Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION / DIGITAL EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Викторовна, Чандра Маргарита Юрьевна

Проанализированы тенденции перехода к цифровой школе в условиях цифровой трансформации общего образования. На основе сопоставительного онлайн-опроса педагогов и руководителей общеобразовательных школ Волгоградской области выявлены факторы, которые в наибольшей степени затрудняют процесс перехода педагогических коллективов к цифровому обучению в школах, а также возможные негативные последствия цифровой трансформации общего образования. Предложены направления деятельности по минимизации рисков цифровой трансформации общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF GENERAL EDUCATION: THE MONITORING OF THE OPINIONS OF TEACHER AND HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the analysis of the tendencies of the change to digital school in the conditions of the digital transformation of general education. There are revealed the factors putting obstacles in the change of the pedagogic groups to digital education at schools and the possible negative consequences of the digital transformation of general education on the basis of the comparative online survey of teachers and heads of comprehensive schools of the Volgograd region. The authors suggest the directions of the activities aimed at the minimization of the risks of the digital transformation of general education.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Е.В. СЕРГЕЕВА, М.Ю. ЧАНДРА (Волгоград)

тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций*

Проанализированы тенденции перехода к цифровой школе в условиях цифровой трансформации общего образования. На основе сопоставительного онлайн-опроса педагогов и руководителей общеобразовательных школ Волгоградской области выявлены факторы, которые в наибольшей степени затрудняют процесс перехода педагогических коллективов к цифровому обучению в школах, а также возможные негативные последствия цифровой трансформации общего образования. Предложены направления деятельности по минимизации рисков цифровой трансформации общего образования.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровое обучение, цифровые технологии.

Активное развитие цифровых технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека порождает новую социальную реальность, виды деятельности и способы коммуникации в условиях цифрового пространства. Цифровая эпоха требует от современного человека владения компетенциями XXI в.: критическим мышлением, инициативностью, креативностью, способностью решать нестандартные задачи, готовностью к сотрудничеству и продуктивному межличностному взаимодействию, способностью к самообразованию на протяжении всей жизни, а также цифровой грамотностью и цифровой самоидентификацией для полноценного и осмысленного использования цифровых инструментов, источников и сервисов в своей работе и повседневной жизни [5; 6].

Перед системой общего образования ставится задача качественной подготовки совре-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в он-лайн-сообществах учащихся школ».

менного выпускника школы к дальнейшему обучению, работе и жизни в условиях цифровой экономики и общества. Решение этой задачи требует цифровой трансформации всей системы общего образования, результатом которой должно стать «не столько создание компьютерных классов и подключение к Интернету, сколько формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций» [9, с. 103].

В настоящее время можно наблюдать распространение следующих тенденций, характерных для мирового опыта цифровой трансформации образования: активное применение цифровых устройств и цифровых педагогических технологий; обучение с помощью дополненной (симуляторы, тренажеры, биометрические датчики и т. д.), виртуальной и смешанной реальности; геймификация образования (создание и внедрение учебных игр); применение искусственного интеллекта; интернет-вещей (например, проведение учебно-исследовательской работы в среде виртуальной лаборатории); использование сетевых форм организации цифрового взаимодействия и коммуникации (видеоконференцсвязь, социальные сети, сетевые проекты и др.); использование облачных баз знаний (в том числе блокчейн); персонализация обучения и др. [1-4; 6].

Наиболее значимым, что должно произойти в процессе цифровой трансформации школьного образования, по мнению ведущих российских и зарубежных исследователей (А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.), является переход от традиционной классно-урочной системы обучения к персонализированной модели обучения в цифровой образовательной среде школы с применением цифровых технологий. Цифровая трансформация образования призвана обеспечить «достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды...» [6, с. 36].

Следует отметить, что данная тенденция имеет официальное закрепление на государственном уровне. В соответствии с Программой развития цифровой экономики Российской Федерации запланировано, что к концу 2024 г. во всех образовательных организаци-

О Сергеева Е.В., Чандра М.Ю., 2020

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ях будут созданы цифровая образовательная среда и все необходимые ресурсы и условия для обеспечения эффективной реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов и формирования базовых компетенций цифровой экономики [7].

Персонализированная организация обучения предполагает преобразование школы для всех в школу для каждого [4], которая центрирует свое внимание на личности ученика, его предпочтениях, возможностях и индивидуальных особенностях, в соответствии с которыми осуществляются планирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий. Такая модель кардинально меняет и позиции ключевых субъектов образовательного процесса.

В условиях персонализированной организации цифрового образовательного процесса «расширяются возможности активного участия обучающихся в собственном развитии, проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута» [8, с. 433]; учащийся становится субъектом управления своим образованием, от которого требуется взять на себя ряд задач по управлению собственной учебной работой в цифровой образовательной среде вкупе с ответственностью за ее результаты [10]. Позиция учителя в цифровом образовательном процессе - это позиция наставника, оказывающего ученику консультационную и мотивационную поддержку в достижении запланированных образовательных результатов [11].

таким образом, цифровая трансформация общего образования призвана не только изменить инфраструктуру общеобразовательной организации в части доступности цифрового оборудования и сервисов, но и обеспечить системные преобразования целей - результатов образования и его содержания, самого процесса обучения (форм организации учебной работы и взаимодействия субъектов образования, образовательных технологий и методов оценки образовательных результатов), а также субъектных позиций участников образовательных отношений - для качественной адаптации традиционного школьного образования к его цифровому аналогу.

Можно заключить, что цифровая трансформация общего образования - это масштабный и достаточно сложный процесс, требующий проведения согласованной и качественной работы на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, на

уровне муниципалитета и, конечно же, на уровне каждой образовательной организации. Очевидно, что цифровая трансформация образования на уровне школы не может быть эффективно реализована без непосредственного участия и поддержки руководителей и педагогов образовательных организаций.

Для того чтобы проанализировать мнение самих педагогов и руководителей образовательных организаций о тенденциях цифровой трансформации общего образования и выявить факторы, затрудняющие, на их взгляд, процесс перехода к цифровому обучению в школах, в рамках исследования нами был проведен сопоставительный онлайн-опрос выпускников Волгоградского государственного социально-педагогического университета (в настоящий момент работающих в системе среднего образования) и руководителей общеобразовательных школ Волгоградской области. опрос проводился в период с 27 апреля по 1 июня 2020 г. средствами Google.Forms методом сплошной выборки. Рассылка приглашений заполнить анкету для выпускников 2017-2019 гг. проходила на основании сведений комиссии по трудоустройству выпускников, ежегодно проводимой в университете со студентами выпускного курса, а приглашения для работодателей были разосланы по спискам Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. На приглашение заполнить анкету откликнулись 172 выпускника, которые в настоящий момент работают в системе образования, и 157 представителей администраций организаций среднего образования.

Результаты опроса позволили выявить несколько тенденций. Первая тенденция касается оценки готовности педагогов к применению цифровых образовательных технологий. В целом можно отметить, что новое поколение педагогов (выпускники последних 3-5 лет) лучше готово к цифровизации образования, однако эта готовность далека от идеальной. только 11,5% руководителей образовательных организаций полностью удовлетворены готовностью своего коллектива в целом. Еще 45,2% в основном удовлетворены: т. е. всего положительно оценивают готовность коллектива чуть больше половины администраций школ. Готовность молодых специалистов (выпускников последних трех лет) оценивается немного выше: 19,7% удовлетворены полностью и 48,4% в основном удовлетворены.

Сами педагоги оценивают свою готовность выше: 78,9% молодых педагогов отме-

Таблица 1

ранжирование факторов, затрудняющих процесс перехода педагогов к цифровому

обучению в школах

Фактор Молодые педагоги (ранг оценки) Администрация (ранг оценки)

Недостаточное техническое оснащение 81,7% (1) 77,1% (1)

Недостаточный уровень цифровой грамотности педагога 70,4% (2) 45,2% (3)

Плохая сетевая инфраструктура, низкая скорость интернет-соединения 60,6% (3) 54,1% (2)

Технические сбои в работе образовательных онлайн-сервисов 49,3% (4) 44,6% (4)

Увеличение нагрузки 47,9% (5) 40,8% (6)

Возраст 50+ 45,1% (6) 43,9% (5)

Отсутствие у педагога опыта организации деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий и ресурсов 35,2% (7) 35,0% (8)

Высокая стоимость программного обеспечения 33,8% (8) 35,0% (7)

Отсутствие моральной и материальной поддержки со стороны администрации образовательного учреждения 33,8% (9) 4,5% (15)

Негативное отношение педагога к цифровому обучению, сети Интернет 32,4% (10) 19,7% (11)

Консерватизм педагога, неготовность к изменениям 29,6% (11) 20,4% (10)

Отсутствие мотивации к переходу на цифровое обучение 29,6% (12) 12,7% (13)

Отсутствие методической поддержки 28,2% (13) 10,2% (14)

Недостаточная разработанность цифровой дидактики общего образования и отсутствие уникальных методик преподавания с использованием цифровых технологий 25,4% (14) 30,6% (9)

Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы цифрового обучения 23,9% (15) 15,9% (12)

чают, что осознают новые образовательные потребности обучающихся и полностью готовы к их удовлетворению, и только 15,5% признают, что осознают потребности, но не готовы к их удовлетворению. Свой уровень подготовки к применению цифровых технологий в профессиональной деятельности выпускники также оценивают достаточно высоко: 33,8% полностью удовлетворены и 45,1% в основном удовлетворены своей подготовкой в этой области. Эта тенденция подтверждается и тем, что только 43,7% выпускников ответили, что испытывают потребность в прохождении курсов повышения квалификации, направленных на формирование цифровой грамотности, а подавляющее большинство работодателей (94,7%) отмечают необходимость повышения цифровой компетентности у своих педагогических коллективов.

В оценке факторов, которые, на взгляд респондентов, в наибольшей степени затрудняют процесс перехода педагогов к цифровому обучению в школах, мнение педагогов и администрация более однородно. Самыми значимыми факторами признаются недостаточное техническое оснащение школ; недостаточный уровень цифровой грамотности педагогов; плохая сетевая инфраструктура, низкая скорость интернет-соединения; технические сбои в работе образовательных онлайн-сер-висов; увеличение нагрузки на педагогов и возраст 50+ (табл. 1).

Существенно разошлись педагоги и руководители образовательных организаций в оценке двух факторов - каждый третий педагог назвал сдерживающим фактором отсутствие моральной и материальной поддержки со стороны администрации образователь-

Таблица 2

сопоставительный анализ предпочитаемых и используемых форм и средств учебного взаимодействия в цифровой образовательной среде

средство Предпочитаемые (эффективные) средства (ранг оценки) используемые реально (ранг оценки)

Видеосервисы (Zoom, Open meetings, Skype и т. п.) 56,3% (1) 48,4% (5)

Групповой чат в популярных мессенджерах 53,5% (2) 87,9% (2)

Бесплатные платформы для онлайн-и офлайн-курсов (Moodle, Google Classroom и т. п.) 49,3% (3) 45,2% (6)

Электронный журнал 47,9% (4) 79,0% (3)

Социальные сети («ВКонтакте», Facebook и др.) 38,0% (5) 68,8% (4)

Электронная почта 27,3% (6) 91,7% (1)

Совместные документы в GoogleDocs и другие облачные технологии 23,9% (7) 22,3% (8)

Собственная корпоративная система электронного обучения (e-learning) с технической поддержкой 15,5% (8) 2,5% (10)

Личный сайт, блог 12,7% (9) 22,9% (7)

Форум 4,2% (10) 10,2% (9)

ного учреждения, а со стороны администрации этот фактор имеет последний ранг в шкале значимости (этот фактор отметили лишь 4,5% респондентов). А также педагоги придают меньше значения недостаточной разработанности цифровой дидактики общего образования и отсутствию уникальных методик преподавания с использованием цифровых технологий.

Большинство опрошенных молодых педагогов (69%) полностью поддерживают идею внедрения в учебный процесс цифровых технологий, еще 28,2% поддерживают ее частично, и фактор отсутствия мотивации к переходу на цифровое обучение у всех опрошенных получил достаточно низкий ранг. Ситуация с пандемией коронавируса привела к тому, что все педагоги (и желающие внедрять цифровые технологии, и нежелающие) экстренно вынуждены были применять цифровые технологии, прежде всего технологии дистанционного обучения, в своей педагогической деятельности. По ответам респондентов (табл. 2) можно сделать выводы о том, какие средства наиболее доступны и популярны.

Наибольший разрыв виден по позиции «электронная почта». Очень мало педагогов считает, что канал электронной почты эффективен для организации взаимодействия в электронной среде, но вынуждены ее использо-

вать, т. к. это один из самых доступных вариантов взаимодействия. Высокий рейтинг видеосервисов показывает, что педагоги хотят и в условиях удаленного обучения сохранить непосредственный контакт с обучающимися, хотя бы в режиме онлайн-взаимодействия. однако техническое обеспечение обучающихся и самих школ не позволяет в полной мере использовать данные сервисы. Следует также отметить, что школы Волгоградской области сегодня не имеют возможности содержать собственные корпоративные системы электронного обучения (е-1еагт^) и обеспечивать им свою техническую поддержку. Муниципальные же сервисы электронных дневников при пиковой нагрузке в первые недели перехода на дистанционную форму обучения, к сожалению, не в полной мере справились со своим функционалом обеспечения учебного взаимодействия.

Таким образом, главные проблемы, с которыми столкнулись педагоги при переходе на дистанционное обучение, - это прежде всего проблемы, которые связаны:

• с организацией контроля успеваемости учащихся и установления обратной связи с ними;

• с созданием и использованием виртуальных площадок для класса и размещением материала (вебинары, сетевые проекты, кон-

Таблица 3

затруднения педагогов при переходе на дистанционную форму обучения при использовании цифровых технологий

затруднения Молодые педагоги (ранг оценки) Администрация (ранг оценки)

Организация контроля успеваемости учащихся и обратной связи 59,2% (1) 15,9% (7)

Создание и использование виртуальных площадок

для класса и размещение материала (вебинары, сетевые проекты, конференцсвязь и др.) при их интеграции с другими формами обучения 40,8% (2) 58,0% (1)

Поиск и отбор цифровых ресурсов и инструментов, учебных онлайн-материалов, которые наилучшим образов отвечают целям, этапам занятия, методам и формам обучения 38,0% (3) 22,3% (6)

Создание собственного цифрового образовательного контента в разных форматах (текст, таблицы, изображения, аудио, видео и т. п.) 29,6% (4) 36,3% (3)

Обмен информацией с коллегами, учащимися и их родителями в цифровой образовательной среде и социальных сетях 23,9% (5) 7,0% (9)

Проектирование сценариев учебных занятий на основе использования цифровых технологий 23,9% (6) 23,6% (5)

Планирование содержания образования в цифровой образовательной среде 16,9% (7) 15,3% (8)

Использование онлайн-инструментов для проведения

занятий, организации индивидуальной и командной (в том числе самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде 16,9% (8) 33,8% (4)

Внедрение современных педагогических практик (перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и т. д.) в цифровой образовательной среде 16,9% (9) 40,8% (2)

Таблица 4

ранжирование возможных последствий цифровой трансформации среднего образования

Последствия Молодые педагоги (ранг оценки) Администрация (ранг оценки)

Снижение качества устной речи и готовности к вербальной коммуникации (рассказ, беседа, диалог, монолог, дискуссия, 29,6% (1) 60,5% (1)

полемика и пр.)

Снижение уровня готовности выпускника школы к социальному взаимодействию 21,1% (2) 45,2% (4)

Повышение доступности обучения для детей с особыми образовательными потребностями 15,5% (3) 47,1% (2)

Подготовка учащихся к эффективному использованию ресурсов цифровой образовательной среды, формирование и развитие цифровой грамотности 12,7% (4) 23,6% (6)

Падение уровня читательской компетентности 7,0% (5) 45,9% (4)

Формирование и развитие учебной самостоятельности

обучающегося, его готовности самостоятельно, активно и эффективно использовать возможности цифровой образовательной среды для своего обучения и развития 5,6% (6) 24,8% (5)

Другое 5,6% -

Частичная утрата навыка письма 1,4% (7) 46,5% (3)

Индивидуализация, дифференциация обучения в условиях современной школы 1,4% (7) 17,2% (7)

ференц-связь и др.) при их интеграции с другими формами обучения;

• с поиском и отбором цифровых ресурсов и инструментов, учебных онлайн-материалов, которые наилучшим образов отвечают целям, этапам занятия, методам и формам обучения;

• с созданием собственного цифрового образовательного контента в разных форматах (текст, таблицы, изображения, аудио, видео и т. п.).

Сопоставительный анализ (табл. 3) показывает, насколько администрация образовательных организаций осведомлена о реальных затруднениях педагогов. Наблюдается значительный разрыв между оценками затруднений самими педагогами и администрациями образовательных организаций.

Последняя тенденция касается страхов и ожиданий, связанных с цифровой трансформацией образования. На основе публикаций последних лет, комментариев педагогов в социальных сетях под тематическими постами в сообществе «Мел» (URL: https://vk.com/melfmru) были отобраны и обобщены наиболее частотные утверждения.

Больше всего педагогов беспокоит, что цифровая трансформация приведет к снижению качества устной речи и готовности к вербальной коммуникации (рассказ, беседа, диалог, монолог, дискуссия, полемика и пр.) и уровня готовности выпускника школы к социальному взаимодействию. Некоторые педагоги предложили свои варианты: «живое общение с педагогом не заменит никакое цифровое обучение», «приведет к ограничению возможностей обучения детей, не имеющих технической возможности для дистанционного образования», «приведет к тотальному невежеству и букету заболеваний, связанных с пассивным образом жизни и работой за компьютером; к психическим заболеваниям и задержке в психическом развитии школьников, к полной асо-циальности, к деградации, одним словом». Как видно из табл. 4, на данном этапе страхи и ожидания негативных последствий доминируют над позитивными возможностями, которые несут цифровые технологии.

Проведенный научный обзор и результаты мониторингового обследования позволяют сделать вывод, что для минимизации рисков цифровой трансформации общего образования необходимо обеспечить формирование и функционирование федеральных, региональных и муниципальных научно-образовательных центров, обеспечивающих объеди-

нение усилий органов власти, научного и академического сообщества в решении задач:

• научной разработки актуальных проблем в области цифровизации школьного образования и организации обмена научной информацией и опытом со всеми заинтересованными сторонами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создания сети экспериментальных площадок на базе лучших российских школ с целью апробации и распространения новых цифровых моделей работы образовательных организаций;

• разработки комплекса методических рекомендаций, стандартов и положений, регламентирующих работу руководителей и педагогов образовательных организаций в условиях цифрового образовательного процесса;

• консультационной поддержки руководителей и педагогов образовательных организаций по вопросам перехода к цифровому образованию;

• массового непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования с целью формирования у них совокупности компетенций, обеспечивающих готовность к работе в условиях цифрового образовательного процесса [1];

• организации непрерывного системного мониторинга процесса цифровой трансформации образования и научно-педагогической экспертизы проектов образовательных программ, предлагаемых для реализации в цифровом образовательном процессе.

список литературы

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Би-ленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019.

2. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 14. № 2. С. 69-74.

3. Колыхматов В.И. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 8(162). С. 82-87.

4. Кондаков А.М., Костылева A.A. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2019. т. 16. № 4. С. 295-307.

5. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. [и др.]. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Jour-

nal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. № 1. С. 19-25.

6. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (г. Москва, 2627 сент. 2019 г.) / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.]; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М., 2019.

7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4P sB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 06.06.2020).

8. Томюк О.Н., Дьячкова М.А., Кириллова Н.Б. [и др.]. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 422-434.

9. трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019.

10. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь. 2019. № 1-2(25-26). С. 22-37.

11. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова.

2018. № 1(97). С. 3-12.

* * *

1. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo pro-fessional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bi-lenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov [i dr.]; pod nauch. red. V.I. Blinova. M.: Pero, 2019.

2. Zhigalova O.P. Formirovanie obrazovatel'noj sredy v usloviyah cifrovoj transformacii obshchestva // Uch. zap. Zabajkal. gos. un-ta. 2019. T. 14. № 2. S. 69-74.

3. Kolyhmatov V.I. Osnovnye napravleniya raz-vitiya sistemy obshchego obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj ekonomiki // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2018. № 8(162). S. 82-87.

4. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Cifrovoe obrazovanie: ot shkoly dlya vsekh k shkole dlya kazhdogo // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizaciya obrazovaniya. 2019. T. 16. № 4. S. 295-307.

5. Kupriyanovskij V.P., Suhomlin V.A., Dobry-nin A.P. [i dr.]. Navyki v cifrovoj ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniya // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. № 1. S. 19-25.

6. Problemy i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya v Rossii i Kitae: II Rossijsko-kitajskaya konferenciya issledovatelej obrazovaniya «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i iskusstvennyj intellekt» (g. Moskva, 26-27 sent. 2019 g.) / A.Yu. Uvarov, S. Van, C. Kan [i dr.]; otv. red. I.V. Dvoreckaya; per. s kit. N.S. Kuchmy. M., 2019.

7. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii», utverzhdennaya rasporyazheniem Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.go vernment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVu Pgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 06.06.2020).

8. Tomyuk O.N., D'yachkova M.A., Kirillova N.B. [i dr.]. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy kak faktor lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya // Perspektivy nauki i obrazova-niya. 2019. № 6(42). S. 422-434.

9. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A.Yu. Uvarov, E. Gejbl, I.V. Dvoreckaya [i dr.]; pod red. A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina. M.: Izd. dom Vyssh. shk. ekonomiki, 2019.

10. Uvarov A.Yu. Model' cifrovoj shkoly i cifrovaya transformaciya obrazovaniya // Issledovatel'. 2019. № 1-2(25-26). S. 22-37.

11. Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy // Vestn. Ros. ekon. un-ta im. G.V. Plekhanova. 2018. № 1(97). S. 3-12.

Tendencies of digital transformation of general education: the monitoring of the opinions of teacher and heads of educational organizations

The article deals with the analysis of the tendencies of the change to digital school in the conditions of the digital transformation of general education. There are revealed the factors putting obstacles in the change of the pedagogic groups to digital education at schools and the possible negative consequences of the digital transformation of general education on the basis of the comparative online survey of teachers and heads of comprehensive schools of the Volgograd region. The authors suggest the directions of the activities aimed at the minimization of the risks of the digital transformation of general education.

Key words: digital transformation of education, digital education, digital technologies.

(Статья поступила в редакцию 07.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.