Научная статья на тему 'Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза'

Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2039
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL STANDARDS / INTEGRATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING AND LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Светлана Владимировна, Самойленко Ольга Юрьевна

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых профессиональных стандартов. Проанализированы российские и зарубежные нормативные документы, в частности, профессиональные стандарты для разных уровней образования, и сделан вывод, что информационно-коммуникационная (ИК) компетенция преподавателя вуза имеет трехуровневую структуру, отражающую профессиональную ИКТ-компетентность в соответствующей предметной области. ИК компетенция преподавателя высшей школы рассматривается как его неотъемлемая профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Представляется, что одним из способов развития ИК компетенции педагогов являются курсы повышения квалификации. При всем многообразии существующих на образовательном рынке программ и курсов повышения квалификации в области ИКТ, существует, тем не менее, ряд объективных факторов, снижающих эффективность формирования ИК компетенции. Одним из таких факторов является отсутствие постоянной поддержки и консультирования педагогов в промежутках между курсами повышения квалификации. Выход из сложившейся ситуации видится в использовании цифровых технологий, обладающих широкими дидактическими возможностями в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LECTURER’S INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE

The introduction of new professional standards made the integration of information and communication technologies into teaching and learning the priority of the modernization of Russian education. The Russian and foreign regulation documents including professional standards for different education levels and it is concluded that information-communication (IC) competence of higher educational institution lecturer are analysed. They have a three-level structure which reflects the information and communication technology (ICT) competence of a teacher in a related subject area. The information-communication (IC) competence of higher educational institution lecturer is considered to be an essential professional characteristic encouraging the use of ICT to solve a wide range of pedagogical tasks and to model and design the instruction as well as to enable learners to use ICT in their professional sphere. Professional development courses are said to contribute to the development of digital literacies of the information-communication (IC) competence of higher educational institution lecturer. Not with standing a wide spectrum of professional development courses and programmes available on the educational market now, there is a number of objective factors which make the development of the information-communication (IC) competence less effective. Lack of continuous support and counseling in between the courses is one of the factors. It is suggested that one of the solutions is to use digital technologies which have a great didactic potential in this regard.

Текст научной работы на тему «Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза»

УДК 37

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

© Светлана Владимировна ТИТОВА

доктор педагогических наук, профессор, зам. декана по дополнительному образованию факультета иностранных языков и регионоведения Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 119192, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский пр-т, 31, корп. 1 главный научный сотрудник, кафедра образования в области романо-германских языков Школы педагогики Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Уссурийске 692508, Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, 35

E-mail: [email protected] © Ольга Юрьевна САМОЙЛЕНКО кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой образования в области романо-германских языков Школы педагогики Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Уссурийске E-mail: [email protected]

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых профессиональных стандартов. Проанализированы российские и зарубежные нормативные документы, в частности, профессиональные стандарты для разных уровней образования, и сделан вывод, что информационно-коммуникационная (ИК) компетенция преподавателя вуза имеет трехуровневую структуру, отражающую профессиональную ИКТ-компетентность в соответствующей предметной области. ИК компетенция преподавателя высшей школы рассматривается как его неотъемлемая профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Представляется, что одним из способов развития ИК компетенции педагогов являются курсы повышения квалификации. При всем многообразии существующих на образовательном рынке программ и курсов повышения квалификации в области ИКТ, существует, тем не менее, ряд объективных факторов, снижающих эффективность формирования ИК компетенции. Одним из таких факторов является отсутствие постоянной поддержки и консультирования педагогов в промежутках между курсами повышения квалификации. Выход из сложившейся ситуации видится в использовании цифровых технологий, обладающих широкими дидактическими возможностями в этой области.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетенция; повышение квалификации; профессиональные стандарты; интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48

Одним из основных условий успешной интеграции новейших технологий в учебный процесс является соответствующий уровень развития информационно-коммуникационной (ИК) компетенции как преподавателя, так и обучающихся. В связи с этим возникают два важных вопроса:

- Какова структура ИК компетенции преподавателя или учителя иностранных языков?

- Как развивать ИК компетенцию педагогов?

Международные стандарты качества подготовки преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стали разрабатываться еще в 90-х гг. XX века мировым образовательным сообществом: международным обществом информатизации в образовании (International Society for Technology in Education), ЮНЕСКО, профессиональными международными организациями, занимающимися вопросами информатизации образования - EUROCALL, CALICO, TESOL, IATEFL.

В 2008 г. Международным обществом информатизации в образовании (ISTE) был разработан стандарт ISTE Standards. Teachers (по данным официального сайта ISTE, обновленная версия стандарта будет опубликована в июле 2017 г.). Этот стандарт определяет умения, необходимые учителю XIX века (digital age skills), и включает четыре содержательных блока: технологический, социально-этический, педагогический и профессиональный. Одним из достоинств данного стандарта является то, что социально-этические вопросы, связанные с авторским правом в Интернете, плагиатом, созданием условий для студентов с ограниченными возможностями и др., и профессиональные вопросы, предназначенные для развития навыков и умений, которые позволят педагогам повысить свой профессиональный уровень посредством ИКТ, вынесены в отдельные блоки [1].

В Европейском стандарте ИК компетенции (European e-Competence Framework 3.0), принятом Европейской Комиссией в 2014 г., ИК компетенция в образовании рассматривается как профессиональная, включающая два уровня, предполагающих обучение специалистов, готовых не только использовать ИКТ для организации учебного процесса, создания обучающих ресурсов и разработки обучающего программного обеспечения, но и определять недостающие навыки и знания в области ИКТ, разбираться в новых обучающих программах, появляющихся на рынке, уметь оценивать их потенциал и т. д. [2, с. 32].

Несомненным лидером в области внедрения ИКТ в учебный процесс, а также разработки стандартов ИК компетенции педагогов и анализа условий ее успешного формирования является Департамент образования и обучения правительства Западной Австралии (штат Квинсленд). На основании анализа уровня ИК компетенции преподавателей общеобразовательных школ исследователи пришли к выводу еще в 90-е гг. ХХ века, что можно выделить три уровня данной компетенции - базовый, средний и продвинутый/профессиональный. Также были подробно описаны умения, соответствующие этим уровням, и составлена таблица-карта ИК компетенции. Было отмечено, что необходимый и достаточный уровень ИК компетенции педагогов должен определяться та-

кими факторами, как техническое обеспечение школы, возможность повышения квалификации в области ИКТ и политика школы/региона в этом вопросе [3].

Согласно авторам известного европейского проекта The Consultants-e Г. Дадни и Н. Хокли, цифровые компетенции (digital literacies) преподавателей иностранных языков многоаспектны и включают следующие виды компетенций: письменно-речевую, информационно-текстовую, гипертекстовую, мультимедийную, геймификационную, мобильную и кодовую [4, с. 6]. Подобная трактовка цифровых компетенций преподавателей иностранных языков может дополняться, исходя из появляющихся потребностей и технологий.

В Российской Федерации в 2013 г. был утвержден и с 1 января 2017 г. вступил в силу «Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)», в котором сказано, что педагог должен обладать ИК компетенциями, «необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы» [5, с. 12]. Согласно данному стандарту, педагог «обязан владеть тремя уровнями ИКТ-компетентности:

1) общепользовательской;

2) общепедагогической;

3) предметно-педагогической, отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности» [5, с. 5].

Например, педагог должен:

- владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- уметь применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

- совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации, инструменты перевода, произношения;

- уметь использовать современные способы оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Требования к педагогам подробно прописаны не только на уровне умений, но также и на уровне трудовых действий и трудовых функций, направленных на «формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа формате» и на «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями» [5, с. 4-19].

В 2015 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был принят профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в котором были определены основные требования, предъявляемые на современном этапе к специалисту в области профессионального образования. В частности, была описана ИК составляющая компетенции педагогов вуза, которая должна включать следующие умения:

- «применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение;

- использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [6, с. 60].

В табл. 1 отражена общая структура ИК компетенции педагога согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Подход к сущности ИК компетенции преподавателей вузов и школ, отраженный в профессиональных стандартах, можно назвать инструментальным, поскольку новейшие технологии рассматриваются как техническое средство обучения, как инструмент. Представляется, что ИК компетенция преподавателей вузов должна базироваться скорее на многофункциональном характере цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов (ООР), предоставляющих различные дидактические возможности участникам образовательного процесса.

В 2011 г. ЮНЕСКО разработала по инициативе ООН рекомендации, предъявляемые к педагогическим кадрам в области использования ИКТ. В структуре компетенций ЮНЕСКО выделяются 6 модулей педагогической деятельности, связанной с применением ИКТ:

- понимание роли ИКТ в образовании;

- учебная программа и оценивание;

- педагогические практики;

- технические и программные средства ИКТ;

Таблица 1

Структура ИК компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту

ИК компетенция педагогов вузов

Знать Уметь

- современные образовательные технологии высшего образования и дополнительного профессионального образования, в том числе дидактический потенциал и технологии применения информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов; - психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам; - возможности использования ИКТ для ведения документации - использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы с учетом специфики образовательных программ, требований ФГОС ВО; - планировать формирование развивающей образовательной среды, в том числе с привлечением ресурсов внешней социокультурной и профессиональной среды для успешной социализации, профессионального самоопределения студентов; - анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы

- организация и управление образовательным процессом;

- профессиональное развитие [7, с. 16].

Функциональная нагруженность данных

модулей прописана в соответствии с тремя этапами информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены соответствующими стадиями профессионального развития педагогов:

1) применение ИКТ требует способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы;

2) освоение знаний требует способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире;

3) производство знаний требует способности помогать учащимся производить новые знания.

Вышеперечисленные этапы информатизации образования обычно соответствуют образовательной политике и экономическому развитию государства. Структура ИК компетенции педагога по ЮНЕСКО соотносится с уровнями ИК компетенции, выделенными в

профессиональных стандартах, следующим образом:

- этап применения ИКТ соответствует общепользовательской компетенции педагога;

- этап освоения знаний возможен при наличии общепедагогической и/или предметно-педагогической компетенции;

- этап продукции или производства знаний возможен при наличии предметно-педагогической компетенции педагога (табл. 2).

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), как и в действовавшем ранее федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) отмечается важность ИКТ как части инструментальной среды профессиональной деятельности выпускников и, как следствие, включение ИК компетенции в ряд требований, предъявляемых к выпускникам на уровне профессиональных и инструментальных компетенций [8, с. 4-5; 9, с. 3]. Следовательно, сущность ИК компетенции преподавателей вузов рассматривается как их профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной

Таблица 2

Структура ИК компетенции педагогов согласно ЮНЕСКО и профессиональным стандартам

Структура ИК компетенции педагогов по рекомендациям ЮНЕСКО

Этапы интеграции Модули ИКТ Применение ИКТ 1 Общепользовательский уровень по профстандарту Освоение знаний 1 Общепедагогический уровень по профстандарту Производство знаний 1 Предметно-педагогический уровень по профстандарту

Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций

Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний

Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию

Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии

Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация

Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения

деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

На основе анализа образовательных и профессиональных стандартов педагогов вуза и школы [8-10], научно-методических разработок в области повышения квалификации педагогов в сфере информатизации в России и за рубежом можно выделить два основных уровня ИК компетенции преподавателей вузов: общепользовательский и профессиональный, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки или переподготовки, то есть в системе профессионального или дополнительного профессионального образования. На каждом уровне предусматривается подготовка по нескольким профильным направления. Например, уровни Б и В могут быть представлены несколькими профильными направлениями: предметно-методическим, дистанционно-методическим, учебно-административным, медиатечным. Причем внутри второй ступени предлагается выделить в соответствии с профессиональным стандартом два уровня:

- общепедагогический, предполагающий овладение профессиональными знаниями и умениями в области ИКТ без поддержки информационно-обучающей среды вуза или школы, соответствующий этапу освоения знаний по ЮНЕСКО;

- предметно-педагогический, предполагающий овладение профессиональными

знаниями и умениями в области ИКТ при наличии информационно-обучающей среды вуза и позволяющий педагогическим работникам заниматься вопросами проектирования виртуального учебного пространства на базе информационной обучающей среды (ИОС) учебного заведения, соответствующий этапу производства знаний по ЮНЕСКО (табл. 3).

Анализ подходов к определению структуры ИК компетенции, а также обобщение имеющегося российского и зарубежного опыта по созданию курсов повышения квалификации в области ИКТ способствовали тому, что на факультете иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета были разработаны и успешно реализуются дистанционные курсы повышения квалификации «ИКТ в преподавании иностранных языков», «Интеграция мобильных технологий в преподавание иностранных языков» и «ИК компетенция преподавателей иностранных языков», предназначенные для развития предметно-педагогического уровня ИК компетенции преподавателей иностранных языков. В ходе проектирования курсов были выделены основные умения и знания в сфере ИКТ и мобильных технологий, необходимые для преподавателей иностранных языков и соответствующие предметно-педагогическому уровню ИК компетенции.

Таблица 3

Структура ИК компетенции и профили подготовки и переподготовки педагогических кадров

Базовая ИК компетенция Уровни ИК компетенции по профстандарту Общепользовательская ИК компетенция Профили подготовки педагогических кадров

Преподаватель Тьютор дистанционного обучения, специалист-методист по педагогическому дизайну и созданию электронных баз данных Управленец-администратор

Профессиональная ИК компетенция Б. Общепедагогическая ИК компетенция

Трудовые функции и действия

В. Предметно-педагогическая ИК компетенция Проектирование очного учебного процесса Проектирование форм дистанционного образования (ДО). Проектирование ме-диатек и электронных библиотек Администрирование учебного процесса посредством ИКТ

Предметно-педагогический уровень ИК компетенции преподавателя иностранных языков вуза предполагает знания о:

- педагогических технологиях, используемых в обучении иностранным языкам с применением ИКТ;

- психолого-педагогических подходах к исследованию проблемы обучения с применением ИКТ в области преподавания иностранных языков;

- дидактических основах создания и применения информационных обучающих ресурсов (ИОР) в учебном процессе;

- принципах критической оценки ИОР, созданных профессионалами в области преподавания иностранных языков;

- существующих стандартах и форматах ИОР для обучения иностранным языкам;

- дидактических возможностях и функциях сервисов Веб 2.0;

- методических основах создания обучающей веб-программы, ее видах, принципах создания, структуре;

- методических основах внедрения технологии веб-проектов, е-портфолио и т. д.

Особое значение приобретает представление об ИКТ как инструменте исследовательской деятельности, так как преподаватель высшей школы должен владеть как представлениями о возможностях ИКТ в предметной области, так и об их педагогическом/образовательном потенциале, поэтому ядро педагогической ИК компетенции описывается через набор необходимых преподавателю умений:

- создать тесты по лексике, грамматике с использованием веб-шаблонов или с помощью программ;

- создать поисковые и творческо-исследовательские задания для развития социокультурной компетенции;

- создать и разместить обучающую веб-программу курса на блоге, вики, сайте;

- подготовить основные этапы внедрения веб-проектов и е-портфолио в учебный процесс;

- использовать сервисы Веб 2.0 для развития навыков аудирования, говорения, письма;

- использовать цифровые технологии (ЦТ) для создания мультимедийных лекций;

- использовать ЦТ для развития собственной профессиональной компетентности педагогов;

- использовать ЦТ для обеспечения контроля и обратной связи (вебинары, форумы, блоги, Skype);

- создать свой учебный подкаст, страницу на сервисе социальных закладок, на сервисе обмена видеопрезентациями;

- пользоваться форумом, микроблогом для проведения дискуссий в учебном процессе;

- осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием новейших сервисов Веб 2.0 и т. д.

Ведущие специалисты по интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков Г. Дадни и Н. Хокли ввели термин «мобильная компетенция преподавателя» (от англ. mobile literacy) для определения уровня владения знаниями и умениями при использовании мобильных технологий в профессиональных целях [4, с. 14-15]. Мобильная компетенция преподавателя, по сути, является составной частью ИК компетенции, отражая все ее основные компоненты. Необходимость рассмотрения мобильной компетенции как составляющей ИК компетенции педагога обуславливается стандартами образования нового поколения и современным социальным заказом. Она включает в себя знания, умения и навыки, необходимые для оценки влияния мобильных технологий на преподавание иностранных языков, адаптации методики для успешной их интеграции в традиционный языковой класс [11, с. 162]. Общепользовательский и общепедагогический уровни мобильной компетенции соотносятся с компонентами ИК компетенции преподавателя, описанной в профессиональном стандарте педагога. На их основе можно выделить знания и умения, относящиеся к профессиональному уровню мобильной компетенции преподавателя иностранных языков, а именно:

знания о:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дидактических свойствах и функциях мобильных технологий;

- критериях отбора мобильных приложений;

- способах презентации и визуализации учебного материала в мобильном формате;

- методах организации групповой и индивидуальной деятельности на базе мо-

бильных технологий для обучения иностранному языку;

- способах оценивания и контроля на базе мобильных технологий;

- методах взаимного контроля и обучения на базе мобильных систем опроса и тестирования;

- принципах осуществления обратной связи на базе новейших мобильных приложений;

- форматах интерактивных заданий на развитие четырех видов речевой деятельности с применением мобильных приложений;

- принципах проведения проектных заданий на развитие четырех видов речевой деятельности с применением мобильных приложений;

умения:

- организовать самостоятельную и аудиторную работу посредством мобильных приложений;

- презентовать учебный материал в мобильном формате;

- организовать индивидуальную и групповую работу посредством мобильных приложений;

- проводить тестирование на базе мобильных приложений;

- обеспечивать обратную связь на базе мобильных приложений;

- осуществлять контроль посредством мобильных приложений;

- использовать справочные мобильные приложения для развития четырех видов речевой деятельности;

- использовать коммуникативные мобильные приложения для усиления интерактивности;

- создавать и проводить проектные задания на базе мультимедийных мобильных приложений.

Совершенно очевидно, что необходимы качественно новые педагогические технологии, повышающие ИК компетенцию как педагогов, так и обучающихся в системе непрерывного образования с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Программа повышения квалификации педагогов в области интеграции цифровых технологий в учебный процесс должна:

- опираться на структуру ИК компетенции педагогов высшей школы, разработанную на основе международных стандартов в области ИКТ, российских регламентирующих документов, а также новых образовательных стандартов высшей школы;

- учитывать профили подготовки;

- быть практико-ориентированной, то есть быть нацеленной не просто на передачу навыков и знаний, а на реальные изменения в обучении;

- помочь педагогу создать учебную интегрированную среду (имеется в виду создание собственного сайта на основе системы управления или блога с интегрированными в него многочисленными социальными сервисами Веб 2.0);

- обеспечивать мониторинг и возможность профессионального общения педагогам, проходившим курс, по вопросам обновления данной учебной виртуальной среды.

Сегодня в Российской Федерации различные университеты и центры предлагают большое количество сертифицированных программ повышения квалификации педагогов в области ИКТ и подготовки кадров для системы дистанционного обучения. Почти все они предлагают программы повышения квалификации по двум уровням: базовому, своего рода инварианту знаний и умений в области применения ИКТ для решения прикладных задач, и профессиональному, предполагающему подготовку специалистов различных профилей в разнообразных областях знаний. Но, к большому сожалению, несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одинаковые задачи, игнорирование разработанной на основе международных стандартов в области цифровых технологий и российских образовательных и профессиональных стандартов структуры ИК компетенции педагогов, разобщенность региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования -все это замедляет формирование единого информационного образовательного пространства страны. Согласно данным ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», еще в 2006 г. был запущен проект по созданию государственной системы мониторинга и сертификации ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования

[12, с. 12]. Проект прошел успешную апробацию и в настоящее время реализуется в 34 регионах Российской Федерации. Тем не менее, острой проблемой, снижающей эффективность формирования и развития ИК компетенции, является отсутствие постоянной поддержки и консультирования педагогов в промежутках между курсами повышения квалификации.

Выходом из сложившейся ситуации может стать использование цифровых технологий, дидактические возможности которых обеспечивают:

- оперативную консультативную помощь педагогам специалистами из научно-методических центров посредством проведения вебинаров и скайп-обсуждений;

- организацию совместной исследовательской работы обучаемых, преподавателей, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного или разных регионов и/или стран;

- обмен информацией, идеями, планами по интересующим слушателей вопросам, темам совместных проектов;

- доступ к качественным открытым образовательным ресурсам, массовым открытым онлайн-курсам, предлагающим огромное разнообразие онлайн-курсов для развития профессиональной и ИК компетенций педагогов;

- создание подлинной языковой среды, способствующей возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Список литературы

1. ISTE Standards. Teachers. International Society for Technology in Education, 2008. URL: https://www.iste.org/docs/pdfs/20-14_ISTE_Stan-dards-T_PDF.pdf (accessed: 23.12.2016).

2. European e-Competence Framework 3.0 A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234: 2014. Part 1. URL: http://ecompetences.eu/wp-content/uploads/2014/02/European-e-Competen-ce -Framework-3. 0_CEN_CWA_16234-1_2014. pdf (accessed: 21.12.2016).

3. Education Queensland. Minimum Standards for Teachers-Learning Technology. 1999. URL: http:// education.qld.gov.au (accessed: 23.12.2016).

4. Dudeney G., Hockly N., Pegrum M. Digital Literacies. Harlow: Pearson, 2013. 387 p.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н. М., 2013.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.09.2015 г. № 608н. М., 2015.

7. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Version 2.0. UNESCO, 2011. 95 p.

8. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91. М., 2016.

9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46 (с изм. от 31.05.2011 г.). М., 2011.

10. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. М., 2012.

11. Титова С.В., Авраменко А.П. Компетенция преподавателя в среде мобильного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 162-167.

12. Скуратов А.К., Хеннер Е.К., Богданов М.Ю., Пахомов И.С., Бояшова С.А., Хорошилов А.В., Ярных В.В., Перевалов В.А., Макаров С.И. Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации // Открытое образование. 2007. № 5 (64). С. 12-18.

References

1. ISTE Standards. Teachers. International Society for Technology in Education, 2008. Available at: https://www.iste.org/docs/pdfs/20-14_ISTE_Stan dards-T_PDF.pdf (accessed 23.12.2016).

2. European e-Competence Framework 3.0 A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234:2014

Part 1. Available at: http://ecompetences.eu/wp-content/uploads/2014/02/European-e-Competence -Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014.pdf (accessed 21.12.2016).

3. Education Queensland. Minimum Standards for Teachers-Learning Technology. 1999. Available at: http://education.qld.gov.au (accessed 23.12.2016).

4. Dudeney G., Hockly N., Pegrum M. Digital Literacies. Harlow, Pearson, 2013, 387 p.

5. Russian Federation. Order of the Ministry of Labour and Social Welfare of the Russian Federation no. 544n of October 18, 2013, Ob ut-verzhdenii professional'nogo standarta «Peda-gog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v dosh-kol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom ob-shchem, srednem obshchem obrazovanii)» [On approval of professional standard "Educator (educational work in pre-school, primary, basic general, secondary general education)"]. Moscow, 2013. (In Russian).

6. Russian Federation. Order of the Ministry of Labour and Social Welfare of the Russian Federation no. 608n of September 15, 2015, Ob ut-verzhdenii professional'nogo standarta «Peda-gog professional'nogo obucheniya, profession-al'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [On approval of professional standard "Educator of professional training, professional education and further vocational education"]. Moscow, 2015. (In Russian).

7. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Version 2.0. UNESCO, 2011, 95 p.

8. Russian Federation. Order of the Ministry of Labour and Social Welfare of the Russian Federation no. 91 of February 9, 2016, Ob ut-verzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya pro-filyami podgotovki) (uroven' bakalavriata) [On approval of Federal state educational standard of higher education by field of study 44.03.05 Pedagogical education (with two educational

programs specializations) (bachelor degree level)]. Moscow, 2016. (In Russian).

9. Russian Federation. Order of the Ministry of Labour and Social Welfare of the Russian Federation no. 46 of January 17, 2011 (ed. as of May, 31, 2011), Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Peda-gogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») [On approval of Federal state educational standard of higher professional education by field of study 050100 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")]. Moscow, 2011. (In Russian).

10. Russian Federation. Order of the Ministry of Labour and Social Welfare of the Russian Federation no. 413 of May 17, 2012, Ob ut-verzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta srednego (polnogo) ob-shchego obrazovaniya [On approval of Federal state educational standard of secondary (complete) general education]. Moscow, 2012. (In Russian).

11. Titova S.V., Avramenko A.P. Kompetentsiya prepodavatelya v srede mobil'nogo obucheniya [Requirements to teacher's digital competence today]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2014, no. 7, pp. 162-167. (In Russian).

12. Skuratov A.K., Khenner E.K., Bogdanov M.Yu., Pakhomov I.S., Boyashova S.A., Khoroshilov A.V., Yarnykh V.V., Perevalov V.A., Makarov S.I. Natsional'nyy tsentr monitoringa i sertifi-katsii komp'yuternoy gramotnosti i IKT-kompetentnosti v sisteme obrazovaniya Rossiy-skoy Federatsii [National centre of computer literacy and ICT-competence monitoring and certification in education in the Russian Federation]. Otkrytoe obrazovanie [Open Education], 2007, no. 5 (64), pp. 12-18. (In Russian).

Поступила в редакцию 25.02.2017 г. Received 25 February 2017

UDC 37

STRUCTURE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LECTURER'S INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE

Svetlana Vladimirovna TITOVA

Doctor of Pedagogy, Professor, Deputy Dean for Further Education Programmes of Foreign Languages and Area Studies Faculty

Lomonosov Moscow State University

31/1 Lomonosovsky Ave, Moscow, Russian Federation, 119192

Chief Research Worker, Education in Romance and Germanic Languages Department of Education School

Far Eastern Federal University, Ussuriysk FEFU Branch Campus

35 Nekrasova St., Ussuriysk, Primorsky krai, Russian Federation, 692508

E-mail: [email protected]

Olga Yurevna SAMOYLENKO

Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Education in Romance and Germanic Languages Department of Education School

Far Eastern Federal University, Ussuriysk FEFU Branch Campus E-mail: [email protected]

The introduction of new professional standards made the integration of information and communication technologies into teaching and learning the priority of the modernization of Russian education. The Russian and foreign regulation documents including professional standards for different education levels and it is concluded that information-communication (IC) competence of higher educational institution lecturer are analysed. They have a three-level structure which reflects the information and communication technology (ICT) competence of a teacher in a related subject area. The information-communication (IC) competence of higher educational institution lecturer is considered to be an essential professional characteristic encouraging the use of ICT to solve a wide range of pedagogical tasks and to model and design the instruction as well as to enable learners to use ICT in their professional sphere. Professional development courses are said to contribute to the development of digital literacies of the information-communication (IC) competence of higher educational institution lecturer. Not with standing a wide spectrum of professional development courses and programmes available on the educational market now, there is a number of objective factors which make the development of the information-communication (IC) competence less effective. Lack of continuous support and counseling in between the courses is one of the factors. It is suggested that one of the solutions is to use digital technologies which have a great didactic potential in this regard.

Key words: information-communication competence; professional development; professional standards; integration of information-communication technologies in teaching and learning DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48

Информация для цитирования:

Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 39-48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48.

Titova S.V., Samoylenko O.Yu. Struktura informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentsii prepodavatelya vuza [Structure of higher educational institution lecturer's information and communication competence]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 3948. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.