Научная статья на тему 'Методика построения модели компетенций на основе профессиональных стандартов в области ИКТ для создания программ дополнительного профессионального образования'

Методика построения модели компетенций на основе профессиональных стандартов в области ИКТ для создания программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
608
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE MODEL / PROFESSIONAL STANDARDS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES / METHODOLOGY OF COMPETENCE MODEL DESIGN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зиндер Евгений Захарович, Тельнов Юрий Филиппович, Юнатова Ирина Гербертовна

В статье обосновывается необходимость создания программ дополнительного профессионального образования на основе модели компетенций. Модель компетенций создаётся на основе профессиональных стандартов, которые классифицируются как стандарты профессиональных компетенций и стандарты знаний в профессиональной области. Предлагается методика построения модели компетенций в области ИКТ с использованием множества профессиональных стандартов и унифицированной метамодели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зиндер Евгений Захарович, Тельнов Юрий Филиппович, Юнатова Ирина Гербертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF COMPETENCE MODEL DESIGN BASED ON PROFESSIONAL STANDARDS IN INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR CREATION OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS1FOSTAS Foundation

The creation of additional professional educational program based on competence model is substantiated. The competence model is created based on professional standards which classified as professional competence standards and knowledge standards in professional domain. The methodology of competence model design in information communication technologies using the set of professional standards and unified metamodel is presented.

Текст научной работы на тему «Методика построения модели компетенций на основе профессиональных стандартов в области ИКТ для создания программ дополнительного профессионального образования»

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 004

Евгений Захарович Зиндер,

президент Фонда ФОСТАС Эл. почта: [email protected]

Юрий Филиппович Тельнов,

д.э.н., профессор, проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Эл. почта: [email protected]

Ирина Гербертовна Юнатова,

ведущий эксперт Фонда ФОСТАС Эл. почта: ¡[email protected]

В статье обосновывается необходимость создания программ дополнительного профессионального образования на основе модели компетенций. Модель компетенций создаётся на основе профессиональных стандартов, которые классифицируются как стандарты профессиональных компетенций и стандарты знаний в профессиональной области. Предлагается методика построения модели компетенций в области ИКТ с использованием множества профессиональных стандартов и унифицированной метамодели.

Ключевые слова: модель компетенций, профессиональные стандарты, программа дополнительного профессионального образования, информационно-коммуникаци-онные технологии, методика построения модели компетенций.

Evgeniy Z. Zinder,

President FOSTAS Foundation,

Yuriy F. Telnov,

PhD in Economics, Professor, Vice-principal,

Moscow State University of Economics,

Statistics and Computer Science

E-maii: [email protected]

Irina G. Yunatova,

leading expert of FOSTAS Foundation,

E-mail: i rin ayun atova @.ram bl er. ru

THE METHODOLOGY OF COMPETENCE MODEL DESIGN BASED ON PROFESSIONAL STANDARDS IN INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR CREATION OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

The creation of additional professional educational program based on competence model is substantiated. The competence model is created based on professional standards which classified as professional competence standards and knowledge standards in professional domain. The methodology of competence model design in information communication technologies using the set of professional standards and unified metamodel is presented.

Keywords: competence model, professional standards, additional professional educational program, information communication technologies, methodology of competence model design.

1. Введение. Необходимость построения модели компетенций для программ дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) служит целям организации системы непрерывного повышения квалификации работников на протяжении всей жизни. Программы ДПО могут быть ориентированы на повышение уровня квалификации работников в связи с переходом на более высолю должность, освоением смежных профессий, приобретением знаний и компетенций в каких-либо отдельных направлениях специальности. Основу ДПО могут составлять программы среднего и высшего профессионального образования различных уровней освоения, адаптированные для целей повышения квалификации, а также новые (инновационные) образовательные программы, связанные с современными достижениями в области науки и практики в сфере профессиональной деятельности

Ориентация программ дополнительного профессионального образования (ДПО) специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на обеспечение требований практической деятельности, адекватных уровню текущих и прогнозируемых задач в этой сфере, обусловливает необходимость обеспечения требуемой квалификации специалистов, выраженной в форме структурированных и стандартизованных компетенций, запрашиваемых широким кругом работодателей и самих обз'чающихся [1,11,12,13,14,15,16,20].

При определении компетенции полезно выбрать наименование обобщенной абстрактной способности как родовой сущности этого понятия, которое является обобщенным условием, необходимым для выполнения работ. Компетенция связана как с работой, так и с человеком, должностью и может быть привязана к образовательной программе (курсу, модулю), направленной на её формирование, Профиль компетенций определяет степень владения компетенциями относительно работы.

Таким образом, в основе программы ДПО должна лежать модель компетенций профессиональной области (онтология компетенций), которая как система согласованных понятий в этой области (области квалификаций, специальностей, предметной области знаний) позволяет единообразно и логически корректно в рамках определенной метамодели вводить формализованные определения и реа-лизовывать формальный механизм обработки компетенций и их профилей.

Применение компетентностного подхода в формировании программ ДПО вызывает необходимость их максимальной ориентации на реальные профессиональные стандарты, определяющие компетентностные и квалификационные требования к выполняемым работам.

В этом отношении большое значение имеют разработанные Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий профессиональные стандарты компетенций [18,21], которые четко определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к образованию в области информационно-коммуникационных технологий. Наряду с указанными все большее значение приобретают региональные международные профессиональные рамочные стандарты компетенций, как надотрас-левые [3], так и ориентированные на сферу ИКТ [2].

Вместе с тем, использование стандартизации компетенций в ДПО имеет и другие цели. Например, она нужна для обеспечения взаимного признания результатов образовательной деятельности в сфере ДПО разными работодателями, обучающимися, университетами и другими образовательными учреждениями, рек-рутинговыми агентствами и другими заинтересованными лицами, даёт возможности для систематического накопления и/или обновления специалистами своих профессиональных компетенций в ходе непрерывного образования в течение всей профессиональной жизни (LLL - lifelong learning).

В качестве основных принципов разработки программ дополнительного профессионального образования на основе модели компетенции профессиональных

№6(2), 2011 112

стандартов предлагаются следующие:

♦ нацеленность программ ДПО на итоговую квалификацию, требуемую обучающимся и/или работодателям в связи с потребностями выполнения определенного крута работ (должностных обязанностей) на определенном уровне результативности в тех или иных условиях выполнения работ,

♦ большое разнообразие программ ДПО по формам и объему предоставляемых компетенций, вызывающее необходимость применения гибких, динамичных и открытых подходов к формированию программ;

♦ нацеленность программ ДПО на актуальную совокупность профессиональных требований, задаваемую актуальным для конкретной исторической и/или географической ситуации набором профессиональных стандартов разных типов (международных, региональных, национальных, отраслевых де-факто, сводов знаний и т.д.),

♦ существенно меньшая доля курсов (образовательных единиц) по общеобразовательным компетенциям даже в программах ДПО большой длительности (например, типа МВ1), вместе с необходимостью передачи и актуализации надпрофессиональных и межпрофессиональных знаний и умений, относящихся к общей производственной культуре (см. например, требования к т.н. надпрофессиональным компетенциям в стандартах АП КИТ),

♦ необходимость оптимизации состава программ, состоящей в рациональном уменьшении дублирования фрагментов образовательных единиц (ОЕ), передающих одни и те же или мало различающиеся компетенции, рациональном использовании межпредметных связей между курсами и модулями программы,

♦ стандартизация входных и выходных компетенций, осваиваемых обучающимся, позволяющая строить персонализированные траектории образования в процессе непрерывного профессионального образования, не теряя возможностей широкого признания результатов этого образования,

♦ в необходимых случаях включение в программы ДПО инновационных (не стандартизованных) компетенций,

♦ необходимость формирования программ, обладающих внутренней структурой, позволяющей эффективно применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ) итехнологии электронного образования (е-Ьеагш^).

В связи с перечисленными принципами требуется разработка методики построения модели компетенций на основе применения необходимого и достаточного множества профессиональных стандартов.

2. Основные положения модели системы профессиональных стандартов

В данной работе под профессиональными стандартами понимаются стандарты, содержащие требования (рекомендации, нормы, правила), разработанные для применения в определенной области или областях профессиональной деятельности.

В соответствии с этим определением сформулируем следующее конструктивное заключение о том, что с областью профессиональной деятельности связываются следующие ее свойства:

♦ специфический набор аналогичных или близких объектов труда, технологий, в т.ч. средств труда;

♦ определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности;

♦ совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки и характеризующихся указанными специфическими объектами труда, технологиями, инструментами, характером и результатами труда;

♦ условия выполнения трудовых функций, другие специфические контексты сфер их применения;

♦ методы и конкретные способы профессионального образования такие, как методы подготовки персонала к выполнению определенной совокупности трудовых функций в определенном, более или менее широком спектре трудовых условий.

Для области профессиональной деятельности формируется совокупность компетенций, отражающих приведенный выше набор свойств и необходимых для выполнения указанной совокупности трудовых функций в контекстах их выполнения.

Все эти свойства важны и используются при формировании программ ДПО для определенной профессиональной области. По этой причине все они тем или иным, но явным образом отражаются в компетенциях, необходимых для выполнения трудовых функций в этой области.

Сами компетенции могут быть:

1. заимствованы из стандартов специального вида (стандарты компетенций) в случае, если соответствуют заказу представителей области профессиональной деятельности (например, работодателей) и достаточно полно и корректно описаны в этих стандартах;

2. синтезированы по определенным правилам метамодели компетенций на основе заказа представителей области профессиональной деятельности с применением требований, норм, правил и рекомендаций, содержащихся в стандартах других видов (стандартах знаний), а также, при необходимости, в дополнительных информационных материалах;

3. составлены с применением обоих указанных выше источников и методов: заимствованы из стандартов компетенций и синтезированы на основе стандартов знаний и дополнительных информационных материалов.

На основе приведенных выше определений сформирована изложенная ниже модель системы профессиональных стандартов для проектирования моделей компетенций и программ ДПО.

Выделим следующие две категории профессиональных стандартов:

♦ стандарты знаний,

♦ стандарты компетенций.

В каждой из двух указанных выше категорий профессиональных стандартов выделяются группы и виды стандартов, используемые в задачах создания моделей компетенций и формирования программ ДПО.

Актуальными группами стандартов в категории "Стандарты знаний" являются:

• Стандарты понятий;

* Стандарты метазнаний;

• Стандарты конкретных видов объектов и средств труда.

Актуальными группами стандартов в категории "Стандарты компетенций" являются:

♦ Стандарты видов профессиональной деятельности и трудовых функций;

* Стандарты компетенций и квалификаций,

* Образовательные стандарты.

В зависимости от содержания конкретного стандарта в некоторых случаях в него могут быть включены требования, относящиеся к разным категориям и видам требований и объектов. Например, в одном стандарте могут бьггь указаны требования и к процессу выполнения трудовой функции, и к ее ре-

Экономика, Статистика и Информатика 113 №6(2), 2011

зультату. По этой причине профили разных групп и подгрупп стандартов могут пересекаться.

3. Методика построения модели компетенций для формирования программ ДНО в области ИКТ

Методика не ориентирована на применение какой-либо одной метамо-дели или модели компетенций (введенных, например, в ФГОС [21], в профессиональных стандартах юмпетенций на основе HPK [17], в профессиональных стандартах компетенций на основе GAPPS [9], в классических таксономиях В. Bloom [1], в таксономиях и онтологи-ях G. Paquette [11], или какой-то иной). Методика учитывает многообразие подходов и отталкивается от идеи приоритета поддержки баланса реальных сегодняшних и перспективных потребностей. Вместе с тем, методика опирается на структуризацию работ и компетенций, а также на большой объем фактического материала, проработанного и изложенного в в профессиональных стандартах юмпетенций на основе HPK для сферы ИКТ [18].

С учетом этого, предлагаемая методика построения моделей компетенций имеет следующие особенности;

♦ реализуются реальные потребности профессионалов в сфере ИКТ, а также потребности в ИКТ-компетенциях профессионалов других областей профессиональной деятельности,

♦ для построения моделей юмпетенций используются профессиональные стандарты де-юре и де-факто разных типов, адекватные задачам,

♦ учитывается необходимость постоянного развития моделей, отражения в них инновационных юмпетенций, адаптации под потребности и ментальный дискурс лиц, заинтересованных в ДПО.

Методика включает в себя следующие этапы:

1. Определение потребностей и ограничение сферы применения модели юмпетенций.

2. Выбор и адаптация метамодели юмпетенций в контексте связанных с компетенциями объектов.

3. Подбор и/или дополнение содержательных описаний требуемых профилей юмпетенций, в том числе, на основе применения профессиональных стандартов компетенций в сфере применения данной модели юмпетенций.

4. Выделение, анализ, декомпозиция, нормализация описания и классификация требуемых юмпетенций.

5. Формирование онтологии норма-

лизованных юмпетенции в содержательном представлении.

6. Формирование формализованной онтологии юмпетенций.

7. Опытное использование модели юмпетенций в содержательной и формализованной формах (включая исправление замеченных недостатков).

Рассмотрим отдельные этапы представленной методики более детально.

1. Определение потребностей е ДПО и ограничение сферы применения модели компетенций

Выявление потребностей в ДПО осуществляется в результате проведения анализа стратегических задач госу~ дарства, перспектив развития рынка информационно-коммуникационных технологий и соответствующих образовательных услуг в этой сфере. Описание потребностей в ДПО включает в себя спецификацию потребителей образовательных услуг по категориям, а также цели, объемы, формы реализации ДПО.

Определение целевого набора видов профессиональной деятельности и соответствующих трудовых функций и объектов профессиональной деятельности в рамках системы ДПО проводится с учетом рекомендаций и в терминах документов трех типов:

- нормативно-методических документов ФИРО, НАРК, Евросоюза, ЮНЕСКО [17-19,3-5],

- профессиональных стандартов юмпетенций в сфере ИКТ (разработанных на основе НРК, международных стандартов компетентности, и др.) и их рекомендаций по использованию квалификационных справочников, классификаторов занятий и аналогичных документов [6,7,9],

- профессиональных стандартов знаний в сфере ИКТ и в смежных сферах, прямо указанных при определении целевых для данного ДПО видов профессиональной деятельности [8].

Примером использования профессиональных стандартов знаний может являться определение:

* трудовых функций в области профессиональной деятельности "Информационные системы" с применением элементов процессной модели (процессов, видов деятельности и задач) стандартов КОЛЕС 12207 и КО/ГЕС 15288 (стандартов на процессы системной и программной инженерии) и их национальных аналогов ГОСТ Р,

• объектов этой области профессиональной деятельности с применением

указанных выше стандартов ISO/IEC, стандартов ISO 15704, ISO 10303, и др. (стандартов на представление архитектуры предприятия как объекта автоматизации, информационного описания продукции предприятия, и др.) и их национальных аналогов ГОСТ Р.

При определении трудовых функций и объектов профессиональной деятельности на основе профессиональных стандартов знаний необходимо учитывать, что потребности повышения квалификации и переподготовки для выполнения работ в сфере ИКТ будут требовать освоения юмпетенций и в смежных сферах. Их примерами являются трудовые функции

♦ по управлению проектами создания информационных систем,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ по работе с документацией сферы ИКТ (включая стандарты, статьи и т.д.) на языке первоисточника,

♦ по управлению работами предоставления ИКТ-услуг на предприятии и др.

Компетенции, отражающие такие функции и объекты, целесообразно описывать на основе стандартов де-юре и де-факто из соответствующих областей знаний (управление проектами -ISO 10006, РМВоК, ГОСТ Р 52807, и др., компетенции эффективной работы с профессиональными текстами - CEN SEFR, управление ИКТ услугами - ISO/ IEC 20000, ит.д.).

Для отражения общих юмпетенций их описания целесообразно использовать указанные выше таксономии Б. Блума и Г. Пакетта, играющие в данном случае роль профессиональных стандартов юмпетенций де-факто для уровня "метаюмпетенций" [1,11],

В связи со сказанным выше рекомендуется в приоритетном порядке определять реальную потребность в юмпетенции, и подбирать те профессиональные стандарты, которые окажутся нужны для уточнения ее содержания, а также для связи с квалификационными уровнями и для решения других задач.

Определение и верификация требуемого квалификационного уровня производится на основе соответствующих таблиц HPK и профессиональных стандартов компетенций в сфере ИКТ.

2. Выбор и адаптация метамодели компетенций в контексте связанных с компетенциями объектов

При проведении анализа существующих и доступных для применения ме-тамоделей юмпетенций рекомендует-

№6(2), 2011 114

ся рассмотреть доступные, опубликованные метамодоли [7,11,15,16].

Верификация выявленных метамо-долей компетенций на адекватность задачам последующего построения моделей юмпетенций включает:

» анализ покрытия свойствами объектов и связей метамодоли всех же-латсльныхсвогств в описаниях понятии, гфедставляющих компетенции,

» анализ наличия связей с ебьекта-ми предт^стной области знании,

» анализ наличия сбьекгов-экстен-ционалов, огфеделяющих состав доменов базовых умений/навыков, показателей результативности труда, условий выполнения трудовых функций и т. д

В качестве начального варианта ме-тамодели компетенции рекомендуется метамодельГ Пакегта [11] и ее адаптация [15,16] (pic. 1).

3. Подбор и/ипи дополнение содер-окателъных описаний требуемых, про-филей компетенции

Поиск описаний компетенций в текстах отобранных профессиональных стандартах является неформализованным заданная, учитывакнцим вариабельность состава компетенции как комплексного объекта. Однако этот поиск опирается на идею обязательного присутствия в описании компетентности базового умения/навыка, показывающего либо уровень освоения и применения конкретных предметных знаний, либо уровень развитости социаль-но-коммуникагивкых и иных свойств личности, необходимых, например, для организации плодотворной командной работы в ГОСТ - проектах

Таким образом, формируется массив "сырых фрагментов" исходных текстов, проверенных на релевантность целевым задачам ДПО.

Первичное формирование профи-

ля компетенций для возможных ролей (служебных позиций) выполняется для проверки достаточности выделенных компетенций для выполнения целевого набора работ или обязанностей

Проверка выполняется на основе Экспертных оценок. Бе целесообразно выполнять даже в том случае, если в отобранном стандарте компетенций присутствуют указанные компетенции в сочетании с целевой работой.

При выполнении Экспертных оценок предполагается, что отобранные компетенции непосредственно связаны с освоением целевой программы ДПО. Ставится вопрос для экспертной оценки:

"Будет ли на основании освоения указанных компетенций полу чека возможность устойчивого выполнения целевых работ (трудовых функций) с указанным и показателями результативности и для указанных условий выполнения работ?".

В случае получения отрицательного ответа выполняется анализ разрыва между требованиями работ и выделенных перед Этим компетенций и производится дополнительный поиск и выделение компетенций, позволяющих ликвидировать этот разрыв.

Тем самым реализуется достаточное покрытое трудовых функций описаниями компетенций и необходимое дополнение состава исходных, профос -сиональных стандартов.

Эта деятельность является критически важным компонентом методики, позволяющим пфейти от механического переписывания положений одного или нескольких стандартов (или других исходных материалов) к осмысленной работе, гарантирующей качество формируемых моделей компетенций за счет обеспечения их соответствия ре-

Компетенция

Базовое умение/навык (позиция в шкале)

С каким результатом

Резуп ьтати в ность и условия выполнения работы(возможно аналитическая или интегральная оценка)

Онтология знаний

предметной

области

Таксономия базовых умений/ нэеыков

Уровни

результативности Уровниусловий

Рис. L Укрухшенн ая схем а модели компетенции (адаптация Схемы Г. Пакегта)

альным потребностям.

Аналогичным образом реализуется контроль избыточности покрытия трудовых функций первично обнаруженными в стандартах описаниями компетенции, однако в этом случае ставится задача исключения юмпегенций, не являющихся необходимыми для выполнения целевых трудовых функций на рассматриваемом горизонте времени. Эта операция также важна, поскольку позволяет исключать из программ ДПО утяжеляющие и }дорсжакнцис их компоненты, являющиеся не нужными по существу.

В заключение деятельности Этого этапа методики рекомендуется фиксировать как еще ненормализованные, "сырые" описания релевантных компетенции, так. и содержательные комментарии к проанализированным текстам стандартов разных классов. Комментарии должны отражать оцененную степень пригодности разделов и пунктов стандартов, включая степень избыточности или обобщенности отобранных "сырых" описаний компетенций, что ПОЛЕЗНО для выполнения посж:д\т<жщх работ.

4. Выделение, анализ, де композит щя, нормализация описания и классификация требуемых компетенций

На этом этапе выполняются следующие виды работ:

► Детальный логический анализ описаний компетенций уточненного комментированного набора стандартов, отобранного в качестве исходных для детальной работы.

• Предварительная классификация выявленных компетенций по признакам близости к. агрегированным итоговым целевым.

»Предварительная классификация выявленных юмлегенций по признакам состава компонентов компетенции (в дом-снах знаний, базовых умений/навыков, показателей условий работы и целевой результативности)

* Декомпозиция, агрегирование и нормализация описаний компетенций.

Детальный логический анализ описаний компетенций производится на основании выделенных "сырых" описаний релевантных компетенций уточненного и комментированного набора стандартов, отобранного в качестве исходных для детальной работы.

При выполнении логического анализа выполняется выделение из "сырого" текста описания той и только той части описания, в которой фиксируют-

Экономика, Статистика и Информатика 115 №6(2), 2011

ся компоненты именно необходимой компетенции. Для этого может потребоваться детализировать компетенцию, сузив ее до строго необходимой в данном запросе на ДПО.

Компоненты компетенции рассматриваются при этом в соответствии с используемой метамоделью компетенций.

5. Формирование онтологии нормализованных компетенций в содержательном представлении

На данном этапе осуществляется следующая последовательность работ:

♦ Описание нормализованных компетенций с применением реляционного формата (табличная форма с атомарным содержанием ячеек и другими необходимыми свойствами).

♦ Описание связей между компетенциями. Определение возможной упорядоченности компетенций применительно к их дальнейшему' отражению в схему программы ДПО.

♦ Описание содержательного представления онтологии компетенций, ее экспертная оценка и доработка по результатам этой оценки.

Реляционная форма отвечает требованиям достаточно строгого структурированного описания компетенций, их профилей и связанных с ними понятий и ресурсов и предусматривает использование таблиц следующих структур:

♦ Структура описания компонента "класс" (понятие, тип сущности) онтологической модели;

♦ Структура описания компонента "связь" онтологической модели;

♦ Структура описания компонента "объект" (экземпляр, индивидуальная вещь, факт).

При этом характеристические свойства класса (понятия) представляются другими классами или экземплярами. В соответствии с этим трактуются атрибуты класса/понятия и в его представлении в онтологии, в том числе описываемой в других нотациях.

Связь, помимо содержательного словесного описания, также обладает характеристическими свойствами, их представления могут ограничиваться обычными кардинальными числами или предполагать использование произвольных логических формул, выражающих условия наличия связи, ее соответствия значениям определенных атрибутов, и т. п.

Атрибут объекта в общем случае может быть представлен ссылкой на другой объект или класс онтологии.

Описание связей между компетенциями выполняется в соответствии с содержательным описанием каждой связи, а также с ее мощностью и логикой существования. Связи имеют разный смысл, отражая родо-видовые связи понятий и объектов, агрегацию (часть-целое), причинно-следственные связи, темпоральные отношения, и др.

В моделях компетенций вводятся специфические варианты общих классов связей, адаптированные для отражения связей областей профессиональной деятельности и предметов (объектов) труда, для связей квалификаций, потенциальных компетентностей и компетенций, и др. Эти варианты вводятся на базе использования общих логических механизмов и могут реализовы-ваться специальными тегами-атрибутами связей.

Особое внимание необходимо уделять контролю описания связей с классами и объектами онтологий предметных знаний (профессиональных знаний в области ИКТ и смежных областей).

На данном этапе методики выполняется определение возможной упорядоченности компетенций применительно к их дальнейшему отражению в программе ДПО.

Часть изупорядоченностей индуцируется использованием элементов так-сономий базовых умений/навыков и показателей результативности и условий выполнения работ, поскольку эти элементы упорядочены в рамках мета-модели компетенций. Другие упорядоченности основаны на анлизе отношений агрегации «целе-часть» и выделением общих универсальных компетенций. Такое упорядочение может использоваться затем для планирования возрастания сложности изучаемого в программе ДПО материала.

Определение указанных связей в рамках моделей компетенций будущего ДПО служит затем для определения потенциально возможного использования таких кандидатов на межпредметные связи и универсальных компетенций в различных программах ДПО или в различных вариантах формируемой программы ДПО.

6. Формирование формализованной онтологии компетенций

На данном этапе методики выполняются следующие работы;

♦ Выбор формализованного языка представления онтологий (например, OWL 2).

♦ Выбор программного инструмен-

тального комплекса для работы с онто-логиями на выбранном формализованном языке.

♦ Описание выбранной и адаптированной ранее метамодели компетенций в нотации выбранного формализованного языка представления онтологий.

* Описание нормализованных компетенций, представленных в реляционном формате, в нотации выбранного формализованного языка представления онтологий как расширений метамодели компетенций.

* Описание связей между компетенциями и основными и/или обобщенными объектами контекста модели.

♦ Анализ связей между компетенциями в модели применительно к их дальнейшему отражению в схему программы ДПО (включая связи, задающие различные отношения порядка на компетенциях).

* Экспертная оценка формализованной онтологии компетенций заданной профессиональной области программы ДПО и ее доработка по результатам этой оценки.

7. Опытное использование модели компетенций в содержательной и формализованной формах

Этап опытного использования модели юмпегенций включает следующие работы:

♦ Опытное использование модели компетенций в содержательной форме в ходе планирования и формирования программы ДПО в сфере ИКТ.

* Опытное использование модели компетенций в формализованной форме в ходе формирования программы ДПО в сфере ИКТ.

• Исправление замеченных в моделях недостатков.

Полученная в результате применения описанной методики модель профессиональных компетенций в области ИКТ для конкретной программы ДПО может использоваться на входе новой итерации применения методики при создании или адаптации программы дополнительного профессилональ-ного образования, близкой по содержанию к уже существующей. В этом случае модели профессиональных компетенций должны накапливаться в репо-зитории программ ДПО.

4. Заключение

Представленная в статье методика построения модели компетенций позволяет создавать адекватные потребностям развития экономики онтологии компетентностных и квалификацион-

№6(2), 2011 116

ных требований в профессиональной области в рамках различных видов экономической деятельности, на основе которых можно создавать современные и качественные программы дополнительного профессионального образования в системе непрерывной подготовки специалистов.

Особенностью предложенной методики является возможность проведения отбора и последующее применение необходимого и достаточного набора стандартов в профессиональной области, с помощью которых выявляется полное множество знаний, умений и условий выполнения работ для построения адекватной требваниям модели компетенций.

В статье предлагается инструментарий нормализации и формализации компетенций, который позволяет осуществлять компьютерную поддержку онтологии в репозитории компетенций, что в свою очередь определяет возможность непрерывного обновления моделей компетенций, их адаптации под конкретные образовательные потребности и автоматизированное формирование образовательных программ.

Литература

1. Bloom B.S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. — New York: Longman 1984,—P. 201

2. Building the e-CE A combination of sound methodology and expert contribution. — e-CF 2.0 CWAPart Ш. — 2010,—31 p.

3. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF).

— Luxembourg; Office for Official Publications of the European Communities, 2008. —17 p.

4. ESCO, the forthcoming European Skills, Competencies and Occupations taxonomy. Brussels, 18 January 2010 EMPLD-3/LKD. 2009/

5. European e-Competence Framework 2.0. A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors.

— e-CF 2.0 CWAPart 1,2010. — 43 p.

6. ICOPER. Public Version of the Roadmap. Deliverable numberD8.8. Final report. — 2011. — 83 p. URL: http:// www.icoper.org/deliverables/ ICOPER_D8.8.pdf (дата обращения; 24.10.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. IEEE Standard for Learning Technology — Data Model for Reusable Competency Definitions. 2007. 36 p.

8. ISO/EEC TR 24763:2011. Information technology — Learning, education and training — Conceptual Reference Model for Competency Information and Related Objects. 55 p.

9. AFramework for Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers. www.globalpmstandards.org

10. KSAO. URL: http:// www. humanresources. hrvinet. com/what-is-ksao/ (дата обращения; 24.10.2011)

11. Paquette G. An Ontology and a Software Framework for Competency Modeling and Management. // Educational Technology & Society — 2007.10(3)—p. 1-21.

12. T. Schuster, P. Weib. A New Approach to Competence-Based Business Partner Profiles for Collaborative Business Process Management. // Collaborative Networks for a Sustainable World: llthIFIPWG5.5 Working Conference on Virtual Enterprises, PRO-VE 2010. — St. Etienne, France, October 2010. Proceedings. Springer, NY, 2010 — p. 356-363.

13. Tikhomirova N., Tikhomirov V., Telnov Y., Maksimova V. The Model of Continuous Profession-oriented Learning in the E- environment Based on a Competence Approach and Academic Knowledge Management//11th European Conference of Knowledge Management Systems, 2-3 Sept, Porto, 2010.

14. Tikhomirova N., Tikhomirov V., Maksimova V., Telnov Y. The competence approach to the creation and updating of academic knowledge in the Smart Economy // //8th International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management and Organizational Learning, Bangkok, Thailand, 28-29 Oct., 2011

15. Зиндер E.3., Юнатова И.Г. Пространство непрерывного образования и перспективная Комплексная образовательная среда. // XIV Научно-практическая конференция "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями" («РБП -СУЗ»), МЭСИ — М., апрель 2011. Материалы конференции. — С. 121-129.

16. Зиндер Е.З. Проблемы интегрированного подхода к сертификации процессов, продуктов, специалистов, образовательных программ в сфере ИТ. // Вторая международная конференция "Стандартизация, сертификация, обеспечение эффективности, качества и безопасности информационных техноло-

гий" ("ИТ-стандарт 2011"). — М., октябрь 2011. URL: www. mtk22. ш (ссылка на "Заявленные доклады", дата обращения: 24.10.2011)

17. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации./ В.И. Блинов и др. " М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования — 2010. — 7 с.

18. Профессиональный стандарт в области информационных технологий. Профессиональный стандарт по профессии «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИТИК».

— МОСКВА 2007. — 57 с.

19. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК современного российского профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГУ «Федеральный институт развития образования». — Москва,

2010, —19 с.

20. Тельнов Ю.Ф., ИпатоваЭ.Р. Технологии смарт-обучения для реализации инновавационных образовательных проектов // Открытое образование,

2011, №3.-с. 56-63.

21. Тельнов Ю.Ф., Швей В.И. Разработка профильно-ориентированных основных образовательных программ ВПО по направлению «Прикладная информатика» // Девятая открытая всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в России». - АПКИТ, 2011.

References

1. Bloom В. S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman. 1984. -P. 201

2. Building the e-CF. A combination of sound methodology and expert contribution - E-CF 2.0 CWAPart Ш. - 2010. - 31 p.

3. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF). - Luxembourg: Office for Official Publications ofthe European Communities, 2008. -17 p.

4. ESCO, the forthcoming European Skills, Competencies and Occupations taxonomy. Brussels, 18 January 2010 EMPL D-3/LK D. 2009 /

5. European e-Competence Framework 2.0. A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors.

- E-CF 2.0 CWAPart 1,2010. - 43 p.

6. ICOPER. Public Version ofthe Road-map. Deliverable number D8.8. Final report. - 2011.- 83 p. URL: http:// www.icoper.org/deliverables/ ICOPER_D8.8.pdf (date accessed:

Экономика, Статистика и Информатика 117 №6(2), 2011

10/24/2011).

7. IEEE Standard for Learning Technolog)' - Data Model for Reusable Competency Definitions. 2007.36 p.

8. ISO / EEC TR 24763:2011. Information technology - Learning, education and training - Conceptual Reference Model for Competency Information and Related Objects. 55 p.

9. A Framework for Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers. www.globalpmstandards.org

10. KSAO. URL: http:// www.humamesources.hrvinet.com/what-is-ksao/ (date accessed: 10/24/2011)

11. Paquette G. An Ontology and a Software Framework for Competency Modeling and Management. / / Educational Technology & Society - 2007. 10 (3) -p.1-21.

12. T. Schuster, P. Weib. A New Approach to Competence-Based Business Partner Profiles for Collaborative Business Process Management. / / Collaborative Networks for a Sustainable World: 11th OTP WG 5.5 Working Conference on Virtual Enterprises, PRO-VE 2010. - St. Etienne, France, October 2010. Proceedings. Springer, NY, 2010 -p. 356-363.

13. Tikhomirova N., Tikhomirov V.,

Telnov Y., Maksimova V. The Model of Continuous Profession-oriented Learning in the E-environment Based on a Competence Approach and Academic Knowledge Management / /11th European Conference of Knowledge Management Systems, 2-3 Sept, Porto, 2010.

14. Tikhomirova N., Tikhomirov V., Maksimova V., Telnov Y. The competence approach to the creation and updating of academic knowledge in the Smart Economy III / 8th International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Manage-ment and Organizational Learning, Bangkok, Thailand, 28-29 Oct, 2011

15. Zinder E.Z, Yunatova I.G. Space for continuing education and long-term integrated learning environment. / / XIV Scientific and Practical Conference "Re-engineering of business processes based on modern information technology. Knowledge management system"(" BPO - CPS"). MESI - Moscow, April 2011. Pro-ceedings of the conference. -p. 121-129.

16. Zinder E.Z. Problems of an integrated approach to the certification processes, products, professional and educational programs in IT. / / Second International Conference "Standardization, certification, ensuring efficiency, quality

and security of information technology" ("IT standard 2011 "). - Moscow, October 2011. URL: www.mtk22.ru (a reference to the "Application Reports", date accessed: 10/24/2011)

17. National Qualifications Framework of the Russian Federation. / V.I. Blinov et al, "Moscow: Federal State Institution" FERO ", Centre for primary, secondary, higher and secondary vocational education-2010.-p. 7.

18. Professional standard in the field of information technology. Professional standards in the profession, "Systems Analyst". - Moscow, 2007. - p. 57.

19. Dictionary of Modern Russian professional education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. FGI "Federal Institute for Educational Development." - Moscow, 2010. - p. 19

20. Telnov Y.F, Ipatova E.R. Smart technology training for the implementation of educational projects innovavat-sionnyh / / Open Education, 2011, № 3. -p.56-63.

21. Telnov Y.F, Switzerland V.I. Develop a profile of basic educational programs targeted toward VPO "Applied Informatics" / / open Ninth All-Russian Conference "Teaching information technologies in Russia." -APKIT, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.