Научная статья на тему 'Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления учащихся школ'

Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления учащихся школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PYTHON / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палангов Абульфат Гулам Оглы, Гусейнова Мадина Магомедовна

Подготовка современного специалиста, способного на основе компьютерного программирования повышает уровень своей информационной компетенции и расширяет горизонты профессиональной деятельности. Изучение основ алгоритмизации и программирования направлено на развитие алгоритмического и логического мышления учащихся, на формирование таких фундаментальных знаний как модель, моделирование, компьютерный эксперимент. Это, в свою очередь, ставит курс информатики в один ряд с естественнонаучными дисциплинами, такими как физика и математика. Главная задача школы состоит в том, чтобы не только давать знания, но и создать стойкую мотивацию к обучению, побуждать учеников к самообразованию, связанной с развитием их творческого и критического мышления. В работе рассмотрены некоторые виды программирования языка Python, которые в настоящее время активно используются в образовательном пространстве школы, в частности в обучении школьного курса информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления учащихся школ»

Программирование как средствo развития алгоритмического и логического мышления учащихся школ

Палангов Абульфат Гулам оглы,

д.п.н., профессор, Азербайджанский государственный педагогический университет

Гусейнова Мадина Магомедовна,

кандидат филологических наук, Азербайджанский ственный педагогический университет

государ-

Подготовка современного специалиста, способного на основе компьютерного программирования повышает уровень своей информационной компетенции и расширяет горизонты профессиональной деятельности. Изучение основ алгоритмизации и программирования направлено на развитие алгоритмического и логического мышления учащихся, на формирование таких фундаментальных знаний как модель, моделирование, компьютерный эксперимент. Это, в свою очередь, ставит курс информатики в один ряд с естественнонаучными дисциплинами, такими как физика и математика. Главная задача школы состоит в том, чтобы не только давать знания, но и создать стойкую мотивацию к обучению, побуждать учеников к самообразованию, связанной с развитием их творческого и критического мышления. В работе рассмотрены некоторые виды программирования языка Python, которые в настоящее время активно используются в образовательном пространстве школы, в частности в обучении школьного курса информатики. Ключевые слова: Python, программирование, информационные технологии, средства, интеллектуальные чувства.

Как показывает анализ научно-методической литературы и исследования последних лет, изучение образовательной практики занимает ведущее место в подготовке современного специалиста как конкурентоспособной личности в формировании инте-гративных качеств, позволяющих ему рационализировать интеллектуальную деятельность за счет использования новых информационных технологий и средств. Подтверждением этому служит стратегия модернизации образования в Азербайджане, предъявляемая жесткие требования к специалисту не только в технологической, но и в организационной и управленческой сферах, отражает новый этап в эволюции человечества, связанный с информатизацией общества.

Данный процесс влечет за собой кардинальные изменения в сфере производства и деловой активности людей, резко меняется структура занятости и трудоустройства, создаются новые профессии и рабочие места, все большее количество граждан становятся членами информационного общества в качестве обучающихся, производителей или потребителей.

В ряду средств формирования информационной компетенции особое место принадлежит компьютерному программированию как совокупности действий по созданию работающих приложений автоматизированных информационных систем. Подготовка современного специалиста, способного на основе компьютерного программирования повышает уровень своей информационной компетенции и расширяет горизонты профессиональной деятельности.

Изучение основ алгоритмизации и программирования направлено на развитие алгоритмического и логического мышления учащихся, на формирование таких фундаментальных знаний как модель, моделирование,

компьютерный эксперимент. Это, в свою очередь, ставит курс информатики в один ряд с естественнонаучными дисциплинами, такими как физика и математика. В условиях становления информационного общества учебный процесс рассматривается как средство развития учеников. Главная задача школы состоит в том, чтобы не только давать знания, но и создать стойкую мотивацию к обучению, побуждать учеников к самообразованию, связанной с развитием их творческого и критического мышления.

Развитию мышления старшеклассников отводится значительное внимание, поскольку согласно психологическим исследованиям в этом возрасте у них формируется активная жизненная позиция, становится более сознательной отношение к выбору будущей профессии, резко возрастает потребность в контроле и самоконтроле, мышление становится более абстрактным, глубоким, разносторонним, возникает потребность в интеллектуальной деятельности, возрастает значимость процесса обучения, его целей, задач, форм и методов, изменяется мотивация обучения, трансформируется соотношение оценки и самооценки.

Информатика имеет огромные возможности для умственного развития учеников благодаря исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Она, рядом с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные в обучении информатики знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни.

Любой умственный процесс начинается только тогда, когда возникает проблемная ситуация. Далеко не каждый человек готов к решению проблемной ситуации. Большинство действуют по штампам, по готовым рецептам «типичного решения», поэтому теряются там, где нужны самостоятельное соображение и решение.

Развивать мышление учеников можно средствами любого из разделов информатики, но наибольший потенциал для этого имеет раздел «Основы алгоритмизации и програм-_ мирования».

§ Если ученик учится программировать, про-^ цесс обучения изменяется, он становится бо-о лее активным и направляется самим учени-^ ком. Технология решения задачи на компьютере - это не только составление программы и

получение загрузочного модуля, но формирование модели, составление алгоритма, отладка программы, ее тестирование. Опыт работы со школьниками показывает, что трудности возникают на разных этапах работы с программой. Именно в процессе преодоления этих трудностей у учеников и вырабатываются привычки практического мышления.

Наиболее типичные ошибки на начальном этапе у школьников происходит: неправильное определение типа переменных, ошибки в операторах. На этом этапе тяжело не только приучить школьников писать без ошибок текст программы, а и правильно интерпретировать ошибки, которые выдает компилятор. Если компилятор выдает предупреждение об ошибке, ученик вынужден анализировать и исправлять ее. Таким образом, возникает проблемная ситуация, в процессе решения которой вырабатываются привычки практического мышления. Чем больше ошибок ученик исправит самостоятельно, тем лучшее запомнит данную конструкцию и в дальнейшем не будет ошибаться. В связи с этим учитель может подбирать такие задачи, которые бы провоцировали возникновение проблемных ситуаций.

В 8-ом классе на уроках математики мы решаем квадратные уравнения по формуле, и это занимает много времени для вычислений. Мы уже знакомы с языками программирования и можем составить программу для решения квадратных уравнений. Цель закрепления знаний, умений и навыков в практическом применении условного оператора в Python.

Python - это мощный и гибкий язык программирования высокого уровня. Чтение кода на Python и написание кода на нём очень просто, он весьма схож с обычным английским языком. Интерпретируемый - то есть, не потребуется специальный компилятор скриптов, чтобы писать на Python и запускать его скрипты. Объектно-ориентированный, то есть - позволяет пользователям управлять структурами данных, весёлый в изучении и использовании.

Квадратное уравнение имеет вид ax2 + bx + c = 0. При его решении сначала вычисляют дискриминант по формуле D = b2 - 4ac. Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два корня; если D = 0, то 1 корень; и если D < 0, то делают вывод, что корней нет. Таким образом, программа для нахождения корней квадратного уравнения может иметь три ветви условного оператора. Функция float() преобразует переданный ей аргумент в вещественное число.

print("Введите коэффициенты для квадратного уравнения (ахЛ2 + bx + c = 0):") a = float(input("a = ")) b = float(input("b = ")) c = float(input("c = "))

d = b**2 - 4 * a * c;

print("Дискриминант D = %.2f" % d) if d > 0: import math

x1 = (-b + math.sqrt(d)) / (2 * a)

x2 = (-b - math.sqrt(d)) / (2 * a)

print("x1 = %.2f \nx2 = %.2f" % (x1, x2))

elif d == 0:

x = -b / (2 * a)

print("x = %.2f" % x)

else:

print("Корней нет")

Если ставить условия D > 0, то код квадратного уравнения имеет:

File Edit Format Run Options Window Help

print("Введите коэффициенты для квадратного уравнения (ахЛ2 • а = float(input("а = ")) b = float(input("b = ")) с = float(input("с = "))

d = b**2 - 4 * a * c; print("Дискриминант D - %.2f" % d) if d >= 0;

import math

xl = (-b + math.sqrt(d)) / (2 * a) x2 = (-b - math.sqrt(d)) / (2 * a) print("xl = %.2f \nx2 = %.2f" % (xl, x2))

bx + с = 0):")

else:

p r int{"Корней нет")

Поэтому методическое объединение учителей математики и информатики в школах должны поставить перед собой задачи: составить планирование так, чтобы темы в курсе математики и информатики изучались одновременно, организовать учебный процесс так, чтобы уроки информатики шли за уроками математики, т.е. те задачи, которые обучающиеся решали на математики, сразу решали и на уроках информатики с использованием современных технологий.

Среди огромного количества разнообразных типов уроков, интегрированные уроки занимают особое место. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Изучение предмета «Информатика» в школе позволяет:

развивать познавательную активность ребенка;

интеллектуальные чувства; воспитывать стремления учеников к знаниям;

получать удовлетворение от результата своей деятельности;

развивать самостоятельность мышления, ускорить процесс формирования независимой личности ребенка;

систематизировать свои знания; повысить качество знаний не только по предмету, а и по другим дисциплинам.

Тем самым развивает у них алгоритмическое и логическое мышления.

Литература

1. Малеев В.В. Общая методика преподавания информатики, Воронеж, 2005.

2. Лапцик М.П., Семакин И.Г. Метоика преподавания информатики, Москва, 2001, 624 с.

3. Мотросов В.Л. Теория алгоритмов, Москва, 1989.

4. Махмудзаде Р., Садыгов И., Исаева Н., Информатика - 8 класс. Методическое пособие для учителя. Баку, Yazne§r, 2015, 96 с.

Programming as development tools of algorithmic and logical

thinking Palanqov A.Q. Huseyinova M.M.

Azerbaycan state pedagogical university

Training of the modern expert capable on the basis of computer programming increases the level of the information competence and expands the horizons of professional activity. The study of bases of algorithmization and programming is aimed at the development of algorithmic and logical thinking of pupils, at formation of such fundamental knowledge as model, simulation, a computer experiment. It, in turn, puts informatics course in one row with natural-science disciplines, such as physics and mathematician. The main task of school consists in that not only to give knowledge, but also to create resistant motivation to training, to induce pupils to self-education, connected to development of their innovative and critical thinking. In operation some types of programming of the Python language which are actively used in educational space of school, in particular in training of school course of informatics now are considered. Keywords: Python, programming, information technologies, means,

intellectual feelings. References

1. Maleev V.V. General technique of teaching informatics, Voro-

nezh, 2005.

2. Laptsik M. P., Semakin I.G. Metoika of teaching informatics, Moscow, 2001, 624 pages.

3. Motrosov V.L. Theory of algorithms, Moscow, 1989.

4. Makhmudzade R., Sadygov And., Isaeva N., the Information scientist - the 8th class. A methodical grant for the teacher. To a tank, Yazne^r, 2015, 96 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.