DOI 10.23859/1994-0637-2020-2-95-17 УДК377, 378
Оганнисян Лариса Арамовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия) ORCID 0000-0003-4160-9667 E-mail: [email protected]
Семергей Сергей Васильевич
Кандидат технических наук, доцент, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA
© OraHHHCHH J. A., CeMepreö C. B., 2020
Ogannisyan Larisa Aramovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia) ORCID 0000-0003-4160-9667 E-mail: [email protected]
Semergey Sergey Vasilyevich
PhD in Technology, Associate Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF TRAINING STUDENTS FROM PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO PARTICIPATE IN THE COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILLS ACCORDING TO WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS
Аннотация. В статье отражены актуальные проблемы модернизации педагогического образования на основе стандартов педагогических компетенций WSR «Учитель технологии». Компетенция R5 «Учитель технологии» и те задания, которые разработаны для конкурсантов, позволяют показать степень понимания форм уроков, форм организации работы с учащимися; дают возможность осмыслить этапы урока и реализовать любой этап, предлагаемый экспертами; продемонстрировать способность владения современными средствами обучения, а также способность взаимодействия с детьми при организации и проведении практической работы.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, компетенции «Учитель технологии», WorldSkills Russia
Abstract. The article reflects the topical problems of pedagogical education modernization based on the standards of pedagogical competence WSR "Technology Teacher". Competence R5 "Technology Teacher" and the tasks that are developed for contestants allow demonstrating the understanding degree of lesson forms, organization forms with students; give possibilities to comprehend lesson stages, implement any stage proposed by experts, show the ability to apply modern learning tools and also the ability to interact with children when organizing and carrying out practical work.
Keywords: teaching staff training, competences of "Technology teacher", WorldSkills Russia
Введение
Модернизация профессиональной подготовки педагогических кадров не является данью моде. Активное обсуждение профессионального стандарта педагога, создание новых образовательных стандартов и инновационных образовательных программ
вузов по педагогическим направлениям, реализация федеральных и региональных проектов по обновлению содержания подготовки учителя - все это отражает общественно-государственный заказ на подготовку «нового учителя», отвечающего потребностям современного информационного общества, учитывающего влияние технологий на сферу образования, опыт передовых практик и инновационных школ как в нашей стране, так и за рубежом.
Основная часть
Одним из направлений модернизации педагогического образования в настоящее время становится опережающая подготовка педагогических кадров на основе стандартов WorldSkills Russia. Опережающей такая подготовка является благодаря тому, что разработка стандарта компетенций в соревнованиях WorldSkills производится самим профессиональным сообществом на основе опыта передовой практики, современных и перспективных технологий. Это требования к педагогу-инноватору, владеющему не только общими педагогическими и предметными компетенциями, но и так называемыми Soft skills - навыками коммуникации (с детьми, их родителями, коллегами, навыками презентации своего опыта, в том числе с использованием информационных технологий, социальных сетей и проч.), культурой проектной и исследовательской деятельности (включая навыки организации такой деятельности учащихся). Это педагог, который благодаря включению в реальные (в ходе педагогической практики) и моделируемые (в ходе практических занятий) профессионально-педагогические ситуации, систему профессиональных конкурсов и соревнований, активную внеучебную деятельность, социальные и культурные практики уже к окончанию обучения в педагогическом вузе имеет профессиональный опыт и сертификацию по итогам независимой оценки педагогических компетенций1.
Спецификация стандарта компетенции «Учитель технологии» (WSSS) представляет требования к профессиональным знаниям и умениям по 5 разделам:
1. Организация рабочего пространства и рабочих процессов в учебной мастерской (лаборатории).
2. Преподавание технологии по основным общеобразовательным программам (на уровне начального, основного и среднего общего образования).
3. Организация внеурочной работы технико-технологической направленности с элементами творчества.
4. Методическое обеспечение преподавания технологии.
5. Самообразование и профессиональная рефлексия.
Четыре раздела WSSS представлены в виде отдельных модулей конкурсного задания, а последний (первый из перечисленных) оценивается в ходе выполнения трех других модулей КЗ. Если в первом варианте конкурсного задания насчитывалось около 80 аспектов оценивания (при соотношении судейской, субъективной и измеримой, объективной оценок 30 % к 70 %), то сегодня их выделено уже 116 (при соотношении 62 % к 38 % с явным преобладанием субъективного оценивания).
1 Айгунова О. А., Вачкова С. Н., Реморенко И. М., Семенов А. Л., Тимонова Е. Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 2 (40). - С. 8.
Оценку конкурсных заданий по компетенции «Учитель технологии» обобщенно можно представить в виде следующих критериев1:
- общая педагогическая и методическая компетентности;
- владение техникой и технологиями, используемыми в преподавании;
- организация практической деятельности учащихся и взаимодействия (в группах, командах, на отдельных этапах урока);
- использование современных педагогических и информационных технологий.
Анализ проделанной работы показывает, что важными факторами в создании новой педагогической компетенции являются:
- создание нового профессионального и экспертного сообщества;
- выход за рамки работников системы образования;
- ориентация на передовые рубежи системы образования, современные и перспективные технологии;
- построение новых моделей и систем оценки качеств подготовки учителей технологии;
- переход от внутренней к внешней независимой оценке качества;
- переход к оценке профессиональной деятельности в целом, а не только ее результата.
Анализ проблем, возникших в процессе организации соревнований и последующем обсуждении экспертным сообществом итогов состязаний, позволяют разбить их на две группы: организационно-методические и структурно-содержательные.
Организационно-методические проблемы решались на всех этапах участия экспертов в вузовских соревнованиях и были обусловлены следующими особенностями:
- однозначным восприятием конкурсных заданий и критериев оценивания (что показало, по мнению многих экспертов, разнообразие подходов к профессиональной подготовке будущих учителей технологии в разных педагогических вузах);
- определением высоких стандартов педагогического мастерства участников соревнований (в первую очередь на уровне судейской, субъективной оценки);
- соблюдением процедурных моментов проведения соревнований;
- выбором конкурсантами тематики и содержания тех или иных заданий (например, при подготовке сценария урока или выбора перспективной технологии при подготовке внеурочного занятия, направленного на популяризацию техники и технологий).
Структурно-содержательные проблемы были связаны с изменениями (и предложениями по изменению) структуры и содержания конкурсных заданий, а также обсуждением следующих вопросов модернизации профессиональной подготовки сту-
2
дентов :
1 Айгунова О. А., Ильичева С. А., Лесин С. М., Мкртчян В. А., Саликова Э. М. В. Метод анализа видеозаписей учебных занятий как инструмент оценивания профессиональной деятельности учителя // Интерактивное образование. - 2018. - № 1. - С. 53.
2 Лесин С. М. Современное интерактивное оборудование в образовательной организации // Интерактивное образование. - 2017. - № 1. - С. 45.
- совершенствование системы оценивания профессиональных компетенций студентов в процессе их подготовки и анализа;
- технологическое обеспечение компетенции оборудованием (инструментами, машинами, материалами);
- усиление требований к конкурсным заданиям;
- приведение конкурсных заданий в соответствие со спецификацией стандарта компетенции;
- изменение логики профессиональной подготовки студентов на основе стандартов компетенции «Учитель технологии».
На сегодняшний день учитель технологии - это не просто педагог-предметник по своей образовательной (предметной) области знаний. Это специалист, обладающий разнообразной практической подготовкой в области техники и технологии, умеющий организовывать предметно-практическую и проектную деятельность обучающихся, интегрирующий научные знания и информационные технологии в деятельность ребенка, создающего личностно значимые продукты труда, формирующий технологически важные качества личности (в том числе и в метапредметной, непрофессиональной сферах), так называемые SoftSkШs. Именно поэтому компетенция не ограничена одним уровнем образования, а направлена на профессиональную подготовку педагогов начального, основного и среднего общего образования, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения, экспертов и наставников корпоративного образования.
Перспективы развития компетенции «Учитель технологии» связаны с расширением круга экспертов, участвующих в ее обсуждении и проведении вузовских чемпионатов; с использованием стандартов компетенции для модернизации профессиональной подготовки педагогов, имеющих отношение к преподаванию технологии, не только в рамках программ высшей школы, но и в дополнительном профессиональном образовании; с усложнением конкурсного задания, в том числе и за счет использования современного высокотехнологичного оборудования; созданием учебно -тренировочной базы для практического знакомства с компетенцией и тренингами для будущих конкурсантов и экспертов.
В соревновательные блоки вошли задания по проектированию учебного занятия, внеурочной деятельности обучающихся и их демонстрации, разработке электронного обучающего средства, решению педагогических задач, содержанием которых является взаимодействие с родителями и профессиональная коммуникация с коллегами-педагогами. Акценты в представлении об учителе основной и средней школы сделаны не только на его умениях подобрать и качественно передать содержательные элементы учебных и внеурочных занятий, но и на умениях, позволяющих сделать занятия современными, осознанными и значимыми в жизни ученика1.
Проведенные в 2018-2019 гг. (в Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Набережных Челнах, Саранске, Ульяновске, Московской области, Ростове-на-Дону)
1 Селезнев А. А. Бизнес-инкубатор в среднем профессиональном образовании как альтернатива WorldSkills // Современное технологическое образование: материалы XXIII Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования / под редакцией Ю. Л. Хотунцева. - Москва: МПГУ, 2017. - С. 113.
первые вузовские чемпионаты по вновь вводимым педагогическим компетенциям показали высокую мотивацию студентов, многоплановость их предметной и психолого-педагогической подготовки, активное включение и интерес педагогического сообщества, а самое главное - однозначное понимание необходимости изменений в сфере профессиональной подготовки педагогов на основе стандартов WorldSkills как в плане обновления содержания, так и используемых технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности студентов, новых контрольно-измерительных материалов и процедуры оценивания.
Разработка и внедрение в процесс опережающей профессиональной подготовки учителя стандартов новых педагогических компетенций показывает, что ведущими направлениями этой деятельности являются:
- создание нового профессионального и экспертного сообщества в педагогической области;
- выход за рамки подготовки педагогов только для системы образования;
- ориентация на передовые рубежи системы образования, современные и перспективные технологии;
- построение новых моделей и систем оценки профессиональной подготовки учителей, включая поэтапное оценивание их предметных и педагогических компетенций, личностных и профессиональных качеств, разработку и внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в итоговую государственную аттестацию студентов;
- переход от внутренней к внешней независимой оценке качества, созданию независимой системы сертификации педагогических компетенций выпускников и действующих педагогов;
- переход к оценке профессиональной деятельности (а не только ее результата), реальному профессиональному опыту и компетенциям будущих педагогов.
Существенная роль в координации данной работы отводится организованному в Южном федеральном университете Центру координации и проведения профессиональных олимпиад и чемпионатов и учебно-тренинговой базе, создаваемой в настоящее время в университете, прежде всего для подготовки и тренировок участников вузовских чемпионатов по педагогическим компетенциям «Учитель технологии».
Первый опыт проведения профессионального конкурса по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Учитель технологии» среди вузов РФ с первых шагов вскрыл ряд недостатков подготовки студентов по программам бакалавриата.
По сути данная компетенция стала ассоциироваться не только с должностью учителя, проводящего уроки технологии (а сегодня это и учителя информатики, учителя начальной школы, учителя естественно-научных предметов), но и с педагогами дополнительного образования, ведущими кружки технико-технологической направленности, мастерами производственного обучения и наставниками из разных организаций, работающих с детьми.
Важной проблемой является вариативный подход к подготовке учителя технологии на факультетах. Студенты, решившие стать учителями технологии, проходят подготовку по двум специальностям: учитель технологии и информатики, бакалавр технологического и экономического образования, учитель физики и технологии, учитель технологии и изобразительного искусства и др. Поскольку подготовка осу-
ществляется по двум специальностям, учебный план одного вуза отличается от учебного плана подготовки выпускника другого вуза. Проблема заключается в том, что методика обучения и другие дисциплины профессионального модуля в учебном плане технологических факультетов в педагогических вузах преподаются на 3-4 курсах, что позволяет успешно готовить студента к написанию дипломных работ.
В некоторых вузах на 1, 2 курсах в учебный план включены дисциплины, позволяющие познакомить студентов с техническим блоком: материаловедение, машиноведение, обработка конструкционных материалов и др. Однако существуют вузы, в которых учебные планы позволяют дать студентам полный спектр только гуманитарных дисциплин, что затрудняет подготовку студентов к международным соревнованиям в формате WorldSkills по компетенции «Учитель технологии», так как задания для студента включают как методические основы работы с оборудованием и изготовления изделия на этом оборудовании, так и методические основы организации и проведения занятий с учащимися. Но, как было выше изложено, технологические факультеты разных педагогических вузов имеют на начальных курсах различное содержание подготовки. Решение данного вопроса возможно путем переориентации дополнительных курсов, предусмотренных учебным планом, на профильные методические и технические дисциплины1.
Кроме того, проблемой можно считать сокращение часов практических занятий, которые проводятся как в мастерских вуза (на 1-4 курсах), так и на базе региональных школ (на 2-4 курсах). За последние годы в вузах произошли изменения в учебных планах. Если до 2012 г. учебная практика осуществлялась в течение 2 недель на протяжении 4 лет обучения, то с 2012 г. в отдельных вузах предусматриваются только по 2 недели на 1 и 2 курсах. Производственная (педагогическая) практика сократилась в связи с тем, что на 4 курсе часы переориентированы на преддипломную практику, не везде предполагающую посещение выпускником базовых школ. Причем часы, выделяемые на практику, рассчитаны на формирование у выпускника профессиональных компетенций по двум смежным школьным предметам. Если на выпускном курсе студент по возрасту может участвовать в конкурсе, у него есть шанс победить, то на более ранних курсах такого шанса практически нет. При этом возраст участника ограничен и в 2018 г. составлял 22 года на момент соревнований. Эта проблема должна быть решена с принятием нового стандарта по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», так как в нем вновь предусмотрено увеличение часов на все виды практики в объеме до 60 зачетных единиц, в отличие от актуальных на данный момент 30.
В настоящее время учитель технологии имеет некоторые отличия от учителей, преподающих другие предметы в основной и средней школе, поскольку технология - это единственный школьный предмет, который обучает ребенка конструировать, моделировать и создавать реальный продукт, преобразуя традиционные материалы с использованием традиционных технологий; работая с таким материалом, как пластмасса, используя 3D принтер и современные компьютерные программы;
1 Сырямкина Е. Г., Румянцева Т. Б., Ливенцова Е. Ю. Практика развития надпрофессио-нальных компетенций студентов в современном университете // Образование и наука. -2016. - № 7. - С. 117.
декорируя изделие на современной швейной машине с ЧПУ; конструируя робота и программируя его функции1.
Педагогическая деятельность учителя технологии предусматривает работу с оборудованием и особую технику безопасности, поэтому будущий учитель должен продемонстрировать свою способность обучать ребят практической деятельности в школе. Конкурс позволил посмотреть не только на студента-слушателя, пришедшего за теоретическими и практическими знаниями в соответствии с учебным планом, но и на выпускника-практика, который придет к ученикам в современную школу с мастерскими, оснащенными новейшим оборудованием и самыми современными средствами обучения. Именно поэтому молодой учитель должен владеть как современными методиками обучения, так и современным оборудованием. Это позволит педагогу вести уроки на высоком уровне, что на сегодняшний день является первостепенной задачей педагогического вуза. Конкурс построен таким образом, что, используя стандартные инструменты педагогической деятельности, конкурсант поставлен в рамки беспрерывного творческого педагогического процесса.
Компетенция R5 «Учитель технологии» и те задания, которые разработаны для конкурсантов, позволяют продемонстрировать степень понимания форм уроков; форм организации работы с учащимися; осмыслить этапы урока и продемонстрировать любой из них; показать способность владения современными средствами обучения, способность взаимодействия с детьми в ходе организации и реализации практической работы, которая по модели проведения и требованиям конкурса больше похожа на мастер-класс, который конкурсант проводит с незнакомыми детьми2.
По своей структуре конкурс WorldSkills Russia очень напоминает конкурс «Учитель года», а это один из самых сложных конкурсов, участниками которого являются уже состоявшиеся профессионалы. Это говорит о том, что студент, участвующий в конкурсе, может понять на практике, что такое учитель, который выполняет множество функций в своей деятельности. Только практическая деятельность позволит осознать, насколько не хватает знаний для выполнения предложенного задания и каким образом включается и начинает работать собственный интеллект и проявляются творческие способности, как эти взаимосвязанные составляющие профессиональной деятельности учителя технологии позволяют самореализоваться конкурсанту почти в экстремальных условиях.
Конкурс WorldSkills Russia направлен на изменение формата итогового экзамена выпускника бакалавриата. В качестве основы для демонстрационного экзамена (который в перспективе сможет заменить комплексный экзамен) предполагается использовать модели разработанных заданий данного конкурса и, кроме того, руководствоваться правилами его организации и проведения.
1 Татко Г. Н., Хапаева С. С., Голубева О. В., Юдина Г. В. Открытый вузовский чемпионат по стандартам WorldSkills Russia: компетенция «Учитель технологии» // Школа и производство. - 2017. - № 2. - С. 60.
2 Ирина Потехина: Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills выводит систему образования на принципиально новый уровень. - URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/irina-potexina-demonstraczionnyij-ekzamen-po-standartam-worldskills-vyivodit-sistemu-obrazovaniya-na-princzipialno-novyij-uroven.html (дата обращения: 02.05.2018).
Выводы
Подводя итог, можно четко обозначить ключевые особенности, которые необходимо учитывать при проектировании конкурсных заданий в рамках организации чемпионатов по компетенции «Учитель технологии».
Во-первых, необходимо ответить концептуально на несколько важных вопросов, а именно: 1. Что такое современный урок технологии и каково его оснащение? 2. Как организовать современное рабочее место учителя технологии, особенно в период проведения соревнования? 3. Как составлять учебно-программную документацию для предметной области «Технология» в соответствии с общепринятыми требованиями и с учетом различных современных подходов и концепций?
Во-вторых, необходимо больше внимания уделять практической подготовке учителя технологии и показать студентам разнообразие примеров и практик реализации педагогического опыта преподавания предмета «Технология», знакомить их с такими практиками взаимодействия образовательных организаций, как модель «школа-технопарк» или «школа-кванториум», где реализуется проектная деятельность обучающихся в рамках их внеурочной деятельности, привлекать партнеров-работодателей, связанных с промышленным производством.
В-третьих, необходимо учитывать различные концептуальные подходы в целом к проектированию содержания образования в рамках предметной области «Технология», которые отражают современное состояние и разнообразие взглядов как на планирование и проектирование образовательных результатов в рамках данной области, так и на оснащение самого урока в целом. Следует учитывать, что предмет «Технология» фактически, содержательно отражает тенденции современных достижений науки и техники, а также производства, что позволяет говорить о его интеграции в другие предметные области и демонстрировать специфику. Кроме того, данный предмет позволяет достаточно полно раскрыть применение современных инструментов и оборудования, что показывает связь с профессиональной ориентацией обучающихся и с возможностями овладения будущими профессиями.
Литература
Айгунова О. А., Вачкова С. Н., Реморенко И. М., Семенов А. Л., Тимонова Е. Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 2 (40). - С. 8-23.
Айгунова О. А., Ильичева С. А., Лесин С. М., Мкртчян В. А., Саликова Э. М. В. Метод анализа видеозаписей учебных занятий как инструмент оценивания профессиональной деятельности учителя // Интерактивное образование. - 2018. - № 1. - С. 52-56.
Ирина Потехина: Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills выводит систему образования на принципиально новый уровень. - URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/irina-potexina-demonstraczionnyij-ekzamen-po-standartam-worldskills-vyivodit-siste-mu-obrazovaniya-na-princzipialno-novyij-uroven.html (дата обращения: 02.05.2018).
Лесин С. М. Современное интерактивное оборудование в образовательной организации // Интерактивное образование. - 2017. - № 1. - С. 44-51.
Селезнев А. А. Бизнес-инкубатор в среднем профессиональном образовании как альтернатива WorldSkills // Современное технологическое образование: материалы XXIII Междуна-
родной научно-практической конференции по проблемам технологического образования / под редакцией Ю. Л. Хотунцева. - Москва: МПГУ, 2017. - С. 113-119.
Сырямкина Е. Г., Румянцева Т. Б., Ливенцова Е. Ю. Практика развития надпрофессио-нальных компетенций студентов в современном университете // Образование и наука. -
2016. - № 7. - С. 117-135.
Татко Г. Н., Хапаева С. С., Голубева О. В., Юдина Г. В. Открытый вузовский чемпионат по стандартам WorldSkills Russia: компетенция «Учитель технологии» // Школа и производство. - 2017. - № 2. - С. 60-63.
References
Aigunova O. A., Vachkova S. N., Remorenko I. M., Semenov A. L., Timonova E. N. Otsenka professional'noi deiatel'nosti uchitelia v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga [Evaluation of professional activity of a teacher in accordance with the teacher professional standard]. Vest-nik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia: Pedagogika i psikhologiia [Vestnik of Moscow City University. Series: Pedagogy and psychology], 2017, no. 2 (40), pp. 8-23.
Aigunova O. A., Il'icheva S. A., Lesin S. M., Mkrtchian V. A., Salikova E. M. V. Metod analiza videozapisei uchebnykh zaniatii kak instrument otsenivaniia professional'noi deiatel'nosti uchitelia [Method for analyzing video recordings of training sessions as a tool for evaluating teacher's professional activity]. Interaktivnoe obrazovanie [Interactive education], 2018, no. 1, pp. 52-56.
Irina Potekhina: Demonstratsionnyi ekzamen po standartam WorldSkills vyvodit sistemu obra-zovaniia na printsipial'no novyi uroven' [Irina Potekhina: Demonstration exam according to the standards of WorldSkills moves education system to an entirely new level]. Available at: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/irina-potexina-demonstraczionnyij-ekzamen-po-stan-dartam-worldskills-vyivo-dit-sistemu-obrazovaniya-na-princzipialno-novyij-uroven.html (accessed: 02.05.2018).
Lesin S. M. Sovremennoe interaktivnoe oborudovanie v obrazovatel'noi organizatsii [Modern interactive equipment in educational establishment]. Interaktivnoe obrazovanie [Interactive education],
2017, no. 1, pp. 44-51.
Seleznev A. A. Biznes-inkubator v srednem professional'nom obrazovanii kak alternativa WorldSkills [Business incubator in secondary professional education as an alternative to WorldSkills]. Sovremennoe tekhnologicheskoe obrazovanie: materialy XXIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po problemam tekhnologicheskogo obrazovaniia [Modern technological education: proceedings of the XXIII International scientific and practical conference on problems of technological education; ed. by Y. L. Khotuntsev]. Moscow: MPGU, 2017, pp. 113-119.
Syriamkina E. G., Rumiantseva T. B., Liventsova E. Iu. Praktika razvitiia nadprofessional'nykh kompetentsii studentov v sovremennom universitete [Practice development of students' professional competences in a modern university]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal], 2016, no. 7, pp. 117-135.
Tatko G. N., Khapaeva S. S., Golubeva O. V., Iudina G. V. Otkrytyi vuzovskii chempionat po standartam WorldSkills Russia: kompetentsiia "Uchitel' tekhnologii" [Open university championship on Worldskills Russia standards: competence "Technology teacher"]. Shkola iproizvodstvo [School and production], 2017, no. 2, pp. 60-63.
Для цитирования: Оганнисян Л. А., Семергей С. В. Проблемы подготовки студентов педагогических вузов для участия в конкурсе профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. -№ 2 (95). - С. 200-209. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-17
For citation: Ogannisyan L. A., Semergey S. V. Problems of training students from pedagogical universities to participate in the competition of professional skills according to WorldSkills Russia standards. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 2 (95), pp. 200-209. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-17