Научная статья на тему 'Необходимости соотнесения образовательных и профессиональных стандартов в период цифровой трансформации'

Необходимости соотнесения образовательных и профессиональных стандартов в период цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
210
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный стандарт / профессиональные компетенции / профессиональный стандарт / трудовые функции / цифровая платформа / цифровая трансформация / рынок труда / бизнес-информатика / высшее образование / Educational standard / professional competencies / professional standard / labour functions / digital platform / digital transformation / labour market / business informatics / higher education

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гурьева Т. Н., Шарабаева Л. Ю.

Целью данного исследования является анализ проблем рынка труда в период цифровой трансформации экономики и обоснование перечня необходимых образовательных компетенций. В результате исследования проведен обзор источников информации, проанализирована структура компетенций государственного стандарта ФГОС 3+ и компетенции направления «Бизнесинформатика». Сформулирован список базовых, ключевых компетенций для всех специальностей цифрового общества и перечень основных профессиональных компетенций направления 38.08.05 «Бизнес-информатика». Обоснована необходимость единого подхода к разработке структуры профессиональных стандартов с учетом направлений образования, указана проблема временного расхождения этапов соотнесения образовательной программы с профессиональными стандартами и реализации механизма обеспечения вузов необходимыми актуальными программно-техническими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATION BETWEEN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS IN THE PERIOD OF DIGITAL TRANSFORMATION

The purpose of the article is analyze the problems of the labour market during the digital transformation of the economy and to justify the list of necessary competences. The following methods were used to obtain the results: comparative analysis, classification, generalization. As a result of the study the structure of competences is proposed, the list of general competences for all specialties of digital society has been formulated, a comparative analysis of the competences of the educational direction 38.08.05 "Business informatics" was made and they have been compared with corresponding professional standards. The demand of unified approach to changing demands of professional and educational competences is justified. The article noted the need to develop a system of independent evaluation of competences. It is noted that the educational programme and professional standards and implementation of the mechanism to provide universities with the necessary up-to-date software and technical equipment should be correlated.

Текст научной работы на тему «Необходимости соотнесения образовательных и профессиональных стандартов в период цифровой трансформации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

Т. Н. Гурьева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС, г. Санкт-Петербург E-mail: tguryeva@yandex.ru

Tatiana N. Guryeva

PhD (Education), Associate Professor, Department of Business Informatics, Northwest Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia

E-mail: shar_lu@mail.ru

Л. Ю. Шарабаева

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бизнес-информатики СевероЗападного института управления — филиала РАНХиГС, г. Санкт-Петербург E-mail: shar_lu@mail.ru

Lubov Y. Sharabaeva

PhD (Phisics and Mathematics), Associate Professor, Department of Business Informatics, Northwest Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia

О НЕОБХОДИМОСТИ СООТНЕСЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Целью данного исследования является анализ проблем рынка труда в период цифровой трансформации экономики и обоснование перечня необходимых образовательных компетенций. В результате исследования проведен обзор источников информации, проанализирована структура компетенций государственного стандарта ФГОС 3+ и компетенции направления «Бизнес-информатика». Сформулирован список базовых, ключевых компетенций для всех специальностей цифрового общества и перечень основных профессиональных компетенций направления 38.08.05 «Бизнес-информатика».

Обоснована необходимость единого подхода к разработке структуры профессиональных стандартов с учетом направлений образования, указана проблема временного расхождения этапов соотнесения образовательной программы с профессиональными стандартами и реализации механизма обеспечения вузов необходимыми актуальными программно-техническими средствами.

Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, трудовые функции, цифровая платформа, цифровая трансформация, рынок труда, бизнес-информатика, высшее образование.

Как цитировать статью: Гурьева Т. Н., Шарабаева Л. Ю. О необходимости соотнесения образовательных и профессиональных стандартов в период цифровой трансформации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 98-108. Б01: 10.24411/2224-0772-2019-10046.

Введение

Необратимость происходящей цифровой трансформации мирового сообщества определяет новые бизнес-модели, рынки и возможности роста. Первостепенной задачей становится подготовка специалистов цифрового общества.

В аналитическом отчете эксперты Digital McKinsey указывают, что прирост ВВП за счет цифровизации может осуществляться только при условии обеспечения отраслей подготовленными кадрами [1]. Для этого необходима модернизация системы образования и профессиональной переподготовки.

Кроме того, важно поднять престиж профессий, требующих высокой квалификации. Один из путей — поднять зарплату специалистов, профессии которых требуют сложных компетенций, на достойный уровень. Разница в зарплатах квалифицированных профессионалов в России и в западных странах слишком велика, и это приводит к оттоку ценных кадров в другие страны. Другой причиной незаинтересованности молодежи в России к овладению сложными компетенциями является незначительная разница в оплате специалистов сложных профессий и тех, которые не требуют интеллектуальных вложений [4].

В соответствии с глобальным индексом сетевого взаимодействия (GCI 2018), который отражает прогресс крупнейших стран мира в области перехода на цифровые технологии, Россия занимает 36 место из 79 и показывает перспективные цифры по пяти технологическим возможностям, что подтверждает потенциальную готовность к цифровым преобразованиям [14].

Сравнительный анализ индексов сетевого взаимодействия различных стран [2] отображает неравномерность технического развития России. Это указывает на потребность в подготовке кадров по таким отстающим направлениям, как развитие центров обработки данных и Интернета вещей.

За подготовку специалистов для цифровой экономики отвечают органы образования. Представляется необходимым согласовать федеральные государственные стандарты с потребностями рынка труда, отражаемыми в требованиях к вакансиям. Возрастающая сложность этих согласований и ответственность за результаты образовательного процесса в постоянно изменяющихся условиях диктует необходимость тщательного анализа существующей структуры, содержания компетенций

и их соотнесения с существующими профессиональными стандартами. Этот вопрос является актуальным для учреждений высшего и среднего образования в глобальных масштабах. В статье рассматривается согласование ФГОС 3+ и профессиональных стандартов по направлению 38.03.05. «Бизнес-информатика».

Цель исследования: анализ проблем рынка труда в период цифровой трансформации экономики и обоснование перечня необходимых образовательных компетенций.

Методология и методы исследования. Для получения результатов использованы следующие методы: сравнительный анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования. В образовании используется разработанная структура компетенций ФГОС 3+ по разным направлениям обучения. Сформированность их является результатом образовательной деятельности. В то же время утвержденные профессиональные стандарты описывают трудовые функции конкретных направлений деятельности. Однако зачастую нет прямой связи и полного соответствия между компетенциями и трудовыми функциями.

Требования работодателей, которым должен удовлетворять уровень профессионализма выпускников высших учебных заведений, будут постоянно усложняться и меняться. Будущим специалистам придется работать на постоянно модернизирующихся производствах, с обновляющимся оборудованием, новыми алгоритмами управления и инструментами аналитики [6]. Поэтому образовательные учреждения всех уровней, начиная со школьного, должны развивать у всех обучающихся способности адаптироваться в цифровом мире. При этом нужно учитывать психологическую нагрузку, испытываемую человеком в информационном мире. Людям новой эпохи придется работать с информацией не только для исполнения должностных обязанностей, но и для обслуживания своих личных дел. Уже сейчас человеку приходится управлять многочисленными личными кабинетами в сфере государственных услуг, научной деятельности, при взаимодействии с библиотечным сервисом, покупкой билетов на транспорт, в театры, музеи. Ему приходится самому оформлять документы на основе принятых шаблонов, обращаться к законодательным актам, использовать справочники, энциклопедии, переводчики, искать и отбирать информацию и осваивать постоянно изменяющиеся инструменты для взаимодействия с информационными платформами.

В связи с растущими запросами на цифровые компетенции работников разных профессий был разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который является составной частью национального проекта «Цифровая экономика». Для его реализации был учрежден Центр компетенций по направлению «Кадры и образование», специалисты которого разработали концепцию базовой модели компетенций цифровой экономики [7]. Анализ основных понятий и видов предлагаемых этой компетенцией выявил необходимость уточнений и дополнений.

Уточним основные понятия.

Базовая модель компетенций цифровой экономики — это взаимосвязанная система базовых (обязательных для всех направлений) и профессиональных компетенций.

Базовые компетенции цифровой экономики предлагаем рассматривать как совокупность универсальных и ключевых компетенций.

Универсальные компетенции, являясь фундаментом развития, определяют основы креативного мышления, продуктивной деятельности и способности к непрерывному саморазвитию и ответственной жизни. Универсальные компетенции должны совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в системе общего начального, среднего и высшего профессионального образования, так как составляют основу формирования его профессионального мастерства. Требования к владению этими компетенциями обязательны для всех направлений деятельности.

К этому виду можно следующие компетенции:

- способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач;

- способность к деловому взаимодействию в устной и письменной формах на государственных языках;

- способность определять и реализовывать маршруты саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

- способность поддерживать уровень физического здоровья, достаточного для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

- способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- способность к инновационным решениям и творческой адаптации

в конкретных условиях выполняемых задач;

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;

- способность выполнять нужные функции в быстроменяющейся среде [13].

Эта группа компетенций характеризует не столько профессиональные навыки людей, сколько широко понимаемую культуру цифрового общества, к которой не следует применять излишне технократический подход.

Ключевые компетенции — это компетенции, позволяющие адаптироваться в цифровом мире, проявлять активность, эффективно использовать новые технологии и уметь эффективно ограничивать возрастающее информационное воздействие.

Перечислим те из них, которые представляются наиболее важными:

- способность использовать основные методы математических и естественнонаучных дисциплин в информационно-аналитической деятельности;

- способность использовать информационные технологии для описания и моделирования процессов и систем;

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

- способность управлять ресурсами информационной среды;

- способность разрабатывать проект на основе оценки ресурсов и ограничений;

- способность применять цифровые технологии для представления и обработки информации;

- способность видеть связь теории с практикой и умение быстро переходить от теории к практике [11];

- способность отличать качественную полезную информацию от недостоверной, полезную информацию от шума;

- осознание опасности зависимости от используемой техники;

- способность отказываться от избыточной информации, умение действовать в соответствии с поставленной целью.

Последние три из перечисленных компетенций связаны с психологи-

ческими и физическими проблемами, с которыми сталкивается человек цифрового мира. Виртуальный мир социальных сетей резко меняет восприятие происходящего в реальности. Получив комфортные условия потребления, предлагаемые цифровым обществом, человек начинает испытывать проблему нехватки времени и психические перегрузки.

Получаемые в виртуальной среде впечатления, создаваемые ярким мозаичным миром событий и эмоций, снижают мотивацию к изучению сложных вопросов, требующих монотонных усилий и дисциплины. Надеясь найти ответы на все вопросы в гаджете в любой момент, человек перестает тренировать собственную память. Виртуальное общение в социальных сетях, повышая самооценку, создает положительные эмоции, человек впадает в зависимость.

Привлекательность искусственного виртуального отвлекает мозг от серьезной работы, в то время как возрастают требования к эффективности работника, часто связанной с интенсификацией труда. Такие противоречия ведут к психическим срывам, деградации, потере сформированных компетенций и, в конечном счете, к утрате связей с культурой прежних поколений.

Способность устоять перед соблазнами виртуального мира должна формироваться на всех ступенях образовательного процесса, с самого раннего детства.

Профессиональные компетенции — это компетенции, определяющие возможности человека выполнять трудовые функции конкретной профессиональной деятельности.

Состав и содержание профессиональных компетенций являются наиболее динамично меняющимися в связи с запросами рынка труда. Разработчики концепции базовой модели предлагают построить механизм их актуализации на основе внедрения в образовательный процесс постоянно разрабатываемых новых цифровых платформ и технологий [15].

Прежние этапы информатизации ограничивалась рутинными задачами. В основном это автоматизация операций на основе формализуемых правил. Новые технологии, строящиеся на анализе и обработке больших данных, невозможны без использования искусственного интеллекта. Расширяется спектр нестандартных задач. Это вызывает тревогу ученых. Например, исследователи США отмечают, что уже через два десятилетия 47% специалистов будут в группе высокого риска несоответствия требованиям рынка труда [16].

Важно по каждому образовательному направлению определять специфические компетенции, связанные с цифровой обработкой данных [12]. Также необходимо их согласование с требованиями работодателей и профессиональными стандартами. В настоящее время они не согласованы.

Рассмотрим некоторые актуальные профессиональные компетенции из ФГОС 3+ по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» [8]:

- способность проводить анализ архитектуры предприятия;

- способность проводить исследование и анализ рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий;

- способность формулировать задачи, которые решаются с применением цифровых технологий;

- способность выбирать экономические информационные системы и технологии решения для управления бизнесом;

- способность к сбору, обработке и анализу больших данных с использованием существующих в организациях методологической и технологической инфраструктур.

Из формулировок этих компетенций уже понятно, что в зависимости от этапа цифровизации каждая из них будет включать в себя различные методики и инструментальные средства.

В Трудовом кодексе профессиональный стандарт определен как характеристика квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции [10].

Для сравнения образовательных компетенций направления 38.03.05 «Бизнес-информатика» с трудовыми функциями были выбраны два профессиональных стандарта: профессиональный стандарт 06.015 «Специалист по информационным системам» и профессиональный стандарт 08.037 «Бизнес-аналитик».

Анализ трудовых функций профессионального стандарта 06.015 «Специалист по информационным системам» [9] и профессиональных компетенций по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» дает основание утверждать, что в них раскрывается единая сущность по содержанию. Тем не менее трудовые функции конкретизированы, а профессиональные компетенции имеют более широкую вариативность реализации, что является благоприятным фактором для развития ключевых компетенций цифровой экономики при смене технологической экосистемы.

В профессиональном стандарте 08.037 «Бизнес-аналитик» [3] указаны

обобщенные трудовые функции, которые должны выполняться специалистами любых направлений. В структуре данного профессионального стандарта трудовые функции детально раскрываются через трудовые действия. В то же время непонятно, на основании каких инструментов реализуется трудовая функция «Анализ, обоснование и выбор решения».

Таким образом, в приведенных профессиональных стандартах использован кардинально отличающийся подход к раскрытию структуры трудовых функций через трудовые действия.

Зачастую работодатели связывают трудовые функции с владением определенными программными средствами, которые не отражены в профессиональном стандарте. Невозможность закупки меняющегося разнообразного программного обеспечения и частого обновления технической базы из-за финансовых ограничений является проблемой для учебных заведений, которая требует эффективного решения.

Кроме того, соотнесение образовательной программы с профессиональными стандартами происходит в несколько этапов. Проектирование стандартов, разработка программ, внедрение в образовательный процесс и выпуск специалистов происходит с серьезным временным расхождением. Необходимо реализовать проект по уменьшению временного расхождения этапов соотнесения образовательной программы и профессиональных стандартов.

Цифровая платформа, разработанная в Университете 20.35 [5], будет анализировать более 80 млн рабочих мест в РФ с целью получения информации о востребованных компетенциях по определенным специальностям. Платформа собирает и обрабатывает данные о требованиях работодателей, и в соответствии с ними формулирует новые профессиональные требования. Таким образом, образовательный стандарт становится гибким, «живым». Однако следует заметить, что использование данной платформы имеет плюсы и минусы.

С одной стороны, информация от работодателей раскроет их реальные потребности. Это является ценным для вузов, мотивирует студентов к обучению, обеспечивает трудоустройство выпускников. При этом для качественной подготовки выпускников необходимо построение системы независимой оценки компетенций, проблема разработки которой не решена.

С другой стороны, есть опасность разрушения методологической базы образования, дающей концептуальные основы. Непонятно, каким

образом этот «живой» стандарт будет внедряться в образовательный процесс.

Для разработки новых курсов дисциплин требуется время и анализ их педагогических результатов. Поскольку критерии оценки будут динамически зависимыми от измерений рынка труда, то невозможно будет сравнивать уровень освоения образовательной программы выпускников разных лет. Также возникает вопрос о необходимости постоянного обновления утверждаемых Министерством образования и науки образовательных направлений и присваиваемых квалификаций.

Кроме этого, большой проблемой для вузов является постоянное обновление аппаратно-технической базы. Необходимо разработать механизм распространения стандартного программно-аппаратного обеспечения для вузов.

Заключение. В статье обоснована актуальность рассматриваемой тематики.

На основе системного анализа образовательных стандартов были предложены формулировки основных понятий и структура компетенций, формируемых образовательными учреждениями в период цифровизации. Сформулирован список базовых и ключевых компетенций для всех специальностей цифрового общества. Проведен отбор профессиональных компетенций по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика».

Проведение сравнительного анализа компетенций направления 38.08.05 «Бизнес-информатика» и соответствующих профессиональных стандартов выявили необходимость выработки единой структуры требований. Указана необходимость единого подхода к разработке структуры профессиональных стандартов для всех специальностей. Отмечены преимущества и риски внедрения в образовательный процесс предложенной цифровой платформы Университета 20.35. Отмечена необходимость разработки системы независимой оценки компетенций.

Выявлены проблемы временного расхождения этапов соотнесения образовательной программы и профессиональных стандартов и реализации механизма обеспечения вузов необходимыми актуальными программно-техническими средствами.

Литература

1. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: новая реальность // Tadviser. Государство. Бизнес. ИТ [Электронный ресурс]. URL: http: //www. tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 26.09.2019).

2. Атаян А. М., Гурьева Т. Н., Шарабаева Л. Ю. Использование глобального индекса связности для анализа перспектив развития цифровой экономики России // Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: мат-лы XI междунар. конф. СПб.: РАНХиГС, 2019. С. 94-98.

3. Бизнес-аналитик // Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=61704 (дата обращения: 13.09.2019).

4. Бутейко В., Полунин К. Россия 2025: от кадров к талантам // Review. The Boston Consulting Group (BCG). Boston, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://image-src.bcg.com/images/bcg_ Review_November-2017_tcm27-178366.pdf (дата обращения: 05.09.2019).

5. Владимиру Путину представили «Базовую модель компетенций» Университета 20.35 // 20.35. Национальная технологическая инициатива. Информбюро [Электронный ресурс]. URL: https://ntinews.ru/news/unti/vladimiru-putinu-predstavili-bazovuyu-model-kompetentsiy-universiteta-20-35.html (дата обращения: 27.09.2019).

6. Гимранов Р. Д., Холкин И. Н. Изобретая информационные системы будущего // Теория и практика. Сургут: Comindware SAP, 2017. 192 с.

7. Кондаков А. М. Подходы к разработке базовой модели компетенций цифровой экономики // XII Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС. 16-17 июня 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/01d/2_Kondakov-AM.pdf (дата обращения: 02.09.2019).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (уровень бакалавриата) // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380305.pdf (дата обращения: 08.10.2019).

9. Специалист по информационным системам // Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50426 (дата обращения: 13.09.2019).

10. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 08.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. 10 basic professional skills that contribute to a digital transformation // Signaturit technology company [Электронный ресурс]. URL: https://blog.signaturit.com/en/10-basic-professional-skills-that-contribute-to-a-digital-transformation (дата обращения: 04.10.2019).

12. Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning // European Training Foundation [Электронный ресурс]. URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2018-10/ DSC%20and%20D0L_0.pdf (дата обращения: 03.10 2019).

13. Hanell F. What is the 'poblem' that digital competence in Swedish teacher education is mean to solve? // Nordic Journal of Digital Literacy. 2018. No. 3, Vol. 13. P. 137-151.

14. Powering Intelligent Connectivity with Global Collaboration // Huawai Technologies [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/assets/ files/gci_2019_ whitepaper_ en.pdf?v=20191120 (дата обращения: 24.09.2019).

15. Vogelsang K., Packmohr S., Liere-Netheler K., et al. Understanding the Transformation Towards Industry 4.0 // Perspectives in Business Informatics Research. Stockholm, 2019. P. 99-113.

16. What Key Skills Are Needed to Drive Digital Transformation? // Digital Marketing Institute [Электронный ресурс]. URL: https://digitalmarketinginstitute.com/blog/corporate-what-key-skills-are-needed-to-drive-digital-transformation (дата обращения: 24.09.2019).

ON THE RELATION BETWEEN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS IN THE PERIOD OF DIGITAL TRANSFORMATION

The purpose of the article is analyze the problems of the labour market during the digital transformation of the economy and to justify the list of necessary competences.

The following methods were used to obtain the results: comparative analysis, classification, generalization. As a result of the study the structure of competences is proposed, the list of general competences for all specialties of digital society has been formulated, a comparative analysis of the competences of the educational direction 38.08.05 "Business informatics" was made and they have been compared with corresponding professional standards. The demand of unified approach to changing demands of professional and educational competences is justified. The article noted the need to develop a system of independent evaluation of competences. It is noted that the educational programme and professional standards and implementation of the mechanism to provide universities with the necessary up-to-date software and technical equipment should be correlated.

Keywords: Educational standard, professional competencies, professional standard, labour functions, digital platform, digital transformation, labour market, business informatics, higher education.

References

• 10 basic professional skills that contribute to a digital transformation // Signaturit technology company [Elektronnyj resurs]. URL: https://blog.signaturit.com/en/10-basic-professional-skills-that-contrib-ute-to-a-digital-transformation (data obrashcheniya: 04.10.2019).

• Aptekman A., Kalabin V., Klincov V. i dr. Cifrovaya Rossiya: novaya real'nost' // Tadviser. Gosudarstvo. Biznes. IT [Elektronnyj resurs]. URL: http: //www. tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (data obrashcheniya: 26.09.2019). [In Rus].

• Atayan A. M., Gur'eva T. N., Sharabaeva L. Yu. Ispol'zovanie global'nogo indeksa svyaznosti dlya analiza perspektiv razvitiya cifrovoj ekonomiki Rossii // Gosudarstvo i biznes. Ekosistema cifrovoj ekonomiki: mat-ly XI mezhdunar. konf. SPb.: RANHiGS, 2019. S. 94-98. [In Rus].

• Biznes-analitik // Professional'nye standarty. Programmno-apparatnyj kompleks. Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://profstandart.rosmintrud. ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-profes-sionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=61704 (data obrashcheniya: 13.09.2019). [In Rus].

• Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning // European Training Foundation [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2018-10/DSC%20 and%20DOL_0.pdf (data obrashcheniya: 03.10 2019).

• Butejko V., Polunin K. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam // Review. The Boston Consulting Group (BCG). Boston, 2017 [Elektronnyj resurs]. URL: http://image-src.bcg.com/images/bcg_Review_ November-2017_tcm27-178366.pdf (data obrashcheniya: 05.09.2019). [In Rus].

• Gimranov R. D., Holkin I. N. Izobretaya informacionnye sistemy budushchego // Teoriya i praktika. Surgut: Comindware SAP, 2017. 192 s. [In Rus].

• Hanell F. What is the 'poblem' that digital competence in Swedish teacher education is mean to solve? // Nordic Journal of Digital Literacy. 2018. No. 3, Vol. 13. P. 137-151.

• Kondakov A. M. Podhody k razrabotke bazovoj modeli kompetencij cifrovoj ekonomiki // XII Mezhdunarodnyj IT-forum s uchastiem stran BRIKS i ShOS. 16-17 iyunya 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/01d/2_Kondakov-AM.pdf (data obrashcheniya: 02.09.2019). [In Rus].

• Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.05 «Biznes-informatika» (uroven bakalavriata) // Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [Elektronnyj resurs]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380305.pdf (data obrashcheniya: 08.10.2019). [In Rus].

• Powering Intelligent Connectivity with Global Collaboration // Huawai Technologies [Elektronnyj

I T. Н. fypbeBa, .n. №. WapaôaeBa

resurs]. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/assets/ files/gci_2019_ whitepaper_ en.pdf?v=20191120 (data obrashcheniya: 24.09.2019).

• Specialist po informacionnym sistemam // Professional'nye standarty. Programmno-apparatnyj kom-pleks. Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50426 (data obrashcheniya: 13.09.2019). [In Rus].

• Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683 (data obrashcheniya: 08.10.2019). [In Rus].

• Vladimiru Putinu predstavili «Bazovuyu model' kompetencij» Universiteta 20.35 // 20.35. Nacional'naya tekhnologicheskaya iniciativa. Informbyuro [Elektronnyj resurs]. URL: https://ntinews. ru/news/unti/vladimiru-putinu-predstavili-bazovuyu-model-kompetentsiy-universiteta-20-35.html (data obrashcheniya: 27.09.2019). [In Rus].

• Vogelsang K., Packmohr S., Liere-Netheler K., et al. Understanding the Transformation Towards Industry 4.0 // Perspectives in Business Informatics Research. Stockholm, 2019. P. 99-113.

• What Key Skills Are Needed to Drive Digital Transformation? // Digital Marketing Institute [Elektronnyj resurs]. URL: https://digitalmarketinginstitute.com/blog/corporate-what-key-skills-are-needed-to-drive-digital-transformation (data obrashcheniya: 24.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.