Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИКА / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна, Гадаборшева Зарина Исраиловна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович

В статье рассмотрена проблема использования информационных технологий для рефлексивного обучения информатике студентов. Дисциплина информатика в учебном процессе занимает одну из ключевых позиций не только в рамках реализации Национальной стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, но и является базой для формирования компетенций цифровой грамотности. Полученные знания, умения и навыки позволяют не только применять их в своей профессиональной деятельности, но и способствует дальнейшему самообразованию, саморазвитию и повышению квалификации. Сделан вывод о том, что рефлексивное обучение имеет различные преимущества, в том числе помогает учащимся оценить свою ситуацию и улучшить процесс обучения, помогает понять себя и развить свои мета когнитивные навыки, а также повысить чувство автономии, самоконтроль учащихся и мотивацию. Соответственно, важность рефлексивного обучения широко признана в различных областях, и это важная часть многих образовательных, учебных и рабочих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна, Гадаборшева Зарина Исраиловна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR REFLEXIVE INFORMATION LEARNING STUDENTS

The article studies the problem of using information technologies for reflective teaching of computer science to students. The discipline of computer science in the educational process occupies one of the key positions not only within the framework of the implementation of the National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period up to 2030, but is also the basis for the formation of digital literacy competencies. The acquired knowledge, skills and abilities allow not only to apply them in their professional activities, but also contribute to further self-education, self-development and advanced training. It is concluded that reflective learning has various benefits, including helping students assess their situation and improve their learning process, help them understand themselves and develop their metacognitive skills, and increase students' sense of autonomy, self-control, and motivation. Accordingly, the importance of reflective learning is widely recognized in various fields and is an important part of many educational, training and work programs.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ»

покупок и др. и активно пользуется ими в ходе игры. Взрослый может добавлять в список покупок еще несколько объектов, но при условии, что будет напоминать ребенку о них.

После организации двух вышепредставленных этапов коррекционно-развивающей игры в рамках данного принципа предполагается перевод внешних действий ребенка во внутренние. Стоит отметить, что не всегда выбранная для коррекции высшая психическая функция достигает этого этапа. В таком случае, основная задача педагога максимально приблизить ребенка к этому этапу.

На этом этапе ребенок уже не проговаривает свои действия, не пользуется подсказками от педагога, которые были предложены в рамках реализации данного принципа на первом этапе, постепенно принимает от взрослого те «слабые звенья», которые временно передал ему изначально и способен сам организовать данную игру с другими детьми или поменяться ролями со взрослым.

С позиции нейропсихологической коррекции слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития помимо игры «Магазин» нами были модифицированы и апробированы различные варианты таких игр как: «Башня», «Снежный ком», «Пиратский сундук», «Действуй», «Шифровщик», «Путешествие», «Птица, зверь, имя».

Перечень этих игр был включен в индивидуальные программы развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и использован учителем-дефектологом на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях. Исходя из принципа учета процессов интериоризации, сначала коррекционно-развивающее обучение с использованием данных игр проходило в рамках индивидуальных занятий, затем - выносилось на подгрупповые занятия.

Коррекционно-развивающая работа по развитию слухоречевой памяти посредством нейропсихологического подхода реализовывалась два года с осуществлением промежуточного выявления динамики уровня слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

По результатам контрольного эксперимента уровень объема слухоречевой памяти увеличился на 20%, уровень быстроты запечатления и готовности к воспроизведению - на 25%, уровень точности воспроизведения - на 15%, уровень длительности сохранения информации увеличился на 10%.

Помимо положительной динамики количественных показателей, отмечен рост качественных показателей слухоречевой памяти. Так, дети стали воспроизводить большее количество предъявляемых на слух единиц, меньше нарушать порядок воспроизведения слов и заменять их по фонематическому сходству; им требовалось уже меньше времени на то, чтобы запомнить предъявляемые слуховые единицы.

Выводы. Итак, нейропсихологическая коррекция оправдывает свое применение в развитии слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Ее использование в коррекционно-развивающем обучении позволяет выстроить индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребенка исходя из его личностных особенностей.

Литература:

1. Анохина, А.С. Исследование слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР / А.С. Анохина, Т.А. Шипачева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71. - С. 14-16.

2. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. -Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2008. - 320 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Смысл, 2005. - 1136 с.

4. Новикова, Г.Р. Нейропсихологическая характеристика высших психических функций у детей 6-9 лет с пограничными психическими расстройствами.: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.10 / Новикова Галина Рудольфовна. - Москва, 2008. - 178 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Гадаборшева Зарина Исраиловна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема использования информационных технологий для рефлексивного обучения информатике студентов. Дисциплина информатика в учебном процессе занимает одну из ключевых позиций не только в рамках реализации Национальной стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, но и является базой для формирования компетенций цифровой грамотности. Полученные знания, умения и навыки позволяют не только применять их в своей профессиональной деятельности, но и способствует дальнейшему самообразованию, саморазвитию и повышению квалификации. Сделан вывод о том, что рефлексивное обучение имеет различные преимущества, в том числе помогает учащимся оценить свою ситуацию и улучшить процесс обучения, помогает понять себя и развить свои мета когнитивные навыки, а также повысить чувство автономии, самоконтроль учащихся и мотивацию. Соответственно, важность рефлексивного обучения широко признана в различных областях, и это важная часть многих образовательных, учебных и рабочих программ.

Ключевые слова: информационные технологии, рефлексивное обучение, информатика, студент, вуз.

Annotation. The article studies the problem of using information technologies for reflective teaching of computer science to students. The discipline of computer science in the educational process occupies one of the key positions not only within the framework of the implementation of the National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period up to 2030, but is also the basis for the formation of digital literacy competencies. The acquired knowledge, skills and abilities allow not only to apply them in their professional activities, but also contribute to further self-education, self-development and advanced training. It is

concluded that reflective learning has various benefits, including helping students assess their situation and improve their learning process, help them understand themselves and develop their metacognitive skills, and increase students' sense of autonomy, self-control, and motivation. Accordingly, the importance of reflective learning is widely recognized in various fields and is an important part of many educational, training and work programs.

Key words: information technology, reflective learning, informatics, student, university.

Введение. Возрастают требования, предъявляемые к уровню подготовки будущих специалистов, что в свою очередь, отражается на образовательном процессе, который постоянно усложняется и порождает новые противоречия, накладывающиеся на образовательное пространство вуза. Организация рефлексивного обучения с использованием информационных технологий на занятиях информатики позволит решить проблемы планирования, организации и проведения учебных занятий, предоставит новый подход к обучению за счет автоматизации ключевых моментов образовательного процесса, способствующих более эффективному освоению компетенций и снижению затрат на обучение.

Изложение основного материала статьи. В условиях информатизации и цифровой трансформации многих процессов первоочередной задачей образования является формирование комплекса компетенций цифровой грамотности, в связи с чем важное значение приобретает блок дисциплин информационной направленности:

- информатика;

- цифровые технологии в самообразовании и другие.

Согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года в учебный процесс добавляется модуль «искусственный интеллект» [4].

Одним из подготовительных этапов успешного освоения данного модуля является изучение дисциплины информатика.

Процесс подготовки будущих специалистов осуществляется в поэтапном изучении дисциплин в вузе. Каждая дисциплина предполагает наличие конкретной цели, достижение которой способствует получению обучающимися определенного набора компетенций или создает предпосылки для полного формирования компетенции в рамках другой (последующей) дисциплины.

Дисциплина «Информатика» в образовательном процессе занимает одну их значимых позиций. Изучение информатики предполагает достижение цели, которые можно рассматривать в двух аспектах.

1. Знания, умения и навыки, полученные при изучении информатики, способствуют решения профессиональных задач.

2. Полученные знания помогают осуществлять поиск информации, её систематизацию, и получение на основе данной информации новых знаний, что способствует обучению и самообучению.

Во-первых, стремительно развивающиеся информационные технологии проникли во все сферы экономики, производства и управления, что позволяет оперативно справляться с обработкой большого количеством информации. Знание информатики и информационных технологий позволяет специалисту быстро овладеть этим навыком и использовать для эффективности повышения управления и производства.

Во-вторых, современные технологии позволяют людям со всего мира общаться друг с другом, делиться информацией и в открытом доступе изучать что-то новое, открывать новые возможности, коммуницировать на разных сервисах в дистанционном формате. В свободном доступе большое количество информации, учебников, методичек и учебных пособий, к которым обучающийся может получить доступ. Учебные заведения также предоставляют доступ к специализированной информации, которой могут воспользоваться учащиеся. Кроме того, использование информационных технологий в образовании значительно облегчает процесс обучение. Использованию аудио и видео материалов, способствуют лучшему пониманию изучаемой темы. Гораздо проще проводить демонстрацию и совмещать некоторую практику с теорией, преподаваемой в аудиториях.

Безусловно, повышения качества обучения и работы студентов возможно только при наличии серьезной и устойчивой мотивации [5].

Применение информационных технологий на современном этапе можно рассматривать как необходимым условием для организации работы студентов в вузе, которая реализует личностно-ориентированное обучение, повышает уровень ИКТ-компетентности, оптимизирует работу преподавателя и студента. В целом использование информационных технологий дает возможность формирования новой организационной модели обучения студентов и позволяет внести значительные изменения в информационно-методическое обеспечение этой работы. При этом применяемые технологии, в первую очередь, должны обладать достаточно развитыми средствами контроля прохождения дисциплин и окончательной сформированности компетенций в реальном режиме.

Одним из основных способов эффективной реализации основных требований к современной системе подготовке высококвалифицированных кадров, таких, как обеспечение необходимого уровня компетентности специалистов, а также организации непрерывности и индивидуализации образования, является применение в образовательном процессе информационных технологий [3].

Информационные технологии и системы для организации и управление обучением можно классифицировать по типам [7]:

-системы управления контентом (включает визуализацию и разработку учебного контента);

-системы управления обучением (включают платформы, которые обеспечивают процесс электронного обучения);

-системы управления учебным контентом (обеспечивают автоматизацию составления расписания и т.д.

Системы управления контентом (Content Management Systems - CMS) служат для создания текстового, звукового, и графического контента образовательного курса, а также поддерживают механизмы поиска.

К системам управления обучением ^ar^ng Mаnagement Systеms - LMS) относятся широко известные системы Moodle, WebTutor, Openet и др.

Системы управления образовательным процессом представлены на российском рынке такими платформами, как OpenLMS, 1С: Электронное обучение, Moodle и др.

Данные системы служат для управления образовательным процессом. Широкую известность в России приобрела европейская система дистанционного обучения Moodle, являющаяся одной из самых популярных в мире систем управления учебным контентом и процессом обучения.

Неотъемлемым элементом использование информационных технологий для организации обучение является электронный образовательный ресурс, то есть образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

В рамках изучения какой-либо дисциплины часто выделяют понятие «электронный учебный курс», который представляет собой размещенный в информационной образовательной среде завершенный и полностью готовый для реализации дидактических задач комплекс учебно-методических материалов, представленных в виде логической структуры,

в том числе и гипертекстовой, а также содержит мультимедийные приложения. При этом в данном курсе преподаватель имеет возможность проводить промежуточной и итоговой контроль успеваемости.

Рассматривая информационные технологии в контексте повышения качества образования, следует отметить, что, современные средства ИКТ и их дидактические возможности способствуют интенсификации образовательного процесса благодаря:

- методическому обеспечению учебного процесса;

- организации доступа к информации, включая ее легкий поиск, хранение и распространение;

- виртуальному моделированию различных процессов, включая технические, экономические и социальные;

- визуализации учебной информации;

- постоянной коммуникация между субъектами образовательного процесса.

В целях обоснования выбора информационных технологий и систем, рассматриваемых в качестве объекта изучения в рамках дисциплины информатика, проанализируем основные задачи профессиональной деятельности выпускников технических специальностей вуза.

Профессиональная деятельность инженера или современного руководителя во многом связана с получением и комплексным анализов большого объема информации, поступающих из различных источников, генерация идей и управленческих решений, распределение задач и ресурсов между участниками процесса, а также контроль их выполнения.

В связи с этим, основными этапами деятельность при решении профессиональных задач являются:

1. Сбор и систематизация информации, поступающие из различных источников.

2. Анализ информации, возникающей в процессе проектной или управленческой деятельности.

3. Моделирование процесса и выработка управленческих решений. Использование информационных моделей и инструментов позволяет с большей полнотой реализовать системный подход.

4. Распределение задач и зон ответственности, информационных и других видов ресурсов. Разработка графиков реализации поставленных задач и контроль.

При этом, основные задачи, которые должен уметь решать будущий выпускник с использованием информационных технологий:

систематизация информации и ее графическое отображение;

- обработка табличных данных, включая автоматизацию расчётов и моделирование;

- анализ данных на основе их графического представления;

- планирование и организации командной работы;

- совместная работа над документами и проектами;

- представление результатов своей проектной (управленческой) деятельности;

- обработка информации с используем языка программирования высокого уровня.

Для организации рефлексивного обучения, нас, в первую очередь, должны интересовать только те информационные технологии, системы и программные продукты, которые решают основные задачи в рамках требуемых компетенций.

1. Профессиональная деятельность инженера или современного руководителя во многом связана с получением и комплексным анализов большого объема информации, поступающей из различных источников. Как правило, эти данные слабо структурированы, что требует дополнительных усилий для их обработки и использования в профессиональной деятельности для решения каких-либо задач, прежде всего управленческого характера [6].

Для структурирования данных применяются различные методы и инструменты, но наиболее подходящий для решения широкого круга задач является так называемые ментальные карты [1].

Ментальные карты (впрочем, как и другие инструменты визуализации) имеют компьютерную (программную) реализацию. К программным средствам построения ментальных карт относятся: Mindomo, SpideScribe, Mind42, FreeMind, MindMap, Xmind и др. Важным качеством руководителя, инженера или другого специалиста является не только умение получать, анализировать и систематизировать информацию, но и умение донести ее до потенциального потребителя. А это предполагает наличие навыков использования информационных технологий по созданию инфографики. Наиболее популярными являются: Infogram, Crello, Desygner, Easel.ly и многие другие.

2. Эффективность деятельности организации в целом или отдельно взятой рабочей группы зависит не только от правильно спланированных этапов решения оперативных, тактических и стратегических задач, но и от координации деятельности по их реализации. Решение данных проблем также может опираться на использование соответствующих информационных технологий на основе ряда сервисов и программ: Trello, Smartsheet, Smartprogress, Workzilla, Microsoft Project, Microsoft Planner, WorkFlowy, OnlyOffice, Toodledo, Goalton, Thebigpic.org, Todolist.ru, Racios.com, Wygd.ru, Google Tasks, МиниПлан и многих других.

3. Наряду с большим многообразием специализированных программ, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности, работать с инфографикой, управлять командной работой, не стоит забывать о комплексе офисных программ, позволяющих работать с текстовой информацией, обрабатывать табличные данные, а также обладающих достаточно, развитым математическим аппаратом с функциями моделирования. К таким программам относятся Microsoft Office, Open Office и их аналоги. Некоторые версии данных программ позволяют организовывать совместную обработку файлов, что позволяет также работать в команде.

4. В эпоху глобальной информатизации важное значение приобретает знание языков программирования. Наибольшее значение в образовательных программах уделяется изучению Basic, Pascal и С++. Но в последнее время стремительно приобретает популярность язык программирования высокого уровня Python [2].

Python применятся для написания автономных программ и сценарий в самых разных областях. Также Python применяется во многих сферах для решения следующих задач: веб-разработка и приложения, машинное обучение, анализ данных, автоматизация процессов.

С точки зрения функциональной направленности можно выделить следующие направления применения:

1. Системное программирование. Встроенные интерфейсы для служб операционных систем делают Python идеальным средством написания переносимых и сопровождаемых инструментов. Основная масса системных интерфейсов Python спроектирована так, чтобы быть переносимым.

2. Программирование для базы данных. В Python предусмотрены интерфейсы ко всем распространённым системам реляционных баз данных.

3. Численное и научное программирование. Python также широко применяется в численном программировании. Дополнительные инструмента поддерживают анимацию, трехмерную визуализацию, параллельную обработку.

Весовым аргументом в пользу необходимости и целесообразности изучения языка программирования Python выступает Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Применение технологии искусственного интеллекта на транспорте также приобретает актуальность. Искусственный интеллект может быть применен к системам управления дорожным движением и принятия решений для улучшения и оптимизации управления дорожным движением и повышения эффективности дорог.

Выводы. В процессе обучения информатике студентам очень важно осознавать свои сильные и слабые стороны, уметь анализировать достигнутый прогресс и иметь возможность находить пробелы, которые им следует заполнить, и на это направлен рефлексивный подход к обучению. В целом, рефлексивное обучение имеет различные преимущества, в том числе помогает учащимся оценить свою ситуацию и улучшить процесс обучения, помогает понять себя и развить свои мета когнитивные навыки, а также повысить чувство автономии, самоконтроль учащихся и мотивацию. Соответственно, важность рефлексивного обучения широко признана в различных областях, и это важная часть многих образовательных, учебных и рабочих программ.

Следует учитывать, что рефлексивное обучение - это непрерывный процесс, и только когда он полностью начинает внедряться в образовательный процесс, непременно видны его преимущества. Современный образовательный процесс и тем более изучение дисциплины информатика немыслимо без использования современных информационных технологий, который рассматриваются как средство для организации учебного процесса и как объект изучения для приобретения профессиональных компетенций.

Литература:

1. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен. - М.: Попурри, 2003. - 304 с.

2. Кондратьева, В.А. Обучение основам программирования на языке Python в школьном курсе информатики / В.А. Кондратьева // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2021. - № 1(55). - С. 8-16.

3. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. Ун-та, 2013. - 227 с.

4. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 2 июля 2021 г. N МН-5/2657 «О направлении информации» URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/401364914/#review (дата обращения 25.08.2022)

5. Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.А. Орлова. - Изд. 2-е, стер. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 528 с.

6. Трубина, И.И. Предмет «информатика» в контексте цифровой цивилизации / И.И. Трубина, С.А. Бешенков, А.А. Брайнес // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху», Москва, 05-06 июня 2018 года / Под редакцией С.В. Ивановой. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. - С. 609-619.

7. Dr. Madhu B.K, Nwigbo Stella, Impact of Expert System as Tools for Efficient Teaching and Learning Process in Educational System in Nigeria/ International Journal on Recent and Innovation Trends in Computing and Communication, ISSN: 2321-8169. - Volume: 5 Isue: 11, 2017. - P. 129-133.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры

иностранных языков Яндиева Амина Исраиловна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье изучена проблема формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов. В представлении большинства отечественных исследователей (В.А. Бодров, Л.И. Божович, И.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова), мотивация - это система мотивации многоуровневая, сложная и неоднородная, доминирующие мотивы в ее структуре, потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и так далее. Аспекты структурной и динамической проблемы формирования мотивации студентов образовательных и профессиональных специальностей анализируются в статье: Т.А. Ивановой, М.В. Лях, А.К. Марковой, М.В. Овчинникова, В.И. Чиркова, К. Старке и других, включая изучение изменений в иерархии мотивов в процессе профессиональной подготовки, выделение основных групп, подгрупп и взаимосвязи между ними. Сделан вывод о том, что мотивация учебной и профессиональной деятельности - это тот тип мотивации, который предполагает особую направленность учащихся на конкретные образовательные аспекты, которые «включаются», когда человек приобретает необходимые компетенции для будущей профессии.

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, учебно-профессиональная деятельность, студент.

Annotation. The article studies the problem of formation of motives for educational and professional activities of students. In the view of most domestic researchers (V.A. Bodrov, L.I. Bozhovich, I.P. Ilyin, A.N. Leontiev, A.K. Markova), motivation is a multilevel, complex motivation system and heterogeneous, the dominant motives in its structure, needs, motives, interests, ideals, aspirations, attitudes, emotions, norms, values, and so on. Aspects of the structural and dynamic problem of forming the motivation of students of educational and professional specialties are analyzed in the article: T.A. Ivanova, M.V. Lyakh, A.K. Markova, M.V. Ovchinnikova, V.I. Chirkov, K. Starke and others, including the study of changes in the hierarchy of motives in the process of professional training, the identification of main groups, subgroups and the relationship between them. It is concluded that the motivation of educational and professional activities is the type of motivation that implies a special focus of students on specific educational aspects that are "turned on" when a person acquires the necessary competencies for a future profession.

Key words: motivation, motive, need, educational and professional activity, student.

Введение. Проблема регулирования процесса становления учебно-профессиональной мотивации студентов в современных условиях образовательной среды вуза определяется тем, что, во-первых, мотивационные побуждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.