ДИДАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147:004
О. А. Чикова
Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник НОЦ инновационной деятельности Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург E-mail: [email protected]
Olga A. Chikova
Dr. Sc. (Physics and Mathematics), Leading Researcher, the Scientific-and-Educational Centre for Innovative Activity of the Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья содержит аналитический обзор литературы, где предлагаются походы к формированию содержательного поля цифровой педагогики. Дифференцированы понятия «цифровая педагогика», «цифровая дидактика», «цифровая психодидактика». Выделены актуальные тренды развития цифровой психодидактики: психодидактика цифровой образовательной среды, психодидактика цифровых образовательных систем, цифровой интеллект, цифровые методы научных исследований в педагогике и психологии, DigCompEdu 2018 (Европейская модель цифровых компетенций для образования). Предложен майнор «Цифровая педагогика».
Ключевые слова: цифровизация, педагогическое образование, майнор «Цифровая педагогика».
В условиях цифровой экономики актуальным является рассмотрение цифровой трансформации педагогического научного знания. Цифровая трансформация педагогического образования — это комплекс взаимосвязанных изменений в системе педагогического образования, затрагивающий все его составляющие (целеполагание, содержание, процесс обучения, оценку качества, управление) и основанный на взаимной адаптации цифровых и педагогических технологий. Потребность в фокусировке на стратегических задачах в развитии педагогического образования определила задачу
Как цитировать статью: Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 22-39.
цифровой трансформации содержания педагогического образования. Установление оснований для цифровой трансформации педагогического образования происходит на основе Э1дСотрЕ^ 2018 (Европейской модели цифровых компетенций для образования), что и определяет перспективные направления научных исследований.
Основополагающие стратегические и нормативные документы, определяющие закономерности цифровой трансформации педагогического образования: Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (2011 г.), федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016 г.), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (2017 г.) [51]. Цифровая трансформация содержания педагогического образования происходит в рамках следующих нормативных документов: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»; Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 1б); Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Проект № 9605545-7 от 21 мая 2020 г. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».
Сосредоточимся на адаптации понятийного аппарата педагогики к цифровому образованию. Обратимся к термину «цифровая экономика», который наиболее актуализирован сегодня. Т. В. Ершова анализирует процесс формирования понятия «цифровая экономика» и уточняет значения ключевых для понимания сути цифровой экономики понятий «оцифровка», «цифровизация» и «цифровая трансформация» [14]. Взаимодействие понятийного аппарата цифровой экономики и цифровой педагогики определяет содержание понятия «компетенции цифровой экономики». Основополагающий стратегический и нормативный документ, определяющий содержание понятия «компетенции цифровой экономики»: Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [39]. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения определяет типы дидактических целей (ожидаемых образо-
вательных результатов), связанные с формированием общей готовности человека к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики: общая готовность к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики, функциональная подготовленность к решению конкретных типов задач профессиональной деятельности (в рамках определенной профессии / трудовой функции). Понятие «цифровые компетенции» выделено условно с целью подчеркнуть следующие особенности: а) в основе любых компетенций лежит компьютерная грамотность; б) универсальные компетенции характеризуют прежде всего степень ответственности и самостоятельности человека в деятельности; в) конвергенция профессий в цифровую эпоху ведет к тому, что грань между универсальными и профессиональными компетенциями становится условной; универсальные и профессиональные компетенции в разной профессиональной деятельности могут «перетекать» друг в друга: те компетенции, что для одной профессиональной деятельности являются универсальными, могут быть профессиональными для другой и наоборот [5; 7; 6]. В настоящее время активно анализируются и обсуждаются европейские модели цифровых компетенций: 1. DigComp 2018: Европейская модель цифровых компетенций для граждан: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, кибербезопасность, решение проблем в цифровой среде; 2. DigCompEdu 2018: Европейская модель цифровых компетенций для образования: совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении, развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации, опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании [3; 62]. В РФ для оценки цифровой компетентности учителей была предложена методика «Индекс цифровой компетентности» (Г. Солдатова, Т. Нестик, Е. Рассказова, Е. Зотова), позволяющая оценить как интегральный показатель цифровой компетентности, так и его четыре компонента по субшкалам: знания, умения, мотивация и ответственность (последняя включает в себя и безопасность) [49].
Обратимся к термину «цифровая педагогика», который актуализирован в контексте цифровой трансформации педагогического образования и формирования открытого образовательного пространства. Е. Ю. Илалтдинова, А. А. Федоров, И. Ф. Фильченкова под «цифровой педагогикой» понимают «новую педагогику» — область научного знания
в системе педагогических наук, раскрывающую сущность, закономерности образования, его роль в развитии личности и разрабатывающую практические пути и способы повышения результативности образовательных процессов с помощью открытых образовательных ресурсов, информационных технологий в целях децентрализации педагогического процесса, переориентации его на деятельность обучающегося, его автономизацию и академическую мобильность [16]. Отмечена общая тенденция на редуцирование «цифровой педагогики» до «цифровой дидактики»: E-Didactics, Didactical Engineering [57; 58], как и в целом сведение в массовом сознании образования до процессов обучения, оставляя за рамками осмысления неотъемлемые для объекта исследования педагогики процессы воспитания и развития. Тезис о высокой дискуссионной составляющей рассматриваемой проблематики подтверждают работы А. А. Андреева, В. Ф. Габдулхакова и Э. Г. Галимова [4; 8]. Появилось учебное пособие «Цифровая педагогика: технологии и методы», направленное на формирование у обучающихся по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование компетенций понимания методологии и дидактических принципов цифровой педагогики, знания о новой роли и функциях преподавателя в цифровом образовательном процессе [50].
Термин «цифровая дидактика» наиболее обсуждаем в контексте цифровой трансформации педагогического образования. Цифровая дидактика понимается как трансфер-интегративная область научного знания, характеризующаяся взаимным переносом научных идей дидактики, информатики и иных наук, изучающих цифровые технологии; наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества; система организации деятельности в цифровой образовательной среде; подчеркивается, что понятие «цифровая дидактика» носит условный характер и не должно восприниматься буквально, поскольку предметом цифровой дидактики выступает деятельность человека (обучаемого, обучающего), а не функционирование цифровых образовательных средств [5]. Е. В. Петрова в основе цифровой трансформации дидактики видит сдвиг парадигмы от традиционного обучения к проектированию процесса обучения: обучение становится рефлексивной формой муль-ти-кросс-действия [41]. I. Jahnke и P. Bergstrom указывают, что традиционное обучение строится на основе учебника и проходит в пространстве учебного кабинета, а цифровое обучение строится на основе доступа
к содержанию, контенту, более того, на основе доступа к социальному капиталу [63]. И. С. Сергеев подробно разбирает смысл понятия «цифровая дидактика профессионального образования» как научной дисциплины [47]. Ниже приведены основные тезисы И. С. Сергеева: «Цифровая дидактика — наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровая дидактика опирается на основные понятия и принципы дидактики, изменяя их применительно к образовательному процессу в условиях цифровой среды. При этом необходимо учитывать особенности трех составляющих цифрового общества: цифровое поколение — новое поколения обучающихся; цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам; новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней. Цифровая дидактика, в отличие от „оцифрованной дидактики", ориентирована на принцип педагогической целесообразности. Предмет цифровой дидактики: организация деятельности обучающихся в цифровой среде и управление учебной мотивацией. Средства цифровой дидактики профессионального образования и обучения: персонализо-ванный образовательный процесс, цифророжденные педагогические технологии, метацифровые образовательные комплексы. Проектная деятельность обучающихся — один из смысловых „фокусов" цифро-визированного образовательного процесса. Персонализованное включенное оценивание. От нарративного — к инфографическому способу упаковки информации. Человеческий фактор в цифровом образовательном процессе: педагог как посредник между цифровым и реальным миром» [47]. Статья Е. Ю. Щербины, О. В. Шмурыгиной, С. Н. Уткиной посвящена проблеме сущности цифровой дидактики профессионально-педагогического образования [59]. Предложенные в данной статье основные компоненты новой цифровой дидактики связаны с трансформацией образовательного процесса: принципы — в основе цифровой дидактики находится индивидуальный подход к обучению; методы — наблюдается уменьшение синхронных форм контактной работы, расширение форм организации самостоятельной работы обучающихся, основное внимание уделяется формированию цифровых компетенций; содержание должно обеспечивать опережающий характер образования и индивидуализацию обучения; средства — появляются новые подходы к представлению учебного материала и организации работы с ним в цифровом формате (короткие видеолекции, интерактивные задания,
тесты, дополнительные материалы, онлайн-курсы и т.д.); контроль — требуются новые технологии оценивания, когда оценка идет не в конце семестра, а непрерывно, возникает новое понятие — «цифровой след», т.е. достижения обучающегося за весь период обучения, собранные и обработанные в цифровом формате, полная автоматизация инструментов контроля, которая позволяет увеличить количество обучающихся без увеличения затрат на сопровождение процесса обучения. И. Н. Роговая, И. А. Шиктарева, М. Л. Алмазова показали роль цифровой дидактики в организации образовательного процесса как результата интеграции традиционной дидактики и цифровой среды и дали краткую характеристику педагогических технологий и методов цифровой дидактики [43]. В. М. Монахов рассматривает теоретическую и прикладную дидактику, а также появившиеся в последнее время фундаментально значимые для теоретической дидактики и теории электронного обучения методические продукты, в частности 12 дидактико-содержательных линий будущей теории электронного обучения; В. М. Монаховым разработана 6-ста-дийная методология алгоритмически точного решения задач и проблем в методических и дидактических исследованиях [26].
Предлагаю эффективный путь цифровой трансформации содержания педагогического образования — майнор «Цифровая педагогика». Рассмотрим его содержание. Цифровая педагогика — область научного знания в системе педагогических наук, раскрывающая сущность, закономерности цифрового образования, его роль в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения результативности образовательных процессов с помощью цифровых образовательных ресурсов и технологий в целях децентрализации педагогического процесса, переориентации его на деятельность обучающегося, его автономизацию и академическую мобильность. Студент — будущий педагог — это исследователь, способный эффективно применять современные цифровые технологии в образовательной практике, проводить научно-педагогические исследования с использованием актуальных программных средств, эффективно управлять образовательным процессом на основе использования цифровых инструментов. Содержание обучения цифровой педагогике является межпредметным, предусматривает изучение не только педагогики, психологии, но и информационно-коммуникативных технологий. Программа обучения ориентирована на подготовку педагогов, готовых работать в цифровом веке на стыке разных областей знаний, накопления,
обработки и использования больших объемов информации, искусственного интеллекта с целью персонализации обучения, повышения познавательного интереса студентов, автоматизации педагогической и управленческой деятельности. Особое внимание уделяется компаративистике в цифровом образовании, суждениям мировых экспертов о состоянии и перспективах цифровизации образования. Педагог XXI века должен интерпретировать и адаптировать современные достижения цифровой педагогики к образовательному процессу; проводить самостоятельные научно-педагогические исследования, используя цифровые средства; организовывать свое профессиональное саморазвитие в условиях цифровой трансформации экономики и образования.
Цели реализации обучения: формирование представления о современном состоянии и тенденциях развития педагогической мысли и образовательной практики в условиях цифровой трансформации образования; развитие понятийного аппарата педагогического мышления педагога, опыта педагогических исследований цифровыми инструментами.
Задачи обучения: сформировать представление о понятийном аппарате цифровой педагогики, об основных трендах развития цифровой образовательной среды; развить навыки разработки образовательных продуктов на основе основных моделей и инструментов цифрового педагогического дизайна; научить разрабатывать надежные и валидные инструменты оценки результатов обучения, в т.ч. познакомить с актуальными методами онлайн-прокторинга и цифрового тьютора; организовать учебное научно-педагогическое исследование с использованием актуальных средств анализа образовательных данных.
Планируемые результаты обучения: готовность обоснованно выбирать и эффективно использовать цифровые образовательные технологии, методы и средства обучения; способность планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в ЦОС; достижение уровня «пользователь» по европейскому стандарту цифровой компетентности педагогов (DigCompEdu); владение актуальными цифровыми инструментами анализа образовательных данных; понимание основных тенденций, изменений в организации образовательного процесса, содержании образования, связанных с цифровизацией экономики.
Обучение направлено на развитие (формирование) следующих компетенций:
ПК-1. Готовность к разработке цифровых методов и технологий
преподавания учебных дисциплин;
ПК-2. Способность создавать образовательную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся компетенций цифровой экономики и предусмотренных ФГОС ОО;
ПК-3. Готовность проектировать, разрабатывать образовательные программы с использованием онлайн-курсов, проводить учебные занятия в удаленном доступе, разрабатывать учебно-методические средства управления самостоятельной работой школьников в электронной информационно-образовательной среде;
ПК-4. Готовность осуществлять учебно-воспитательный процесс в ЦОС с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, умение адаптировать контрольно-измерительные материалы для автоматизированной оценки результатов обучения в онлайн-курсе;
ПК-5. Способность к руководству проектной, учебной и иной деятельностью обучающихся в цифровой образовательной среде;
ПК-6. Владение методологией и методами цифрового анализа образовательных данных;
ПК-7. Способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания в ЦОР с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося.
Дисциплина 1. Введение в цифровую педагогику
1.1. Педагогическое знание и особенности его цифровой модернизации.
1.2. Понятийный аппарат цифровой педагогики.
1.3. Образовательный процесс и теории цифрового образования.
1.4. Модель педагогической деятельности в цифровой образовательной среде.
Дисциплина 2. Цифровая психодидактика: предмет и методология
2.1. Психодидактика цифровой образовательной среды.
2.2. Психодидактика цифровых образовательных систем.
2.3. Цифровой интеллект.
Дисциплина 3. Теория и методика цифрового обучения
3.1. Цифровая дидактика как раздел цифровой педагогики.
3.2. Процесс цифрового обучения как система.
3.3. Оценка и контроль учебных достижений студентов: вариативность систем и подходов.
3.4. Технологии цифровой дидактики.
Дисциплина 4. Теория и методика воспитания в цифровой образовательной среде
4.1. Научно-методические основы воспитания в цифровой образовательной среде университета.
4.2. Интеллектуальное воспитание в цифровой образовательной среде университета.
4.3. Профессионально-трудовое воспитание в цифровой образовательной среде университета.
Дисциплина 5. Интеллектуальный анализ образовательных данных и педагогическая аналитика
5.1. Компетентностный подход как методология оценки образовательных результатов и качества цифрового образования.
5.2. Педагогическая аналитика онлайн-курсов.
5.3. Цифровизация научных педагогических исследований. Цифровые методы анализа эмпирических данных.
Фонд оценочных средств освоения майнора «Цифровая педагогика» включает текущую и итоговую аттестацию.
Входной контроль: диагностика цифровых компетенций слушателей в личном кабинете на веб-сайте программы с последующим формированием индивидуального образовательного маршрута.
Промежуточная аттестация предусмотрена в индивидуальной форме для уточнения индивидуального образовательного маршрута и выбора формы проекта (фрагмент онлайн-курса на платформе Moodle, простого VR-приложения для Android-устройства с помощью Vuforia и Unity 3D, структурная модель образофакторов обучения, SEM, IBM SPSS Statistics, AMOS).
Текущий контроль осуществляется преподавателем дисциплины с целью определения качества усвоения лекционного материала в форме тестирования и проверочных заданий общего фронтального опроса.
Выполнение проекта предусмотрено в заочном индивидуальном
режиме обучения с применением дистанционных технологий и использованием виртуальной творческой лаборатории.
Итоговая аттестация включает презентацию проекта и экспертную оценку проектного решения. Проект предварительно рецензируется специалистами по данной проблеме.
Программа майнора «Цифровая педагогика» составлена на основе анализа следующих литературных источников: [1; 2; 5; 8-13; 15; 17; 20-24; 31; 34; 42; 44; 48; 50; 55-57], и включает дисциплину «Цифровая психодидактика», которая направлена на изучение цифровых методов научных психолого-педагогических исследований и измерение компетенций DigCompEdu 2018 (Европейская модель цифровых компетенций для образования).
В заключение рассмотрим проблему выбора цифровых инструментов психолого-педагогического исследования. Необходимо учитывать методы статистического анализа образовательных данных, интерпретации, представления и верификации результатов. Big Data в образовании: персональные данные; данные о взаимодействии студентов с электронными системами обучения (электронными учебниками, онлайн-курсами); данные об эффективности учебных материалов; административные (общесистемные) данные; прогнозные данные. Анализ образовательных данных средствами IBM SPSS Statistics, моделирование структурными уравнениями (SEM — structural equation modeling) наиболее популярны в научных исследованиях по педагогике и психологии [18-22; 25; 27-30; 32; 33; 35-37; 40; 45; 46; 60; 61; 64; 65]. SPSS и модуль AMOS как инструмент моделирования структурными уравнениями (SEM) — популярное средство цифрового анализа данных в педагогике и социальных науках. SEM — это результат развития и объединения совокупности методов корреляционного, регрессионного, факторного и дисперсионного анализа. SEM — это и инструмент моделирования для эмпирической верификации теоретических концепций. Применение SEM: от эмпирической проверки теоретических гипотез до data mining, от валидизации тестов до оптимизации индивидуальных образовательных траекторий и образовательных программ. Методология SEM предусматривает предварительное построение структурной модели с направленными и ненаправленными связями между изучаемыми конструктами; проверку на соответствие эмпирическим данным и коррекции. Программное обеспечение (в т.ч. модуль AMOS) позволяет оценить степень соответ-
ствия модели исходным данным и параметры модели (регрессионные и корреляционные коэффициенты). В отчетах по SEM для каждой модели сообщены хи-квадрат (CMIN), число степеней свободы (DF), сравнительный индекс согласия (CFI), уровень значимости (р), квадратный корень из среднеквадратической ошибки аппроксимации (RMSEA). Модель признается состоятельной (подтверждающей исходные гипотезы), если она по принятым критериям соответствует исходным данным, а параметры модели являются статистически достоверными [28]. В работе С. В. Персиянцевой делается попытка схематизации концепции позиции субъекта учения с помощью метода структурного моделирования, факторами модели являются компоненты концепции («когнитивный компонент», «регуляторный компонент», «личностно-смысловой компонент») [40]. Авторы статьи «Improving the school quality through winning education turbulence in Uzbekistan» обсуждают текущее состояние качества среднего образования в Узбекистане на основе 60 показателей экономической и социальной эффективности школы [65]. Авторы проанализировали результаты в Eviews 9.0. (МНК), рассчитав эффективность тремя способами, и представили структурную модель проверки качества работы средней школы. В работе «Evaluating E-learning Systems Success: An Empirical Study. Computers in Human Behavior» представлены результаты разработки структурной модели для оценки качества систем электронного обучения, которая была эмпирически подтверждена путем подгонки модели к данным, собранным в одном из университетов Великобритании, с помощью количественного метода — моделирования структурных уравнений (PLS-SEM) [60]. Метод SEM позволяет понять, как эффективно управлять критическими факторами успеха электронного обучения на уровне университета. Изучение структурной модели было проведено в университете на Среднем Западе США. Результаты показали, что модель успеха электронного обучения удовлетворительно объясняет и предсказывает взаимозависимость шести показателей качества систем электронного обучения (дизайн курса, преподаватель, мотивация, диалог студент — студент, диалог студент — инструктор и саморегулируемое обучение) и помогает воспринять результаты обучения [61]. Применение метода SEM предполагает подбор индексов соответствия для разрабатываемых моделей, представление рекомендаций по их использованию и стратегии отчетности по этим показателям [64]. На основании анализа научных работ можно сделать вывод, что
метод моделирования структурных уравнений (SEM) находит все более широкое применение в образовании.
Таким образом, в данном обзоре литературы проанализированы основные подходы к цифровой трансформации понятийного аппарата педагогики. Показано, что дифференциация понятий «цифровая педагогика», «цифровая дидактика» и «цифровая психодидактика» сократит отставание практического опыта реализации цифрового педагогического образования от уровня его теоретического осмысления. Предложен майнор «Цифровая педагогика». Выделены актуальные тренды развития цифровой психодидактики: психодидактика цифровой образовательной среды, психодидактика цифровых образовательных систем, цифровой интеллект, цифровые методы научных исследований в педагогике и психологии, DigCompEdu 2018 (Европейская модель цифровых компетенций для образования). Рассмотрена проблема выбора цифровых инструментов для психолого-педагогического исследования и сделан вывод о том, что анализ образовательных данных средствами IBM SPSS Statistics, структурное моделирование (SEM) наиболее популярны в научных исследованиях по педагогике и психологии.
Литература
1. Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
2. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.
3. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Цифровые навыки населения // Цифровая экономика. 05.07.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/ DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
4. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или Электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 114.
5. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / науч. ред. В. И. Блинов. М.: Перо, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/proect_didacticheskoy_concepcii_cifrovogo_prof_obr. pdf (дата обращения: 02.11.2020).
6. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 27-32.
7. Блинов В. И., Сергеев И. С. Проблемы цифровой дидактики: каковы пути решения? // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 11. С. 5-10.
8. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6) [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 02.11.2020).
9. Габдулхаков В. Ф., Галимова Э. Г. Цифровая педагогика и геймификация образования в университетах // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 42.
10. Гельфман Э. Г., ХолоднаяМ. А. Психодидактика школьного учебника: учебное пособие для
вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 328 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/ bcode/455237 (дата обращения: 31.08.2020).
11. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе Moodle. Казань: КГУ, 2008. 169 с.
12. Гифт Н. Прагматичный ИИ. Машинное обучение и облачные технологии. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
13. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
14. Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.
15. Ершова Т. В. Концептуализация предметной области «цифровая экономика» как основа развития ее понятийного аппарата // Информационное общество. 2019. № 6. С. 34-41.
16. Змеев М. В., Камалов Р. Р., Макурин А. И. Дистанционное обучение в программной среде Moodle: от урока до курса (учебное пособие для учителей и преподавателей). Глазов: АНО Центр НИОКР «Универсум», 2018. 118 с.
17. Илалтдинова Е. Ю., Федоров А. А., Фильченкова И. Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 10.
18. Карлов И. А., Ковалев В. О., Кожевников Н. А. и др. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с.
19. Князев Г. Г., Митрофанова Л. Г., Бочаров А. В. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов „большой пятерки"» // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 5. С. 100-110.
20. Князев Г. Г., Митрофанова Л. Г., Разумникова О. М. и др. Адаптация русскоязычной версии опросника эмоционального интеллекта К. Барчард // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 4. С.112-120.
21. Козлов А. Н. Интеллектуальные информационные системы: учебник. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013. 278 с.
22. Колесников А. К., Лебедева И. П. Общая линейная модель структурных уравнений как гипотеза о причинности (на примере педагогического исследования) // European Social Science Journal. 2016. № 10. С. 189-196.
23. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Сорокин П. С. и др. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с.
24. Любимов Л. Л. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? М.: НИУ ВШЭ, 2020. 80 с.
25. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018. 174 с. [Электронный ресурс]. URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf (дата обращения: 19.07.2020).
26. Митина О. В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. Т. 1, № 1. С. 131-148.
27. Монахов В. М. О фундаментализации дидактики как науки в соответствии с требованиями цифрового общества. Педагогика. 2018. № 7. С. 34-42.
28. Морозова С. В. Особенности применения моделирования структурными уравнениями в психологических исследованиях (1975-2015) // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017: мат-лы. Казань, 2017. С. 527-530.
29. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
30. Наследов А. Д. Вопросы применения метода моделирования структурными уравнениями в психолого-педагогических исследованиях. Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики: мат-лы I Междунар. науч. конф. / науч. ред. В. Н. Афанасьев. Оренбург: Университет, 2013. С. 216-225.
31. Наследов А. Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 305-313.
32. Околелов О. П. Искусственный интеллект и инновационные педагогические средства в образовании: монография. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 181 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572444 (дата обращения: 19.07.2020).
33. Остапенко Р. И., Колосова Л. А., Ефанова Е. В. и др. Моделирование связи стрессоустой-чивости и учебной успеваемости студентов методом структурных уравнений // Инклюзивное образование в профессиональных образовательных организациях: проблемы и решения: мат-лы XVIII Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2017. С. 86-91.
34. Остапенко Р. И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5 (5). С. 56-59.
35. Остапенко Р. И. О формировании информационно-математической компетентности студентов-психологов в условиях самодиагностики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 3 (30). С. 4.
36. Остапенко Р. И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: уч. пос. для студентов и аспирантов психол. и пед. спец-тей вузов. Воронеж: ВГПУ, 2012. 120 с.
37. Остапенко Р. И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4 (12). С. 1-8.
38. Остапенко Р. И., Остапенко А. И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в области управления образованием // Государственный советник. 2013. № 4 (4). С. 112-118.
39. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
40. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
41. Персиянцева С. В. Структурная модель концепции позиции субъекта учения // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5, № 6А. С. 236-246.
42. Петрова Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 141-144.
43. Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. научн. ст. / сост. Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова; отв. ред. Н. А. Борисенко. М.: Мнемозина, 2019. 295 с.
44. Рогова И. Н., Шиктарева И. А., Алмазова М. Л. Методы и технологии цифровой дидактики профессионального образования // Научно-инновационные технологии как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса: сб. ст. по мат-лам Всеросс. (национальной) на-уч.-практ. конф. / под общ. ред. И. Н. Миколайчика. Курган, 2020. С. 512-515.
45. Савенков А. И. Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012. 360 с.
46. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Сагалаков А. М. Моделирование структурными уравнениями нарушений когнитивной регуляции аффекта в ситуациях оценивания при антивитальной направленности поведения // Universum: психология и образование. 2014. № 12 (11). С. 4.
47. Семенов В. Ю. Трехфакторная модель социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 148-153.
48. Сергеев И. С. Цифровая дидактика профессионального образования: контуры новой научной дисциплины // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики. Кемерово, 2019. С. 134-138.
49. СолдатоваГ. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2018. 375 с.
50. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5-18.
51. Соловова Н. В., Дмитриев Д. С., Суханкина Н. В. Цифровая педагогика: технологии и методы: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2020. 128 с.
52. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919(дата обращения: 02.11.2020).
53. Уваров А. Ю., Ван С., Кан Ц. и др. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, 26-27 сентября 2019 г. / отв. ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
54. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
55. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
56. Хавенсон Т. Е., Керша Ю. Д. Сравнительный анализ результатов тестов PISA и TIMSS в России и странах Европы М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с.
57. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.
58. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия, или Как учить в цифровую эпоху // Народное образование. 2016. № 4-5 (1456). С. 113-132.
59. Чошанов М. А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 684-696.
60. Щербина Е. Ю., Шмурыгина О. В., Уткина С. Н. Цифровая дидактика профессионально-педагогического образования: основные компоненты // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 411-418.
61. Al-Fraihat D., Joy M., Masa'deh R., et al. Evaluating E-learning systems success: An empirical study // Computersin Human Behavior. 2020. Vol. 102. P. 67-86.
62. Eom S. B., Ashill N. J. A System's View of E-Learning Success Model // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2018. Vol. 16, No. 1. P. 42-76.
63. European Framework for the Digital Competence of Educators DigCompEdu [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technicalresearch-reports/ european-framework-digital-competence-educators-digcompedu (дата обращения: 02.11.2020).
64. Jahnke I., Bergstrom P. Digital Didactical Designs as research framework: iPad integration in Nordic schools // Computers & Education. 2017. No. 113. P. 1-15.
65. Hooper D., Coughlan J., Mullen M. R. Structural equation modelling: Guidelines for determining model fit // Electronic Journal of Business Research Methods. 2008. Vol. 6, No. 1. P. 53-60.
66. Zikriyoev A., Khomidov S., Nurimbetov R., et al. Improving the school quality through winning education turbulence in Uzbekistan (Evidence from the ministry of secondary education Uzbekistan, Gijduvan region 65 schools) // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 9, No. 1. P. 3225-3231.
DIGITAL TRANSFORMATION OF TEACHER EDUCATION CONTENT
The article is an analytical review of the literature, the author discusses the content of the new science "digital pedagogy". The concepts of "digital pedagogy", "digital didactics", "digital psycho didactics" differ. The current trends in digital psychodidactics are highlighted: psy-chodidactics of the digital educational environment, psycho didactics of digital educational systems, digital intelligence, digital methods of scientific research in pedagogy and psychology, DigCompEdu — 2018 (European model of digital competencies for education). An additional module of the educational program "Digital Pedagogy" is offered.
Keyword: digitalization, teacher education, additional module of the educational program "Digital Pedagogy".
References
• Abankina I. V., Belikov A. A., Gaponova O. S. i dr. Global'naya konkurentosposobnost' rossijskogo obra-zovaniya. Materialy dlya diskussii. M.: NIU VShE, 2017. 112 s. [In Rus].
• Abdrahmanova G. I., Kovaleva G. G. Cifrovye navyki naseleniya // Cifrovaya ekonomika. 05.07.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/DE_1_05072017.pdf (data obrashcheniya: 02.11.2020). [In Rus].
• Abdrahmanova G. I., Vishnevskij K O., GohbergL. M. i dr. Chto takoe cifrovaya ekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie: dokl. k XX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / nauch. red. L. M. Gohberg. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 82 s. [In Rus].
• Al-Fraihat D., Joy M., Masa'deh R., et al. Evaluating E-learning systems success: An empirical study // Computersin Human Behavior. 2020. Vol. 102. P. 67-86.
• Andreev A. A. Pedagogika v informacionnom obshchestve, ili Elektronnaya pedagogika // Vysshee ob-razovanie v Rossii. 2011. № 11. S. 114. [In Rus].
• Bilenko P. N., Blinov V. I., Dulinov M. V. i dr. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya / nauch. red. V. I . Blinov. M.: Pero, 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/proect_didacticheskoy_concepcii_cifrovogo_prof_obr.pdf (data obrashcheniya: 02.11.2020). [In Rus].
• Blinov V. I. Cifrovaya didaktika: modnyj trend ili novaya nauka? // Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2019. № 3. S. 27-32. [In Rus].
• Blinov V. I., Sergeev I. S. Problemy cifrovoj didaktiki: kakovy puti resheniya? // Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2018. № 11. S. 5-10. [In Rus].
• Choshanov M. A. Didakticheskaya inzheneriya, ili Kak uchit' v cifrovuyu epohu // Narodnoe obrazovanie. 2016. № 4-5 (1456). S. 113-132. [In Rus].
• Choshanov M. A. E-didaktika: novyj vzglyad na teoriyu obucheniya v epohu cifrovyh tekhnologij // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2013. T. 16, № 3. S. 684-696. [In Rus].
• Cifrovye resursy dlya organizacii obrazovatel'nogo processa i ocenki dostizhenij obuchayushchihsya v distancionnom formate: obzor cifrovyh resursov dlya distancionnogo obrazovaniya. N. Novgorod: Mininskij universitet, 2020. 50 s. [In Rus].
• Dobryakova M. S., Yurchenko O. V., Novikova E. G. Navyki XXI veka v rossijskoj shkole: vzglyad peda-gogov i roditelej M.: NIU VShE, 2018. 72 s. [In Rus].
• Eom S. B., Ashill N. J. A System's View of E-Learning Success Model // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2018. Vol. 16, No. 1. P. 42-76.
• Ershova T. V. Konceptualizaciya predmetnoj oblasti «cifrovaya ekonomika» kak osnova razvitiya ee po-nyatijnogo apparata // Informacionnoe obshchestvo. 2019. № 6. S. 34-41. [In Rus].
• European Framework for the Digital Competence of Educators DigCompEdu [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technicalresearch-reports/european-framework-digital-competence-educators-digcompedu (data obrashcheniya: 02.11.2020).
• Frumin I. D., Dobryakova M. S., Barannikov K A. i dr. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramot-nost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya. M.: NIU VShE, 2018. 28 s. [In Rus].
• Gabdulhakov V. F., Galimova E. G. Cifrovaya pedagogika i gejmifikaciya obrazovaniya v universitetah // Obrazovanie i samorazvitie. 2014. № 4 (42). S. 42. [In Rus].
• Gejbl E. Cifrovaya transformaciya shkol'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj opyt, trendy, global'nye rekomendacii / per. s angl.; pod nauch. red. P. A. Sergomanova. M.: NIU VShE, 2019. 108 s. [In Rus].
• Gel'fman E. G., Holodnaya M. A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Yurajt, 2020. 328 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://urait.ru/bcode/455237 (data obrashcheniya: 31.08.2020). [In Rus].
• Gift N. Pragmatichnyj II. Mashinnoe obuchenie i oblachnye tekhnologii. SPb.: Piter, 2019. 304 s. [In Rus].
• Gil'mutdinov A. H., IbragimovR. A., Civilskij I. V. Elektronnoe obrazovanie na platforme Moodle. Kazan': KGU, 2008. 169 s. [In Rus].
• Havenson T. E., Kersha Yu. D. Sravnitel'nyj analiz rezul'tatov testov PISA i TIMSS v Rossii i stranah Evropy M.: NIU VShE, 2017. 32 s. [In Rus].
• Hooper D., Coughlan J., Mullen M. R. Structural equation modelling: Guidelines for determining model
fit // Electronic Journal of Business Research Methods. 2008. Vol. 6, No. 1. P. 53-60.
• Ilaltdinova E. Yu., FedorovA. A., Filchenkova I.F. Tipologiya elektronnyh servisov v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. № 2 (19). S. 10. [In Rus].
• Jahnke I., Bergstrom P. Digital Didactical Designs as research framework: iPad integration in Nordic schools // Computers & Education. 2017. No. 113. P. 1-15.
• Karlov I. A., Kovalev V. O., Kozhevnikov N. A. i dr. Ekspress-analiz cifrovyh obrazovatel'nyh resursov i servisov dlya organizacii uchebnogo processa shkol v distancionnoj forme. M.: NIU VShE, 2020. 56 s. [In Rus].
• Knyazev G. G., Mitrofanova L. G., Bocharov A. V. Validizaciya russkoyazychnoj versii oprosnika L. Goldberga «Markery faktorov „bol'shoj pyaterki"» // Psihologicheskij zhurnal. 2010. T. 31, № 5. S. 100-110. [In Rus].
• Knyazev G. G., Mitrofanova L. G., Razumnikova O. M. i dr. Adaptaciya russkoyazychnoj versii oprosnika emocional'nogo intellekta K. Barchard // Psihologicheskij zhurnal. 2012. T. 33, № 4. S. 112-120. [In Rus].
• Kolesnikov A. K., Lebedeva I. P. Obshchaya linejnaya model' strukturnyh uravnenij kak gipoteza
0 prichinnosti (na primere pedagogicheskogo issledovaniya) // European Social Science Journal. 2016. № 10. S. 189-196. [In Rus].
• Kozlov A. N. Intellektual'nye informacionnye sistemy: uchebnik. Perm': Izd-vo FGBOU VPO Permskaya GSHA, 2013. 278 s. [In Rus].
• Kuz'minov Ya. I., Frumin I. D., Sorokin P. S. i dr. Kak sdelat' obrazovanie dvigatelem social'no-ekonomi-cheskogo razvitiya? / pod red. Ya. I. Kuz'minova, I. D. Frumina, P. S. Sorokina. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 284 s. [In Rus].
• LyubimovL. L. Koncepciya modernizacii obshchego obrazovaniya. Bez lozungov, prizyvov i nastav-lenij, no s otvetami na voprosy: Chto nado delat'? Pochemu eto nado delat'? Kak eto mozhno sdelat'? M.: NIU VShE, 2020. 80 s. [In Rus].
• Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy: monografiya. N. Novgorod: Professional'naya nauka, 2018. 174 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://scipro.ru/conf/ monographeeducation-1.pdf (data obrashcheniya: 19.07.2020). [In Rus].
• Mitina O. V. Modelirovanie latentnyh izmenenij s pomoshch'yu strukturnyh uravnenij // Eksperimental'naya psihologiya. 2008. T. 1, № 1. S. 131-148. [In Rus].
• Monahov V. M. O fundamentalizacii didaktiki kak nauki v sootvetstvii s trebovaniyami cifrovogo ob-shchestva. Pedagogika. 2018. № 7. S. 34-42. [In Rus].
• Morozova S. V. Osobennosti primeneniya modelirovaniya strukturnymi uravneniyami v psiho-logicheskih issledovaniyah (1975-2015) // Vserossijskaya konferenciya po kognitivnoj nauke KISE-2017: mat-ly. Kazan', 2017. S. 527-530. [In Rus].
• NasledovA. D. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: professional'nyj statisticheskij analiz dannyh. SPb.: Piter, 2013. 416 s. [In Rus].
• Nasledov A. D. Strukturnoe modelirovanie kauzal'nyh gipotez: issledovanie pedagogicheskih stereo-tipov ocenivaniya mladshih shkol'nikov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. 2011. № 1. S. 305-313. [In Rus].
• Nasledov A. D. Voprosy primeneniya metoda modelirovaniya strukturnymi uravneniyami v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. Formirovanie osnovnyh napravlenij razvitiya sovremennoj statistiki
1 ekonometriki: mat-ly I Mezhdunar. nauch. konf. / nauch. red. V. N. Afanas'ev. Orenburg: Universitet, 2013. S. 216-225. [In Rus].
• Okolelov O. P. Iskusstvennyj intellekt i innovacionnye pedagogicheskie sredstva v obrazovanii: mono-grafiya. M.; Berlin: Direkt-Media, 2020. 181 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=572444 (data obrashcheniya: 19.07.2020). [In Rus].
• Ostapenko R. I. Ispol'zovanie strukturnyh uravnenij v modelirovanii processov upravleniya obra-zovaniem // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2013. № 4 (12). S. 1-8. [In Rus].
• Ostapenko R. I. Kratkij obzor i perspektivy razvitiya metodov strukturnogo modelirovaniya v otechest-vennoj nauke i praktike // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5 (5). S. 56-59. [In Rus].
• Ostapenko R. I. O formirovanii informacionno-matematicheskoj kompetentnosti studentov-psihologov v usloviyah samodiagnostiki // Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2014. № 3 (30). S. 4. [In Rus].
• Ostapenko R. I. Osnovy strukturnogo modelirovaniya v psihologii i pedagogike: uch. pos. dlya studen-tov i aspirantov psihol. i ped. spec-tej vuzov. Voronezh: VGPU, 2012. 120 s. [In Rus].
• Ostapenko R. I., KolosovaL. A., Efanova E. V. i dr. Modelirovanie svyazi stressoustojchivosti i uchebnoj uspevaemosti studentov metodom strukturnyh uravnenij // Inklyuzivnoe obrazovanie
v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah: problemy i resheniya: mat-ly XVIII Vseros. nauch.-prakt. konf. Voronezh, 2017. S. 86-91. [In Rus].
• Ostapenko R. I., Ostapenko A. I. Ispol'zovanie metodov modelirovaniya strukturnymi uravneniyami v oblasti upravleniya obrazovaniem // Gosudarstvennyj sovetnik. 2013. № 4 (4). S. 112-118. [In Rus].
• Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya i praktika. SPb.: Piter, 2007. 352 s. [In Rus].
• Pasport federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» [Elektronnyj resurs]. URL: https://files.da-ta-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf (data obrashcheniya: 02.11.2020). [In Rus].
• Persiyanceva S. V. Strukturnaya model' koncepcii pozicii sub'ekta ucheniya // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2016. T. 5, № 6A. S. 236-246. [In Rus].
• Petrova E. V. Cifrovaya didaktika: proektirovanie processa obucheniya i ego soprovozhdenie // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 4. S. 141-144. [In Rus].
• Psihodidaktika sovremennogo uchebnika: preemstvennost' tradicij i vektory razvitiya: sb. nauchn. st. / sost. N. A. Borisenko, K. V. Mironova, S. V. Shishkova; otv. red. N. A. Borisenko. M.: Mnemozina, 2019. 295 s. [In Rus].
• Rogova I. N., Shiktareva I. A., Almazova M. L. Metody i tekhnologii cifrovoj didaktiki professional'nogo obrazovaniya // Nauchno-innovacionnye tekhnologii kak faktor ustojchivogo razvitiya agropro-myshlennogo kompleksa: sb. st. po mat-lam Vseross. (nacional'noj) nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. I. N. Mikolajchika. Kurgan, 2020. S. 512-515. [In Rus].
• Sagalakova O. A., Truevcev D. V., Sagalakov A. M. Modelirovanie strukturnymi uravneniyami narush-enij kognitivnoj regulyacii affekta v situaciyah ocenivaniya pri antivital'noj napravlennosti povedeniya // Universum: psihologiya i obrazovanie. 2014. № 12 (11). S. 4. [In Rus].
• Savenkov A. I. Psihodidaktika. M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2012. 360 s. [In Rus].
• Semenov V. Yu. Trekhfaktornaya model' socioemocional'nogo intellekta mladshih shkol'nikov i po-drostkov // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2015. № 174. S. 148-153. [In Rus].
• Sergeev I. S. Cifrovaya didaktika professional'nogo obrazovaniya: kontury novoj nauchnoj discipliny // Professional'noe obrazovanie i zanyatost' molodezhi: XXI vek. Podgotovka kadrov dlya cifrovoj eko-nomiki. Kemerovo, 2019. S. 134-138. [In Rus].
• Shcherbina E. Yu., Shmurygina O. V., Utkina S. N. Cifrovaya didaktika professional'no-pedagogichesk-ogo obrazovaniya: osnovnye komponenty // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020. № 2 (51). S. 411-418. [In Rus].
• Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Nestik T. A. Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost'. 2-e izd., ster. M.: Smysl, 2018. 375 s. [In Rus].
• Soldatova G. U., Shlyapnikov V. N. Cifrovaya kompetentnost' rossijskih pedagogov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20, № 4. C. 5-18. [In Rus].
• Solovova N. V., Dmitriev D. S., Suhankina N. V. Cifrovaya pedagogika: tekhnologii i metody: uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'stvo Samarskogo universiteta, 2020. 128 s. [In Rus].
• Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41919(data obrashcheniya: 02.11.2020). [In Rus].
• Uvarov A. Yu., Gejbl E., Dvoreckaya I. V. i dr. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 343 s. [In Rus].
• Uvarov A. Yu., Van S., Kan C. i dr. Problemy i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya v Rossii i Kitae. II rossijsko-kitajskaya konferenciya issledovatelej obrazovaniya «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i iskusstvennyj intellekt». Moskva, 26-27 sentyabrya 2019 g. / otv. red. I. V. Dvoreckaya; per. s kit. N. S. Kuchmy. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 155 s. [In Rus].
• Verbickij A. A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6) [Elektronnyj resurs]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (data obrashcheniya: 02.11.2020). [In Rus].
• Zikriyoev A., Khomidov S., Nurimbetov R., et al. Improving the school quality through winning education turbulence in Uzbekistan (Evidence from the ministry of secondary education Uzbekistan, Gijduvan region 65 schools) // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 9, No. 1. P. 3225-3231.
• Zmeev M. V., Kamalov R. R., Makurin A. I. Distancionnoe obuchenie v programmnoj srede Moodle: ot uroka do kursa (uchebnoe posobie dlya uchitelej i prepodavatelej). Glazov: ANO Centr NIOKR «Universum», 2018. 118 s. [In Rus].