Научная статья на тему 'Портфолио в системе мониторинга личностно-профессионального развития педагога'

Портфолио в системе мониторинга личностно-профессионального развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ПЕДАГОГ / МОНИТОРИНГ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович, Потёмина Светлана Владимировна, Федоренко Елена Александровна, Сычёва Оксана Леонидовна

Цель исследования разработка педагогической модели использования портфолио в управлении личностно-профессиональным развитием специалиста. В статье авторы обосновывают преимущества диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств специалистов на основе аутентичного репрезентационного портфолио. Современная оценочная деятельность ориентируется на личностные достижения специалистов, которые могут быть отражены в различных вариантах портфолио. Портфолио не только метод диагностики компетенций, но и технология управления учебно-профессиональной деятельностью на всех ступенях системы непрерывного образования, включая профессиональную деятельность и переподготовку. Портфолио стимулирует и инициирует учебную деятельность студента и профессиональную деятельность специалиста, объективно отражает личностно-профессиональное развитие индивида, поэтому в современных условиях объективная диагностика качества профессиональной подготовки и переподготовки немыслима без портфолио. Портфолио позволяет реализовать компетентностный и личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович, Потёмина Светлана Владимировна, Федоренко Елена Александровна, Сычёва Оксана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio in teacher personal and professional development monitoring system

The purpose of investigation is elaboration of the pedagogical model of the portfolio application for the specialists personal and professional development control. In article, the authors reflect the advantages of competencies and personally professional abilities assessment, based on the authentic representational portfolio. Modern assessment activity in education is focused on the personal achievements of the specialists, which may be reflected in the different versions of portfolio. Portfolio is not only the competencies assessment method, it also the educational and professional activity control technology at all steps of the recurrent education system. Portfolio promotes the study activity of the student and professional activity of the specialist; it objectively reflects the personal and professional development of the person, what’s why in modern conditions the objective assessment of the vocational training quality is impossible without portfolio. Portfolio allows realizing the competence oriented and personal oriented approaches for the vocational training.

Текст научной работы на тему «Портфолио в системе мониторинга личностно-профессионального развития педагога»

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры) : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. : ил.

3. Начинская, С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с.

4. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1984. - 352 с.

REFERENCES

1. Lyakh, V. and Vitkovsky, Z. (2010), Coordinate training in football, Soviet Sport, Moscow.

2. Matveyev, L.P. (1991), Theory and methods of physical training, Physical training and sport, Moscow.

3. Nachinskaya S.V. (2012), Sports metrology, Publishing center "Academy", Moscow.

4. Platonov, V.N. (1984), Theory and methods of athletic training, High School, Kiev.

Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2014.

УДК 378.147:378.018.43

ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Изотова Лидия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Светлана Владимировна Потёмина, руководитель, Елена Александровна Федоренко, заместитель руководителя, Оксана Леонидовна Сычёва, воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Сказка", структурное подразделение № 146, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка педагогической модели использования портфолио в управлении личностно-профессиональным развитием специалиста. В статье авторы обосновывают преимущества диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств специалистов на основе аутентичного репрезентационного портфолио. Современная оценочная деятельность ориентируется на личностные достижения специалистов, которые могут быть отражены в различных вариантах портфолио. Портфолио - не только метод диагностики компетенций, но и технология управления учебно-профессиональной деятельностью на всех ступенях системы непрерывного образования, включая профессиональную деятельность и переподготовку. Портфолио стимулирует и инициирует учебную деятельность студента и профессиональную деятельность специалиста, объективно отражает личностно-профессиональное развитие индивида, поэтому в современных условиях объективная диагностика качества профессиональной подготовки и переподготовки немыслима без портфолио. Портфолио позволяет реализовать компетентностный и личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании.

Ключевые слова: портфолио, педагог, мониторинг, личностно-профессиональное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p92-95

PORTFOLIO IN TEACHER PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

MONITORING SYSTEM

Lidia Eugenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar, Svetlana Vladimirovna Potyomina, the manager, Elena Alexandrovna Fedorenko, the deputy of manager, Oksana Leonidovna Syicheva, the teacher, Nursery school "Skazka", department number 146, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaboration of the pedagogical model of the portfolio application for the specialists personal and professional development control. In article, the authors reflect the advantages of competencies and personally professional abilities assessment, based on the authentic representational portfolio. Modern assessment activity in education is focused on the personal achievements of the specialists, which may be reflected in the different versions of portfolio. Portfolio is not only the competencies assessment method, it also the educational and professional activity control technology at all steps of the recurrent education system. Portfolio promotes the study activity of the student and professional activity of the specialist; it objectively reflects the personal and professional development of the person, what's why in modern conditions the objective assessment of the vocational training quality is impossible without portfolio. Portfolio allows realizing the competence oriented and personal oriented approaches for the vocational training.

Keywords: portfolio, teacher, monitoring, personal and professional development.

Компетентностный подход предъявляет к современному специалисту, в том числе и педагогу (воспитателю, учителю, тренеру, преподавателю и т.д.), принципиально новые требования. Социально-профессиональная компетентность и составляющие её компетенции не сводятся к соответствующим знаниям и умениям, а представляют собой системные сочетания знаний, умений, мотивов, ценностей и опыта соответствующей деятельности [1, 2]. Диагностика компетенций представляет собой оценку эффективности управления индивидом сложившимися знаниями и умениями, что обусловливает сложность указанной метрологической задачи (по сравнению с диагностикой самих знаний и умений). Но решение данной задачи чрезвычайно важно как в системе профессиональной подготовки, так и в управлении профессиональной деятельностью (включая профессиональную переподготовку) педагогов, т.е. на всех ступенях системы непрерывного педагогического образования (включая управление карьерой и повышение квалификации).

Известно, что эффективным механизмом управления личностно-профессионального развития специалиста является психолого-педагогический мониторинг, включающий контроль, диагностику, прогнозирование, планирование и принятие решений. В настоящее время в управлении личностно-профессиональным развитием всё шире применяют контрольно-компетентностные оценочные материалы, а также инновационные методы и технологии обучения, применение которых содействует и целостному формированию компетенций, и их объективной оценке (т.е. способности эффективно применять знания и умения в учебной и профессиональной деятельности). Диагностические комплексы современного типа должны обеспечивать организационную и содержательную целостность оценки компетенций на различных этапах мониторинга личностно-профессионального развития и аттестации педагогов [1, 2].

Согласно современным воззрениям, именно портфолио - способ формирования и оценивания компетенций, отвечающий всем современным требованиям [2]. Портфолио рассматривают как систематически и специально организованный сбор доказательств, который служит способом фиксирования, накопления материалов и оценки процесса

обучения, способом системной рефлексии на собственную деятельность и представлением её результатов; как диагностический конструктор, составляющие которого подбирают в зависимости от вида портфолио и решаемой дидактической задачи. Портфолио включает апикальные составляющие: материализованные результаты учебно-профессиональной деятельности, сопроводительные материалы и документальные свидетельства результатов, причем компоненты относительно независимы. При формировании портфолио учитывают, какие компетенции индивида будут диагностировать.

Однако по-прежнему не в должной мере разработаны методы диагностики компетенций как способностей к управлению знаниями, а также технологии мониторинга лич-ностно-профессиональным развитием педагогов, направленные на реализацию компе-тентностного подхода. Проблема исследования - вопрос: какие методы диагностики и технологии управления личностно-профессиональным развитием педагогов позволяют полностью реализовать компетентностный подход? Цель исследования - разработка модели использования портфолио в мониторинге личностно-профессионального развития педагогов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения теории множеств и отношений, портфолио можно представить следующим образом: р = (р Е О А, где Р, Е и О - соответственно множество материализованных результатов учебно-профессиональной деятельности, сопроводительных материалов и документальных свидетельств результатов, А - множество связей между ними. Например, за выполненную научно-исследовательскую работу студент может заработать серебряную медаль на краевом конкурсе студенческих научных работ. В "идеале", портфолио должно представлять собой связный граф, т.к. это является подтверждением целостности (системности) учебно-профессиональной деятельности студента или дипломированного специалиста. Или, например, могут быть логически связаны разделённые во времени публикации сотрудника вуза, школьного или дошкольного образовательного учреждения.

Портфолио содействует объективному мониторингу личностно-профессионального развития индивида (как студента, так и дипломированного педагога). Пусть 8факт и 8прогн - соответственно множество порций фактической и прогностической мониторинговой информации об учебно-профессиональной деятельности индивида, то-

N

гда $факт С У 2г и Бпрогн = Е(5факт ). Здесь: N - число отражённых в портфолио дости-

1=1

жений индивида, - множество порций информации, связанной с 1-м достижением обучающегося, Е - функционал, преобразующий фактическую информацию об учебно-профессиональной деятельности обучающегося в прогностическую. Коэффициент информативности портфолио (о результатах учебно-профессиональной деятельности инди-

N

вида) а = II2 /Р($ф ). Данный коэффициент должен быть не ниже 60% (в "идеале"

у у 1 \ факт /

1=1

- приближаться к 100%). Сочетание фактической информации о результатах и факторах учебно-профессиональной деятельности индивида позволит производить прогнозирование личностно-профессионального развития, сопровождение его деятельности.

Вместе с тем известно, что главная дидактическая цель портфолио - формирование компетенций индивида (для дипломированного педагога - развитие), главная метрологическая задача (без её решения немыслим психолого-педагогический мониторинг) -диагностика компетенций. Для диагностики компетенций целесообразно формировать матрицу ь = \ь. . { , где N - число составляющих портфолио, М - число компетенций,

предусмотренных образовательным стандартом или требованиями работодателя. Эле-

ментом матрицы является пара чисел, первое из которых обозначает "вес" (весовой коэффициент) элемента для оценки компетенции (если между получением данного элемента портфолио и формированием оцениваемой компетенции нет связи, то весовой коэффициент равен нулю), второе число - уровень проявления компетенции при получении элемента портфолио (например, в баллах по шкале отношений). Тогда оценка j-й компе-

N N

тенции по анализу содержимого портфолио составит R. = ^ ^R. . ■WiJ ) / , где

i=i i=i

Wij - весовой коэффициент i-го элемента портфолио в оценке j-й компетенции, R.j - рейтинговая оценка проявления j-й компетенции в получении i-го элемента портфолио.

Заключение. Компетентностный подходы ставит перед системой профессиональной подготовки и переподготовки педагогов задачи, решение которых немыслимо без применения инновационных дидактических технологий. Технология портфолио полностью соответствует компетентностному подходу, т. к. позволяет диагностировать управление (индивидом) сформировавшимися знаниями и умениями по результатам деятельности, а также стимулирует к эффективному применению знаний и умений в учебной и (или) профессиональной деятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова, Т.В. Диагностический комплекс оценки качества профессиональной подготовки как имплицитно-апикальная структура / Т.В. Горбунова, Н.А. Бахлова // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 9. - С. 27-29.

2. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.

REFERENCES

1. Gorbunova, T.V. and Bahlova, N.A. (2014), "Assessment system of vocational training quality evaluation as implicit and apical structure", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 9, pp. 27-29.

2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Factor risk models of unsufficient education", Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2014.

УДК 796.011 + 376.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ СКАЛОЛАЗАНИЕМ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНЫХ КЛУБАХ)

Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

(СПбГАСУ)

Аннотация

В статье рассмотрены современные спортивные педагогические технологии в работе с подростками с девиантным поведением на примере занятий спортивным скалолазанием. Изложены основные принципы и критерии работы. Представлены результаты двухгодичной эксперименталь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.