Психолого-педагогические науки ••• 61
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 377.1
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-61-67
Цифровая образовательная среда как условие формирования предметных компетенций будущих бакалавров педагогического образования в условиях трансформации образования
© 2023 Мухидинов М. Г., Гаджиев Р. Д. Амиралиев А. Д., Инусова Х. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия: e-mail: [email protected],[email protected],
[email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение проблемы реструктуризации образования в условиях цифровой экономики и цифровой трансформации образования и возможности построения цифровой образовательной среды. Методы. Проведен анализ литературы по данной теме. Раскрыты теоретико-методические и информационно-аналитические методы в изучении проблемы развития цифровой образовательной среды в условиях трансформации образования. Результаты. Выявлены возможные перспективы развития образования в условиях актуализации цифровой образовательной среды, отмечается развитие этого процесса, что обеспечивает формирование знаний, умений и навыков, востребованных в цифровом обществе. Выводы. Сформулировано определение понятия цифровая образовательная среда (которая рассматривается как сложное и многогранное явление), позволяющая трансформировать модель деятельности учителя, в модель деятельности цифрового учителя.
Ключевые слова: цифровая экономика, образовательные результаты; цифровое образование; цифровая образовательная среда; цифровые технологии; цифровая модернизация системы образования; цифровая технология обучения; цифровой учитель; информационная трансформация образования.
Формат цитирования: Мухидинов М. Г., Гаджиев Р. Д., Амиралиев А. Д., Инусова Х. М. Цифровая образовательная среда как условие формирования предметных компетенций будущих бакалавров педагогического образования в условиях трансформации образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 61-67. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-61-67_
Digital Educational Environment as a Condition for the Formation of Subject Competencies of Future Bachelors of Pedagogical Education in the Context of Educational Transformation
© 2023 Magomed G. Mukhidinov, Ramazan D. Gadzhiev, Abutdin J. Amiraliev, Halimat M. Inusova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia: e-mail: [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to study the problem of restructuring education in the digital economy and digital transformation of education and the possibility of building a digital educational environment. Methods. The analysis of the literature on this topic and theoretical-methodological and information-
analytical methods in the study of the problem of the development of the digital educational environment in the context of the transformation of education is carried out. Results. The possible prospects for the development of education in the context of the actualization of the digital educational environment are revealed, and the development of this process ensures the formation of knowledge, skills and abilities in demand in the digital community. Conclusions. The definition of the concept of digital educational environment is formulated, which is considered as a complex and multifaceted phenomenon that allows transforming the model of teacher activity into a model of digital teacher activity.
Keywords: digital economy, educational outcomes; digital education; digital educational environment; digital technologies; digital modernization of the education system; digital learning technology; digital teacher; information transformation of education.
For citation: Mukhidinov M. G., Gadzhiev R. D., Amiraliev A. D., Inusova H. M. Digital Educational Environment as a Condition for the Formation of Subject Competencies of Future Bachelors of Pedagogical Education in the Context of Educational Transformation. News of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Pp. 61-67. DOI: 10.31161/1995-0659-202317-1-61-67 (In Russian)
Введение
В условиях трансформации образования актуализируется процесс проникновения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека в современном социуме. Активизация этого процесса связана с тем, что сформировались необходимые условия для развития цифровой экономики, авторство термина «цифровая экономика» принадлежит программисту из США Н. Негропонте [11]. Современные отечественные исследователи В. В. Иванов и др. считают, что [12], «цифровая экономика» как часть экономики, которая реализуется с использованием системы глобальных сетей и ее возможность структурировать в рамках логических схем реальной экономики.
На пользовательском уровне этот термин понимается как производственная деятельность, основным продуктом которой являются цифровая информация, обеспечивающая повышение эффективности хозяйственной деятельности и методик продаж, трансформации услуг и товаров [7]. Актуализация процессов развития цифровой экономики в мире спровоцировала в современной России ряд инициатив, необходимых для развития цифровой экономики, и позволяющих ей повысить: конкурентоспособность в мировом пространстве труда; качество жизнедеятельности человека, людей; показатели эффективности современной экономики; уровень суверенитета.
В конце 2016 года президент РФ в своем послании Федеральному Собранию актуализировал разработку программы развития цифровой экономики страны на базе национальных ресурсов. На Петербург-
ском форуме экономистов были обозначены задачи: актуализация формирования готовности специалистов для цифровой экономики; повышение уровня цифровой грамотности населения; цифровая трансформация образования на всех уровнях.
Цель - изучить проблемы реструктуризации образования в условиях цифровой экономики и цифровой трансформации образования и возможности построения цифровой образовательной среды.
Методы - анализ психолого-педагогической литературы. Раскрыты теоретико-методические и информационно-аналитические методы в изучении проблемы развития цифровой образовательной среды в условиях трансформации образования.
Результаты и обсуждение
Для структуризации этих процессов формируется нормативная база, а именно: Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»; распоряжение правительства РФ от 28.07.2017 г. утвердило программу «Цифровая экономика РФ»; государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы и др.
В условиях развития цифровой экономики в системе образования РФ решается множество проблем, в рамках работы президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в конце 2017 г. анонсирован проект «Цифровая школа», который должен обеспечить формирование цифровой образовательной среды (ЦОС) во всех образовательных организациях. Такая среда предназначена для: информационного со-
провождения всех видов образовательной деятельности участников учебного процесса; наполнения содержания педагогической деятельности учителя; ориентирования школьного образования на цифровое обновление.
Сегодня основным документом регламентации и управления цифровой трансформацией школьного образования является проект «Цифровая школа» реализуемый в рамках общероссийского проекта «Образование». Целью реализации данного проекта является создание глобального цифрового образовательного пространства России, которое должно обеспечить электронное обучение в полном объеме и реализовать неограниченный доступ пользователям к любой образовательной информации планеты. Для структуризации проблемных вопросов вокруг этой темы приведем небольшой обзор определений понятия ЦОС:
- В. Г. Лапина отмечает, что ЦОС - это система ресурсов поддержки обучения и менеджмента профессиональной образовательной организацией [9];
- В. П. Горемыкин полагает, что ЦОС обеспечивает интеграцию информационного, технического, учебного методического обеспечения образования [4];
- М. Э. Кушнир рассматривает ЦОС как открытую информационную среду, которая обеспечивает эффективность решения образовательных задач [8];
- И. Г. Захарова понимает под ЦОС систему, вокруг которой кристаллизируется: программно-методические, организационные, технические ресурсы; интеллектуальный, культурный потенциал образования; содержательные компоненты обучения; участники образовательного процесса; система управление обучением [5];
- По мнению А. В. Барабанщика, ЦОС - это образовательная система со всеми ее компонентами [3];
- О. А. Ильченко отмечает, что ЦОС это цельное образовательное пространство образовательного учреждения, которое позволяет интегрировать вокруг себя все его подсистемы [6];
- По мнению некоторых исследователей, ЦОС можно рассматривать как часть информационного пространства общества, в котором элементы структурированы в трех измерениях: первое измерение -это субъекты образования как основа об-
разовательного пространства; второе измерение - это средства обучения (информационно-образовательные, электронные, медиа и др.); третье измерение - это электронные технологии и средства коммуникации [14].
Актуализация ЦОС в современном образовании объясняется тем, что она позволяет формировать условия развития у участников образовательного процесса востребованных знаний, умений, навыков и качеств в информационно-цифровом обществе: информационная мобильность; медиакультура; глобальность мышления; динамичность непрерывного образования; направленность на творчество; готовность работать в команде; информационная адаптивность; учебная мобильность и др. Использование информационных технологий обучения в рамках ЦОС позволяет учителю обеспечить урок высоким методическим уровнем за счет: насыщения урока оперативной информацией и мобильности контрольных мероприятий; того, что обучаемый воспринимает осознанно учебную информацию; форма представления образовательной информации для обучаемого более яркая и необычная, что в итоге облегчает ему усвоение сложных тем.
Использование ЦОС актуализирует также исследовательскую деятельность обучаемых, что: обеспечивает ему достижение высоких и качественных образовательных результатов; усиливает практическую направленность его обучения; актуализирует его познавательную деятельность и творческие способности; формирует у него цифровые компетенции; развивает в нем творческую личность, способную конструктивно мыслить и иметь высокий уровень коммуникативной мобильности; настраивает его на принятие нестандартных управленческих решений. Адаптация цифровых технологий в обучении это: актуализация педагогических программных средств: игровые, обучающие тренажеры, диагностирующие, контролирующие и моделирующие; развитие образовательных сайтов и цифровых средств обучения; динамичность менеджмента объектов образовательной организации; оперативность реализации проведения компьютерного эксперимента на основе виртуальных моделей.
Использование цифровых технологий активизирует учителя на саморазвитие и обеспечивает ему высокие педагогические результаты и необходимую профессиональную компетентность в области владения информационными образовательными и цифровыми технологиями.
В условиях цифровой трансформации образования особо остро стоит проблема развития современной инструментальной базы будущего учителя в современной информационно-коммуникационной образовательной среде [1], результатом чего и является ЦОС.
Для решения обозначенных задач современный учитель должен владеть высоким уровнем компетентности в сфере цифровых методик, адаптируемых в обучении, которые позволят обеспечить реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и: непрерывный доступ к каналу интернет и мобильному компьютеру на базе ЦОС; его мотивацию; эффективность управления образовательной организацией, на основе ЦОС; его готовность к самообразованию; уровень его ИКТ-компетентности в сфере цифровых образовательных технологий.
Такой вектор мотивации цифрового учителя формирует у него базу цифровых знаний и компетенций и цифровые ценности в образовательном пространстве, а именно: цифровой ориентир на профиль; мобильность в решении сетевых профессиональных задач; актуализация участия в сетевых образовательных проектах; инновационная деятельность в сфере цифрового образования.
В рамках нашего исследования цифровой учитель нами понимается как педагог, который обладает цифровой грамотностью, т. е. умеет использовать в своей практике цифровые технологии.
Таким образом, трансформация образования по пути формирования ЦОС позволяет перевести структурные и содержательные компоненты образовательного процесса на сетевые рельсы: учебную деятельность; методическую работу; модель учителя; модель личности ученика; модель учебного заведения; модель учебного процесса, систему управления обучением. В рамках этих процессов актуализируются новые условия для: развития, формирования и распространения знаний, умений; обновление содержания и методов как
обучения, так и преподавания; расширения открытого сетевого доступа пользователя к образовательным услугам общего и профессионального образования; изменения интеллектуальной роли педагога в обучении.
Эффективная цифровая трансформация образования будет обеспечена профессионализмом всех участников образовательного процесса в сфере цифровых технологий, в котором учитель играет главную роль. На выходе этого процесса мы должны получить готовность и способность решать следующие задачи: формирование цифровых компетенций у учителя и ученика; внедрение актуализированных цифровых технологий в образовательную среду; мобильное наполнение образовательной базы учителя и ученика; актуализация креативного мышления в новых условиях развития цифровой экономики.
Реализация обучения с использованием ЦОС на базе сетевых технологий характеризуется следующими преимуществами, а именно: учебная гибкость; образовательная мобильность; цифровая оперативность; коммуникабельность диалога; интерактивность обучения; мобильность мультимедиа информации. Поэтому профессиональная компетентность цифрового учителя во многом определяется уровнем его готовности к использованию сетевых технологий в образовательном процессе.
Современный цифровой учитель должен хорошо манипулировать образовательными Интернет-ресурсами, которые обеспечат эффективность его образовательной деятельности, повысят эффективность обучения обучаемых и качество его преподавания, а в условиях использования ЦОС актуализируются следующие виды его деятельности: выявление пробелов в традиционной модели обучения; определить возможности цифровых технологий в решении педагогических проблем традиционной парадигмы образования; обеспечение цифровой грамотности обучающихся в рамках через актуализированные образовательные проекты в сетевых сообществах; развитие готовности учителя в сфере цифровых технологий в рамках проектной деятельности в сетевых педагогических сообществах; мотивировать учебную деятельность в сетевых про-
ектах через вебинары, и образовательные конкурсы; распространение передового педагогического опыта через сетевые конференции; наладить процесс разработки цифровых электронных образовательных ресурсов.
Результатом такой профессиональной деятельности учителя в условиях использования ЦОС будут компетенции, которые сложно формировать в рамках только формального обучения: определение целей использования цифровых технологий для своего профессионального роста; умения организации образовательного процесса с использованием цифровых ресурсов обучения; проектирование и адаптация сетевого проекта в сфере образования; предметная компетентность в области цифровых технологий; актуализация авторского опыта в сетевом образовательном пространстве; разработка цифровых ресурсов образования; актуализации в сетевых сообществах практического опыта групповой педагогической работы и т. д.
Результат этих трансформаций в сфере образования является: цифровая компетентность учителя; готовность учителя к использованию электронных педагогических технологий; умения учителя адаптировать новые цифровые технологии в образовательный процесс; организация образовательной деятельности обучаемых на базе «облачных» технологий; актуализация технологий электронного и смешанного обучения в ЦОС; адаптация дистанционных и on-line курсов в пространство ЦОС; формирование цифрового мобильного обучения; реализация доступности образовательных ресурсов; расширение образовательных возможностей для людей любого возраста; актуализация цифровых педагогических инструментов;
1. Абдуразаков М. М., Мухидинов М. Г. Модель подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности // Педагогика. 2016. № 5. С. 71-79.
2. Абдуразаков М. М., Коротченков Ю. Г., Мухидинов М. Г. Представление образовательного пространства в киберпространстве // SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. С. 01001. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/201629010 (дата обращения: 20.12.2022)
3. Барабанщиков А. В. Педагогика высшей военной школы. М.: ВПА, 1979. 286 с.
формирование новой виртуальной реальности, в которой скоординированы все компоненты обучения; формирование индивидуальных образовательных маршрутов в цифровом пространстве.
Заключение
Обобщая результаты исследования, можно отметить, что ЦОС - современный образовательный феномен, который можно рассматривать как многогранный объект или явление, которому в научной и педагогической литературе нет строгого определения и поэтому мы видим такое разнообразие мнений и определений по ее сути, содержанию, структуре и возможностям его использования на практике.
Адаптация ЦОС в обучении трансформирует деятельность всех участников образовательного процесса, в том числе функции и роли учителя. В процессе адаптации ЦОС в обучении наиболее востребованными учебными структурами становятся: цифровой учитель ^ ученик; цифровой учитель ^ класс; ЦОС ^ ученик; ЦОС ^ класс; цифровой учитель ^ ЦОС; цифровой учитель ^ ЦОС^ ученик; цифровой учитель ^ ЦОС ^ класс.
В рамках реализации этих моделей учитель может исполнить следующие роли: монтажёр учебных роликов; тьютор контента; технолог цифровых средств; разработчик цифровых образовательных платформ; эксперт по электронным образовательным ресурсам.
При реализация той или иной своей функции цифровой учитель может изменять содержание традиционных моделей профессиональной деятельности, адаптируя актуализированные роли к условиям использования ЦОС в обучении.
4. Горемыкин В. П. Военное образование: цель - на развитие // Вестник военного образования. 2017. № 1. С. 4-13.
5. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 46 с.
6. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2002. 190 с.
7. Кешелава А. В. Введение в цифровую экономику. М., 2017. 28 с.
Литература
8. Кондаков А. М. Цифровое образование: матрица возможностей: презентация. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ito2018.bytic.rU/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 16.07.2018).
9. Кушнир М. Цифровая образовательная среда. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://medium.com/direktoria-online/thedigital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 20.12.2022).
10. Лапин В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.
11. Лубков А. В., Каракозов С. Д. Цифровое образование для цифровой экономики // Информатика и образование. 2017. № 8. С. 3-6.
model for preparing a future computer science teacher for professional activity. Pedagogika [Pedagogy]. 2016. No. 5. Рр. 71-79. (In Russian)
2. Abdurazakov M. M., Korotchenkov Yu. G., Mukhidinov M. G. Predstavlenie obrazovatel'nogo prostranstva v kiberprostranstve [Representation of educational space in cyberspace]. SHS Web of Conferences. 2016. Vol. 29. Pp. 01001. [Electronic resource] / Mode of access: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/201629010 (accessed: 12/20/2022)
3. Barabanshchikov A. V. Pedagogika vysshej voennoj shkoly [Pedagogy of the higher military school]. Moscow: VPA Publ., 1979. 286 p. (In Russian)
4. Goremykin V.P. Military education: the goal is for development. Vestnik voennogo obra-zovaniya [Vestn. military. Education]. 2017. No. 1. Pp. 4-13. (In Russian)
5. Zakharova I. G. Formirovanie informacion-noj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk [Formation of an informational educational environment of a higher educational institution: Dissertation pf Ph.D.]. Tyumen, 2003. 46 p. (In Russian)
6. Ilchenko O. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya: diss. ... kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of network learning: diss. ... cand. ped. Sciences]. Moscow, 2002. 190 p. (In Russian)
7. Keshelava A. V. Vvedenie v cifrovuyu ekonomiku [Introduction to the digital economy]. Moscow, 2017. 28 p.
8. Kondakov A. M. Cifrovoe obrazovanie: matrica vozmozhnostej: prezentaciya [Digital Education: A Matrix of Opportunities: A Presenta-
12. Негропонте Н. Фундаментальная статья по цифровой экономике. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://web.media.mit.edu/~nicholas/Wired/WIR ED3-02.html (дата обращения: 16.07.2018).
13. Урманцева А. Как специалисты понимают цифровую экономику. [Электронный ресурс] / Режим доступа: /РИА Новости: https://ria.ru/science/20170616/1496663946. html (дата обращения: 16.07.2018).
14. Цифровая образовательная среда // Директория онлайн. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://medium.com/ direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a 2017 (дата обращения: 16.07.2018).
http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (accessed: 16.07.2018).
9. Kushnir M. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda [Digital educational environment]. [Electronic resource] / Mode of access: https://medium.com/direktoria-online/thedigital-learning-environment-f1255d06942a (accessed: 20.12.2022).
10. Lapin V. G. Digital educational environment as a condition for ensuring the quality of student training in secondary vocational education. Innovacionnoe razvitie profes-sional'nogo obrazovaniya [Innovative development of vocational education]. 2019. No. 1 (21). Pp. 55-59. (In Russian)
11. Lubkov A. V., Karakozov S. D. Digital education for the digital economy. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education]. 2017. No. 8. Pp. 3-6. (In Russian)
12. Negroponte N. Fundamental'naya stat'ya po cifrovoj ekonomike [Fundamental article on digital economy] [Electronic resource] / Mode of access: http: //web.media.mit.edu/~nicholas/Wired/WIRED3-02.html (date accessed: 16.07.2018).
13. Urmantseva A. Kak specialisty poni-mayut cifrovuyu ekonomiku [How do specialists understand the digital economy]. [Electronic resource] / Mode of access: RIA Novosti: https://ria.ru/science/20170616/1496663946. html (date accessed: 16.07.2018).
14. Digital educational environment. Direktoriya onlajn. [Directory online]. [Electronic resource] / Mode of access: https://medium.com/ direktoria-online / the-digital-learning-environment-f1255d06942a 2017 (accessed: 16.07.2018).
References
1. Abdurazakov M. M., Mukhidinov M. G. A tion]. [Electronic resource] / Mode of access:
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Мухидинов Магомед Госенгаджиевич,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных технологий, экономики и дизайна, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected].
Гаджиев Рамазан Далгатович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected].
Амиралиев Абутдин Джамалутдино-вич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected].
Инусова Халимат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:
Принята в печать 14.02.2023.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Magomed G. Mukhidinov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected].
Ramazan D. Gadzhiev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Abutdin J. Amiraliev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Physics and Teaching Methods, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected].
Halimat M. Inusova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Physics and Teaching Methods, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected].
Received 14.02.2023.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-67-71
Современная проблема оценки культурного уровня
студенческой молодежи
© 2023 Омаров М. М., Омарова М. М.-Г.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель наших исследований заключалась в выяснении культурного уровня и стиля общения современных студентов, изучении их взаимоотношений между собой, а также как молодые люди оценивают собственный культурный уровень и что может повлиять на его изменение. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе исследования и проведенного опроса студентов, в соответствии с целью и задачами исследования, мы выявили что, в большинстве своем молодые люди уверены, что именно удачное стечение обстоятельств и везение выступают гарантом успешности жизни, а не образование и сильная воля. Выводы. Таким образом, как показали данные нашего исследования, культурный уровень современных студентов, по их собственной оценке, далек от идеального.
Ключевые слова: образование, исследование, личность, взаимодействие, культурный уровень, оценка, студенческая молодежь.
Формат цитирования: Омаров М. М., Омарова М. М.-Г. Современная проблема оценки культурного уровня студенческой молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023 Т. 17. № 1. С. 67-71. 001: 10.31161/1995-0659-202317-1-67-71