Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
С.В. Титова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ И НОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования сегодня в связи с введением новых образовательных стандартов. В статье рассматривается структура информационно-коммуникационной компетенции, а также механизмы и способы развития данной компетенции у преподавателей гуманитарных специальностей в рамках курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетенция, повышение квалификации, новые образовательные стандарты, ИКТ-ин-теграция в учебный процесс.
ICT integration into teaching process is one of the pivotal trends of modernization of Higher Education System in Russian Federation in general and educational standards in particular. This paper is oriented to analyze the structure of ICT competences of language teachers, mechanisms of development of these competences through professional development courses designed by both Russian and foreign specialists.
Key words: ICT competence, professional development courses, new educational standards, ICT integration into language classroom.
Мир без границ, где технологии служат образованию, помогая создавать инклюзивные общества знаний.
(Из программы ЮНЕСКО "Видение в отношении применения ИКТв сфере образования и обучения")1
С появлением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые предоставляют огромные объемы знаний и информации в любое время и в любом месте, возникла потребность в специальных компетенциях в сфере образования и обучения. Сегодня тот факт, что ИКТ уже не просто можно, а необходимо внедрять в педагогический процесс, никто не подвергает сомнению.
Титова Светлана Владимировна — докт. пед. наук, проф. кафедры методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-915-053-98-34, e-mail: [email protected]
1 Среднесрочная стратегия ИИТО на 2008—2013 гг. М., 2010. C. 16.
Но, к сожалению, часто использование инновационных методов на основе ИКТ не облегчает и оптимизирует учебную деятельность, а, скорее, перегружает и осложняет ее, приводя к разочарованиям и неудачам. Избежать подобных ошибок просто: методически обоснованное и целесообразное применение компьютерных средств обучения должно происходить с учетом и при наличии основополагающих условий успешной интеграции ИКТ в учебный процесс, а именно:
• технического оснащения вуза или школы (наличие компьютеров, доступ в Интернет);
• информационной образовательной среды вуза или школы, которая представляет собой единую систему компьютерных средств, программного обеспечения, обучающих баз данных, электронных обучающих и методических ресурсов, виртуальных образовательных сред и других элементов, реализующих информационные процессы;
• компьютерной безопасности процесса обучения;
• устойчивой мотивации педагога и обучающегося;
• информационно-коммуникационной компетенции педагога и обучающегося.
Рассмотрим реализацию вышеперечисленных условий в Российской Федерации. Согласно данным Министерства связи и массовых коммуникаций, а также Internet World Stat2, на сегодня применение ИКТ в сфере образования является чрезвычайно важным, поскольку число пользователей Интернета в России к концу 2010 г. по прогнозу должно было вырасти на 34% и вставить 60—80 млн, уровень проникновения Интернета в России на июль 2010 г. составлял около 43%. В России насчитывается 54 тыс. школ; доступ к Интернету имеют 50 тыс. российских школ. С таким показателем Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей Сети, занимая в этом списке седьмое место. Таким образом, в стране происходит, хотя и достаточно медленно, процесс преодоления информационного неравенства.
Что касается методической поддержки учебного процесса с использованием ИКТ, сейчас происходит процесс унификации, стандартизации; гармонизация требований к созданию и контролю результатов использования электронных образовательных ресурсов с международными ИКТ-стандартами; разработка и апробация информационного обеспечения системы оценки качества профессионального образования; создание автоматизированной системы мониторинга программ опережающего обучения в Российской Федерации3. Кроме того, согласно данным Государствен-
2 Internet World Stat. URL: www.internetworldstat.com
3 Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития: Аналитический обзор. СПб., 2009.
ного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций "Информика" (ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика") Министерства образования и науки Российской Федерации, который занимается разработкой стратегии развития использования ИКТ в образовании, в частности в высшем профессиональном образовании, уже создан Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ИОР) или Единое окно доступа к ИОР. На данном этапе (2009—2011 гг.) происходит формирование интегрированных информационных образовательных сред большинства учебных заведений РФ4 (табл. 1).
Таблица 1
Основные этапы формирования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в РФ (по данным ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Основные характеристики Основные результаты
Формирование интегрированных информационных образовательных сред интернет-поддержки учебного процесса (2009—2011 гг.) Организация и предоставление доступа к электронным учебно-методическим материалам, ориентированным на конкретные образовательные результаты. Информационная, технологическая и методическая поддержка процесса создания оригинальных авторских ЭОР и их последующего использования
Формирование систем интернет-поддержки учебного процесса (2008—2009 гг.) Системы управления обучением ^ Учебные интернет-курсы, практикумы, системы тестирования и контроля знаний ^ Виртуальные образовательные среды
Формирование единой системы каталогизации и поиска образовательных ресурсов (2007—2008 гг.) ЭОР ^ Стандарты ^ Метаописания ^ Поисковые интернет-системы ^ Тематические каталоги ^ Система сервисов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Первоначальное накопление образовательных информационных ресурсов (2006—2007 гг.) Образовательные порталы и сайты ^ Единое окно доступа к ЭОР ^ Хранилище ЦОР ^ Контекстное наполнение ФЦИОР
Сегодня решается сложный вопрос, касающийся обеспечения безопасности учебного процесса с поддержкой ИКТ, в частности, происходит процесс обеспечения связности сегментов образовательной сети с фильтрацией доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания.
4 Там же.
Мотивация как педагогов, так и обучающихся к использованию ИКТ в учебном процессе обусловливается прежде всего введением новых образовательных стандартов, на которые переходят высшие учебные заведения РФ в 2010—2011 гг. Информационно-коммуникационная (ИК) компетенция обучающихся как интеграционная компетенция присутствует в проектах образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования, на уровне не только универсальных инструментальных и системных компетенций обучающихся, но и профессиональных компетенций.
В табл. 2 представлено, на уровне какой компетенции и в какие элементы образовательной обучающей программы (ООП) системно и последовательно интегрируются ИК-компетенции специалистов в проекте образовательного стандарта по специальности "Ре-гионоведение", разработанном на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ5.
Таблица 2
Интеграция ИК-компетенций специалистов в универсальные и профессиональные компетенции в новых образовательных стандартах МГУ по специальности
" Регионоведение"
ИК-ком-петенции Компетенции специалистов по новым образовательным стандартам МГУ по специальности "Регионоведение" Элементы ООП высшего профессионального образования по специальности "Регионоведение"
Базовая ИК-компе- тенция Инструментальные компетенции: владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернета; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (С-ИК-3); способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (С-ИК-4); владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на иностранных языках (С-ИК-13); умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (С-ИК-15) Дисциплины блока общенаучной подготовки. Например: информатика и компьютерная грамотность; первый иностранный язык; второй иностранный язык
5 Авторами и разработчиками проекта стандарта являются докт. филол. наук, проф. С.Г. Тер-Минасова, докт. ист. наук, проф. А.В. Павловская.
Окончание табл. 2
ИК-ком-петенции Компетенции специалистов по новым образовательным стандартам МГУ по специальности "Регионоведение" Элементы ООП высшего профессионального образования по специальности "Регионоведение"
Системная ИК-компе-тенция Системные компетенции: способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (С-СК-3); способность самостоятельно приобретать с помощью ИКТ и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (С-СК-12). Общенаучные компетенции: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественно-научного и математического знания (С-ОНК-6) Научно-исследо ва-тельская работа обучающихся + дисциплины блока общепрофессиональной подготовки
Профессиональная ИК-компе-тенция Общепрофессиональные и профессионально -специализированные компетенции: способность к применению современных ИКТ в учебном процессе (С-ПК-12); способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (С-ПК-21); владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (С-ПК-22) Дисциплины блока общепрофессиональной подготовки + дисциплины вариативной части ООП. Например: введение в специальность; методы региональных исследований; язык дипломатических переговоров
Как видно из таблицы, сущность ИК-компетенции преподавателей специальных дисциплин рассматривается в проектах новых стандартов, разработанных на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, в качестве их профессиональной характеристики, отражающей применение ИКТ в профессиональной деятельности как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, согласно требованиям к общим условиям реализации новых образовательных программ, удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен состав-
лять не менее 55% аудиторных занятий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 35% аудиторных занятий. Выполнение этого требования возможно только при условии использования инновационных методов и форм обучения, основанных на формировании умений самостоятельно извлекать знания, а также на необходимости развития критического мышления обучающегося, его автономии. В учебном процессе должны применяться как новые формы учебной деятельности (интерактивные слайд-лекции, вебинары, семинарские занятия, основанные на динамической презентации материала, тренинги и компьютерные симуляции), так и новые типы заданий и упражнений — учебно-тренинговые задания; слайд-презентации; поисковые задания; специально ориентированные коммуникативные задания; групповые веб-проекты, телекоммуникационные дискуссии с участием специалистов из отечественных и зарубежных вузов и т.д.
В соответствии с требованиями к учебно-методическим и информационным условиям реализации новой обучающей программы содержание каждой учебной дисциплины должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети факультета МГУ; каждый обучающийся должен иметь доступ к интернет-базам данных и библиотечным фондам и быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине.
Таким образом, наличие хрестоматийных условий успешной интеграции ИКТ и формирование электронных образовательных ресурсов налицо, за исключением очень важной составляющей процесса информатизации образования — наличия ИК-компетен-ций педагогов. Многие руководители высших учебных заведений сегодня озабочены решением кардинальной проблемы: "Как подготовить преподавателя, обладающего не просто компьютерной грамотностью, а соответствующими информационно-коммуникационными компетенциями в той или иной области знаний?" Совершенно очевидно, что необходимы качественно новые педагогические технологии, повышающие ИК-компетенцию как педагогов, так и обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Однако необходимы "продуманные решения, позволяющие избежать дорогостоящих ошибок, которые могут привести к нежелательным результатам. Для достижения успеха важны не только мониторинг и анализ результатов, но и обучение через практику, в процессе деятельности"6.
Сегодня каждый регион предлагает собственную программу информатизации образования, программы повышения квалифи-
6 Среднесрочная стратегия ИИТО на 2008—2013 гг. С. 5.
кации педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе. Но, к большому сожалению, несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одинаковые задачи, игнорирование разработанной на основе международных стандартов в области ИКТ и новых образовательных стандартов высшей школы структуры ИК-компетенций педагогов, разобщенность региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования — все это приводит к торможению процесса формирования единого информационного образовательного пространства страны. И хотя, согласно данным ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика", в 2009—2010 гг. была запущена система мониторинга и сертификации ИК-компетенции для всех уровней образования7, которая прошла успешную апробацию в 12 регионах Российской Федерации, острой проблемой, снижающей эффективность развития ИК-компетенции, является также отсутствие постоянной поддержки и консультирования учителей в промежутках между курсами повышения квалификации. Из-за этого большинство курсов направлено просто на передачу навыков и знаний, а не на реальные изменения в обучении.
Совершенно очевидно, что любая программа повышения квалификации педагогов в области ИКТ должна:
• опираться на разработанную на основе международных стандартов в области ИКТ, российских регламентирующих документов, а также новых образовательных стандартов высшей школы структуру ИК-компетенций педагогов высшей школы;
• учитывать профили подготовки;
• быть практически ориентированной, т.е. быть нацеленной не просто на передачу навыков и знаний, а на реальные изменения в обучении;
• помочь педагогу создать свою учебную интегрированную среду (имеется в виду создание собственного сайта на основе базы системы управления Joomla! или блога с интегрированными в него многочисленными социальными сервисами Веб 2.0);
• обеспечивать мониторинг и профессиональное общение педагогам, проходившим курс, по вопросам обновления данной учебной виртуальной среды.
Что касается зарубежного опыта, прежде всего необходимо проанализировать структуру ИК-компетенций Европейского союза, стандарты ИК-компетенции педагогов, разработанные в Австралии, США, Международным обществом информатизации в образовании
7 Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития: Аналитический обзор.
(ISTE), а также учебные программы курсов повышения квалификации педагогов в области ИКТ, созданные в ведущих зарубежных университетах и профессиональных ассоциациях.
В структуре ИК-компетенций, принятой Европейской комиссией в 2007 г. и отредактированной в 2010 г.8, ИК-компетенция в образовании рассматривается как профессиональная (D.3. Education and Training Provision), включающая два уровня, предполагающие подготовку специалистов, которые могут не только использовать ИКТ для организации учебного процесса, создания обучающих ресурсов и разработки обучающего программного обеспечения, но и определять недостающие навыки и знания в области ИКТ, разбираться в новых обучающих программах, появляющихся на рынке, уметь оценивать их потенциал и т.д.
Международные стандарты качества подготовки преподавателей в области ИКТ стали разрабатываться еще в 90-х гг. XX в. Для сферы высшего образования такие стандарты подготовлены Международным обществом информатизации образования (International Society for Technology in Education)9 в 2002 г. Стандарты включают четыре содержательных блока — технологический, социально-этический, педагогический, профессиональный. Одним из достоинств данных стандартов является то, что социально-этические вопросы, связанные с авторским правом в Интернете, с плагиатом, созданием условий для студентов с ограниченными возможностями и др., и профессиональные вопросы, предназначенные для развития навыков и умений, которые позволят педагогам повышать свой профессиональный уровень посредством ИКТ, вынесены в отдельные блоки.
Несомненным лидером разработки стандартов ИК-компетен-ции педагогов и анализа условий успешного развития этого вида компетенции, внедрения ИКТ в учебный процесс является Департамент образования и обучения правительства Западной Австралии (штат Квинсленд). На основании глубокого анализа уровня ИК-компетенции преподавателей средних школ исследователи пришли к выводу, что можно выделить три уровня данной компетенции — базовый, средний и продвинутый/профессиональный; также были подробно описаны умения, соответствующие этим уровням; была составлена таблица-карта ИК-компетенции10. Ин-
8 E-Skills for the 21st Century: Fostering Competitiveness, Growth and Jobs. September 2007. European E-competence Framework. Version 2.0. September 2010. URL: www.ecompetences.eu
9 International Society for Technology in Education. Educational Computing and Technology Standards for Technology Facilitation, Technology Leadership and Secondary Computer Science Education. 2002. URL: http://cnets.iste.org/currstands/cstands-netst. html
10 Education Queensland. Minimum Standards for Teachers-Learning Technology. Australia, 1999. Р. 18—19. URL: http://education.qld.gov.au
тересно, что профессиональный уровень, согласно данной карте, предполагает наличие знаний и умений в:
• создании учебных онлайн-материалов;
• использовании и доступе к лучшим учебным и исследовательским ресурсам;
• использовании ИКТ для администрирования учебного процесса;
• коммуникации с коллегами и другими профессионалами;
• коммуникации с обучающимися и их родителями;
• профессиональном онлайн-обучении.
Было отмечено, что необходимый и достаточный уровень ИК-компетенции педагогов должен определяться такими факторами, как техническое обеспечение школы, возможность повышения квалификации в области ИКТ и политика школы/региона в этом вопросе и т.д.
Особо необходимо упомянуть проекты "ИКТ для преподавателей иностранных языков" (ICT4LT) и "Обучение языкам с веб-поддержкой" (Web Enhanced Language Learning), которые были запущены в 1986 г. в связи с появлением профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков, использующих ИКТ в своей деятельности, EuroCall в 1986 г. и WorldCall в 1998 г. На сайте проекта "ИКТ для преподавателей иностранных языков" ICT4LT (www.ict4lt.org), который осуществляется под руководством проф. Грехэма Дейвиса, предлагаются модули трех уровней сложности — базовый, средний и продвинутый — для повышения квалификации педагогов английского языка в области ИКТ. Основные практические навыки ИК-компетенции на этом сайте11 подробно описаны и склассифицированы в соответствии с уровнем сложности и той или иной темой. Причем все темы для изучения практически ориентированы и базируются на изучении определенных программных или ресурсных средств — от базовых программ Windows, Word, PowerPoint, Excel и умения пользоваться электронной почтой, форумом, чатом до профессиональных программ, разработанных специально для преподавателей иностранных языков, и умения применять сервисы социального Интернета, конкордансы, электронные словари и энциклопедии в практике преподавания. Для определения уровня владения ИК-компетенцией преподаватель может воспользоваться диагностическими вопросниками-анкетами, составленными и постоянно обновляемыми Г. Дейвисом12.
TESOL (http://www.tesol.org) в 2011 г. предлагает разнообразные курсы для повышения квалификации преподавателей английского
11 http://www.ict4lt.org/en/en_mod1-3.htm
12 Davies G. ICT "Can Do" Lists for Teachers of Foreign Languages // Information and Communications Technology for Language Teachers (ICT4LT), Slough, Thames Valley University [Online]. 2009 / Ed. G. Davies. URL: http://www.ict4lt.org/en/ICT_ Can Do Lists.doc
языка в области ИКТ. Для получения сертификата по ИК-ком-петенции преподавателям необходимо пройти базовый (Certificate Foundation Course) и продвинутый (Certificate Completion Course) курсы, а также два любых специализированных курса, рассматривающих использование ИКТ для развития различных речевых навыков, для управления учебным процессом и его администрирования, для создания учебных материалов и программ курсов, для реализации веб-проектов и т.д.
На сайте проекта E-Consultants (http://www.theconsultants-e.com), реализуемого Тринити Колледж (Великобритания) и Департаментом образования Каталонии (Испания), предлагается новый курс, при успешном прохождении которого преподаватели получают международный сертификат "Обучение языкам с помощью ИКТ" (Certificate in Teaching Languages with Technology). Этот практический курс рассчитан на 120 часов и включает три основных модуля — базовые компьютерные навыки и умения, ИКТ в преподавании иностранных языков и метод веб-проектов в обучении иностранным языкам.
В Российской Федерации различные университеты и центры предлагают большое количество программ повышения квалификации педагогов в области ИКТ и подготовки кадров для системы дистанционного обучения: Иркутский государственный педагогический университет (ИГПУ), Московский институт электроники и математики (МИЭМ), Томский государственный университет, Институт ЮНЕСКО по ИИТО в образовании, Центр дистанционного образования "Эйдос", Международный совет по стандартам в области обучения, Московский центр интернет-образования и др.
Почти все вышеперечисленные университеты и центры предлагают программы повышения квалификации по двум уровням — базовому, своего рода инварианту знаний, умений и опыта применения ИКТ для решения прикладных задач, и профессиональному, предполагающему подготовку специалистов различных профилей в разнообразных областях знаний. Например, Международный совет по стандартам в области обучения (http://www.ibstpi.org) предлагает курс для специалистов в области педагогического дизайна, четко разделяя знания, которыми должны овладеть специалисты данного уровня, и практические навыки, которыми они должны овладеть в ходе курса. Центр дистанционного обучения МИЭМ предлагает программы подготовки специалистов в области дистанционного обучения (ДО). В частности, компетенции разработчика материалов ДО разделены на 7 блоков — системный, методический, психолого-педагогический, технологический, эргономический, управленческий и коммуникативный; компетенции преподава-
теля-тьютора включают 5 блоков — общедидактический, корпоративный, технологический, методический и коммуникативный. ИИТО ЮНЕСКО предлагает 11 программ13, из которых 5 направлены на подготовку профильных специалистов в области дистанционного обучения, электронных библиотек и медиатекста. Для педагогов вузов в ИИТО ЮНЕСКО разработаны базовые курсы — "Основы компьютерной грамотности", "Интернет в образовании"14, "Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ"15. Последний курс включает три вводных модуля по подготовке к преподаванию с использованием ИКТ, к работе с электронными ресурсами и коммуникационными технологиями.
Таким образом, на основе анализа научно-методических разработок в области повышения квалификации педагогов в сфере информатизации в РФ и учета опыта зарубежных разработок в этой области можно выделить общие направления для существующих систем повышения квалификации преподавателей в области ИКТ Они могут быть представлены двумя ступенями: "Базовые ИК-компетенции педагогических кадров" и "Профессиональные ИК-компетенции педагогических кадров" (табл. 3). В каждой из ступеней предусматривается подготовка по нескольким профильным направлениям. Например, уровни Б и В могут быть представлены несколькими профильными направлениями — предметно-методическим, дистанционно-методическим, учебно-административным, медиатечным. Причем внутри второй ступени предлагается выделить два уровня — овладение профессиональными знаниями и умениями в области ИКТ без поддержки информационной обучающей среды вуза или школы и овладение профессиональными знаниями и умениями в области ИКТ при наличии информационной обучающей среды. Второй уровень В предполагает наличие продвинутой профессиональной компетенции, позволяющей педагогическим работникам заниматься вопросами проектирования виртуального учебного пространства на базе ИОС учебного заведения.
На основе вышесказанного, а также уже созданных курсов повышения ИК-компетенции педагогов в РФ и за рубежом на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ был разработан дистанционный курс "ИКТ в преподавании иностранных языков" (http://ikt.fil.msu.ru), предназначенный для развития профессиональной ИК-компетенции педагогов (уровень Б, профиль подготовки
13 http://www.iite.ru/img/upload/programma_rus.pdf
14 См.: Моисеева М.В. Интернет в образовании: Программа специализированного учебного курса. М., 2006.
15 См.: Моисеева М.В., Степанов В.К., Патаракин А.Д. и др. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ: Базовый учебный курс. М., 2008.
Таблица 3
Структура ИК-компетенции педагогических кадров
Базовая ИК-ком-петенция А. Пользовательские знания и умения Профили подготовки
Преподаватель Методист-преподаватель дистанционного обучения (ДО) Управленец-администратор
Профессиональная ИК-ком-петенция Б. Профессиональные знания и умения без ИОС Преподаватель Методист-преподаватель ДО Автор медиатек и электронных библиотек Управленец-администратор
В. Профессиональные знания и умения при наличии ИОС ( проектирование) Проектирование очного учебного процесса Проектирование форм ДО Проектирование медиатек и электронных библиотек Основы педдизайна
предметно-методический). Данный уровень ИК-компетенции преподавателя иностранных языков предполагает знания о:
• педагогических технологиях, используемых в обучении иностранным языкам с применением ИКТ;^ психолого-педагогических подходах к исследованию проблемы обучения с применением ИКТ;
• достижениях в области ИКТ, возможностях их использования в образовательном процессе, в научно-исследовательской сфере;
• дидактических основах применения информационных ресурсов в учебном процессе;
• требованиях к созданию и применению ЭОР;
• принципах критической оценки ЭОР, созданных профессионалами в области преподавания иностранных языков;
• существующих стандартах и форматах ЭОР;
• дидактических возможностях и функциях сервисов Веб 2.0, а именно блога, подкаста, микроблога, приложений Гугл, технологии вики;
• методических основах создания динамической программы, ее видах, принципе создания, структуре;
• методических основах внедрения технологии веб-проектов и е-портфолио;
• дидактических возможностях, предоставляемых базой системы управления Joomla!, и т.д.
Особое значение приобретает представление об ИКТ как инструменте исследовательской деятельности, поскольку преподаватель высшей школы должен владеть представлениями как о возможно-
стях ИКТ в предметной области, так и об их педагогических/образовательных потенциалах, поэтому ядро педагогических ИК-компе-тенций описывается через набор необходимых преподавателю умений:
• создать тесты по лексике, грамматике по существующим веб-шаблонам или с помощью программ HotPotatoes, Quia;
• создать творческие и поисковые задания форматов Hotlist, Multimedia Scrapbook, Treasure Hunt, WebQuest для развития социокультурной компетенции;
• создать свой собственный учебный сайт на базе системы управления Joomla!;
• создать свой собственный обучающий блог, уметь инкорпорировать в него другие социальные сервисы, обеспечивающие мультимедийную поддержку учебного процесса;
• создать и разместить динамическую учебную программу курса на блоге, сайте;
• подготовить основные этапы внедрения веб-проектов и е-порт-фолио в учебный процесс;
• использовать сервисы Веб 2.0 — подкасты, видеосервисы (YouTube), вики, микроблоги, сервисы социальных закладок для развития навыков аудирования, говорения, письма;
• использовать сервисы Веб 2.0 для создания мультимедийных лекций;
• использовать коммуникационные технологии, в частности электронную почту, телеконференции, форумы, чаты, видеоконференции, веблоги, для развития собственной профессиональной компетентности;
• использовать коммуникационные технологии для проведения вебинаров;
• использовать коммуникационные технологии для развития коммуникативных компетенций обучающихся;
• создать свой учебный подкаст, страницу на сервисе социальных закладок (Delicious, Diigo), на сервисе обмена видеопрезентациями (SlideShare);
• пользоваться форумом, микроблогом для проведения дискуссий в учебном процессе;
• осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий, новейших сервисов Веб 2.0 и т.д.
Курс создан на объектно ориентированной динамической системе управления обучением Moodle, состоит из 10 модулей, которые включают теоретическую часть, РР-презентации, видеозапись лекции, контрольные вопросы, практические задания, рабочую тетрадь. Выполнение каждого модуля рассчитано на одну неделю. Регуляр-130
ное общение с тьютором-консультантом осуществляется посредством форума, личных сообщений, а также сервисов Веб 2.0 (блога, микроблога).
Таким образом, на основе возрастающей мотивации и образовательной активности преподавателей в области информатизации образования в системе повышения квалификации формируются условия, способствующие воспитанию педагогических кадров высшей школы, уровень ИК-компетенции которых должен соответствовать требованиям современного этапа образования. Педагоги, прошедшие соответствующий курс обучения, должны овладеть качественно новыми знаниями и умениями, позволяющими применять ИКТ в профессиональной деятельности.
Список литературы
Моисеева М.В. Интернет в образовании: Программа специализированного учебного курса. М., 2006. Моисеева М.В., Степанов В.К., Патаракин А.Д. и др. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ: Базовый учебный курс. М., 2008.
Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития: Аналитический обзор. СПб., 2009. Среднесрочная стратегия ИИТО на 2008—2013 гг. М., 2010. Davies G. ICT "Can Do" Lists for Teachers of Foreign Languages // Information and Communications Technology for Language Teachers (ICT4LT). Slough, Thames Valley University, 2009 / Ed. G. Davies. URL: http://www.ict4lt.org/en/ICT_Can_Do_Lists.doc Education Queensland. Minimum Standards for Teachers-Learning
Technology. Australia, 1999. URL: http://education.qld.gov.au European E-competence Framework. Version 2.0. September 2010. URL:
www.ecompetences.eu International Society for Technology in Education. Educational Computing and Technology Standards for Technology Facilitation, Technology Leadership and Secondary Computer Science Education, 2002. URL: http://cnets.iste.org