Научная статья на тему 'Развитие ИК-компетенции у преподавателей иностранных языков с помощью дистанционного курса'

Развитие ИК-компетенции у преподавателей иностранных языков с помощью дистанционного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИК-КОМПЕТЕНЦИИ / IC TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / ICT COMPETENCE / IT SKILLS OF LANGUAGE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Светлана Владимировна

Рассматриваются стратегии, которые положены в основу курса повышения квалификации «ИКТ в преподавании иностранных языков», разработанного для преподавателей иностранных языков, которые стремятся внедрить ИКТ в традиционный процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing of ICT competence of language teachers through an online professional development course: strategies and challenges

Thе paper is oriented to analyze the results of a research review on standards and structure of ICT competence of language teachers designed by both Russian and foreign recognized bodies and specialists as well as the ways of estimation of ICT competence. The presenter shares strategies and experience that she, as a tutor and as an author, uses in an online professional development course «ICT Integration into Language Classroom» which is taught at MSU for teachers who would like to acquire the necessary knowledge and IT skills to effectively blend ICT with their traditional face-to-face courses.

Текст научной работы на тему «Развитие ИК-компетенции у преподавателей иностранных языков с помощью дистанционного курса»

Education Online

85

Развитие ИК-компетенции у

С.В. ТИТОВА, профессор преподавателей иностранных

МГУ им. М.В. Ломоносова языков с помощью

дистанционного курса

Рассматриваются стратегии, которые положены в основу курса повышения квалификации «ИКТ в преподавании иностранных языков », разработанного для преподавателей иностранных языков, которые стремятся внедрить ИКТ в традиционный процесс обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебный процесс, ИК-компетенции.

К сожалению, зачастую использование инновационных методов на основе ИКТ не облегчает учебную деятельность, а скорее перегружает и осложняет ее, приводя тем самым к разочарованиям и неудачам. Избежать подобных последствий можно за счет методически обоснованного и целесообразного применения компьютерных средств обучения при наличии основополагающих условий успешной интеграции ИКТ в учебный процесс, а именно: соответствующего технического оснащения; информационной образовательной среды; устойчивой мотивации педагога и обучающегося; информационно-коммуникационной компетенции субъектов образования.

Согласно данным Министерства связи и массовыхкоммуникаций, а также Internet World Stat, число пользователей Интернета в России к концу 2010 г. составит 60-80 млн. В России насчитывается 54 тыс. школ; из них доступ к Интернету имеют 50 тыс. С таким показателем Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей сети, занимая в этом списке седьмое место. В этих условиях применение ИКТ в образовательном процессе высшей школы становится исключительно важным.

Что касается методической поддержки учебного процесса с использованием ИКТ, то сейчас происходит процесс унификации, стандартизации и гармонизации требований к созданию и контролю результатов использования электронных образовательных ресурсов с международными ИКТ-стандартами, ведется разработка и апроба-

ция информационного обеспечения системы оценки качества профессионального образования, идет создание автоматизированной системы мониторинга программ опережающего обучения в Российской Федерации [1]. Сегодня на повестке дня сложный вопрос, касающийся безопасности учебного процесса с поддержкой ИКТ, в частности, решается задача обеспечения связности сегментов образовательной сети с фильтрацией доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания.

Мотивация как педагогов, таки обучающихся киспользованию ИКТ в учебном процессе обусловливается прежде всего введением новых образовательных стандартов, на которые высшие учебные заведения РФ переходят в 2010-2011 гг. ИК-компетенция обучающихся присутствует в проектах образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых МГУ им. М.В. Ломоносова для реализуемыхобразовательныхпрограмм ВПО, причем на уровне не только универсальных инструментальных и системных компетенций обучающихся, но и профессиональных компетенций. ИК-компетенция преподавателей специальных дисциплин рассматривается в проектах новых стандартов, разработанных на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, как их профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной деятельности как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятель-

86

Высшее образование в России • № 8-9, 2011

ности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, согласно требованиям к общим условиям реализации новых образовательных программ, удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять не менее 55% аудиторных занятий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 35% аудиторных занятий. Выполнение этого требования возможно только при условии использования инновационных методов и форм обучения, нацеленных на формирование умений самостоятельно извлекать знания и развитие критического мышления обучающегося. В учебном процессе должны применяться какновые формы учебной деятельности (интерактивные слайд-лекции, веби-нары, семинарские занятия, основанные на динамической презентации материала, тренинги и компьютерные симуляции), так и новые типы заданий и упражнений (учебнотренинговые задания;слайд-презентации; поисковые задания; специально ориентированные коммуникативные задания; групповые веб-проекты, телекоммуникационные дискуссии с участием специалистов из отечественных и зарубежных вузов и т.д.).

В этих условиях необходимы качественно новые педагогические технологии, повышающие ИК-компетенцию как педагогов, так и обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Совершенно очевидно, что любая программа повышения квалификации педагогов в области ИКТ должна опираться на международные стандарты в области ИКТ, учитывать профили подготовки, быть практически ориентированной, нацеленной не просто на передачу навыков и знаний, а на реальные изменения в обучении, обеспечивать профессиональное общение педагогов, проходящих курс, и обновление учебной виртуальной среды [2].

На основе анализа научно-методических разработок можно выделить общие

направления повышения квалификации преподавателей в области ИКТ. Они могут быть представлены двумя ступенями: 1) базовые ИК-компетенции педагогических кадров и 2) профессиональные ИК-компетенции педагогических кадров. На каждой ступени предусматривается подготовка по нескольким профильным направлениям (предметно-методическому,дис-танционно-методическому, учебно-административному, медиатечному).

На факультете иностранных языков и регионоведения МГУ разработан дистанционный курс “ИКТ в преподавании иностранных языков” (http://ikt.ffl.msu.ru), предназначенный для развития профессиональной ИК-компетенции педагогов (уровень Б, профиль подготовки - предметнометодический). Он содержит знания о:

• педагогических технологиях, используемых в обучении иностранным языкам с применением ИКТ;

• психолого-педагогических подходах к исследованию проблемы обучения с применением ИКТ;

• достижениях в области ИКТ, возможностях их использования в образовательном процессе, в научно-исследовательской сфере;

• дидактических основах применения информационных ресурсов в учебном процессе;

• требованияхк созданию и применению ЭОР (электронных обучающихресурсов);

• принципах критической оценки ЭОР, созданных профессионалами в области преподавания иностранных языков;

• существующих стандартах и форматах ЭОР;

• дидактических возможностях и функциях сервисов Веб 2.0 (блог, подкаст, микроблог, приложения Google, технологии wiki);

• методических основах создания динамической программы, ее видах, принципах создания, структуре;

• методических основах внедрения технологии веб-проектов и е-портфолио;

Education Online

87

• дидактических возможностях, предоставляемых базой системы управления Joomla.

Особое значение приобретают знания об ИКТ как инструменте исследовательской деятельности, так как преподаватель высшей школы должен иметь представления о педагогических/ образовательных возможностях ИКТ. Поэтому педагогические ИК-компетен-ции описываются через набор следующих необходимыхпреподавателю умений:

• создавать тесты по лексике, грамматике по существующим веб-шаблонам или с помощью программ HotPotatoes, Quia;

• создавать творческие и поисковые задания форматов Hotlist, Multimedia Scrapbook, Treasure Hunt, WebQuest для развития социокультурной компетенции;

• создавать свой собственный учебный сайт на базе системы управления Joomla;

• создавать свой собственный обучающий блог, инкорпорировать в него другие социальные сервисы, обеспечивающие мультимедийную поддержкуучебного процесса;

• создавать и размещать динамическую учебную программу курса на блоге, сайте;

• осуществлять основные этапы внедрения веб-проектов и е-портфолио в учебный процесс;

• использовать сервисы Веб 2.0 - подкасты, видеосервисы (YouTube), вики, микроблоги, сервисы социальных закладок для развития навыков аудирования, говорения, письма;

• применять сервисы Веб 2.0 для создания мультимедийных лекций;

• использовать коммуникационные

технологии,в частности электронную почту, телеконференции, форумы, чаты, видеоконференции для развития собственной профессиональной компетентности;

• задействовать коммуникационные технологии в проведении вебинаров;

• применять коммуникационные технологии для развития коммуникативных компетенций обучающихся;

• создавать свой учебный подкаст, страницу на сервисе социальных закладок (Delicious, Diigo), на сервисе обмена видеопрезентациями (SlideShare);

• пользоваться форумом, микроблогом для проведения дискуссий в учебном процессе;

• осуществлять научно-исследовательскую деятельность с помощью информационных и коммуникационных технологий, новейших сервисов Веб 2.0 и т.д.

В системе повышения квалификации нужно сформировать условия для формирования у педагогических кадров высшей школы ИК-компетенций в соответствии с требованиями современного образования и международными ИКТ-стандартами.

Литература

1. Применение ИКТ в высшем образовании

стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития: Аналитический обзор. СПб.: ГУАП, 2009.

2. Моисеева М.В., Степанов В.К., Патара-

кин А.Д. и др. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс. М.: Сервис, 2008.

TITOVA S. DEVELOPING OF ICT COMPETENCE OF LANGUAGE TEACHERS THROUGH AN ONLINE PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSE: STRATEGIES AND CHALLENGES

The paper is oriented to analyze the results of a research review on standards and structure of ICT competence of language teachers designed by both Russian and foreign recognized bodies and specialists as well as the ways of estimation of ICT competence. The presenter shares strategies and experience that she, as a tutor and as an author, uses in an online professional development course «ICT Integration into Language Classroom » which is taught at MSU for teachers who would like to acquire the necessary knowledge and IT skills to effectively blend ICT with their traditional face-to-face courses.

Keywords: IC technologies, educational process, ICT competence, IT skills of language teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.