известия вгпу
Н.Г. КИЗРИНА, С.Г. ВИШЛЕНКОВА (Саранск)
применение стандартов WORLDSKILLS Б ПРОцЕССЕ профессиональной
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
иностранных языков б педагогическом бузе*
Представлен опыт внедрения стандартов WorldSkШs в процесс подготовки будущих учителей иностранных языков в педагогическом вузе. Рассматривается содержание педагогической компетенции «Учитель основной и средней школы» по стандартам WorldSkШs, анализируется ее соответствие требованиям ФГОС ВО по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» и профессиональному стандарту педагога.
Ключевые слова: иностранный язык, профессиональная подготовка, модернизация, профессиональное педагогическое образование, стандарты WorldSkШs, педагогическая компетенция.
Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в сфере образования, выдвигают новые требования к современному педагогу. Введение новых образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога [5] повлекло за собой разработку новых моделей подготовки педагогических кадров. Сегодня школьный учитель должен владеть не только глубокими теоретическими знаниями, но и практическими навыками и умениями, основы которых формируются в процессе обучения в вузе [3; 4].
Работодатели отмечают, что у сегодняшних выпускников педагогических вузов в недостаточной степени сформирована готовность к осуществлению практической педагогической деятельности, кроме того, у многих отмечается отсутствие понимания актуальных
* Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» и МордГПИ) по теме «Стандарты WorldSkiИs как основа для формирования профессиональных компетенций обучающихся по профилю "Иностранный язык" в рамках педагогического образования».
задач социальной и образовательной политики, а такие качества, как инициативность и самостоятельность, проявляет лишь третья часть молодых специалистов [1, с. 19]. Все вышесказанное свидетельствует о назревшей необходимости пересмотра методов и приемов обучения в педагогическом вузе, введения новых форм обучения и изменения содержания государственной итоговой аттестации по каждому профилю подготовки. Одной из возможностей модернизации профессионального педагогического образования в вузе может стать внедрение стандартов WorldSkills в процесс подготовки педагогических кадров.
Миссией движения является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и в мире в целом [9].
Разработка стандартов WorldSkills по педагогическим компетенциям осуществляется профессиональным сообществом на основе международного передового опыта. В этих стандартах представлены требования к современному педагогу, «педагогу-новатору». Согласно данным требованиям, педагог должен владеть не только педагогическими и предметными компетенциями, но и так называемыми Soft Skills - навыками профессиональной коммуникации с участниками образовательного процесса, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также навыками проектной и исследовательской деятельности (включая навыки организации такой деятельности учащихся) [2, с. 6]. Следует отметить, что разработчики стандартов по педагогическим компетенциям важное место отводят решению задач, связанных именно с созданием новых моделей подготовки и систем оценки педагогических кадров.
Проблеме внедрения стандартов World-Skills в процесс подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования (Спо) посвящен сегодня достаточно широкий круг исследований, а проблема внедрения указанных стандартов в систему педагогического образования в вузе представляется малоисследованной. потребность во введении новых стандартов, ориентированных на международную практику, в процесс обучения в педагогическом вузе и недостаточная изученность вышеназванной проблемы обусловили актуальность настоящего исследования.
© Кизрина Н.Г., Вишленкова С.Г., 2020
В рамках данной статьи предлагается описание опыта внедрения стандартов World-Skills по педагогической компетенции «Учитель основной и средней школы» в процесс подготовки студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с профилем «Иностранный язык (английский, немецкий)» в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (далее - МГПИ им. М.Е. Евсе-вьева). В контексте вышеизложенного важно отметить, что на сегодняшний день в МГпИ им. М.Е. Евсевьева активно обсуждаются вопросы соотнесения образовательных стандартов, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills, возможности внедрения последних в образовательный процесс по всем профилям подготовки.
В МГПИ им. М.Е. Евсевьева были проведены два вузовских отборочных чемпионата по педагогическим компетенциям. участие в данных чемпионатах позволило определить сильные и слабые стороны в профессиональной подготовке будущих учителей иностранных языков. Опыт, который был приобретен участниками и экспертами, позволил внести коррективы в процесс профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Рассмотрим содержание педагогической компетенции «учитель основной и средней школы» более подробно и представим те изменения, которые были внесены в образовательный процесс на основе данного опыта.
Стандарт WorldSkills по компетенции «учитель основной и средней школы» разработан на основе профессионального стандарта педагога и предусматривает следующие виды деятельности: проектную, организационную, контрольно-оценочную, исследовательскую, коммуникативную. Будущий учитель должен уметь проектировать образовательные и воспитательные программы; учебные и внеучеб-ные занятия с применением современных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий; процесс развития универсальных учебных действий (далее УУД); обучающие средства с использованием информационно-коммуникационных технологий. К организаторским умениям будущего учителя относятся умения организации совместной и индивидуальной, учебной и воспитательной деятельности обучающихся, умения организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии с их способностями и образовательными потребностями. В области контрольно-оценочной деятельности будущий учитель должен продемон-
стрировать знания требований ФГОС к результатам обучения по предмету; умения осуществлять контроль образовательных и метапред-метных результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся основной и средней школы; навыки использования информационно-коммуникационных технологий при осуществлении контроля. Исследовательскую деятельность будущего учителя составляют умения планировать и осуществлять собственную исследовательскую деятельность, а также организовывать исследовательскую деятельность обучающихся.
Для осуществления успешной педагогической коммуникации будущий учитель должен владеть следующими умениями:
- поддерживать доброжелательный контакт с обучающимися, а также родителями и коллегами;
- общаться со всеми участниками образовательного процесса, в том числе и опосредованно, с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- разрешать конфликтные ситуации;
- осуществлять воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- организовывать сотрудничество с коллегами и другими специалистами для решения проблем.
Если сопоставить профессиональные компетенции, представленные в ФГОС ВО по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки [6], и профессиональные умения, представленные в стандартах WoridSkШs по компетенции «Учитель основной и средней школы» [8], то можно проследить практически полное совпадение. профессиональные умения по каждому виду деятельности, согласно стандарту WoridSkШs. проверяются в рамках четырех модулей. Задания каждого модуля конкурсанты выполняют на конкурсной площадке, при этом они ограничены по времени. На основе анализа выполненных конкурсантами заданий во время чемпионата в МГПИ им. М.Е. Евсевьева были внесены соответствующие изменения в процесс профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков в указанном вузе.
Так, выполнение задания модуля А. включающего в себя проектирование учебного занятия и его демонстрацию, показало следующее.
• Студенты умеют подбирать и использовать учебный материал в соответствии с предложенной темой.
• Студенты применяют различные методы обучения, демонстрируют техники педагогической коммуникации с обучающимися с учетом их возрастных особенностей и образовательных потребностей, однако практически у всех студентов имеются трудности в диагностике и планировании развития конкретного ууД в рамках представленного занятия.
• Большинство студентов на низком уровне владеют умениями использовать различные приемы осуществления контрольно-оценочной деятельности на уроке.
• Представленные проекты занятий свидетельствовали о том, что не всегда студенты способны методически грамотно сформулировать задачи урока, часто присутствуют ошибки в проектировании результатов обучения, в соотношении целей, задач урока с запланированными результатами.
С учетом полученных результатов в настоящее время на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения иностранному языку» при проведении фрагментов уроков уделяется большое внимание достижению не только конкретных предметных, но и мета-предметных результатов. При составлении технологических карт обязательным требованием является достижение конкретных метапред-метных результатов и их диагностика в ходе урока. С этой целью были разработаны прак-тико-ориентированные задания. Представим примеры некоторых типовых заданий.
1. Изучите предложенную технологическую карту урока. Определите, какие УУД формировались в ходе урока. Проследите, как осуществлялось формирование УУД, какие методы и приемы использовались. Проанализируйте заключительный этап урока. Контролировалась ли степень достижения планируемых результатов? Предложите диагностики для определения уровня сформированно-сти представленных метапредметных результатов.
2. Проанализируйте поставленные задачи на уроке английского языка в 5-м классе по теме «Мой дом» (My home) учебника Sportligt:
- образовательные цели - ознакомить учащихся с новой лексикой по теме, формировать навыки образования порядковых числительных;
- воспитательные цели - вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения;
- развивающие цели - формировать фонематический слух, развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Определите предметные, метапредметные и личностные результаты.
3. Спроектируйте урок английского языка в 8-м классе по теме «Кто путешествует, тот познает
мир». Урок должен быть направлен на достижение следующего метапредметного результата: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. В технологической карте урока должны быть представлены методы диагностики планируемого мета-предметного результата.
В ходе выполнения задания «Внеурочная деятельность» модуля В конкурсанты должны были проявить умения в подготовке и демонстрации внеурочного занятия в формате проектной (или исследовательской) деятельности. Оценка полученных результатов показала следующее:
- большинство студентов не владеют технологией осуществления внеурочной деятельности в указанных формах;
- многие не видят разницы между проектом и исследованием;
- не умеют организовать совместное с обучающимися обсуждение темы проекта, не способны определить проблему проекта, организовать планирование проекта или исследования обучающимися;
- студенты часто в недостаточной степени используют ресурсы образовательной среды и информационных технологий.
Все вышесказанное свидетельствует о довольно низком уровне сформированности профессиональных умений студентов, связанных с организацией проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Решение данной проблемы потребовало тщательного анализа учебного плана, содержания педагогических практик и дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Анализ показал, что учебный план включает ряд дисциплин, которые в некоторой степени готовят студентов к осуществлению данного вида педагогической деятельности, кроме того, в рамках дисциплины «Методика обучения иностранному языку» присутствует модуль, ориентированный на развитие данных профессиональных умений. Однако относительно содержания педагогических практик было отмечено, что только небольшая часть внеклассных мероприятий по предмету, проводимых практикантами во время педагогической практики в школе, носит исследовательский или проектный характер. На сегодняшний момент в программе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности конкретизирован характер внеклассного мероприятия по
предмету, т. е. при прохождении педагогической практики студенты должны разработать и провести в старших классах мероприятие в формате проектной или исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, была разработана новая дисциплина «Организация проектно-исследовательской деятельности по иностранному языку в школе», целью которой является формирование проектной компетенции будущего учителя иностранных языков. Под проектной компетенцией мы понимаем сложное интегративное профессионально-личностное качество, характеризующееся наличием специальных знаний о проектной деятельности и личного опыта осуществления данного вида деятельности, позволяющее организовать проектную деятельность учащихся при изучении иностранного языка в соответствии с их интересами и возрастными особенностями и руководить ею. Важно отметить, что обучение в рамках разработанной дисциплины строится на основных положениях системно-деятельностного подхода. Представим типовые практические задания, которые используются на занятиях по данной дисциплине.
1. Предложите темы проектов по иностранному языку для указанного класса средней общеобразовательной школы. Обсудите данные темы в группах, выберите наиболее интересные и актуальные, продумайте содержание проектов.
2. Проанализируйте предложенные проекты по иностранному языку для старшеклассников по следующим критериям: а) актуальность; б) эффективность для достижения предметных и метапредмет-ных результатов; в) временные и ресурсные затраты; г) возможность использования различных форм работы (индивидуальной, групповой, парной); д) степень самостоятельности учащихся; е) наличие элементов воспитательной работы.
3. Смоделируйте фрагмент урока иностранного языка для обучающихся 10-11-х классов, на котором должна быть создана проблемная ситуация и определена тема будущего проекта. В содержание конспекта данного урока должны быть включены тема, цель и задачи урока; описание методов и приемов, используемых для достижения поставленной цели; формы работы с классом, а также используемый дидактический материал.
В модуле С «Обучающие средства» конкурсантам следовало разработать интерактивную лекцию по предложенной теме для самостоятельного изучения обучающимися определенного возраста. Примечательно, что это задание вызвало наибольшие трудности у
студентов. Были осуществлены поиск, анализ и систематизация материала по теме, была выдержана структура лекции, однако не была организована удобная система навигации по образовательному ресурсу, в недостаточной степени были обеспечены организация обратной связи с преподавателем и осуществление контроля изучаемого материала. Несмотря на то, что в учебном плане представлен целый ряд дисциплин, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения («Интернет-технологии в практике преподавания иностранных языков», «Аудиовизуальные средства обучения», «Электронный учебник» и т. д.), студентам не удалось продемонстрировать необходимые навыки и умения в рамках выполнения соответствующего задания. Причиной этому, как мы считаем, является отсутствие комплексных заданий, которые предусматривали бы применение указанных навыков и умений, поэтому в рамках проведения зачетов и экзаменов по указанным дисциплинам, на наш взгляд, следует проводить защиту разработанных студентами интерактивных обучающих средств.
одним из примеров подобных заданий может быть следующее задание:
Разработайте интерактивную обучающую лекцию для обучающихся 7-го класса по теме «Употребление some, any, no в английском языке», используя конструктор сайтов wix.com. Обратите внимание на структуру лекции, интерактивные задания, направленные на закрепление изученного материала, на наличие обратной связи с учителем.
Модуль D «Профессиональная педагогическая коммуникация» включал в себя два задания.
1. Задание «Взаимодействие с родителями ученика». Конкурсантам предлагалось записать видеообращение к родителям. Цель видеообращения -проинформировать родителей об открытии профильных классов в школе и привлечь как можно больше учеников в эти классы.
2. Задание «Педагогическая коммуникация», при выполнении которого конкурсанты должны были самостоятельно организовать педагогический совет и обсудить предложенную проблему (например, как привлечь современных родителей к воспитательному и образовательному процессу в школе).
Оценка выполненных заданий позволила сделать вывод о том, что обучающиеся анализируют педагогическую ситуацию поверхностно, не всегда способны установить причинно-следственные связи, не могут принять
известия вгпу
коллегиально решение проблемы, не владеют стратегиями коммуникативного поведения в профессиональном сообществе. Причиной вышесказанного является недостаточное использование практико-ориентированных заданий в форме решения педагогических кейсов, проведения деловых игр, дискуссий. В настоящее время по каждой педагогической дисциплине разработаны указанные практико-ориентированные задания.
В качестве примера рассмотрим кейс по дисциплине «Методика обучения иностранному языку». Кейс включает в себя следующие задания:
1. Прочитайте следующую ситуацию: «Урок английского языка в 4-м классе. Учитель просит одного из учеников прочитать вслух текст, мальчик начинает заикаться. Учитель нетерпеливо прерывает его, начинает ругать, обвинять в том, что тот опять плохо подготовился к уроку. Мальчик краснеет, опускает глаза, молчит. Класс смотрит на мальчика...».
2. Дайте оценку поведению учителя. Назовите причины поведения ребенка.
3. Дайте методические рекомендации учителю.
Как показывает практика, решение подобных кейсов вызывает особый интерес у студентов, позволяет им актуализировать будущую профессию, ощутить недостаток сфор-мированности тех или иных профессиональных умений.
Следует отметить также, что изменения, вносимые в процесс подготовки будущих учителей иностранных языков на основе опыта участия в чемпионате WorldSkills, коснулись не только содержания дисциплин, но и содержания государственной итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с профилем «Иностранный язык» в МГПИ им. М.Е. Евсевьева осуществляется сегодня с элементами демонстрационного экзамена. Междисциплинарный экзамен включает следующие задания:
1) выступление на иностранном языке по предложенной педагогической проблеме;
2) проектирование и демонстрация фрагмента урока, направленного на достижение конкретных предметных и метапредметных результатов на основе предложенного дидактического материала;
3) демонстрация разработанных студентами личных сайтов как учителей иностранных языков.
По отзывам работодателей и членов государственной итоговой аттестации можно
судить, что именно такая форма аттестации предоставляет возможность оценить уровень сформированное™ профессиональных компетенций выпускников.
Таким образом, приобретенный опыт участия в чемпионате WorldSkills по педагогической компетенции «Учитель основной и средней школы» позволил значительно скорректировать процесс подготовки будущих учителей иностранных языков. На сегодняшний день основной акцент смещен в сторону практической подготовки бакалавров педагогического образования, что в будущем позволит им реа-лизовывать трудовые функции в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Список литературы
1. Бочарова Ю.Ю. Влияние стандартов WSR на модернизацию программ подготовки будущих учителей // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. (2627 марта 2018 г., Москва, ГАОУ ВО МГПУ). М., 2018. C. 18-23.
2. Вачканова С.Н., Айгунова О.А., Махотин Д.А. опережающая подготовка педагогических кадров на основе стандартов Worldskills // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. (26-27 марта 2018 г., Москва, ГАОУ ВО МГПУ). М., 2018. C. 6-9.
3. Капкаева Л.С. Деятельностный подход и особенности его реализации в условиях модернизации педагогической магистратуры // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4(24). С. 51-57.
4. Неясова И.А., Горшенина С.Н., Серикова Л.А. Профессиональная проба практико-ориен-тированной подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 4(36). С. 105-111.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544 н // Вестн. образования России. 2014. № 2. С.10-35.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Уровень образования: бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos vob/440305.pdf (дата обращения: 14.10.2019).
7. Формирование на уроках предметных и ме-тапредметных знаний и умений [Электронный ресурс]. URL: https://licuv1547.mskobr.ru/files/for-miro vanie_mpu.pdf (дата обращения: 14.10.2019).
8. WSR: конкурсная документация [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/ folders/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 14.10.2019).
9. WSR: новости [Электронный ресурс]. URL: http://worldskiUs.ru/v-yugrevpervye-proydet-chempio
nat-worldskills-russia. (дата обращения: 14.10.2019). * * *
1. Bocharova Yu.Yu. Vliyanie standartov WSR na modernizaciyu programm podgotovki budushchih uchitelej // Problemy operezhayushchej podgotovki rabochih kadrov na osnove standartov Worldskills: sb. materialov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (2627 marta 2018 g., Moskva, GAOU VO MGPU). M., 2018. S. 18-23.
2. Vachkanova S.N., Ajgunova O.A., Maho-tin D.A. Operezhayushchaya podgotovka pedago-gicheskih kadrov na osnove standartov Worldskills // Problemy operezhayushchej podgotovki rabochih kadrov na osnove standartov Worldskills: sb. materialov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (26-27 marta 2018 g., Moskva, GAOU VO MGPU). M., 2018. S. 6-9.
3. Kapkaeva L.S. Deyatel'nostnyj podhod i oso-bennosti ego realizacii v usloviyah modernizacii pedagogicheskoj magistratury // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015. № 4(24). S. 51-57.
4. Neyasova I.A., Gorshenina S.N., Serikova L.A. Professional'naya proba praktiko-orientirovannoj pod-gotovki budushchego pedagoga // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018. № 4(36). S. 105-111.
5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedago-gicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom, obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544 n // Vestn. obrazovaniya Rossii. 2014. № 2. S.10-35.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya. Uroven' obrazovaniya bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie s dvumya profilyami podgotovki» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2019).
7. Formirovanie na urokah predmetnyh i me-tapredmetnyh znanij i umenij [Elektronnyj resurs]. URL: https://licuv1547.mskobr.ru/files/formirovanie_ mpu.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2019).
8. WSR: konkursnaya dokumentaciya [Elektron-nyj resurs]. URL: https://drive.google.com/drive/folde rs/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (data obrashcheniya: 14.10.2019).
9. WSR: novosti [Elektronnyj resurs]. URL: http:// worldskills.ru/v-yugrevpervye-proydet-chempionat-worldskills-russia (data obrashcheniya: 14.10.2019).
О Тарасенко E.B., Макарова Н.В., 2020
WorldSkills standards in the process of professional training of foreign language teachers in pedagogical university
The article deals with the experience of using the WorldSkills standards in the process of training future foreign languages in pedagogical institutions. There is considered the content of pedagogical competence "Teacher of basic and secondary school" by the WorldSkills standards. There is analyzed its correspondence to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education "Pedagogical education" and the Professional Standard of a Teacher.
Key words: foreign language, professional training, modernization, professional pedagogical education, WorldSkills standards, pedagogical competence.
(Статья поступила в редакцию 17.10.2019)
Е.В. ТАРАСЕНКО, Н.В. МАКАРОВА (Таганрог)
словообразовательные
ОШИБКИ У ДЕТЕЙ
С нормальным речевым разбитием и общим недоразвитием речи
Нарушения в формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к возникновению ошибок на письме и в устной речи в начальной школе. Описываются типичные словообразовательные ошибки в высказываниях детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием. Анализируются проявления недоразвития словообразовательных навыков в случае речевых расстройств.
Ключевые слова: словообразовательные ошибки, дошкольники, общее недоразвитие речи.
На современном этапе недостатки в развитии речи выявляются не только у дошкольников с проблемами речевого развития, но и у большинства детей, явно ими не страдающих. Знание общих закономерностей развития языка может помочь исправлению словообразова-