УДК 381.103.1 + 004 + 006 + 377.5 + 378.1
Дрожжинов В.И.
АНО «Центр компетенции по электронному правительству», г. Москва, Россия
SFIA-СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ИТ ЭПОХИ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Аннотация
SFIA — система профессиональных стандартов в сфере ИТ, первая версия которой была разработана в начале текущего столетия в Великобритании для информационной эпохи, а текущая шестая версия соответствует требованиям цифровой экономики. От всех других подходов к стандартизации профессиональной деятельности в сфере ИТ, включая подход Минтруда России, SFIA отличается системностью, охватом всех видов деятельности в сфере ИТ, глобальным применением в различных странах, непрерывной поддержкой в части развития, преподавания и сертификации специалистов.
Ключевые слова
Информационные технологии; профессиональные ИТ-стандарты; разработка профессиональных ИТ-стандартов; система профессиональных ИТ-стандартов; стандарты цифровой экономики.
Drozhzhinov V.I.
Centre for e-government competence NGO, Moscow, Russia
SFIA-THE SYSTEM OF IT PROFESSIONAL STANDARDS FOR THE DIGITAL ECONOMY
Abstract
SFIA is a system of professional IT standards, it's first version was developed at the beginning of this century in the UK for the information age, and the current sixth version meets the requirements of the digital economy. Unlike all other approaches to the standardization of professional IT activities, including the approach of the Ministry of Labor of Russia, SFIA is characterized by its systematic approach, coverage of all IT activities, global application in different countries, continuous development support, teaching and certification of specialists.
Keywords
Information technologies; IT professional standards; development of IT professional standards; system of IT professional standards; digital economy standards.
Смартстаффинг11 (умныи подбор персонала, в основном врЕменного) по мнению зарубежных экспертов, имеет хорошую перспективу во всем мире, особенно в эпоху цифровой экономики в связи с массовым освобождением персонала в результате внедрения во всех сферах жизни прорывных и подрывных цифровых технологии. Для России нет статистических данных об абсолютном и относительном размере и тренде различных сегментов рынка труда. Но для Индии они есть12 и подтверждают этот тезис: на 2011 г.
11 http://cMapmcmaééu^.pé/ -- веб-сайт проекта Смартстаффинг
12 Human resources solutions industry. Stepping into the next
decade of growth. -- Ernst & Young and Executive Recruiters Association, India, January 2012. - 40 p.
сегмент временной занятости ее рынка труда равен внушительным 73 %, сегмент постоянной занятости — лишь 13 %, а другие сегменты вместе (онлайновые порталы спроса и предложения рабочих рук, кадровыи консалтинг, расчет зарплат и др.) - жалкие 14 %.
По некоторым оценкам в ближайшие 20 лет индиицы будут составлять 50% новых молодых кадров, выходящих на глобальный рынок труда. Таким образом, конкуренция на глобальном рынке обострится, и это не сулит ничего хорошего для все сокращающееся плеяды молодых специалистов России.
Индийские кадры имеют зачастую ИКТ-образование и/или профессию, свободно владеют английским языком — языком международного
общения, участвуют в международных профессиональных ИКТ-обществах и соцсетях, отсюда следует, что проект Смартстаффинг (по его целям и задачам) — единственно, что мог бы поддержать вхождение россиян (юр - и физлиц) на ИКТ-сегмент глобального рынка труда. Начать можно с включения в соответствующий портал проекта международно-признанной модели классификации ИКТ-навыков (skills) для информационной эры (Skills Framework for Information Age, SFIA13).
Интересно, что 16 апреля 2017 г. поиск русскоязычной информации по SFIA в Рунет дал только две ссылки:
1. http://www.realitsm.ru/2 012/03/cisa-i-cism-vMyucheny-v-model-kompetencij-sfia/
2. http : //www. uml2.ru/community/blog/1179/
Таким образом, ниша продвижения SFIA на
российском рынке труда свободна. Из дальнейшего станет видна ценность этои модели для ИТ-менеджеров, HR-менеджеров и ИТ-профессионалов.
В даннои статье будут представлены основные принципы модели SFIA (при этом наше представление следует первоисточнику) и ее применение.
Модель SFIA
Модель классификации ИКТ-навыков для информационной эры -- обязательный инструмент для организационного проектирования и управления талантами в области ИТ:
• SFIA используется в глобальном масштабе,
• SFIA помогает реализовать все стадии цикла управления компетенциями: планирование ресурсов, рекрутинг, размещение, оценку, развитие и вознаграждение.
• SFIA содержит 97 компетенции14 и для каждои компетенции описание одного или нескольких из 7 уровней ответственности общим числом 362.
• Методология SFIA переведена с английского на немецкий, испанский, арабскии, китаискии и японский языки.
Хронологическая последовательность версии
13 http://www.s_fia.org.uk/ -- веб-сайт Фонда SFIA (SFIA Foundation)
14 https://www.sfia-onUne.org/en/sfia-6/a-to-z-skiUs-coUection
SFIA VI
SHAV2 ►■SFIAVi
Г'
модели SFIA показана на рис. 1.
Версия 6 SFIA описывает компетенции, необходимые для цифровой экономики. К этим компетенциям относятся такие тематические области, как цифровая рабочая сила, кибербезопасность, гибкие технологии разработки (agile), управление информацией, большие данные и облачная бизнес-модель использования ИТ
Модель SFIA (произносится как имя София) представляет собои наднациональный инструмент для описания и управления компетенциями специалистов в 21 веке - разработчиков и эксплуатантов систем на базе ИКТ. Он предназначен помочь приведению навыков рабочеи силы в соответствие потребностям бизнеса и представляет собои двумерную таблицу (см. табл. 1). Колонки имеют следующие названия: категории/подкатегории (навыков), навыки, коды (навыков) и возможные уровни ответственности и подотчетности работника, обладающего соответствующим навыком.
Категории навыков заданы для шести основных направлении создания и эксплуатации систем на базе ИКТ, каждая из них затем разделена на подкатегории:
Стратегия и архитектура
1. Информационная стратегия
2. Советование и руководство
3. Стратегия бизнеса и планирование
4. Техническая стратегия и планирование Изменения в бизнесе
• Реализация изменении в бизнесе
• Управления изменениями в бизнесе
• Управление отношениями
• Управление навыками Разработка и реализация решении
• Разработка систем
• Человеческие факторы
• Развертывание и интеграция Управление обслуживанием
• Стратегия обслуживания
• Проектирование обслуживания
• Виды обслуживания
• Управление выполнением услуг Поддержка снабжения и управления
• Управление снабжением
• Качество и соответствие Интерфейс с клиентами
• Продажа и маркетинг
• Сопровождение клиентов
Г
p-SFIAV4 р
SFIAV5 ►■SFIAV6
Global Consultation
Рис. 1. Хронология разработки версий модели SFIA, начиная с первой версии 2000-го года (SFIA VI) до текущей шестой
версии от 2015-го года (SFIA V6)
В таблице 1 определены 96 навыков, каждьш навык описан в общем виде и имеет уникальный 4-буквенньш код.
Таблица 1. Матрица навыков SF1A V5, темно-зеленым цветом отмечены навыки, имеющие расширение, _определенные организацией BCS в ее таблице SF1Aplus V5. Источник: http://scripts.bcs.oeg/sfiaplus/sfia.htm_
Category/SubCa Level Уровень
tegory Категория/суб категория Skill Навык Code Код 1 2 3 4 s 6 z
Strategy and architecture Стратегия и архитектура
Information Strategy Информационна я стратегия IT governance Руководство ИТ-технологиями GOVN Б б z
Information management Управление информацией IRMG 4 Б б 2
Information systems coordination Координация информационных систем ISCO б У
Information security Информационная безопасность SCTY 3 4 s б
Information assurance Поддержка сохранности информации INAS s б У
Information analysis Анализ информации INAN 3 4 s б У
Information content publishing Публикация информационного содержания ICPM 1 2 3 4 s б
Advice and guidance Советование и руководство Consultancy Консультирование CNSL s б У
Technical specialism Техническая специализация TECH 4 s б
Business strategy and planning Стратегия бизнеса и планирование Research Исследования RSCH 3 4 s б
Innovation Инновации INOV s б
Business process improvement Совершенствование бизнес-процессов BPRE s б У
Enterprise & business architecture development Разработка архитектуры предприятия и бизнеса STPL s б У
Business risk management Управление рисками бизнеса BURM 4 s б У
Sustainability strategy Стратегия устойчивости SUST s б
Technical strategy & planning Техническая стратегия и планирование Emerging technology monitoring Мониторинг новых технологии EMRG 4 s б
Continuity management Управление непрерывностью [ИТ] COPL 4 s
Software development process improvement Совершенствование процесса разработки ПО SPIM s б У
Sustainability management for IT Управление_устоичивостью для ИТ SUMI s б
Network planning Планирование сети NTPL s б
Solution architecture Архитектура решения ARCH s б
Data management Управление данными DATM 4 s б
Methods and tools Методы и инструменты METL 4 s б
Business Change Изменения в бизнесе
Business change implementation Реализация изменении в бизнесе Portfolio management Управление портфелем [ программ или проектов] POMG s б У
Programme management Управление программой [из нескольких проектов] PGMG б У
Project management Управление проектом PRMG 4 s б У
Portfolio, programme and project support Поддержка.портфелеи, программ и проектов PROF 2 3 4 s
Business change management Управления изменениями в бизнесе Business analysis Анализ бизнеса BUAN 3 4 s б
Requirements definition and management Определение и управление требованиями REQM г 3 4 s б
Business process testing Тестирование бизнес-процессов BPTS 4 s б
Change implementation planning & management Планирование и управление реализацией [организационных] изменении CIPM s б
Organisation design & implementation Организационное проектирование и реализация ORDI s б
Benefits management Управление бенефитами [выгодои] BENM s б
Business modelling Моделирование бизнеса BSMO г 3 4 s б
Sustainability assessment Оценка устойчивости SUAS 4 s б
Relationship management Управление отношениями Stakeholder_relationship_management Управление отношениями с заинтересованными сторонами RLMT 4 s б 7
Skills management Управление навыками Learning and development management Управление обучением и развитием [навыков] ETMG 3 4 s б 7
Learning and development assessment Оценка_обучения и развития [навыков] LEDA 3 4 s б
Learning design and development Проектирование и развитие обучения TMCR 4 s
Learning delivery Проведение обучения ETDL 3 4 s
Teaching and.subject. formation Разработка программ обучения [по компьютерной науке и информационным технологиям на всех ступенях образования от школы, через высшую школу до повышения квалификации специалистов и переподготовки трудовых ресурсов}, преподавание по этим программам TEAC s б
Resourcing Обеспечение человеческими ресурсами [для занятия ПКТ-должностеи] RESC s б
Professional development Профессиональное развитие PDSV 4 s б
Solution development and implementation Разработка и реализация решений
Systems Development Разработка систем Systems development management Управление разработкой систем DLMG s б 7
Data analysis Анализ данных DTAN г 3 4 s
Systems design Проектирование систем DESN г 3 4 s б
Network design Проектирование сетеи NTDS s б
Database/repository design Проектирование баз данных/репозиториев DBDS г 3 4 s б
Programming/software development Программирование, проектирование ПО PROG г 3 4 s
Animation development Разработка анимации ADEV 3 4 s б
Safety engineering Техника безопасности SFEN 3 4 s б
Sustainability engineering Техника устойчивости SUEN 4 s б
Information content authoring Верстка информационного контента INCA 1 г 3 4 s б
Testing Тестирование TEST 1 г 3 4 s б
Human factors User experience analysis Анализ опыта пользователей UNAN 3 4 s
Человеческик Ergonomic design Эргономическое проектирование HCEV 3 4 s б
факторы User experience evaluation Оценка опыта пользователей! USEV 2 3 4 s
Human factors integration Интеграция человеческих факторов HFIN s б У
Installation and Systems integration Системная интеграция SINT 2 3 4 s б
integration Развертывание Porting/software integration Портирование ПО и его итеграция PORT 3 4 s б
и интеграция Systems installation/decommissioning Развертывание/вывод из HSIN 1 2 3 4 s
эксплуатации систем
Service management Управление обслуживанием
Service Strategy IT Management Управление ИТ-технологиями ITMG s б У
Стратегия обслуживания Financial management for IT Финансовое управление ИТ-технологии FMIT 4 s б
Service design Capacity management Управление мощностями CPMG 4 s б
Проектировани е обслуживания Availability management Управление наличием AVMT 4 s б
Service level management Управление уровнем обслуживания SLMO 2 3 4 s б У
Service transition Service acceptance Приемка услуг SEAC 4 s б
Виды обслуживания Configuration management Управление конфигурацией CFMG 2 3 4 s б
Asset management Управление активами ASMG 4 s б
Change management Управление [организационными] CHMG 2 3 4 s б
изменениями
Release_and_deployment Управление версиями [систем, процессов и RELM 3 4 s б
функции] и их внедрение
Service operation System software Системное ПО SYSP 3 4 s
Управление выполнением Security administration Администрирование безопасности SCAD 3 4 s б
услуг Radio frequency engineering Радиотехника RFEN 2 3 4 s б
Application support Сопровождение прикладного ПО ASUP 2 3 4 s
IT operations Операционное управление ИТ-инфраструктурой ITOP 1 2 3 4
Database administration Администрирование баз данных DBAD 2 3 4 s
Storage management Управление памятью STMG 3 4 s б
Network support Сопровождение сетеи NTAS 2 3 4 s
Problem management Управление решением проблем PBMG 3 4 s
Service.desk.and_incident. management Управление инцидентами и USUP 1 2 3 4 s
службои поддержки пользователей
IT estate management Управление ИТ-технологиями как DCMA 3 4 s б
недвижимостью
Procurement and management support Поддержка снабжения и управления
Supply Procurement Снабжение PROC 4 s б У
management Упрвление снабжением Supplier relationship management Управление отношениями с поставщиками SURE 2 3 4 s б У
Contract management Управление контрактами ITCM 4 s б
Quality and Quality management Управление качеством QUMG s б У
conformance Качество и Quality assurance Обеспечение уровня качества QUAS 3 4 s б
соответствие Quality standards Стандарты качества QUST 2 3 4 s
Conformance review Оценка соответствия [стандартам , регулированию, правилам и др.] CORE 3 4 s б
Client interface Интерфейс с клиентами
Safety assessment Оценка безопасности SFAS s б
Technology audit Аудит технологий! TAUD 4 s б 7
Sales and Marketing Маркетинг MKTG 3 4 s б
marketing Продажа и маркетинг Selling Продажа SALE 4 s б
Client support Account management Управление клиентами ACMG s б
Сопровождение клиентов Sales support Поддержка продаж SSUP 1 г 3 4 s б
Client services management Управление обслуживанием клиентов CSMG 3 4 s б
Модель SFIA обладает следующими свойствами15:
• Дает общеупотребительные описания профессиональных навыков, необходимых людям, работающим с ИТ.
• Содержит набор согласованных уровней карьерного роста.
• Вводит четкое различие профессиональных навыков и технических знании.
• Обладает гибкостью, необходимой для ее интеграции с существующими способами работы в организациях.
• Доступна бесплатно для внутреннего потребления в организациях на саите некоммерческого Фонда SFIA (SFIA Foundation) и требует разрешения у фонда - владельца модели - для коммерческого использования.
• Развивается в процессе открытых консультации с предприятиями и организациями ИТ-индустрии для ИТ-индустрии.
Цель создания модели состоит в том, чтобы в результате непрерывного управления ИТ-кадрами люди с требуемыми ИТ-навыками оказывались в нужном месте в нужное время и при этом достигалось:
1. Снижение рисков провала для ИТ-проектов и ИТ-услуг.
2. Сокращались потребности предприятии во внешних дорогостоящих кадрах.
3. Затраты на рекрутинг были контролируемыми за счет более точного определения подходящих для занятия вакансии кандидатов.
4. Расширение возможностей для людеи выбирать подходящую траекторию карьерного роста в сфере ИТ
Уровни ответственности
Введены семь уровней ответственности работника, в порядке возрастания они называются
15 Working with SFIA 5. The common language of IT. - SFIA
Foundation, 2011. -- 8 p.
в повелительном наклонении: следуй; помогай; применяй; создавай возможности;
обеспечивай/советуй; инициируй/влияй;
формулируй стратегию, вдохновляй и мобилизуй. Вот их краткое неформальное описание (от самой низкой ответственности к самой высоком):
• Уровень Следуй. Сотрудник на этом уровне имеет базовые возможности выполнять задачи под руководством. Много инициатив не приветствуется. Должен иметь наставника.
• Уровень Помогай. Сотрудник на этом уровне пользуется определенной самостоятельностью и имеет более широкии круг общения, чем на 1-м уровне, особенно по специальности. Решает более однои (несколько) задачи и активно управляет своим карьерным ростом.
• Уровень Применяй. Сотрудник выполняет работу самостоятельно, внешний контроль осуществляется только в контрольных точках. Передает решение проблем на более высокии уровень управления по своему усмотрению. Сотрудничает с поставщиками и клиентами. Может отвечать за выполнение некоторых функции по управлению. Решает широкии круг задач, берет на себя инициативу и планирует свою и других сотрудников работу.
• Уровень Создавай возможности.
Сотрудник работает под общим руководством в команде. Влияет на работу с клиентами, ведет широкии спектр деятельностеи сложных видов. Имеет хорошии уровень навыков работы по бизнесу.
• Уровень Обеспечивай/советуй.
Сотрудник отвечает за широкое направление деятельности, управление им и постановку целеи для него. Влияет на организацию. Выполняет сложную и непредсказуемую работу. Самодостаточен по навыкам ведения бизнеса.
• Уровень Инициируй/влияй. Сотрудник отвечает за один из участков работы в
организации. Ставит для него цели. На высоком уровне влияет на значительную часть организации, ее политику, клиентов и поставщиков. Ведет в высшеи степени сложную и стратегически важную работу. Инициирует и возглавляет технические и бизнес-изменения.
• Уровень Формулируй стратегию, вдохновляй и мобилизуй. Полномочия сотрудника включают формулировку политики. Принимает решения, имеющие решающее значение для организации, на высшем уровне влияет на ключевых поставщиков и клиентов. Возглавляет реализацию стратегии. Обладает полным спектром управленческих и лидерских навыков.
Каждьш из этих уровней ответственности имеет общее описание, показывающее необходимые для него автономию, влияние, сложность решаемых задач и бизнес-навыки сотрудника.
В разных профессиях и разных коммерческих и государственных организациях уровень ответственности иногда отражается в названиях должностей. Так, например, в сервисной коммерческой организации, предоставляющей профессиональные услуги, ответственностям уровнеи 3-7 соответствуют следующие должности: консультант, старший консультант, ведущий консультант, менеджер и директор16.
Как видно из табл. 1, нет ни однои компетенции, имеющей все 7 уровнеи ответственности.
Каждыи уровень ответственности в рамках каждого навыка имеет краткое описание типичных задач, решение которых ожидается от сотрудника, занимающего соответствующую должность. Табл. 1 имеет 315 ссылок на навыки с разными уровнями ответственности. Отсюда сразу видна сложность ручного поиска описания для определенной пары «навык-уровень».
В табл. 2 показан пример выборки конкретного описания навыка для некоторого уровня ответственности.
На рис. 1 показана вся модель SFIA с птичьего полета, которую можно охватить одним взглядом.
SFIA в мире
Модель SFIA принадлежит и управляется Фондом SFIA -- консорциумом, созданным в июле 2003 года Институтом инжиниринга и технологии
16 Зачастую, особенно в малых и средних компаниях, и не только в России, название должности слабо отражает или просто не отражает реальную ответственность занимающего ее сотрудника. Особенно это касается сотрудников, работающих в области продажи и маркетинга. Вот почему, в частности, так важна стандартизация модели навыков с ее 7уровнями ответственности
(Institution of Engineering and Technology17, IET), Институтом менеджмента информационных систем (Institute for the Management of Information Systems18, IMIS), Центром электронных навыков Великобритании (e-skills UK19) и Британским компьютерным обществом (British Computer Society 20, BCS). Форум управления обслуживанием ИТ (IT Service Management Forum21, itSMF) присоединился к консорциуму позднее -- в 2008 году.
В настоящее время на сайге фонда опубликованная 6-я версия модели SFIA22 (см. рис. 2).
Таблица 2. От общего к частному - выборка из таблица SFIA конкретного описания навыка для некоторого уровня ответственности, на примере навыка «Совершенствование бизнес-процессов» из категории «Стратегия и архитектура» подкатегории
17 http://en.wikipedia.org/wiki/Institution of Engineering and Technology
18 http://en.wikipedia.org/wiki/Institute for the Management of Information Systems
19 http://en.wikipedia.org/wiki/E-skills UK
20 http://en.wikipedia.org/wiki/British Computer Society
21 http://en.wikipedia.org/wiki/ItSMF
22 https://www.sfia-online.org/en/sfia-6
«Стратегия бизнеса и планирование», уровень?
Название Совершенствование бизнес-процессов
навыка
Код BPRE
навыка
Выявление новых и альтернативных подходов к
Общее выполнению предпринимательской
описание деятельности. Анализ бизнес-процессов,
навыка включая распознавание возможности
автоматизации процессов, оценку затрат и
потенциальных выгод новых подходов, и, при
необходимости, управление изменениями, а
также помощь в реализации. Может включать
реализацию на уровне предприятия средств
управления процессом
Приводит к Уровень 7
значительному Автономность:
улучшению и Имеет
Навык на измеримым полномочия и Общее
некотором выгодам для ответственность описание
уровне бизнеса за счет за все аспекты ... уровня
выявления, Влияние:
предложения, Принимает
инициации и решения,
руководства критически
программами важные для
совершенствован успеха
ия деятельности. организации.
Расширяет Сложность:
существующие Возглавляет
подходы к формулировани
совершенствован е стратегии.
ию процессов и / Бизнес-навыки:
или Обладает
разрабатывает полным
новые подходы. спектром
управленческих
и лидерских
навыков
]■'пшнгшогк 1Ьм1к' ЫпгимиопЛ/;? 6
1М1Ш\
Рисунок 1. Модель SF1A с птичьего полета
IIIIII SFIA
FOUNDATION
I Deutsch Español cpÄ
Log in Register
SFIA
About SFIA llOW SFIA WOrkS About us
Get SFIA
Get help
Get accredited
SFIA £
Levels of responsibility Skills
SFIA and skills management A to Z skills list Using and licensing SFIA Framework summary
SFIA 5
You sie here: Home 1 SFIA 6
SFIA framework
SFIA V6, the sixth major version of (he Skills Framework for the I »formation Age.
The SFIA Framework Is updated by a process of open consultation drawing on the expertise and experience of the global user community. This process ensures that the Framework is kept relevant to industry and business because it is industry and business that drives, defines, and reviews the updates pnor to their incorporation into a new release.
To reflect changes, from around the world, most of the existing skills have been updated in someway; some wording has been mproved. some skills have merged and several new skills have been introduced. The user community came together to address developments In digital, cyber security, agile. Information management and big data, cloud, and a number of other areas. While these changes have been incorporated, the underlying principles and broad structure has remained the same - 6 categories and a 7-level structure - with generic levels of responsibility and skills described at one or more of the 7 levels
The SFIA Framework continues to be available for the vast majority o-' its users under a free-of-charge licence.
Without registering, you can browse the SFIA Framework online and organisations may link to the SFIA content for their own use.
You are, however, encouraged to register on the SFIA website as this will enable you to receive important information about the Framework. be consulted on future updates and it enables you to access other SFIA resources.
Moving to SFIA version 6
News
an Seward Operations Manger
Copyright
The contents of this documentare copyright © SFIA Foundation 2015
©Copyright SF A Foundation 2003-2015. The trade mark 5F1A is protected ¡n more than 35 countries through out the world.
The SFIA Foundation. A private comparv imited byg.iarancee, Registered in England nur-oer 04770377. Registered office: 5 Flee: Place London EC4M 7RD, UK (notfor correspondence)
Site Map Accessibility Contact
Рисунок 2. Домашняя страница 6-й версии модели SFIA
Модель SFIA применяется как главный! инструмент организациями, использующими ИТ-технологии, компаниями, разрабатывающими и/или поставляющими ИТ-решения и услуги, государственными организациями, высшими учебными заведениями и тренинговыми компаниями. Многие из этих организации хотят знать, как присваиваемая ими ИТ-квалификация соотносится с моделью SFIA. Пионерами проведения соответствующей работы стали профессиональные независимые глобальные сообщества, например, Ассоциация ИТ-промышленности (CompTIA23), Ассоциация Аудита и Управления Информационными Системами (Information Systems Audit and Control Association (ISACA24), Британское компьютерное общество (bCS25 и др.
Глобальным продвижением модели SFIA занимается Международное партнерство профессиональных практик (International
Professional Practice Partnership26, IP3). Его основали:
* Компьютерное общество Австралии (Australian Computer Society27, ACS)
* Зарегистрированньш институт ИТ-технологий Британского компьютерного общества (Chartered Institute for IT28 , British Computer Society)
* Канадская ассоциация ИТ-профессионалов (Canada's Association of Information Technology Professionals29)
* Компьютерное общество Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE Computer Society)30
Естественно, что учредители существенно используют в своеи работе модель SFIA. Так Компьютерное общество Австралии разработало на ее основе ряд инструментов, которые применяются для:
2б http://www.ipthree.org/
23 https://www.sfia-online.org/en/news/skills-update-june- 27 http://www-acs-org-au/_
2010/view 28 http://www.bcs.org/
24 http://www.isaca.org/ 29 http://www.cip s.ca/ab out
2s SFIAplus -- http://www.bcs.org/category/17784 30 http://wwwcomputer.org/portal/web/about
[1] Планирования профессиональной! карьеры в ИКТ-промышленности, разработано соответствующее руководство.
[2] Самооценивания своего профессионального уровня в соответствии с моделью SFIA.
[3] Автоматического составления резюме.
[4] Управления ИТ-компетенциями сотрудников организации, т.е. для оценки компетенции сотрудников и размещения сотрудников на должностях в соответствии с этими компетенциями.
[5] Выдачи сертификата профессионального соответствия уровням и навыкам модели SFIA для предоставления при приеме на работу или при переаттестации внутри организации.
[6] Оценки ИТ-навыков потенциальных экспатриантов31 (переселенцев) в Австралию
Модель SFIA используется коммерческими консультантами32, государственными
организациями33, профессиональными
организациями и консультантами34.
Образован Форум пользователей модели SFIA35. Участники форума обмениваются информацией, знаниями и опытом в целях взаимопомощи при использовании, управлении и реализации модели. Членство в форуме бесплатное. Форум не зависит от Фонда SFIA, но Председатель форума является членом Совета фонда. Сейчас форум насчитывает более 1150 участников из 45 стран. Участники представляют различные отрасли народного хозяйства из частного и государственного секторов и из некоммерческого сектора.
Вместо заключения: сравнение
профессиональных ИТ-стандартов России со стандартами модели SFIA
После ознакомления со строинои системой семантически связанных профессиональных ИТ-стандартов, разработанной в начале в Великобритании, а потом разошедшееся по всему миру, обратимся к аналогичной по назначению системой профессиональных ИТ-стандартов России.
Несколько цифр о числе специалистов в сфере ИТ: по данным IDC36, в 2014 году по всему миру насчитывалось около 18,5 миллионов программистов. Это приблизительно 0,3% от всеи
31 https://ru.wiktionary.org/wiki/ экспатриант
32 http://wwwglobalknowledge.co.uk/solutions/Skills-Management/Skills-Framework/SFIA/
33 http://www.qgcio.qld.gov.au/qgcio/projectsandservices/ict workforcecapability/Pages/ICTSkillsFramework.aspx.
http://www.civilservice.gov.uk/networks/government-it-profession/framework
34 https://www.slideshare.net/peter leather/using-sfia-user-forum-summary-report
35 http ://www.linkedin.com/groups? home=&gid=1934300&trk=anet ug hm
36 https://www.quora.com/Approximately-how-many-
programmers-are-there-in-the-world
рабочеи силы. Несмотря на это, в мире наблюдается острая нехватка специалистов ИТ-отрасли. Раскладка специалистов по странам такова:
* В США насчитывается 4,5 млн. специалистов, каким-либо образом связанных с ИТ,
* В Китае и Индии - около 1,8 млн. работников ИТ-сферы.
* В России по разным оценкам эта цифра варьируется от 400 до 700 тысяч человек.
«У нас примерно четырехкратная нехватка аигишников, а в Европе - двукратная», -утверждает в газете «Известия» Александр Тормасов37, ректор университета «Иннополис» в Татарстане рядом с Казанью. По данным саита HeadHunter, количество специалистов, ищущих работу в ИТ-индустрии России, заметно меньше, чем открытых вакансии.
В России разработку профессиональных стандартов в области ИТ общим числом 34 курирует Минтруда, часть из них (16 ИТ-стандартов) выполнена под эгидои ассоциации АПКИТ и все это в рамках федеральной программы, инициированной Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. На апрель 2017 г. разработаны и действуют следующие 16 ИТ-профстандартов (табл. 3).
Таблица 3. Действующие в России профессиональные ИТ-
Раскладка профессии в области ИТ по квалификационным уровням профессии определены организацией АПКИТ в виде таблицы (см. табл. 4), но нет разъяснении, чем отличаются уровни квалификации? В SFIA это сделано.
many- _
37 http://izvestia.ru/news/6108 85
стандарты
Профессиональные ИТ-стандарты Профессиональные ИТ-стандарты
Администратор базы данных Системный аналитик
Архитектор программного обеспечения Специалист по большим данным
Менеджер по ИТ Специалист по интеграции прикладных решении
Менеджер продуктов в области ИТ Специалист по интернет-маркетингу
Программист Специалист по информационным ресурсам
Разработчик Web мультимедийных приложении Специалист по информационным системам
Руководитель проектов в области ИТ Специалист по тестированию в области ИТ
Руководитель разработки программного обеспечения Технический писатель (специалист по технической документации в области ИТ)
Таблица 4. Уровни квалификации профессий в области
11 Руководитель проектов в области ИТ X X X
12 Менеджер по информационны м технологиям X X X X
Сравнение британской SFIA и россиискои систем профессиональных ИТ-стандартов может легко сделать сам читатель. Вероятно, он согласится, что между ними есть разительная численная разница: число стандартов в первои -97, во второи - 16 (видимо, в россиискои системе охвачены не все профессии, связанные с ИТ). Отличаются они и качественно: первая имеет табличное представление, охватываемое одним взглядом (значит можно легко управлять и развиваться эту систему), а вторая представлена в виде списка. Кроме того, российская система, в принципе, не имеет классификации по категориям профессиональных компетенции по областям деятельности в сфере ИТ, когда не все профессии сводятся только к обращению с ИТ, но включают и профессии по управлению людьми, аппаратными и программными активами, логистику и др.: стратегия и архитектура, изменение и трансформация, разработка и реализация, предоставление услуг и операции, компетенции и качество, отношения и вовлечение.
ИТ
№ Профессиональн ые стандарты Уровни квалификации
3 4 5 б 7 8 9
1 Программист X X X X
2 Архитектор программного обеспечения X X X
3 Специалист по тестированию в области ИТ X X X
4 Специалист по информационны м ресурсам X X X
5 Системный аналитик X X X X
б Администратор баз данных X X X X
7 Менеджер продуктов в области ИТ X X X X
8 Специалист по информационны м системам X X X X
9 Технический писатель X X X X X
10 Руководитель разработки программного обеспечения X X
Литература
1. Белокопытова, В. В России резко вырос спрос на IT-специалистов. Потребность в работниках в этой отрасли увеличилась более чем на 70% / Василиса Белокопытова // Известия. - 2016. - 21 апреля 2016. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/610885 (обращение 21 апреля 2017 г.).
2. Кабанов, Д. Немного о миграции ИТ-специалистов / Дмитрии Кабанов // Geektimes. - 2016. - 22 апреля 2016. Режим доступа: https://geektimes.ru/post/274763/ (обращение 22 апреля 2017 г.).
3. Профессиональные стандарты в области ИТ. Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php (обращение 7 апреля 2017 г.).
4. Раскладка профессии в области ИТ по квалификационным уровням. Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/projects/Layout_of_ITprofessions.pdf (обращение 7 апреля 2017 г.).
5. Профстандарты, включающие область профессиональной деятельности: "Связь, информационные и коммуникационные технологии". Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykhstandartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (обращение 7 апреля 2017 г.)
6. Реестр уведомлении о разработке/пересмотре профессиональных стандартов. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotkeperesmotre-professionalnykh-standartov/ (обращение 7 апреля 2017 г.)
7. The Skills Framework for the Information Age (SFIA) - free use for organisations to acquire, develop and manage the skills and competencies of their workforce. - https://www.sfia-online.org/en (обращение 7 апреля 2017 г.)
8. Professional IT Standards. -- IP3: International Professional Practice Partnership -- A global partnership to strengthen the IT profession, IFIP, http://ipthree.org/gain-ip3-accreditation/ip3-accreditation-program/it-professional-standards/ (обращение 7 апреля 2017 г.)
9. LaïdBouzidi, Eric Thivant. The economy of Information Technologies Standards - July 2005, http://econwpa.repec.org/eps/io/papers/0507/0507007.pdf (обращение 7 апреля 2017 г.)
10. Кудрин, А. Алексеи Кудрин: если за шесть лет не перестроимся — останемся у разбитого корыта: интервью с зам. председателя Экономического совета при Президенте РФ А. Кудриным / А. Кудрин; записали Л. Самарина, Г. Брянскии // ТАСС. - 2017. - 2 мая. Режим доступа: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (обращение 2 мая 2017 г.)
References
1. Belokopytova, V. V Rossii rezko vyros spros na IT-specialistov. Potrebnost' v rabotnikah v jetoj otrasli uvelichilas' bolee chem na 70% / Vasilisa Belokopytova // Izvestija. - 2016. - 21 aprelja 2016. Rezhim dostupa: http://izvestia.ru/news/610885 (obrashhenie 21 aprelja 2017 g.).
2. Kabanov, D. Nemnogo o migracii IT-specialistov / Dmitrij Kabanov // Geektimes. - 2016. - 22 aprelja 2016. Rezhim dostupa: https://geektimes.ru/post/274763/ (obrashhenie 22 aprelja 2017 g.).
3. Professional'nye standarty v oblasti IT. Rezhim dostupa: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.).
4. Raskladka professij v oblasti IT po kvalifikacionnym urovnjam. Rezhim dostupa:
5. http://www.apkit.ru/committees/education/projects/Layout_of_ITprofessions.pdf (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.).
6. Profstandarty, vkljuchajushhie oblast' professional'noj dejatel'nosti:
7. "Svjaz', informacionnye i kommunikacionnye tehnologii". Rezhim dostupa: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykhstandartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.)
8. Reestr uvedomlenij o razrabotke/peresmotre professional'nyh standartov. Rezhim dostupa:
9. http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotkeperesmotre-professionalnykh-standartov/ (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.)
10. The Skills Framework for the Information Age (SFIA) - free use for organisations to acquire, develop and manage the skills and competencies of their workforce. - https://www.sfia-online.org/en (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.)
11. Professional IT Standards. -- IP3: International Professional Practice Partnership -- A global partnership to strengthen the IT profession, IFIP, http://ipthree.org/gain-ip3-accreditation/ip3-accreditation-program/it-professional-standards/ (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.)
12. LaidBouzidi, Eric Thivant. The economy of Information Technologies Standards - July 2005, http://econwpa.repec.org/eps/io/papers/0507/0507007.pdf (obrashhenie 7 aprelja 2017 g.)
13. Kudrin, A. Aleksej Kudrin: esli za shest' let ne perestroimsja — ostanemsja u razbitogo koryta: interv'ju s zam. predsedatelja Jekonomicheskogo soveta pri Prezidente RF A. Kudrinym / A. Kudrin; zapisali L. Samarina, G. Brjanskij // TASS. - 2017. - 2 maja. Rezhim dostupa: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (obrashhenie 2 maja 2017 g.)
Поступила 2.05.2017
Об авторе:
Дрожжинов Владимир Иванович, кандидат физико-математических наук, председатель правления, АНО «Центр компетенции по электронному правительству», [email protected]
Note on the author:
Drozhzhinov Vladimir, PhD (computer science), Chairman, E-government competence center, vladdro z @yandex.ru