsRussia (2017 г) стала одной из значимых компетенций движения WorldSkills для ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева». Актуальность и востребованность указанной компетенции обусловлена рядом важных причин:

- острая необходимость подготовки высококвалифицированных учителей, педагогов нового поколения;

- наращивание знаний и умений учителя в сфере примененияновейшего образовательного оборудования и технологий, способствующих решению важных задач образовательного процесса;

- требование всестороннего развития личности ребенка с помощью учителя, обладающего рядом специальных компетенций, позволяющих создать для обучающегося максимально благоприятные условия.

Прежде всего, это связано с вопросами подготовки учебного материала для обучающихся начальных классов, правильной организации урочной и внеурочной деятельности школьников, коммуникация совсеми участниками образовательного процесса (организация вебинаров, круглых столов для коллег, проведение родительского собрания и т.д.), самостоятельностью в вопросах саморазвития и получения дополнительного образования (повышение квалификации), разработки и ведении персонального сайта для решения определенных педагогических задач.

В современном обществе учитель начальных классов осуществляет свою профессиональную деятельностькак в социальном,так и коммерческом секторе, в условиях когда постоянно внедряются новые стандарты и технологии, регулярно расширяются области и сферы деятельности человека. В связи с этим очевидно, что одним из основных профессиональных качеств учителя начальных классов становится способность к постоянному обучению. С нашей точки зренияучитель может быть успешным в том случае, если он может принимать нестандартные реше-

ния и подходы к образовательному процессу, подходя со всей ответственностью и самостоятельностью.

В своей профессиональной деятельности педагог в младших классах должен применять определенный набор фундаментальных знаний, поскольку он является многопредметником, уметь организовать самостоятельную активность обучающихся, обладать чувством ответственности, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации.

ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева», являясь ассоциированным партнером Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», в 2017 году применил технологию подготовки группы студентов старших курсов - будущих учителей начальных классов по стандартам WorldSkiUsRussia (компетенция «Преподавание в младших классах») в рамках внутриву-зовского чемпионата [1].

Целью участия студентов в чемпионате являлось научить конкурсантов принимать самостоятельные эффективные и обоснованные решения в период работы над конкурсными заданиями, не теряться в выбореправиль-ного решения в множестве предоставленных вариантов, качественно организовывать учебный процесс с использованием инновационных методов обучения.

Техническое описание компетенции «Преподавание в младших классах» содержит 4 блока критериев, по которым оценивается уровень подготовки специалистов в данной области: общекультурное развитие, общепрофессиональное развитие, взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, саморазвитие и самообразование [4].

По правилам движения WorldSkiUs ежегодно в рамках каждой компетенции разрабатывается и дополняется новый комплект конкурсных заданий, на основании которых проходит оценка уровня подготовки специалистов.

Первое конкурсное задание заключалось в подготовке и проведении фрагмента урока.

После полуторачасовой подготовки участницы - студенты института педагогики и психологии, обучающиеся на направлении подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Начальное образование и Русский язык, Начальное образование и Математика), представили фрагмент урока по окружающему миру. В организации соревнования по данному модулю участвовали настоящие ученики младших классов школ - партнеров университета. Работу оценивали 3 объективных и 6 субъективных экспертов, среди которых были преподаватели ВУЗа, школьные учителя и завучи по учебной работе в начальных классах школ города Орла (МБОУ СОШ № № 4, 20, 26, 29). Основной темой по итогам жеребьевки стала «Охрана леса». Конкурсантки в своем выступлении отразили свой взгляд на структуру урока (примеры по охране окружающей среды, правила поведения человека в лесу, роль леса для природы и в жизни человека). Стоит отметить активное использование конкурсанткамисовременного оборудования и мультимедийные технологии, что позволило организовать емкий и содержательный урок с ведением активного диалога с учениками.

Именно преподаватель в младших классах способствует развитию ребенка как личности, открывает ему дорогу в мир, наполненный самыми разнообразными

знаниями в сфере культуры и духовного наследия, социальных отношений, современных технологий.

Одним из интересных конкурсных заданий стало устное эссе, тема которого «Любимая книга моей семьи», относящееся к блоку общекультурного развития, имеет целью продемонстрировать умение будущего учителя творчески представить индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме.

Для конкурсантов это задание стало поистине откровением. Ведь по словам одной из них: «Семья - это наш маленький мир, которым необходимо дорожить. Семья - это родные люди, которые любят просто за то что ты есть». Участницы конкурса рассказали о своих семейных воспоминаниях и знаковых событиях, продемонстрировали любовьк книгам.

При демонстрации модуля «Научу за 5 минут», конкурсантки продемонстрировали свое творческое-развитие, умение создавать и развивать творческий по-тенциалс участниками-волонтерами, учитывая возраст и интересы аудитории.

Уникальность педагога вмладших классах как специалиста, который работает с детьми в постоянно развивающемся и меняющемся мире, подчеркивают и другие задания, включенные в конкурсное задание чемпионата. Умение учиться - основное качествопедагога, которое он должен ежедневно демонстрировать своим обучающимся. В мире современных технологий учитель-новатор должен уметь разрабатывать концепцию своего персонального сайта. Поэтому конкурсное задание, связанное с разработкой персонального сайта учителя, продемонстрировало понимание участницами того, что правильно подготовленный учительский сайт является его «визитной карточкой», способствующей общественному признанию коллегами, детьми, руководителями школы, родителями и обычными посетителями сайта.

Участницы конкурса в компетенции «Преподавание в младших классах» показал и профессиональное мастерство, проведявнеурочноезанятиесэлементами робототехники, подготовив интерактив для родителей первоклассников в форматесобрания с родителями,продемонстрировали навыки анализа и постановки задач в определенной педагогической ситуации, составили учебную презентацию, вошедшую в структуру методического обеспечения образовательного процесса.

По признанию конкурсанток и экспертов чемпиона-таучастие в данном мероприятии помогло закрепить имеющиеся и приобрестиновые профессиональные навыки, необходимые для педагога младших классов.

Результаты проведенных соревнований в данной

компетенции продемонстрировали высокую замоти-вированность конкурсантов, хорошую теоретическую, психолого-педагогическую и практическую подготовку, активное участие и интерес будущих работодателей в сфере образования. Проведение такого рода соревнований позволило сделать вывод о необходимости внесения корректировок и изменений в подготовку будущих педагогов высшей школой с учетом стандартов WSR как в плане внедрения обновленных модулей в рабочие программы отдельных дисциплин, так и применяемых современным образованием технологий, форматов организации учебной и внеучебной деятельности студентов, новых кейсовых и тестовых материалов и процедуры их оценивания.

Основными направлениями в процессе опережающей подготовки учителя начальных классов с применениями стандартов WSR на базе университета были выделены следующие:

- внедрение стандартов WSR в модули рабочих программ отдельных дисциплин;

- ориентированность на передовые технологии в области начального образования;

- разработка и апробация комплекса методик оценки квалификационной подготовки педагогов в начальных классах, включая этапы оценки личностных, профессиональных навыков, педагогических ипредмет-ных компетенций;

- увеличение практических занятий с применение электронного обучения и ДОТ;

- обучение экспертов с целью создания профессионального и экспертного сообщества в области подготовки преподавателей начальных классов;

- ориентированность на требования работодателя, формирование и внедрение независимой оценки компетенций выпускников.

Организация чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia, применение методик подготовки, тренировки в соответствии с требованиями и стандартами WSR является основным механизмом опережающей подготовки квалифицированных кадров, выявления талантливой молодежи в избранной области и популяризации педагогической профессии. Участие в истории чемпионата позволило студентам опорного университета адекватно оценить свои знания и навыки, почувствовать себя в роли настоящего педагога при решении сложных задач, совершенствовать свои SoftSkills и HardSkills (профессиональные навыки), расширить возможности в реализации творческих идей, коммуникативных навыков и профессионального мышления.

Библиографический список

1. Айгунова О.А., Вачкова С.Н., Реморенко И.М., Семенов А.Л., Тимонова Е.Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. №2 (40). С. 8 - 23.

2. ЗолотареваН.М. Присоединение России к WorldSkillsInternational // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 19 - 23

3. WSR новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worldskills.ru/v-yugre-vpervye-proydet-chempionat-worldskills-russia (дата обращения: 14.03.2018).

4. WSR конкурсная документация [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://drive.google.com/drive/folders/1WJzf9rPLioVrYGx YHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 15.10.2019).

References

1. Aigunova O. A., Vachkova S. N., Remorenko I. M., Semenov A. L., Timonova E. N. Assessment of professional activity of the teacher in accordance with the professional standard of the teacher / / Bulletin of the Moscow city pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology. 2017. No. 2 (40). Pp. 8 - 23.

2. ZolotarevaN. M. Accession of Russia to WorldSkills International / / Professional education in Russia and abroad. 2013. No. 2. Pp. 19 - 23

3. WSR news [Electronic resource]. Mode of access: http://worldskills.ru/v-yugre-vpervye-proydet-chempionat-worldskills-russia (date accessed: 14.03.2018).

4. WSR competitive documentation [Electronic resource]. Access mode: https: / / drive. google. com / drive/folders/1WJzf9rPLioVrYGxYH DhyWw576Vxi6zSs (accessed 15.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.