Научная статья на тему 'Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка'

Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3175
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИКТ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СТРУКТУРА ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ICT COMPETENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER / ICT COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER / COMPONENTS OF ICT COMPETENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER / ICT COMPETENCE STRUCTURE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстигнеев Максим Николаевич

Работа посвящена вопросу формирования ИКТ компетентности учителя иностранного языка. В ней уточняются определения понятий «ИКТ компетентность» и «ИКТ компетенция» учителя иностранного языка, разрабатывается номенклатура знаний и умений, составляющих ИКТ компетенцию учителя иностранного языка, предлагается структура ИКТ компетентности, а также раскрывается соотношение компонентного состава ИКТ компетенции и структуры ИКТ компетентности учителя иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстигнеев Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper addresses the issue of the development of ICT competence in teaching foreign languages. The author gives definitions of «ICT competency» and «ICT competence», develops taxonomy of knowledge and skills that make up the ICT competency of foreign language teacher, shows the ICT competence structure of foreign language teacher, and describes the relationship between the components of ICT competency and the ICT competence structure of foreign language teacher.

Текст научной работы на тему «Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378

СТРУКТУРА ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

М.Н. Евстигнеев

Аннотация. Работа посвящена вопросу формирования ИКТ компетентности учителя иностранного языка. В ней уточняются определения понятий «ИКТ компетентность» и «ИКТ компетенция» учителя иностранного языка, разрабатывается номенклатура знаний и умений, составляющих ИКТ компетенцию учителя иностранного языка, предлагается структура ИКТ компетентности, а также раскрывается соотношение компонентного состава ИКТ компетенции и структуры ИКТ компетентности учителя иностранного языка.

Ключевые слова: ИКТ компетентность учителя иностранного языка; ИКТ компетенция учителя иностранного языка; компонентный состав компетенции учителя иностранного языка; структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка.

Одной из ключевых компетенций, которой должны овладеть учителя иностранного языка, является компетенция в области использования информационно-коммуникационных технологий [1]. Сразу же необходимо отметить, что существуют два термина: ИКТ компетентность и ИКТ компетенция, которые часто используются как синонимы, но они обозначают разные аспекты, связанные с владением информационно-коммуникационными технологиями.

В данном исследовании вслед за А.В. Хуторским [2] под компетенцией мы понимаем отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке специалиста, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, а под компетентностью -уровень владения специалистом соответствующей компетенцией, включающий его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В этой связи под ИКТ компетенцией учителя иностранного языка мы предлагаем понимать конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях и практических умений создания и использования учебных Интернет-ресурсов, социальных сервисов Веб 2.0 и других ИКТ технологий в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.

ИКТ компетентность учителя иностранного языка - это способность использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие информационно-коммуникационные технологии с целью

формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.

В научной литературе при рассмотрении структуры компетентности ученые традиционно выделяют четыре или пять компонентов. Например С.В. Тришина [3], описывая структуру информационной компетентности, выделила следующие пять компонентов: когнитивный, ценностно-

мотивационный, технико-технологический, коммуникативный и рефлексивный. Другие исследователи, в частности В.В. Котенко и С. Л. Сурмен-ко [4], выделяют четыре компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и педагогическую рефлексию.

Если провести анализ двух классификаций структуры информационной компетентности, то можно увидеть, что дидактическое наполнение деятельностного компонента в классификации В.В. Котенко и С.Л. Сур-менко [4] включает в себя два компонента классификации С.В. Тришиной [3]: коммуникативный и технико-технологический. Вместе с тем следует заметить, что для С.В. Тришиной приоритетными выступают умения общаться средствами информационно-коммуникационных технологий, в то время как умения использовать Интернет-ресурсы для образования и самообразования остаются вне предлагаемой автором классификации.

Следует также отметить, что данные классификации компонентного состава информационной компетентности носят сугубо теоретический характер и не могут быть использованы на практике в существующем виде. Это происходит потому, что не существует четкой грани между умениями, составляющими разные компоненты. Наоборот, в реальной жизни многие умения одновременно относятся к нескольким компонентам. В частности, умение осуществлять поиск и отбор Интернет-ресурсов по иностранному языку одновременно относится и к когнитивному компоненту, ибо это умение производить операции с информацией, и к деятельностному компоненту, отражающему способность использовать новые информационные технологии для работы с информацией.

В нашем исследовании при рассмотрении структуры ИКТ компетентности учителя иностранного языка мы выделяем следующие взаимосвязанные пять компонентов:

1. Когнитивный - овладение знаниями и умениями использовать ИКТ технологии в обучении иностранному языку, а также понимание целей и задач и видение способов и результатов интеграции ИКТ в обучении иностранному языку. Например: умение осуществлять поиск и отбор информации на изучаемом языке включает в себя теоретические основы работы с поисковыми системами сети Интернет, общие правила поиска информации на изучаемом языке, знание критериев оценки и отбора наиболее качественных источников информации и т.д.

2. Операционный - развитие умений практического использования ИКТ технологий в обучении иностранному языку. Например: умение использовать технологии Веб 2.0 (социальные сервисы блогов, вики, под-

кастов, закладок) в обучении иностранному языку заключается в свободном использовании оболочек, предлагаемых технологиями Веб 2.0, и применении теоретических знаний на практике, а именно использование блогов в индивидуальной или групповой работе в классе, создание авторских блогов и подкастов, редактирование чужих вики-станиц и т.д.

3. Аксиологический - проявление интереса к овладению ИКТ технологиями, мотивация использования новых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя иностранного языка для решения учебных целей и задач. Например: умение производить оценку получаемой информации представляет собой осознание сущности использования критериев оценки Интернет-ресурсов в обучающих целях с дальнейшим применением их в своей профессиональной деятельности и т.д.

4. Коммуникативный - формирование навыков общения на изучаемом языке при помощи ИКТ технологий и использование языка как средства работы с информацией на иностранном языке. Например: умение использовать лингвистический корпус и другие справочные материалы в формировании грамматических и лексических навыков включает в себя использование языка как средства поиска, понимания и употребления основных правил грамматики и лексики в разных ситуациях общения и т.д.

5. Рефлексивный - развитие самооценки личности и проведение самоанализа производимой деятельности учителя иностранного языка. Например: умение использовать онлайн-тесты для контроля и самоконтроля успеваемости заключается в проверке усвоенных знаний, исправлении ошибок, выведении определенных выводов и т.д.

В ряде работ П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева [5-13] показан компонентный ИКТ компетенции учителя иностранного языка, включающий следующие компоненты:

Знания:

- об основных поисковых системах и общих правилах поиска и отбора информации в сети Интернет на иностранном языке для учебных целей [6, 11];

- о критериях оценки и отбора получаемой информации из сети Интернет на иностранном языке для учебных целей [6, 11];

- структуре пяти видов (хотлист, мультимедийный скрэпбук, сабд-жект сэмпла, трежа хант, вебквест) авторских учебных Интернет-ресурсов (по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка) и их методическом потенциале [5, 6, 11];

- средствах синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации, используемых в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (электронная почта, вебфорум, чат, ICQ);

- технологиях Веб 2.0, используемых в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (социальных сервисах блогов, вики, подкастов, закладок) и их методическом потенциале [7-11];

Умения/ компоненты Когнитивный Операционный Аксиологический Коммуникативный Рефлексивный

1 2 3 4 5 6

Осуществлять поиск и отбор Интер-нет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей Знать основы поиска в сети Интернет, основные поисковые системы Уметь осуществлять поиск и отбор Интер-нет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей Осознавать важность поиска и отбора Интер-нет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей Использовать иностранный язык как средство поиска и отбора Интернет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей Производить самооценку и самоанализ при поиске и отборе Интернет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей

Производить оценку получаемой информации Знать критерии оценки получаемой информации из сети Интернет Уметь производить оценку получаемой информации Осознавать важность критической оценки Интернет-ресурсов в учебных целях Использовать иностранный язык как средство оценки получаемой информации Производить рефлексию при оценке получаемой информации

Создавать пять видов авторских учебных Интернет-ресурсов Знать структуру и методический потенциал авторских учебных Интернет-ресурсов Уметь создавать пять видов авторских учебных Интернет-ресур-сов Осознавать методический потенциал разработки пяти видов авторских учебных Интернет-ресурсов Использовать иностранный язык как средство разработки пяти видов учебных Ин-тернет-ресурсов Производить самооценку и самоанализ при разработке пяти видов учебных Ин-тернет-ресурсов

Использовать средства синхронной и асинхронной Ин-тернет-коммуни-кации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Знать о средствах синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации, их методическом потенциале и владеть методикой их использования в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Уметь использовать средства синхронной и асинхронной Интер-нет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Осознавать методический потенциал использования средств синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Использовать иностранный язык как средство работы со средствами синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Производить самооценку и самоанализ при работе со средствами синхронной и асинхронной Интер-нет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка

1 2 3 4 5 6

Использовать технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Знать о методическом потенциале и владеть методикой использования технологий Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Уметь использовать технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Осознавать методический потенциал использования технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Использовать иностранный язык как средство работы с технологиями Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка Производить самооценку и самоанализ при работе с технологиями Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка

Использовать лингвистический корпус и другие информаци-онно-справочные материалы в формировании грамматических и лексических навыков речи и речевых умений Знать, что такое лингвистический корпус и другие информационносправочные материалы, а также их методический потенциал в формировании грамматических и лексических навыков речи и речевых умений Уметь использовать лингвистический корпус и другие информацион-но-справочные материалы в формировании грамматических и лексических навыков речи и речевых умений Осознавать методический потенциал использования лингвистического корпуса и других информационносправочных материалов в формировании грамматических и лексических навыков речи и речевых умений Использовать иностранный язык как средство работы с лингвистическим корпусом и другими информационносправочными материалами в формировании грамматических и лексических навыков и речевых умений Производить самооценку и самоанализ при работе с лингвистическим корпусом и другими информационносправочными материалами в формировании грамматических и лексических навыков и речевых умений

Использовать онлайн-тесты для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся Знать о видах онлайн-тестов для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся Уметь использовать онлайн-тесты для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся Осознавать методический потенциал использования онлайн-тестов для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся Использовать иностранный язык как средство работы с онлайн-тестами для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся Производить самооценку и самоанализ при работе с онлайн-тестами для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся

- лингвистическом корпусе и других информационно-справочных материалах, способствующих формированию грамматических и лексических навыков речи [12, 13];

- об основных видах онлайн-тестов для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся.

Умения:

- осуществлять поиск и отбор Интернет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей [6, 11];

- производить оценку получаемой информации из сети Интернет для учебных целей [6, 11];

- создавать пять видов (хотлист, мультимедийный скрэпбук, сабд-жект сэмпла, трежа хант, вебквест) авторских учебных Интернет-ресурсов (по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка) и использовать их в учебном процессе [5, 6, 11];

- использовать средства синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (электронная почта, вебфорум, чат, ICQ);

- использовать технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (социальные сервисы блогов, вики, подкастов, закладок) [7-11];

- использовать лингвистический корпус и другие информационносправочные материалы в формировании грамматических и лексических навыков речи [12, 13];

- использовать онлайн-тесты для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся.

В таблице представлено соотношение компонентного состава ИКТ компетенции и структуры ИКТ компетентности учителя иностранного языка.

Литература

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. Утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования». М.: Минздравсоцразвития, 2009.

2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.

3. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm

4. Котенко В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. URL: www.omsk.edu

5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: Учеб.-метод. пособие. М.: Глосса-Пресс: Феникс, 2010. 189 с.

12. Сысоев П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 12-21.

13. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 99-111.

THE FOREIGN LANGUAGE TEACHER ICT COMPETENCE STRUCTURE Evstigneev M.N.

Summary. This paper addresses the issue of the development of ICT competence in teaching foreign languages. The author gives definitions of «ICT competency» and «ICT competence», develops taxonomy of knowledge and skills that make up the ICT competency of foreign language teacher, shows the ICT competence structure of foreign language teacher, and describes the relationship between the components of ICT competency and the ICT competence structure of foreign language teacher.

Key words: ICT competency of foreign language teacher; ICT competence of foreign language teacher; components of ICT competency of foreign language teacher; ICT competence structure of foreign language teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.